Перейти на главную страницу
План выкупа земель и переселения
Этап подготовки Документа: Обновление/Завершение
Номер Проекта: 41122
Март 2011
Республика Казахстан: Азиатский Банк Развития (АБР) Мультитраншевый Механизм Финансирования (ММФ) Проекта транспортного коридора ЦАРЕС 1
(участок в Жамбылской области), [Западная Европа – Западная Народная Республика Китай Международный Транзитный Коридор] Инвестиционная Программа -
Транш 2 – (Часть 1): Участок дороги км 305 – 331
Подготовлен Комитетом автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций (МТК) Республики Казахстан для Азиатского Банка Развития.
План выкупа земель и переселения является документом заемщика. Точки зрения, излагаемые в настоящем документе, не обязательно отражают точки зрения Совета директоров, руководства или сотрудников АБР и могут быть предварительными по своей природе.
Эквиваленты валют
(на 30 июня 2009 г.)
1,00 тенге = 0,007 доллара
1,00 доллар = 150,00 тенге
АБР |
Азиатский банк развития |
ЛИЗ |
Лица, интересы которых затрагиваются |
ЦАРЕС |
Центрально-азиатское региональное экономическое сотрудничество |
КАД РК |
Комитет автомобильных дорог РК |
ОВОС |
Оценка воздействия на окружающую среду |
ВМА ТЭО
|
Внешнее мониторинговое агентство Технико-экономическое обоснование |
ГосНПЦЗем |
Государственное предприятие Государственного научно-производственного центра землеустройства |
МФИ |
Международные финансовые институты |
ЯАМС |
Японское агентство международного сотрудничества |
ВЗП |
Выкуп земель и переселение |
ДПП |
Документ по политике переселения |
ПВЗП |
План выкупа земель и переселения |
ГВЗП |
Группа по выкупу земель и переселению |
ММФ |
Мультитраншевый механизм финансирования |
МТК РК |
Министерство транспорта и коммуникаций РК |
ЗПФ |
Запрос на периодическое финансирование |
КУП |
Консультанты по управлению Проектом |
ДАД |
Департамент автомобильных дорог |
РК |
Республика Казахстан |
ПО КТС
|
Полоса отвода Контролер Третьей Стороны |
АСП |
Адресная социальная поддержка |
При разработке программы или стратегии для какой-либо страны, финансировании какого-либо проекта либо при ссылке на какую-либо территорию или географическую область в настоящем документе Азиатский банк развития не намерен выносить какие-либо суждения относительно правового статуса какой-либо территории или области.
Лицо, чьи интересы затрагиваются |
Люди, крестьянские хозяйства или юридические лица, интересы которых затрагиваются в результате реализации проекта в связи с изменениями в использовании земли, воды, природных ресурсов или потерей дохода. |
Компенсация |
Выплата в денежном или натуральном выражении, на которую имеют право лица, чьи интересы затрагиваются, чтобы возместить утраченные имущество, ресурсы или доход. |
Окончательный срок |
Дата, после которой люди не будут считаться правомочными на компенсацию, то есть их не включают в список ЛИЗ, определенных переписью. |
Самовольные пользователи |
Люди, которые занимают территорию проекта после окончательного срока и поэтому не имеют права на компенсацию или другие меры по восстановлению, предусматриваемые Проектом, или лица, которые заняли государственную землю, располагающуюся рядом с их землей или имуществом, на которую они не имеют права, получая с нее доход. Такое действие называют «Самовольным занятием». |
Право на компенсацию |
Право на компенсацию означает ряд мер, включающих в себя компенсацию в денежном или натуральном выражении, затраты на переезд, помощь в восстановлении дохода, помощь на переезд, замещение дохода и восстановление бизнеса, причитающиеся лицам, чьи интересы затрагиваются, в зависимости от типа, степени и характера их потерь, для восстановления их социально-экономической базы. |
Крестьянское хозяйство |
Крестьянское хозяйство означает всех лиц, проживающих и питающихся вместе как одна семья с одного стола, не зависимо от того, являются ли они родственниками. Это определение использовалось в переписи, и полученные данные формируют базу для идентификации единицы хозяйства. |
Восстановление дохода |
Восстановление дохода означает восстановление источников дохода лиц, чьи интересы затрагиваются (ЛИЗ). |
Принудительное переселение |
Любое переселение, когда люди не проявляют желания подвергаться какому-либо неблагоприятному воздействию, но принуждаются к этому правовым инструментом. |
Выкуп земель |
Выкуп земель означает процесс, когда какое-либо лицо принуждается государственным органом к отчуждению всей или части земли, собственником которой это лицо является, в пользу этого органа для государственных нужд в обмен на справедливую компенсацию. |
Восстановление |
Помощь, предоставляемая лицам, чьи интересы затрагиваются, для пополнения их утраченного дохода с целью улучшения или, по меньшей мере, полного восстановления их уровня и качества жизни до первоначального уровня до начала Проекта. |
Юридическое лицо |
Юридически зарегистрированное предприятие, образованное двумя или несколькими лицами или компаниями, наделенными отдельным имуществом, правами и обязательствами, например, товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) и Акционерное Общество (АО). Данный термин также включает бывшие советские колхозы, которые были приватизированы в коллективные предприятия и производственные кооперативы. |
Уязвимое крестьянское хозяйство |
Крестьянское хозяйство, которое может в неодинаковой степени пострадать или столкнуться с риском дальнейшей обособленности от воздействий переселения и, в частности хозяйств, проживающих ниже черты бедности (с доходом на душу населения 6,399.6 тенге в месяц) |
|
|
Глоссарий
|
| |
Пояснительная записка |
| |
Глава 1 |
Введение
|
8 8 9 9 10
|
Глава 2
|
Оценка последствий 2.1 Методика сбора данных 2.2 Утрата земель 2.3 Утрата урожая 2.4 Утрата деревьев 2.5 Утрата сооружений 2.6 Утрата бизнеса 2.7 Утрата работы 2.8 Число крестьянских хозяйств/юридических лиц и физических лиц, интересы которых затрагиваются 2.9 Лица, интересы которых затрагиваются серьезно
|
12 12 13 14 15 15 15 15 16 17 |
Глава 3 |
Социально-экономический срез 3.1 Общая характеристика района, охватываемого Проектом 3.2 Профиль населения, интересы которого затрагиваются 3.3 Уязвимые крестьянские хозяйства 3.4 Описание перемещенных юридических лиц
|
18 18 18 22 22
|
Глава 4 |
Цели, Структура политики и Права на компенсацию 4.1 Правовая структура и практика в Казахстане 4.2 Защитные меры АБР по вынужденному переселению 4.3 Сравнение политики переселения АБР и законодательства Казахстана 4.4 Действия, предпринимаемые для ликвидации разногласий 4.5 Структура политики и права на компенсацию по Проекту |
23 23 26 29 30 30
|
Глава 5 Глава 6
|
Консультации и раскрытие информации 5.1 Компенсация за частные земли
Консультации и раскрытие информации 6.1 Консультации 6.2 Раскрытие информации |
37 37 37 38 38
39 39 39 40 40 41 |
Глава 7 |
Участие в рассмотрении жалоб 7.1 Назначенные должностные лица, отчетность, учет и мониторинг по жалобам 7.2 Процесс разрешения споров 7.3 Раскрытие процесса рассмотрения жалоб |
43 44 45 |
Глава 8 |
Институциональная структура 8.1 Комитет автомобильных дорог РК 8.2 Жамбылский областной департамент автомобильных дорог 8.3 Акиматы (Районные местные управления Мерке) 8.4 Группа специалистов-консультантов по управлению Проектом со стороны АБР
|
46 46 46 47 47
|
Глава 9 |
Бюджет и финансирование переселения |
49 |
Глава 10 |
График реализации |
50 |
Глава 11 |
Мониторинг и оценка 11.1 Внутренний мониторинг 11.2 Контроль Третьей Стороны
|
51 51
|
Приложения: |
| |
A |
Анкеты по переписи и социально-экономическому исследованию |
|
B |
Список лиц/юридических лиц, интересы которых затрагиваются |
|
C |
Список уязвимых крестьянских хозяйств |
|
|
|
|
5. В данной части проекта Транш 2 будут затронуты интересы 28 сторон, включающих 26 крестьянских хозяйств и 2 юридических лица. Из них 26 крестьянских хозяйств и 2 юридических лиц утратят часть или все свои продуктивные земли. Ни одно из крестьянских хозяйств не утратит больше чем 10% своей общей земли. Ни одно из крестьянских хозяйств не утратит какой либо жилой земли, земли коммерческого назначения или другого строения на трассе дороги. В результате, ни одному из ЛИЗ нет необходимости в переселении из своего настоящего место жилья или бизнеса. Трудоустройство 136 сельскохозяйственных работников может быть затронуто.
6. Общая площадь в 149,47 гектара земель, включающая в себя 115,5 гектаров арендованной земли и 33,97 гектаров Государственной земли, подлежит выкупу в постоянное пользование. Все эти 115,5 гектаров арендованной земли, подлежащее выкупу в постоянное пользование являются сельскохозяйственными/пахотными землями. Ни одна земля не используется в коммерческих целях. Все 26 крестьянских хозяйств и 2 юридических лиц являются долгосрочными арендаторами.
7. По имеющимся данным, крестьянские хозяйства и юридические лица, интересы которых затрагиваются, посадили сочетание урожайных культур на выкупаемых землях. Обычно приводятся такие растения как, сафлор, ячмень, пшеница, сено и яблоки. Государственная статистика показывает, что многолетние травы в районе Мерке имеют среднюю урожайность между 25,3 - 37,9 ц/га. С другой стороны, средняя урожайность зерновых культур составляет от 9,9 до 12,4 ц/га.
8. Утраты деревьев не зарегистрированы, кроме плантации яблок на участке 0,075 гектар. Ни строение или любое учреждение бизнеса не затрагивается. Однако, сводные данные о последствиях выкупа земель и переселения представлены в Таблице Е-1 ниже.
Table E-1
Сводные данные о последствиях выкупа земель и переселения
№. |
Наименование |
Количество |
1 |
Общее количество земельных участков, отчуждаемых в постоянное пользование |
28 |
2 |
Общая площадь земель, отчуждаемых в постоянное пользование (га) |
115.5 |
3 |
Общая площадь пахотных земель, отчуждаемых в постоянное пользование (га) |
115.5 |
4 |
Общая площадь земель коммерческого назначения, отчуждаемых в постоянное пользование (га) |
0 |
5 |
Общее количество деревьев, находящихся в частной собственности |
0 |
6 |
Общее количество крестьянских хозяйств и юридических лиц, интересы которых затрагиваются |
28 |
7 |
Общее количество крестьянских хозяйств и юридических лиц, интересы которых затрагиваются серьезно |
0 |
8 |
Общее количество социально незащищенных крестьянских хозяйств |
6 |
9 |
Общее количество отчуждаемых строений |
0 |
10 |
Общее количество крестьянских хозяйств и юридических лиц, утрачивающих бизнес |
0 |
11 |
Общее количество лиц, интересы которых затрагиваются |
157 |
9. Средний размер крестьянских хозяйств, интересы которых затрагиваются – 6,5 человек. Тем не менее, также имеются 7 хозяйств (29%), размер которых составляет 9 человек и более. Среди ЛИЗ только двое возглавляются женщинами. Большинство ЛИЗ (92,7%) – казахи. Остальные 2 крестьянских хозяйств относятся к другим этническим группам (азербайджане), которые мигрировали в этот район. Все эти этнические группы влились в общую культуру Казахстана и не могут быть охарактеризованы как коренное население, как это определено в политике АБР по коренному населению. Четыре крестьянских хозяйств, интересы которых затрагиваются, могут быть рассмотрены как уязвимые, в качестве функции имеющихся возрастных/ограниченных в действиях/овдовевших глав хозяйств и прибыли. Эти крестьянские хозяйства будут обеспечены дополнительным пособием, чтобы содействовать им в их переселении.
10. Средний возраст глав крестьянских хозяйств, интересы которых затрагиваются, 48,1 лет. Возраст большинства глав хозяйств, превышающих 40 лет, составляет 75%. Однако, 6 глав хозяйств (25%) уже в возрасте старше 60 лет. Что касается образования, большинство глав хозяйств (54.17%) имеют среднее образование. Некоторые (33,33%) имеют высшее образование.
11. С 2007 г. Комитетом автомобильных дорог РК были проведены несколько консультаций с районными акиматами и лицами, чьи интересы затрагиваются, в пределах всего транспортного коридора. Первые консультации были проведены с акимами, заместителями акимов и отделами земельных отношений разных районов. Консультации, связанные с подготовкой Оценки воздействия на окружающую среду, были проведены в Меркенском районе в январе 2009г.
12. В мае 2009 г. консультации были вновь проведены в селе Мерке для разъяснения прав лиц, интересы которых затрагиваются, а также оценки потерь, удовлетворения жалоб и процедур отчуждения земель. В майских консультациях приняли участие 98 лиц, интересы которых затрагиваются. Также в них приняли участие представители местных НПО.
13. Во время этих консультаций лицам, чьи интересы затрагиваются, была предоставлена информация о том, к кому в районных акиматах и Жамбылском ОД АД следует обращаться с жалобами и вопросами. Мероприятия по дополнительной оценке были проведены в Августе-Сентябре 2009 года. Чтобы оценить исходные расчеты потерь и количество ЛИЗ. Дополнительные обсуждения были также проведены во время оценки в Августе-Сентябре 2010 года и социально-экономического исследования в Январе 2011 года.
14. Была проведена работа по разрешению/разъяснению вопросов на уровне районных акиматов и Жамбылского ОД АД. Вопросы, требующие внимания или действий руководства Проектом со стороны МТК, будут направляться Консультанту по управлению Проектом со стороны АБР, который обеспечивает техническую и наблюдательную поддержку Министерству по Проекту. Если вопрос остается нерешенным, жалоба передается в суд.
15. Компенсация и права на компенсацию по настоящему Проекту служат для того, чтобы обеспечить лицам, чьи интересы затрагиваются, сохранение или улучшение их уровня жизни по завершении проекта. Ниже представлена сводная таблица прав на компенсацию для различных категорий лиц, интересы которых затрагиваются, в зависимости от степени последствий.
Собственность |
Описание |
ПЛ |
Права на компенсацию |
Постоянная утрата | |||
Земли с/х назначения |
Все потери земли независимо от серьезности последствий |
Собственники |
|
Арендаторы Государственной земли |
| ||
Серьезные последствия — утрата более 10 % дохода/продуктивной земли |
Собственники, арендаторы гос.земли |
| |
Земли коммерческого назначения |
|
Собственники |
|
Самовольные пользователи |
| ||
Здания и сооружения |
|
Владельцы капитальных строений |
|
Урожай |
Утраченный урожай |
Все лица, интересы которых затрагиваются, включая самовольных пользователей |
|
Бизнес и работа |
Временная или постоянная утрата бизнеса/работы |
Все лица, интересы которых затрагиваются, включая самовольных пользователей и работников предприятий |
|
Переселение |
Затраты на переезд и расходы для средств существования |
Все лица, интересы которых затрагиваются вследствие переселения |
|
Социально незащищенные крестьянские хозяйства |
|
Крестьянские хозяйства ниже черты бедности |
|
Временная утрата | |||
Земли для производства строительных работ и для устройства карьеров |
Собственники (частные или государственные) |
|
17. Внешнее мониторинговое агентство (ВМА) будет привлечено к подготовке независимой оценки реализации действий по выкупу земель и переселению для всего Коридора.
18. Комитет автомобильных дорог (КАД РК) несет ответственность за все затраты по выкупу земель, связанные с реализацией ПВЗП. Ориентировочный бюджет на сумму 14 375 648 тенге или 14,4 миллиона был предложен для всей реализации данного ПВЗП. Эта сумма включает затраты по компенсации потерь, пере-регистрации земли и содействия социально незащищенным/крестьянским хозяйствам, интересы которых сильно затрагиваются.
19. Ожидается, что строительные работы на участке км 305 – км 331 начнутся в Мае 2011 г. В связи с этим, ПВЗП должен быть полностью реализован и оценен не позднее Апреля 2011г.
5. Данный обновленный ПВЗП основан на детальном проекте и включает корректировки в счете и оценке количества отчуждаемых земель и строений, основанных на дополнительной информации и обзоре, проведенных с Августа по Сентябрь 2009г. После, с одобрением предложения по изменению трассы для участка дороги между км 305-331 Правительством, и проекта, утвержденного Государственной Экспертизой в Июле 2010 года, дальнейшее определение ЛИЗ было сделано во второй половине Июля 2010 года. Основываясь на определившихся ЛИЗ по данному участку дороги, была проведена свежая оценка компанией Далер, назначенная МТК, в период с Августа по Сентябрь 2010 года, учитывая исходные ставки по оплате, предоставленные в Постановлении 890 (исправленный 7го Ноября 2008г). После него также были проведены необходимые переписи и исследования ЛИЗ КАД/КУПом, с дополнительными обсуждениями ЛИЗ с Акиматом Мерке и Жамбылским Областным Департаментом Дорог.
8. Исходя из политики и практики АБР, оценка ЗПФ по данному траншу, подписание присуждаемых контрактов и реализация строительных работ по данному Проекту требуют выполнения следующих условий:
Категория земель |
Земли, подлежащие выкупу (в га) |
Число хозяйств, интересы которых затрагиваются | ||
Постоянно |
Временно |
Постоянно |
Временно | |
С/х земли |
62.98 |
0 |
26 |
0 |
Земли коммерческого назначения |
0 |
0 |
6 |
0 |
Земли жилого назначения |
0 |
0 |
0 |
0 |
Промежуточный итог А |
62.98 |
0 |
26 |
0 |
С/х земли |
52.52 |
0 |
2 |
0 |
Земли коммерческого назначения |
0 |
0 |
0 |
0 |
Промежуточный итог В |
52.52 |
0 |
2 |
0 |
Итого (A и B) |
115.5 |
0 |
28 |
0 |
Право собственности/ Статус аренды |
Земли, подлежащие выкупу (в га) |
Число Хозяйств/Юридических лиц, интересы которых затрагиваются | ||
Постоянно |
Временно |
Постоянно |
Временно | |
Частная собственность |
0 |
0 |
0 |
0 |
Долгосрочная аренда |
62,98 (к/х) 52,52(ю/л) |
0 |
26 (к/х) 2 (ю/л)
|
0 |
Краткосрочная аренда |
0 |
0 |
0 |
0 |
Незарегистрированные |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого: |
115.5 62,98 к/х 52,52 ю/л |
0 |
28 26 к/х 2 ю/л |
Многолетние травы и выращиваемые культуры на отчуждаемых землях |
Кол-во К/Х – Ю/Л, которые выращивают культуры |
Отчуждаемая площадь (га) |
Сафлор |
8 к/х 1 ю/л
|
28,1 3.5
|
Ячмень |
8 к/х 1 ю/л
|
14,38 16,34
|
Пшеница |
5 к/х 1 ю/л
|
14,38 16,34
|
Сено/корм |
6 к/х 1 ю/л
|
12,93 16,34
|
Яблочные деревья |
1 к/х |
0,75 |
Не указано |
3 к/х |
3,03 |
24. При реализации проекта в разной степени будут затронуты интересы 263 крестьянских хозяйств с 157 членами (в среднем 6,5 на крестьянское хозяйство). Все эти крестьянские хозяйства утратят доступ на свои сельскохозяйственные арендованные земли, а также доход, который они получают с этих земель. В дополнение к вышеназванному, 2 юридических лица утратят часть своих земель. Смотрите Таблицу 4 ниже.
Категория ЛИЗ |
Кол-во хозяйств (к/х) / юридических лиц (ю/л), интересы которых затрагиваются |
Кол-во ЛИЗ |
Примечания | |
(x тип воздействия) |
Абсолютное (без двойного учета) |
| ||
A. Земля |
|
|
|
|
A1. С/х земли - являющиеся собственностью / арендуемые крестьянскими хозяйствами - являющиеся собственностью / арендуемые юридическими лицами
|
26 к/х
2 ю/л |
26 к/х
2 ю/л |
157
|
Население для 24 к/х |
A2. Земли коммерческого назначения - являющиеся собственностью/ арендуемые крестьянскими хозяйствами - являющиеся собственностью/ арендуемые юридическими лицами
|
0
|
0
|
0
|
|
Промежуточный итог (A) |
28 |
28 |
|
|
B. Урожай и деревья |
|
|
|
|
Оформившие права собственники / арендаторы /постоянные землепользователи - собственники /арендаторы (крестьянские хозяйства) - собственники / арендаторы (юридические лица)
|
0/26 к/х
|
|
|
Так же как А1 |
Промежуточный итог (урожай и деревья) |
28 |
28 |
|
|
C. Утрата бизнеса/дохода |
|
|
|
|
C1. Временная утрата малого бизнеса |
0 |
0 |
|
|
C2. Постоянная утрата бизнеса -собственники (крестьянские хозяйства) - собственники (юридические лица)
|
0 0 |
0 0 |
|
|
Промежуточный итог (C) |
0 |
0 |
|
|
D. Сооружения |
|
|
|
|
D1. Передвижные/временные сооружения |
0 |
- |
|
|
D1. Коммерческие сооружения |
0 |
- |
|
|
Промежуточный итог (D) |
0 |
- |
- |
|
E. Итого (A+B+C+D) |
56 |
28 |
157 |
|
25. Исследование показало, что среди 26 крестьянских хозяйств и 2 юридических лиц, чьи интересы затрагиваются, ни один не теряет более 10 % своих продуктивных земель, что так было подтверждено ОД.
Участок в Жамбылской области, [Западная Европа – Западная Народная Республика Китай Международный Транзитный Коридор] Инвестиционная Программа
09 10 2014
9 стр.
«союз», «Судостроительный банк», «Тойота Банк», «ТрансКредитБанк», «Уралсиб», «Уральский банк реконструкции и развития», «урса банк», «фондсервисбанк», «Ханты-Мансийский Банк», «Хо
08 10 2014
1 стр.
Подготовка Транспортного коридора царэс тараз-Мерке и дорожных участков Благовещенка-Кордай, Жамбылской Области
26 09 2014
17 стр.
Важнейшими предпосылками развития форфейтингового рынка служит усиление международной интеграции, рост конкурентоспособности банков, устранение государственных ограничений на эксп
14 12 2014
1 стр.
Закрытое акционерное общество «Акционерный банк реконверсии и развития» (далее -«Банк») зарегистрировано в Национальном банке Республики Беларусь 22 февраля 1994 года, регистрацион
06 10 2014
10 стр.
Настоящий проект представляется вниманию потенциальных инвесторов с целью получения частичного финансирования в виде кредитных ресурсов
14 12 2014
3 стр.
Банка Республики Казахстан от 28. 04. 2012г. №174 «Об утверждении Правила представления банками второго уровня, Акционерным обществом «Банк Развития Казахстана»
25 12 2014
1 стр.
«Независимая Республика Казахстан и ее основатель – Президент Нурсултан Назарбаев»
25 12 2014
1 стр.