Тема:
Сезонные изменения в природе осенью.
Интегрированный урок по литературному
чтению и окружающему миру во 2 классе.
Учитель: Габдуллина Фарида Мэлсовна
ЦЕЛИ УРОКА:
-
продолжить изучение сезонных изменений в природе, познакомить учащихся с причиной изменения цвета листвы и ее опадания;
-
дать представление об эпитетах как о выразительном средстве, помогающем создать художественный образ;
-
ознакомить учащихся с литературными и музыкальными произведениями, подвести к осознанию того, что каждое явление природы находит своеобразный отклик в душе человека;
-
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;
-
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
учебники: «Литературное чтение» (Л. Ефросинина); «Окружающий мир» (Н. Ф.Виноградова); листья липы, клена, тополя, осины, березы; силуэтные фигурки грибов; фонограммы музыкальных произведений П. И. Чайковского «Сентябрь», «Октябрь»; репродукции картин на осеннюю тематику.
Ход урока
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Ребята, сегодня у нас большой праздник. К нам в гости пришла художница Осень. Класс наш красиво украшен, все сверкает, как золото. Улыбнемся друг другу и начнем урок.
-
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
-
Подведение итогов экскурсии
-
Какие изменения в природе вы заметили на экскурсии?
-
Как вы думаете, почему опадают листья на деревьях?
-
Листья многих деревьев и кустарников меняют окраску, а затем опадают – происходит листопад. Это связанно с тем, что с наступлением холодов сильно охлаждается земля, а вместе с ней и вода в земле. Холодную воду корни не всасывают, поэтому деревья сбрасывают листву, чтобы спастись от засухи.
-
За какими деревьями мы наблюдали на прогулке?
-
Игра «Угадай дерево»
Учитель показывает листья липы, клена, тополя, осины, березы. Дети называютдеревья.
- Что вы узнали об этих деревьях на экскурсии?
- Прочитайте, что написано об этих деревьях в наших словариках. (Дети зачитывают описание деревьев.)
- Как называем эти деревья? (Лиственные)
- Почему мы их называем лиственными?
- Когда, в каком месяце начинается листопад?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- А какой месяц идет сейчас?
- Отгадайте загадку.
Все мрачней лицо природы:
Опустели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц нам явился?
-
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы продолжим знакомиться с осенними изменениями в природе и узнаем, какой прием позволяет писателям и поэтам передать красоту осенней природы в произведениях.
-
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
-
Изучение изменений природы осенью
- Чем осенняя погода отличается от летней?
- Какие изменения в природе вы уже заметили?
- Рассмотрим фотографии с учебника «Окружающий мир» на с. 24-25.
- Какие погодные явления изображены на фотографиях? (Солнечно, пасмурно, ветер.)
-
Знакомство с описанием осенней природы в стихотворениях, рассказах, музыкальных произведениях
-
Слушание стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной….»
- В сентябре есть период ясной, солнечной погоды. Кажется, будто лето вернулось. Послушайте, как описывает это время русский поэт Ф. Тютчев.
Учитель читает стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
- Какие же слова, отвечающие на вопросы: какая? какое? какие? использует поэт в описании красок природы? Выберите подходящие слова из слов, написанных на доске.
ПЕРВОНОЧАЛЬНАЯ, КОРОТКАЯ, ДИВНАЯ, ХРУСТАЛЬНЫЙ
-
Слушание легенды о нитях Пресвятой Девы
- Как называют в природе эти первоначальные дни осени? (бабье лето)
- В дни «бабье лето» в воздухе летают серебряные нити паутины.
- Осеннюю паутину называют нитями Пресвятой Девы. Хотите узнать, почему? Послушайте легенду.
ЛЕГЕНДА О НИТЯХ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ
Когда Богородица хотела сшить новорожденному Христу пеленку, нить из ее рук вырвалась и улетела по ветру. Сколько бы Мария не начинала шитье, каждый раз ветер вырывал нить из ее рук. Через 33 года во время распятия Иисуса Христа, когда Богородица рыдала у креста, нити, некогда вырвавшиеся из ее рук, образовали вокруг креста род легкой, но плотной пелены (покрывала). Но Иисус велел им оставить его и лететь прикрывать человеческое горе. С тех пор осенняя паутина носится по свету, прикрывая человеческое горе.
-Какие снимки сделаны во время бабьего лета?
-
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень»
- Прочитайте, как описывает Е. Трутнева первые дни осени. («Литературное чтение» с. 93)
- Какое слово дает описание платья березы? (Золотое)
-
Слушание отрывка из пьесы «Сентябрь»
- Идете вы по красивой березовой аллее, а в воздухе звучит музыка.
Звучит отрывок из пьесы «Сентябрь».
-
Самостоятельное и выборочное чтение отрывка из рассказа Г. Скребицкого
- Любил осень и большой знаток русской природы Г. Скребицкий. Прочитайте отрывок из его рассказа.
- Найдите и прочитайте, какие краски использовала осень, чтобы раскрасить березы, клен и осины.
- Как задумала она одеть «могучий дуб»?
- Какой наряд получили подружки липы?
-
Знакомство с эпитетами
Это полезно знать
Эпитет[греч. ephiteton «приложение»] – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета.
Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит свое значение, свои признаки.
Например: серебряные коньки, шёлковые кудри.
Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.
Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное – например: «бродяга-ветер», прилагательное – «деревянные часы», наречие или деепричастие: «ты жадно глядишь» или «самолеты несутся, сверкая».
В народном поэтическом творчестве часто используются так называемые постоянный эпитет, переходящий из одного определения в другое, например: красна девица, сине море, зелена трава.
Эпитет является простейшей формой тропа.
Тимофеев Л. И., Венгров Н. П. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М. :Учпедгиз, 1963
- Какие же слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какие? помогли писателям и поэтам описать погоду во время «бабьего лета»? (Ответы детей)
- Ребята, эти слова называются эпитетами. Эпитеты – это слова, которые помогают человеку передать свои впечатления от увиденного. Используя эпитеты, писатели и поэты выделяют свойства и признаки предмета или явления, на которые хотят обратить внимание читателя. Ученные говорят, что эпитет – это художественное определение, которое помогает создать образ.
- Эпитет – это художественное оределение.
-
Физкультминутка
- Представьте, что вы – осенние листики, которые кружатся в воздухе.
Мы листики осенние
Шуршим, шуршим, шуршим.
(Махи руками перед собой.)
Мы листики осенние
Кружим, кружим, кружим.
(Выпрямляем руки поднятые вверх, повороты вокруг себя.)
И вместе с ветром буйным
Летим, летим, летим.
(Руки в стороны, махи вверх-вниз.)
Ветер стихает и укрывает
Мокрую землю пестрым ковром
(Руки вверх и через стороны вниз, приседание.)
-
Слушание пьесы П. И. Чайковского «Октябрь»
- Когда заканчивается «бабье лето», погода существенно меняется.
- Какая погода стоит у нас сейчас? (Часто идут дожди, на улице – лужи, грязь и слякоть, холодно.)
- В такую слякоть не хочется выходить на улицу. Да и погода не способствует хорошему настроению.
- Послушайте, как передал свое настроение П. И. Чайковский.
Слушание пьесы П. И. Чайковского «Октябрь»
- Какое настроение у вас создалось после прослушивания пьесы.
-
Слушание и чтение стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
- Такое же настроение от осенней погоды было у поэтов, и они передали нам его в своих стихах.
Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» подготовленным учеником.
- Прочитайте стихотворение про себя и найдите, какие эпитеты, рисующую погоду поздней осени, использует Пушкин. (Таинственная, печальным, скучная.)
- Как называются эти слова?
-
Последняя осенняя «прогулка»
- Почему же, несмотря на плохую погоду, мы радуемся осени?
(Осенняя природа красива. Осенью мы собираем плоды природы. Осень – это еще и праздник урожая. Поэтому у нас хорошее настроение. Мы радуемся результатам своего труда. Вот почему, несмотря на плохую погоду, люди рады приходу осени.)
- Какие осенние подарки могут нас ждать в осеннем лесу?
- Какие грибы мы соберем в осеннем лесу?
Дети называют грибы, изображение которых демонстрирует учитель.
- Почему один гриб остался? (Он ядовитый)
- Давайте еще раз полюбуемся картинами осени, подробным по засыпанным листьями дорожкам, попрощаемся с осенью до следующего года.
Дети проходят по классу, рассматривают картины, делятся впечатлениями.
-
ИТОГ УРОКА
- Как изменяется природа осенью?
- Какие изменения происходят в жизни растений и животных?
- Кто описывал в своих произведениях картины осени? (Писатели, поэты, художники, композиторы)
- Какие слова они для этого использовали?
- Как называются эти слова?