
«Сенсорный сарафан»
Цель:
обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста
Программные задачи:
-
Закреплять представления детей о различных свойствах предметов (цвет, форма, величина) Расширять представления о тактильных ощущениях.
-
Упражнять детей в умении различать и называть качество предметов по их фактуре, находить мягкие и твёрдые предметы по образцу и слову воспитателя.
-
При помощи проблемной ситуации создавать положительную мотивацию к выполнению задания.
-
Развивать анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный) Развивать мелкую моторику, внимание.
-
Развивать речь детей, побуждать детей к вступлению в диалог с воспитателем, сказочным персонажем.
-
Создавать условия для открытого и эмоционального выражения детьми своих чувств.
Пособие предназначено:
для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет.
Использование:
Организованная деятельность с детьми, как сюрпризный момент в период адаптации.
«Ранний возраст – золотая пора сенсорного воспитания»
Н.М. Щелованов
Актуальность методической разработки.
Проблема формирования у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов- приобрела в настоящее время особую актуальность. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Органы чувств - это главный источник информации для ребенка раннего возраста. В раннем возрасте важно совершенствовать деятельность органов чувств, через накопление представлений об окружающем мире. На данном этапе это поможет выявить и распознать творческие способности малыша. Развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов. Именно поэтому окружающая предметно-развивающая среда должна быть насыщена предметами, побуждающими детей их обследовать.
Научные подходы к разработке дидактического пособия по сенсорному развитию.
Ощущение и восприятие – первая ступень в познании мира. Сенсорное развитие происходит в тесном единстве с работой по развитию органов чувств и восприятия.
Основная задача сенсорного воспитания – помочь ребёнку накопить представления о цвете, форме, величине предметов, тактильных ощущениях.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, многих видов труда.
Видными представителями дошкольной педагогики и психологии (Я. Коменский, Л.А. Венгер, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Игры и игровые упражнения вносят огромный вклад в сокровищницу сенсорного развития. Современные условия жизни вносят в развивающие игры свои коррективы и способствуют обновлению игр и игровых упражнений: меняется содержание, правила и способы их проведения. Играя, ребёнок развивается. Значит, для развития детей нужны такие игры, в которых ребёнок осваивает что-то новое: новые свойства вещей, новые движения, новые действия с предметами. Всё это требует определённых усилий, но в то же время дарит ребёнку радость открытия и преодоления.
Соответствие содержания заявленной цели.
«Сенсорный сарафан» - дидактическое пособие, которое привлекает ребёнка своей красочностью, необычностью, работа с ним обогащает сенсорный опыт детей раннего возраста, помогает закрепить полученные ранее представления о свойствах предметов, активизирует работу анализаторов.
Элементы сарафана продумывались и изготовлены в строгом соответствии с возрастными особенностями по принципу научности и доступности. Пособие представляет собой сарафан, на котором расположены дидактические игры:
«Бабочка - шуршалка» - развивает тактильные ощущения, слуховое восприятие.
«Гусеничка» - развивает мелкую моторику.
«Цветик – семицветик» - развивает мелкую моторику, помогает закрепить цвета.
«Сюрпризный мешочек» - сюрпризный момент в зависимости от поставленных задач.
«Банты» - развивает мелкую моторику.
«Кармашек – расстегайчик» - развивает тактильные ощущения.
«Цветы на пуговках» - развивает мелкую моторику, тактильные ощущения.
Описание технологии. Получение результата.
«Сенсорный сарафан» предназначен для взаимодействия с детьми раннего возраста от 1 года до 3-х лет. «Сенсорный сарафан» может использоваться как элемент одежды воспитателя, несущий дидактическую нагрузку, так и как самостоятельное пособие. (Фото 1,2) За четыре года использования «Сенсорного сарафана» была разработана технология его использования, представленная в авторских конспектах занятий (Приложение 1, 2)
Возможность тиражирования.
«Сенсорный сарафан» может быть выполнен руками любого педагога или родителя при наличии следующих материалов:
-
Готовый сарафан или 3 метра ткани чёрного цвета;
-
32 пуговицы;
-
0,5 метра двухсторонней самоклейки;
-
2 катушки ниток;
-
1,5 метра отделочной ленты;
-
2 метра тесьмы;
-
2 полиэтиленовых пакета;
-
50 гр. крупы;
-
50 гр. ниток для вязания.
Методика изготовления «Сенсорного сарафана»:
Был взят сарафан однотонного (чёрного) цвета.
На плече на липах располагается «Бабочка-шуршалка», крылышки которой при прикосновении шуршат.
По низу подола пришиты пуговицы, на которые застегиваются цветы красного цвета - «Цветы на пуговках».
С правой стороны пришит «Сюрпризный мешочек» - мешочек сюрпризов и радостей, в котором можно спрятать и сладкую конфету, и мягкую игрушку.
С другой стороны «Кармашек – расстегайчик», за которым спрятаны мешочки (с разными наполнителями – крупа, вата, бумага).
Чуть выше «Гусеничка» - состоит из убывающих кругов зелёного цвета, которые крепятся на липкой ленте.
С левой стороны на уровне талии расположен «Цветик – семицветик» - лепестки разных цветов, которые соответствуют данному возрасту детей.
В центральной части сарафана пришиты «Банты» - длинные широкие ленты, которые легко завязываются в банты, развязываются, тянутся.
Фото 1.
Посмотрите на меня, сарафан надела я.
Бабочка, банты, листочки,
Гусеницы и цветочки-
Игр на нём не сосчитать.
Дети любят в них играть!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа город Волгореченск Костромской области
«Центр развития ребенка - Детский сад №7 «Русалочка»
Конспект комплексного занятия
в первой младшей группе
Тема:
«В поисках пропавших цветов»
Воспитатель: Круглова Светлана Павловна
Цель:
Закрепление ранее полученных знаний и умений детей в игровых ситуациях.
Программные задачи:
Образовательные
Закреплять умение детей составлять картинки, используя блоки Дьенеша.
Закреплять знания детей о цвете, выбирать из четырёх предлагаемых один необходимый.
Закреплять знания детей о количестве предметов словами «один», «много».
Узнавать и называть диких животных, насекомых, птиц в игрушках.
Развивающие
Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы взрослого.
Развивать наглядно-действенное мышление.
Развивать мелкую моторику рук.
Активизировать в речи прилагательные, слова: «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста».
Побуждать детей делать самостоятельный выбор, объясняя его необходимость.
Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Воспитательные
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, интерес к занятию.
Прививать начальные нормы этикета.
Побуждать детей давать элементарную оценку поступкам героев.
Вызвать положительный эмоциональный отклик на стихи.
Предварительная работа.
Игры на развитие мелкой моторики рук: «Сенсорный сарафан», «Расстегайчики», «Прищепки»; игры «Лабиринты»; чтение стихов о животных; танцевальные движения под музыку; рассматривание картинок из серии «Дикие животные», «Насекомые», «Птицы».
Материал.
«Сенсорный сарафан»; строительный материал (кирпичики); канаты; дерево с ульем; прищепки; плоскостные ёлочки; домик лисы; игрушки: лиса, пчёлки, медведь, птичка; блоки Дьенеша; картинки с силуэтами птичек; магнитофон; кассета с записью песни.
Ход занятия
Воспитатель в «Сенсорном сарафане» заходит с детьми в группу, обращают внимание на птичку.
Воспитатель: Смотрите ребята, кто это к нам прилетел? (Ответы детей).
Воспитатель: А что ты, какая грустная? Ребята, вы не знаете, что могло случиться с птичкой? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте спросим у птички, что с ней случилось.
Птичка: Я везде летаю, птенчиков ищу, куда они спрятались, найти их не могу.
Воспитатель: Я, кажется, знаю, где их можно найти. Они спрятались, мы их сейчас найдем.
Воспитатель показывает детям на столах разложенные картинки с силуэтом птичек и на разносах фигуры из набора блоков Дьенеша. Дети собирают, накладывают фигуры на рисунок.
Птичка благодарит детей за помощь и спрашивает.
Птичка: А скажите, это ваш цветочек я нашла на полянке?
Воспитатель: Ребята, что я вижу, что на сарафане нет цветов, куда они могли деться?
Птичка: Когда я искала своих птенцов, то видела, как лиса пробегала по лесу, она несла их и один обронила?
Воспитатель: Что же нам делать? (Ответы детей).
Воспитатель подводит детей к трем дорожкам.
Воспитатель: Посмотрите, перед нами две дорожки и нам необходимо узнать, по какой из них мы сможем добраться до леса, чтоб найти лису.
Воспитатель просит одного из детей, чтобы он обследовал дорожку и сказал, можно по ней идти дальше или нет.
Первая дорожка выложена цветными кирпичиками, в конце дорожки стоит дерево, а на нём улей с пчёлами. Вылетели из дупла пчелы и зажужжали: ж –ж - ж!
-- Там пчелиный рой гудит,
Он, наверное, сердит.
Ты скорее уходи,
А то не миновать беды!
Вторая дорожка, выложенная из канате, была совсем безопасная и все ребята пошли по ней.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами попали в настоящий еловый лес. Кругом ели и чей-то домик. Кто же здесь может жить? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте постучим и посмотрим, кто живет в этом домике.
Дети стучат тихонько по столу. Воспитатель берёт игрушку лисички и показывает детям.
Воспитатель: Лисичка! Тебя - то мы и ищем. Отдай нам наши цветочки. Нам птичка сказала, что видела, что ты унесла наши цветочки.
Лисичка: Я не брала!
Воспитатель: Лисичка, не хорошо обманывать!
Дети грозят пальчиком лисичке: «А-я-я-й! А-я-я-й!»
Лисичка: Не отдам, они мне самой нужны!
Воспитатель: Ребята, мы же знаем волшебное слово «пожалуйста».
Все вместе говорят: Пожалуйста!
Лисичка: Ну ладно, так и быть отдам, но сейчас я занята, с ёлочек осыпались иголочки. Мне их надо собрать!
Воспитатель: Лисичка, ты не переживай. Мы тебе поможем. Давайте, ребята, найдём опавшие с ёлочки иголочки.
Воспитатель: Скажите, а сколько лисичек в лесу? (Ответы детей).
Воспитатель: А сколько ёлочек? (Ответы детей).
Воспитатель: А сколько нас ребят? (Ответы детей).
Воспитатель: Вот видишь, лисичка, нас много, поэтому мы быстро справимся с твоей бедой.
Воспитатель: Ребята, скажите, какого цвета в лесу ёлочки? (Ответы детей).
Воспитатель: Какого же цвета нам нужны будут иголочки? (Ответы детей).
На полянке лежат прищепки четырех цветов (красного, синего, желтого и зелёного). Дети берут прищепки только зелёного цвета и зацепляют их на ёлочках. Воспитатель по необходимости помогает детям. Когда все прищепки зелёного цвета зацеплены на ёлочках, воспитатель ставит ёлочки на ножки и любуется ими.
Воспитатель:Посмотри, лисичка, как красиво стало! Видишь, какие у нас ребята молодцы.
Лисичка: Спасибо вам, ребята! Без вас бы я не справилась. Простите меня, что я взяла ваши цветочки, я больше так не буду.
Лисичка отдает цветочки, дети говорят ей «спасибо».
Воспитатель берёт цветочки, раскладывает на ковре сарафан, дети садятся вокруг и пристегивают цветочки на пуговки.
Когда все цветы пристегнули, воспитатель надевает сарафан и все вместе танцуют танец «Куклы неваляшки».