Урок литературы в 5 классе
Тема: «Счастье человека в доброте и милосердии».
(Урок по сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля»).
Цели:
- Определить основные проблемы сказки: взаимоотношение человека и природы, сосуществование добра и зла, смысл жизни и назначение человека, бережное и осторожное отношение к природе, ко всему живому на земле;
- формировать у учащихся умение анализировать художественное
произведение, внимание к тексту, к его деталям.
Оборудование: портрет Н.Д. Телешова, иллюстрации с изображением птиц, запись пения птиц, композиция Камиль Сен-Санса «Лебедь».
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя (звучит запись пения птиц).
Наверное, нет в этом мире ни одного человека, который бы когда-нибудь не любовался птицами, не удивлялся их способности к полёту, красоте оперения, грациозности движений, музыкальности голоса. Птицы -одно из самых удивительных и прекрасных творений природы.
Провожая взглядом летяших птиц, человек порой задумывался: как высоко, далеко и быстро они летают, повсюду бывают, всё видят сверху и обо всём знают. Нам кажется, что птицы живут легко и беззаботно, весело поют свои песни, не зная горя и печали, всегда бодры и веселы. Для них не существует границ, установленных людьми.
В представлении людей с птицами всегда связывалось что-то возвышенное, какие-то самые лучшие качества, например, в народе выдающегося певца сравнивали с соловьем, храброго воина называли орлом, добрую, красивую девушку-ласточкой, лебёдушкой.
Выражения: «птица счастья», «птицы удачи», «птица мира» -подверждают большое значение птиц для человека.
Многие народы воспевали птиц в легендах, сказаниях, преданиях. Вот одна из таких легенд о птице степей и пустынь — удоде. (Рассказ ученицы.)
В давние - давние времена осиротевшего мальчика привели на службу к богатому хану. Сирота должен был стеречь двух гривастых коней. Долго ли ходил за ними, коротко ли, но в один момент оба коня исчезли, словно испарились. Поговаривали, что люди хана сами спрятали скакунов. Долго лил слезы мальчик, блуждая в пустыне в поисках пропавших коней. Шёл от одного бархана к другому, влезал на саксаул в надежде увидеть пропажу. Но сколько ни ходил, всё понапрасну. А вернуться к хану боялся. И бродил мальчик по пустыне до тех пор, пока Всевышний не сжалился над ним и не превратил в маленькую птицу, которая летает с места на место и беспрестанно повторяет: «Ики ат ек!» - «Двух коней нет!»
А вот какой увидел гордую и величественную птицу - лебедь французский композитор Камиль Сен-Санс. Его композиция так и называется - «Лебедь». (Прослушивание записи.)
Однако не всегда и не все люди восхищались и поклонялись птицам. Жадность, жестокость, мелочность и равнодушие приносили много горя и печали в мир пернатых. Ради красивого оперения сколько птиц погубил человек. Многие виды птиц находятся на грани исчезновения.
П. Рассказ ученика о цапле.
Цапли - крупные птицы, более метра в длину, размах крыльев у них достигает двух метров. И трудно поверить, что весит такая птица всего два килограмма. А всё дело в перьях - рыхлых, пышных и у некоторых видов -особенно у белых цапель - очень красивых. Из-за этих перьев ежегодно уничтожались сотни тысяч птиц. Вот почему белая цапля стала сейчас очень редкой. В нашей стране белые цапли, как и многие другие редкие птицы, взяты под защиту государства.
III. Анализ содержания сказки.
Как вы думаете, Телешов заставляет задуматься о судьбе птиц и назначении человека? О чём сказка «Белая цапля»?
- О том, что человек должен бережно относиться к природе, охранять её, заботиться о ней.
- О преступлении, совершенном прекрасной и любимой всеми принцессой - героиней сказки.
Вспомним, в какой стране проживает главная героиня сказки — принцесса Изольда?
- Это далёкая северная страна, королевство, расположенное на одиноком острове. Здесь круглый год холодные сумерки и туманы. Что говорит автор о людях, живущих в этой стране?
- Несмотря на скудость зелени и цветов, люди любили суровую родину, «любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку».
Как жилось людям в королевстве и почему?
- Королевством правил мудрый старый король, которого все любили за ум и редкую доброту, поэтому людям жилось легко и хорошо на острове, несмотря на стужу и долгую зиму.
Чему учил король свою дочь Изольду?
- Король говорил дочери, что настоящее счастье - в милосердии, что жестокость может разрушить счастье человека.
А какой была принцесса?
- Она была добра и прекрасна, всегда помогала больным и несчастным, очень любила отца, любила свою суровую родину. Принцесса считала, что даже свадебный наряд должен напоминать краски родной земли.
В жизни каждого человека нередко бывают моменты, когда он стоит перед нравственным выбором. Перед каким выбором оказалась принцесса? Легко ли ей принять правильное решение?
- Ей трудно решить: лишиться прекрасного свадебного головного убора, задуманного ею, или получить его ценою смерти живого существа.
- Изольда испытывает страшные сомнения, колеблется, боится огорчить отца, но желание иметь прекрасный головной убор пересиливает голос совести. Она даже находит себе оправдание: «чтение текста».
Итак, решение принято. Но почему принцесса задумчива и невесела?
- Она раскаивается, сожалеет о том, что поддалась минутному соблазну. Её мучает совесть.
Можно ли поступок Изольды назвать преступлением?
- Да, Изольда не нарочно, но совершает преступление, ведь она, во-первых, нарушила основной закон своей страны - закон любви ко всему живому; во-вторых, она изменила завету своего отца «счастье человека в доброте и милосердии».
Каковы последствия поступка Изольды?
- Эти последствия показали принцессе две цапли: «чтение текста».
Что чувствует принцесса после встречи с цаплями?
- Она испытывает ужас, видя последствия своего легкомысленного поступка.
- Она раскаивается в содеянном, переживает за последствия.
- Ужас переполняет её сердце, ужас и тревога за своих близких, за свою семью.
Почему цапли говорят с Изольдой о трагедии с горечью, но без ненависти? Чему они её учат?
- Цапли понимают, что Изольда действовала по недомыслию, что она не знала о последствиях.
- Две грустные, мудрые цапли с большими печальными глазами учат принцессу серьёзному взгляду на жизнь, учат нести ответственность за свои поступки.
Почему Изольда, решив, что всё увиденное - это всего лишь сон, не успокаивается, почему беспокоится за свою семью?
- Она понимает, что зло, принесённое чьим-то семьям, детям, может обернуться злом для её семьи, для её детей.
К кому принцесса обращается за помощью?
- Изольда просит помощи и совета у отца.
- Ей хочется загладить свою вину, исправить ошибку. Мудрый король, переживая проступок дочери, объясняет ей: «чтение текста».
В чём же состоит назначение человека?
- Назначение человека - творить добро.
Как объяснить смысл фразы короля: «И птицы гибнут, и человек унижается»?
- Человек унижается, потому что, убивая птиц, он проявляет жадность, жестокость, равнодушие ко всему, что не касается его самого и его желаний.
Почему Телешов делает добрую и милосердную принцессу преступницей?
В народных сказках на жестокие поступки способны только злые, ленивые, жадные герои. Что заставляет автора поступить вопреки законам сказки?
- Писатель тем самым показал, что даже добрый, доступный человек способен совершить жестокий проступок. Он утверждает, что люди должны нести ответственность за свои поступки.
К какому решению приходит Изольда? Какие уроки она извлекает из случившего?
- Она возвращается к своей семье с желанием совершать добро во имя будущего своего народа: «чтение текста».
IV. Подведение итогов урока.
Чему же научила нас сказка ?
- Любить и ценить всё живое.
- Творить добро.
- Думать о последствиях.
- Не совершать зла.
- Беречь природу и изучать её.
V. Домашнее задание.
Как вы понимаете выражения:
«Жить по совести», «больная совесть», «голос совести», «укоры совести», «заставить замолчать свою совесть», «человек без чести и совести»?
Материал подготовлен
учителем русского языка и литературы
МОУ «Порецкая СОШ» Казаченко Т.И.