Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 117 «Электроник» комбинированного вида
Методический сборник
Роль игры

в жизни детей дошкольного возраста.
Классификация игр.

Разработала:

старший воспитатель

РУСОВА


Елена Анатольевна

Содержание

  1. Введение;

  2. Творческие игры;

  3. Игры с правилами;

  4. Народные игры;

  5. Использованная литература;

  6. Приложения:

  • Схема «Классификация игр в детском саду»;

  • Схема «Цветок»;

  • Рекомендации для воспитателей по организации игры.


«Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

(В.А.Сухомлинский )

Введение

Игра - ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте. Задача окружающих ребёнка взрослых людей заключается в организации руководства игрой. Полнота развития игры и её воспитательная ценность повышается при условии планирования воздействий педагога. 

Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Внутри игры начинает складываться учебная деятельность, к которой ребёнок в дошкольный период относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами.

Классификация игр

Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки дать классификацию игр (Ф.Фребель, К.Грос, П.Ф.Лесгафт, Н.К.Крупская).

Современная отечественная педагогика делит игры:


  • творческие (придуманные самими детьми); 

  • игры с правилами (придуманные взрослыми);

  • народные.

Творческие игры: cюжетно-ролевые, театрализованные, конструкторские (строительные).



Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности.

Строительные игры помогают ребёнку понять мир сооружений и механизмов. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребёнок решает с помощью различных материалов и действий.

В театрализованных играх дети выражают свои впечатления, переживания.

Игры с правилами: подвижные игры и дидактические игры.



Подвижные игры - правила в них сформулированы до начала игры. Дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия.

В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их.
Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности.
Виды игрушек

Сюжетные игрушки - это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолёты, тележки),посуда, мебель. Игрушки данного вида определяют сюжет игры, в этом их основное назначение.

Дидактические игрушки предназначены для интеллектуального и сенсорного развития и обучения детей. Среди них матрёшки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, мозаики, настольные игры и др.

Спортивные игрушки предназначены для физического воспитания. Одни способствуют укреплению мышц руки, развивают координацию движений (волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи). Другие содействуют развитию навыков бега, укрепляют мышцы ног, туловища (велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Для коллективных игр предназначены настольные баскетбол и хоккей, пинг-понг).

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Это детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки, наборы колокольчиков, бубенчиков.

Театрализованные игрушки - это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Использование театрализованных игрушек требует определённого игрового оборудования: театральной переносной сцены, магнитных, фланелевых устройств, состоящих из экрана-основы и крепящихся к ним фигурок.

Технические игрушки вводят детей в мир техники. Это машины, механизмы, транспортные средства, фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство.

Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Для театрализованной игры дети мастерят «артистов»,элементы декораций, маски; для сюжетно-ролевой игры – «продукты», «тетрадки», «книжки» и др. 

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческими их называют потому, что дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают

Для возникновения замысла игры необходимы яркие, волнующие впечатления. Однако возникновение замысла ещё не говорит о том, что ребёнок способен самостоятельно воплотить его в игре, так как у него ещё нет навыков и умений самостоятельно планировать свои действия. Но уже с младшего дошкольного возраста, воспитатель должен развивать игровое творчество у детей. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.



Сюжетно-ролевая творческая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Значительная часть творческих игр – это сюжетно-ролевые игры в «кого-нибудь» или «во что нибудь».

Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3 – 4 лет. Отражение ребёнком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путём принятии на себя определённой роли, однако подражает не полностью, ибо не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операций принятой роли. Связано это с уровнем знаний и умений, жизненным опытом на данном возрастном этапе, а также умение ориентироваться в знакомых и новых ситуациях. Поэтому в творческой сюжетно-ролевой игре он выполняет символические действия («как будто бы»), реальные предметы заменяет игрушками или условно теми предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции (палка – «лошадка», песочница – «пароход» и т.д.

Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по – настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.

Структура ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты:

Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно ролевая игра оставляет в сознании ребёнка глубокий след, который обозначится на его отношении к людям, их работе, вообще жизни. Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.

Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

Однако существует и обратная связь - ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка, программирования будущих ролевых взаимоотношений детей.



Театральная деятельность - один из видов творческой игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций. Разделяют на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры- драматизации.

В режиссёрской игре ребёнок как режиссёр и одновременно голос за кадром организовывает театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, который во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает.



Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно.

Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным значений игр – драматизации – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях.

Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

Дети четырёх лет изображают в играх сказки не только показанные, но и рассказанные. Игры – драматизации помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.

Воспитатель является активным участником таких игр. Он показывает, какими разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, походка, движения. Также интересны малышам игры с воображаемыми предметами, например: «Представьте себе мяч, возьмите его» и т.п. У ребят появляется интерес к кукольным, плоскостным спектаклям, к литературным произведениям, в особенности к сказкам и потешкам.

В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

Ещё один вид – конструкторские игры. Эти творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и другое), из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог детям совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У малышей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.
При всём разнообразии творческие игры имеют общие черты: дети самостоятельно или при помощи взрослого (особенно в играх – драматизациях) выбирают тему игры, развивают её сюжет, распределяют роли между собой, выбирают необходимые игрушки. Все это должно происходит в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ

Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду сложно было бы проводить воспитательно-образовательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга, много из них передаётся из поколения в поколение.

По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные.



Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без который деятельность приобретает стихийный характер.

В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, руководят поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определённое количество материала, определяют последовательность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка.

Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:



  • Игры – занятия;

  • Дидактические игры.

Дидактическая игра используется при совместной деятельности педагога и детей, в свободной деятельности детей и в непосредственно образовательной деятельности.



Виды дидактических игр

  • Игры с предметами;

  • Настольно-печатные игры;

  • Словесные игры.




  • В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития логического мышления.




  • Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.




  • Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыт

По методике Э. Вильчковского с детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижные игр – сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры)

В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребёнок учится согласовывать свои действий с действиями других об окружающем мире (действий людей, животных, птиц), который он отображает игроков, не капризничать, действовать организованно, как этого требуют правила.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.
НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д.Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. По его мнению, каждая народная игра содержит в себе доступные формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению с взрослыми. Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое подаётся в игровой форме.

Тяжело переоценить ту огромную роль, которую играют национальные игры в физическом и моральном воспитании детей. С давних времён игры были не только формой проведения досуга и развлечений. Благодаря ним формировались такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивались сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается через разнообразные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание и т.д.

В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности.…

Различают:


  • индивидуальные,

  • коллективные,

  • сюжетные,

  • бытовые,

  • сезонно – обрядовые,

  • театрализованные игры,

  • игры – ловишки,

  • игры забавы,

  • игры – аттракционы.

Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребёнка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе.

По своей структуре большинство народных игр простые, одноплановые, завершённые; в них в единое целое соединяется слово, движение, песня.



Игра по утверждению Петра Францевича Лесгафта – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры.

Ребёнок живет в игре. И задача педагогов – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей.

Список использованной литературы:

  1. Артёмова Л.В. Вчися граючись. – К.: Томирис,1995.

  2. Вильчковский Е.С. Подвижные игры в детском саду. – М.: «Просвящение», 1983.

  3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.

  4. Воробей Г.В. Народные игры и забавы. – К.: 1995,

  5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

  6. Менджерицкая Д.В. Роль игры в воспитании ребёнка - М.: «Просвящение», 1983.

  7. Шишкина В.А. Движениея + движения. – М.: Просвещение,1992.

  8. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1968.

  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.



Приложение №1


Бытовые

Дидактическая игра – средство развития личности ребёнка. Используется во всех областях непосредственно образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности детей

Конструкторские

Виды

2 – игровые действия, где дети реализуют взятые на себя роли и отношения

3 – игровое замещение реальных предметов

4 – отношения между играющими детьми, посредством которого регулируется весь ход игры

Игры-аттракционы

Игры забавы

Игры-ловишки

Театрализованные

Сезонно-обрядные

Хороводные

Сюжетные

Коллективные

Индивидуальные

Места в режиме дня

Времени года, температуры воздуха

От места проведения:

- в зале, в группе;

- на площадке;

- на прогулке;

- на празднике;

- в парке и др.





Выбор игры зависит

Игры на ориентировку в пространстве

Игры с метанием и ловлей

Игры с лазаньем

Игры с прыжками

Дидактические игры

Игры с бегом

Структура дидактической игры

Игры с предметами (игрушками)

Словесные игры

Настольно-печатные игры

Игры-занятия

1 – роли, которые берут на себя дети

Структура ролевой игры

С элементами труда

С элементами художественно-творческой деятельностью

Игры драматизации

Режиссерские

Сюжетно-ролевые

Подвижные

Игры с правилами

Дидактические

Творческие

Театрализованные

Народные

Классификация игр в детском саду


Игровые действия

Правила

Итог игры

Игровое задание

Игровой замысел


Приложение №2


Процесс самораскрытия ребёнка в игре,

ориентация на его индивидуальные особенности является основой высокого качества реализации стандарта дошкольного образования.



Игра с правилами, режиссерская игра

Педагог – помощник детей в организации игровой деятельности

и регуляции игрового общения и, как наблюдатель



старший




Режиссерская игра

(игра-манипуляция предметами, сюжетно-отобразительная игра)



Сюжетно-ролевая игра

(игра-диалог)



Педагог – носитель игровых умений

младший

Педагог – партнёр в игре двух-трёх детей

средний


Приложение №3

Рекомендации для воспитателей по организации игры

  • Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра.

  • Изучайте теоретические и практические знания по формированию игры у детей дошкольного возраста.

  • Выполняйте требования СанПин 2.4.1.1249-03 о режиме дня.

  • Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только игра, но и предварительная работа.

  • Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой игры.

  • Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр по гендорному различию.

  • Обогащайте содержание игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед, чтения художественной литературы.

  • Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы - в совместной игре со сверстниками.

  • Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

  • Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».

  • В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.

  • Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной игре.

  • В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.

Сборник Роль игры в жизни детей дошкольного возраста. Классификация игр

Игра ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте. Задача окружающих ребёнка взрослых людей заключается в организации руководства игрой

199.13kb.

26 09 2014
1 стр.


Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей на тему Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

40.32kb.

27 09 2014
1 стр.


«Речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых»

Подборка дидактических игр, стихов, загадок по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых»

126.67kb.

17 12 2014
1 стр.


Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста

Программа воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста

3429.96kb.

14 10 2014
20 стр.


Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Коррекция произношения звука Й. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: «Издательство гном и Д»

В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы п

514.14kb.

15 12 2014
8 стр.


Программа пришкольного лагеря

Игры детей вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста

148.64kb.

25 12 2014
1 стр.


Цель: овладение представлением о странах и городах, в которых проводились зимние и летние Олимпийские игры. Задачи

В игровой форме познакомить детей с особенностями некоторых зимних и летних Олимпийских игр, довести до сознания детей информацию о том, в каких странах и городах проводились эти и

181.57kb.

15 09 2014
1 стр.


Праздник «Новый год» для детей младшего дошкольного возраста
66.03kb.

26 09 2014
1 стр.