Перейти на главную страницу
Ответ I. Реальность и нереальность
Ответ II. Жизнь в сновидениях
Ответ III. Различные состояния Дэвакхана
Вопрос 1. Отрицают ли Адепты небулярную космогоническую теорию?
Вопрос 2. Является ли Солнце просто остывающей массой?
Вопрос 3. Исчезнут ли великие нации с лица Земли в одночасье?
Вопрос 4. Погружена ли Луна в материю?
Вопрос 5. О минеральной монаде
Вопрос 8. Дата рождения Шри Шанкарачарьи и его учение
Вопрос 6. Причины «исторических неувязок»
Страницы эзотерической истории
Филологические и археологические «трудности»
Место Шакьямуни в истории
Вопрос 7. Надпись, обнаруженная генералом А.Каннингхемом
Настоящий сборник продолжает собрание философской публицистики Е.П.Блаватской. В нем представлены статьи, публиковавшиеся в журналах «Theosophist» и «Lucifer» в 1883 и 1884 годах.
В свободном жанре журнальной статьи, непринужденно общаясь с читателями, отвечая на их вопросы и вступая в полемику с оппонентами, автор излагает сложнейшие положения учения легендарных Великих Махатм. Перед нами словно приоткрывается завеса, скрывающая великую мистерию жизни и смерти в самых различных аспектах бытия, как на земле, так и в иных мирах; затрагиваются вопросы эволюции — и индивидуальной, и общечеловеческой, и вселенской; отчасти раскрывается и вопрос о том, кто же такие таинственные Гималайские Братья, какими силами и знаниями они обладают, как работают со своими учениками-чела; целый ряд статей посвящен проблеме ученичества и трудностям этого пути.
Новые для обыденного сознания истины, трудные для понимания уже в силу необычности самого угла зрения и требующие нестандартности и широты мышления, излагаются в характерной для Е.П.Блаватской бурной полемике с устоявшимися, привычными взглядами, принятыми в официальной науке, философии, истории и теологии ее времени. Страстный борец, яростно вступавший в споры даже с признанными авторитетами, она с большим уважением и чуткостью откликается на запросы читателей, стремящихся вникнуть в суть учения Гималайских Махатм, которому она и посвятила большую часть своей жизни.
Однако открывая важнейшие доктрины Гималайских Адептов, Е.П.Блаватская подчеркивает всю трудность и ответственность этой задачи. Малейшая неточность, допущенная кем-либо из чела-популяризаторов, вызывает массу разночтений и искажений, чреватых опасными заблуждениями.
Следует подчеркнуть, что данные статьи писались в преддверии «Тайной Доктрины» и в гораздо более доступной форме излагают многие проблемы, рассматриваемые в этом фундаментальном труде, что конечно же поможет многим, стремящимся постичь и осмыслить сокровенные тайны бытия.
Т.Корженьянц
Наша пятая годовщина
Мы снова с удовольствием отмечаем растущее процветание «The Theosophist» и тот факт, что издаваться он будет, как и прежде. Стадия эксперимента завершилась через несколько месяцев после появления журнала на свет, и сейчас, похоже, его влияние увеличивается еще стремительнее, чем тираж. Благодаря широкой сети распространения он регулярно доходил до постоянных подписчиков во всех концах земного шара, и некоторые из них украсили его страницы поучительными и интересными сообщениями. С некоторыми читателями у основателей Теософского Общества завязались дружеские отношения, по всей видимости прочные, как бывает обычно при общности взглядов и нравственных предпочтений. Задуманный как удобный канал связи с разбросанными по всему миру членами нашего Общества, журнал стал для его создателей источником наслаждения и вдохновенного труда.
Наиболее важная особенность этого печатного органа заключается в том, что Адепты-Махатмы, до сих пор скрывавшиеся от глаз общественности и державшие в большом секрете сам факт своего существования, позволили обнародовать на его страницах, через своих чела, многие оккультные истины. И поскольку семена этих мыслей стали пускать ростки то тут, то там — хотя по большей части они упали на твердую и каменистую почву современной «культуры» (!), — то публикация серии «Фрагментов оккультной истины» будет продолжена и таким образом посеются новые плодотворные идеи. Периодически в журнале будут печататься разъяснения тайного смысла арийских Шастр, столь важных для индусов и теософов. А начнем мы с раскрытия, в пределах дозволенного, эзотерического содержания текста Бхагавадгиты. Первая глава будет прокомментирована в одном из первых номеров пятого тома, а остальные — в последующие месяцы. Некоторые из наших читателей, особенно индусы, несомненно, будут удивлены почти абсолютным сходством тайного смысла этого бессмертного эпоса и тибетской доктрины Архатов, которая была частично обнародована во «Фрагментах» и других работах.
Полковник Олькотт по-прежнему будет писать в часы отдыха от своих многотрудных официальных обязанностей и по нашей просьбе даст научное объяснение своего почти волшебного дара целительства. Высокообразованный профессор Ягер из Штуттгарта обнаружил новую область научных открытий исследованием природы запахов и законов их распространения. Эта сфера включает в себя даже проблемы молекулярной психологии, и ее значение было высоко оценено доктором Леопольдом Зальцером, членом Теософского Общества из Калькутты, в докладе на праздновании первой годовщины Бенгальского отделения Общества; эта статья была перепечатана в нашем июльском номере. О новых результатах изысканий в этой отрасли знаний доктор Зальцер, со свойственной ему любезностью, сообщит через посредство «The Theosophist». Мистер Т.Субба Роу, бакалавр искусств и права, член Теософского Общества, продолжит свое мастерское изложение древней арийской философии, которая привлекла широкое внимание в Европе и Америке, так же как и на его родине; и в этом деле нам обещана помощь многих способных ученых.
По вышеперечисленным и многим другим причинам предстоящий том ожидается, судя по всему, с большим нетерпением, и поэтому мы любезно напоминаем нашим нынешним подписчикам и читателям, что тираж его будет определен только спросом и после распространения издания у нас не будет возможности удовлетворить новые заявки. Чтобы иметь гарантированную подписку на весь год, все желающие должны как можно раньше прислать деньги и сообщить свою фамилию. Поскольку владельцы журнала не преследуют выгоды и весь свой заработок и сверх того отдают на нужды Теософского Общества, то полагаем, что наша просьба к подписчикам помочь увеличить тираж не будет воспринята как проявление алчности. Каждый из них может без особых затруднений найти по меньшей мере одного нового подписчи-ка и тем самым содействовать движению, которое разрастается за счет своей врожденной жизненной силы и никогда не насаждалось искусственно. Мы ждем этого шага в первую очередь от членов Теософского Общества, ибо Приложение — публикуемое отдельно в целях предоставления возможности нашим многочисленным отделениям делать в нем объявления и обсуждать дела нашего Общества — печатается полностью на средства основателей. Все нынешние отделения Т.О. возникли на ниве распространения «The Theosophist».
Объявления делового характера можно будет найти на последней странице журнала.
Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», Vol. IV, № 11 (47), August, 1883, p. 265.
Дэвакхан
Нижеследующий «Меморандум» был написан британским теософом и адресован «чела-мирянину», автору «Эзотерического буддизма». К нему мы приложили три «Ответа», присланных из разных источников, в которых, согласно пожеланию, высказанному в «Меморандуме», прокомментированы все содержащиеся в нем возражения.
Меморандум
Мне кажется, что причина нашего непонимания кроется в непоследовательности изложения этих учений. Мы постоянно слышим о «грезящих в Дэвакхане», о «субъективной изолированности» этого состояния, а потом нас упрекают, что мы считаем его «менее реальным», нежели наше нынешнее существование! Рассмотрим вопрос общения друзей в Дэвакхане. Мы хотим знать, существует ли там какое-нибудь РЕАЛЬНОЕ общение личностей — пятых принципов? «Фрагмент» № 4 (мартовский номер «The Theosophist» и Приложение С, с. 136) претендует на снятие завесы с этой темы, но все же не развеивает сомнений. Разумеется, в Дэвакхане физическое присутствие, служащее для обитателей плотного мира непосредственным и зримым свидетельством взаимодействия, для развоплощенного сознания не имеет реальности. Безусловно, не было необходимости долго останавливаться на этом факте. Нам говорят: «Две развоплощенные души, испытывающие взаимную симпатию, будут каждая по отдельности исчерпывать в Дэвакхане собственные переживания, делая другую душу соучастницей своего субъективного блаженства. Это будет для них так же реально, как если бы обе они были все еще на Земле». Пока все понятно; утверждения об истинности и реальности общения кажутся вполне убедительными, хотя, разумеется, сам способ взаимосвязи выходит в данное время за пределы нашего земного опыта. Но следующая страница вновь воскрешает наши сомнения. «Тем не менее их личности и тела изолированы друг от друга»1. Что касается телесного контакта — допустим, но как это понять применительно к личности, поскольку именно личностное сознание (пятый принцип) сохраняется в Дэвакхане? Перед нами два развоплощенных личностных сознания, пребывающих в Дэвакхане. Они действительно воздействуют друг на друга, чтобы установить подлинную связь, или просто одна личность представляет в своем воображении другую и принимает этот образ за реальность, в то время как другая личность ничего не ведает о подобном факте? Я вовсе не «делаю противоречивых заявлений», когда не соглашаюсь с тем, что такое «общение» не является реальным, что это «просто сновидение», поскольку я могу представить себе реальную взаимосвязь, осознаваемую обеими сторонами, оказывающую действительное воздействие и вызывающую ответную реакцию, которая не относится «только к общению на физическом плане».
Задан вопрос: «...какое иное истинно дружеское общение, кроме чисто идеалистического, описанного выше, возможно между двумя субъективными сущностями, которые даже менее материальны, чем эфирная тень физического тела — майяви-рупа?» Истинное общение предполагает взаимные действия и ответные сознательные реакции, которые не нуждаются в каком-либо посредничестве физического тела. Вы должны действительно влиять на меня, и я должен знать, что в этом смысле (в наиреальнейшем из всех) Вы находитесь со мною и наоборот. Все не отвечающее этим требованиям, любой всплеск моего субъективного сознания, посредством которого передо мною встает Ваш образ, не вызванный каким-то Вашим действием или мыслью и не соответствующий им, будет только сновидением, и значит, я «обманут природой», если меня заставили поверить в то, что не является фактом. Мы хотим знать, но не можем уяснить этого из Ваших учений, является ли Дэвакхан состоянием, соответствующим нашему бодрствованию на Земле, или сну со сновидениями? Первое мы называем реальностью, а последнее — вымыслом.
Наши сомнения вызваны в основном следующим утверждением: «Человек, который испытывал наибольшее счастье исключительно от проявления чувства привязанности (что бывает с немногими из нас — достаточно того, что нежные чувства являются основным элементом нашей возвышенной радости), в Дэвакхане не будет ощущать отсутствия никого из тех, кого он или она любили. Тут же может возникнуть вопрос: а как быть в случае, если кто-то из числа обожаемых лиц не достоин пребывания в Дэвакхане, что тогда? Наш ответ прост: это не имеет значения. Для человека, который их любит, они будут там». А затем правильно указывается, что нет ничего абсолютно реального в том, что мы считаем объективным здесь, на Земле — все относительно. «Для попавших в Дэвакхан все окружение будет таким же истинным, как для нас — наши земные реалии». Но не будут же отрицать, что здесь существует реальное общение между личностями, хотя осуществляемое очень несовершенными и по существу нереальными способами? Ваши тело и голос, которые я вижу и слышу, так же как мои тело и органы чувств — это просто феномены, по меньшей мере, такие же нереальные для духовного сознания, как нереальны для нас духи, не воспринимаемые нами. Но Вы и я — не плод воображения. Между нами происходит истинное общение. Разумеется, наше взаимодействие крайне несовершенно и очень поверхностно: с помощью наших нынешних органов распознавания я воспринимаю только символ Вашего присутствия. Все же это абсолютно правдивый образ, насколько это возможно, и Вы на самом деле разговариваете со мной, когда я слышу Вас. И мне вовсе не кажется, что я слышу Вас, отсутствующего или не существующего вовсе. Но если в Дэвакхане я могу реалистично представить присутствие и живое общение с кем-то, кого там нет, какая у меня гарантия, что я действительно контактирую с тем, кто находится там? На самом ли деле я осуществляю такую связь в любом случае? Или каждая личность, полностью изолированная, просто грезит и воображает себя в окружении собеседников: Вы придумываете меня, я — Вас, даже если мы оба фактически находимся в одинаковом состоянии и могли бы действительно составить друг другу компанию? И опять же, как для постигшего суть Дэвакхана в земной жизни — например, для Вас или меня, — могут быть возможны такие сновидения? Мы бы все время прекрасно осознавали, что это всего-навсего сон, и тогда он утратил бы свою кажущуюся правдивость — и мы бы фактически бодрствовали. Я бы знал, что мой друг, которого я оставил на Земле, все еще находится там, и то, что я воспринимаю рядом с собою, это не он сам, а лишь его субъективный образ, созданный мною. Я знал бы это потому, что изучал доктрину о Дэвакхане, и потому, что «для состояния Дэвакхана характерно продолжение наших размышлений в заданном направлении», как Вы мне недавно объяснили2.
Мне кажется, из всего этого можно сделать один вывод, в правильности которого я хотел бы убедиться. Вероятно, для обитателей Дэвакхана, о котором мы мыслим здесь как о возможном будущем состоянии, он предстает фактически существующим в данное время. Предположим, Вы находитесь в Дэвакхане, а я — на физическом плане. Разумеется, я, будучи человеком, имею лишь объективное земное сознание. Но моя высшая личность, пусть пока еще не объясненная в терминах моего объективного сознания, может все это время иметь собственное субъективное сознание — то, в которое я войду и с которым я буду отождествлять себя в Дэвакхане. И возможно, в Дэвакхане Вы контактируете с моим высшим субъективным сознанием. Таким образом, Вы, вероятно, узнаете о моих лучших качествах, обо всем во мне, что наиболее родственно Вашему дэвакханическому сознанию. Однако это доступно только пятому принципу, способному подняться до дэвакханического состояния.
Конечно, я хотел бы спросить еще о многом, но не буду испытывать Ваше терпение.
Ответ I
«Атмабодха» («Знание Души»).
«Непонимание» возникает скорее вследствие ложного толкования смысла некоторых терминов, нежели из-за «непоследовательности изложения». Европеец, решивший изучать оккультную философию, не ознакомившись с особенностями мышления и передачи мыслей ее последователей, рискует навсегда втянуться в порочный круг. Прежде всего, ему необходимо познакомиться с эзотерическим аспектом основополагающих понятий — Дух, Материя, Сила и Пространство, с фундаментальными и аксиоматичными теориями о Реальности и Нереальности, о Форме и Бесформенности (рупа и арупа), о сне и бодрствовании3. Особенно основательно — или, по крайней мере, в общих чертах — он должен изучить различие между «объективными» и «субъективными» восприятиями органов чувств живого человека, а также их преломление психическим аппаратом развоплощенной сущности (обитателя Дэвакхана). Ему не помогут возражения вроде того, что «способ общения там не поддается изучению с помощью нашего нынешнего опыта»; иными словами, что человек не в состоянии понять свои дэвакханические чувства или восприятия, пока не попадет туда. Но поскольку развоплощенная индивидуальность идентична по своей природе высшей триаде живого человека, высвободившейся в процессе само-эволюции под действием полного развития сознания и тренированной воли, то Адепт может посредством этой триады постигать все дэвакханические состояния; живя жизнью своего ментального тела, испытывая обычные чувства, он одновременно способен давать отчет своим сверхчувственным ощущениям и приносить на Землю память о них, не искаженных майей, а следовательно — не вызывающих сомнений. Для этого, разумеется, необходимо допустить существование такой lusus naturae, как «адепт», на что, возможно, и согласятся возражающие для продолжения спора. Следующим необходимым условием является непозволительность оскорбительного для Адепта сопоставления силы восприятия его триады во время выхода из физического тела с восприятием полуосвободившейся монады оцепеневшей сомнамбулы или медиума, бросающего сонные взгляды на «небесные тайны». И менее всего уместна оценка этой силы с помощью расплывчатых представлений физического ума (каким бы образованным и метафизическим он ни был), оперирующего лишь дедуктивными и индуктивными выводами, извлеченными из обычной земной деятельности.
Несмотря на уверенность начинающих европейских оккультистов, полагающих, что они переросли свои прежние суеверия, они обязаны пройти специальный курс изучения своеобразия азиатского мышления, чтобы правильно улавливать смысл восточных выражений. Иначе говоря, они, возможно, и поднялись над своими традиционными представлениями, но ровно настолько, чтобы оценить их критически, однако не так высоко, чтобы безошибочно судить о «непоследовательности» или последовательности высказываний восточных мыслителей. Важно также помнить о различиях в выразительных средствах разных языков. Для примера можно привести высказывания одного азиата, путешествовавшего по Европе. В ответ на просьбу сравнить христианство с буддизмом он сказал: «Для этого понадобится указатель или словарь, поскольку в нем (христианстве) отсутствуют как понятия, содержащиеся в наших словах, так и слова, выражающие наши понятия». Каждая попытка с помощью скудного языка европейской науки и метафизики объяснить оккультные доктрины начинающим оккультистам, не знакомым с нашей терминологией, скорее всего приведет к катастрофическим недоразумениям, несмотря на благие намерения с обеих сторон. Бесспорно, такое выражение, как «реальная жизнь во сне», может показаться противоречивым с точки зрения дуалиста, верящего в вечное и обособленное существование индивидуальной души как чего-то отличного от Высшей души, Параматмы, и провозглашающего реальность персонального Бога.
Вполне естественно, что западный мыслитель, ведущий свои рассуждения совсем в другом направлении, выразил бы недоумение, услышав, что жизнь в Дэвакхане является «реальностью», хотя это и сон, в то время как земная жизнь — это только «проплывающее сновидение», принимаемое за действительность. Разумеется, профессор Бальфур Стюарт, каким бы великим физиком он ни был, не поймет восточных философов, поскольку его гипотеза о невидимой Вселенной, все его предпосылки и выводы построены на эмфатическом предположении о реальном существовании личностного Бога, личностного Творца и личностного нравственного Управителя Вселенной. Нас не поймут также ни мусульманский философ с его двумя вечностями — азль, не имеющей начала, и абд, у которой есть начало, но нет конца; ни христианин, исчисляющий начало (!) вечности для каждого человека с того момента, когда личностный Бог вдыхает персональную душу в персональное тело. Все трое перечисленных согласятся признать полную обоснованность доктрины о жизни в Дэвакхане, только сделав над собою величайшее усилие.
Когда слово «субъективный» употребляется применительно к состоянию изолированности обитателя Дэвакхана, оно означает не предельно возможное представление о субъективности, а ту его степень, которая доступна пониманию западного, не восточного, склада ума. Для жителя Востока субъективным является все, что ускользает от восприятия наших органов чувств. Но оккультист предполагает существование шкалы субъективности, которая по мере удаления от иллюзорной земной объективности постепенно восходит ко все большей реальности: вершина ее Реальности — Парабрахм.
Но прежде чем говорить, что Дэвакхан — это «лишь сон», надо условиться относительно определения феномена сновидений. Имеет ли память какое-либо отношение к ним? Некоторые физиологи уверяют, что да: сонные фантазии, будучи основанными на дремлющей памяти4, в большинстве случаев определяются и развиваются функциональной деятельностью какого-либо внутреннего органа, «возбуждение которого активизирует часть мозга, имеющую с этим органом специфическую связь».
В ответ на это оккультист, отвесив вежливый поклон современной науке, отвечает, что есть сновидения — и сновидения. Что существует различие между сновидениями, порожденными внешними физиологическими причинами, и теми, которые воздействуют и в свою очередь порождают сверхчувственные восприятия и эмоции. Что он подразделяет сны на феноменальные и ноуменальные5 и проводит между ними разграничение; что, более того, физиолог совершенно не в состоянии понять элементарное строение развоплощенного Эго — а следовательно, природу его «сновидений». На это есть свои причины, одну из которых следует выделить особо; физиолог a priori отрицает ВОЛЮ — главный и неотъемлемый фактор внутреннего человека. Он отказывается признать ее отдельно от определенных актов волеизъявления и заявляет, что ему известно только последнее, рассматриваемое просто как реакция или желание проявления энергии вовне после... «сложных взаимодействий и сочетаний идей в ганглиях полушарий головного мозга». Следовательно, физиолог вынужден был бы сразу отвергнуть возможность существования сознания — без памяти; а обитатель Дэвакхана — не имеющий ни органов, ни сенсорных ганглий, ни центров «обучения», ни даже «центров идиотизма»6, ни нервных клеток — естественно, не может обладать тем, что физиологи подразумевают под памятью. Освобожденное от личностных ощущений манаса дэвакханическое сознание, безусловно, должно стать вселенским или абсолютным, без прошлого и будущего, обе эти временные перспективы сливаются в едином вечном НАСТОЯЩЕМ — но только для пут персонального Эго. Но даже последнее, отделившись от своих физических органов, не может обладать подобной памятью, как уверяет нас профессор Гексли, который считает ее детищем «сенсигенных7 молекул» мозга — тех молекул, которые, будучи порождением ощущений, сохраняются после исчезновения оных и образуют, как нам говорят, физиологическую основу памяти и, следовательно, канву всех сновидений. Какое отношение имеют эти молекулы к атомам эфира, воздействующим на духовное сознание монады во время ее блаженства, полностью зависящего от прочности ее связи с субстратом персонального Эго!
Нас спрашивают: какова природа дэвакханической грезы и как оккультисты объясняют сновидения все еще воплощенного человека? С точки зрения западной науки, сновидение — это череда мыслей, связанных действиями, или, вернее, «состояний», которые только кажутся реальными. С другой стороны, непосвященный метафизик дает ему свое экзотерическое толкование, рассматривая его как переход чувства из тьмы к свету, то есть как пробуждение духовного сознания. Но оккультист — зная, что духовный разум, принадлежащий к области неизреченного, не может per se спать или даже находиться в сонном состоянии, а всегда пребывает в «свете» Реальности — заявляет, что во время сна манас (вместилище физического и личностного интеллекта) получает возможность (в результате того, что кама, ВОЛЯ, то есть покрывающая его оболочка, обретя полную свободу своих сознательных действий благодаря волеизъявлению, пребывавшему дотоле в пассивном и бессознательном состоянии из-за временной утраты активности сенсорных центров) воспринимать ту реальность субъективного мира, которая была скрыта от него в часы бодрствования. Эта действительность не становится менее реальной из-за того, что после пробуждения «сенсигенные молекулы» и «необученные центры» вносят неразбериху в воспоминания или даже память о ней при майявическом свете нашей жизни. Но участие манаса в дэвакханическом блаженстве не увеличивает, а, наоборот, уменьшает реальность, которая предстала бы перед монадой, освободись она полностью от его присутствия. Это блаженство есть результат Саккаядиттхи8, заблуждения или «ереси индивидуальности», той ереси, которая вместе с аттавадической9 цепью причин необходима для будущего рождения монады. Все это заставляет оккультиста считать связь или «взаимодействие между двумя развоплощенными сущностями в Дэвакхане — насколько бы реальнее самой жизни она ни была — иллюзией и с его точки зрения лишь «сновидением»; а то, что его критик, как это ни прискорбно, склонен называть сновидениями, «интермедиями, порожденными фантазией», — есть мимолетные впечатления от Реальности.
Рассмотрим пример этого. Сын теряет горячо любимого отца. В своих снах он может видеть его, разговаривать с ним и на протяжении сновидения чувствовать себя таким же счастливым и не осознающим смерть отца, как если бы тот был жив. После пробуждения он с сожалением обнаруживает, что это был всего лишь сон, который не может продолжаться вечно. Прав ли он, считая так? Оккультист говорит, что он ошибается. Ему просто неведомо, что — в силу того, что его дух, состоящий из того же вещества и имеющий ту же природу, что и дух его отца (как, впрочем, и все духи), и обладающий врожденной способностью взаимного притяжения и ассимиляции, усиленной в данном случае отцовской и сыновней любовью их личностных Эго, — они на самом деле никогда не разлучались друг с другом, ибо смерть бессильна разорвать психические узы, созданные чистою духовною любовью. В этом конкретном примере «сновидение» было реальностью, а реальность — майей, ложной видимостью, порожденной авидьей (невежеством). Таким образом, правильнее было бы назвать «сновидением» или «иллюзией» ложные представления сына во время бодрствования, нежели давать такое определение реальному контакту. Что же происходило в действительности? Спиритуалист сказал бы, что «дух отца спустился на Землю для общения с духом сына в безмолвные часы сна». Оккультист возразит: «Нет, не так; строго говоря, ни дух отца не спускается, ни триада сына не поднимается». Центр дэвакханической активности не может быть локализован — это опять-таки авидья. Для монад, даже когда они соединены с пятью конечными кошами (оболочками или принципами), не существует ни пространства, ни времени; будучи рассеянными, они вездесущи. В высшем аспекте развития Манас является дравьей — вечной «субстанцией», как и Буддхи — духовная душа; а объединившись с душою, Манас становится духовным само-сознанием, которое есть викара (продукт) своего первоначального «породителя» — Буддхи10. До тех пор, пока, в результате непоправимого смешения и переплетения со своими низшими танматрами11, он не утрачивает способности объединяться с Буддхи, он от него неотделим. Так высшая человеческая триада, притянутая родством душ к тем триадам, которых она любит сильнее всего, будет всегда связана с ними и будет наслаждаться их присутствием после смерти так же, как и при жизни. В этом ей будет помогать Манас в своем высшем аспекте самосознания, полностью разъединенный с антахкараной12 по причине ненадобности канала внутреннего органа физического восприятия. Следовательно, взаимодействие реально и подлинно.
Наш оппонент сомневается в «истинности» такого контакта. Он хочет знать, «действительно ли влияют друг на друга» две развоплощенные сущности или «личность всего лишь воображает присутствие другой»; в таком случае о подобном общении «другая личность (воплощенная или развоплощенная) фактически не будет даже подозревать». Исходя из своего сомнения, он уверяет, что нельзя расценивать как «противоречие» его возражение против признания подобного «общения» подлинным, ибо это «просто сновидение», а также его заявление, что он «может представить реальную связь (осознаваемую с обеих сторон и оказывающую истинное воздействие и ответную реакцию), которая не относится только к обоюдным контактам физических форм». Если он на самом деле может это сделать, тогда в чем заключается сложность, на которую он сетует? После истолкования истинного смысла, вкладываемого оккультистами в такие слова, как «сновидение», «реальность» и «нереальность», какие еще препятствия остаются на пути к пониманию этой специфической доктрины? В свою очередь, можно спросить нашего критика: как он определит, что это действительно сознательное взаимодействие двух сторон, пока он не оценит своеобразную (ему пока еще незнакомую) мыслительную реакцию и взаимосвязь между этими двумя сущностями? (Сия ответная реакция является не причудливой гипотезой, а известным научным фактом, сообщаемым при посвящении, хотя современная наука ничего о нем не знает, а некоторые метафизики в лице спиритуалистов имеют о нем смутное представление13.) Или он в качестве альтернативы наделяет дух человеческими свойствами, как это ошибочно делают спиритуалисты? Наш критик только что сказал, что «способ взаимодействия не из числа тех, что мы (он) можем в настоящее время постичь опытным путем». Какой же вид взаимного общения доступен его пониманию?
Ответ II
Таким образом, снова напрашивается вывод, что неправильно и нелогично считать обитателя Дэвакхана «обманутым природой». Понятия типа «заблуждение», «обман», «реальность» всегда относительны. Только путем сопоставления можно определить реальность или иллюзорность конкретного состояния сознания, и эти термины утрачивают всякое значение, поскольку состояние сознания, о котором идет речь, не имеет аналогов. Предположим, что мы признаем правоту живущего на Земле человека, с точки зрения которого дэвакханические переживания являются заблуждением, но что тогда? Нам непонятно, какую пользу можно извлечь из такого умозаключения. Разумеется, на основе вышеприведенных замечаний читатели не должны склоняться к мысли, что сознание обитателя Дэвакхана не может оказывать воздействия на сознание другой монады, будь она в Дэвакхане или за его пределами. Что касается обитателя Дэвакхана, то в любом случае реальность или нереальность его дэвакханических переживаний не зависит от характера общения.
Ясно, что в некоторых случаях сознание одной монады, будь она в Дэвакхане или еще на Земле, может объединяться с мышлением другой монады, находящейся в Дэвакхане, и влиять на него. Это будет происходить при наличии между двумя Эго сильной, страстной привязанности, возникшей на почве совместных возвышенных эмоций, либо из общности интеллектуальных или духовных устремлений. Подобно тому как мысли стоящего на расстоянии гипнотизера посредством излучаемой им магнитной энергии передаются его субъекту, который охотно их притягивает, так же и ход рассуждений одного обитателя Дэвакхана сообщается другому с помощью магнитных, то есть электрических сил, устремившихся к этому другому обитателю Дэвакхана по причине сильного влечения между этими двумя монадами, особенно когда эти идеи касаются вещей, субъективно связанных со вторым обитателем Дэвакхана. Однако не следует думать, что в других случаях, когда отсутствуют такие воздействия и ответные реакции, обитатель Дэвакхана осознает, что его субъективные переживания являются просто иллюзией, поскольку это не так. Уже было показано, что вопрос реальности или нереальности не зависит от способа связи или передачи мыслительной энергии.
Нас спрашивают: «Если те, кого любит обитатель Дэвакхана, не достойны находиться в Дэвакхане, что тогда?» Мы отвечаем: «Даже в том случае, когда человек все еще находится на Земле или даже уже страдает в Авичи, размышления монады, пребывающей в Дэвакхане, все же могут оказать влияние на его монаду при наличии у них большого взаимопонимания, как указывалось выше15. При этом обитатель Дэвакхана будет оставаться в неведении относительно умственных страданий другого».
Если этот мудрый закон природы, никогда не наказывающий невинного за пределами нашего земного мира заблуждений, будет все также называться «мошенничеством природы» и вызывать возражения на том основании, что это не «истинный символ» присутствия другой личности, тогда самым разумным будет оставить в покое оккультные доктрины и Дэвакхан. Для таких умов благородные истины о наивысшей цели жизни души навеки останутся книгою за семью печатями. Дэвакхан, вместо того чтобы предстать таким, каков он и есть — небесным оазисом, блаженным отдыхом на трудном пути монады к высшей эволюции, — поистине, покажется кульминацией и самою сутью смерти.
Если не тратить время на попытки разглядеть глубинное значение Дэвакхана, то можно интуитивно почувствовать его логическую необходимость, всем своим естеством, без посторонней помощи, уловить в нем осуществление истинной справедливости, абсолютно согласующейся с гармонией вселенского закона. Мы не усматриваем в возражениях никакого злого умысла, но, если само изложение нашей доктрины (которую мы никого не заставляем принимать) встречает сопротивление со стороны некоторых западных умов, то мы вынуждены напомнить нашим оппонентам, что у них есть свобода выбора. Среди мировых философий последнего периода имеются две (более современные ветви древних учений), в которых «посмертные состояния» описаны ясно и незатейливо, и принятие любой из них будет приветствоваться: в одном случае — миллионами спиритуалистов, в другом — самой уважаемой частью человечества, а именно, цивилизованным западным обществом. Во второй доктрине нет ничего двусмысленного или напоминающего природный обман: обитателям Дэвакхана, преданным и праведным, щедро обещан невыразимый восторг вечного лицезрения мук грешников в Геенне огненной. Мы испытываем настоятельную потребность изложить несколько имеющихся у нас фактов. Поскольку только оккультной философии и буддизму до сих пор не удалось породить своего Тертуллиана16, который мог бы обрисовать для нас общую панораму ортодоксального ада17, то мы не берем на себя смелость удовлетворять запросы на вымысел.
Нет такого места пытки для невинного, нет состояния, в котором, под предлогом вознаграждения и необходимости иметь перед собою «правдивые символы», простодушного будут заставлять созерцать или даже осознавать страдания тех, кого он любил. Будь это не так, активное наслаждение самих Дхиан Коганов превратилось бы в безбрежный океан желчи при виде подобного зрелища. И Он, пожелавший: «Пусть падут на меня все грехи и злодеяния, порожденные развращенностью этого испорченного века Кали-юги, но пусть спасется мир», — выходит, напрасно изъявлял такое желание и, вероятно, страхам мира видимого предпочел благоговейный ужас мира невидимого. Предположение, будто душа, ускользнувшая с этой планеты, оплетенной сетями зла, где невинный скорбит, а жестокосердный ликует, будет иметь такую же участь даже в столь мирной гавани, как Дэвакхан, было бы самой безумной, (самой) ужасной мыслью! Но мы утверждаем, что это не так. Блаженство обитателя Дэвакхана ничем не омрачено, ибо природа позаботилась об этом, даже с риском быть обвиненной в мошенничестве пессимистами этого мира, не способными отличить Васту — единую реальность от Вишайи — «майи» наших чувств. Весьма заманчиво считать наши самонадеянные представления об объективности и субъективности эталоном определения реальности и нереальности во всей остальной Вселенной, а наш критерий истинности и правдивости — всеобщим мерилом. Если мы станем руководствоваться этими принципами и дальше, то будем вынуждены заподозрить природу в бесконечном плутовстве по отношению не только к человеку, но и к животным. Кто из наших оппонентов, рассматривая факты естествознания и феномены зрения и цветовосприятия, осмелится сказать, что раз муравьи совершенно не способны видеть и различать цвета, как это делают люди (например, для них не существует красного цвета), то, следовательно, они тоже «обмануты природой»? В состав монады не входят такие известные нам понятия, как личность или объективность; и если каким-то чудом живой человек попал бы в диапазон видимости обитателей Дэвакхана, то он был бы в такой же степени невидим для них, как для физических глаз невидимы элементалы, кишащие в окружающей нас атмосфере.
Еще одна ошибка критика. Похоже, он полагает, что если кто-то знает о субъективности сознания в Дэвакхане еще в этой жизни, то, оказавшись там, он будет понимать, что такие переживания иллюзорны, и прелести Дэвакхана потеряют для него всю свою силу. Нет оснований для подобных опасений. Нетрудно уловить ошибочность таких рассуждений. Представим, например, что А, живущий в Лахоре, знает, что его друг В находится в Калькутте. Ему снится, что оба они занимаются различными делами в Бомбее. Известно ли ему в то время, пока он спит, что все его сновидение — это иллюзия? Как его сознание, ведающее, что его друг находится сейчас в Калькутте, и возвращающееся к нему только при пробуждении, может помочь ему понять обманчивую природу сновидения в момент самого сновидения? Даже пережив опыт сновидений неоднократно в течение жизни и понимая, что сновидения в основном иллюзорны, А не будет осознавать, что он видит сон, оказавшись в этом состоянии.
Точно так же человек может испытывать дэвакханические переживания еще при жизни и называть их несбыточной мечтою, возвращаясь в свое обычное состояние объективного сознания и сопоставляя его с тем, что он испытал в Дэвакхане. Тем не менее он не будет понимать, что это сновидение, ни при повторном погружении в это состояние, пока он еще жив, ни после смерти, когда попадет в Дэвакхан. Вышесказанного достаточно, чтобы закрыть тему, даже если бы обсуждаемое состояние являлось «сновидением» в том смысле, который вкладывают в это слово наши оппоненты. Но это не «сновидение» и ни в коем случае не «обман». Такое определение возможно с точки зрения словаря Джонсона, но с позиций факта, не зависящего ни от каких человеческих толкований, и с точки зрения тех, кто немного разбирается в законах, управляющих невидимыми мирами, отношения между монадами реальны, взаимны и подлинны в мире субъективном так же, как и в нашем мире ложной реальности. Подобные разговоры напоминают давнишний рассказ Цёльнера о жителе двухмерного мира, сомневающемся в истинности явлений, происходящих в трехмерном пространстве.
Ответ III
Различные состояния дэвакхана
Вот самый главный вопрос, с которым сталкивается оккультист азиатского происхождения при виде различных трудностей, встающих на пути европейцев, изучающих эзотерические доктрины и, в частности, учение о Дэвакхане: чем объяснить их странные фантазии по поводу посмертных состояний? Вполне естественно, что каждый оценивает мыслительные способности другого человека на свой лад и, не без определенных усилий поставив себя на место ближнего, может попытаться посмотреть на вещи его глазами. Взять, к примеру, Дэвакхан; доктрина о нем является, по-видимому, самой ясной, несмотря на неполноту ее изложения «чела-мирянином». И все же совершенно очевидно, что она не понята, и этот факт, по моему мнению, следует приписать скорее устоявшимся различиям во взглядах, нежели искажениям ее пересказа. Восточному оккультисту было бы весьма затруднительно даже представить такую фантазию, как у Сведенборга, превращающего ангелов нашего post-mortem в «инквизиторов», в обязанности коих входит оценивание накопленных душою достоинств и недостатков с помощью физического обследования плотного тела, начиная с кончиков пальцев рук и ног и продвигаясь к центрам! Аналогичное недоумение может вызвать и попытка заставить нас всерьез поверить, будто в оптимистически-идиллическом рае американского образца есть детские ясли, диспут-клубы и законодательные собрания. Похоже, что антропоморфизм пронизывает всю европейскую метафизику. Создается впечатление, что тяжелая десница персонального Божества и его служителей сжимает мозг чуть ли не каждого западного мыслителя. И это влияние проявляется если не в одном, так в другом виде. Разве это вопрос о Боге? Вставлен метафизический слайд — и стереоскоп высвечивает перед нами картину Нового Иерусалима с золотыми тротуарами и украшенными жемчугом дверями, с залом для торжественных приемов, троном в форме павлиньего хвоста, с махараджей, министрами, придворными, трубачами, писарями и свитой. Разве обсуждается вопрос взаимодействия между развоплощенными духами? Западный склад ума не в состоянии вообразить такое общение без некоторой доли взаимного осознания объективного присутствия чего-то вроде тела, с помощью которого можно поддерживать задушевную болтовню. Надеюсь, я не обижу наших западных корреспондентов, но, по крайней мере для меня, трудно сделать какие-либо выводы из всего «Меморандума» британского теософа. Каким бы туманным и легковесным ни было его содержание, но все же в основе своей он материалистичен. Мы бы сказали, что эмбрион, из которого развилась метафизика, имеет библейское происхождение: сквозь переливы его испарины проглядывают башенки Нового Иерусалима.
По мнению Б.М.Цыркова, эти «Ответы» были получены, как и во многих других случаях, через Е.П.Блаватскую. Отдельные фрагменты текста действительно могли быть написаны ею. В этой связи Учитель Кут Хуми в письме к А.П.Синнетту, доставленном в Лондон примерно в июле 1883 года, говорит: «Снова в который раз была сделана попытка немного рассеять тот густой туман, который я обнаружил в “Дэвакхане” м-ра Мэсси. Это будет совместная статья в августовском номере “The Theosophist”, к которому я отсылаю мистера Мэсси и Вас».
Трансмиграция жизненных атомов
В своем аргументированном замечании к статье м-ра Оксли «Иерософия и теософия»19 вы пишете: «...по меньшей мере в течение 3000 лет "мумия", независимо от способа химической обработки, испускает из себя все до последнего невидимые атомы, которые с момента смерти многократно входя в различные водовороты бытия действительно проходят "через все многообразие форм организованной жизни". Но только не душа, и менее всего шестой принцип, а жизненные атомы дживы, второго принципа. По прошествии трех тысяч лет, иногда больше, иногда меньше, после бесконечных трансмиграций все эти атомы снова собираются вместе, чтобы образовать новую внешнюю оболочку, или тело, той же самой монады (реальной души), для которой они уже служили физическим проводником две или три тысячи лет назад. Даже при худшем исходе, то есть при уничтожении сознательного личностного принципа, монада, или индивидуальная душа, всегда остается той же самой, что и атомы низших принципов, которые, возрождаясь и обновляясь в этом вечном потоке жизни, магнитически притягиваются друг к другу в силу своей родственности и снова воплощаются вместе».
Этот небольшой абзац является очередной порцией оккультного учения, открывающей широкой публике новые горизонты мышления. Он наводит прежде всего на мысль, что экзотерическая доктрина о переселении души в низшие формы жизни, столь широко распространенная у индусов, хотя и неверна относительно души (пятого принципа), но содержит в себе элементы истины применительно к низшим принципам.
В одном месте вы говорите, что мумия постоянно испускает невидимые атомы, которые проходят через все разнообразие организованных форм жизни, а далее утверждаете, что эту трансмиграцию проходят только жизненные атомы дживы (второго принципа).
Согласно первому из «Фрагментов оккультной истины», джива – это «разновидность неуничтожимой силы, которая, разъединившись с одним набором атомов, сразу же притягивается к другим».
Что тогда подразумевается под жизненными атомами и их бесконечным переселением?
«Невидимые атомы мумии» могут означать незаметно для нас разрушающиеся атомы физического тела, но тогда жизненные атомы дживы будут совершенно отличны от атомов мумии. Хотели ли вы сказать, что как невидимые атомы физического тела, так и атомы дживы, пройдя всевозможные формы жизни, собираются вместе, чтобы заново воссоздать физическое тело, и джива сущности, достигшей окончания своего дэвакханического состояния, снова готова к перевоплощению?
Далее, вы учите, что даже при худшем варианте (при уничтожении персонального эго) атомы низших принципов остаются теми же, что и в предыдущем рождении. В таком случае, включает ли в себя термин «низшие принципы» также камарупу или только низшую триаду: тело, дживу и лингашариру? Похоже, что камарупа не может входить в их состав, ибо в случае уничтожения персональной души она оказалась бы в восьмой сфере. Напрашивается еще один вопрос.
Четвертый принцип (камарупа) и низшая часть пятого, которая не может слиться с шестым, блуждают в виде шелухи и постепенно распадаются на составные элементы. Соединяются ли после различных трансмиграций также и атомы этих принципов, чтобы вновь сформировать в предстоящем воплощении четвертый принцип и низшую часть пятого?
Я уверен, что несколько ваших дополнительных пояснений помогут развеять все наши сомнения и послужат ценной информацией по этой доселе непостижимой теме.
Настоящий сборник продолжает собрание философской публицистики Е. П. Блаватской. В нем представлены статьи, публиковавшиеся в журналах «Theosophist» и «Lucifer» в 1883 и 1884 годах
11 10 2014
20 стр.
Е. П. Блаватская. Сборник статей «Гималайские Братья» серии «Белый Лотос» Приложение Т. Субба Роу
12 10 2014
1 стр.
Е. П. Блаватская. Сборник статей «Гималайские Братья» серии «Белый Лотос»
11 10 2014
1 стр.
Настоящий сборник продолжает собрание философской публицистики Е. П. Блаватской. В нем представлены статьи, написанные в 1887-1888 гг и опубликованные в журналах «Theosophist» (Мад
14 10 2014
10 стр.
Настоящий сборник продолжает собрание философской публицистики Е. П. Блаватской. В нем представлены статьи, опубликованные в журналах «Lucifer» (Лондон) и «La Revue Theosophique» (
16 12 2014
18 стр.
Настоящий сборник продолжает собрание философской публицистики Е. П. Блаватской. В нем представлены статьи, опубликованные в журналах «Lucifer» (Лондон) и «La Revue Theosophique» (
15 10 2014
16 стр.
Настоящий сборник представляет собой очередной выпуск собрания философской публицистики Е. П. Блаватской. Он включает работы, написанные и опубликованные в 1880-82 годах в журналах
08 10 2014
22 стр.
Охватывает период в 1138 лет, вплоть до окончания Галльской войны Юлия Цезаря, но до наших дней дошла лишь небольшая ее часть: книги 1-5 и 11-20.]
24 09 2014
10 стр.