Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 12страница 13страница 14страница 15

8.2. РАССЕЛЕНИЕ


Важной стратегической задачей градостроительного развития Киреевского района является дальнейшее совершенствование системы расселения, которое:

  • позволит смягчить существующие диспропорции и деформации в каркасе расселения;

  • даст возможность улучшить условия для комфортного проживания и всестороннего развития человека;

  • создаст условия, которые смогут активно способствовать наиболее эффективному развитию и размещению производительных сил.

Для выявления особенностей формирования и тенденции развития системы расселения в работе был выполнен ретроспективный анализ системы расселения, на территории Киреевского района.

В концептуальной части работы рассмотрены стратегические задачи по:



  • иерархии систем расселения;

  • иерархии центров по роли в системе расселения;

  • дальнейшему развитию и совершенствованию сложившихся систем расселения разного уровня с акцентом на всемерное развитие групповых и местных систем расселения;

  • выбору направления развития населенных мест.

В данном разделе применяется следующий понятийный аппарат:

1. Расселение понимается как:



  • комплексная, взаимоувязанная система пространственно-территориального размещения сети городов и других населенных пунктов;

  • процесс и итог распределения населения по территории и ее отдельным элементам (муниципальным образованиям, населенным пунктам);

  • территориальная организация населения, выступающего как объект и как субъект производственной деятельности.

2. Под системами расселения подразумеваются целенаправленно формируемые группы городских и сельских населенных пунктов различной величины и хозяйственного профиля, объединенные развитыми (в соответствии с данным территориальным уровнем) территориально-производственными связями, инженерной инфраструктурой, единой сетью общественных центров социально-культурного обслуживания и мест массового отдыха людей.

3. Агломерация – территориально – экономическая интеграция групп плотно расположенных и функционально связанных населенных мест, различных по величине и хозяйственному профилю. Это самая развитая локальная система поселений, интеграционные процессы в которой основаны на производственно- технологических, трудовых межселенных связях, образовании и отдыхе населения в суточно – недельном цикле его жизнедеятельности.



Существующее положение. На современном этапе развития демографической, экономической и градостроительной ситуации на территории района сформировалась достаточно сложная система расселения.

Говоря о системе расселения в Тульской области, следует иметь в виду, что она является лишь звеном областной системы и частью системы межрегиональной, которая включает в себя ряд других районов. При этом необходимо принимать во внимание близость Москвы, которая во многом определяет направленность внешних связей и формирование системы расселения района и Тульской области. Данный проект не ставит целью изучение этого ранга систем, так как это выходит за пределы разработки схемы территориального планирования субъекта Тульской области – района.

Решение вопросов расселения имеет свою специфику, которая обусловлена характерными особенностями территории.

Городское расселение, сельское расселение. В настоящее время расселение Киреевского района представлено как городской, так и сельской системами.

Сеть городских и сельских населенных мест формирует соответственно городское и сельское расселение района, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.

Городскую поселенческую сеть формируют 3 города: г.г. Киреевск, Болохово, Липки различных по категории и статусу и 2 рабочих поселока: р.п. Бородинский, Шварцевский.

Сельская поселенческая сеть весьма дисперсная и представлена 179 населенными пунктами. Средняя людность одного сельского поселения по району составляет 112 человека, что в целом выше, чем по Тульской области (92 чел.) и ниже чем по ЦФО (141 чел.) и РФ (272 чел.).



Основные характеристики городской поселенческой сети на сегодня следующие:

  • относительная равномерность распределения по территории района: значительная концентрация в центральной и западной части района;

  • значительные диспропорции в размерах поселений: г.Киреевск г. Болохово и г. Липки – концентрируют 58,6% всего населения района;

  • устойчивость городских поселений благодаря наличию многофункциональной экономической базы;

Основные характеристики сельской поселенческой сети на сегодня следующие:

  • тоже относительная равномерность в распределении по территории района;

  • размещение приурочено к природным и транспортным коридорам;

  • сосредоточение наиболее крупных сельских населенных пунктов вокруг городов;

Существенное влияние на дальнейшую трансформацию системы сельского расселения в районе (как и в других районах Тульской области) оказывает изменение социально-экономической организации страны. Произошедший распад большинства колхозов и совхозов, практически ликвидировавший прежние производственные функции поселений, - центральные усадьбы, усадьбы отделений, поселения при фермах, принципиально изменил направления трудовых тяготений в сельской местности. Это является одной из важных причин изменения значимости этих поселений и, соответственно, изменения численности населения в них.

Историческая ретроспектива. Для того, чтобы понять причины таких особенностей и спрогнозировать вероятный вариант или варианты развития расселения района, необходимо в первую очередь обратиться к исторической ретроспективе.

Тульский край имеет древнюю и богатую историю. Находясь почти в самом центре России, в далеком прошлом он не раз становился ареной столкновения племен и государств, взаимодействия этносов. В последние века I тысячелетия на этой территории сошлись потоки расселения славян-вятичей, финно-угров и балтов. Ранее здесь заканчивались маршруты кочевий сарматов, а в VIII-X веках проходила северная граница Великого Хазарского каганата, которому вятичи платили дань.

Первое упоминание о Туле и ряде других населенных пунктов относится к 1146 году. Именно здесь, на Куликовском поле, в 1380 году было остановлено самое крупное нашествие татар на поднимавшуюся Московскую Русь. Отсюда началось возрождение и становление государства. Когда границы Московского государства от Оки сместились к югу, Тула оказалась во главе крепостей пограничной линии, проходившей по реке Уле. Для упрочения опасного рубежа в 1521-1566гг. был осуществлен крупнейший военно-инженерный проект – сооружена Большая Засечная черта. Под защитой Засечной черты и крепостных гарнизонов в опустевшем краю вновь стали селиться люди. Многие деревни и села нынешней Тульской области ведут свою историю с той поры.

В начале XIII века край впервые оказался своеобразным полигоном для западноевропейских инвестиций. Вокруг Тулы были найдены в изобилии железная руда и бурые угли близкого залегания, что дало возможность стать Туле одним из центров русской металлургии и металлообработки. В 1712 году по указу Петра I в Туле был основан первый в России государственный оружейный завод.

В 1777г. рядом указов императрицы Екатерины II была создана Тульская губерния, в составе которой было 12 уездов. В 1937 году образована Тульская область, в которую вошли 38 районов. В 1944 году часть территории была выделена во вновь образованную Калужскую область, а в 1957 году к Тульской области присоединены четыре района из Московской области.

Таким образом, выделяются следующие факторы формирования современного расселения Тульской области и Киреевскогот района, как неотъемлемой части области:



    • географическое положение;

    • исторические предпосылки;

    • наличие и размещение сырьевых ресурсов, как базы для развития промышленного производства;

    • территориальное размещение промышленного и агропромышленного комплексов;

    • наличие и развитость транспортных связей.

Специфика расселения.

Анализ взаиморасположения населенных мест разного вида, а также функциональных связей между ними определяют форму расселения Киреевского района как групповую. Данная форма расселения более прогрессивна, так как на основе объединения производственных и трудовых ресурсов, а также организации межселенных систем культурно-бытового обслуживания и отдыха населения создаются наиболее благоприятные условия для повышения эффективности в решении основных задач расселения.

Групповая форма расселения является базой для формирования и дальнейшего развития систем расселения разного ранга. Основой выделения систем в данном проекте является сеть административно – территориальных единиц и их центров.

Каркас расселения. Каркас расселения района, как указывалось выше, представлен линейными элементами – основными транспортными магистралями, вдоль которых сформировались оси расселения, и узловыми элементами, которыми в данном случае выступают городские поселения.

Исторически расселение района приурочено в основном к развитой транспортной сети, как района, так и области.



Проектные предложения

Основной задачей дальнейшего регулирования развития сложившейся системы расселения является закрепление и совершенствование единой сети существующей в районе тесно взаимосвязанных городских и сельских населенных мест различной величины и хозяйственного профиля, объединенных связями, общей транспортной и инженерной инфраструктурой, единой сетью центров расселения и культурно-бытового обслуживания, местами и учреждениями отдыха.

Реализация этой задачи может быть осуществлена на основе стабилизации и упорядочения, а также дальнейшего совершенствования систем расселения через воздействие на центры и подцентры систем, с помощью размещения в них градообразующих объектов, развития транспортных коммуникаций для доступности сельских населенных мест, совершенствования иерархических систем социального культурно-бытового обслуживания и мест отдыха населения.

Проектными предложениями предусматривается совершенствование опорной сети поселений, повышение уровня урбанизации, улучшение среды обитания за счет формирования районной и локальной (местной) систем расселения с соответствующей иерархией центров.

Структура систем расселения выделяется в пределах административных границ и представляется следующим образом:

Иерархия

систем


Центр системы

Районы

I.Районные

Центры одноименных муниципальных районов

Одноименные муниципальные районы

II.Местные (локальные)

Центры МО сельских поселений

Входящие в состав МО сельского поселения населенные пункты в границах МО

Системы расселения

Районные системы: формируются в пределах административных границ Киреевского муниципального района.

Местные (локальные) системы: формируются в пределах административных границ одноименных муниципальных образований сельских поселений и определяются при разработке схемы территориального планирования муниципальных районов.

Иерархия центров в системе расселения

1. Районный центр – центр муниципального района Киреевск, на основе которого формируется система местных (локальных) центров.

2. Местный (локальный) центр – центры МО сельских поселений.

Предусматривается совершенствование и развитие региональной системы расселения путем:



  • укрепления, усиления ядра системы расселения;

  • дальнейшего развития экономической базы, объектов социальной сферы административных центров муниципальных районов;

  • совершенствования транспортной сети: реконструкции и модернизации железных и автомобильных дорог, строительства новых автомобильных дорог;

  • преобразования сельских населенных пунктов с уровнем комфорта сопоставимым с городским, но сельской спецификой.

8.3. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ.

Градостроительное зонирование территории является одним из главных результатов разработки Схемы территориального планирования. Это – инструмент регулирования территориального развития района, где определяется состав функциональных зон, их границы, режимы (регламенты) использования территории.

Установление функциональных зон Киреевского района является одним из базовых документов для разработки Проектного плана – основного чертежа «Схемы территориального планирования Киреевсого района».

Функциональная зона – это территория в определенных границах, с однородным функциональным назначением и соответствующими ему регламентами использования. Функциональное назначение территории понимается как преимущественный вид деятельности, для которого предназначена территория.

Задачами установления функциональных зон территории являются:


  • определение типологии и количества функциональных зон, подлежащих выделению на территории данного района;

  • привязка определенных типов функциональных зон к конкретным элементам территории и формирование ее перспективного функционального зонирования;

  • разработка рекомендаций по оптимизации режима использования территорий в пределах функциональных зон разного типа.

Утвержденные, в соответствующем порядке, функциональные зоны, являются одним из регламентов правоотношений в градостроительстве, природопользовании, пользовании землей и иной недвижимостью.

Основными принципами предлагаемого градостроительного зонирования территории являются:

  • территориальное ограничение развития функциональных зон;

  • развитие рекреационных территорий и формирование новых;

  • сохранение и развитие особо охраняемых территорий: заповедников, заказников, памятников природы;

  • упорядочение функциональной структуры территории.

Функциональное градостроительное зонирование на уровне района предполагает выделение зон приоритетного функционального использования с учетом следующих факторов:

  • современного использования территории;

  • концепции пространственного развития района;

  • положения территории в планировочной структуре района, ее частей относительно наиболее значимых поселений, а также градостроительной ценности территории;

  • градостроительных ограничений использования, определяемых следующими аспектами природного и техногенного характера:

      • ограничения по базовым функциональным признакам;

      • ограничения, связанные с историко-культурной средой;

      • неблагоприятные инженерно-геологические и прочие природные условия и явления (карсты, суффозии, подтопления);

      • транспортно-коммуникационные ограничения;

      • эколого-гигиенические ограничения.

По характеру преимущественной хозяйственной деятельности выделяются 3 основных типа функциональных зон (См.черт. «Ограничения использования территорий, функциональные зоны»).

1. Зоны интенсивного хозяйственного и градостроительного освоения (использования) и максимально допустимого искусственного преобразования природной среды, в том числе подзоны:



  • повышенной градостроительной ценности;

  • селитебные территории;

  • промышленные, коммунально-складские.

2. Зоны экстенсивного градостроительного освоения окружающей природной среды, в том числе подзоны:

  • преимущественного развития сельского хозяйства, в том числе:

      • интенсивного развития садоводства;

      • возможные зоны размещения свиноводческих комплексов, КРС.

  • интенсивной сельскохозяйственной деятельности.

Эта территория, на которой преобладают земли преимущественного сельскохозяйственного назначения для производства товарной сельскохозяйственной продукции и размещения предприятий по ее переработке. Здесь предполагается первоочередное восстановление объектов АПК.

Зона, охватывающая территории аграрного производства, с разреженной сетью малых городских поселений, сельских районных центров, ориентированных, в основном, на переработку сельскохозяйственного сырья и сервисное обслуживание аграрных производств.

3. Зоны ограниченного хозяйственного освоения и максимально сохраняемой природной среды:


  • особо охраняемые природные территории, включающие в себя территории заповедников, заказников, памятников природы;

  • территории, на которых расположены исторические памятники и сооружения;

  • парковые.

Особое место в зонировании территории принадлежит территориям с регламентируемой хозяйственной деятельностью (зоны с особыми условиями использования территории) (см. чертеж «Ограничения использования территорий, функциональные зоны»).

В эту категорию включены:



  • зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

  • территории с возможным радиоактивным загрязнением в результате аварии на ЧАЭС;

  • зоны санитарной вредности от крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий;

  • территории садов, болот, месторождений полезных ископаемых;- территории с нарушенной геологической средой (карсты, оползни, просадочные грунты);- территории, подверженные 1% паводковому затоплению;

  • территории, по которым проходят аварийноопасные объекты – магистральные газонефтепроводы, ВЛ;

  • водоохранные зоны.

Градостроительное (функциональное) зонирование разработано на основе Концепции планировочной организации территории, где выявлены границы и предложен режим хозяйственной деятельности в пределах главных зон ограничений экологического каркаса (водоохранных зонах, заповедников, заказников на особо ценных рекреационных угодьях и сельскохозяйственных землях и т. п.).

Зонирование территории района обеспечивает:



  • благоприятную среду жизнедеятельности;

  • предотвращает чрезмерную концентрацию населения, и производства;

  • защиту территории от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • охрану окружающей среды;

  • охрану природных ландшафтов и территорий объектов культурного наследия;

  • охрану сельскохозяйственных и рекреационных территорий.

Зонирование учитывает неоднородность территории и осуществляется по следующим условиям:

  • инженерно-геологическим;

  • природно-экологическим;

  • санитарно-гигиеническим;

  • проживанию населения и его хозяйственной деятельности.

Зонирование произведено в соответствии с общей территориальной структурой производства и расселения, природно-экологического каркаса района, характером размещения и режимом особо охраняемых природных территорий и др.

Для четкого выявления функциональной специализации территории района, проведено ее функциональное макрозонирование, которое сложилось из следующих типов территорий:



  • кардинально преобразованные человеком городские и сельские поселения, районы открытой добычи полезных ископаемых, территории транспортно-инженерных коммуникаций;

  • умеренно измененных хозяйственной деятельностью (сельскохозяйственные угодья, небольшие участки эксплуатируемых лесных массивов);

  • практически не нарушенных деятельностью человека – открытые пространства, охраняемые природные территории: заповедники, заказники.

Величина функциональных зон установлена на основе результатов комплексной оценки территории и анализа социально-экономической ситуации.

Размещение функциональных зон, их конфигурация, определены на основе перспективной планировочной структуры района в соответствии с конкретным размещением основных и второстепенных планировочных элементов.

Комплексный анализ природных условий района, ее территориальных ресурсов и направлений хозяйственного развития, позволяет выделить ряд ареалов с учетом интенсивности хозяйственного освоения и преимущественного вида хозяйственного использования.

На основе изучения природно-географических и хозяйственных особенностей территории Киреевского района, а также заложенных в экономической гипотезе развития района перспектив развития производительных сил на проектный срок и более далекую перспективу, определены количество и номенклатура функциональных зон территории.

В результате градостроительного зонирования вся проектируемая территория района делится на отдельные участки с рекомендуемыми для них различными видами и режимами хозяйственного использовании.

Проектное градостроительное зонирование территории опирается на современную территориальную структуру, элементами которой являются:



  • урбанизированная территория центральной части области;

  • территории сельскохозяйственного назначения;

  • территории охраняемого ландшафта и рекреационного использования.

Проектные предложения по градостроительному зонированию, дальнейшему формированию планировочной структуры и развитию ее центров, представлены на чертежах «Ограничения использования территорий, функциональные зоны».

На следующих стадиях проектирования в границах выделенных основных функциональных зон целесообразно осуществить более подробное зонирование территории района уточнить режим регулирования хозяйственной деятельности и наметить конкретные мероприятия по трансформации землепользования



Градостроительное зонирование территории, в пределах проектного срока, получит дальнейшее развитие и совершенствование.


<предыдущая страница


Схемы территориального планирования муниципального образования киреевский район тульской области «материалы по обоснованию проекта»

Государственного унитарного предприятия Тульской области архитектурно-проектным бюро градостроительного кадастра и землепользования

3705.88kb.

12 10 2014
15 стр.


«надир» Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования Верховского муниципального района Орловской области часть 2

Заказчик: Администрация муниципального образования «Верховский район Орловской области»

1023.06kb.

10 10 2014
8 стр.


Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, «уралаэрогеодезия»

Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования Варгашинского муниципального района Курганской области

3482.61kb.

11 10 2014
19 стр.


«надир» Описание обоснований проекта схемы территориального планирования Верховского муниципального района Орловской области часть 1

Заказчик: Администрация муниципального образования «Верховский район Орловской области»

6439.44kb.

02 10 2014
26 стр.


Схема территориального планирования новгородской области

Схема территориального планирования состоит из Положений о территориальном планировании и соответствующих карт (схем), а также содержит материалы по обоснованию проекта

1033.82kb.

10 10 2014
8 стр.


Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планированиия новоусманского муниципального района

Государственное унитарное предприятие Воронежской области «Нормативно-проектный центр»

6239.82kb.

30 09 2014
30 стр.


Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, «уралаэрогеодезия»

Пояснительная записка. Материалы по обоснованию проекта Схемы территориального планирования Варгашинского района. Том 1

811.79kb.

11 10 2014
5 стр.


Техническое задание на выполнение работ по подготовке проекта схемы территориального планирования Воробьевского муниципального района Воронежской области
5610.56kb.

16 12 2014
32 стр.