Урок на тему: Русский народный костюм
Учитель культуры Башкортостана МОБУ лицей №4 Мухамадиева Светлана Миннуловна.
Цели: Подробное ознакомление с таким видом культуры, как народное творчество, реализованное через народный костюм. Воспитание интернационализма. Охарактеризовать типы женского костюма конца. Описать и проанализировать значение деталей народного костюма. Актуализировать мысль о том, что народный костюм является отражением картины жизни отдельного человека, семьи, как части жизни страны
Ход урока. Рассказ учителя: В многоликом современном мире произведения народного искусства особенно радуют глаз своей рукотворностью, праздничностью. Наша культура окрашена внимательным обращением к её богатым традициям, которые широко используются в творчестве современных народных мастеров и профессиональных художников. На этой основе сложились различные художественные промыслы. Черты национального своеобразия ярко проявляются в народном костюме - наиболее массовом виде народного творчества. Искусство вышивки, узорного ткачества, кружевоплетение нашли воплощение в украшении народного костюма. Старинные вещи помогают воссоздать историю их владельцев, отразить личность и образ человека.
Русскую традиционную одежду еще можно изредка повстречать в России: на фольклорных праздниках, в сундуках бабушек. Для современных модельеров народный костюм - источник творческих поисков. Из него черпают линии кроя, приемы украшений в одежде.
Мы с вами изучали особенности башкирского народного костюма, сегодня мы поговорим о русском народном женском костюме.
Одеждой, которую носил простой народ, сарафан стал лишь в XVIII веке, но это отдельная история.
А до XVIII века главной была (и долго еще оставалась) русская рубаха. Наши далекие предки считали, что одежда – это «оберег», который укрывал человека от «сглаза», от воздействия злых сил. Поэтому все уязвимые места человеческого тела были спрятаны: длинные, ниже колена, древние рубахи имели почти закрытый ворот, рукава до запястий.
Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины. Различались они в основном, своей конструкцией (кроем) и отделкой (украшениями). Были рубахи повседневные праздничные. Повседневные рубахи почти не украшали – только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.
На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то рубаха тоже как бы участвовала в этом «разговоре»: на ней языком орнамента – повторяющегося узора – были записаны все просьбы и желания человека.
Конечно, рубаха была не единственной одеждой: девушка «на выданье» надевала паневу – поясную одежду в виде трех полотнищ ткани на шнурке, а замужней женщине полагался ещё и фартук.
Сарафан – русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами.
Но это определение можно дополнить. Дело в том, что сарафан, как предполагают ученые, изучающие историю костюма, пришел на Русь с Византии вместе с православной религией. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шелка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями.
«А сама-то величава, выступает будто пава», - это Царевна-Лебедь из сказки А.С. Пушкина. А действительно, женщина в сарафане не идет, а «выступает» величественно и плавно.
В конце XVII века сарафан еще не был крестьянской одеждой, его носили только самые богатые женщины «из простых» - купчихи, жены и дочери крупных ремесленников, «служилых людей».
И вот наступает Петровская эпоха. Царь «порубает» окно в Европу»: строит корабли, стрижет боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани, но дворяне не спешат покупать их для своего «европейского платья – они предпочитают выписывать материю из-за границы. Выходит, что Российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря? «Нет», - решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! – носить «старо-боярскую одежду», в том числе и сарафан. Только шить все следовало из тканей изготовленных на Российских фабриках.
Вот так сарафан «пришел в народ» и стал любимым женским нарядом.
В некоторых селах паневу носят и девушки, но «сорока» - головной убор только замужней женщины. Однако и девичьи наряды прекрасны. Рассказывают, что приезжала в Белгород императрица Екатерина II. Когда она вышла на балкон дома, отведенного для неё, толпа приветствовала молодую царицу. Взгляд Екатерины привлекли девушки, одетые в народные костюмы Белгородчины. Много она видела во время своих поездок нарядов русских, украинских, татарских, но такого красивого ещё не встречала. И попросила Екатерина гофмейстера пригласить одну из девушек к ней в комнату. Когда статная молодица, потупив глаза, стала перед императрицей, та поняла, что вблизи её костюм ещё красивее. Сказав несколько приветливых слов и одарив гостью, Екатерина отпустила её, и тут же отдала распоряжение – пошить такое же платье. Платье срочно сшили и отправили с гонцом в Санкт-Петербург. Надевала ли его на какой-нибудь маскарад царица – неизвестно, но любовалась им не раз наверняка. И, возможно, хранится оно до сих пор в коллекции платьев Екатерины II.
Показ презентации «Русский костюм» (о поневном комплексе, головных уборах, обуви, передниках)
Закрепление материала.
Подведение итогов.
Постановка домашнего задания.
Нарисуйте русский народный костюм.