П
Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ.
РОГРАММА
«Введение в историю современного искусства»
Целью курса лекций является представление эволюции мирового актуального искусства XX – XXI века, знакомство с основными этапами этой эволюции, с основными художественными направлениями, жанрами и стратегиями в современном искусстве, с конкретными работами современных художников, их стилистической характеристикой, особенностями и проблематикой. Рассматриваются трансформации в искусстве, вызванные сменой и взаимовлиянием основных направлений в мировой культуре: модернизма и постмодернизма. На конкретных примерах даются подробные ответы и разъясняется, что такое современное искусство, чем определяется граница между искусством "современным" и "несовременным", в чем различия между модерном и постмодерном, авангардом и неоавангардом, чем отличается "хорошее" произведение современного искусства от "плохого", кто такой "современный" художник, в чем отличие современного художника от художника традиционного, каковы социальные функции современного искусства, кто поддерживает современное искусство, и кому оно нужно, каким образом определяются цены и ценности, в чем особенности русского искусства последних десятилетий, и есть ли у современного искусства будущее? По окончании курса студенты должны понимать специфику современного изобразительного искусства и новых направлений медийных искусств (видеоарт, медиаарт, сетевое искусство и пр.), место актуального искусства в контексте мирового художественного процесса.
Задачи курса:
- дать общее представление об историческом развитии современного искусства в социо-культурном контексте XX века;
- раскрыть связи между формально-образной структурой произведения и ценностными ориентирами создавшей его эпохи;
- познакомить студентов с выдающимися мастерами и произведениями современного изобразительного искусства;
- познакомить студентов с проблемами влияния коньюнктуры современного мирового рынка на художественные процессы в странах Европы и в США;
- познакомить студентов с современными научными представлениями о важнейших процессах и отдельных явлениях в мировом современном искусстве;
- обучить студентов основам анализа произведения искусства, позволяющим выявлять его документальную, художественную, материальную ценность.
Краткий план занятий:
-
От модернизма к постмодернизму. Непрекращающийся «кризис репрезентации». Искусство XX века и массовая культура. Постмодернизм как "испорченный модернизм" или как "модернизм в квадрате"? Второй шанс модернизма: абстрактный экспрессио-низм нью-йоркской школы (Джексон Поллок, Барнетт Ньюман, Марк Ротко) и европейская «информель» (Жан Дюбюффе, Волс и Жан Фотрие). Поглощение модернизма: трансформация абстрактной картины (Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Фрэнк Стелла, Лючио Фонтана, Альберто Бурри Отто Пиене), «международный синий» Ива Кляйна.
-
Середина XX века: от образа к имиджу. Стратегии «выживания» и «ухода»: «Новые реалисты», американский поп-арт, кинетическое искусство, оп-арт, минимализм, концептуализм. Современность как анархия. Итальянское движение «арте повера», фигуративная живопись и скульптура конца 1960-х.
Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ.
-
1970-е годы: феминизм, перформанс, видео, боди-арт, радикальное искусство 1970-х. Политика в искусстве. Языки тела.
-
Постмодернизм 1980-х: знаки идентичности, гендерные игры, апроприация и симуляция. Неоэкспрессионизм: «Новые дикие» в Германии, итальянский неоэкспрессионизм, неофициальное советское искусство первой половины 1980-х годов (группа «Новые художники»). «Искусство Ист-Виллиджа», живопись и женственное. Объект или предмет: инсталляция и энвайронмент. Искусство как присвоение и симуляция. Искусство как «предмет искусства». Картины виртуальной реальности: видеоарт 1980-х годов.
-
1990-е годы: реакция на освобождение. Политическое искусство в России. «Обживание» пустотного пространства: неопределенность, неловкость, скованность. «Добивание» идеологии. Фрики, монстры и алиены. Детский дискурс. Антропология повседневности. Блошиный рынок «художественных образов».
-
Интернациональное современное искусство: Африка, Азия и Восточная Европа 1992-2000. Трансформации концепций международных выставок. Мультикультурализм. Искусство в ситуации глобализации.
-
2000-е годы. Поиски «темы». Виртуализация: делокализованное пространство самовыражения. Неизбежность синтетики. Теория хаоса. Виртуальное «пространство» видеоинсталляции. Художественный музей 2000-х: склад или святилище? Медиаарт, сетевое искусство, медиаинсталляции, цифровое искусство. Медиаискусство: компьютерное искусство, интерактивное электронное искусство. Теории «новых медиа».
Литература:
Автономова Н. Деррида и грамматология./ Деррида Ж. О грамматологии.- Москва: изд. Ad marginem, 2000.
Азизян И. Становление модернистской ментальности // Искусствознание. 2000.Вып.1.
Андреева Е.Ю. Постмодернизм: искусство второй половины XX – начала XXI века. – Спб.: Азбука-классика, 2007.
Антология российского видеоарта. Сост. и ред. А.Исаев. – М.: МедиаАртЛаб, 2002.
Бакштейн И.М. Видео и контекст: Электроземля. Современный британский видео-арт. Каталог выставки, 2003.
Бакштейн И.М. Цитадель элитарности. Тезисы об искусстве в эпоху социального Дарвинизма// Искусство кино №3,2007.
Барни М. Я понял, как использовать своё тело//Артхроника. № 4 , 2007.
Бениамин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости . – М.: Медиум, 1996.
Бирнбаум Даниэль. Хронология. Пер. с англ. А.Скидана. М.: НЛО.2007.
Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства. М.: Новое литературное обозрение, 2006.
Бобринская Е.А. Концептуализм. М. ,1994.
Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000.
Боровский А. Практически не изящные искусства, 2009 г.
Бохм-Дюшен М. Современное искусство. . -М.:Премьера,Астрель,2001.
Бохоров К. Угол с телевизором // Художественный журнал, № 42, 2002.
Бохоров К. Перформанс и видео в современном русском искусстве // Антология Российского видеоарта, 2002.
Вайбель П. Знание и видение. Новые интерфейсные технологии // Мedia Art Fest. – Спб., 2000.
Вагнер Р. Произведение искусства будущего. Пер. с нем., 2010.
Взгляд с Востока. Медиасознание / Медиакультура/ Медиатехнология . Под общей редакцией А. Исаева . М. 2001.
Гринберг Клемент. Авангард и китч // "Художественный журнал" № 60, М, 2005.
Горючева Т., Горюнова О. Медиа - панацея?// Художественный журнал №30-31, 1999.
Гройс Б. Медиа искусство в музее// Художественный журнал. N°40, 2001.
Б
Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ.
.Гройс, Искусство утопии (Gesamtkunstwerk Сталин. Комментарии к искусству). Художественный Журнал: Москва, 2003.
Дебор Г. “Общество спектакля”/Пер. с фр. C. Офертас и М. Якубович. – М.: Издательство “Логос”, 1999.
Дебор Г. Общество спектакля. Пер. с фр. Издательство “Логос” 1999.
Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл.С.Н.Зенкина - М.: Институт экспериментальной социологии. Спб.: Алетейя, 1998.
Делез Жиль. Кино. Пер. с фр Б.Скуранова. - М.: Ад Маргинем. 2004.
Деррида Ж. О грамматологии.- Москва: Ad marginem, 2000.
Джеймисон Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996.
Джеймс В. Научные основы психологии. - C-Пб. 1902.
Джеуза А. Видеотворчество и художественное сообщество. Исторические параллели между США и Россией // Художественный журнал №58/59, 2005.
Джеуза А. Видео: смешное искусство// Художественный журнал № 58/59, 2005.
Джеуза А. История российского видеоарта. Том 1. – М.:Московский музей современного искусства, 2007.
Дьяконов В. Сам себе художник //Артхроника. № 4 , 2007.
Дэмпси Э Стили, школы, направления: путеводитель по современному искусству, 2008 г.
Ерохин С.В.Цифровое компьютерное искусство, 2011 г.
Ерохин С.В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. Гриф МО/УМО, 2010 г.
Ерохин С.В. Родни "Пайгойя" Чан: художник, психолог и философ.
Зедльмайр Ханс. Утрата середины. Революция современного искусства. Смерть света, 2008.
Исаев А. Видеоарт и телевещание// Антология российского видеоарта, 2002.
Исаев А., Шишко О. Видеоарт и молодёжная (клубная) культура// Антология российского видеоарта, 2002.
Ильин И.П. Посттруктурализм: Деконструктивизм: Посмодернизм. М., 1966.
Ильин И.Постмодерн от истоков до конца столетия. – М.: Интрада.1998.
Кант И. Критика способности суждения. Соч. в шести томах. Москва: изд.-во «Мысль», 1963.
Киреев О. Поваренная книга медиа – активиста. - М.: издательство "Ультра Культура", 2006.
Кирхмайер В. Пустота из "черного ящика"// Художественный журнал №33, 2001.
Клузински Р. Интерактивность ипроблема коммуникации в контексте философии деконструктивизма // NewMediaLogia. – М.:ЦСИ, 1996.
Кон-Винер Э.История стилей изобразительных искусств. Пер. с нем. Изд.4 2011. 216 с.
Козлова О. Видео. Двадцать пять лет видеоэстетики. Галерея Форума земли Северный Рейн – Вестфалия, Дюссельдорф, Германия// Художественный журнал №56, 2004.
Кошут Д. Искусство после философии // Искусствознание.2001.Вып.1.
Крюков Д.В.О формах симбиоза элитарного и массового в современном искусстве, 2005.
Левашов В. Концепт медиа-топии. Безответственные фантазии куратора. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.
Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова. Серия "Summa culturologiae". М., 2003.
Ловинк Г. Сквоттер, киберпанк, дейтаденди. Амстердам и альтернативные медиа стратегии. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.
Маклюэн, М. “Понимание Медиа: Внешние расширения человека” / Пер. с англ. В. Николаева; М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц, 2003.
Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга. - Изд: Академический проект, 2005.
Манович Л. Археология компьютерного экрана. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.
Маньковская Н.Б. Лексикон нонклассики / Под ред. В.В.Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003.
Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000.
Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идео.логии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова.- М: ACT, 2002.
Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова.- М: ACT, 2002.
Медиаарт/ MEDIA ART: [Сборник статей]. – СПб.: Новый мир искусства, 2000.
Мигунов А.С., Ерохин С.В. Алгоритмическая эстетика, 2010.
Митрофанова А. Новый авангард, или хаос как творческое наслаждение. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.
Мусина М. На стыке кино и видеоарта. Утопия медленного видео// Антология российского видеоарта, 2002.
Овчинников И. Источники и составные части видеоарта. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.
Олива А.Б. Искусство на исходе тысячелетия // Художественный журнал,2003.
Осмоловский А. Актуальное искусство: здесь и сейчас // Художественный журнал, 2000, № 5-6.
Пирошка Досси. Продано! Искусство и деньги, 2011 г.
Прохоров А. Шульга Т. Из истории теоретических взглядов на Новые медиа. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.
П
Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ.
ыркина Д. ВИДЕОАРТ: Пленники технологий. Происхождение вида// Журнал «Искусство» 6’2006.
Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. - М.: изд."УК", 2003.
Роуэн Т. Предметы искусства в интерьере. Как понимать, подбирать и выставлять произведения искусства, 2009
Саксенхюбер Хедвиг. Валли Экспорт/Valie Export. Cпециальное издание к выставке на 2й Московской биеннале современного искусства. На рус. и англ. языках. Folio, 2007.
Сальников В. Снимать кино, играть в кино, смотреть кино. Новый консерватизм в русском видеоискусстве// Художественный журнал №40, 2002.
Брэндон Тейлор. Актуальное искусство. 1970—2005. — М.: Слово, 2006.
Турчин В.С. По лабиринтам авангарда, 1993 г.
Ханхардт Дж. Между языком и движущимся образом: искусство Гари Хилла. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.
Ханхардт Дж. Видео и телевидение Энди Уорхола. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996..
Харькина А. Институциональный сдвиг. Новая разметка поля искусства // Журнал «ZAART», 2005
Хачатуров С. Они рядом //Артхроника. № 4 , 2007.
Художники начала века: видеоарт. Текст А.Джеуза. WAM, № 8.
Шишко О. Методы и политика в области сохранения произведений медиа-искусства Материалы международной конференции «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу». Россия, Санкт-Петербург, 17-19 мая 2005г.
Шишко О. Избранная хроника // Антология российского видеоарта, 2002.