Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Русский язык

8 класс
Учитель Рубцова Светлана Алексеевна.

Электронный адрес: [email protected]

Skype: svetlana-rubtcova

Выход на связь – понедельник 18. 30

Зачетные дни: с 15 по 25 декабря, с 15 по 25 мая

Учебник: Русский язык, авторы С. Г. Бархударов, С. Е; Крючков, Москва. Просвещение


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,

УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VIII КЛАССА

I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.


II. К концу VIII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
-- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
-- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
-- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфог рафии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Темы, которые необходимо изучить в I полугодии:

  1. Словосочетание - 7, два-три упражнения по выбору

  2. Предложение - 8;9, два-три упражнения по выбору

  3. Главные члены предложения -11- 14, два-три упражнения по выбору

  4. Тире между подлежащими и сказуемыми - 15, два-три упражнения по выбору

  5. Второстепенные члены предложения -16 - 19, два-три упражнения по выбору

  6. Односоставные предложения - 20 - 23, два-три упражнения по выбору

  7. Неполные предложения – 25, два-три упражнения по выбору

После изучения темы необходимо выполнить следующие контрольные работы:


Контрольная работа № 1 на повторение изученного в 6 - 7 классах( 19.09.2011)
(Н…) кто из художников до Левитана (н…) передавал с такой печальной силой (н...) изм…римы дали рус…кого (н…)настья (.К. Паустовский).
Задания.
1. Перепишите, вставляя пропущенные и раскрывая скобки.

2. Найдите в предложении примеры на правила правопи­сания равных частей речи с частицами не и ни. Объясните написание этих слов.

3. Произведите фонетический разбор слов печальной, ненастья. Укажите причину несовпадения количества букв и звуков.

4. Произведите разбор по составу слова неизмеримые. Объясните написание слова русский, определив способ его образования.

5. Установите к какой части речи относятся все слова данного предложения.

6. Пользуясь толковым словарем, определите лексическое значение выделенных слов.


На этом к…нчался ч...ткий расп…рядок: нельзя было рас...читать, когда внутрен…ий под...ем ж...зни достигн...т (не)кой кр…тической точки и потребу…т...ся внов... от­крыть шлюзы (Ю. Нагибин).
Задания.

  1. Перепишите, вставляй, где нужно, пропущенные буквы и рас­крывая, скобки.

  2. Произведите фонетический разбор слов подъем, жизни. Укажите причину несовпадения количества букв и звуков.

8. Произведите морфемный разбор слова внутренний и определите способ его образования. Объясните написа­ние -нн-.

  1. Произведите морфологический разбор слов распорядок и достигнет. Объясните написание личного окончания глагола.

  2. Пользуясь толковым словарем, определите лексическое значение слова шлюзы. Объясните выражение вновь от­крыть шлюзы в данном контексте.


Тема 2 СЛОВОСОЧЕТАНИЕ( 26.09.2011)

Контрольные работы

ВарантI.

Мир пр…мет бе...конечно разнообразен. Бывает очень радос…но, когда одна и та (же) пр...мета сохр...ня...т...ся в лесах год за годом. Каждую осень встр...ча…ш... все тот (же) огнен...ый куст р…бины за Лариным прудом или все ту (же) зарубку, сделан…ую тобой на сосне. С каждым летом зарубка все сильнее заплывает твердой з...лотистой см...лой (К. Паустовский).


Задания.

1. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раскрывая скобки.



  1. Выпишите словосочетания, в которых главное слово выраже­но: а) именем существительным; б) глаголом; в) наречием.

  2. Определите, какой частью речи выражено в словосочетаниях зависимое слово.

  3. Определите вид синтаксической связи в выбранных словосочетаниях.


Вариант II.

Тютчев вышел на прогулку под вечер. Он и вообще любил переходн... ч...сы суток: когда зан...ма…тся утро или гасн...т день. В таинствен...ых стыках сна бодрств…вания пр...рода и все мир...здание пр...открывают наблюдающ...му человеку дверь – (н…) в царствен…ые покои свои, нет, но хотя (бы) в пр..хожую. Человек остает...ся (по) прежнему д…лек от пост…жения целей, намерений и симв…лов тв…рца. Но может полюбова…ся его то весе­лой, то грозной и (н...) когда (н...) повт…ряющ...йся игрой

(Ю. Нагибин).
Задания.

1. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раскрывая скобки.

2. Выпишите словосочетания, в которых зависимое слово выражено: а) именем существительным; б) именем прилага­тельным; в) местоимением; г) наречием.

3. Определите, какой частью речи выражено в словосочетаниях главное слово.

4. Определите вид синтаксической связи в выбранных словосочетаниях.

Простое предложение

Тема 3. Д В УСОСТАВНОЕ IIРЕДЛОЖЕНИ Е

1. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (17.10.2011)

Контрольные работы

Вариант I. Подлежащее и способы его выражения

1. Море посылало на сушу пронзительную влажность (Загр.) 2. Менять жизнь — значит самому измениться (Наг.). 3. Он шел навстречу Долгорукому (Загр.). 4. В час­тый хворостник в половодье забежали две косули (Ес). 5. Стаи голубей перелетали с крыши на крышу (А. К. Т.). 6. Кто-то из художников назвал Дионисия Моцартом русской живописи (Сол.). 7. Отряды опричников спешили вперед (А. К. Т.). 8. Любили православные украшать дома божии. (А. К. Т.). 9. Множество глав венчали здание (А. К.Т.), 10. На обоих концах улицы парни с девками составили по хороводу (А. К. Т.).


Задания.

  1. Перепишите предложения, выделив подлежащее и сказуемое.

  2. Определите способ выражения подлежащего.


Вариант II: Типы сказуемого и способы, их выра­жения

1. При светлых волосах и бороде совершенно неожидан­ными казались его большие черные глаза (Загр.). 2. Тро­па — единственный путь через тайгу. 8. В холод­ных мокрых сумерках слонялись по набережной люди. (Загр.) 4. Окна дворца были распахнуты настежь (Пауст.) 5. Тишина нарушается только звоном комаров и всплес­ками рыб (Пауст.), 6. Даже на заходе солнца тополь не упускает момента воспользоваться последкам теплом и светом (Е.Н.). 7.Путь в лесах — это километры тишины, безветрия (Пауст,). 8. Погода будет славная (Т.). 9. Се­режа Рахманинов хотел успокоить девочку, но немножко перебарщивал в своем джентльменстве (Наг.). 10. Раски­нулась перед Максимом родная Русь. Весело мог бы он дышать в ее вольном просторе (А.К.Т.).


Задания.

1. Перепишите предложения, выделив подлежащее и сказуемое.

2. Определите тип сказуемого и способы его выражения.
Bapиант III. Подлежащее и сказуемое. Способы выражения главных членов в двусоставном предложении.

Солнце уже зашло. Полосы тумана стлались над высокою травой на небольшой расчищенной поляне. Птицы перестали щебетать. Лишь иные время от времени зачинали сонную песнь. Мало-помалу и они замолчат (А.К. Толстой)


Задания

  1. Перепишите текст.

  2. Выделите в предложениях подлежащее и сказуемое.

  3. Определите способы выражения главных членов предложения.

4. Произведите морфологический разбор выделенных слов.
Вариант V. Второстепенные члены предложения и способы их выражения

На ст…ро(ж,ш)ку ф…вральские м...тели нам..ли сугроб, пуховым пл…тком покрыли старуш...чье лицо избы с двумя р...скосыми глазами-окнами (А. Перегудов).


Задания.

  1. Перепишите предложение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

  2. Охарактеризуйте все второстепенные члены предложения.


Вариант VI. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения

За огромным дер...вян...м штурвалом ручного пр...вода стояли два м...троса и ст…рались уд...ржать судно против зыб… (Ю. Климченко).


Задания.

1. Перепишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

2. Охарактеризуйте главные и второстепенные члены предло­жения.

2. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (24.10.2011)

Текстовые диктанты для самостоятельной работы

Задания.

1. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенное буквы и раскрывая скобки.

2. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните поста­новку тире.
Вариант I.

Что (бы) (н…) заблудит…ся в лесах, надо знать пр..меты. Находить пр…меты или самим создавать их очень увл...кательное занятие.

Пр...меты на дорогах (н…) главные пр…меты. Настоя­щими пр...метами считают…ся те, которые определяют п...году и время. Они связан…ы со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и ярк…стью звез...ного света.

В пр..метах заключен..о много точ..ного знания и поэзии. Самая простая пр…та это дым к…стра. То он подыма...т...ся ст..лбом к небу, спокойно струится (в) верх, выше самых высоких ив, то стел…т…ся туманом по траве, то меч…т…ся вокруг огня. И вот к прел…ст… ноч…ного

к…стра, к г...рьк...ватому запаху дыма, треску суч…ев, переб...ганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется еще и знание завтрашней п...годы (К. Паустовский,112 слов).

Орфограмлы: 1, 2, 4, 7, 8, 9,15, 20, 27, 30, 33, 34, 37, 39, 40, 44.


Тема 4 ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (22.12.2011)

Контрольные работы
Вариант I: Определенно-личные предложения
Тр...па — единствен...ый путь через тайгу. Так (из) дали по м...телочкам злаков я узнал тр...пу человеческуюи был спасен.

По сухой ли тр...пе на п…сочк..., по замшелым ли брев­нам на б...лот..., иду в полном радостном согласи... с тем, кто прош…л раньше меня. В каждой избушк… на пути своем пользуюсь др...вишками. Часто сам г...товлю др...ва для идущих за мною. Оставляю и свою коробочку спичек.

И до того много всего на тр...пе. То и дело вид...ш..., как (на) вepxy ветка к...чнулась. Это какая (то) птица сп...рхнула. Подтян…ш...ся на ц...почках и, быва...т, успе…ш... дог...дат…ся, какой это зв...рек от твоих шагов уб...жал

(М. Пришвин).


Задания.

1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

2. Выделите односоставные определенно-личные предложения.
3. Определите способ выражения глазного члена в данных пред­ложениях.
Вариант II. Неопределенно-личные предложения

Б...льш...й к...стер разв...ли на б...регу, против п...селка. Туши тура и к...бана целиком жарили на огромных в...рт...лах, пов...рач...вая то одним, то другим боком. Внутрь их клали раск…лен...ые камни. Едва бог неба отправился на п...кой в свою хиж…ну за п...лосой леса, п…ляну по обе стор...ны к...стра заст...лили шкурами. На них рас...тавят глин...ные г…рщки с г...рячим отваром. Р...зложат жарен...ые рыбу и мясо, плоды, сладкие к...ренъя и л...пешки. Пред­стоял пир, (н…) слыхан...о б…гатый даже для южного плем...н... (В. Головин),


Задали.

  1. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раскрывая скобки.

  2. Выделите односоставные неопределенно-личные предложения.

  3. Определите способ выражения глазного члена, в данных пред­ложениях.


Вариант III: Безличные предложения

Движения Пушкина были медленны и затруднены. Ему нужно было поймать какую-то реющую возле виска, тре­вожную мысль. Не удавалось. Ну и бог с ней!

Пушкин стремглав кинулся в долгую тьму коридора, скатился по лестнице и выскочил наружу. Но лишь выбе­жав в сад, почувствовал он себя в безопасности.

В парке было сыро и солнечно. От пруда тянуло холо­дом. Не чувствовалось даже слабого ветерка. Листья лип ворочались на черенках, подставляя солнцу то лицо, то рубашку. В стороне Китайской деревни щелкал соловей, обучал бою и трелям молодого соловья. Старший был великим мастером. Молодой с легкость подхватывал любую ноту, выводил любое коленце. Но только пусто у него звучало (Ю. Нагибин).


Задания.

1. Выпишите из текста односоставные безличные предложения,

2. Определите способ выражения главного члена.
Вариант IV. Назывные предложения

Так (н...) спешно идет жизнь. Дни, вечера, ночи, празд­ники, будни.

Ярм...рка. Кр...щенский м...роз. В шубах д...ревья. На ш…стах полощ...т...ся флаги. И зима, зима. От снега все мя...кое.

Пост. Ж...лтым маслом политы… к...леи. Старин...ые де­довские куш…нья. И пасха. Со...нце, звон.

Одна какая (то) ноч... — и из ск…рлупы вышел апрель. Первая пыль. Т...пло (Е. Замятин).
Задания.

1. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раскрывая, скобки.

2. Выделите односоставные назывные предложения.

3. Определите способ выражения главного члена в данных пред­ложениях.



Темы, которые необходимо изучить в II полугодии:
1. Предложения с однородными членами – 26-28, два-три упражнения по выбору

2. Предложения с обособленными членами – 29-30, два-три упражнения по выбору

3. Предложения с уточняющими обособленными членами - 31, два-три упражнения по выбору

4. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями – 32-34, два-три упражнения по выбору

5. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. 35-37, два-три упражнения по выбору
После изучения темы необходимо выполнить следующие контрольные работы:
Часть 2 ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Тема 7 ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ И БЕЗ НЕГО

Контрольные работы.
Задания.

1. Выпишите ряды однородных членов вместе с теми словами, с которыми они связаны.

2. Составьте схемы однородных членов.
Вариант I.

1. На следующее утро повторилось то же самое: грохот отпираемой двери, выход на работу под крики и пинки надсмотрщиков, тяжкая работа с киркой в руках в под­земной галерее (Лад.).

2. Смех несовместим с жизнью в футляре, с властным тоном указов и циркуляров, пропове­дей и газетных статей (М. Гр.). 3. То смутно видна, то ис­чезает золоченая статуя Мадонны на шпиле собора (Е. В.). 4. Все здесь было свое, давно знакомое: черная каменка, черные, до вороненого блеска протертые стены, шайки под белыми лавочками, высокий трехступенчатый потолок (В. Бел.). 5. В фонды отдела вошли не только живопись, рисунки, гравюры, но и скульптура, и богатейшие коллек­ции всех видов прикладного искусства (Л. В.). 6. Мастеру было смешно, и грустно, и радостно (В. Бел.). 7. Крики то усиливались, то затихали (Лад.). 8. Межи и могилы, рощи и перекрестки дорог — все имеет в глазах римлян отноше­ние к божеству и к судьбе человека (Лад.). 9. Вся кобыла да и сам старик давно заиндевели до последнего волоска.

(В. Бел.) 10. Вдоль стен повсюду виднелась мозаичные картины: ловля рыб, корабли, синева и зелень морских пейзажей, розовые коралловые острова, дельфины, наяды и бородатый Нептун, на морских конях, вспенивших в беге гладь океана (Лад.).



2. ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Контрольные работы

Задания.


1. Определите, однородными ила неоднородными являются определения в данных предложениях. Поставьте недостаю­щий знак.

2. Назовите разряд имен прилагательных, выполняющих в пред­ложениях функцию определения.


Вариант I.

1. Для гимназиста Поползухана наступили светлые без­облачные дни (Аверч.). 2. Сбежал к реке, попил из ла­дошек студеной енисейской водицы (Аст.). 3. Длинные темные ресницы вздрагивают и гасят горячие искры (Бр.). 4. Молодой бледный Апухтин спокойно глядел в взрывав­шийся аплодисментами зал и чаще всего читал свое пре­красное стихотворение «Актеры» (Бр.). 5. В приотворен­ную дверь из соседней комнаты доносилось тихое ровное дыхание (Бр.).

6. Осенью бабушка вернулась из лесу с боль­шой круглой корзиной (Аст.). 7. На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колоколь­чики... (Аст.). 8. Тонкой волосинкой вплеталась речка в крутые седоватые валы Енисея (Аст.). 9. Дальше беседа приняла легкий непринужденный характер (Бр.). 10. На­встречу мне плыл свежий студеный воздух… (Аст.).
Вариант II.

1. В эту минуту человек оглянулся и сразу будто утк­нулся в неотрывный пристальный взгляд Достоевского (Бр.). 2. Но все эти запахи забивал сквозной всюду про­никающий запах сена (Аст.). 3. Гончаров как будто набрасывал свои картины густыми сочными красками... (Бр.). 4. В один из теплых осенних дней Достоевский от­правился в Академию художеств на ежегодную выставку (Бр.). 5. И бедного мальчика в стареньком шелковом галс­тучке вы встретили здесь… (Бр.). 6. Куда денут скептики гибкий чарующий волшебный русский язык? (Бр.). 7. Под ногами шуршала мягкая ершистая травка (Аст.). 8. Воз­дух шевелил эти первородносвежие будто масленые лис­тья (В. Бел.). 9. На санях белый-белый лесной снег (Аст.). 10. В стареньком приобретенном по дешевке креслице сидела Варя и смотрела в окно (Бр.).



Тема 8

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Текстовые диктанты для самостоятельной работы
Задания.

1. Перепишите тексты, вставляя, где нужно, пропущен­ные буквы и раскрывая скобки.



  1. Расставьте недостающие знаки препинания.

  2. Выделите обособленные члены предложения.


Вариант I: Обособленные определения и приложения

Мы с Ромкой очень скоро освоились среди своих новых т...варищ…й. Народ (с, з)десь был разный. Из (не) которых одноклас…никое составился круж...к во главе с Германом


Сахотиным. Керч…ник по рождению он любил рас...казы­вать о том, что с детства плавал по (Ч, ч)рному морю на разных судах и уже учился в одной из южных мор...ходок на первом курсе. На второй куре его почему (то) (н...) прин..ли. На улиц… он (н...) выпускал (изо) рта пр...мую тру…ку, носил лихо заломлен...ую заграничную фура...ку («марсельку») и к занятиям относился пр…н...брежительно. (Не) сколько человек подражали и даже заискивала перед ним. Маленький Дальянов сын профес…ора взял у Сухотика фура…ку для образца и зак...зал себе такую (же). Милейковский длин...ый и худой завел тру...ку и зач...сывал свои белобрысые волосы так (же) как и Сахотин. Были в класс...е и другие p...бята совсем (н...) похож...е на Сахотина и его т...варящей. Их было большинства (Ю. Клименченко, 136 слов).
Орфограммы: 1, 2, 3, 4, 5, 9, 11, 14, 15 17, 20, 23, 29, 37, 38, 40, 44, 47, 49.

Пунктограммы: 4, 6, 7, 11, 15.


Вариант II. Обособленные обстоятельства.

Стояла июл...ская жара. Пахло ож...гом трав и сухой с…ломой. К…л...сился овес.

Муж…ки собрались на сходку и пор...шили косить луга.

Д...сятские взяли обществен…ые к...наты я пошли за реку от…скивать занесен…ые в п…л...водье на д..лянках ямы.

Они ост…рожно (н...) см...ная травы становились на р...скосы и пр...кидывали в...ревку.

К вечеру у п…рома заскр...пели с ш…л...шами т..леги и забр...нчали косы. По лугу пот...нулись гуськом п…дводы и покачиваясь ехали на п...счан...ую луку. За лукой, на буг...рке считая cвою выть от ямы они скид...вали ок…сив траву ш...л...ши, уст...вляли их попл...тней и уст...лаля сочной травой.

Из т..лег л...тели вилы, грабли, связки дров. Потом ост…рожно взяв косы веш...ли их на попки ш...л...ша и втаскивали (во) внутрь сундуч…к с п...судой и снедью.

Ш…л...ши лиц...м друг к другу ставили в два ряда и (по) зади распр…гая лошадей подняв оглобли пр...тыкали накрыты... т…леги (С. Есенин, 131 слово).


Орфограммы: 1, 2. 3, 4, 9, 10, 12, 13, 15. 16, 23, 24, 23, 28, 29, 34, 40.

Пунктограммы: 4, 8, 14.


Вариант III. Обособленные дополнения

Тут были и чары с…рд..ликовые, и турьи рога, оправ­лен...ые в зол…то. А между блюд...ми и к…вшами стояли з...л...тые ку...ки стран...ого вида, предст...вляш...е медве­дей, львов, п...тухов, п…влинов, журавлей.

И все эти т...ж...лые блюда, к...вши, чары, ч...рпала, зве­ри и птиц... гр...м...здились (к) верху клинообразным зда­нием, которого конец уп...рался почти в самый п...т..лок.

Чин...о вошла в п..лату блестящая т..лпа цар...дворцев к разместилась по ск...мьям. На столах в это время кроме с…лонок, пер...чн...ц и уксусн…ц (н...) было (н...) какой п...суды, а из я...ств стояли только блюда холодного мяса на пос...нон масл…, с..лен...ые огурц..., сливы и кислое мо­локо в деревян...ых чашах (А. К. Толстой, 94 слова).


Орфограммы: 1, 2, 3, 4, 6, 10, 11, 17, 20, 23, 34, 36, 37, 38, 40.

Пунктограмжы: 4, 8, 9.


Вариант IV. Сравнительный оборот

Мещора — остаток л…сного ок...ана. Мещорскке л…са в..личествен…ы как к...ф...дральные сборы.

По сухим с…сновым б...рам идеш... как по глубокому д...рогому к…вpy. На кил...метры земля покрыта сухим, мя...ким мхом. В просветах между соснами к...сыми среза­ми л...жит солн…чный свет. Стаи птиц со свистом и ле...ким шумом разлетаются в стор...ны.

В ветер л...са шумят. Гул проходит по в...ршинам сосен как волны. Одинокий сам...лет, плывущий на г..л...вокружительной высоте, каж…т...ся мин...носцем, наблюда...мым со дна моря.

Пр...стым глазом видны мощны… в...здушны... токи. Они подымают...ся от земли к небу. Обл...ка тают стоя на месте. Сухое дыхание л…сов и запах можжевельника, должно быть, донос...т...ся и до сам...летов (К. Паустов­ский, 99 слов).
Орфограммы: 1, 2, 4, 5, 17, 20, 23, 24, 27, 30. 31.

Пунктограммы: 2, 4, 6, 11.



Тема 9 ВВОДНЫЕ II ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

1. ЗНАЧЕНИЯ ВВОДНЫХ СЛОВ, СЛОВОСОЧЕТНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Контрольные работы

Задания.

1. Надите вводные слова, словосочетания предложения. Определите их значение.

2. Объясните постановку знаков препинания.
Вариант I.

1. Пожалуй, менее всего беспокоила Достоевского предназначенная для журнала проза (Бр.).

2. Откровенно говоря, меня мало волновала судьба карнаунтских кож (Лад.). 3. Чехов, несомненно, озадачивал современников, был для них писателем непривычным и трудным (М. Гр.). 4. В сущности, ведь все люди в мире пахари (В. Бел.). 5. Со «Степью» Чехов связывал, может быть, серьёзнейшие в своей жизни надежды и ожидания (М. Гр.). 6. Против обыкновения, проснулся на рассвете (Бр.). 7. однако, к нашему удивлению, въездные ворота оказались широко распахнутыми (Лад.). 8. По Чехову, совесть есть врождённая способность души (М. Гр.). 9. Но, видимо, эти люди ещё не научились ухищрениям торговли (Лад.). 10. Как я упомянул уже, рудник находился совсем близко, на покатом склоне невысокой горы (Лад.).
Вариант II.

1. К счастью, извозчик приехал вовремя (Бр.). 2. Крики, однако, не умолкали (Лад.). 3. Мать, как говорится, в ней души не чаяла (Бр.). 4. Очевидно, мой товарищ хорошо знал дорогу (Лад.). 5. Пожалуй, эти трудовые ночные часы он любил более всего (Бр.). 6. Иными словами, перед нами некое воплощение совести… (М. Гр.). 7. Ты. Конечно, читал в «Современнике» недавние статьи Добролюбова (Бр.). 8. Говорят, беда одна не ходит (Бр.). 9. Вот несколько пародийных писем, на наш взгляд. Весьма характерных для малой прессы (М. Гр.). 10. Значит, Маша не встала встретить гостя (Бр.).




Тема 10 ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ

Контрольные работы

Задания.

  1. Расставьте пропущенные знаки препинания при однородных членах предложения.

  2. Подчеркните обособленные члены предложения, указав их синтаксическую функцию и способ выражения.

  3. Произведите полный синтаксический разбор одного пред­ложения, осложнённого вводными или вставными конструкциями.


Вариант I.

Наступила, наконец, и весна. И в сонных грезах и наяву в келье и в церкви под ровное постукивание вязальных спиц матери и под однообразное чтение неудержимо рвалось молодое нетерпеливое сердца Оленушки.

Долго бродила она вокруг монастыря, тоскуя и не находя себе места. Зайдя за один выступ монастырской стены, подходившей почти вплоть к морю, она уселась на краю обрыва и, собирая вокруг себя мох, стала делать из него венок. Почти под ногами у нее, ниже, под неровным каменистым берегом плескалось море, наскакивая на берег с пеной и снова отступая и падая. Из-под самого камня, казалось, сползала земля и тихо сыпалась в море с отвесной кручи

(Д. Mopдовцев).





Русский язык 8 класс Учитель
171.04kb.

01 09 2014
1 стр.


Л. Ф. Климанова 1 класс умк «Перспектива» Данная программа

Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как «русская речь», «русский язык», «художественная литература». Далее этот курс перерастает в программу «Русски

3365.71kb.

15 12 2014
17 стр.


Русский язык место Фамилия, имя класс 5 класс
229.11kb.

17 12 2014
1 стр.


Лекция 1-2 Русский язык как национальный язык. План Русский язык как национальный язык

Проблема происхождения русского литературного языка, основные этапы его развития

54.53kb.

10 10 2014
1 стр.


Поздравляем победителей и призеров школьных предметных олимпиад! Русский язык: 1 место: 7 класс – Заботин Дмитрий

Призеры: 7 класс – Сажин Владислав, Красовская Светлана

26.4kb.

11 09 2014
1 стр.


Календарно-тематическое планирование Русский язык. Практика. 5 класс/под. Ред. А. Ю. Купаловой Русская речь. 5 кл. Никитина Е. И

Русский язык. Практика. 5 класс/под. Ред. А. Ю. Купаловой Русская речь. 5 кл. Никитина Е. И

324.95kb.

23 09 2014
3 стр.


Словарь. Русский язык. 8 Класс сентябрь
96.16kb.

14 10 2014
1 стр.


Словарь. Русский язык. 5 Класс сентябрь
79.04kb.

14 10 2014
1 стр.