Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Описание опыта работы

Тема:


«Применение технологии проблемного обучения при формировании лексических и грамматических навыков на уроках татарского языка и литературы»

Назипова Гульнара Сабирзяновна,

учитель татарского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения»

г. Казань, Ново-Савиновский район

2013 год


Содержание

Актуальность………………………………………………….3

Цели и задачи…………………………………………………3

Теоретическое обоснование…………………………………4

Описание опыта………………………………………………5

Результативность…………………………………………….6



Актуальность

Язык – душа народа. Это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое восприятие окружающей действительности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень.
Родной язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, эстетическими ценностями, приобщается к сокровищам мировой литературы, выражает свои мысли. Язык вводит ребенка в общественную жизнь, развивает коммуникативную компетентность. 

Меня, как учителя родного языка, постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения. 

Цели и задачи

Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайности, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. При этом можно выделить следующие задачи:

1. Формирование творческого мышления;

2. Развитие у учащихся практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала;

3. Формирование навыков самостоятельной, логической переработки информации;

4. Развитие творческой личности.


Теоретическое обоснование

Как известно, технология проблемного обучения способствует развитию образной и логической памяти, направлено на формирование навыков самостоятельной, логической переработки информации, на развитие творческой активности, что является наиболее актуальным, обоснованным и отвечающим современным требованиям. Направленность педагогических взаимодействий на учет и развитие возрастных и индивидуальных особенностей учащегося, закономерностей его умственного развития, при постоянном обращении к поддержке его внутренних сил, способствуют развитию творческой личности. Проблемный тип обучения предусматривает создание всех необходимых условий для того, чтобы обучение не замыкалось, не задерживалось на уже сформированном интеллектуальном уровне ученика, а вызывало те интеллектуальные свойства, мотивы, мысли, чувства, которые еще отсутствуют, но для их развития имеются необходимые предпосылки. Таким образом, проблемное обучение – это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе решения таких задач учащимися в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. Что касается применения данной технологии на уроках татарского языка и литературы, то могу уверять, что различные элементы ее соответствуют развитию всех видов учебной деятельности. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют определения понятий, правила или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации, тем самым, пытаясь решить поставленную перед ними учителем проблему. Например, на уроке татарского языка в 5 классе по теме «Сингармонизм» на доске в два столбика написаны слова. В одном из них слова, подчиняющиеся сингармонизму, а в другом – не подчиняющиеся. Затем перед учащимися ставится проблема: «Чем отличаются слова в данных столбиках?».

Проблемное обучение дает возможность учителю варьировать учебный материал и приемы преподавания.

Проблемные вопросы, задачи, задания являются наиболее универсальными и эффективными формами выражения проблем. Однако проблемная ситуация может проявиться (или быть созданной учителем преднамеренно) и без постановки вопроса, задачи – может возникнуть по логике изложения учебного материала.


Описание опыта

Главное затруднение, возникающее у многих учителей, особенно у молодых педагогов – как получить высокие результаты обучения. Казалось бы, учитель прикладывает неимоверное количество усилий, а результаты не радуют. Деление урока на опрос, объяснение, повторение и заучивание новых знаний не учитывает главного – деятельности ученика. Формально на таком комбинированном уроке есть все: и словесные методы, и опрос, и объяснение нового материала, а в массовой практике мысль ученика часто остается не разбуженной, интерес к теме, занятиям не вызван. Почему? Потому что в центре внимания учителя не познавательная самостоятельная деятельность учащихся, а его, учителя, собственная деятельность.

Стоит тогда задуматься, что нужно для того, чтобы провести эффективный, интересный для учащихся урок? Именно этим вопросом я и заинтересовалась как учитель. На основе анализа собственного педагогического опыта можно выделить следующие требования к урокам, выполнение которых обеспечит высокие результаты обучения учащихся. Первое и основное требование – ознакомление учащихся с доступными для них принципами научного исследования и методами изучаемой науки путем решения учебных проблем – непременное условие научности обучения и его развивающего воздействия. Второе требование к учебному процессу – необходимо систематически создавать проблемные ситуации, соблюдать логику познавательного процесса и обучать строгой доказательности суждений и умозаключений, обуславливающих развивающий характер учебного процесса. Это требование выполняется следующими методами:

- созданием проблемных ситуаций и объяснением материала учителем (т.е. учитель сам ставит проблемы и показывает способы их решения). Наиболее часто данный метод применяется при формировании грамматических навыков. Например, на уроке 7 класса по теме «Спряжение глаголов изъявительного наклонения в прошедшем времени» была предложена следующая проблема: «Мальчик написал нам письмо, однако в нем оказались кляксы и нам не видно окончаний глаголов. Что нам нужно сделать? Как нам прочитать его письмо?»;

- сочетанием этих двух путей. Все они связаны с доказательством.

Третье требование – обязательное использование современных технических средств обучения для формирования в сознании ученика взаимосвязанных образов и картин, развитие его чувств.

При оценивании деятельности ученика учитель обращает внимание не только на используемую лексику и грамматику, но и способность учащихся к самостоятельной поисковой деятельности, умение находить необходимую информацию, преобразовывать и перерабатывать ее, а также доказывать правильность своего суждения.
Результативность

Применяя описанную мною технологию на уроках татарского языка и литературы, я установила, что:

- у учеников заметно повысилась познавательная активность на уроках;

- изучение материала дается ученикам намного легче;

- результаты контрольных работ заметно улучшились;

- ученики с большим интересом начали читать произведения.



И поэтому я пришла к выводу, что работу в данном направлении нужно продолжать.

Конечно, проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы и формы организации учебно-воспитательного процесса. Однако следует понимать, что функции проблемного обучения – это содействие эффективному усвоению учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности; выработка умения творчески применять полученные знания в новой ситуации, решать учебные проблемы; воспитание познавательной самостоятельности, ведущей к приобретению опыта творческой деятельности и развитию творческих способностей детей.

Тема: «Применение технологии проблемного обучения при формировании лексических и грамматических навыков на уроках татарского языка и литературы»

«Применение технологии проблемного обучения при формировании лексических и грамматических навыков на уроках татарского языка и литературы»

63.38kb.

10 10 2014
1 стр.


«Выявление интертекстуальных связей при интерпретации художественных текстов на уроках татарского языка и литературы»

Методическая тема: «Выявление интертекстуальных связей при интерпретации художественных текстов на уроках татарского языка и литературы»

116.11kb.

15 10 2014
1 стр.


Обучающие игры на уроках английского языка как одно из средств расширения лексических и грамматических возможностей учащихся при обобщении изученного материала. В кратком психологическом словаре

Обозначено следующим образом: Игра – основная деятельность ребёнка. Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта

332.7kb.

14 12 2014
1 стр.


Конспект урока немецкого языка в 8 классе Учитель немецкого языка: Щукина И. В. Филиал мбоу «Стрелецкая сош» в с. Авдеевка Тема: «Deutsche Schifffahrt durch den Rhein»

Цели урока: Образовательные: активизация языкового материала в различных видах речевой деятельности; совершенствование грамматических навыков; развитие навыков аудирования

44kb.

14 12 2014
1 стр.


Анализ работы мбоу сош №48 г. Махачкалы за 2011-2012 учебный год

Применение учителем на уроках информационно-образовательных, здоровьесберегающих, исследовательских и проектных технологий, проблемного и разноуровнего обучения

237.27kb.

12 10 2014
1 стр.


Шайдуллина Гюзелия Халимовна Учитель татарского языка и литературы мбоу "Лицей №5"

Моя методическая система заключается в формировании ключевых компетентностей и воспитании личности посредством народной педагогики

59.8kb.

13 10 2014
1 стр.


Тема: «Игры на уроках немецкого языка в начальной школе». учитель немецкого языка

Цель работы: поделиться идеями, как при помощи игры разнообразить разные виды деятельности на уроках немецкого языка

206.56kb.

16 12 2014
1 стр.


Школьные трудности при формировании навыков письма

Недостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия. Недостатки методики обучения (механическое копирование букв). Форсирование темпа обучения

37.85kb.

26 09 2014
1 стр.