Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Саркофаг для Евфросинии


Василий МАТВЕЕВ, «Р»
Брестский ученик Лазаря Богши завершает воссоздание утерянной белорусской святыни

О Николае Кузьмиче Беларусь заговорила в 1993 году, когда он взялся за небывалый по сложности и значимости проект. Брестскому художнику предстояло сделать невозможное — по старым фотонегативам и рисункам воссоздать национальную святыню. Крест преподобной Евфросинии, созданный в 1161 году полоцким ювелиром Лазарем Богшей. Для этого нужно было ни много ни мало возродить забытую восемь веков назад технику перегородчатой древневизантийской эмали. Специалисты махнули рукой — он принялся за дело. Почти пять лет подвижнического труда в московских архивах и брестской мастерской – в 1997 году крест-мощевик воссоздан, секреты старинной технологии раскрыты. В 2001-м завершен очередной заказ Белорусской православной церкви – серебряная ставротека-футляр, инкрустированная камнями и украшенная эмалями. И вот уже новая, не имеющая аналогов по своим масштабам и трудоемкости, работа.

Рака, саркофаг, гробница, ковчег для мощей – названий много, история одна. В 1921 году, в самый разгар реквизиции церковных ценностей, реликвию XII века вывезли из Спасо-Евфросиниевского монастыря сотрудники НКВД. Позже следы святыни отыскать так и не удалось. Прошли десятилетия, и в 2002 году Белорусский экзархат принял решение о воссоздании уникальной раки. Распоряжение о закупке и безвозмездной передаче церкви 120 килограммов листового серебра подписал Президент Беларуси, и работа закипела.

…Сборочный цех – крохотная мастерская на окраине города: стальная дверь, зарешеченное окно. Николай Кузьмич и подмастерья – в трудах праведных: на часах 20.10, а работа в самом разгаре. По размерам саркофаг и вправду похож на небольшой ковчег: два десять на метр двадцать и на девяносто сантиметров. Кленовая рама-каркас обработана мастикой, обита серебряными пластинами и с четырех сторон украшена бронзовыми золочеными барельефами. Однако не все они соответствуют историческому оригиналу.

— В архивах удалось разыскать лишь несколько потертых фотографий начала прошлого века. Качество – просто ужасное, уж и не знаю, что бы мы делали без компьютерной обработки. В итоге восстановлен только рисунок верхней части гробницы. На нем – закладка преподобной Свято-Преображенского храма и перенесение мощей игуменьи из Иерусалима в Киев, — объясняет «Р» всю предысторию художник Николай Кузьмич. – Поэтому центральный бронзовый барельеф — точная копия первоисточника XII века, остальные – авторский домысел, основанный на изучении ювелирных изделий и церковных ценностей того периода.

Итак, на тыльной стороне изображены тринадцать белорусских святых и преподобная Евфросиния Полоцкая. В изголовье раки отлит крест в сиянии, в ногах – Полоцкий град двенадцатого века. С трех сторон – надписи церковного содержания на церковно-славянском: «Ублажаем тебя, преподобная мати наша Евфросиния и чтим святую память твою, наставнице монахинь, собеседнице ангелов».

— Бог в помощь мастеру и подмастерьям! — стальная дверь тихо отворяется и впускает двух женщин в монашеском одеянии. Сестра Сергия из Спасо-Евфросиниевского монастыря и монахиня Александра, настоятельница брестского Рождество-Богородичного женского монастыря здесь уже в третий раз. Миссия ответственна: проверить ход выполнения работ и снять мерки.

В ход идут бумага, ручка и сантиметр: размеры записаны и тщательно проверены. Зачем все это? Оказалось, за внутреннюю отделку ковчега отвечают монахини: до лета мастерицам в Полоцке и Бресте предстоит пошить из красного бархата обивку. Сам гроб, в котором упокоятся мощи преподобной игуменьи, сейчас делают в Минске. К июню 2006 года все должно быть готово. Как, успеете?



— Трудно сказать. Главной проблемой при изготовлении креста стали эмали с микроскопическими перегородками из золота и старинная технология припоя. Здесь – большой объем работы. Ведь, по сути, рака – одно огромное ювелирное произведение, аналогов которого в Беларуси еще не создавали. А нас всего трое: больше двух помощников, по законодательству, я взять не могу, — разводит руками Николай Кузьмич. – Основа и наиболее крупные детали уже готовы. Сейчас начинается самый сложный этап – внешняя отделка и сборка. Предстоит изготовить серебряные рельефы, стилизованные декоративные элементы и фурнитуру для крышки, модели лотков под эмали и касты под драгоценные камни в нимбе Евфросинии. Затем уже – чеканка, чернение серебра и полировка. Очень бы хотелось все закончить до 5 июня, Дня памяти Евфросинии Полоцкой. Знаем, что за наш успех молятся в монастыре. Постараемся оправдать ожидания.

…Лично я думал: прошли те времена, когда периодические таблицы и названия культовых групп являлись своим создателям во сне. Оказалось, нет. Утерянную рецептуру припоя, которым эмаль крепят к металлу, Николаю Кузьмичу, по его словам, подсказал сам Лазарь Богша. Во сне он привел художника в мастерскую и трижды указал на белую глину. Бывает же… Впрочем, за те четыре года, что создается уникальный саркофаг, ничего сверхъестественного в мастерской не случалось. Может быть, потому, что на стене два рисунка с изображением Евфросинии, которая самолично следит за ходом работ. Один из них в самом конце вырежут и поместят на серебряный барельеф крышки. Это будет означать только одно: утерянная 85 лет назад святыня вернулась в Беларусь.

Саркофаг для Евфросинии

Брестский ученик Лазаря Богши завершает воссоздание утерянной белорусской святыни

34.78kb.

09 10 2014
1 стр.


Саркофаг вознесения (325 – 250гг). Римский саркофаг, Ватиканский музей

Пластика саркофагов оформляется к середине 4 века. На стенках саркофагов формируется другой тип сцен. Сцены содержат в себе основные догматы христианского вероучения, передают сущн

56.76kb.

09 10 2014
1 стр.


Задания по культуре Древнего Египта для команды с пометкой

Найди лишнее и объясни: Эхнатон, Фивы, жрец, Тигр, идеограмма, Хафра, пирамида, Син, каноп, саркофаг

87kb.

15 10 2014
1 стр.


«Жилище» богов в Древнем Египте: а саркофаг
15.43kb.

04 09 2014
1 стр.


Фан сайт игры Конюшни (The Stables) Саркофаг #1

Игра сама показывает его расположение, как бы намекая на то, что в будущем нам встретятся еще несколько. Хотя добраться до него немного сложно. Для начало надо взбежать вверх по де

126.99kb.

09 10 2014
1 стр.


Аварія, катастрофа, радіація, випромінення, зона відчуження, атомна електро станція, саркофаг вступ

Чним збиткам. Окрім величезної шкоди, яку подія завдала Україні (на той момент урср), катастрофа мала величезний вплив на населення сусідньої держави Білорусії

132.23kb.

12 10 2014
1 стр.


Грои: Ацтек(главный герой от которого ведется рассказ)-Свобода

Я проснулся в темноте. Я не понимал где я и что со мной. В моей голове пробегали воспоминания. Я помнил только Военных,Духа,Саркофаг и Выброс. Голова раскалывалась. Я понял только

98.13kb.

04 09 2014
1 стр.


Черный Снайпер Это произведение я пишу, как продолжение романа «Душа Монолита». В том романе есть отступление «…Через 13 лет произошел Третий взрыв на Чернобыльской аэс

Чернобыльской аэс. Он уничтожил все живое на зараженной земле Зоны Отчуждения, создал новые аномальные активности, породил новых мутантов, но самое пугающее – он разрушил Саркофаг…

225.29kb.

04 09 2014
1 стр.