Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок на тему: Русский народный костюм

Учитель культуры Башкортостана МОБУ лицей №4 Мухамадиева Светлана Миннуловна.



Цели: Подробное ознакомление с таким видом культуры, как народное творчество, реализованное через народный костюм. Воспитание интернационализма. Охарактеризовать типы женского костюма конца. Описать и проанализировать значение деталей народного костюма. Актуализировать мысль о том, что народный костюм является отражением картины жизни отдельного человека, семьи, как части жизни страны

Ход урока. Рассказ учителя: В многоликом современном мире произведения народного искусства особенно радуют глаз своей рукотворностью, праздничностью. Наша культура окрашена внимательным обращением к её богатым традициям, которые широко используются в творчестве современных народных мастеров и профессиональных художников. На этой основе сложились различные художественные промыслы. Черты национального своеобразия ярко проявляются в народном костюме - наиболее массовом виде народного творчества. Искусство вышивки, узорного ткачества, кружевоплетение нашли воплощение в украшении народного костюма. Старинные вещи помогают воссоздать историю их владельцев, отразить личность и образ человека.

Русскую традиционную одежду еще можно изредка повстречать в России: на фольклорных праздниках, в сундуках бабушек. Для современных модельеров народный костюм - источник творческих поисков. Из него черпают линии кроя, приемы украшений в одежде.

Мы с вами изучали особенности башкирского народного костюма, сегодня мы поговорим о русском народном женском костюме.

Одеждой, которую носил простой народ, сарафан стал лишь в XVIII веке, но это отдельная история.

А до XVIII века главной была (и долго еще оставалась) русская рубаха. Наши далекие предки считали, что одежда – это «оберег», который укрывал человека от «сглаза», от воздействия злых сил. Поэтому все уязвимые места человеческого тела были спрятаны: длинные, ниже колена, древние рубахи имели почти закрытый ворот, рукава до запястий.

Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины. Различались они в основном, своей конструкцией (кроем) и отделкой (украшениями). Были рубахи повседневные праздничные. Повседневные рубахи почти не украшали – только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.

На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то рубаха тоже как бы участвовала в этом «разговоре»: на ней языком орнамента – повторяющегося узора – были записаны все просьбы и желания человека.

Конечно, рубаха была не единственной одеждой: девушка «на выданье» надевала паневу – поясную одежду в виде трех полотнищ ткани на шнурке, а замужней женщине полагался ещё и фартук.



Сарафан – русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами.

Но это определение можно дополнить. Дело в том, что сарафан, как предполагают ученые, изучающие историю костюма, пришел на Русь с Византии вместе с православной религией. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шелка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями.

«А сама-то величава, выступает будто пава», - это Царевна-Лебедь из сказки А.С. Пушкина. А действительно, женщина в сарафане не идет, а «выступает» величественно и плавно.

В конце XVII века сарафан еще не был крестьянской одеждой, его носили только самые богатые женщины «из простых» - купчихи, жены и дочери крупных ремесленников, «служилых людей».

И вот наступает Петровская эпоха. Царь «порубает» окно в Европу»: строит корабли, стрижет боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани, но дворяне не спешат покупать их для своего «европейского платья – они предпочитают выписывать материю из-за границы. Выходит, что Российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря? «Нет», - решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! – носить «старо-боярскую одежду», в том числе и сарафан. Только шить все следовало из тканей изготовленных на Российских фабриках.

Вот так сарафан «пришел в народ» и стал любимым женским нарядом.



В некоторых селах паневу носят и девушки, но «сорока» - головной убор только замужней женщины. Однако и девичьи наряды прекрасны. Рассказывают, что приезжала в Белгород императрица Екатерина II. Когда она вышла на балкон дома, отведенного для неё, толпа приветствовала молодую царицу. Взгляд Екатерины привлекли девушки, одетые в народные костюмы Белгородчины. Много она видела во время своих поездок нарядов русских, украинских, татарских, но такого красивого ещё не встречала. И попросила Екатерина гофмейстера пригласить одну из девушек к ней в комнату. Когда статная молодица, потупив глаза, стала перед императрицей, та поняла, что вблизи её костюм ещё красивее. Сказав несколько приветливых слов и одарив гостью, Екатерина отпустила её, и тут же отдала распоряжение – пошить такое же платье. Платье срочно сшили и отправили с гонцом в Санкт-Петербург. Надевала ли его на какой-нибудь маскарад царица – неизвестно, но любовалась им не раз наверняка. И, возможно, хранится оно до сих пор в коллекции платьев Екатерины II.

Показ презентации «Русский костюм» (о поневном комплексе, головных уборах, обуви, передниках)

Закрепление материала.

Подведение итогов.

Постановка домашнего задания.

Нарисуйте русский народный костюм.

Внеклассное мероприятие «Дом под небом голубым…»

Карта мира, глобус, куклы (бумажные) в национальных костюмах, куклы (2) в русских и бурятских национальных костюмах, русский народный костюм на плечиках, бурятский национальный кос

49.56kb.

25 12 2014
1 стр.


Русский народный костюм

Воспитание интернационализма. Охарактеризовать типы женского костюма конца. Описать и проанализировать значение деталей народного костюма

38.08kb.

11 10 2014
1 стр.


Русский народный костюм

Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа

196.59kb.

01 09 2014
1 стр.


Русский народный костюм

Образовательная: обобщить знания учащихся по символике цвета и орнамента русского народного костюма; дать учащимся представление о составных частях народного костюма

53.83kb.

02 10 2014
1 стр.


Комплекс женской одежды с сарафаном (из фондов Подосиновского краеведческого музея)

В течение столетий русский народный костюм отшлифовывался, согласовывались его элементы, при этом отметалось все случайное, наносное, сохранялось самое понятное, доступное и несуще

82.79kb.

11 10 2014
1 стр.


Нижегородский народный костюм

На нижегородской земле было широко развито золотое шитье. Зажиточные женщины надевали на праздники шелковые и парчовые сарафаны, на многих из них были унизанные жемчугом и расшитые

100.39kb.

15 12 2014
1 стр.


Федерация Спортивной Хореографии Ростовской области Международный танцевальный форум «Евразия-2012»

Эстрадный танец, Народный танец, Танцевальное шоу, Народный стилизованный танец, Электродэнс, Модерн, Джаз

73.05kb.

14 10 2014
1 стр.


То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя

Любовь была пламенная, иссушающая беднягино сердце. Он съездил в уездный город Грачевку и заказал себе костюм. Вышел этот костюм ослепительным, и очень возможно, что серые полоски

167.12kb.

23 09 2014
1 стр.