Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Утверждена решением

Правления АОО «Назарбаев

Интеллектуальные школы»

№9 от16 августа 2011 год



Концепция внедрения

системы критериального оценивания учебных достижений учащихся

в Назарбаев Интеллектуальных школах
Постановлением Правительства Республики Казахстан утверждена Стратегия развития Назарбаев Интеллектуальных школ до 2020 года, в рамках которой разрабатывается новое содержание образования. Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений учащихся.

Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы.

На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:


  • Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

  • Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев,

  • Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

  • Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.

Для решения данных проблем в Назарбаев Интеллектуальных школах необходимо разработать и внедрить новую систему оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с ожидаемыми результатами обучения.
Международный опыт оценивания
Для разработки новой системы оценивания учебных достижений учащихся АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – АОО) изучены используемые системы оценивания как в международных программах, так и в различных организациях образования Республики Казахстан. Изучен опыт работы по оцениванию в Международной школе QSI, школе Хейлибери, школе Мирас, школах Международного Бакалавриата в России.

Специалисты АОО приняли участие в конференции Ассоциации школ Международного Бакалавриата «Международный бакалавриат: качество образования в 21 веке» в г. Самара, где изучали особенности организации образовательного процесса при использовании критериального оценивания достижений учащихся в программах начальной (Primary Years Programme), основной (Middle Years Programme), старшей (Diploma Programme) школ Международного Бакалавриата.


Использование различных подходов к оцениванию в организациях образования Республики Казахстан и зарубежных системах образования обсуждено с международными экспертами University of Cambridge International Examinations (CIE), которые рассказали о критериальном оценивании достижения планируемых результатов обучения, его видах и преимуществах. Также были проведены консультационные встречи с международным экспертом по программам Международного бакалавриата из Великобритании, в ходе которых рассмотрены применяемые системы оценивания в международных программах A-level, Pre-U, IB, особенности критериального подхода к оцениванию.

Таким образом, зарубежные школы используют систему критериального оценивания учебных достижений учащихся.


Определение критериального оценивания
Критериальное оценивание– это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Формирующее (текущее) оценивание - определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала. Формирующие оценки не влияют на итоговые оценки, и это позволяет снять страх у учащихся перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала. Формирующее оценивание позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения итоговых работ. Количество формирующих оценок не регламентируется.

Констатирующее (итоговое) оценивание- определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).

Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.

Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла.
Цель

Необходимо внедрить в Назарбаев Интеллектуальные школы новую систему критериального оценивания учебных достижений учащихся.


Задачи критериального оценивания


  • Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

  • Анализ достижения учениками краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой;

  • Мониторинг индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;

  • Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы;

  • Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

  • Мониторинг эффективности учебной программы;

  • Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала.


Практическая значимость

Практическая значимость критериального оценивания определяется следующими преимуществами:



  • Оценивается только работа учащегося;

  • Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;

  • Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

  • Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Данный вид оценивания позволяет:



Учителям:

  1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;

  2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

  3. Улучшить качество преподавания;

  4. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

  5. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

  6. Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Учащимся:

  1. использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

  2. знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.

  3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

  4. использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям:

  1. Получать доказательства уровня обученности ребенка;

  2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

  3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.


Возможные риски

  1. Формальный подход педагогов к разработке необходимых материалов для критериального оценивания и проведению анализа результатов из-за трудоемкости процесса разработки.

  2. Издержки адаптационного периода при внедрении критериального оценивания. Недопонимание системы критериального оценивания со стороны родителей.

  3. Отсутствие должного контроля со стороны администрации школы за внедрение критериального оценивания.

Механизмы реализации

Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся для Назарбаев Интеллектуальных школ разрабатывается в соответствии с ожидаемыми результатами обучения интегрированных экспериментальных учебных программ по предметам.


Подготовительный этап: Обучение педагогов Назарбаев Интеллектуальных школ технологии критериального оценивания и информирования родителей по результатам оценки. Создание групп педагогов по предметам для разработки методических рекомендаций по системе критериального оценивания (цели и задачи изучения предмета, общие критерии оценивания, критериальная шкала оценивания, шкала перевода баллов в оценки) и заданий для формирующего и констатирующего оценивания.

Организация семинаров и круглых столов для учителей из всех Назарбаев Интеллектуальных школ для обсуждений и выработки единых подходов по внедрению критериального оценивания.

Подготовка Концепции, Правил оценивания и рекомендаций для учителей.
1 этап - экспериментальное внедрение системы критериального оценивания в 7 классах Назарбаев Интеллектуальных школ физико-математического направления и 8 классах Назарбаев Интеллектуальных школ химико-биологического направления с 1 сентября 2011-12 учебного года.

2 этап- экспериментальное внедрение системы критериального оценивания в 8, 9 классах Назарбаев Интеллектуальных школ физико-математического направления 7,9 классах Назарбаев Интеллектуальных школ химико-биологического направления, 6,8,9 классах школы г.Талдыкорган. с 1 сентября 2012-13 учебного года.
3 этап - экспериментальное внедрение системы критериального оценивания в 10,11 классах Назарбаев Интеллектуальных школ физико-математического направления и химико-биологического направлений, 4,5,10,11 классах школы г.Талдыкорган с 1 сентября 2013-2014 учебного года.
4 этап- полное внедрение системы критериального оценивания по всем предметам во всех Назарбаев Интеллектуальных школах с 1 сентября 2014-15 учебного года.
После каждого этапа вносятся изменения и дополнения в Правила оценивания, совершенствуются критерии оценивания.

Окончательное решение об использовании системы критериального оценивания в Назарбаев Интеллектуальных школах принимается после завершения 4 этапа.


Этапы экспериментального внедрения системы критериального оценивания

Направление Назарбаев Интеллектуальных школ

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Физико-математическое

7

7, 8, 9

7, 8, 9, 10, 11

7, 8, 9,10, 11, 12

Химико-биологическое

8

7, 8, 9

7, 8, 9, 10, 11

7, 8, 9, 10, 11, 12

Школа ФМН г.Талдыкоргана

7

6,7, 8, 9

4,5,6,7, 8, 9,10,11

2,3,4,5,6,7, 8, 9,10, 11, 12


Ожидаемые результаты

Внедрена во всех Назарбаев Интеллектуальных школах объективная система оценивания достижения учащимися запланированных в интегрированных экспериментальных учебных программах результатов обучения.





Решением Правления аоо «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Правительства Республики Казахстан утверждена Стратегия развития Назарбаев Интеллектуальных школ до 2020 года, в рамках которой разрабатывается новое содержание образования

84.67kb.

05 09 2014
1 стр.


«Назарбаев Зияткерлік мектептері» дббұ аоо «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Тестілеудің бірінші күнінде үміткерлер математикадан, қазақ, орыс, ағылшын тілдерінен пәндік тест тапсырады

307.87kb.

25 12 2014
1 стр.


«Назарбаев Зияткерлік мектептері» дббұ аоо «Назарбаев Интеллектуальные школы»

В первый день тестирования претенденты будут сдавать предметный тест по математике, казахскому, русскому, английскому языкам

295.18kb.

25 12 2014
1 стр.


Аоо «Назарбаев Интеллектуальные школы» Образец Экзаменационная работа по Всемирной истории для итоговой аттестации выпускников cтаршей школы в Назарбаев Интеллектуальных школах за 2012-2013 учебный год

Тест состоит из 30 заданий, расположенных по нарастанию уровня сложности. К каждому заданию даны несколько вариантов ответов, из которых необходимо выбрать правильный ответ

107.89kb.

09 10 2014
1 стр.


Аоо «Назарбаев Интеллектуальные школы» Образец Экзаменационные материалы для итоговой аттестации выпускников основной школы Химия

Контрольная работа включает 5 заданий: 2-на знание и понимание, 2- на применение и 1 задание на интеграцию знаний по основным разделам экспериментальной учебной программы по химии

133.93kb.

09 09 2014
1 стр.


Инструкция по организации работы Виртуальной школы ао «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Настоящая инструкция устанавливает порядок работы Виртуальной школы ао «Назарбаев Интеллектуальные школы»

87.84kb.

05 09 2014
1 стр.


Назарбаев интеллектуальные школы

Из одного пункта в другой мотоциклист двигался со скоростью 60 км/ч, обратный путь им проделан со скоростью 10 м/с. Определите среднюю скорость мотоциклиста за все время движения

11.87kb.

08 10 2014
1 стр.


Решением Правления ао «Өркен» от 2010г. Типовое положение о попечительском Совете

Настоящее Положение о попечительском Совете школы разработано и принято в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса, вовлечения всех членов школьного сообщества в орг

64.27kb.

25 12 2014
1 стр.