Описание опыта работы
Тема:
«Применение технологии проблемного обучения при формировании лексических и грамматических навыков на уроках татарского языка и литературы»
Назипова Гульнара Сабирзяновна,
учитель татарского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения»
г. Казань, Ново-Савиновский район
2013 год
Содержание
Актуальность………………………………………………….3
Цели и задачи…………………………………………………3
Теоретическое обоснование…………………………………4
Описание опыта………………………………………………5
Результативность…………………………………………….6
Актуальность
Язык – душа народа. Это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое восприятие окружающей действительности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень.
Родной язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, эстетическими ценностями, приобщается к сокровищам мировой литературы, выражает свои мысли. Язык вводит ребенка в общественную жизнь, развивает коммуникативную компетентность.
Меня, как учителя родного языка, постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.
Цели и задачи
Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайности, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. При этом можно выделить следующие задачи:
1. Формирование творческого мышления;
2. Развитие у учащихся практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала;
3. Формирование навыков самостоятельной, логической переработки информации;
4. Развитие творческой личности.
Теоретическое обоснование
Как известно, технология проблемного обучения способствует развитию образной и логической памяти, направлено на формирование навыков самостоятельной, логической переработки информации, на развитие творческой активности, что является наиболее актуальным, обоснованным и отвечающим современным требованиям. Направленность педагогических взаимодействий на учет и развитие возрастных и индивидуальных особенностей учащегося, закономерностей его умственного развития, при постоянном обращении к поддержке его внутренних сил, способствуют развитию творческой личности. Проблемный тип обучения предусматривает создание всех необходимых условий для того, чтобы обучение не замыкалось, не задерживалось на уже сформированном интеллектуальном уровне ученика, а вызывало те интеллектуальные свойства, мотивы, мысли, чувства, которые еще отсутствуют, но для их развития имеются необходимые предпосылки. Таким образом, проблемное обучение – это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе решения таких задач учащимися в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. Что касается применения данной технологии на уроках татарского языка и литературы, то могу уверять, что различные элементы ее соответствуют развитию всех видов учебной деятельности. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют определения понятий, правила или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации, тем самым, пытаясь решить поставленную перед ними учителем проблему. Например, на уроке татарского языка в 5 классе по теме «Сингармонизм» на доске в два столбика написаны слова. В одном из них слова, подчиняющиеся сингармонизму, а в другом – не подчиняющиеся. Затем перед учащимися ставится проблема: «Чем отличаются слова в данных столбиках?».
Проблемное обучение дает возможность учителю варьировать учебный материал и приемы преподавания.
Проблемные вопросы, задачи, задания являются наиболее универсальными и эффективными формами выражения проблем. Однако проблемная ситуация может проявиться (или быть созданной учителем преднамеренно) и без постановки вопроса, задачи – может возникнуть по логике изложения учебного материала.
Описание опыта
Главное затруднение, возникающее у многих учителей, особенно у молодых педагогов – как получить высокие результаты обучения. Казалось бы, учитель прикладывает неимоверное количество усилий, а результаты не радуют. Деление урока на опрос, объяснение, повторение и заучивание новых знаний не учитывает главного – деятельности ученика. Формально на таком комбинированном уроке есть все: и словесные методы, и опрос, и объяснение нового материала, а в массовой практике мысль ученика часто остается не разбуженной, интерес к теме, занятиям не вызван. Почему? Потому что в центре внимания учителя не познавательная самостоятельная деятельность учащихся, а его, учителя, собственная деятельность.
Стоит тогда задуматься, что нужно для того, чтобы провести эффективный, интересный для учащихся урок? Именно этим вопросом я и заинтересовалась как учитель. На основе анализа собственного педагогического опыта можно выделить следующие требования к урокам, выполнение которых обеспечит высокие результаты обучения учащихся. Первое и основное требование – ознакомление учащихся с доступными для них принципами научного исследования и методами изучаемой науки путем решения учебных проблем – непременное условие научности обучения и его развивающего воздействия. Второе требование к учебному процессу – необходимо систематически создавать проблемные ситуации, соблюдать логику познавательного процесса и обучать строгой доказательности суждений и умозаключений, обуславливающих развивающий характер учебного процесса. Это требование выполняется следующими методами:
- созданием проблемных ситуаций и объяснением материала учителем (т.е. учитель сам ставит проблемы и показывает способы их решения). Наиболее часто данный метод применяется при формировании грамматических навыков. Например, на уроке 7 класса по теме «Спряжение глаголов изъявительного наклонения в прошедшем времени» была предложена следующая проблема: «Мальчик написал нам письмо, однако в нем оказались кляксы и нам не видно окончаний глаголов. Что нам нужно сделать? Как нам прочитать его письмо?»;
- сочетанием этих двух путей. Все они связаны с доказательством.
Третье требование – обязательное использование современных технических средств обучения для формирования в сознании ученика взаимосвязанных образов и картин, развитие его чувств.
При оценивании деятельности ученика учитель обращает внимание не только на используемую лексику и грамматику, но и способность учащихся к самостоятельной поисковой деятельности, умение находить необходимую информацию, преобразовывать и перерабатывать ее, а также доказывать правильность своего суждения.
Результативность
Применяя описанную мною технологию на уроках татарского языка и литературы, я установила, что:
- у учеников заметно повысилась познавательная активность на уроках;
- изучение материала дается ученикам намного легче;
- результаты контрольных работ заметно улучшились;
- ученики с большим интересом начали читать произведения.
И поэтому я пришла к выводу, что работу в данном направлении нужно продолжать.
Конечно, проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы и формы организации учебно-воспитательного процесса. Однако следует понимать, что функции проблемного обучения – это содействие эффективному усвоению учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности; выработка умения творчески применять полученные знания в новой ситуации, решать учебные проблемы; воспитание познавательной самостоятельности, ведущей к приобретению опыта творческой деятельности и развитию творческих способностей детей.