Тип школьных трудностей
|
Возможные психологические причины
|
1
|
2
|
Невозможность формирования навыка письма
|
Дисграфия (теменные области левого и правого полушарий)
|
Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений
|
Недостаточное развитие зрительного восприятия и анализа
|
Трудности при формировании зрительного образа-представления букв
|
Недостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия. Недостатки методики обучения (механическое копирование букв). Форсирование темпа обучения (раннее начало обучения письиу)
|
Трудности при формировании правильной траектории строки при
письме
|
Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координации, зрительной памяти. Недостатки методики обучения. Форсирование темпа обучения
|
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки
|
Недостаточная сформированность тонкой моторики руки, зрительно-моторной координации и пространственных представлений
|
Затруднения при написании закруглённых деталей букв и цифр
|
Недостаточная сформированность мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительных образов букв
|
Неспособность списывания букв,неустойчивый и неровный почерк (различная высота и протяжённость букв, разнонаклонные буквы, сильный нажим), тремор, искажение формы букв
|
Недостаточная сформированность зрительно-моторных координации, тонкой моторики руки; нарушение тонуса мышц руки. Нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки). Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв. Функциональное напряжение и переутомление. Недостатки методики обучения. Форсирование темпа обучения
|
Пространственные ошибки (вертикальные, горизонтальные) в расположении букв (зеркальное письмо)
|
Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия (теменная и затылочная области левого полушария, срединные отделы, межполушарное взаимодействие). Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв
|
Замена букв, прописывание лишних элементов букв и штрихов; недописывание букв; персеверация написанных букв, слов и фраз
|
Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности концентрации внимания. Инертность элементов двигательных стереотипов (лобная область левого полушария). Недостатки методики обучения (форсирование навыка чтению должно предшествовать формированию навыка письму). Форсирование темпа обучения
|
Ошибки при письме (пропуск букв; недописывание букв и слогов; замены согласных букв, близких по звучанию (з-с, б-п, д-т и т.д.); неумение использовать правила при письме (не разделяет предложения точкой, сливает слова с предлогами)
|
Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа и фонетико-фонематического восприятия. Трудности концентрации внимания. Низкая работоспособность. Слишком быстрый темп письма. Нарушение сенсорной функции речи (височная область левого полушария). Форсирование темпа обучения
|
Замена букв по артикуляторному типу
(д-л-н, б-м и т.д.)
|
Недостаточная сформированность кинестетической основы речи (теменные области левого и правого полушарий)
|
Замена букв по пространственному сходству (с-е, и-п, н-п и т.д.)
|
Недостаточная сформированность анализа зрительно-пространственных отношений
|
Пропуск гласных букв
|
Недостаточная сформированность анализа гласных звуков (лобная и височная доли правого полушария)
|
Сращивание и расщепление слов, слитное написание с предлогами, раздельное написание приставок (прилетели - при летели)
|
Недостаточная сформированность вербального анализа, зрительного анаплиза и синтеза, пространственных отношений
|
Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую (ошибки при письме под диктовку)
|
Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, фонетико-фонематического восприятия. Отсутствие прочных связей между звуковым и зрительным образами слов. Слишком быстрый темп письма
|
Ошибки при списывании с учебника (доски) в тетрадь (например, мёд-миот)
|
Недостаточная сформированность зрительно-моторной координации, зрительной памяти, зрительного восприятия, произвольного внимания. Недостатки методики обучения
|
Медленный темп письма
|
Недостаточная сформированность зрительно-моторной координации, мелкой моторики руки, произвольного управления движениями, звукобуквенный анализ. Медленный темп индивидуал!, деятельности
|