Горина Наталия Михайловна, учитель по развитию слухового восприятия и формированию произношения Мариупольской специальной общеобразовательной школы-интерната I-III ст. №21 Донецкого обласного совета. e-mail:gorina-58@ mail.ru
Лящук Людмила Владимировна, учитель по развитию слухового восприятия и формированию произношения Мариупольской специальной общеобразовательной школы-интерната I-III ст. №21 Донецкого обласного совета. e-mail:gorina-58@ mail.ru
Речевой праздник для детей с нарушениями слуха
Анотація
Даний матеріал мовного свята ілюструє взаємозв’язок роботи з розвитку мови, матеріалами позакласного читання і уроками „Основи здоров’я”. Задачі мовного свята: виховувати свідоме відношення до здоров’я; вчити дітей бажати і вміти зберігати своє здоров’я; виховувати взаємо підтримку та взаємодопомогу, вміння разом протидіяти негативному.
«Приглашаем за здоровьем»
Действующие лица:
Кикиморы
Леший
Картошка
Лук
Капуста
Свекла
Морковь
Петрушка
Карлсон
Вредные привычки
Баба -Яга
Избушка
(Звучит музыка в зал входят кикиморы)
1 кикимора: За здоровьем всех в наш лес приглашаем.
Только вы войдёте, раздвинутся ветви,
Встретит вас улыбкой Баба - Яга.
Вовсе не злодейка она,
А здоровье всем помогает сохранить она.
Слышите шаги? Знаете, кто к нам идёт?
Лесной тропинкою бредёт?
2 кикимора: Нет, нет, нет! Мы не знаем, не слышали ничего.
(В зал входит Леший)
Леший: Что случилось? Где-то что-то провалилось?
Прислушайтесь к окружающему миру,
А не трещите.
У травы– шуршащие слова.
И слышны они едва-едва.
А у ветра все певучие слова.
И от них кружится голова.
А у солнца звонких слов,
Громкогласных песен, огненных стихов.
Всех друзей сегодня я зову
Слышать солнце, ветер и траву.
1 кикимора: Как важно беречь слух, чтобы слышать все звуки.
2 кикимора: Лешенька, а как сохранить слух?
Леший: Ребята, давайте прочитаем советы.
(Читает вместе с ребятами советы)
1.Береги уши от ударов.
2.Мой уши каждый день.
3.В сильный ветер нужно надеть шапку.
- Ну, а вы, кикиморы, нарушаете лесной покой, не считаетесь с моей
сединой. Я - Леший, житель тихий. Про слух рассказал вам, вспотел.
Катятся со лба капли пота. Даже хуже видеть стал я что-то.
1 кикимора: Это ничего. У тебя брови густые.
Леший: При чём тут мои брови?
2 кикимора: Так это же природа охраняет наши глаза.
Реснички берегут глаза от пыли.
Леший: Я понял, почему в народе говорят: «Беречь, как зеницу ока», «Беречь
пуще глаза».
2 кикимора: Вот именно. Беречь. Дорогие ребята, давайте вспомним, как
беречь зрение.
(Чтение таблиц учащимися: «Не читай лёжа», «Читай сидя за столом», «Пользуйся подставкой для книг», «Телевизор смотри не более одного часа в день», «Работай за компьютером десять-пятнадцать минут в день»)
Леший: А что ты нам сказать хотела?
1 кикимора: Заболталась я тут с вами, а главное и забыла.
(Звучит песня на музыку Дашкевича «Приходи, сказка»)
Скажу я вам по секрету. К нам спешит царевич дорогой прямой.
Он искал по свету здоровье и возвращается сейчас домой.
2 кикимора: Ступай, Леший, Бабу -Ягу предупреди.
Леший: Я мигом.
(Звучит фонограмма пения кукушки. Кикиморы считают)
1 и 2 кикиморы: Один, два, три – время обедать.
(На заднем плане устанавливается теремок)
1 кикимора: Интересно, а почему кушать хочется?
2 кикимора: Мы растём. Поэтому нужно хорошо есть.
1 кикимора: Чтобы быть здоровым, нужно хорошо питаться.
2 кикимора: Значит, здоровый человек выглядит так! (Показывает рисунок
обжоры).
1 кикимора: Стой, дружок, остановись!
2 кикимора: Стой, стой, стой! От пищи жирной воздержись! Ты запомни
навсегда – это вредная еда.
1 кикимора: Да, да, да!
2 кикимора: Пищей сладкою, шоколадною не увлекайся. Очень острого и
солёного остерегайся.
1 кикимора: Только овощи и фрукты – вот полезные продукты.
2 кикимора: Очень вкусные продукты. Да, да! А вот и теремок.
Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?
(Звучит мелодия. Входит Картошка в образе купчихи)
Картошка: Шла Картошка с огорода,
Видит – заперты ворота.
Эй, замочек, отвались!
Теремочек, отворись.
Ну и ну! Тишина!
В теремочке я одна.
Здесь уютно и не сыро,
Очень славная квартира!
(Картошка зажигает свечу в тереме)
1 кикимора: Только свет зажгла Картошка,
Постучали ей в окошко.
(Раздаётся стук. Звучит мелодия. Входит Лук в образе весёлого мальчугана)
Лук: Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?
Картошка: Я картошка-хорошка!
О себе скажу немножко.
Меня ест и стар, и мал,
Вторым хлебом называют.
Я – Картошка несравненной красоты.
Знать хочу, а кто же будешь ты?
Лук: Ну, а я – зелёный Лук.
Я для всех хороший друг.
Кто со мною будет дружен,
Тому врач совсем не нужен.
Я - Лучок-золочёк,
Пусти меня в свой теремок.
Картошка: Так и быть, пожалуй, в дом,
Здесь мы дружно заживём.
1 кикимора: В теремке уже не пусто.
2 кикимора: Посмотри, а вот Капуста.
(Звучит мелодия, входит Капуста в образе русской барыни)
Капуста: Я – Капуста белая, вкусная и спелая.
Я на грядке словно роза,
Витамином С богата.
Кушайте меня, ребята!
В теремочке хочу жить!
Свою пользу приносить!
(Звучит мелодия, входит Свёкла)
Свёкла: Посмотрите, я – Свеколка.
Для здоровья всем полезна.
Каждый мне, конечно, рад.
1 кикимора: И пошли дела их ловко.
2 кикимора: Кто стучится там?
(Звучит мелодия, входит Морковь в образе топ-модели)
Морковь: Я – Морковка сладкая,
Выросла на грядке я.
Целый комплекс витаминов
Есть во мне одной.
Я горжусь сама собой.
Капуста: Заходи, сюда скорей.
Рады встретить мы друзей.
(Звучит мелодия, входит Петрушка в образе девочки-шалуньи)
Петрушка: Я – кудрявая Петрушка.
Улучшаю аппетит
И могу лечить гастрит.
Витамином насыщаю –
Организм ваш укрепляю.
А без зелени моей
Блюда выглядят бледней.
Картошка: Взять тебя к себе должны,
Витамины нам нужны.
1 кикимора: Так вот овощи сдружились.
2 кикимора: Делать блюда научились.
1 кикимора: Теперь понятно, что значат овощи в нашей жизни!
(Раздаётся жужжание и треск)
2 кикимора: Слышите? Что это жужжит?
(В зал влетает Карлсон, исполняет песню на муз. Гладкова)
Карлсон: Я спешил к вам, друзья,
С жутким нетерпением.
Я моторчик не зря
Смазывал вареньем.
У меня за спиной
Крутится пропеллер.
Я хочу, что бы со мной
Все вы вместе пели.
(Поют Овощи)
Овощи: Смешной человечек на крыше живёт.
Смешной человечек ириски жуёт.
Смешной человечек скучать не привык.
Смешной человечек – большой озорник. / 2 раза
Карлсон: Здравствуйте, мои друзья!
1 кикимора: Ну вот, опять этот Карлсон прилетел.
2 кикимора: Правда, сразу видно, что с моторчиком.
Карлсон: Чего ворчите? Двигайтесь больше – проживёте дольше.
Я хочу, друзья, признаться,
Что люблю я по утрам
Физзарядкой заниматься,
Что советую и вам.
(Участники праздника вместе с Карлсоном выполняют упражнения под музыку. Входит Иван-царевич)
Иван-царевич: Отправил меня царь—батюшка по белу свету счастья да
мудрость искать. Дал мне лук да стрелы и велел каждый год лук
натягивать и стрелы пускать. Куда стрела упадёт – туда и путь
держать. Сколько ни спрашивал – не отыскал мудрости.
Последняя стрела осталась. Лети стрела. Где ударишься о землю,
Там меня и судьба ждёт. Глядь, избушка передо мной.
Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом.
Избушка: Ишь, какой бравый выискался. Ты сначала мои загадки разгадай, а
потом командуй.
Иван-царевич: Во многих странах я бывал,
Много разного видал,
Чтоб избушка говорила,
Я такого не слыхал.
Что ж загадывай загадки, посмотрим, чья возьмёт.
Избушка: Слушай. В аптечке десять лекарств. Два мальчика открыли
лекарства и стали их пробовать. Один попробовал пять лекарств и
молча повалился на пол. Другой попробовал три лекарства и с
плачем убежал. Сколько осталось лекарств?
Иван-царевич: Не хитри, избушка. Никому нельзя пробовать лекарства без
родителей. Незнакомые лекарства – это яд.
Избушка: А ну-ка сказывай, какие лекарства в истории считаются самыми
первыми?
Иван-царевич: Чеснок и лук – от семи недуг.
Самый старый рецепт врача гласит:
«Ешь три раза в день лук и два раза чеснок. Будешь здоров!»
Избушка: Ишь, умный какой. А теперь я твою силу и стойкость проверю.
Одолеешь вредные привычки – твоя взяла.
(Под музыку «Танго» появляются два мальчика, которые представляют вредные привычки)
Вредные привычки: Мы - вредные, опасные привычки, но как мы
притягательны.
(Вредные привычки исполняют «Танго»)
1 вредная привычка: (предлагает Ивану-царевичу сигарету) Подожги,
царевич, пусти дым, это так приятно.
Иван-царевич: (рассматривает) Нет! в табаке много вредных веществ. Если
дети курят, то плохо растут, плохо учатся.
2 вредная привычка: (предлагает алкоголь) Ты устал в дороге. Выпей это, и у
тебя будет хорошее настроение, ты будешь смелым.
Иван-царевич: Нет! Это алкоголь. Это яд! Алкоголь нередко приводит к
смерти.
(Звучат фанфары, падают две вредные привычки)
Избушка: Смел, стоек ты, царевич, твоя взяла, командуй.
Иван-царевич: Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом.
(Танцуя, появляется Баба Яга)
Баба Яга: Фыр-чуфыр-расчуфыр, ты почему старушку тревожишь? Ну, я не
сержусь. Соскучилась в глуши без родственной души. Леший мне
уже доложил, по какому делу ты спешил. Не румяный,
не живой ты …
Иван-царевич: Не нашёл я живой воды в странах заморских.
Баба Яга: Не тужи! Научись находить в лесу лекарственные травы, что лечат
разные болезни и помогают людям. Зелёная аптека – путь к здоровью.
Природа лечит нас своей любовью. Пусть пропадут болезни без
возврата. Здоровье – это здорово, ребята!
(Звучит песня В.Шаинского «Большой хоровод»,
все участники праздника ведут хоровод)