Перейти на главную страницу
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 117 «Электроник» комбинированного вида
Методический сборник
Роль игры
в жизни детей дошкольного возраста.
Классификация игр.
Разработала:
старший воспитатель
РУСОВА
Игра - ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте. Задача окружающих ребёнка взрослых людей заключается в организации руководства игрой. Полнота развития игры и её воспитательная ценность повышается при условии планирования воздействий педагога.
Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим.
Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
Внутри игры начинает складываться учебная деятельность, к которой ребёнок в дошкольный период относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами.
Классификация игр
Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки дать классификацию игр (Ф.Фребель, К.Грос, П.Ф.Лесгафт, Н.К.Крупская).
Современная отечественная педагогика делит игры:
Творческие игры: cюжетно-ролевые, театрализованные, конструкторские (строительные).
Игры с правилами: подвижные игры и дидактические игры.
Для возникновения замысла игры необходимы яркие, волнующие впечатления. Однако возникновение замысла ещё не говорит о том, что ребёнок способен самостоятельно воплотить его в игре, так как у него ещё нет навыков и умений самостоятельно планировать свои действия. Но уже с младшего дошкольного возраста, воспитатель должен развивать игровое творчество у детей. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.
Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3 – 4 лет. Отражение ребёнком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путём принятии на себя определённой роли, однако подражает не полностью, ибо не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операций принятой роли. Связано это с уровнем знаний и умений, жизненным опытом на данном возрастном этапе, а также умение ориентироваться в знакомых и новых ситуациях. Поэтому в творческой сюжетно-ролевой игре он выполняет символические действия («как будто бы»), реальные предметы заменяет игрушками или условно теми предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции (палка – «лошадка», песочница – «пароход» и т.д.
Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по – настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.
Структура ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты:
Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно ролевая игра оставляет в сознании ребёнка глубокий след, который обозначится на его отношении к людям, их работе, вообще жизни. Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.
Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.
Однако существует и обратная связь - ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка, программирования будущих ролевых взаимоотношений детей.
В режиссёрской игре ребёнок как режиссёр и одновременно голос за кадром организовывает театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, который во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает.
Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным значений игр – драматизации – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях.
Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.
Дети четырёх лет изображают в играх сказки не только показанные, но и рассказанные. Игры – драматизации помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.
Воспитатель является активным участником таких игр. Он показывает, какими разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, походка, движения. Также интересны малышам игры с воображаемыми предметами, например: «Представьте себе мяч, возьмите его» и т.п. У ребят появляется интерес к кукольным, плоскостным спектаклям, к литературным произведениям, в особенности к сказкам и потешкам.
В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.
Ещё один вид – конструкторские игры. Эти творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и другое), из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог детям совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.
В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У малышей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.
При всём разнообразии творческие игры имеют общие черты: дети самостоятельно или при помощи взрослого (особенно в играх – драматизациях) выбирают тему игры, развивают её сюжет, распределяют роли между собой, выбирают необходимые игрушки. Все это должно происходит в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду сложно было бы проводить воспитательно-образовательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга, много из них передаётся из поколения в поколение.
По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные.
В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, руководят поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определённое количество материала, определяют последовательность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка.
Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:
Дидактическая игра используется при совместной деятельности педагога и детей, в свободной деятельности детей и в непосредственно образовательной деятельности.
По методике Э. Вильчковского с детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижные игр – сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры)
В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребёнок учится согласовывать свои действий с действиями других об окружающем мире (действий людей, животных, птиц), который он отображает игроков, не капризничать, действовать организованно, как этого требуют правила.
Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.
НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.
Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д.Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. По его мнению, каждая народная игра содержит в себе доступные формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению с взрослыми. Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое подаётся в игровой форме.
Тяжело переоценить ту огромную роль, которую играют национальные игры в физическом и моральном воспитании детей. С давних времён игры были не только формой проведения досуга и развлечений. Благодаря ним формировались такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивались сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается через разнообразные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание и т.д.
В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности.…
Различают:
По своей структуре большинство народных игр простые, одноплановые, завершённые; в них в единое целое соединяется слово, движение, песня.
- в зале, в группе;
- на площадке;
- на прогулке;
- на празднике;
- в парке и др.
и регуляции игрового общения и, как наблюдатель
(игра-манипуляция предметами, сюжетно-отобразительная игра)
(игра-диалог)
Игра ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте. Задача окружающих ребёнка взрослых людей заключается в организации руководства игрой
26 09 2014
1 стр.
Консультация для родителей на тему Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста
27 09 2014
1 стр.
Подборка дидактических игр, стихов, загадок по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых»
17 12 2014
1 стр.
Программа воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста
14 10 2014
20 стр.
В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы п
15 12 2014
8 стр.
Игры детей вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста
25 12 2014
1 стр.
В игровой форме познакомить детей с особенностями некоторых зимних и летних Олимпийских игр, довести до сознания детей информацию о том, в каких странах и городах проводились эти и
15 09 2014
1 стр.
26 09 2014
1 стр.