Перейти на главную страницу
2. Пока в готовом виде не «вложишь» материал в их «умную» голову, никакого эффекта не добьешься.
3. Когда выучат, тогда и ответят.
4. Дай им волю — беды не оберешься.
1. Полноценная умственная деятельность ученика — это прежде всего осмысление, а не механическое заучивание материала.
2. Известный немецкий математик Клейн пошутил однажды: «Нынешний гимназист подобен пушке, которую десять лет начиняют знаниями, а потом выстреливают, и после этого в ней ничего не остается». Слова ученого, конечно, лишь шутка. Но вдумайтесь: не происходит ли порой что-то подобное и с нашими учениками? Собственные наблюдения, живая мысль, самостоятельные выводы подменяются механическим запоминанием. Это отбивает всякую охоту учиться.
3. Мнения самих учеников по сути своей совпадают с самыми прогрессивными установками педагогической науки. Вот лишь некоторые из них: «Очень ценю умелое изложение самой сути материала. Приятно, когда педагогу интересно наше мнение»;
«Мне нравится глубина и ясность объяснения. Только поняв до конца то, что учишь, можно извлечь пользу из материала», — и т, п.
4. Особенно нетерпимы для учеников доводы типа «Делай так, как тебе сказано». Нельзя приучить школьников делать то, в целесообразности и правильности чего они не убеждены.
5. Нет ничего удивительного, что на предложение: «Вот вам, пожалуйста, возможность проявить себя, свое творчество и инициативу», — ребята отвечают молчанием... Не привыкли. А не привыкли они, ученики, потому, что не привыкли мы, учителя. Задумывались ли вы над тем, что порой предложения ребят — «обуза» для нас, лишние хлопоты и беспокойство?
6. Запомните: научить самостоятельности на словах, лишая своих подопечных возможности что-то решать самостоятельно, невозможно.
1. Во всех наших «бедах» мы часто обвиняем «неудачный подбор» учеников в классе. А ведь начинать надо с себя. Именно позиция учителя на уроке создает отличия в отношениях учеников к изучаемому предмету. Сводя весь процесс обучения к заучиванию устоявшихся точек зрения и общепринятых оценок, мы освобождаем ученика от необходимости мыслить самостоятельно. В центре урока должна быть мысль, руководимая педагогом, а не воспроизведение готовых формулировок. Воображение, фантазия, собственные мысли учеников — эти «сокровища» нужно «добывать» на уроке.
2. Отступление от трафарета — не основание для «тройки» или заниженной «четверки». Запоминание требует избыточной, исчерпывающей информации. А есть ли эта «избыточность» в учебниках?
3. Вы научили своих учеников самостоятельно работать с книгой? Это непростое умение. Само по себе это умение не возникает. К сожалению, ученики совсем не владеют элементарной технологией самого процесса учения. Где же наши конкретные рекомендации: «Как работать с учебником?», «Как выполнять домашнее задание?», «Примерное оформление задачи»?
4. Учиться только лишь из чувства долга трудно. Поэтому учение должно быть интересным. Заботимся ли мы о непосредственных интересах наших учеников? Мы чересчур часто говорим об обязанностях и ответственности за учение. И забываем, что должны входить в класс с одной целью: нести своим ученикам радость познания, чтобы каждый из них почувствовал, что можно «любую на свете задачу решить, коль вычесть уныние, волю умножить, упорство прибавить, любовь разделить».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ*
Педагогическая социальная психология
Лекция первая. Предмет возрастной и педагогической
социальной психологии:
ее значение для воспитания и обучения
Своеобразие социально-психологических явлений. Характеристика основных педагогических проблем социальной психологии: формирование, развитие и деятельность личности в процессе общения; особенности межличностного общения как деятельности; психологические особенности общностей (группы и коллективы); психолого-педагогические аспекты изучения массовых социально-психологических явлений (внушение, подражание, заражение). Этнопсихология, этнические стереотипы и предубеждения. Развитие этнической терпимости личности в процессе воспитания.
Лекция вторая. Становление педагогической социальной психологии
Краткий исторический обзор отечественной дореволюционной психолого-педагогической литературы. Возникновение и развитие педагогической социальной психологии. Обзор современного состояния возрастной и педагогической социальной психологии в нашей стране.
Авторы — Я. Л. Коломинский, А. А. Реан.
Лекция третья. Методы педагогической социальной психологии
Объект и предмет социально-психологического исследования. Типы исследований в педагогической социальной психологии. Методы наблюдения. Экспериментальные методы. Методы опроса. Прожективные методы. Обработка результатов исследования.
Лекция четвертая. ПеДЭГОГИЧеСКИе Проблемы
психологии общения
Понятие общения. Широкое и узкое понимание общения. Виды общения: опосредованное и неопосредованное, прямое и косвенное. Общение как деятельность. Общение и взаимоотношения.
Общение и социализация личности. Возникновение и развитие потребности в общении на ранних ступенях онтогенеза. Общение ребенка со взрослым и его роль в психологическом развитии. Общение детей друг с другом как фактор их психического развития.
Педагогические аспекты социальной перцепции (восприятия человека человеком).
Воспитание как межличностное взаимодействие взрослых и детей.
Программированное и стихийное общение. Педагогическое взаимодействие.
Лекция пятая. Социально-психологическая характеристика групп и коллективов
Типы групп. Понятие о малой группе. Педагогические проблемы типологии групп: организованные и неорганизованные группы, первичные (контактные) и вторичные группы. Поэтапное развитие группы как коллектива. Теория деятельностного опосредования и ее педагогическое значение. Социально-психологические параметры индивидуального своеобразия детских, подростковых и юношеских коллективов.
Лекция шестая. Психологическая структура школьного класса и методы ее изучения
Понятие психологической структуры школьного класса. Структура личных отношений. Структура деловых отношений.
Педагогические проблемы их оптимизации.
Социометрическое и аутосоциометрическое изучение взаимоотношений. Подготовка и проведение социометрических и аутосоциометрических опытов: их представление и обработка; педагогическая интерпретация результатов.
Социально-психологическое изучение общения. Сопоставление данных о взаимоотношениях и общении.
Лекция седьмая. Положение личности в школьном классе
Понятие о положении личности в группе. Социометрический статус и его детерминация. Влияние особенностей личности, успеваемости, индивидуально-психологических особенностей на ее статус. Динамика положения в группе.
Положение трудновоспитуемых подростков в классе.
Влияние положения в группе на развитие личности. Роль учителя в оптимизации положения школьника в классе.
Лекция восьмая. Сплоченность школьного класса
Понятие сплоченности. Взаимные отношения как фактор сплоченности. Ценностно-ориентационное единство коллектива и методы его изучения. Группировки в школьном классе, педагогические методы работы с группировками.
Взаимоотношения мальчиков и девочек, дифференцированный подход к их воспитанию.
Лекция девятая. ВлИЯНИв общеНИЯ В КЛЭССв
на формирование личности школьника
Осознание и переживание детьми своих взаимоотношений со сверстниками. Межличностное восприятие.
Референтность группы для личности. Референтометрия. Педагогическое значение проблемы референтности. Виды потери референтности и ее профилактика.
Проблема межгрупповых отношений.
Лекция десятая. Учитель В ШКОЛЬНОМ КЛЭССе
Представления учителя о психологической структуре детского коллектива. Понятие о динамической вариоструктуре группы.
Стиль педагогической деятельности учителя и его психологическая структура. Характеристика основных стилей педагогической деятельности. Влияние стиля на межличностные отношения.
Социальная перцепция в системе «учитель—ученик».
Стратегия и тактика оценочной деятельности учителя.
Социально-психологические особенности коллектива учителей.
Педагогическая команда: психолого-педагогические принципы ее организации.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
тема 1. Педагогические проблемы социальной психологии
Понятие о педагогической социальной психологии. Основные проблемы педагогической социальной психологии: закономерности формирования личности в процессе общения с окружающими; закономерности процессов общения подрастающего человека со сверстниками и взрослыми; закономерности функционирования и развития групп и коллективов; воздействие на личность и коллектив массовых социально-психологических явлений (общественное мнение, мода, массовые коммуникации).
Изучение педагогических проблем социальной психологии в отечественной науке. Проблемы педагогической социальной психологии в современной психолого-педагогической науке.
Тема 2. Общение и развитие личности
Понятие общения в социальной психологии и педагогике. Широкое понимание общения как системы всех связей и отношений человека с человеком. Виды общения. Общение и межличностные отношения.
Межличностное отношение как внутреннее состояние личности, в котором представлены образ, эмоциональное впечатление и суждение, вызванные восприятием другого человека.
Общение как система актов поведения, в которых проявляются, развиваются и видоизменяются межличностные отношения.
Возникновение и развитие общения и взаимоотношений в онтогенезе. Ребенок и взрослый.
Возникновение общения со сверстниками и его роль в развитии личности.
Организованное и стихийное общение школьников со сверстниками. Повышение роли общения со сверстниками в развитии личности подростка, Психологические особенности общения подростков и старшеклассников со взрослыми.
Дружба и любовь в юношеском возрасте.
тема з. Общение в структуре педагогической деятельности
Педагогическая деятельность и педагогическое общение. Педагогическое взаимодействие как единство педагогических отношений и педагогического общения. Типы педагогического взаимодействия.
Личность учителя в системе педагогического взаимодействия. Проблема взаимопонимания учителя и учащихся.
тема 4. Структура педагогического общения
Методы «вхождения» педагога в контакт с учениками. Планирование общения. Своеобразие педагогического общения на этапе опроса. Педагогическое общение в процессе объяснения нового материала. Своеобразие фронтального общения с классом во время урока. Сочетание фронтального общения с индивидуализированным общением на уроке. Организация общения с творческими познавательными группами, созданными на уроке.
Доверительное общение педагога с учениками. Общение в конфликтных ситуациях.
тема 5. Средства и техники педагогического общения
Устная речь как основное средство педагогического общения. Средства выразительности речи учителя.
Речевые и неречевые средства общения. Планирование педагогического общения и подготовка к нему. Владение мимикой, жестами в процессе общения с учениками. Средства повышения коммуникативности педагога.
Тема 6. Стили педагогического взаимодействия
Стиль педагогического общения (руководства). Черты демократического, либерального и авторитарного руководства в педагогическом общении. Отношение учащихся к учителю в связи со стилем его деятельности.
Осознание учителем стиля своего взаимодействия с учениками в целях его оптимизации.
Педагогическая наблюдательность учителя и пути самовоспитания ее.
Тема 7. Классный коллектив
в системе педагогического взаимодействия
Детский и ученический коллективы в системе педагогического взаимодействия. Понятие о группах и коллективах в социальной психологии и педагогике. Социально-психологическая структура классного ученического коллектива и методы
ее изучения. Методы изучения общения в классном коллективе. Методы изучения внутриколлективных взаимоотношений. Наблюдения, опросы, социометрические методики. Характеристика основных систем взаимоотношений в классном коллективе: система отношений ответственной зависимости и организационная структура коллектива; система личных взаимоотношений, гуманистические взаи-i моотношения в классном коллективе и задачи их воспитания.
Особенности педагогического воздействия учителя на классный коллектив.! Группировки внутри коллектива. Педагогическая тактика работы с группировками в зависимости от их особенностей (состав, лидерство, направленность).
Референтность (значимость) коллектива для его членов. Явление потери ре-ферентности и пути ее преодоления.
Индивидуальный подход к классному коллективу.
Тема 8. ИнДИВИДуаЛЬНЫЙ ПОДХОД
в системе педагогического взаимодействия
Значение индивидуализации для системы педагогического взаимодействия. Тактика педагогического общения с учащимися, занимающими различное положение в коллективе. Индивидуальный подход учителя к лидерам: к активистам и хорошо успевающим школьникам, к ученикам, которые находятся в неблагоприятном положении в коллективе. Пути преодоления «психологического барьера» и психологической изоляции отдельных школьников.
Особенности педагогического взаимодействия с родителями; фронтальное общение (родительское собрание); индивидуальное общение с родителями.
Тема 9. Общение в педагогическом коллективе
Особенности взаимоотношений и общения в педагогическом коллективе. Психологическая совместимость учителей, работающих в одном классе. Социально-психологическая адаптация учителя в педагогическом коллективе. Профессиональные и личностные качества учителя, определяющие его положение в педагогическом коллективе. Директор школы как руководитель педагогического коллектива.
ПРАКТИКУМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ По теме 4. Лабораторные занятия в школе
Наблюдение за взаимодействием учителя и учеников. Выделение общения как специфической деятельности. Определение эффективности определенных актов педагогического общения. Выделение актов общения учеников. Анализ результатов наблюдений в аудитории.
Лабораторные занятия в аудитории
Анализ структуры педагогического общения на уроке и в других ситуациях.
Занятия в аудитории. Тренировочные упражнения (обучающие игры): 1) имитация педагогического общения на начальной стадии урока; 2) педагогическое общение с двойной задачей: учитель — отвечающий ученик; учитель — класс во время опроса; 3) моделирование конфликтных ситуаций: учитель — неподготовленный к ответу ученик; учитель — ученики, невнимательные к ответу товарища; учитель — подсказывающие ученики и т.д.
Обучающая игра: организация творческих групп для групповой познавательной деятельности.
Обучающая игра: учитель — провинившийся ученик.
По теме 5. Тренировочные упражнения
Тренировочные упражнения по речи в типичных ситуациях педагогического общения. Дикционная выразительность речи. Краткость, точность, содержательность, эмоциональность и убедительность. Использование основных средств выразительности речи. Имитация выступления перед учениками. Анализ результатов.
Упражнения: умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке; выработка двигательной свободы в процессе педагогической деятельности; упражнения на снятие мышечного напряжения; достижение мышечной свободы и эмоционального благополучия.
Управление инициативой общения. Упражнения на действия в типичных ситуациях.
По теме 6. Лабораторные занятия в школе и аудитории
Наблюдения за педагогической деятельностью учителей для определения стиля педагогического общения.
Отработка методов анализа стиля педагогического общения. Сопоставление стиля общения с его эффективностью.
Овладение методами изучения отношения учеников к учителю: планирование и проведение интервью, анкетирования, проективных экспериментов с учениками.
Упражнения на самоанализ стиля собственного общения с окружающими.
Упражнения на развитие педагогической наблюдательности.
По теме 7. Лабораторные занятия в аудитории и школе
Практическое овладение основными методами изучения межличностных общения и взаимоотношений. Отработка умений и навыков проведения, обработки и анализа социометрических, аутосоциометрических и «референтометрических» экспериментов.
по теме 8. Обучающие имитационные игры
Обучающие имитационные игры по овладению техникой индивидуализации педагогического общения. Отработка ситуаций: учитель— ученик, занимающий благоприятное положение в классе (положительно направленный); учитель — лидер — дезорганизатор; учитель — активист, противопоставивший себя классу; учитель — ученик, находящийся в психологической изоляции.
Обучающие игры: учитель — родители хорошо успевающих учеников; учитель — родители неуспевающих учеников; учитель — родители учеников, нарушающих дисциплину.
Имитационная обучающая игра — отработка педагогического общения на родительском собрании.
По теме 9. Имитационные обучающие игры
Имитационные обучающие игры, моделирующие типичные ситуации общения: в системе учитель — учитель; в системе учитель — администрация школы (завуч, директор).
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ И ОБЩЕНИЯ
Тема 1
Психологическая структура общения и ее отличие от структуры деятельности. Области сближения общения и деятельности. Фатическое общение. Когнитивный, аффективный, поведенческий и социально-перцептивный (социально-когнитивный) компоненты общения.
Тема 2
Общие основы эффективного межличностного взаимодействия. Концепция черт личности субъекта взаимодействия как парадигма в проблеме эффективного общения.
Концепция ситуативной детерминации межличностного взаимодействия. Идея отношений личности к ситуации в контексте проблемы межличностного взаимодействия. Ситуативность и трансситуативность поведения.
Интегративный подход к проблеме детерминации взаимодействия: влияние черт, отношений и ситуации. Позитивная установка как основа эффективного межличностного взаимодействия.
Тема 3
Манипулятивные игры в деловом общении. Стили поведения в общении. Стили поведения в конфликте. Конкуренция, сотрудничество и др.
Тема 4
Стили руководства как стили взаимодействия. Авторитарный, демократический и попустительский стили и их содержание. Влияние стилей на эффективность деятельности и психологический климат. Специфика проявления указанных стилей в педагогическом взаимодействии. Комбинированный стиль.
Влияние стиля на отношение к школе и учебе. Отношение к стилю и его принятие в зависимости от уровня образования работника и уровня его квалификации.
Тема 5
Психология педагогического общения. Продуктивное педагогическое общение. Организационные, дисциплинарные и оценивающие воздействия в структуре продуктивного и непродуктивнбго педагогического общения.
Эффект самореализующегося прогноза в общении. Индивидуальный подход в межличностном и межсубъектном взаимодействии педагога с учащимися. Учет особенностей характерологии, мотивации и стиля учебной деятельности.
Тема 6
Личность как субъект и объект межличностного познания. Когнитивная социальная психология и социальная перцепция. Закономерности и механизмы межличностного познания. Социальные оценочные эталоны. Стереотипизация. Де-центрация. Идентификация. Проецирование. Эмпатия.
Зависимость эффективности межличностного взаимодействия от эффективности познания личности «другого». Ошибки адекватности познания и их влияние на эффективность взаимодействия. Особенности проявления социально-когнитивных феноменов в педагогическом общении.
Роль психологической службы школы в системной организации изучения личности учащегося.
Тема 7
Социальная педагогическая психология —СПб.: Издательство «Питер», 2000. —416 с
26 09 2014
28 стр.
Г85 Управление стрессом. 7-е изд. — Спб.: Питер, 2002. — 496 с: ил. —
08 10 2014
31 стр.
Серия «Мастера психологии» Перевели с английского Е. Волков, И. Волкова, О. Пузырева
15 12 2014
22 стр.
В работе с тестом см лит-ру: Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. М.: Логос, 2001. Часть Гл. 1, 2; Лекции по педагогической психологии
25 09 2014
2 стр.
У36 Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия / К. Уилбер; Пер с англ под ред. А. Киселева. — М: ООО «Издательство act» и др., 2004. — 412, [4] с. —
25 09 2014
22 стр.
Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – Спб.: Питер, 2002. – 320 с
11 10 2014
1 стр.
Кроме того, в этом разделе внимание уделяется межгрупповым отношениям. Завершается курс разделом Практические приложения социальной психологии, в котором кратко представлены основн
10 09 2014
1 стр.
Интернет [Текст] : энциклопедия / под peд. Л. Мелиховой. Спб.; М.; Харьков : Питер, 2000. 528 с ил
18 12 2014
1 стр.