Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок литературы в 5 классе
Тема: «Счастье человека в доброте и милосердии».

(Урок по сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля»).



Цели:

- Определить основные проблемы сказки: взаимоотношение человека и природы, сосуществование добра и зла, смысл жизни и назначение человека, бережное и осторожное отношение к природе, ко всему живому на земле;

- формировать у учащихся умение анализировать художественное

произведение, внимание к тексту, к его деталям.

Оборудование: портрет Н.Д. Телешова, иллюстрации с изображением птиц, запись пения птиц, композиция Камиль Сен-Санса «Лебедь».

Ход урока.
I. Вступительное слово учителя (звучит запись пения птиц).

Наверное, нет в этом мире ни одного человека, который бы когда-нибудь не любовался птицами, не удивлялся их способности к полёту, красоте оперения, грациозности движений, музыкальности голоса. Птицы -одно из самых удивительных и прекрасных творений природы.

Провожая взглядом летяших птиц, человек порой задумывался: как высоко, далеко и быстро они летают, повсюду бывают, всё видят сверху и обо всём знают. Нам кажется, что птицы живут легко и беззаботно, весело поют свои песни, не зная горя и печали, всегда бодры и веселы. Для них не существует границ, установленных людьми.

В представлении людей с птицами всегда связывалось что-то возвышенное, какие-то самые лучшие качества, например, в народе выдающегося певца сравнивали с соловьем, храброго воина называли орлом, добрую, красивую девушку-ласточкой, лебёдушкой.

Выражения: «птица счастья», «птицы удачи», «птица мира» -подверждают большое значение птиц для человека.

Многие народы воспевали птиц в легендах, сказаниях, преданиях. Вот одна из таких легенд о птице степей и пустынь — удоде. (Рассказ ученицы.)

В давние - давние времена осиротевшего мальчика привели на службу к богатому хану. Сирота должен был стеречь двух гривастых коней. Долго ли ходил за ними, коротко ли, но в один момент оба коня исчезли, словно испарились. Поговаривали, что люди хана сами спрятали скакунов. Долго лил слезы мальчик, блуждая в пустыне в поисках пропавших коней. Шёл от одного бархана к другому, влезал на саксаул в надежде увидеть пропажу. Но сколько ни ходил, всё понапрасну. А вернуться к хану боялся. И бродил мальчик по пустыне до тех пор, пока Всевышний не сжалился над ним и не превратил в маленькую птицу, которая летает с места на место и беспрестанно повторяет: «Ики ат ек!» - «Двух коней нет!»

А вот какой увидел гордую и величественную птицу - лебедь французский композитор Камиль Сен-Санс. Его композиция так и называется - «Лебедь». (Прослушивание записи.)

Однако не всегда и не все люди восхищались и поклонялись птицам. Жадность, жестокость, мелочность и равнодушие приносили много горя и печали в мир пернатых. Ради красивого оперения сколько птиц погубил человек. Многие виды птиц находятся на грани исчезновения.

П. Рассказ ученика о цапле.

Цапли - крупные птицы, более метра в длину, размах крыльев у них достигает двух метров. И трудно поверить, что весит такая птица всего два килограмма. А всё дело в перьях - рыхлых, пышных и у некоторых видов -особенно у белых цапель - очень красивых. Из-за этих перьев ежегодно уничтожались сотни тысяч птиц. Вот почему белая цапля стала сейчас очень редкой. В нашей стране белые цапли, как и многие другие редкие птицы, взяты под защиту государства.



III. Анализ содержания сказки.

Как вы думаете, Телешов заставляет задуматься о судьбе птиц и назначении человека? О чём сказка «Белая цапля»?

- О том, что человек должен бережно относиться к природе, охранять её, заботиться о ней.

- О преступлении, совершенном прекрасной и любимой всеми принцессой - героиней сказки.

Вспомним, в какой стране проживает главная героиня сказки — принцесса Изольда?

- Это далёкая северная страна, королевство, расположенное на одиноком острове. Здесь круглый год холодные сумерки и туманы. Что говорит автор о людях, живущих в этой стране?

- Несмотря на скудость зелени и цветов, люди любили суровую родину, «любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку».

Как жилось людям в королевстве и почему?

- Королевством правил мудрый старый король, которого все любили за ум и редкую доброту, поэтому людям жилось легко и хорошо на острове, несмотря на стужу и долгую зиму.



Чему учил король свою дочь Изольду?

- Король говорил дочери, что настоящее счастье - в милосердии, что жестокость может разрушить счастье человека.



А какой была принцесса?

- Она была добра и прекрасна, всегда помогала больным и несчастным, очень любила отца, любила свою суровую родину. Принцесса считала, что даже свадебный наряд должен напоминать краски родной земли.



В жизни каждого человека нередко бывают моменты, когда он стоит перед нравственным выбором. Перед каким выбором оказалась принцесса? Легко ли ей принять правильное решение?

- Ей трудно решить: лишиться прекрасного свадебного головного убора, задуманного ею, или получить его ценою смерти живого существа.

- Изольда испытывает страшные сомнения, колеблется, боится огорчить отца, но желание иметь прекрасный головной убор пересиливает голос совести. Она даже находит себе оправдание: «чтение текста».

Итак, решение принято. Но почему принцесса задумчива и невесела?

- Она раскаивается, сожалеет о том, что поддалась минутному соблазну. Её мучает совесть.



Можно ли поступок Изольды назвать преступлением?

- Да, Изольда не нарочно, но совершает преступление, ведь она, во-первых, нарушила основной закон своей страны - закон любви ко всему живому; во-вторых, она изменила завету своего отца «счастье человека в доброте и милосердии».



Каковы последствия поступка Изольды?

- Эти последствия показали принцессе две цапли: «чтение текста».



Что чувствует принцесса после встречи с цаплями?

- Она испытывает ужас, видя последствия своего легкомысленного поступка.

- Она раскаивается в содеянном, переживает за последствия.

- Ужас переполняет её сердце, ужас и тревога за своих близких, за свою семью.



Почему цапли говорят с Изольдой о трагедии с горечью, но без ненависти? Чему они её учат?

- Цапли понимают, что Изольда действовала по недомыслию, что она не знала о последствиях.

- Две грустные, мудрые цапли с большими печальными глазами учат принцессу серьёзному взгляду на жизнь, учат нести ответственность за свои поступки.

Почему Изольда, решив, что всё увиденное - это всего лишь сон, не успокаивается, почему беспокоится за свою семью?

- Она понимает, что зло, принесённое чьим-то семьям, детям, может обернуться злом для её семьи, для её детей.



К кому принцесса обращается за помощью?

- Изольда просит помощи и совета у отца.

- Ей хочется загладить свою вину, исправить ошибку. Мудрый король, переживая проступок дочери, объясняет ей: «чтение текста».

В чём же состоит назначение человека?

- Назначение человека - творить добро.



Как объяснить смысл фразы короля: «И птицы гибнут, и человек унижается»?

- Человек унижается, потому что, убивая птиц, он проявляет жадность, жестокость, равнодушие ко всему, что не касается его самого и его желаний.



Почему Телешов делает добрую и милосердную принцессу преступницей?

В народных сказках на жестокие поступки способны только злые, ленивые, жадные герои. Что заставляет автора поступить вопреки законам сказки?

- Писатель тем самым показал, что даже добрый, доступный человек способен совершить жестокий проступок. Он утверждает, что люди должны нести ответственность за свои поступки.

К какому решению приходит Изольда? Какие уроки она извлекает из случившего?

- Она возвращается к своей семье с желанием совершать добро во имя будущего своего народа: «чтение текста».



IV. Подведение итогов урока.

Чему же научила нас сказка ?

- Любить и ценить всё живое.

- Творить добро.

- Думать о последствиях.

- Не совершать зла.

- Беречь природу и изучать её.



V. Домашнее задание.

Как вы понимаете выражения:

«Жить по совести», «больная совесть», «голос совести», «укоры совести», «заставить замолчать свою совесть», «человек без чести и совести»?
Материал подготовлен

учителем русского языка и литературы



МОУ «Порецкая СОШ» Казаченко Т.И.

«Счастье человека в доброте и милосердии»

Определить основные проблемы сказки: взаимоотношение человека и природы, сосуществование добра и зла, смысл жизни и назначение человека, бережное и осторожное отношение к природе,

74.18kb.

16 12 2014
1 стр.


Проявляй милосердие Цель: формировать чувство милосердия Оформление: плакат «Учи свое сердце доброте»

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о доброте и милосердии. А как вы думаете, что такое милосердие?

39.56kb.

12 10 2014
1 стр.


Классный час в 5 классе «проявляй милосердие»

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о доброте и милосердии. А как вы думаете, что такое милосердие?

42.3kb.

12 10 2014
1 стр.


Дамское счастье

Дамское счастье— HarryFan, Jurgennt 0 — создание fb2-документа — Vitmaier, февраль 2006 г. 1 — иллюстрации — Jurgen, декабрь 2007 г

5798.72kb.

18 12 2014
42 стр.


«Единственное счастье в жизни постоянное стремление вперед»

Жизнь человека — самое дорогое, что у него есть. Она неповторима, уникальна, она бесценна. Жизнь человека — Божий дар! Но почему-то мало кто из нас серьезно задумывается над тем, к

35.66kb.

14 12 2014
1 стр.


Януш Вишневский и Милан Кундера: опыт типологического анализа

О грусти писать гораздо проще, книжка о счастье состояла бы из одной страницы. Счастье все переживают одинаково тут не о чем писать

25.6kb.

13 10 2014
1 стр.


Литература конца 20 столетия Современная проза о милосердии и сострадании

Русская литература конца 20 столетия Современная проза о милосердии и сострадании

47.7kb.

25 12 2014
1 стр.


Проповедь митпополита антония

С новым годом, с новым счастьем!” И часто мы думаем о счастье, только как о благополучии материальном, о ласковых, счастливых отношениях в семье и с друзьями, и мы забываем, что сч

307.5kb.

09 10 2014
1 стр.