Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
18. Проблема универсалий и ее решение в номинализме и реализме.

В споре об универсалиях определились философские течения номиналистов и реалистов.

Номиналисты – Беренгар, Росцелин, Пьер Абмер, У.Оккам. Их позиция: реальны только конкретные вещи. Общие понятия – это всего лишь их имена, а имя – это всего лишь набор звуков, «колебания воздуха». Общие понятия никакой реальностью не обладают – крайний номинализм, или обладают реальностью лишь потенциально, как возможные идеи нашего разума – умеренный номинализм.

Реалисты – Эриугена, Ансельм Киндерберийский, Аделард Батский, Гильом из Шамю. Их позиция: По-настоящему реальны только универсалии. Конкретные вещи – это результат случайных видоизменений общего. Например, все люди в основном похожи. Индивидуальность – это случайные черты. Эриугена: «Вещи – это результат обличения сущности случайными свойствами». Умеренный реализм полагал, что универсалии образуют вещи, соединяясь с материей. Крайний реализм допускал также, что универсалии могут существовать отдельно от вещей в чистом виде. Представителем умеренного реализма был систематизатор схоластики Фома Аквинский (Томас Аквинат). Он был основателем томизма, как религиозно-философского учения. Он получил прозвища «Пятый Учитель Церкви» и «Ангельский Доктор». Его работы называются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

Философские идей Фомы Аквинского:

Необходимо различать телесное и духовное бытие, как потенциальное (неустановившееся, колеблющееся) и актуальное (реализованное, полное, совершенное). Абсолютная потенциальность – слабейший вид бытия - материя. Актуальным существованием обладает только Бог. В системе философских категорий абсолютная актуальность – принцип и источник порядка и организованности - форма.

Материя и форма соединяются в вещах. Форма – источник их общих черт. Материя вносит отличия. Фома использует терминологию Аристотеля. Но у Аристотеля материя и форма характеризовались, как соединенные в вещах и совечные. У Фомы материя сотворена Богом в первом акте творения. Существовали и существуют нематериальные бестелесные формы. Аристотелизм развивали также арабские средневековые философы Ибн-Сина и Ибн-Рушд.
Реализм и номинализм в средневековой философии.

Реализм – концепция, признающая первичность общего и вторичность единичного.

Номинализм – признание первичности единичных вещей реального мира и производности общего (идей, возникающих у человека в процессе познавательной деятельности).

Одной из основных проблем средневековых философов была проблема бытия Бога и его отношения к сотворенному миру. Она выступает как проблема соотношения общего и единичного (идеи в уме Бога – общее; чувственно воспринимаемые, телесные вещи, сотворенные Богом – единичное). В средние века существовало два подхода к решению этой проблемы: реализм и номинализм.


Аврелий Августин: Бог мыслится как творец мира, личностного духовного существа.

Отношение Бога как творца мира на основе концепции реализма – мир (единичные телесные вещи) сотворен волей Бога в соответствии с теми совершенными идеями, α находятся в разуме Бога. Сущность вещей (идеи Бога) оторваны от мира единичных вещей и существуют только в разуме Бога,  крайний реализм.(общ и единич разведены по концам)




I Универсалии

II Возникновение единичных вещей

Общие идеи в разуме Бога как идеальные духовные прообразы единичных вещей.-первичны

Не содержат общих идей, универсалий


Пьер Абеляр:

Бог

I Единичные вещи

II Универсалии

Воля в соответствии с разумом творит мир

Общие идеи в разуме Бога



Которые содержат сходные общие черты.(пер)

Общее в вещах как их сущность



В разуме человека (общие понятия)

Общее в определении понятий




Умеренный номинализм, так как единичное и общее не разорваны в понятиях. Возрастает ценность познания единичных вещей.
Фома Аквинский:

Позиция Фомы Аквинского по проблеме общего и единичного - умеренный реализм:



I Бог (общие идеи)

II Единичная вещь

III Универсалии

Универсалии как форма в разуме Бога

Универсалии как сущность, форма вещей.

Как понятия в разуме человека, общее в мысли

Фома Аквинский признает троякое существование универсалии: 1. Универсалии как общие идеи, формы в разуме Бога. 2. Универсалии как сущность единичных вещей их идеальная форма. 3. Универсалии как общие понятия в знаниях человека.

Попытался «примирить» реализм и номинализм.


Дунс Скот

БОГ  Единичные вещи  Через познание,  Универсалии как абстракции

(воля) (ЕДИНИЧНОЕ) абстрагирование (ОБЩЕЕ)

Это умеренно номиналистическое учение.



Уильям Оккам


БОГ  Единичные вещи  Познание  Знания об единичных вещах

(воля) (Сугубо индивидуальные) эмпирическое



Крайний номинализм.

Номинализм и реализм в средневековой философии(Ансельм Кентеберийский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам, Дунс Скот и др.).


Многие характерные особенности средневековой философии прояви­лись в наблюдавшейся в течение нескольких веков борьбе реализ­ма и номинализма. Порожденный схоластикой спор об универсалиях (общих понятиях) между реалистами и номиналистами во многом предопределил гносеологическую проблему образования понятий, а также реальность надиндивидуальных образований (вида, рода, класса, типа).

"Реализм" (Иоганн Скот, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский) в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реально­стью обладают только общие понятия или универсалии, а не еди­ничные предметы, существующие в эмпирическом мире. Универса­лии, по мнению реалистов, существуют до вещей, представляя со­бой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря это­му человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Поэтому ясно, что для реалистов, например, для Ансельма Кентерберийского (1033-1109), познание возможно лишь с помощью разума, так как лишь разум способен постигать общее.

Противоположное направление носило название НОМИНАЛИЗМА (Росцелин, Пьер Абеляр, Бернгард Турский). Термин "номинализм" происходит от латинского слова "номен", что значит "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - толь­ко имена. Они не обладают никаким самостоятельным существова­нием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом пу­тем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпири­ческих вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие "человек", когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей от­дельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все люди суть живые существа, обладаю­щие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят имен­но эти признаки: человек есть живое существо, наделенное ра­зумом. Таким образом, согласно учению номиналистов, универ­салии существуют не до, а после вещей.

Уильям Оккам считал, что Задача знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты. Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, Иоанн Росцелин (ок.1050 - ок.1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реаль­но лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.



Удачную по тому времени попытку примирить реализм и номинализм предпринял Пьер Абеляр (1079 - 1142). Единичные вещи, полагал он, существуют как "субстанции". Однако вещи могут быть сходными между собой. На этом сходстве и основывается возможность универсалий. Когда мы утверждаем нечто общее о многих вещах, наши утверждения относятся не к вещам, а к слову. В этом - истина номинализма. Наряду с этим следует признать и реальность общих понятий или идей в уме бога. Они образцы, по которым бог творит вещи.

В споре средневекового номинализма и реализма намечаются тенденции борьбы материализма и идеализма. Однако в этот пе­риод не было "чистого" материализма и "чистого" идеализма. Но­минализм был идеализмом, но содержал материалистическую тен­денцию, ибо исходил из реальности чувственного мира. Он под­рывал схоластику изнутри, разрушал "единство" науки и веры, готовил почву для отделения философии от теологии, а также для нового "естествознания.

Решение в номинализме и реализме. В споре об универсалиях определились философские течения номиналистов и реалистов

Реальны только конкретные вещи. Общие понятия – это всего лишь их имена, а имя – это всего лишь набор звуков, «колебания воздуха»

59.66kb.

13 10 2014
1 стр.


Книга научит вас читать «между строк»

Содержит классификацию споров и уловок в споре. Книга научит вас читать «между строк» газеты и телеинформацию, заметить уловки ваших противников, правильно изложить свои доводы в с

865.12kb.

11 10 2014
5 стр.


Д. И. Дубровский

Решение вопроса о соотношении психики и деятельности мозга обязательно включает философские предпосылки и вместе с тем оказывает существенное влияние на мировоззренческие вопросы,

331.97kb.

01 10 2014
1 стр.


Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира

Реализм ( от латинского realis вещественный) – литературное направление, которое возникло в 19 веке

17.29kb.

06 10 2014
1 стр.


Современные особенности течения сочетанной инфекции вич-туберкулез

Вич/тб-инфекция, в отличие от вич-инфекции без туберкулеза, характеризуется значительным утяжелением течения заболевания с выраженным инфекционно-токсическим, астено-вегетативным,

99.65kb.

10 10 2014
1 стр.


Учитель русского языка, литературы и мхк

Цели: Познакомить с художественными исканиями импрессионистов. Раскрыть особенности восприятия гуманистических ценностей в искусстве этих художников. Показать их отличие от романти

13.5kb.

01 09 2014
1 стр.


Модель течения и основные допущения, уравнения энергии, Бернулли, неразрывности и состояния для одномерного стационарного потока

Есс. Принимается, что течение – пространственно одномерное, т е параметры потока газа: давление р, температура Т, скорость w и плотность и др изменяются только в направлении течени

167.82kb.

11 10 2014
1 стр.


Герберт Спенсер. Опыты научные, политические и философские

Герберт Спенсер. Опыты научные, политические и философские (Herbert Spenser) один из величайших английских мыслителей

122.14kb.

11 10 2014
1 стр.