УГАДАЙКА К СРЕДНИМ ВЕКАМ. САРКОФАГИ
Пластика саркофагов оформляется к середине 4 века. На стенках саркофагов формируется другой тип сцен. Сцены содержат в себе основные догматы христианского вероучения, передают сущность и природу Христа как бога, единосущного отцу.
2я пол.3, 4, 5, 6 века – борьба с ересями. Изобразительный декор храма – средство в этой борьбе. Формируются принципы, кот. потом используются в декорациях храмов.
Производство саркофагов – поточное. Самый крупный производственный центр – Рим. Самая большая коллекция саркофагов – Ватикан.
САРКОФАГ ВОЗНЕСЕНИЯ (325 – 250гг). Римский саркофаг, Ватиканский музей
|
Саркофаг страстей. Ранний пример изображения страстей Христовых. Задача – показать Христа как бога, а не как умершего. След-но, распятие изображали в виде исключения.
|
Центральная сцена – нового типа. Показывает общий смысл вероучения церкви. Представлена не антропоморфным изображением Христа, а крестом – ХРИЗМА. Монограмма имени Христа.
|
|
1 сцена – несение креста на Голгофу. Крест увенчан лавровым венком (античный символ – позднеантичная культура)
2 сцена – возложение тернового венца на голову Христа. Напоминает возложение лаврового венка на победителя в античную эпоху.
|
|
3 сцена – Христос перед Пилатом. Рука Христа – жест благословления.
4 сцена – Пилат умывает руки.
|
|
Центральная сцена – стражники, сторожащие могилу Христа. Они спят. Голуби, крест, увенчанный хризмой, - символы, замещающие Христа воскресшего, победившего смерть.
Сцена имеет историческое значение. Детали – спящие солдаты связывают образ с историей распятия Христа и его воскрешением на 3-й день.
|
|
САРКОФАГ ВОЗНЕСЕНИЯ (325-350) (еще один). Римский саркофаг, Ватиканский музей. (иногда этот саркофаг называют саркофагом Петра и Павла).
|
Близок предыдущему. Деревья отделяют композиции друг от друга. Они ушли на задний план, а фигуры – впереди. В центре – Хризма.
Крайние сцены – ветхий завет, внутренние сцены – новый завет. Демонстрация стойкости мучеников.
|
1 сцена - жертвоприношение Каина и Авеля. Антропоморфное изображение бога. Ветхозаветное событие. Иногда показывают только божью десницу.
Пастух Авель приносит в жертву богу агнца – прообраз агнца божьего и жертвы Христа. Взаимосвязь образа Авеля и Христа.
|
|
2 сцена – взятие Петра под стражу.
|
|
Центральная сцена – то же, что и в первом саркофаге. Голуби, стражники, хризма.
|
|
3 сцена – мученичество Павла.
4 сцена – история праведного Иова.
|
|
САРКОФАГ ДВУХ БРАТЬЕВ. 325 – 350ГГ
|
В центре саркофага в медальоне-раковине портреты умерших. Свидетельство о том, что система украшения саркофага ближе к античности, чем к христианству. Богато украшенные сцены.
|
1 сцена (сверху слева) – воскрешение Лазаря. Христос, Лазарь, Марфа. Запеленутый Лазарь.
2 сцена (вверху следующая) – сцена предсказания Христом отречения Петра, петух.
3 сцена (вверху следующая) – Моисей, получающий скрижали завета. Противопоставление основания христианства и иудейской церквей.
|
|
1 сцена снизу – спорная сцена. Чудеса Христа, история Петра и Павла. Петр, взятый под стражу, обращает стражников в свою веру (крестит их).
2 сцена внизу – арест Петра.
3 сцена внизу – Даниил, борющийся со львами.
|
|
1 сцена вверху (после портрета братьев) – жертвоприношение Авраама. Связь с жертвой Христа. Часто появляется в христианском искусстве.
Следующая сцена вверху – Пилат умывает руки.
Внизу – Петр преподает катехизис солдатам.
Следующая сцена – излечение слепого
Следующая сцена – умножение хлебов и рыб
|
|
САРКОФАГ С СУПРУЖЕСКОЙ ЧЕТОЙ
|
Изображения расположены в два яруса, сцены не разделяются. Эпизоды повторяются, но в другом контексте.
|
В центре – медальон с супружеской парой.
Далее слева направо сверху вниз:
-Воскрешение Лазаря,
-Христос предсказывает Петру его отречение
-Излечение слепого
-Моисей получает скрижали закона
Портрет супр.четы
-Жертвоприношение Исаака
-Воскрешение сына бедной вдовы
-Взятие Христа под стражу (?) Сцена не совсем понятна.
НИЖНИЙ РЕГИСТР
-Петр крестит своих стражников
-Петра берут под стражу
-Чудо в Кане галилейской (превращение воды в вино)
-Исцеление истекающей кровью женщины
-Даниил в яме со львами
-Умножение хлебов и рыб
-Исцеление паралитика
|
|
Саркофаг супружеской четы. Левый верх
-Воскрешение Лазаря,
-Христос предсказывает Петру его отречение
|
|
Саркофаг супружеской четы, левый верх (ближе к середине)
-Излечение слепого
-Моисей получает скрижали закона
|
|
Саркофаг супружеской четы, право верх
-Жертвоприношение Исаака
-Воскрешение сына бедной вдовы
-Взятие Христа под стражу (?) Сцена не совсем понятна.
|
|
Саркофаг супружеской четы, право верх
-Воскрешение сына бедной вдовы
-Взятие Христа под стражу (?) Сцена не совсем понятна.
|
|
Саркофаг супружеской четы, левая сторона, низ
-Петр крестит своих стражников
-Петра берут под стражу
|
|
Саркофаг супружеской четы, левая сторона низ (ближе к центру)
-Чудо в Кане галилейской (превращение воды в вино)
-Исцеление истекающей кровью женщины
|
|
Саркофаг супружеской четы, низ, центр
-Даниил в яме со львами
|
|
Саркофаг супружеской пары, правая сторона, низ (ближе к центру)
-Умножение хлебов и рыб
|
|
Саркофаг супружеской четы, правая сторона, край
-Исцеление паралитика
|
|
САРКОФАГ ТРЕХ ДОБРЫХ ПАСТЫРЕЙ
|
Тип размещения изображений как в поздней античности. Как бы хаотично расположены. Сбор винограда, виноделие. Вино – символ Христа. Евхаристия языком поздней античности
|
Саркофаг трех добрых пастырей
|
|
Саркофаг трех добрых пастырей
|
|
Саркофаг трех добрых пастырей
|
|
Саркофаг трех добрых пастырей
|
|