Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема:

Сезонные изменения в природе осенью.

Интегрированный урок по литературному

чтению и окружающему миру во 2 классе.

Учитель: Габдуллина Фарида Мэлсовна

ЦЕЛИ УРОКА:

  • продолжить изучение сезонных изменений в природе, познакомить учащихся с причиной изменения цвета листвы и ее опадания;

  • дать представление об эпитетах как о выразительном средстве, помогающем создать художественный образ;

  • ознакомить учащихся с литературными и музыкальными произведениями, подвести к осознанию того, что каждое явление природы находит своеобразный отклик в душе человека;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

учебники: «Литературное чтение» (Л. Ефросинина); «Окружающий мир» (Н. Ф.Виноградова); листья липы, клена, тополя, осины, березы; силуэтные фигурки грибов; фонограммы музыкальных произведений П. И. Чайковского «Сентябрь», «Октябрь»; репродукции картин на осеннюю тематику.



Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Ребята, сегодня у нас большой праздник. К нам в гости пришла художница Осень. Класс наш красиво украшен, все сверкает, как золото. Улыбнемся друг другу и начнем урок.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

  1. Подведение итогов экскурсии

  • Какие изменения в природе вы заметили на экскурсии?

  • Как вы думаете, почему опадают листья на деревьях?

  • Листья многих деревьев и кустарников меняют окраску, а затем опадают – происходит листопад. Это связанно с тем, что с наступлением холодов сильно охлаждается земля, а вместе с ней и вода в земле. Холодную воду корни не всасывают, поэтому деревья сбрасывают листву, чтобы спастись от засухи.

  • За какими деревьями мы наблюдали на прогулке?

  1. Игра «Угадай дерево»

Учитель показывает листья липы, клена, тополя, осины, березы. Дети называютдеревья.

- Что вы узнали об этих деревьях на экскурсии?

- Прочитайте, что написано об этих деревьях в наших словариках. (Дети зачитывают описание деревьев.)

- Как называем эти деревья? (Лиственные)

- Почему мы их называем лиственными?

- Когда, в каком месяце начинается листопад?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- А какой месяц идет сейчас?

- Отгадайте загадку.

Все мрачней лицо природы:

Опустели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц нам явился?

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Сегодня мы продолжим знакомиться с осенними изменениями в природе и узнаем, какой прием позволяет писателям и поэтам передать красоту осенней природы в произведениях.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Изучение изменений природы осенью

- Чем осенняя погода отличается от летней?

- Какие изменения в природе вы уже заметили?

- Рассмотрим фотографии с учебника «Окружающий мир» на с. 24-25.

- Какие погодные явления изображены на фотографиях? (Солнечно, пасмурно, ветер.)

  1. Знакомство с описанием осенней природы в стихотворениях, рассказах, музыкальных произведениях

  1. Слушание стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной….»

- В сентябре есть период ясной, солнечной погоды. Кажется, будто лето вернулось. Послушайте, как описывает это время русский поэт Ф. Тютчев.

Учитель читает стихотворение «Есть в осени первоначальной…»



- Какие же слова, отвечающие на вопросы: какая? какое? какие? использует поэт в описании красок природы? Выберите подходящие слова из слов, написанных на доске.

ПЕРВОНОЧАЛЬНАЯ, КОРОТКАЯ, ДИВНАЯ, ХРУСТАЛЬНЫЙ



  1. Слушание легенды о нитях Пресвятой Девы

- Как называют в природе эти первоначальные дни осени? (бабье лето)

- В дни «бабье лето» в воздухе летают серебряные нити паутины.

- Осеннюю паутину называют нитями Пресвятой Девы. Хотите узнать, почему? Послушайте легенду.

ЛЕГЕНДА О НИТЯХ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ

Когда Богородица хотела сшить новорожденному Христу пеленку, нить из ее рук вырвалась и улетела по ветру. Сколько бы Мария не начинала шитье, каждый раз ветер вырывал нить из ее рук. Через 33 года во время распятия Иисуса Христа, когда Богородица рыдала у креста, нити, некогда вырвавшиеся из ее рук, образовали вокруг креста род легкой, но плотной пелены (покрывала). Но Иисус велел им оставить его и лететь прикрывать человеческое горе. С тех пор осенняя паутина носится по свету, прикрывая человеческое горе.

-Какие снимки сделаны во время бабьего лета?

  1. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень»

- Прочитайте, как описывает Е. Трутнева первые дни осени. («Литературное чтение» с. 93)

- Какое слово дает описание платья березы? (Золотое)

  1. Слушание отрывка из пьесы «Сентябрь»

- Идете вы по красивой березовой аллее, а в воздухе звучит музыка.

Звучит отрывок из пьесы «Сентябрь».



  1. Самостоятельное и выборочное чтение отрывка из рассказа Г. Скребицкого

- Любил осень и большой знаток русской природы Г. Скребицкий. Прочитайте отрывок из его рассказа.

- Найдите и прочитайте, какие краски использовала осень, чтобы раскрасить березы, клен и осины.

- Как задумала она одеть «могучий дуб»?

- Какой наряд получили подружки липы?

  1. Знакомство с эпитетами

Это полезно знать

Эпитет[греч. ephiteton «приложение»] – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета.

Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит свое значение, свои признаки.



Например: серебряные коньки, шёлковые кудри.

Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.

Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное – например: «бродяга-ветер», прилагательное – «деревянные часы», наречие или деепричастие: «ты жадно глядишь» или «самолеты несутся, сверкая».

В народном поэтическом творчестве часто используются так называемые постоянный эпитет, переходящий из одного определения в другое, например: красна девица, сине море, зелена трава.

Эпитет является простейшей формой тропа.

Тимофеев Л. И., Венгров Н. П. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М. :Учпедгиз, 1963



- Какие же слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какие? помогли писателям и поэтам описать погоду во время «бабьего лета»? (Ответы детей)

- Ребята, эти слова называются эпитетами. Эпитеты – это слова, которые помогают человеку передать свои впечатления от увиденного. Используя эпитеты, писатели и поэты выделяют свойства и признаки предмета или явления, на которые хотят обратить внимание читателя. Ученные говорят, что эпитет – это художественное определение, которое помогает создать образ.

- Эпитет – это художественное оределение.

  1. Физкультминутка

- Представьте, что вы – осенние листики, которые кружатся в воздухе.

Мы листики осенние

Шуршим, шуршим, шуршим.

(Махи руками перед собой.)



Мы листики осенние

Кружим, кружим, кружим.

(Выпрямляем руки поднятые вверх, повороты вокруг себя.)



И вместе с ветром буйным

Летим, летим, летим.

(Руки в стороны, махи вверх-вниз.)



Ветер стихает и укрывает

Мокрую землю пестрым ковром

(Руки вверх и через стороны вниз, приседание.)



  1. Слушание пьесы П. И. Чайковского «Октябрь»

- Когда заканчивается «бабье лето», погода существенно меняется.

- Какая погода стоит у нас сейчас? (Часто идут дожди, на улице – лужи, грязь и слякоть, холодно.)

- В такую слякоть не хочется выходить на улицу. Да и погода не способствует хорошему настроению.

- Послушайте, как передал свое настроение П. И. Чайковский.

Слушание пьесы П. И. Чайковского «Октябрь»



- Какое настроение у вас создалось после прослушивания пьесы.

  1. Слушание и чтение стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

- Такое же настроение от осенней погоды было у поэтов, и они передали нам его в своих стихах.

Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» подготовленным учеником.



- Прочитайте стихотворение про себя и найдите, какие эпитеты, рисующую погоду поздней осени, использует Пушкин. (Таинственная, печальным, скучная.)

- Как называются эти слова?

  1. Последняя осенняя «прогулка»

- Почему же, несмотря на плохую погоду, мы радуемся осени?

(Осенняя природа красива. Осенью мы собираем плоды природы. Осень – это еще и праздник урожая. Поэтому у нас хорошее настроение. Мы радуемся результатам своего труда. Вот почему, несмотря на плохую погоду, люди рады приходу осени.)



- Какие осенние подарки могут нас ждать в осеннем лесу?

- Какие грибы мы соберем в осеннем лесу?

Дети называют грибы, изображение которых демонстрирует учитель.



- Почему один гриб остался? (Он ядовитый)

- Давайте еще раз полюбуемся картинами осени, подробным по засыпанным листьями дорожкам, попрощаемся с осенью до следующего года.

Дети проходят по классу, рассматривают картины, делятся впечатлениями.



  1. ИТОГ УРОКА

- Как изменяется природа осенью?

- Какие изменения происходят в жизни растений и животных?

- Кто описывал в своих произведениях картины осени? (Писатели, поэты, художники, композиторы)

- Какие слова они для этого использовали?

- Как называются эти слова?

Сезонные изменения в природе осенью

«Литературное чтение» (Л. Ефросинина); «Окружающий мир» (Н. Ф. Виноградова); листья липы, клена, тополя, осины, березы; силуэтные фигурки грибов; фонограммы музыкальных произведени

63.21kb.

18 12 2014
1 стр.


«Сезонные изменения в природе»

Осенняя экскурсия в парк по окружающему миру (технология гсо) 3 класс

52.01kb.

18 12 2014
1 стр.


Урок по теме. Цели. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме

68.25kb.

16 09 2014
1 стр.


Тематическое планирование по теме: «Деревья и кустарники осенью»

Цель: Обобщение и систематизация представлений у детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев и кустарников осенью

94.12kb.

16 09 2014
1 стр.


Что растет на грядке?

Осенью созревает урожай. И люди, и звери делают запасы на зиму. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и узнаем, что выросло осенью на огороде

44.98kb.

14 09 2014
1 стр.


Пресс – клуб «АС» представляет Любовь! Как много в этом звуке!

Особенно сейчас, весной. А почему именно весной? А не осенью, зимой или летом? А, наверное. Потому, что весна пора обновления, пробуждения от глубокого сна. Как и природе, человеку

35.81kb.

25 12 2014
1 стр.


Уход за малиной осенью

В этом случае существует угроза вымерзания цветочных почек на тех побегах, которые находятся выше снежного укрытия. Слабые побеги малины осенью нужно полностью вырезать. Перед тем

19.49kb.

01 09 2014
1 стр.


«Зимние изменения в природе»

Оборудование: картина «Зима», книги со стихами русских поэтов, картинки с изображением птиц и диких зверей, записи произведений П. И. Чайковского «Времена года», реквизит для кукол

93.53kb.

12 10 2014
1 стр.