Утверждена решением
Правления АОО «Назарбаев
Интеллектуальные школы»
№9 от16 августа 2011 год
Концепция внедрения
системы критериального оценивания учебных достижений учащихся
в Назарбаев Интеллектуальных школах
Постановлением Правительства Республики Казахстан утверждена Стратегия развития Назарбаев Интеллектуальных школ до 2020 года, в рамках которой разрабатывается новое содержание образования. Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений учащихся.
Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы.
На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:
-
Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
-
Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев,
-
Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
-
Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
Для решения данных проблем в Назарбаев Интеллектуальных школах необходимо разработать и внедрить новую систему оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с ожидаемыми результатами обучения.
Международный опыт оценивания
Для разработки новой системы оценивания учебных достижений учащихся АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – АОО) изучены используемые системы оценивания как в международных программах, так и в различных организациях образования Республики Казахстан. Изучен опыт работы по оцениванию в Международной школе QSI, школе Хейлибери, школе Мирас, школах Международного Бакалавриата в России.
Специалисты АОО приняли участие в конференции Ассоциации школ Международного Бакалавриата «Международный бакалавриат: качество образования в 21 веке» в г. Самара, где изучали особенности организации образовательного процесса при использовании критериального оценивания достижений учащихся в программах начальной (Primary Years Programme), основной (Middle Years Programme), старшей (Diploma Programme) школ Международного Бакалавриата.
Использование различных подходов к оцениванию в организациях образования Республики Казахстан и зарубежных системах образования обсуждено с международными экспертами University of Cambridge International Examinations (CIE), которые рассказали о критериальном оценивании достижения планируемых результатов обучения, его видах и преимуществах. Также были проведены консультационные встречи с международным экспертом по программам Международного бакалавриата из Великобритании, в ходе которых рассмотрены применяемые системы оценивания в международных программах A-level, Pre-U, IB, особенности критериального подхода к оцениванию.
Таким образом, зарубежные школы используют систему критериального оценивания учебных достижений учащихся.
Определение критериального оценивания
Критериальное оценивание– это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Формирующее (текущее) оценивание - определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала. Формирующие оценки не влияют на итоговые оценки, и это позволяет снять страх у учащихся перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала. Формирующее оценивание позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения итоговых работ. Количество формирующих оценок не регламентируется.
Констатирующее (итоговое) оценивание- определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).
Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.
Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла.
Цель
Необходимо внедрить в Назарбаев Интеллектуальные школы новую систему критериального оценивания учебных достижений учащихся.
Задачи критериального оценивания
-
Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
-
Анализ достижения учениками краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой;
-
Мониторинг индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;
-
Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы;
-
Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;
-
Мониторинг эффективности учебной программы;
-
Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала.
Практическая значимость
Практическая значимость критериального оценивания определяется следующими преимуществами:
-
Оценивается только работа учащегося;
-
Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
-
Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
-
Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Данный вид оценивания позволяет:
Учителям:
-
Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
-
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
-
Улучшить качество преподавания;
-
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
-
Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
-
Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
-
использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
-
знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.
-
участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
-
использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям:
-
Получать доказательства уровня обученности ребенка;
-
Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
-
Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Возможные риски
-
Формальный подход педагогов к разработке необходимых материалов для критериального оценивания и проведению анализа результатов из-за трудоемкости процесса разработки.
-
Издержки адаптационного периода при внедрении критериального оценивания. Недопонимание системы критериального оценивания со стороны родителей.
-
Отсутствие должного контроля со стороны администрации школы за внедрение критериального оценивания.
Механизмы реализации
Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся для Назарбаев Интеллектуальных школ разрабатывается в соответствии с ожидаемыми результатами обучения интегрированных экспериментальных учебных программ по предметам.
Подготовительный этап: Обучение педагогов Назарбаев Интеллектуальных школ технологии критериального оценивания и информирования родителей по результатам оценки. Создание групп педагогов по предметам для разработки методических рекомендаций по системе критериального оценивания (цели и задачи изучения предмета, общие критерии оценивания, критериальная шкала оценивания, шкала перевода баллов в оценки) и заданий для формирующего и констатирующего оценивания.
Организация семинаров и круглых столов для учителей из всех Назарбаев Интеллектуальных школ для обсуждений и выработки единых подходов по внедрению критериального оценивания.
Подготовка Концепции, Правил оценивания и рекомендаций для учителей.
1 этап - экспериментальное внедрение системы критериального оценивания в 7 классах Назарбаев Интеллектуальных школ физико-математического направления и 8 классах Назарбаев Интеллектуальных школ химико-биологического направления с 1 сентября 2011-12 учебного года.
2 этап- экспериментальное внедрение системы критериального оценивания в 8, 9 классах Назарбаев Интеллектуальных школ физико-математического направления 7,9 классах Назарбаев Интеллектуальных школ химико-биологического направления, 6,8,9 классах школы г.Талдыкорган. с 1 сентября 2012-13 учебного года.
3 этап - экспериментальное внедрение системы критериального оценивания в 10,11 классах Назарбаев Интеллектуальных школ физико-математического направления и химико-биологического направлений, 4,5,10,11 классах школы г.Талдыкорган с 1 сентября 2013-2014 учебного года.
4 этап- полное внедрение системы критериального оценивания по всем предметам во всех Назарбаев Интеллектуальных школах с 1 сентября 2014-15 учебного года.
После каждого этапа вносятся изменения и дополнения в Правила оценивания, совершенствуются критерии оценивания.
Окончательное решение об использовании системы критериального оценивания в Назарбаев Интеллектуальных школах принимается после завершения 4 этапа.
Этапы экспериментального внедрения системы критериального оценивания
Направление Назарбаев Интеллектуальных школ
|
2011-2012
|
2012-2013
|
2013-2014
|
2014-2015
|
Физико-математическое
|
7
|
7, 8, 9
|
7, 8, 9, 10, 11
|
7, 8, 9,10, 11, 12
|
Химико-биологическое
|
8
|
7, 8, 9
|
7, 8, 9, 10, 11
|
7, 8, 9, 10, 11, 12
|
Школа ФМН г.Талдыкоргана
|
7
|
6,7, 8, 9
|
4,5,6,7, 8, 9,10,11
|
2,3,4,5,6,7, 8, 9,10, 11, 12
|
Ожидаемые результаты
Внедрена во всех Назарбаев Интеллектуальных школах объективная система оценивания достижения учащимися запланированных в интегрированных экспериментальных учебных программах результатов обучения.