Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 21страница 22

Е. П. БЛАВАТСКАЯ

«Нет религии выше Истины!»





СЕРИЯ

«Белый Лотос»

СБОРНИК СТАТЕЙ

Терра Инкогнита



Москва

Издательство «Сфера»

Российского Теософского Общества

1997


Содержание

От редакции

Таинственная земля

Заметки к «Трактату о философии йоги»

Пралайя в современной науке

Число семь

Теория циклов

Трансцендентная физика

Электрическое и магнетическое сродство между человеком и природой

Гипнотизм

Замечания к статье «Пятиконечная звезда»

Человек — магнит природы

Случай одержания

Странные феномены

Предчувствие души

Замечания к статье «Странные привидения»

Лучистое пятно света

О разном

Ответы на вопросы о йога-видье

Нью-йоркские буддисты

Суеверие (Чудотворный лист)

Недостающее звено

Археологическая пирушка



Важная библейская ошибка

Древние доктрины, подтвержденные современными предсказаниями

Местные астрологи

Звезды и числа

Комментарии к статье «Двенадцать знаков Зодиака»

Аполлоний Тианский

Граф Сен-Жермен

Подвластно ли творение человеку?

«Утверждения оккультизма»

Комментарии к статье «Посмертное состояние самоубийц»

Примечания к «Трактату о Мистериях» Ямвлиха

Заметки о смерти и Сатане

Шестиконечная и пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда

Ламы и друзы

Эзотерические аксиомы и размышления о духовном

Эзотерические догматы арийских Архатов о семеричности человека

Вселенная в ореховой скорлупке

Являются ли сны лишь праздными видениями?

Примечания к «Лакшмибай»

Взгляд француза на права женщин

История одной книги

Цареубийство

Состояние России

Приложение 1. К статье «Таинственная земля»

Приложение 2. К статье «Человек — магнит природы»

Словарь иностранных слов и выражений

От редакции

Настоящий сборник представляет собой очередной выпуск собрания философской публицистики Е.П.Блаватской. Он включает работы, написанные и опубликованные в 1880-82 годах в журналах «The Theosopohist» и «The Pioneer».

Это лишь малая толика колоссального литературно-философского наследия этой замечательной женщины. Но какая широта проблематики, какая гигантская историческая перспектива, какая глубина освещения всех затрагиваемых вопросов!

Воистину, необъятно поле деятельности этой великой души, которую в равной степени волновало и прошлое, и настоящее, и будущее человечества и для которой судьбы планеты, вселенной, да и всего мироздания были неотделимы от каждого мгновения жизни любого живого существа!

Связь современности с древними, ушедшими в небытие цивилизациями, взаимодействие мира видимого и невидимого, преемственность и развитие всех отраслей знания и страстный призыв к ответственности людей за судьбы мира и свои собственные, призыв к сознательному самосовершенствованию — наполняют и объединяют эти, на первый взгляд, такие разные статьи и эссе.

Здесь и крохотные, в полстранички, заметки-комментарии, и крупные исследования (как, например, открывающая книгу работа «Страна неразгаданных тайн»), и чисто публицистические отклики на события современной общественной жизни. Из последних выделяются статьи о России, вылившиеся из-под пера Е.П.Блаватской в связи с убийством императора Александра II и исполненные открытой душевной боли и желания поведать западной публике истину о своей Родине.

Главное же содержание публикуемых работ — это состояние современного знания, стремление вывести его за пределы искусственных ограничений слишком приземленной и предвзятой, узко материалистической науки и в то же время резкое неприятие и убедительная критика антинаучных позиций спиритуалистов и церковных ортодоксов.

Борьба с людским предубеждением, ограничивающим познание Истины — будь то предвзятость самодовольных «мужей науки», суеверия невежественной толпы, мракобесие религиозных догматиков, либо приобщившихся к «духовным» сферам спиритуалистов — составляет основной пафос всего публицистического наследия Е.П.Блаватской. Пожалуй, поэтому оно и по сей день находит живой отклик в умах многих искателей той подлинной Правды жизни, скрытой за пеленой обыденной очевидности и коростой догматических измышлений и предрассудков.



Т.В.Корженьянц

Таинственная Земля

Обозревает ли человек внушительные руины Мемфиса или Пальмиры, стоит ли у подножия великой пирамиды Гизы, бродит ли по берегам Нила, размышляет ли среди заброшенной цитадели давно утерянной и таинственной Петры, сколь бы туманны ни казались истоки этих доисторических реликвий, все же он обретает некую твердую почву для догадок и предположений. Сколь бы непроницаемой ни казалась завеса, скрывающая историю древних памятников, все же то здесь, то там появляются проблески, сквозь которые можно увидеть свет. Нам известны потомки тех, кто воздвигал эти памятники. Также мы знаем, хотя и поверхностно, историю народов, следы цивилизации которых разбросаны вокруг нас. Иначе обстоит дело с памятниками древности Нового Света — обеих Америк.

Там, вдоль побережья Перу, по всему Панамскому перешейку и Северной Америке, в каньонах Кордильер, в непроходимых ущельях Анд и особенно за Мексиканским плоскогорьем, лежат заброшенные развалины сотен некогда могущественных городов, стертых из памяти людей и утративших даже свое название. Погребенные в густых лесах и недоступных долинах, порою на глубине около двадцати метров под землей, они по сию пору остаются загадкой для науки, сбивают с толку исследователей и хранят безмолвие паче египетского Сфинкса. Мы абсолютно ничего не знаем об Америке до испанского завоевания. Не сохранилось никаких, даже сравнительно недавних, хроник; среди местных племен не осталось традиций, восходящих к прошлому. Мы так же ничего не знаем о народах, построивших эти циклопические сооружения, как и о непонятном культе, вдохновившем древних скульпторов, которые украсили сотни километров стен, памятников, монолитов и алтарей таинственными иероглифами, изображениями животных и людей, картинами неведомой жизни и утраченных искусств порою настолько фантастическими и дикими, что они невольно представляются бредом, фантасмагории которого по мановению руки некоего мага кристаллизовались в граните, дабы вечно озадачивать грядущие поколения. Само существование этих древних памятников оставалось неизвестным вплоть до начала XIX века. Мелочная, подозрительная ревность испанцев сразу же встала «китайской стеною» между их американскими владениями и чересчур любопытными путешественниками, а невежество и фанатизм завоевателей и их пренебрежение ко всему, кроме удовлетворения собственной ненасытной алчности, препятствовали научным исследованиям. Даже восторженные записки Кортеса и целой армии его разбойников и священников, а также Писарро и его бандитов и монахов о величии храмов, дворцов и городов Мексики и Перу долгое время оставались без внимания. Так, д-р У.Робертсон в своей «Истории Америки» сообщает, что жилища древних мексиканцев представляли собою «обычные хижины из глины, дерна или веток, похожие на жилища самых диких индейцев»; ссылаясь на свидетельства некоторых испанцев, он даже рискует утверждать, что во всей этой обширной империи не осталось «ни единого памятника, ни следа сооружений древнее периода завоевания»!

Реабилитировать истину суждено было великому Александру Гумбольдту. В 1803 году этот выдающийся ученый и путешественник пролил новый свет на мир археологии. Ему посчастливилось стать пионером многих открытий. В то время Гумбольдт описал только Митлу, Долину Мертвых, Сочикалько и великий пирамидальный храм Чолула. За ним последовали Джон Л.Стивенс1, Ф.Катервуд и Сквайер; а в Перу — Д’Орбиньи2 и д-р Чуди3. С тех пор множество путешественников побывало в разных местах, оставив нам точное описание многих памятников древности. Но сколько еще осталось не только не исследованным, но даже неизвестным, сказать не может никто.

Что касается сооружений доисторических, то в этом Перу и Мексика могут соперничать даже с Египтом. Не уступая Египту в громадности циклопических сооружений, Перу превосходит его в их количестве, а храм Чолула больше великой пирамиды Хеопса в ширину, а возможно, и в высоту. Сооружения общественного назначения: стены, фортификационные укрепления, террасы, водопроводы, акведуки, мосты, храмы, захоронения, целые города и изящно вымощенные дороги протяженностью в сотни миль — почти сплошною сетью покрывают эту землю. На побережье они выстроены из обожженных на солнце кирпичей, в горах — из порфиритного известняка, гранита и силикатного песчаника. История ничего не знает о поколениях, построивших эти памятники, и даже предания умалчивают о них. Разумеется, большинство этих каменных руин покрыто обильной растительностью. На месте разрушенных городов выросли целые леса, и, за немногими исключениями, все превратилось в развалины. Но даже по развалинам можно судить о былом величии.



Испанские историки в высшей степени легкомысленно относят чуть ли не все эти руины ко временам инков. Трудно сделать б'ольшую ошибку. Иероглифы, порою полностью покрывающие стены и монолиты, как и прежде, остаются мертвой буквой для современной науки. Но они точно так же были мертвою буквой и для инков, хотя историю этого народа можно проследить до одиннадцатого столетия. Они не знали, что означают все эти надписи, но приписывали их своим неизвестным предшественникам, исключая этим предположение о своем происхождении от первых цивилизаторов их страны. Вкратце история инков такова.

Инка на языке кечуа — титул вождя или императора, а также название правящей и самой аристократической династии или, скорее, касты этой страны, которая правила в течение неизвестного периода времени, вплоть до испанского завоевания. Одни полагают, что инки впервые появились в Перу в 1021 году, неизвестно откуда; другие, и это тоже предположение, — через пять веков после библейского «потопа», по скромным понятиям христианской теологии. Второе предположение, несомненно, ближе к истине. Инки, с их исключительными привилегиями, силой и «непогрешимостью» — копия касты брахманов Индии только на противоположном конце земли. Подобно им, инки утверждали, что происходят непосредственно от Божества, каковым, как и у династии Сурьяванша в Индии, является Солнце. Согласно единственной, но общепринятой легенде, в какой-то период времени все население теперешнего Нового Света распалось на отдельные враждующие и дикие племена. В конце концов Высшее Божество, Солнце, сжалилось над ними и, дабы спасти их от невежества, послало на землю двух своих детей — учить людей. Это были Манко Капак и его сестра и жена Мама Оэлья Уака, соответствующие опять-таки египетскому Озирису и его сестре и жене Изиде, а также некоторым индусским богам и полубогам и их женам. Эти двое появились на прекрасном острове озера Титикака, о котором мы еще вспомним, и отправились на север, в Куско, ставший позднее столицей инков, откуда они и начали распространять цивилизацию. Божественная пара собрала вместе все расы из разных уголков Перу и распределила между ними труд. Манко Капак учил мужчин сельскому хозяйству, архитектуре, закону и искусству, а Мама Оэлья учила женщин прясть, ткать, вышивать и вести хозяйство. Инки считали себя потомками этой небесной пары, и все же они ничего не ведали о народе, воздвигнувшем колоссальные, ныне разрушенные города, заполнявшие всю их империю, которая тогда простиралась от экватора до 37 градуса [южной] широты и даже далее, включая западные склоны и всю горную цепь Анд с восточными спусками к рекам Амазонке и Ориноко. Прямые потомки Солнца, инки были верховными жрецами государственной религии, а также императорами и государственными деятелями страны; в силу этого они, опять-таки как и брахманы — утверждали свое божественное превосходство над простыми смертными и основали, подобно «дваждырожденным», исключительную и аристократическую касту — династию инков. Каждый правящий инка, которого почитали за сына Солнца, был верховным жрецом, оракулом, главнокомандующим во время войны и абсолютным монархом, совмещая, таким образом, обязанности папы и короля и предвосхищая мечты всех римских пап. Его команды слепо исполнялись, его персона была священна и почиталась как божество. Высшие офицеры не могли находиться в его присутствии обутыми, и этот знак уважения вновь указывает на восточное происхождение; а обычай прокалывать уши юношам королевской крови и украшать их золотыми серьгами, «по мере получения очередного звания увеличивавшимися в размере, что в конце концов приводило к растяжению хрящей», наводит на мысль о странном сходстве между портретами многих из них, найденными в многочисленных более поздних руинах, и изображениями Будды и некоторых индусских божеств, не говоря уже о современных «денди» Сиама, Бирмы и Южной Индии. И так же, как в Индии периода расцвета власти брахманов, получать образование и изучать религию могли только юноши привилегированной касты инков. А когда правящий инка умирал, или, как это называлось, «призывался в дом отца», вместе с ним во время погребальной церемонии умерщвляли множество его слуг и жен точно так, как это описано в древних хрониках Раджастана и как это делалось во время недавно запрещенного обряда сати. Учитывая все это, археолог не может удовлетвориться кратким замечанием некоторых историков, что «в этой легенде мы обнаруживаем лишь еще одну версию истории цивилизации, общей для всех примитивных народов, и ту выдумку божественного родства, с помощью которой интриганы-правители и хитрецы-жрецы старались закрепить свое превосходство над людьми». Не больше объясняет и заявление, что «Манко Капак почти точная копия китайского Фуси, индийского Будды, египетского земного Озириса, мексиканского Кецалькоатля и Вотана Центральной Америки», ибо все это и так слишком очевидно. Хотелось бы знать, как могло случиться, что народы, населяющие столь противоположные страны, как Индия, Египет и Америка, похожи не только в общих религиозных, политических и социальных взглядах, но зачастую и в мельчайших деталях?

Самое главное — выяснить, кто из них кому предшествовал, объяснить, как эти народы в четырех концах света положили начало почти идентичным архитектуре и искусствам; разве что и впрямь были времена, как уверяет Платон, да и многие современные археологи, когда два Света были единым континентом и корабли для сообщения между ними были не нужны.

Согласно последним изысканиям, только в Андах существует пять различных архитектурных стилей. Храм Солнца в Куско принадлежит к позднейшему из них и является, пожалуй, единственным значительным сооружением, если верить современным путешественникам, которое можно определенно отнести к периоду инков, чье царственное величие считается последним отблеском цивилизации, уходящей в бесконечную глубь веков. Д-р Э.Р.Хит из Канзаса полагает, что

...задолго до Манко Капака в Андах обитали племена, которые, вероятно, были ровесниками дикарей Западной Европы. Гигантская архитектура указывает на род циклопов, основателей вавилонского храма и египетских пирамид. Греческий завиток, обнаруженный во многих местах, был заимствован [?] у египтян; обычаи захоронения и бальзамирования указуют на Египет...4

Далее этот ученый путешественник пишет, что черепа из захоронений, по заключениям краниологов, представляют три различные расы: чинчей, населявших западные области Перу от Анд до побережья Тихого океана, аймаров, обитавших в горных долинах Перу и Боливии на южном побережье озера Титикака, и уанков, «заселявших плато между горными цепями Анд, к северу от озера Титикака до 9-го градуса южной широты». Смешивать постройки эпохи инков в Перу и эпохи Монтесумы и его кациков в Мексике с памятниками аборигенов — фатально для археологии. В то время как Чолула, Уксмал, Кауачи, Пачакамак и Чичен-Ица к моменту вторжения испанских banditti прекрасно сохранились и были заселены, сотни памятников и городов уже тогда лежали в руинах, а их происхождение было неизвестно завоеванным инкам и кацикам так же, как и нам. Несомненно, это остатки цивилизации неизвестных, ныне вымерших народов. О правильности этой гипотезы свидетельствуют головы странных форм и профили человеческих фигур на монолитах в Копане. Ярко выраженное различие между черепами этих рас и индоевропейцев вначале объясняли тем, что матери механическим путем придавали особую конфигурацию головам своих младенцев, как это часто делают другие племена и народы. Но тот же автор пишет, что находка «мумии семи- или восьмимесячного человеческого зародыша с такою же формой черепа заставила усомниться в верности данного предположения». Помимо гипотезы, имеется и неоспоримое научное доказательство существования цивилизации в Перу много веков назад. Если бы мы, не подкрепив вескими доводами данное предположение, сразу назвали бы количество тысячелетий, истекших с тех пор, у читателя захватило бы дух. Поэтому начнем с фактов.

Перуанское гуано5 — прекрасное удобрение, состоящее из помета морских птиц, смешанного с их разлагающимися останками, яйцами, останками тюленей и тому подобным, скопившееся на островах Тихого океана и на побережье Южной Америки, ныне хорошо известно, равно как и процесс его образования. Его впервые открыл Гумбольдт и в 1804 году привлек к нему внимание всего мира. Описывая залежи гуано, покрывающие гранитные скалы островов Чинча и других слоем толщиной 15—20 метров, он отмечает, что за 300 лет после завоевания к этому слою добавилось лишь несколько линий6. Сколько тысяч лет понадобилось для образования слоя толщиною почти двадцать метров — вопрос чисто арифметический. В связи с этим процитируем статью «Древности Перу»7:

На островах Чинча на глубине около двадцати метров были обнаружены каменные идолы и сосуды, а на глубине десяти-одиннадцати метров — деревянные идолы. Из-под слоя гуано, на островах Гуаньапе (к югу от Трухильо) и Макаби (к северу от него) были извлечены мумии, птицы, птичьи яйца, золотые и серебряные украшения. На острове Макаби рабочие нашли несколько огромных золотых ваз, которые они разбили и поделили между собой несмотря на то, что им предлагали за них столько золотых монет, сколько весили эти вазы; таким образом, эти реликвии, представлявшие величайший интерес для ученых, были утрачены навсегда. Кто может вычислить, сколько веков понадобилось для того, чтобы на этих островах образовался одиннадцатиметровый слой гуано, — учитывая, что за триста лет, прошедших со времени завоевания, он практически не увеличился — тот сможет дать вам представление о древности этих реликвий»8.

Если мы ограничимся только арифметическими вычислениями, то, принимая во внимание, что в одном дюйме 12 линий, а в одном футе 12 дюймов, и допуская, что каждый век слой этот увеличивался на одну линию, мы будем вынуждены признать, что люди, изготовившие эти драгоценные вазы, жили 864 000 лет назад! Сделав скидку на возможные ошибки и набавив на век по две линии, скажем, по дюйму на каждые сто лет, мы все же придем к тому, что 72 000 лет назад существовала цивилизация, которая, если судить по ее общественным сооружениям, прочности конструкций и величию зданий, не уступала нашей собственной, а в некоторых случаях и превосходила ее.

Придерживаясь представлений о периодичности циклов как для мира в целом, так и для народов, империй и племен в отдельности, мы убеждены, что наша современная цивилизация лишь последний рассвет того, что уже бессчетное множество раз было на этой планете. Это может и не быть точной наукой, но являет собою индуктивную и дедуктивную логику, основанную на теориях, гораздо менее гипотетических и более очевидных, нежели любая другая теория, считающаяся строго научной. Выражаясь словами профессора Ф.Ю.Найфера9 из Сент-Луиса, «мы друзья не теории, но истины», и до тех пор, пока истина не найдена, мы будем приветствовать любую новую теорию, какой бы непопулярной она ни казалась вначале, из опасения отбросить в своем невежестве тот камень, который со временем может оказаться краеугольным камнем истины. «Ошибки ученых почти неисчислимы, и не потому, что они — ученые, а потому, что они — люди», — говорит тот же ученый и далее цитирует благородные слова Фарадея: «Иногда, и весьма часто, суждение должно воздерживаться от окончательных выводов. Это может показаться очень неприятным и утомительным, но, так как мы все небезупречны, мы должны быть осторожными» («Экспериментальные исследования», 24-й выпуск).

За исключением нескольких самых известных руин, вряд ли когда-то предпринималась попытка подробного описания всех так называемых американских древностей. Однако для более полного выявления их сходства и различий такая работа абсолютно необходима. Если история религии и мифологии и, что гораздо важнее, происхождение, развитие и окончательное становление человечества будет когда-нибудь полностью разгадано, то лучше полагаться на археологические изыскания, нежели на гипотетические дедукции филологии. Следует начать с конкретных скульптурных воплощений древней мысли, более красноречивой в своей неподвижности, чем ее словесное выражение, слишком подверженное искажениям из-за бесчисленных и многобразных интерпретаций. Это откроет нам более легкий и надежный путь к разгадке тайны. Археологические общества должны составить полную энциклопедию мировых реликвий, сопоставив наиболее важные предположения о происхождении каждой из них. Ибо, какими бы фантастическими и дикими ни казались на первый взгляд некоторые из этих гипотез, все же каждая из них может в свое время оказаться полезной. Часто полезнее знать, чем данная вещь не является, нежели то, чем она является, как справедливо замечает Макс Мюллер.

Но подробное изложение не уместить в пределах нашей статьи. Однако, пользуясь отчетами государственных инспекторов, заслуживающих доверия путешественников, ученых, а также нашим собственным скромным опытом, мы постараемся в будущих номерах дать общее представление об этих древностях нашим индийским читателям, которые, возможно, никогда о них и не слышали. Наши сведения почерпнуты из надежных источников, а обзор древних памятников Перу основан, по большей части, на вышеупомянутой талантливой статье д-ра Хита.

* * *


Очевидно, мы, теософы, — не единственные иконоборцы в этом мире лжи и лицемерия. Мы не единственные, кто верит в циклы и, вопреки библейской хронологии, склоняется ко взглядам, которые втайне разделяют многие, но публично высказывают лишь единицы. Мы, европейцы, только начали выходить из низовья нового цикла и развиваться по восходящей линии, в то время как азиаты, особенно индусы, являются оставшимися представителями народов, населявших мир в предшествовавшие и ныне уже минувшие циклы. Произошли ли арии от архаических жителей Америки, либо, напротив, последние произошли от доисторических ариев, — вопрос, на который не в состоянии ответить ни один человек. Но то, что некогда должна была существовать внутренняя связь между древними ариями, доисторическими жителями Америки (как бы они ни назывались) и древними египтянами, легче доказать, нежели опровергнуть. И возможно, если такая связь действительно существовала, было это во времена, когда Атлантический океан еще не разделял два полушария, как теперь.

В статье «Древности Перу» (опубликованной в мартовском «Theosophist») доктор Хит из Канзас-Сити — rara avis среди ученых, не боящийся высказывать истину, где бы он ее ни находил, прямо в лицо догматической оппозиции, подытожил свои впечатления от древних памятников этой страны в следующих словах:

Трижды Анды погружались на сотни метров в воды океана и вновь медленно достигали своих нынешних высот. Человеческой жизни не хватит даже для того, чтобы подсчитать века, в течение которых это происходило. Побережье Перу с тех пор, как оно ощутило поступь Писарро, поднялось на 25 м. Если предположить, что Анды поднимаются неизменно и безостановочно, то прежде чем они достигли нынешней высоты, прошло, должно быть, 70 000 лет.

Кто может утверждать, что причудливая фантазия10 Жюля Верна относительно погибшего континента Атлантиды не близка к истине? Кто может утверждать, что на месте Атлантического океана не существовал континент, густо населенный людьми, знавшими тонкости искусств и наук, и что эти люди, обнаружив, что земля их опускается под воду, не перебрались кто на запад, кто на восток, заселив таким образом два новообразовавшихся полушария? Это объяснило бы сходство их археологических сооружений и рас, а также различия, вызванные изменениями в характере соответствующих климатов и стран и адаптированные к ним.

Так различаются лама и верблюд, хотя и принадлежат к одному виду; деревья альгорраба и эспино; так индейцы племени ирокезов Северной Америки и древние арабы давали одно и то же название созвездию Большой Медведицы; так разные народы, лишенные всякого общения и знаний друг о друге, делят зодиак на двенадцать созвездий и дают им одинаковые имена; а северные индусы называют Гималаи Андами, как жители Южной Америки назвали свою главную горную цепь11. Стоит ли идти проторенной колеей и считать единственным «путем» заселения Западного полушария Берингов пролив?

Должны ли мы все еще помещать географический Эдем на Востоке и полагать, что земля, столь же пригодная для человека и геологически столь же древняя, чтобы стать заселенной, должна ждать бесцельных скитаний «потерянных колен Израилевых»?

Куда бы мы ни отправились исследовать древние памятники — в Северную, Южную или Центральную Америку, нас прежде всего поразит величие реликвий неведомых веков и рас, а также их поразительное сходство с курганами и сооружениями Древней Индии, Египта и даже некоторых частей Европы. Кто видел хотя бы один из этих курганов — видел все. Кто стоял пред циклопическими сооружениями одного континента, тот довольно точно может представить подобные сооружения других континентов. Однако следует сказать, что о возрасте древностей Америки нам известно еще меньше, чем даже о древностях долины Нила, о которых не известно почти ничего. Помимо внешних форм, очевидно также и сходство их символики с символикой Египта, Индии и некоторых других мест. Стоя перед великой пирамидой Хеопса в Каире, перед величественным курганом высотой более 30 м на равнине Кухокиа, неподалеку от Сент-Луиса в Миссури (размеры которого у основания 213 x 244 м, площадь 32 000 м2, а объем около 560 000 м3), или перед курганом на берегу Браш Крик в Огайо, столь точно описанным Сквайером и Дэвисом, не знаешь, чем больше восхищаться — то ли геометрической точностью, соблюденной удивительными таинственными строителями в архитектурных формах этих монументов, то ли скрытой символикой, которую они явно стремились выразить.

Курган в Огайо представляет собою змею длиною более 300 м. Изящно извиваясь причудливыми кольцами, она сворачивает свой хвост в конце тройной спиралью. «Насыпь являет собой фигуру 1,5 м высоты, шириною 9 м в центре, сужающуюся к голове и хвосту»12. Шея змеи вытянута, рот широко раскрыт, в зубах — овальный предмет. По описаниям очевидцев, «овал образован насыпью высотою 1,2 метра и имеет идеальную форму; его поперечный и продольный диаметры — соответственно 25 и 49 метров». Все вместе представляют универсальную космологическую идею о змее и яйце. Догадаться об этом легко. Но как попал этот величайший символ герметической мудрости Древнего Египта в Северную Америку? Как случилось, что священные сооружения, обнаруженные в Огайо и других местах, эти квадраты, круги, восьмиугольники и другие геометрические фигуры, в которых легко узнаются основные идеи пифагорейских священных чисел, будто скопированы из «Книги Чисел»? Помимо мрака неизвестности, окутывающего их происхождение, о котором ничего не ведают даже индейские племена, в остальном сохранившие все свои предания, давность этих руин подтверждается существованием огромнейших и древнейших лесов, выросших на погребенных городах. Осторожные американские археологи великодушно определяют их возраст в 2000 лет. Но кто их воздвиг, мигрировали ли их создатели, или же их смели с лица земли победоносные армии, какая-то страшная эпидемия или вселенский голод — ответить на это, по словам тех же археологов, «по-видимому, свыше человеческих возможностей».

Cамые древние обитатели Мексики, хоть немного известные истории, и то больше гипотетически, толтеки. Предполагают, что они пришли с севера и достигли Анауака в VII веке н.э. Им также приписывают возведение в Центральной Америке, где они расселились в XI веке, нескольких больших городов, развалины которых сохранились и поныне. В этом случае именно они, должно быть, высекли иероглифические надписи, покрывающие некоторые руины. Почему же тогда пиктографическая система письма, применявшаяся завоеванными народами Мексики, которой выучились также завоеватели и миссионеры, не дает ключа к расшифровке иероглифических надписей в Паленке и Копане, не говоря уже о Перу? И сами эти цивилизованные толтеки — кто они и откуда пришли? Кто такие ацтеки, появившиеся вслед за ними?

Даже среди иероглифических систем Мексики были такие, изучение которых для иноземцев оказалось недоступным. Это так называемые таблицы юдициарной астрологии, «приведенные, но не разъясненные в опубликованном лордом Кингсборо труде»13 и считающиеся чисто метафорическими и символическими, «предназначенными лишь для жрецов и прорицателей и исполненными эзотерического смысла». Многие иероглифы на монолитах в Паленке и Копане — того же рода. Все «жрецы и прорицатели» были убиты католическими фанатиками, и тайна умерла вместе с ними.

Почти все курганы Северной Америки представляют собою террасированные холмы с ведущими наверх большими ступенчатыми пролетами, иногда квадратные, но чаще шести- и восьмиугольные или усеченные, которые во всех отношениях походят на теокалли Мексики и ступы Индии. Как возведение ступ в Индии приписывается пяти Пандавам Лунной расы, так и сооружение циклопических монументов и монолитов на берегах озера Титикака в Боливии приписывается великанам, пяти «изгнанным из-за гор» братьям. Они поклонялись Луне как своему праотцу и жили до наступления эпохи «Сынов и Дев Солнца». Сходство традиций ариев и южноамериканцев здесь слишком очевидно: Солнечная и Лунная расы Индии — Сурьяванша и Чандраванша — возрождаются в Америке.

Озеро Титикака, находящееся в центре одной из самых примечательных тектонических впадин земли, «протяженность которого почти 260 км, а ширина от 80 до 130 км, через реку, текущую по долине Эль Десагуадеро на юго-восток, соединяется с другим озером — Аульягас, удерживающим более низкий уровень, вероятно, из-за испарения или фильтрации воды, ибо оно не имеет стока. Озеро Титикака расположено на высоте более 3 800 м над уровнем моря и является самым высокогорным водным резервуаром подобных размеров в мире»14. Так как уровень воды в нем за исторический период сильно понизился, есть все основания предполагать, что некогда оно окружало возвышенность, на которой сохранились замечательные развалины Тиауанако.

Эти развалины, несомненно, исконные монументы эпохи, предшествовавшей периоду инков, столь же далекой, как и эпоха дравидов и прочих коренных жителей, предшествовавшая ариям в Индии. Хотя по преданиям инков великий законодатель и учитель перуанцев Манко Капак, этот Ману Южной Америки, распространял свои знания и влияние именно из этого центра, все-таки это еще не подтверждено фактами. Если аймары, «раса инков», ведут свое происхождение именно отсюда, как утверждают некоторые, то почему же тогда ни инки, ни аймары, по сей день живущие на берегах озера, ни даже древние перуанцы совсем ничего не знают о своей истории? Кроме смутного предания, повествующего о «великанах», воздвигших эти величественные сооружения за одну ночь, нет ни малейшего намека. И у нас имеются основания сомневаться, что инки относятся к расе аймаров. Инки утверждают, что происходят от Манко Капака, сына Солнца, а аймары считают этого законодателя своим наставником и основателем своей цивилизации. Но ни инки испанского периода не смогли доказать первое, ни аймары — второе. Язык аймаров сильно отличается от иничуа — языка инков, и, согласно д-ру Хиту, они были единственной расой, не утратившей своего языка после завоевания их потомками Солнца.

Развалины Тиауанако являют все признаки глубочайшей древности. Некоторые из зданий первоначально построены по пирамидальному плану, как и большинство американских курганов, и занимают площадь в несколько гектаров; но монолитные дверные проемы, колонны и каменные идолы, украшенные изящной резьбой, «выполнены в стиле, совершенно отличном от всех других памятников искусства, все еще открываемых в Америке»15. Д’Орбиньи с большим энтузиазмом повествует о развалинах.

Эти памятники [говорит он] состоят из кургана высотой свыше 30 м, окруженного колоннами; храмов от 200 до 400 м в длину, обращенных точно на восток и украшенных колоссальными угловыми колоннами; портиков, высеченных из монолитной каменной глыбы, отделанных рельефами тонкой работы, хотя и примитивных в своей простоте, символически изображающих Солнце и его посланника, орла-кондора; базальтовых изваяний с барельефами, головы которых высечены почти как египетские; и, наконец, внутренних покоев дворца, сложенных из огромных, прекрасно обтесанных каменных блоков, зачастую достигающих размеров 6,4 x 3,7 x 1,8 м. В храмах и дворцах порталы не наклонные, как у инков, но вертикальные; а их внушительные размеры и массивные глыбы, из которых они выложены, превосходят своей красотой и величием все, что было позже создано правителями Куско16.

Как и многие другие исследователи, Д’Орбиньи считает, что эти руины представляли собой творения расы, предшествовавшей инкам.

В этих реликвиях озера Титикака четко различаются два архитектурных стиля. Например, развалины на острове Коати совершенно сходны с руинами Тиауанако, как и огромные, изящно вырезанные каменные блоки, некоторые из которых, по описаниям видевших их в 1846 году, имеют «около 1 м в ширину, 60 см в длину и почти 2 м в толщину». В то же время на некоторых островах озера Титикака есть памятники огромной величины, «истинно перуанского стиля, скорее всего останки храмов, разрушенных испанцами». К первому типу принадлежит знаменитое святилище со статуей человека внутри. Его портал, высотою в 3 м и шириной 4 м, с проемом 1,9 x 1 м, высечен из монолита. «На его восточном фасаде есть карниз, в центре которого стоит странная фигура человека, увенчанного лучами, перемежающимися змеями, украшенными гребнями на головах. По обе стороны этой фигуры расположены три ряда квадратных отсеков с человеческими и иными фигурами, явно символического характера...» Если бы этот храм был в Индии, его, бесспорно, причислили бы к храмам Шивы, но он находится на противоположном конце земного шара, где, насколько известно, не ступала нога ни шиваита, ни представителя племени нагов, хотя у мексиканских индейцев есть нагуаль — главный колдун и змеепоклонник. «Руины стоят на возвышенности, которая, судя по следам, оставленным вокруг водою, некогда могла быть островом озера Титикака; но уровень воды в озере ныне на 41,2 м ниже, а линия берега сдвинулась на 19,3 км. Этот факт, наряду с другими, подтверждает мнение, что руины эти древнее других, известных в Америке»17. Итак, все эти развалины единодушно приписывают некоторому «неизвестному и таинственному народу, предшествовавшему перуанцам так же, как тульуатеки, или толтеки, предшествовали ацтекам. Похоже, это была цитадель высочайшей и древнейшей цивилизации Южной Америки, равно как и народа, оставившего по себе гигантские памятники своего могущества и искусства». И все эти памятники либо Драконтии18 — храмы, посвященные Змию, либо храмы, посвященные Солнцу.

Точно такого же характера и разрушенные пирамиды Теотиуакана, и монолиты в Паленке и Копане. Первые находятся примерно в 39 км от Мехико, в долине Отумла, и считаются одними из самых древних в этой стране. Две основные пирамиды посвящены, соответственно, Солнцу и Луне. Они построены из отесанного камня, имеют квадратную форму, четыре яруса и плоскую поверхность наверху. Наибольшая из них — пирамида Солнца (67,4 м в высоту, сторона квадратного основания 207,3 м) — занимает площадь в 4,5 гектара, почти как великая пирамида Хеопса. И все же пирамида Чолула, согласно Гумбольдту, на 3 м выше пирамиды Теотиуакана, сторона квадрата в ее основании равна 426,7 м, а занимаемая площадь — 18 гектаров!

Интересно послушать, что ранние авторы, историки, видевшие эти сооружения во время первого завоевания, говорят хотя бы о позднейших из них, например о великом храме в Мехико. Он представлял собой огромную квадратную площадку, «обнесенную стеной из камня и извести, толщиной в 2,5 м, с зубцами и украшениями в виде многочисленных каменных изваяний змей», — рассказывает один из них. Кортес говорит, что за этой стеной можно было бы легко разместить 500 домов. Земля внутри была вымощена отполированными камнями, столь гладкими, что «лошади испанцев все время по ним скользили», пишет Бернал Диас19. В связи с этим уместно вспомнить, что мексиканцев завоевали не испанцы, а их лошади. Поскольку этот народ Америки никогда в глаза не видал ни одной лошади, то коренные жители, хотя и чрезвычайно храбрые, «были настолько испуганы видом лошадей и ревом артиллерии», что, приняв испанцев за существ божественного происхождения, отправляли им в качестве жертвоприношения людей. Одной этой суеверной паники достаточно, чтобы объяснить, почему горстка людей смогла так легко покорить неисчислимые тысячи воинов.

Согласно Ф.Лопесу де Гомара20, четыре стены, опоясывающие храм, соответствовали сторонам света. «В центре этой гигантской площади возвышался великий храм — громадное пятиярусное сооружение в виде усеченной пирамиды, облицованное камнем, имеющее в основании квадрат длиною 91 м, высотою почти 37 м, с плоской вершиной, где располагались две башни — алтари божеств, которым был посвящен этот храм», Тескатлипока и Уицилопочтли. Именно здесь приносились жертвы и поддерживался вечный огонь. Ф.Х.Клавихеро21 говорит, что «кроме этой великой пирамиды... было еще сорок подобных сооружений меньших размеров, посвященных различным божествам. Одно из них — Тескакальи, «Дом Блестящих Зеркал»... было посвящено Тескатлипоке — Богу Света, Душе Мира, Жизнедателю, Духовному Солнцу». Жилища жрецов, которых, по описанию Сарате22, насчитывалось до пяти тысяч, располагались поблизости, как и семинарии и школы.

«Пруды и фонтаны, рощи и сады, в которых выращивали цветы и ароматические травы для определенных священных ритуалов и украшения алтарей», имелись в изобилии; а внутренний двор был настолько велик, что «восемь или десять тысяч человек могли свободно танцевать в нем во время торжественных праздников», — пишет де Солис23. Торквемада насчитывает в Мексике 40 000 таких храмов, но Клавихеро, говоря о величественных теокаллях Мексики (буквально домах Бога), считает, что их еще больше.

Сходство древних святилищ Старого и Нового Света настолько замечательно, что многие приходили в изумление, но лучше Гумбольдта его не выразил никто: «Какие поразительные существуют аналогии между памятниками старых континентов и толтеков, которые... воздвигли эти колоссальные сооружения, усеченные многоярусные пирамиды, напоминающие храм Бела в Вавилоне! С чего они копировали эти величественные строения?»24

Великий естествоиспытатель равно мог бы спросить: откуда мексиканцы, эти жалкие язычники, взяли все свои христианские добродетели? Прескотт пишет25, что кодекс ацтеков «являет глубочайшее уважение к великим принципам нравственности и выказывает такое ясное понимание оных, какое можно встретить только у очень развитых народов». Некоторые из них любопытны тем, что схожи с этикой Евангелий. «Всякий, кто смотрит на женщину с любопытством, уже прелюбодействует с нею глазами своими», — гласит один из них. «Живите в мире со всеми; сносите несчастья со смирением; Бог видит все, он отомстит за вас», — провозглашает другой.

Признавая лишь единую Высшую Силу в Природе, они обращались к ней как к Божеству, «коим мы живем, Вездесущему, ведающему всеми помыслами и ниспосылающему дары, без которого человек ничто; незримому, бесплотному... совершенному в совершенстве и чистоте, под крылами которого мы находим отдохновение и верную защиту». Лорд Кингсборо говорит, что, давая имена своим детям, они совершали ритуал, очень похожий на христианский обряд крещения; «губы и грудь младенца окропляли водою и молили Бога дозволить святым каплям смыть грех, полученный этим ребенком до сотворения мира, дабы он мог родиться заново». «Законы их были совершенны; справедливость, довольство и мир царили в стране этих темных язычников, когда бандиты и иезуиты Кортеса высадились в Табаско». Столетия убийств, грабежей и насильственного обращения в христианство оказалось достаточно, чтобы превратить этих мирных, безобидных и мудрых людей в то, что они представляют из себя ныне. Они сполна облагодетельствованы догматическим христианством. И кто хоть раз побывал в Мексике, знает, что это означает. Страна кишит кровожадными фанатиками-христианами, ворами, мошенниками, пьяницами, дебоширами, убийцами и самыми отъявленными в мире лжецами! Мир и слава вашему праху, о Кортес и Торквемада! И да не позволят вам, хотя бы в этом случае, похваляться просвещением, которое ваше христианство излило на несчастных и некогда добродетельных язычников!


* * *

Руины Центральной Америки не менее впечатляющи. Массивные, со стенами огромной толщины, они, как правило, имеют широкую лестницу, ведущую к главному входу. В многоэтажных сооружениях каждый последующий этаж меньше предыдущего, что придает им вид многоярусных пирамид. С внешней стороны каменные либо оштукатуренные стены покрыты искусно высеченными символическими изображениями, а внутренние помещения разделены на коридоры и темные залы со сводчатыми потолками. Крыша поддерживается перекрывающими друг друга горизонтальными рядами каменной кладки, «образующими стрельчатую арку, напоминающую по стилю древние памятники Старого Света». В некоторых залах в Паленке Стивенс обнаружил дощечки, испещренные рельефными изображениями и иероглифическими надписями весьма тонкой работы. В Гондурасе Катервуд и Стивенс раскопали в старом лесу Копаны целый город — храмы, дома и огромные монолиты с искусной резьбой. Скульптура и общий стиль сооружений Копаны уникальны, ничего похожего или хотя бы напоминающего этот стиль нигде больше не обнаружено, разве что в Киригуа и на островах озера Никарагуа. Никто не может расшифровать таинственные иероглифические надписи на алтарях и монолитах.

За исключением нескольких строений из необработанного камня, «памятники Копаны можно считать самыми древними среди известных нам в Центральной Америке», — говорится в «Новой американской энциклопедии». Копан уже во времена испанского завоевания представлял собой заброшенные развалины, о которых остались лишь смутные предания.

Столь же необычны и руины различных эпох в Перу. Все еще впечатляют руины храма Солнца в Куско, несмотря на то что им лихо досталось от загребущих рук вандалов-испанцев. Если верить рассказам самих завоевателей, он походил на сказочный замок. Главный храм, часовни и здания, обнесенные громадной круговой каменной стеной, расположены в самом центре города, и даже их развалины вызывают заслуженное восхищение путешественников. «Внутри священной ограды пролегали акведуки, там были сады и аллеи с кустарниками и цветами из золота и серебра, имитировавшими творения природы. За храмом ухаживало четыре тысячи жрецов». «Земля в пределах трехсот метров вокруг храма почиталась священною, и никому не дозволялось ступать по ней в обуви», — пишет Ла Вега26. Помимо этого великого храма, в Куско было еще 300 менее важных храмов. Следующим по красоте был известный храм Пачакамака. Гумбольдт упоминает еще об одном великом храме Солнца, а «у подножия Каннарской двозвышенности прежде находился знаменитый алтарь Солнца, являвший собой вселенский символ этого светила, который сама природа высекла на поверхности огромной скалы». Роман говорит27, что «храмы Перу строились на возвышенностях или на вершинах холмов и обносились четырьмя круговыми земляными насыпями, одна вокруг другой». Другие руины, которые я видел сам, особенно курганы, окружены двумя, тремя или четырьмя каменными оградами. Неподалеку от города Кайамбе, на том самом месте, где Антонио де Уолья28 увидел и описал древний перуанский храм, «совершенно круглый по форме и открытый сверху», сохранилось несколько подобных кромлехов29». М-р Дж.Г.Риветт-Карнак30, цитируя статью из газеты «Madras Times» за 1876 год, приводит в своих «Археологических заметках» следующие сведения о некоторых любопытных курганах в окрестностях Бангалора:

Рядом с деревней отчетливо просматривается по меньшей мере сотня кромлехов. Эти кромлехи окружены круглыми каменными оградами, некоторые из которых состоят из трех-четырех концентрических кругов. Один примечательный кромлех обнесен четырьмя огромными каменными оградами, и местные жители называют его «Пандавара Гуди» — храмом Пандавов...

Похоже, это первый случай, когда местные жители принимают сооружение подобного рода за храм давно исчезнувшей, если вообще не мифической расы. Многие из этих сооружений окружены тройным кольцом каменной ограды, некоторые — двойным и лишь несколько — одинарным31.

Североамериканские индейцы Аризоны (на 35-м градусе широты) и по сей день окружают свои примитивные алтари подобными каменными кругами, а их священный источник, открытый майором топографической службы армии США Альфредом Калхоуном, членом Геологического общества, окружен такой же символической каменной стеной, какая обнаружена в Стоунхендже и некоторых других местах.

Бесспорно, самое интересное и полное описание перуанских памятников древности принадлежит перу д-ра Хита из Канзаса, о котором уже говорилось выше. Общее описание этих руин заняло у него всего несколько журнальных страниц, тем не менее ему удалось мастерски и ярко обрисовать их богатства. Не один спекулянт разбогател всего лишь за несколько дней, осквернив и разграбив «уаки»32. Останки бесчисленных поколений неизвестных рас, мирно покоившихся там кто знает, сколько веков, ныне брошены святотатцами-кладоискателями истлевать под тропическим солнцем. Выводы д-ра Хита, возможно, более поразительные, нежели его открытия, достойны воспроизведения. Сделаем это в сокращенном виде.

Возьмем, к примеру, долину Хекетепеке. На новейших картах, на южной широте 7 градусов 24 минуты, вы найдете порт Пакасмайо. В шести с половиной километрах севернее река Хекетепеке, отделенная от него бесплодной пустыней, впадает в море... На южном берегу, там, где она впадает в море, возвышается холм (площадью 400 м2 и высотою 12,2 м), сложенный из обожженных на солнце кирпичей. Стена шириной 15 м соединяет его с другим холмом (высота его 45,7 м, сторона наверху равна 61 м, а у основания, почти квадратного — 153 м). Этот второй холм разделен на секции-помещения (сторона внизу 3 м, наверху 1,8 м, высота 2,5 м). Все курганы подобного типа, по-видимому, храмы поклонения Солнцу или крепости, имеют на северной стороне наклонную поверхность для входа. Кладоискатели проникли почти до середины этого кургана и, поговаривают, нашли там золотые и серебряные украшения на 150 000 долларов. В песке, возле стены и кургана, было открыто большое захоронение... В нем тоже было найдено множество украшений из золота, серебра, меди, бусы из кораллов и ракушек и ткани. На северном берегу реки, на вершине утеса, обнаружены обширные руины обнесенного стеною города (площадью 16,1 x 3,22 км)...

Последуйте по реке в сторону гор. На всем протяжении вашего пути вам встретятся только руины и уаки. В Толоне, городе у подножия горы [есть еще один разрушенный город]... В восьми километрах от Толона вверх по реке стоит одинокая гранитная глыба (ее диаметры 1,2 и 1,8 м), испещренная иероглифами. Еще дальше, почти в 30 км от нее, есть гора, вершина которой, там, где сходятся два ущелья, на 15 м покрыта такими же иероглифами: изображениями птиц, рыб, змей, кошек, обезьян, людей, солнца, луны и многими странными, непонятными теперь фигурами. Скала, на которой они высечены, — силикатный песчаник, и многие линии выбиты до 32 мм в глубину. В одном большом камне выдолблены три отверстия глубиной от 50 до 75 см, диаметром у поверхности 15 см, а в глубине 5 см...

В Анчи, на реке Римак, на вертикальной стене, на высоте более 60 м над руслом реки, высечены два иероглифа, представляющих собою несовершенную букву «B» и совершенную «D». В расщелине под ними, у реки, было раскопано золото и серебро на сумму 25 000 долларов. Когда инки узнали об убийстве своего вождя, что сделали они с золотом, предназначенным для его выкупа? По слухам, они его закопали... Не могут ли эти знаки в Йонане кое-что нам поведать, ведь они на дороге близ города инков?..33

Приведенные отрывки были опубликованы в ноябре 1878 года. Когда же в октябре 1877-го в «Разоблаченной Изиде» (том I) я привела легенду, которую считаю абсолютно достоверной в силу причин, которые слишком долго пришлось бы объяснять, и касающуюся все тех же погребенных сокровищ, предназначавшихся для выкупа вождя инков, то один журнал, более язвительный, нежели учтивый, сравнил ее с выдумками барона Мюнхаузена. Тайну поведал мне один перуанец. В Арике, по пути из Лимы, стоит огромная скала, считающаяся, по преданию, местом погребения инков. Когда последние лучи заходящего солнца падают на поверхность скалы, на ней можно разобрать любопытные иероглифы. Эти знаки являются одним из ориентиров, указывающих, как найти несметные богатства, зарытые в подземных коридорах. Подробности даны в «Разоблаченной Изиде», и я не буду повторять их. Эта легенда находит подтверждение в многочисленных научных трудах последнего времени, так что, возможно, теперь к ней отнесутся с меньшим пренебрежением.

...В нескольких километрах от Йонана, посреди горной цепи, на высоте чуть более 200 м над уровнем реки, возвышаются стены города с населением в две тысячи человек. А примерно через 10 и 19 км от него — огромные стены и террасы...

На расстоянии около 125 км от побережья, поднявшись по извилистой тропе на высоту 2140 метров, а затем спустившись на 610 метров, вы попадаете в Кахамарку, или Кохамалку, времен Писарро... В метре от главной улицы, недалеко от центра города, и поныне стоит дом, известный как тюрьма Атауальпы34.

Это тот самый дом, который Инка в 1532 году «обещал заполнить золотом — так высоко, как только смогут дотянуться его руки — в обмен на свою свободу»; и он выполнил свое обещание, наполнив его золотом на сумму 17 500 000 долларов. Но Писарро, этот старый испанский свинопас и достойный прислужник священника Эрнанда де Лугеса, убил вождя, несмотря на то что дал слово чести.

...Лагерь Инки, когда Писарро захватил Кахамарку, стоял в 5 км от города, в долине с горячими источниками. Часть стены неизвестной конструкции... зацементирована, и цемент крепче самих камней... В Чепене... есть холм, окруженный стеной, местами достигающей высоты 6 м, вершина которого почти вся возведена искусственно...

В 80 км к югу от Пакасмайо, между морским портом Уанчако и Трухильо, что в четырнадцати километрах друг от друга, находятся руины Чан-Чана, столицы государства Чиму... Дорога из порта в город пролегает через эти руины по насыпи высотою почти 1,5 м и ведет от одного нагромождения руин к другому; под нею проложен туннель. Независимо от того, были ли это укрепления, замки, дворцы или могильные курганы, называющиеся «уаки», все они носят имя «уака». Многочасовая прогулка верхом среди этих развалин дает о них лишь смутное представление, и даже опытные исследователи не могут определить, что из них было дворцом, а что — чем-то иным... Сооружение высочайших оград, должно быть, требовало колоссального труда.

Чтобы дать представление о богатствах, открытых испанцами в Перу, приводим копию записей муниципального совета Трухильо, сделанную мистером Хитом. Это копия отчетов из бухгалтерской книги казначейства за 1577 и 1578 годы, в которой зарегистрирована пятая часть стоимости сокровищ, найденных в «Уаке Толедо» одним-единственным человеком.

«Первое. В Трухильо, Перу, 22 июля 1577 года, дон Гарсиа Гутьеррес де Толедо явился в королевское казначейство для сдачи пятой части сокровищ в королевскую казну. Он принес слиток золота в 19 каратов, оцененный по весу в 2 400 испанских долларов, пятая часть которых, равная 708 долларам, была положена в королевскую кружку35, включая полтора процента за определение пробы золота.


следующая страница>


Сборник статей терра Инкогнита Москва Издательство «Сфера» Российского Теософского Общества 1997

Настоящий сборник представляет собой очередной выпуск собрания философской публицистики Е. П. Блаватской. Он включает работы, написанные и опубликованные в 1880-82 годах в журналах

4287.05kb.

08 10 2014
22 стр.


Сборник статей в поисках Оккультизма Москва Издательство «Сфера» Российского Теософского Общества 1996

«Меж болот мирской неправды, среди дебрей ложного знания, минуя скалы человеческой глупости, обретешь равнину исканий а посреди — озеро живой воды»

4180.19kb.

15 10 2014
20 стр.


Сборник статей «Терра Инкогнита»

Е. П. Блаватская. Сборник статей «Терра Инкогнита». К статье «Страна неразгаданных тайн»

82.87kb.

14 10 2014
1 стр.


Сборник статей гималайские Братья Москва Издательство «Сфера» 1998

Настоящий сборник продолжает собрание философской публицистики Е. П. Блаватской. В нем представлены статьи, публиковавшиеся в журналах «Theosophist» и «Lucifer» в 1883 и 1884 годах

4873.04kb.

11 10 2014
20 стр.


Сборник статей наука Жизни Москва Издательство «Сфера» 1999

Настоящий сборник продолжает собрание философской публицистики Е. П. Блаватской. В нем представлены статьи, написанные в 1887-1888 гг и опубликованные в журналах «Theosophist» (Мад

3166.5kb.

14 10 2014
10 стр.


Сборник статей новый Цикл Москва Издательство «Сфера» 2001

Настоящий сборник продолжает собрание философской публицистики Е. П. Блаватской. В нем представлены статьи, опубликованные в журналах «Lucifer» (Лондон) и «La Revue Theosophique» (

4211.38kb.

16 12 2014
18 стр.


Сборник статей астральные тела и двойники Москва Издательство «Сфера» 2000

Настоящий сборник продолжает собрание философской публицистики Е. П. Блаватской. В нем представлены статьи, опубликованные в журналах «Lucifer» (Лондон) и «La Revue Theosophique» (

4236.75kb.

15 10 2014
16 стр.


Сборник статей «Терра Инкогнита»

Самым интересным из многочисленных открытых монументов оказалась гробница консула Гая Септимия. Помимо оружия и древних драгоценных монет, была найдена амфора — сосуд

15.43kb.

14 12 2014
1 стр.