Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
П
Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ.
РОГРАММА


«Введение в историю современного искусства»
Целью курса лекций является представление эволюции мирового актуального искусства XX – XXI века, знакомство с основными этапами этой эволюции, с основными художественными направлениями, жанрами и стратегиями в современном искусстве, с конкретными работами современных художников, их стилистической характеристикой, особенностями и проблематикой. Рассматриваются трансформации в искусстве, вызванные сменой и взаимовлиянием основных направлений в мировой культуре: модернизма и постмодернизма. На конкретных примерах даются подробные ответы и разъясняется, что такое современное искусство, чем определяется граница между искусством "современным" и "несовременным", в чем различия между модерном и постмодерном, авангардом и неоавангардом, чем отличается "хорошее" произведение современного искусства от "плохого", кто такой "современный" художник, в чем отличие современного художника от художника традиционного, каковы социальные функции современного искусства, кто поддерживает современное искусство, и кому оно нужно, каким образом определяются цены и ценности, в чем особенности русского искусства последних десятилетий, и есть ли у современного искусства будущее? По окончании курса студенты должны понимать специфику современного изобразительного искусства и новых направлений медийных искусств (видеоарт, медиаарт, сетевое искусство и пр.), место актуального искусства в контексте мирового художественного процесса.
Задачи курса:

- дать общее представление об историческом развитии современного искусства в социо-культурном контексте XX века;

- раскрыть связи между формально-образной структурой произведения и ценностными ориентирами создавшей его эпохи;

- познакомить студентов с выдающимися мастерами и произведениями современного изобразительного искусства;

- познакомить студентов с проблемами влияния коньюнктуры современного мирового рынка на художественные процессы в странах Европы и в США;

- познакомить студентов с современными научными представлениями о важнейших процессах и отдельных явлениях в мировом современном искусстве;



- обучить студентов основам анализа произведения искусства, позволяющим выявлять его документальную, художественную, материальную ценность.

Краткий план занятий:





  1. От модернизма к постмодернизму. Непрекращающийся «кризис репрезентации». Искусство XX века и массовая культура. Постмодернизм как "испорченный модернизм" или как "модернизм в квадрате"? Второй шанс модернизма: абстрактный экспрессио-низм нью-йоркской школы (Джексон Поллок, Барнетт Ньюман, Марк Ротко) и европейская «информель» (Жан Дюбюффе, Волс и Жан Фотрие). Поглощение модернизма: трансформация абстрактной картины (Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Фрэнк Стелла, Лючио Фонтана, Альберто Бурри Отто Пиене), «международный синий» Ива Кляйна.




  1. Середина XX века: от образа к имиджу. Стратегии «выживания» и «ухода»: «Новые реалисты», американский поп-арт, кинетическое искусство, оп-арт, минимализм, концептуализм. Современность как анархия. Итальянское движение «арте повера», фигуративная живопись и скульптура конца 1960-х.


Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ.



  1. 1970-е годы: феминизм, перформанс, видео, боди-арт, радикальное искусство 1970-х. Политика в искусстве. Языки тела.




  1. Постмодернизм 1980-х: знаки идентичности, гендерные игры, апроприация и симуляция. Неоэкспрессионизм: «Новые дикие» в Германии, итальянский неоэкспрессионизм, неофициальное советское искусство первой половины 1980-х годов (группа «Новые художники»). «Искусство Ист-Виллиджа», живопись и женственное. Объект или предмет: инсталляция и энвайронмент. Искусство как присвоение и симуляция. Искусство как «предмет искусства». Картины виртуальной реальности: видеоарт 1980-х годов.




  1. 1990-е годы: реакция на освобождение. Политическое искусство в России. «Обживание» пустотного пространства: неопределенность, неловкость, скованность. «Добивание» идеологии. Фрики, монстры и алиены. Детский дискурс. Антропология повседневности. Блошиный рынок «художественных образов».




  1. Интернациональное современное искусство: Африка, Азия и Восточная Европа 1992-2000. Трансформации концепций международных выставок. Мультикультурализм. Искусство в ситуации глобализации.




  1. 2000-е годы. Поиски «темы». Виртуализация: делокализованное пространство самовыражения. Неизбежность синтетики. Теория хаоса. Виртуальное «пространство» видеоинсталляции. Художественный музей 2000-х: склад или святилище? Медиаарт, сетевое искусство, медиаинсталляции, цифровое искусство. Медиаискусство: компьютерное искусство, интерактивное электронное искусство. Теории «новых медиа».



Литература:
Автономова Н. Деррида и грамматология./ Деррида Ж. О грамматологии.- Москва: изд. Ad marginem, 2000.

Азизян И. Становление модернистской ментальности // Искусствознание. 2000.Вып.1.

Андреева Е.Ю. Постмодернизм: искусство второй половины XX – начала XXI века. – Спб.: Азбука-классика, 2007.

Антология российского видеоарта. Сост. и ред. А.Исаев. – М.: МедиаАртЛаб, 2002.

Бакштейн И.М. Видео и контекст: Электроземля. Современный британский видео-арт. Каталог выставки, 2003.

Бакштейн И.М. Цитадель элитарности. Тезисы об искусстве в эпоху социального Дарвинизма// Искусство кино №3,2007.

Барни М. Я понял, как использовать своё тело//Артхроника. № 4 , 2007.

Бениамин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости . – М.: Медиум, 1996.

Бирнбаум Даниэль. Хронология. Пер. с англ. А.Скидана. М.: НЛО.2007.

Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

Бобринская Е.А. Концептуализм. М. ,1994.

Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000.

Боровский А. Практически не изящные искусства, 2009 г.

Бохм-Дюшен М. Современное искусство. . -М.:Премьера,Астрель,2001.

Бохоров К. Угол с телевизором // Художественный журнал, № 42, 2002.

Бохоров К. Перформанс и видео в современном русском искусстве // Антология Российского видеоарта, 2002.

Вайбель П. Знание и видение. Новые интерфейсные технологии // Мedia Art Fest. – Спб., 2000.

Вагнер Р. Произведение искусства будущего. Пер. с нем., 2010.

Взгляд с Востока. Медиасознание / Медиакультура/ Медиатехнология . Под общей редакцией А. Исаева . М. 2001.

Гринберг Клемент. Авангард и китч // "Художественный журнал" № 60, М, 2005.

Горючева Т., Горюнова О. Медиа - панацея?// Художественный журнал №30-31, 1999.

Гройс Б. Медиа искусство в музее// Художественный журнал. N°40, 2001.

Б


Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ.
.Гройс, Искусство утопии (Gesamtkunstwerk Сталин. Комментарии к искусству). Художественный Журнал: Москва, 2003.

Дебор Г. “Общество спектакля”/Пер. с фр. C. Офертас и М. Якубович. – М.: Издательство “Логос”, 1999.

Дебор Г. Общество спектакля. Пер. с фр. Издательство “Логос” 1999.

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл.С.Н.Зенкина - М.: Институт экспериментальной социологии. Спб.: Алетейя, 1998.

Делез Жиль. Кино. Пер. с фр Б.Скуранова. - М.: Ад Маргинем. 2004.

Деррида Ж. О грамматологии.- Москва: Ad marginem, 2000.

Джеймисон Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996.

Джеймс В. Научные основы психологии. - C-Пб. 1902.

Джеуза А. Видеотворчество и художественное сообщество. Исторические параллели между США и Россией // Художественный журнал №58/59, 2005.

Джеуза А. Видео: смешное искусство// Художественный журнал № 58/59, 2005.

Джеуза А. История российского видеоарта. Том 1. – М.:Московский музей современного искусства, 2007.

Дьяконов В. Сам себе художник //Артхроника. № 4 , 2007.

Дэмпси Э Стили, школы, направления: путеводитель по современному искусству, 2008 г.

Ерохин С.В.Цифровое компьютерное искусство, 2011 г.

Ерохин С.В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. Гриф МО/УМО, 2010 г.

Ерохин С.В. Родни "Пайгойя" Чан: художник, психолог и философ.

Зедльмайр Ханс. Утрата середины. Революция современного искусства. Смерть света, 2008.

Исаев А. Видеоарт и телевещание// Антология российского видеоарта, 2002.

Исаев А., Шишко О. Видеоарт и молодёжная (клубная) культура// Антология российского видеоарта, 2002.

Ильин И.П. Посттруктурализм: Деконструктивизм: Посмодернизм. М., 1966.

Ильин И.Постмодерн от истоков до конца столетия. – М.: Интрада.1998.

Кант И. Критика способности суждения. Соч. в шести томах. Москва: изд.-во «Мысль», 1963.

Киреев О. Поваренная книга медиа – активиста. - М.: издательство "Ультра Культура", 2006.

Кирхмайер В. Пустота из "черного ящика"// Художественный журнал №33, 2001.

Клузински Р. Интерактивность ипроблема коммуникации в контексте философии деконструктивизма // NewMediaLogia. – М.:ЦСИ, 1996.

Кон-Винер Э.История стилей изобразительных искусств. Пер. с нем. Изд.4 2011. 216 с.

Козлова О. Видео. Двадцать пять лет видеоэстетики. Галерея Форума земли Северный Рейн – Вестфалия, Дюссельдорф, Германия// Художественный журнал №56, 2004.

Кошут Д. Искусство после философии // Искусствознание.2001.Вып.1.



Крюков Д.В.О формах симбиоза элитарного и массового в современном искусстве, 2005.

Левашов В. Концепт медиа-топии. Безответственные фантазии куратора. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова. Серия "Summa culturologiae". М., 2003.

Ловинк Г. Сквоттер, киберпанк, дейтаденди. Амстердам и альтернативные медиа стратегии. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.

Маклюэн, М. Понимание Медиа: Внешние расширения чело­века” / Пер. с англ. В. Николаева; М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц, 2003.

Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга. - Изд: Академический проект, 2005.

Манович Л. Археология компьютерного экрана. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.

Маньковская Н.Б. Лексикон нонклассики / Под ред. В.В.Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000.

Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идео.логии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова.- М: ACT, 2002.

Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова.- М: ACT, 2002.

Медиаарт/ MEDIA ART: [Сборник статей]. – СПб.: Новый мир искусства, 2000.



Мигунов А.С., Ерохин С.В. Алгоритмическая эстетика, 2010.

Митрофанова А. Новый авангард, или хаос как творческое наслаждение. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.

Мусина М. На стыке кино и видеоарта. Утопия медленного видео// Антология российского видеоарта, 2002.

Овчинников И. Источники и составные части видеоарта. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.

Олива А.Б. Искусство на исходе тысячелетия // Художественный журнал,2003.

Осмоловский А. Актуальное искусство: здесь и сейчас // Художественный журнал, 2000, № 5-6.

Пирошка Досси. Продано! Искусство и деньги, 2011 г.

Прохоров А. Шульга Т. Из истории теоретических взглядов на Новые медиа. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.

П
Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ.
ыркина Д. ВИДЕОАРТ: Пленники технологий. Происхождение вида// Журнал «Искусство» 6’2006.

Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. - М.: изд."УК", 2003.

Роуэн Т. Предметы искусства в интерьере. Как понимать, подбирать и выставлять произведения искусства, 2009 

Саксенхюбер Хедвиг. Валли Экспорт/Valie Export. Cпециальное издание к выставке на 2й Московской биеннале современного искусства. На рус. и англ. языках. Folio, 2007.

Сальников В. Снимать кино, играть в кино, смотреть кино. Новый консерватизм в русском видеоискусстве// Художественный журнал №40, 2002.

Брэндон Тейлор. Актуальное искусство. 1970—2005. — М.: Слово, 2006.

Турчин В.С. По лабиринтам авангарда, 1993 г.

Ханхардт Дж. Между языком и движущимся образом: искусство Гари Хилла. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.

Ханхардт Дж. Видео и телевидение Энди Уорхола. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996..

Харькина А. Институциональный сдвиг. Новая разметка поля искусства // Журнал «ZAART», 2005

Хачатуров С. Они рядом //Артхроника. № 4 , 2007.

Художники начала века: видеоарт. Текст А.Джеуза. WAM, № 8.

Шишко О. Методы и политика в области сохранения произведений медиа-искусства Материалы международной конференции «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу». Россия, Санкт-Петербург, 17-19 мая 2005г.

Шишко О. Избранная хроника // Антология российского видеоарта, 2002.








Рограмма «Введение в историю современного искусства» Целью

По окончании курса студенты должны понимать специфику современного изобразительного искусства и новых направлений медийных искусств

86.41kb.

06 10 2014
1 стр.


Государственные Центры Современного Искусства

Нью Йорке в галерее Art in General и возможно в других галереях, а так же в центрах современного искусства по всей России. Видео работы, которые примут участие в программе будут от

21.51kb.

10 10 2014
1 стр.


Программа дисциплины «Введение в историю человечества»

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030600. 62 «История» подготовки бакалав

124.16kb.

15 09 2014
1 стр.


Содержание стр. 1 Введение ст

Основной целью исследования была оценка состояния современного русского письма и выявление факторов определяющих графическую систему русского языка

237.85kb.

10 10 2014
1 стр.


Литература 27 Приложение Введение

Хх века. Оно питалось многими источниками прошлого, включая работы его великих испанских предшественников. Одновременно Пикассо извлек много уроков из искусства вне классических ев

283.71kb.

23 09 2014
1 стр.


Марк Сандомирский Физиология современного искусства: трансреализм, или технология креативности

Таким образом, сюрреализм представлял собой собственно гибрид искусства и психотерапии (психоанализа), из которой он заимствовал понимание бессознательного

93.18kb.

12 10 2014
1 стр.


Общие черты китайского современного искусства

В последние годы китайское современное искусство получает бурное развитие. Такие виды, как китайская музыкальная драма, танец, изобразительные искусства, фотография, кинематография

73.82kb.

12 10 2014
1 стр.


Пояснительная записка по объекту: «Строительство музейно выставочного комплекса фгбук «Государственный центр современного искусства»

«Строительство музейно – выставочного комплекса фгбук «Государственный центр современного искусства»

75.1kb.

11 10 2014
1 стр.