Перейти на главную страницу
Самарское хореографическое училище
Предлагаемая Концепция развития образовательного учреждения разработана в соответствии с положениями и нормами Конституции Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании», «Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации», «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года», согласуется с системными изменениями, заложенными в Национальный приоритетный проект «Образование», учитывает проект «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы», законы Самарской области, нормативные документы органов исполнительной власти Самарской области.
Данная концепция основана на следующих методологических принципах:
- программно-целевой подход, обеспечивающий единую систему осуществления комплексной деятельности государственных органов исполнительной власти и образовательного учреждения;
- культурно-созидательная функция, способствующая опережающему влиянию хореографического образования на культурную жизнь региона путем выращивания его культурного потенциала, образцов образовательной деятельности;
- культуросообразность образовательного процесса с опорой на гуманистические ценности и здоровьесберегающие педагогические технологии;
- развитие педагогического творчества как главное условие обновления и модернизации системы хореографического образования училища;
- доминанта (преобладание) деятельностного подхода в реализации Концепции;
- гласность и публичность в информировании социума об аспектах реализации Концепции.
Однако, современные тенденции развития системы образования в Российской Федерации, а именно:
- установленные образовательные стандарты;
-нормативно - подушевое финансирование образовательных учреждений, (определяемое в расчете на одного обучающегося);
- наполняемость классов, соответствующая государственным требованиям
( 25 человек),
в настоящее время не могут обеспечить полноценное функционирование учреждения и отвечать требованиям профессионального образования по данному виду искусства.
В этой связи возникла необходимость пересмотра основополагающих принципов функционирования образовательного учреждения. Данная Концепция основана на следующих положениях развития Училища:
1. Качественная подготовка специалистов в области балета предполагает особый вид учебного заведения - нетиповое образовательное учреждение.
2. Система подготовки профессиональных кадров для отрасли культуры и искусства является уникальной т.к. связана с тем, что основой обучения является телесный аппарат обучающегося: его природные (врожденные) качества, текущее состояние, время его старения. Этим обусловлено исключительное место хореографии среди других видов искусства. Необходимость и возможность воспитания тела по особым законам балетной этики диктует следующие требования:
- образование артиста балета находится в абсолютной зависимости от состояния его здоровья;
- возраст приема ограничен 10 летним возрастом;
- формируется особая конкурсная процедура приема, включающая выявление специальных параметров тела и освидетельствование врачебной комиссией;
- формируется конкурсная процедура промежуточной аттестации, по итогам которой неспособные к обучению классическому танцу дети исключаются не только на основании результатов освоения программы, но и по телесным (физическим) параметрам;
- специфика подготовки требует индивидуального подхода к каждому воспитаннику, что приемлемо при небольшом количестве обучающихся.
3. Особенностью образования артистов балета является тесное соединение профессионального и общего образования. Программа среднего профессионального образования реализуется с раннего возраста на базе начального общего образования, а образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования реализуются интегрально в пределах образовательных программ среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. Поэтому структура учебного плана артистов балета в Училище представляет собой сочетание в рамках единого учебного процесса нескольких уровней образования, при котором обучающийся одновременно осваивает образовательные программы дополнительного, общего, среднего профессионального образования ( См. Структуру Училища, Учебный план Училища)
4. Обязательным условием качественного образования артистов балета является ориентация образовательного процесса в Училище на требования и репертуар балетной труппы Самарского академического театра оперы и балета. В этой связи представляется целесообразным совмещение должности художественного руководителя Театра и Училища в одном лице ( См. Штатное расписание Училища).
- информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизующая (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразующая (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая ее успешность и конкурентноспособность).
Современным обществом востребован не просто деятельный человек, а сознательная, целенаправленная, квалифицированная личность, социально адаптированная к окружающему миру, стремящаяся к постоянному культурно-эстетическому и творческому развитию. Соответственно, важнейшей задачей хореографического образования является ориентация личности на эстетико-культурное саморазвитие в течение всей дальнейшей жизни, способствующее ее самоопределению в современном мире, толерантному отношению к культурам других народов, творческому преобразованию жизни.
В основе данной идеи лежат следующие научные принципы:
- принцип свободы выбора учеником и его семьей образовательного учреждения, перспектив личностного развития ребенка;
- принцип реализации многовариантности образовательной траектории;
- принцип свободы выбора мировоззренческих ориентиров;
- принцип сотрудничества;
- принцип непрерывности образования;
Открытость образования направлена на удовлетворение потребностей учащегося, студента, родителей, социума, на поддержку педагогических, ученических, родительских инноваций. Доступность образования обеспечивается за счет предоставления учащимся и студентам возможности выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию. Вариативность образовательных программ, используемых технологий, способов коммуникации, социальных практик обеспечивает максимальный учет индивидуальных особенностей каждого участника образовательного процесса и формирует наиболее благоприятные условия для его развития, что гарантирует выпускнику возможность самореализации и самосовершенствования.
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Реализация основной профессиональной образовательной программы но специальности должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к информационным ресурсам (библиотечным фондам и др.), по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы, наличием учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам теоретических и практических занятий, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.
Обеспеченность обучающихся учебной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать нормативу – 0.5 экз. на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально-ориентированных периодических изданий. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать
официальные, справочно-библиографические и периодические издания в
расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда или электронным базам периодических изданий, включая не менее чем из 10 наименований отечественных журналов из списка ВАК и не менее 5 наименований ведущих зарубежных журналов, соответствующих профессиональному циклу. Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современными профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам: система «КонсультантПлюс», университетская информационная система (УИС) «Россия», электронные энциклопедии и справочники, проблемно-ориентированные коллекции (библиотеки) оцифрованных источников..
Минимально необходимый для реализации программы среднего профессионального образования перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
– учебные аудитории для проведения теоретических (лекционных, семинарских) занятий укомплектованные специализированной учебной мебелью, техническими средствами, наглядными пособиями, литературой, для теоретических дисциплин профильных модулей;
гуманитарных и социально-экономических дисциплин,
русского языка и культуры речи, мировой художественной культуры, иностранного языка, кабинет математики и информатики, музыкально-теоретических дисциплин, музыкальной литературы;
– танцевальные залы площадью не менее 75 кв.м. должны иметь специализированные покрытие, балетные станки (палки) длиной не менее 25 м погонных вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене, кабинетный рояль (пианино) и звуковоспроизводящую технику (магнитофоны, аудио-проигрыватели) для профильных дисциплин;
– помещения для самостоятельной работы , оснащенные компьютерной техникой с подключением к Internet;
– учебный театр (или иную сценическую площадку) площадью не менее 100 кв. м. по элементам оборудования средств приближенный к условиям профессионального театра;
– парк музыкальных инструментов (рояли, пианино, народные или иные инструменты и т.п.);
– библиотеку с читальным залом;
–нотную библиотеку с фондом музыкальных произведений на бумагоносителях для музыкального оформления уроков танца;
– костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений и необходимым реквизитом;
– специализированное медицинское подразделение;
– столовую;
– помещения для хранения и профилактического обслуживания
учебного оборудования;
– отдел технических средств обучения, включающий: методический кабинет, занимающийся обеспечением методической литературой через ее размножение различными способами; видеотеку, содержащую видеофильмы и видеозаписи уроков и экзаменов танцевальных дисциплин, балетных спектаклей, фрагментов классического и современного репертуара отечественных и зарубежных балетных трупп, видеоматериалы с записью выдающихся произведений хореографического, театрального, изобразительного, и кино- искусства; фонотеку с аудиозаписями выдающихся произведений музыкального искусства (при этом доля аудиозаписей музыкальных произведений ХХ века должна составлять не менее 40% фонда), балетной музыки, используемой для музыкального сопровождения репетиционного процесса и сценических выступлений, и возможностью осуществлять запись музыки; компьютерный класс с не менее 10 рабочими местами с возможностью выхода в Интернет; лингафонный кабинет с 10 рабочими местами.
Рекомендуется наличие:
– раздевалок и душевых для обучающихся и преподавателей;
– спортивно-тренажерного зала;
– кабинета дистанционного обучения;
– психологической службы.
При использовании электронных изданий Училище должно обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Доступность к сетям типа Интернет в количественном отношении должна равняться один выход на десять обучающихся.
Училище должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
- повысится эффективность региональной системы хореографического образования, ее творческого и интеллектуального потенциала;
- укрепится система духовно-нравственных и национально-значимых культурных ценностей в современном информационном пространстве;
- расширится сфера предоставляемых образовательных услуг учебным заведением, усилится роль работодателей в процессе подготовки профессиональных кадров;
- сформируются отраслевые механизмы мобильного реагирования эстетического и социально- гуманитарного образования на изменяющиеся потребности личности, общества и экономики, а также механизмы стимулирования качества труда, ответственности, нацеленности на конкретный результат;
- оптимизируется управление системой хореографического образования;
- активизируются формы государственно- общественного управления хореографическим образованием.
«Самарское хореографическое училище» ( далее «Училище»), опирающихся на национальные культурные ценности как составную часть духовно-нравственного наследия России и историко-культу
08 10 2014
1 стр.
08 10 2014
4 стр.
Молодые солисты и творческие коллективы в увлекательном, динамичном шоу продемонстрировали лучшие таланты артистического студенчества
25 12 2014
1 стр.
Хореографическое училище дети. Вскоре после начала занятий они привыкают к тому, что урок классического танца — одно из важнейших событий школьного дня. Таким он остается навсегда
02 10 2014
6 стр.
Открытое в 1870 г. Министерства народного просвещения одноклассное училище в 1901 году преобразовано в двуклассное с пятью годами обучения
06 10 2014
1 стр.
Образование высшее, в 1968 году закончил Бакинское мореходное училище, в 1975 г. – Одесское высшее инженерное морское училище, в 1991 г. – Академию народного хозяйства при Совете М
16 12 2014
1 стр.
Открыто первое двухклассное Устьважское приходское училище Мезенской округи. Смотритель – священник Алексей Гагарин. Учитель- священник прихода Михаил Корытов
16 12 2014
1 стр.
Училище командного состава. Длительное время Училище было единственным в нашей стране, став родоначальником всех других военно-морских учебных заведений. С 1926 по 1998 годы Учил
14 12 2014
1 стр.