Перейти на главную страницу
Гендерное равенство в северных странах тесно связано с проектом осуществления скандинавской модели государства всеобщего благосостояния (welfare state). В связи с этим я начинаю данную статью с изучения социальных прав и социальной политики Финляндии в их гендерном измерении. Затем я характеризую положение женщин на рынке труда. После этого я перехожу к анализу женского политического участия, изучая как формальную (представительство в парламенте и т.п.), так и неформальную политику (женские движения). Я также описываю законодательство о равных правах и возможностях в Финляндии, заостряя внимание на некоторых особенностях финской гендерной системы.
Северные страны ассоциируются с институциональным и универсальным режимом государства всеобщего благосостояния1. Идея последнего коренится в социально-демократической политической и интеллектуальной традиции, предложившей идею социальных прав как ключ к достижению равенства и управления общественными отношениями на социетальном уровне. Скандинавская модель государства всеобщего благосостояния ассоциируется, прежде всего, со Швецией, со шведской концепцией “folkhemmet”, что буквально переводится как “народный дом”. В Финляндии использование скандинавской модели государства всеобщего благосостояния относится, главным образом, к проектам послевоенного времени; идея всеобщего благосостояния возникла в 1960-е гг.
Модель государства всеобщего благосостояния ставит своей целью достичь социального равенства за счёт обеспечения граждан обширными социальными правами – в дополнение к правам политическим и гражданским. Эти права в Скандинавских странах институционализированы на более высоком уровне и с бóльшим единообразием, чем где-либо2. Социальные права относятся к компетенции социального обеспечения и социальных служб - это касается, к примеру, здравоохранения, образования, детских садов. Для скандинавской модели государства всеобщего благосостояния, по сравнению, например, с английским либо американским “либеральным” обществом, важна роль государства как гаранта социальной защиты. Социальные права понимаются как основное средство достижения цели “равных жизненных шансов”. Равные жизненные шансы соотносятся с проблемой уничтожения классового неравенства и, что очень важно, гендерного неравенства за счёт предоставления гражданам универсальных и высококвалифицированных услуг по социальному обеспечению.
Акцент на равные жизненные шансы и социальную политику в северных странах исключительно важен с точки зрения женщин. Предоставление всеобщих социальных услуг поколебало границу между публичным и частным, сместив существенную часть социальной работы, ранее проводимой в частной сфере – дома, в сферу публичную, где её выполнение стало оплачиваться. Как замечает Аннели Анттонен3, в Скандинавских странах забота стала признанной составляющей гражданства. Разносторонние службы социального обеспечения сделали возможным вхождение женщин в политику и на рынок труда. Существует гендерный контракт между государством и женщиной, который определяется как контракт “работающей матери”. Он подразумевает то, что целью государственной политики становится предоставление женщинам возможностей совмещать роли матери и работника в одной – двойной - роли работающей матери. Указанный выше контракт является взаимно обязывающим: с одной стороны, социальные службы предоставляют женщинам возможность участвовать в публичной сфере, а с другой стороны, будучи занятыми на рынке труда, женщины, в свою очередь, финансируют деятельность этих социальных служб путём уплаты налогов.
В Финляндии существует всеохватывающая система материнских отпусков (105 дней), отцовских отпусков (от 6 до 18 дней) и родительских отпусков (158 дней - с тем, чтобы они использовались либо матерью, либо отцом)4. Фактически Финляндия первая страна в мире, которая ввела – в 1978 г. – отпуск для отцов по уходу за новорожденным ребёнком5. Выдаваемое родителям в течение родительского отпуска пособие связано с их доходами; как правило, люди получают примерно 66 % от суммы её / его обычного дохода6. Государство также выплачивает пособия по домашнему уходу за детьми матери или отцу, если один из них пожелает оставаться дома до тех пор, пока ребёнку не исполнится три года. У родителей малолетних детей также есть возможность сокращать свои рабочие часы вплоть до окончания ребёнком первого школьного семестра7. Всё вышесказанное иллюстрирует попытки общества выделить роль мужчины / отца в семье и сделать гендерно размытой границу между публичным и приватным, с тем чтобы женщины более не ассоциировались автоматически с частной, а мужчины – с публичной сферами.
Несмотря на указанные меры социальной политики, всё же именно женщины чаще всего берут отпуск по уходу за ребёнком, и лишь около трёх процентов отцов пользуются возможностью взять более длительный родительский отпуск в дополнение к двум неделям отцовского8. Предположительно здесь задействованы финансовые причины: мужчины получают более высокие зарплаты по сравнению с женщинами, поэтому мужчины, как правило, продолжают работать, в то время как женщины остаются дома с детьми.
Считается общепринятым тот факт, что ведение домашнего хозяйства не должно оставаться на совести женщин, но выполняться совместно, обоими супругами. Однако в действительности в той же Финляндии женщины продолжают нести основной груз ответственности за уют и комфорт в семье на своих плечах. По сравнению с прибалтийскими государствами и Россией финны всё же придерживаются более равного разделения труда в семье9.
Женщины и рынок труда
Аннели Анттонен пишет о “женском рабочем теле” (курсив мой – С.С.), под которым она подразумевает тот факт, что в культуре Финляндии работа / труд становится центральной категорией при определении фемининности, гендера и женского тела10. Право женщин на оплачиваемый труд, материнство и уход за детьми являются ключевыми элементами концепции женского рабочего тела.
Корни гендерного равенства в Финляндии уходят в её аграрное прошлое. Финляндия была преимущественно аграрной страной вплоть до Второй мировой войны. В сельскохозяйственных сообществах женщины трудились бок о бок с мужчинами, и ценность женского труда не подвергалась сомнению. В Финляндии существует множество легенд о сильных и выносливых крестьянках. Женщины в аграрном сообществе зачастую имели большое влияние в собственном доме. Райя Юлкунен говорит о том, что отсутствие традиционной мужской роли кормильца/ добытчика в финском обществе препятствовало развитию сильной патриархальной культуры и институтов, способствуя скорее партнёрским отношениям в общей борьбе за выживание11.
Женщины в Финляндии, в отличие от многих других европейских стран, работают преимущественно в режиме полной занятости. Действительно, процентное соотношение женщин среди рабочей силы Финляндии одно из высочайших в мире: 69 % женщин в возрасте от 15 до 64 лет заняты полный рабочий день. Лишь около 16.9 % финских женщин трудятся в режиме частичной занятости12. Северные страны в целом представляют гендерный порядок, покоящийся на модели двойного кормильца, при которой зарабатывают и женщина, и мужчина13. Экономическая независимость женщин, которая типична для северных стран, реализуется за счёт раздельного налогообложения, права на аборт, предоставления социальных услуг и определяемым в индивидуальном порядке льготам14.
Несмотря на то, что разнообразные социальные службы позволили женщинам войти в публичную сферу – политику и на рынок труда, гендерное разделение труда по-прежнему преобладает. Почти 70 % работников в публичном секторе составляют женщины, тогда как в нём занято только 17 % финских мужчин15. Женщины зачастую выполняют в публичной сфере те же обязанности по уходу и заботе о ком-либо, что и в частной сфере. К примеру, женщины численно преобладают в таких профессиях, как сиделки, няни, медицинские сёстры, школьные учительницы и воспитательницы в детских садах. Несмотря на то, что граница между “женской” и “мужской” работой в последние годы несколько стёрлась, женщины всё же так или иначе сосредоточены в определённых – как правило, низкооплачиваемых – секторах общества, в то время как мужчины преобладают среди более высокооплачиваемых и более “престижных” секторов. Подобная сегрегация привела к эссенциалистской интерпретации гендера - в том смысле, что разные профессии и необходимые для них навыки и характеристики запросто ассоциируются либо с фемининностью (сиделки, няни, учителя – забота, сострадание, коммуникабельность), либо с маскулинностью (шофёры и менеджеры – рациональность, сила, мощь и власть)16. Конкретным проявлением гендерной иерархии является размер зарплаты. По статистике, зарплаты женщин в среднем на 20 % ниже, чем зарплаты мужчин, - несмотря на то, что в каждой возрастной группе женщины более образованы, чем мужчины17.
В сфере образования равенство между женщинами и мужчинами также не достигнуто. Женщины недостаточно представлены на уровне профессуры и других высоких постов и должностей в университетах. На сегодняшний день около половины всех докторантов составляют женщины, но их лишь 18,4 % среди университетских профессоров. С другой стороны, более половины лекторов более низкого ранга – женщины18. Однако, имеют место и положительные тенденции: например, гендерные исследования изучаются во многих университетах Финляндии, существует также специальная докторская программа по гендерным исследованиям, финансируемая Академией наук Финляндии.
Финские женщины первыми в Европе и третьими в мире (после Новой Зеландии и Австралии) получили право голоса в 1906 году19. Финляндия, кроме того, стала первой страной, предоставившей женщинам права быть избранными (также в 1906 году). Ирма Сулкунен, однако, указывает на то, что это достижение явилось результатом деятельности не столько женского, сколько националистического движения20.
В настоящий момент 37 % финского парламента (Eduskunta) составляют женщины. В муниципальных парламентах женское представительство - 34 %. Из восемнадцати министерских постов женщины занимают семь. В Европарламенте 44 % из общего числа наших представителей составляют женщины. Кроме того, в Европейском центральном банке Финляндию также представляет женщина (Сиркка Хэмэлэйнен – Sirkka Hämäläinen). Двое из трёх спикеров парламента – женщины (Риитта Уосукайнен (Riitta Uosukainen) и Сиркка-Лииза Антила (Sirkka-Liisa Anttila). В 2000 г., в первый раз раз за всю историю Финляндии, на пост президента была избрана женщина - Тарья Халонен (Tarja Halonen). Всё это на фоне других стран мира в самом деле выглядит неплохо.
В целом женщины участвуют в политике столь же активно, сколь и мужчины. Одна из причин, по которой женщинам лишь сравнительно недавно удалось пробиться к высоким постам в политике и экономике, кроется в так называемых “братских сетях” (“brotherhood-networks”). Эти неформальные сети мужчин, обладающих властью, традиционно складывались в саунах (ну как же иначе, ведь мы же финны!), где обсуждались важные политические вопросы и принимались решения. Женщины давно жаловались по поводу этих сетей “мужских уз” и братства. Мужские сети и связанная с ними культура сауны дискриминируют женщин, оставляя последних за бортом сферы влияния и доступа к информации. Несмотря на то, что в Финляндии существует формальное гендерное равенство, подобные братские сети являются хорошим примером неуловимых неформальных гендерных практик, конструирующих и воспроизводящих мужское доминирование и гендерное неравенство. Однако со стороны женщин в качестве противодействия последовало учреждение их собственных, “сестринских сетей” с целью повышения статуса женщин в обществе.
Ярким примером того, как различаются репрезентации женщин и мужчин – политиков в средствах массовой информации, является ситуация с действующим президентом страны Тарьей Халонен. Когда президент Халонен совершала свой первый государственный визит в Швецию, средства массовой информации увлечённо обсуждали её внешность, резко критикуя манеру одеваться, сумочку, отсутствие подходящей к туалету шляпки и т.п. Любопытно, что самая острая критика раздавалась в том числе со страниц финских женских журналов. В любом случае реальная политическая значимость визита была оттеснена на второй план этой “гардеробной дискуссией”. Очевидно, что вряд ли нечто подобное могло произойти при совершении государственного визита президентом – мужчиной.
Женские движения
Роль гражданского общества в установлении гендерного равенства представляется исключительно важной. В Скандинавских странах действуют разные независимые женские организации на уровне “корней травы”, в этих странах также есть возможность публично осмыслить и оспорить существующие гендерные идентичности и практики. Женские движения исполняют функцию медиатора – посредника, выводя потребности и желания индивидуальных женщин на государственный уровень принятия решений.
У женских движений в Финляндии давние традиции. Первые женские организации возникли уже в конце девятнадцатого столетия. Они были связаны с более широким национально-романтическим и просветительским движением. Как считает Ирма Сулкунен21, на развитие женских организаций в Финляндии повлияло “социальное материнство”, т.е., подчёркивание женской материнской роли, подразумевающей заботу о ближних. Даже будучи исключёнными из политических властных структур, в которых доминировали мужчины, женщины достаточно рано стали играть активную роль в становлении гражданского общества, создавая свои организации со своими собственными задачами и сферами деятельности. Женский гражданский активизм сыграл решающую роль в продвижении реформ социальной политики в начале и середине 1960-х гг.
Важной фазой в дальнейшем развитии положения женщин в Финляндии стала Вторая мировая война. Поскольку мужчины ушли на фронт, женщины пришли на производство, что имело место и в других странах Европы и Советском Союзе. Женские организации также играли огромную роль в поддержании гуманитарной деятельности во время войны. В отличие от женщин других стран финские женщины остались на своих рабочих местах и по окончании войны. Это произошло главным образом в связи с тяжёлыми военными репарациями, которые Финляндия вынуждена была выплачивать Советскому Союзу. Данный факт послужил мощным стимулом к индустриализации, и национальная экономика Финляндии начала расти. В процессе индустриализации женские рабочие руки были неоценимы. По иронии судьбы за допуск к публичной сфере финским женщинам следует отчасти благодарить суровое материальное взыскание, которое было предъявлено Финляндии сталинской Россией.
С 1970-х гг. и далее женские организации в Финляндии сосредоточились на построении государства всеобщего благосостояния, открывая пути для женщин на рынок труда и в политические структуры и предоставляя возможности совмещения работы и семьи. В 1990-х и 2000 году женские организации уделяли особое внимание развитию женских сетей и интернационализации.
Наиболее выдающимися женскими организациями в Финляндии на сегодняшний день являются, к примеру, Союз женщин (учреждённый ещё в 1892 г.) и Национальный совет женщин Финляндии22. Союз женщин – откровенно феминистская организация, в которой насчитывается около тысячи членов. Союз женщин функционирует как объединение множества независимых женских групп на уровне “корней травы”. Он организует курсы в форме открытых лекций по феминизму и положению женщин в обществе и поддерживает кризисный центр, который обеспечивает правовую и психологическую поддержку для женщин, переживших домашнее либо сексуальное насилие. В состав Союза женщин входят различные рабочие группы, такие, как “Молодые феминистки”, “Мамы – феминистки”, “Группа по сексуальным меньшинствам” и “Женщины за мир”. Национальный совет женщин Финляндии, в свою очередь, представляет собой зонтичную организацию, объединяющую около полумиллиона женщин, под крышей которой собрано более пятидесяти женских организаций. Главной задачей Совета является обеспечение экспертизы при подготовке законопроектов.
В Финляндии существует институционализированная структура надзора и мониторинга соблюдения гендерного равенства. Есть омбудсмен по вопросам гендерного равенства, который может давать рекомендации, но не вправе применять санкции. В 1986 г. вступил в силу “Акт о гендерном равенстве”23, - закон, запретивший дискриминацию по признаку пола. Закон затрагивает как прямые, так и косвенные проявления дискриминации. В действительности, однако, обычно учитываются лишь отдельные случаи прямой дискриминации. Косвенная дискриминация, что подтверждается в том числе данными статистики, практически не принимается во внимание.
На основании вышеназванного закона о равенстве, лицо может предъявить иск, если он/а считает, что по отношению к ней /нему проявлена дискриминация, например, при назначении на ту или иную должность. Работодатель, нарушивший запрет на дискриминацию, обязан выплатить компенсацию пострадавшей стороне. Размер компенсации варьируется между 2500 и 8300 евро.
Аффирмативные действия в Финляндии включают в себя два механизма: систему квот (курсив мой – С.С.), задействованную в политических и административных структурах, и планы по достижению равенства (курсив мой –С.С.), применяемые на рынке труда. Правило квоты в Финляндии гласит, что в состав любого правительственного комитета, попечительского совета и других соответствующих политических органов должно входить не менее 40% лиц недостаточно представленного пола. Система квот не распространяется на выборы, т.е. “женских квот” при выборах в законодательные органы не существует.
Система квот, как правило, обсуждается лишь по отношению к женщинам, но нам следует иметь в виду, что введение квот также означает привлечение большего числа мужчин в сферы, в которых ранее доминировали женщины. К ним относятся в первую очередь социальные вопросы – семья, дети, здравоохранение и т.п. Следовательно, система квот играет важную роль в ломке стереотипного ассоциирования женщин и мужчин с определёнными сферами.
Планы по достижению равенства, в свою очередь, означают, что на рынке труда каждое предприятие, на котором трудятся более пятидесяти работников, должно составить план по достижению равенства, - т.е. объяснить, каким образом предполагается достигнуть и поддерживать гендерное равенство на данном предприятии. Поправка к Акту о равенстве, принятая в 1995 г., требует от работодателя принятия активных мер по обеспечению гендерного равенства.
Финская гендерная система подчёркивает и строится на “схожести” в противовес (половому) различию. По мнению Анне Холли, в 1960-х гг. в финском обществе обрела силу политика, которая подчёркивала сходство женщин и мужчин24. Гендерное различие приобрело негативную коннотацию. Кирсти Лемпиэйнен отмечает, что подобный акцент на схожести конструирует своеобразную идею “безгендерного гендера”25. Это свидетельствует о том, что ростков радикального феминизма в Финляндии было не так уж много. Равенство между мужчинами и женщинами принимается в каком-то смысле как данность, как естественный факт жизни. Преобладает тот ход мысли, о котором Райя Юлкунен пишет, что “все мы люди, так зачем же суетиться по поводу гендера”26. Подобная гендерная нейтральность, преобладающая в Финляндии, привела к уходу от открытых конфликтов между мужчинами и женщинами. Пэйви Корвайэрви отмечает, что акцент на гармонии помогает скрыть реально существующие гендерные практики, к примеру, на рабочем месте27.
Несмотря на то, что гендерная нейтральность иногда приходится к месту, акцент на схожести, размывание гендерных различий и уход от проблемы угнетения женщин могут вызвать осложнения. Подобная акцентировка запрещает как общий, так и радикальный критический анализ способов организации социальных отношений и практик в обществе, не допуская возможности пересмотра ограничений и определений гражданства. Кажущаяся гендерная нейтральность может также конструировать и воспроизводить гендерную иерархию и эссенциалистские подходы к гендеру. Если гендер не проблематизирован, а вопросы гендерного различия замалчиваются, это означает, что белый и гетеросексуальный мужчина-актор остаётся (имплицитно) точкой отсчёта, эталоном и нормой, как в теории, так и на практике.
Весьма важной составляющей социальной политики с точки зрения установления гендерного равенства в Скандинавских странах стало юридическое признание сексуальных прав. Публичные дискурсы о сексуальности достаточно плюралистичны и полифоничны. Существуют механизмы планирования семьи (контрацепция, аборты), повсеместные высококачественные перинатальные (дородовой уход), детские, подростковые и женские клиники, гинекологические услуги, сексуальное образование в школах и т.д. Однако следует отметить любопытный факт, что телесные, или сексуальные, права в Финляндии никогда не оказывались столь широко распространёнными и признанными, как право на оплачиваемый труд и социальные права. Как пишет Аннели Анттонен, “женское рабочее тело гораздо эффективнее защищено национальным законодательством, чем женское сексуальное тело”28. К примеру, изнасилование в браке было криминализировано лишь в 1994 году, тогда как домашнее насилие стало публично преследоваться в 1995-м. Насилие в отношении женщин в Финляндии также представляет собой тревожную картину и социальную проблему. Согласно проведённым исследованиям, 40% финских женщин старше пятнадцати лет пережили либо прямое физическое или сексуальное насилие, либо подвергались угрозам такого насилия со стороны мужчин29. В 1998 г. общественные затраты в связи с проблемой насилия в отношении женщин составили почти 900 млн. финских марок, т. е. примерно 150 млн. долларов США30.
В Финляндии, и в Скандинавских странах в целом, феминизм и гендерное равенство являются частью более широкого проекта по достижению социального равенства и социальной справедливости. Гражданство в Финляндии покоится на нормативной базе труда; женская экономическая независимость считается очень важной. Пример с северными странами иллюстрирует то, насколько тесно переплетены и взаимодействуют социальные, политические и гражданские права. Будучи наделёнными полным набором прав гражданства (который включает в себя права гражданские, политические и социальные), женщины могут войти в публичную сферу, оставив частный домен семьи. Вступая в политическую и экономическую сферы жизни, женщины могут также более эффективно защищать и переопределять те же права. В Финляндии большинство женщин участвует в общественной жизни, и это подразумевает, что порой различающиеся потребности и точки зрения женщин и мужчин всё больше учитываются при принятии политических решений.
Обширные социальные права, которыми обладают женщины в Финляндии, сыграли ключевую роль в процессе приобщения женщин к политическим рычагам власти и влияния. Тем не менее борьба за социальные права остаётся актуальной и для сегодняшней Финляндии. Сокращение статей бюджета на оказание социальных услуг в 1990-х гг., с одной стороны, а также усиливающаяся конкуренция на рынке труда и растущий спрос на кадры, с другой стороны, означают, что выполнение двойной роли работающей матери для женщин становится более затруднительным.
Финская гендерная система традиционно строилась на идее схожести, или гендерной нейтральности. Однако на сегодняшний день в Финляндии мы можем распознать признаки дискурса гендерных различий, оспаривающего гегемонный дискурс схожести. Дискурс гендерного различия эксплицитно деконструирует гендерную иерархию и артикулирует различие, делая его видимым. Эту идею можно вкратце обозначить следующим образом: все разные – все равные и достойные.
Примечания
https://virtual.finland.fi/finfo/english/women/work_family.html
Я беру Финляндию как пример скандинавской гендерной системы. Безусловно, между гендерными системами северных стран существуют некоторые различия, но они тем не менее обладают многи
12 10 2014
1 стр.
Скандинавские жирные кислоты таллового масла (жктм) производятся из сырого таллового масла, которое образуется как побочный продукт производства целлюлозы на предприятиях Швеции, Ф
15 10 2014
1 стр.
«русской» Финляндии. Традиционно Арвидссона рассматривают с позиции движения за независимость Финляндии. В исследованиях последнего времени отмечается
15 12 2014
1 стр.
Кафедра истории стран Северной Европы является выпускающей для специализации 020713 «История Финляндии и Скандинавских стран», в 2010 г открыта магистерская программа «История стра
11 10 2014
1 стр.
Недаром здесь, в Лапландии, находится резиденция главного европейского Санта Клауса. Лето в Финляндии короткое, но прекрасное, с запахом прибалтийских хвойных лесов, и волшебством
14 12 2014
1 стр.
Денежная единица Финляндии – евро (1 евро равен 100 центам, код валюты eur). В финляндии действует т н восточноевропейское время, т е оно опережает гринвичское время на 2 часа (gmt
12 10 2014
1 стр.
Денежная единица Финляндии – евро (1 евро равен 100 центам, код валюты eur). В финляндии действует т н восточноевропейское время, т е оно опережает гринвичское время на 2 часа (gmt
12 10 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.