Пропаганда, сепаратизм, статус, нейтралитет
По баллу выставляется за каждый правильный термин и по 2 балла за определение этого термина, всего 12 баллов.
8
6
. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:
8.1. Гражданин Р. был вызван к следователю для дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному в отношении его сына.
А. Может ли гражданин Р. отказаться от дачи свидетельских показаний?
Б. Почему?
8.2. В детскую поликлинику одного из районов г. Тамбова подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями и где они, установить так и не удалось.
А. Гражданином какого государства будет являться мальчик?
Б. Свой ответ обоснуйте.
8.1. Да, может отказаться. На основании конституции никто не должен свидетельствовать против себя и своих близких родственников.
8.2. Гражданином РФ. Право приобретения гражданства определяется правом почвы (местом рождения).
По баллу выставляется за правильный ответ в позиции А и по 2 балла за полное правильное объяснение. Всего 6 баллов
9
10
. Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.
С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:
Закон (А), подзаконный акт (В), Конституция Российской Федерации (С), распоряжения министра финансов(D), Уголовный кодекс Российской Федерации (Е), Нормативно-правовые акты (G).
Выставляется 10 баллов за полностью правильно выполненную схему.
14
-
Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний:
А6; Б3; В1; Г5; Д9; Е8; Ж2
Выставляется по 2 балла за каждую установленную пару соответствия. Всего 14 баллов.
1
9
1. Заполните таблицу, внеся в колонки порядковые номера расположенных ниже фрагментов, отражающих проявление указанных понятий в социальной действительности.
конституционный статус
|
правовой статус
|
правовое положение
|
2, 5, 7
|
1, 4, 6
|
3, 8, 9
|
Выставляется по баллу за каждую правильно определенную позицию. Всего 9 баллов.
1
20
2. Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В них представлены четыре философские позиции.
13.1. Самостоятельно определите позиции.
13.2. Соблюдая стихотворный размер, рифму заполните пропуски в отрывках.
1. Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших ___.
(Н.А. Заболоцкий)
|
2. Человеку важно знать людей,
Чтоб от них хорошего набраться,
Чтоб из всех идей идею _____
Ненароком он не проглядел.
(Д.А. Сухарев)
|
«сил», общество «братства», альтруизм
По 5 баллов за каждый правильный ответ. Всего за задание 20 баллов.
24
13. Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их.

Оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.
-
Нет, т.к. при очевидном дефиците союзного бюджета – местный сбалансирован (показан расчет).
-
Да, т.к. наблюдается рост свода бюджетов всех уровней (показан расчет).
-
Да, по рассчитанной разнице 1985-1987-1989 гг. (показан расчет).
-
Нет, т.к. доходы местных бюджетов, которые не контролируются союзом, нарастают (показан расчет).
Оценивается по 1 баллу за однозначны ответ, по 3 балла за каждый комментарий, 2 за каждый расчет. Всего 24 баллов.
1
24
4. Уважаемые участники первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, писателей, ученых. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.
-
Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия. (Ф.Вольтер)
-
Здоровая консервативная политика - это консервативные люди и либеральные средства. (Б.Дизраэли)
-
Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. (Н. Г.Чернышевский)
-
Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель. (В. Мич)
Критерии для оценивания:
-
Раскрытие обоснованности выбора темы (3 б.).
-
Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы (2 б.).
-
Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений (2 б.).
-
Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса (3 б.).
-
Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт (3 б.).
-
Свободная композиция и непринужденность повествования (2 б.).
-
Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом (2 б.).
-
Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам (3 б.).
Всего за работу 133 балла.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2010/2011. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7-8 КЛАСС.
Ключи и критерии оценивания
1.
а) Социальные нормы; знаки дорожного движения. – 2 балла
б) Правоохранительные органы РФ; Интерпол. – 2 балла
Максимум за задание – 4 балла
2.
-
а
|
б
|
в
|
г
|
д
|
да
|
нет
|
да
|
нет
|
нет
|
По одному баллу за каждый правильный ответ. Максимум за задание – 5 баллов
3. А) никакого;
Б) имеют равные права;
В) и право, и обязанность;
Г) человек, его права и свободы;
Д) партии равны по совокупности своих прав.
По одному баллу за каждый правильный ответ. Максимум за задание – 5 баллов
-
Выиграла. Право на неприкосновенность частной жизни.
Максимум за задание – 4 балла
-
а, б, в, г. Максимум за задание – 2 балла
-
Основные группы прав и свобод
|
Права и свободы
|
Личные права
|
Право на жизнь (7), право на свободу совести (6), право на благоприятную окружающую среду (9)
|
Политические права и свободы
|
Право на собрания и манифестации (2), право на свободу слова (4)
|
Социально-экономические права
|
Право на образование (1), право на отдых (5), право на доступ к культурным ценностям (8), право на труд (3)
|
По одному баллу за каждую определенную группу прав и свобод, по одному баллу за каждое верно отнесённое к данной группе право. Максимум за задание – 12 баллов
-
Трудовой договор (контракт). Максимум за задание – 1 балл
-
Максимум за задание – 4 баллов
-
Незнайка учёл не всё. Можно было привлечь, например, экономиста. В перечне вопросов химику лишним является вопрос о производстве пороха и динамита (это не относится к теме выступления). Математика можно спросить о сумме затрат на производство евро, о доле устаревших денег и т.д., лингвиста – о происхождении названий денег, новых терминах…
Максимум за задание – 5 баллов
-
Оценивается раскрытие смысла высказывания, понимание авторской позиции, самостоятельность суждений, умение аргументировать собственную точку зрения, умение делать выводы. Максимум за задание – 10 баллов.
Итого: 52 балла
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2010/2011. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.
Ключи и критерии оценивания
-
А) 4; Б) 4; В) 1; Г) 3; Д) 2.
(За каждый правильный ответ 0,5 балла; всего
2,5 балла)
-
а) виды деятельности (1 балл)
б) исчерпаемые природные ресурсы (1,5 балла: 1 балл за ответ «природные ресурсы» , 0,5 балла за указание вида природных ресурсов).
Всего (3,5 балла)
-
а) религия, так как все остальное относится к признакам государства;
б) язычество, так как все остальное относится к единобожию (монотеизму), язычество предполагает веру во множество богов;
в) охота, так как все остальное относится к производящему хозяйству;
г) ложка, т.к. все остальное относится к орудиям труда.
(1 балл за указание лишней позиции, 1 балл за пояснение; всего за задание в целом 8 баллов).
-
1) заповеди, 2) скрижали. (2 балла)
-
Народное собрание. (1 балл)
-
Нерон, «наихудший». (2 балла)
-
Дмитрий Анатольевич Медведев. (1 балл)
-
А) реформы
Б) монархия
В) законы
Г) чиновники
Д) жрецы
(За каждый правильный ответ 1 балл; всего 5 баллов)
9. 3, 5, 9 (за каждый правильный ответ 1 балл; всего
3 балла)
Всего 28 баллов.
<предыдущая страница