Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1



«Мир через культуру»
Бюджетное образовательное учреждение

«Новокемская средняя общеобразовательная школа»




Штампы для орнаментации сосудов

Работу выполнила:



Кириллова Олеся,

ученица 7 класса.


Научный руководитель :

Митрофанов Валерий

Константинович

учитель истории,

Бюджетное образовательное

учреждение

«Новокемская средняя

общеобразовательная школа»

161279, посёлок Новокемский,

Вологодская область,

Вашкинский район,

улица Сплавщиков – дом 13,

телефон 46-6-17.

Новокемский

2013

Оглавление


1.Введение. -

стр.-3.
2. Глава -1. Как наносился орнамент на древнюю посуду?

стр-3-6.
3. - Глава – 2. Новые находки со стоянки в устье реки Шола.

стр.-6-7.
4. Использованная литература и источники-

стр.-8.
5. Приложение -

стр.-9-13.

Введение

Самым массовым археологическим материалом на неолитических стоянках является керамика. Она привлекает внимание исследователя своей необычной орнаментацией, следы ямок и гребёнок на поверхности сосудов образуют неповторимый узор. Моё внимание привлекла керамика, что выставлена в экспозиции школьного музея. Я знаю, что эту керамику собирали ученики нашей школы, исследуя стоянку в устье реки Шола. Мне стало интересно, каким образом наносились эти необычные узоры в древности. Скоро мне стало известно, что для орнаментации сосудов в древности люди применяли специальные инструменты, изготовленные в основном из камня – гребенчатые штумпы. Этим летом ученики нашей школы, участники археологического кружка пополнили школьный музей новыми экспонатами – двумя штампами и орнаментёром из сланца. В своей работе мне хочется рассказать об этих необычных инструментах древности. Для этого мне необходимо описать новые находки и сопоставить их с другими находками эпохи неолита. Эти находки очень редки на памятниках неолита, и поэтому данный материал требует тщательного изучения. В своей работе я использую необходимую литературу по эпохе неолита и производству керамики. Свою работу я разделила на две главы. В первой главе я попытаюсь рассказать об истории изготовления керамики и орнаментации сосудов. Во второй главе я попытаюсь рассказать о новых находках штампов и орнаментёра со стоянки в устье реки Шола.


Глава -1. Как наносился орнамент на древнюю посуду?

«КЕРАМИКА - обожженная глиняная посуда. При обжиге при 400 градусов по Цельсию вода измолекул глины улетучивается, глина превращается в камень. Легкость нанесенияи орнамента на сырую глину при формовке сосудов давала возможность первобытному человеку выразить свои творческие идеи и мировоззрение, изучение которых дает много информации археологам. Хрупкость керамики приводила к накоплению большого количества черепков на месте поселения. Керамика - самый массовый вид находок на памятниках археологии начиная с неолита.

Древнейшие горшки неолита, как правило, имеют большие размеры и очень тонкие стенки. Высота сосудов зачастую достигает полуметра и более, а между тем толщина их стенок не превышает 1 см, т.е. отношение толщины к диаметру составляет 1:25, 1:30 и даже 1:50. Шедевр архитектурного зодчества – купол Пантеона имеет соотношение диаметра к толщине купола 1:20. Иными словами, в каменном веке при создании сосудов достигалось более оптимальное соотношение толщины и диаметра свода, нежели в более поздние времена.

Свод сосуда должен был бы неминуемо рухнуть под собственной тяжестью, если бы не была точно рассчитана его форма. Археологи называют такие сосуды яйцевидными, своей формой они напоминают огромные яйца. (1)



Орнаментиры – достаточно редкие находки на археологических памятниках. Древние орнаментиры можно разделить на две большие группы – естественные и искусственные. Естественными орнаментирами являются природные формы без какой бы-то ни было обработки, а искусственные орнаментиры сознательно изготавливались человеком. К естественным орнаментирам относятся челюсти и кости животных, кости рыбы, ногти, раковины. Среди искусственных выделяются две группы инструментов – штампы и палочки. Штампы подразделяются в свою очередь на гребенчатые, гладкие и фигурные. Они обычно изготовлялись из разных пород камня, кости и глины. К палочкам относятся слегка обработанные тонкие кости животных с шириной рабочего края не более 1 см.

Естественные орнаментиры.

Челюсти животных. Челюсть животного состоит из кальвариума, включающего верхнюю челюсть и две кости нижней челюсти. Орнаментирами служили их фронтальные и латеральные части. В зависимости от того, как расположена челюсть по отношению к поверхности сосуда выделяют: при работе фронтальной частью – положение челюстей в естественном положении, положение челюсти в повернутом положении; при работе латеральной частью челюсти – вершинами зубов и внутренним краем жевательной поверхности. По ряду экспериментов выяснилось, что чаще использовали челюсти зайцеобразных, грызунов, бобра, куницы, лисицы, волка и песца. При работе фронтальной и латеральной частями челюстей орнаменты будут неодинаковыми: челюстью хищников возможно нанесение зубчатых, незубчатых или комбинированных оттисков; челюстью грызунов – двузубых и зубчатых; резцами верхней челюсти и молярами нижней челюсти зайца – зубчатых и комбинированных, резцами нижней челюсти – двузубых оттисков. Орнамент, выполненный челюстями животных характерен для эпохи неолита.

Кости животных. Для нанесения орнамента использовались и кости животных. В основном это ребра, трубчатые и грифельные кости. Рабочей поверхностью орнаментиров являлись приострённые грани ребер и острые грани сколов, иногда торцевые части ребер и тонкий кончик грифельной кости. Для таких орнаментиров характерны следующие техники нанесения орнамента: накалывание (пунктирные линии, одиночные наколы), протаскивание (прочерченный линейный орнамент), отступание (орнамент «отступающая палочка или лопаточка», двузубая палочка, раздвоенная палочка, расщепленная палочка), прокатывание (орнамент в виде дуг), отступание с прокатыванием (орнамент липчинского типа или псевдоверевочный орнамент), шагание с прокатыванием («качалка», выполнялся торцами обломков трубчатых костей). Орнамент нанесенный костями животных, характерен для эпохи неолита и энеолита.
Челюсти и кости рыбы. В качестве орнаментиров использовались челюсти, но чаще всего ребра и остистые отростки позвонков крупной речной рыбы. В ряде экспериментов была доказана морфологическая схожесть орнамента на экспериментальных образцах и фрагментах керамики. В основном орнаментирование производилось в технике прочерчивания, орнамент получался в виде прочерченной гребенки с очень тонкими и аккуратными линиями.

Раковины. Для орнаментации в основном использовались створки раковины Unio. Орнамент наносился накалыванием или шаганием с прокатыванием, в соответствии с этим орнамент на керамике выглядит в виде насечек и «качалки».

Ногти. Керамика, орнаментированная ногтями, – довольно редкое явление на памятниках. Тем не менее она известна на памятниках Шигирского торфяника ив пещера Туристов (р. Чусовая).
Искусственные орнаментиры.
Штампы. К штампам относятся специально изготовленные орнаментиры, ширина рабочего края которых больше 1 см. Основными материалами для изготовления штампов служили различные породы камня (преимущественно сланец), кость и глина.
Гребенчатые штампы. Орудия с зубчиками для нанесения орнамента. Между собой они различаются количеством зубцов, длиной и степенью изогнутости, количеством рабочих краев. Большая часть гребенчатых штампов изготовлена из камня, но известны штампы из глины и даже фрагментов керамики . Из пород камня в основном использовались плитки сланца, в частности пирофиллитовый сланец темно-красного цвета, который археологи привыкли называть шифером.

Выделяют следующие способы нанесения орнамента гребенчатым штампом на сосуд: штампование (оттиски штампа одинаковые), прокатывание (оттиски штампа между собой отличаются по длине и изгибу), шагание (шагающая гребенка), шагание с протаскиванием (шагающе-протащенная гребенка, зубчатая качалка), протаскивание (прочерченная гребенка, линейный орнамент), шагание с протаскиванием (шагающая гребенка), отступание (слепая гребенка, отступающая гребенка), накалывание (оттиски при наклонном положении штампа к поверхности). Гребенчатый орнамент на сосудах встречается довольно часто и характерен для эпохи неолита, энеолита, бронзового и железного веков.


Гладкие штампы. Материалом для таких штампов служили камень и кость. Отличие гладких костяных штампов от естественных в том, что на них присутствуют следы обработки и подправки рабочих краев. Орнамент выполненный гладкими штампами наносился в технике накалывания, протаскивания, прочерчивания. Гладкие штампы характерны для более позднего времени – бронзового и железного веков.
Фигурные штампы. Такие штампы характеризуются геометрической или неопределенной формой рабочего края. Чаще встречаются из глины, т.к. этот материал очень пластичен и ему можно придать любую форму, а при обжиге он приобретает твердость. Встречаются, но редко, фигурные штампы и из камня. Таким штампом, например, является каменный шар с волнообразными желобками с памятника Лепенский Вир на берегу р. Дунай. Аналогичные штампы, но из глины, происходят с памятников Приамурья. На территории Среднего Зауралья известен один фигурный штамп со стоянки бронзового века Балакинская I. Посередине он сплюснут пальцами. У него два рабочих конца. С одной стороны штамп при прокатывании образует линейный орнамент, с другой – крестообразный. На этой же территории известно еще шесть глиняных фигурных штампов, но они относятся к более позднему времени – раннему железному веку.
Палочки. К этому типу орнаментиров относятся те, у которых ширина рабочего края не превышает длину и имеют округлый заостренный рабочий край. В литературе фигурирует такое понятие как «лопаточка», оно идентично орнаментирам – палочкам. Отмечены следующие способы орнаментации палочками-орнаментирами: накалывание, протаскивание, отступание. Такие орнаментиры достаточно трудно выявить среди археологических находок. И к тому же орнамент нанесенный орнаментиром – палочкой от орнамента нанесенным необработанной костью мало чем отличаются.(2)

Следует учесть, что для каждого региона и для каждой эпохи характерен определенный набор орнаментиров. Вероятнее всего и наши гончары использовали данные методы и приёмы для изготовления глинянных сосудов и их орнаментации. Любой археолог, посвятивший себя поиску следов древнего человека жившего в неолите, всегда с восторгом поднимает из раскопа невзрачный камешек с зубчиками, как его называют археологи - гребенчатый штамп.


Глава – 2. Новые находки со стоянки в устье реки Шола.

При обследовании дна реки Шола в районе археологической стоянки в устье реки Шола участниками археологического кружка - учениками Новокемской школы летом 2012 года были обнаружены три предмета имеющие отношение к орнаментации глинянных сосудов. (приложение, Рисунок-1, фото – 1.)



Находка №1: Изделие изготовленно из серо-чёрного сланца ,обломок. Имеет неправильную пятиугольную форму, с чётко выделенным прямым рабочим углом, на одной стороне изделия имеется 4 прорезанных зубца, на другой 8 зубцов. Длина изделия 2,1 см., ширина 1,9 см., толщина 0,1 см.

Находка №2: Изделие изготовленно из серо-чёрного сланца ,обломок. Имеет округлую форму. Рабочая часть изготовленна в виде полукруга, на котором имеется прорезанных зубца, на другой 8 зубцов. Длина изделия 1,8 см., ширина 1,8 см., толщина 0,1 см.

Находка №3: Изделие из серо-зелёного сланца, изделие целое. Имеет хорошую сохранность. Имеет продолговатую форму. Один конец изделия толще другого. Изделие отшлифовано. Длина изделия 5,2 см., ширина 0.8 см., толщина тонкого конца 0,4 см., толстого конца 0, 8 см. Концы изделия имеют округлую форму. На тонком конце в 0,5 см. от края имеется канавка в 0,1 см., видимо присобление для привязывания.

Следующим шагом нашего исследования был эксперимент, мы захотели увидеть следы штампа и орнаментёра. Для этого мы взяли пластилин белого цвета и надавили на его краем штампа при этом поворачивая штамп всем рабочим краем. (фото- 2,3,4) Затем измерили толщину и длину полученных следов. Изделие №1 даёт пунктирный след 3,7 см., шириной от 0,1 до 0,3 см.. Изделие №2 оставляет след длиной в 2 см., шириной от 0,1 до 0,2 см..Изделие №3 оставляет след в форме ямок диаметром 0,8 см.

Затем мы взяли образцы керамики обнаруженные на стоянки и попытались найти одинаковые следы штампов. На фрагменте керамики отмеченной под буквой «А» мы обнаружили ямки примерно такого же диаметра, что оставляет Изделие№ 3 на пластилине, также на этом фрагменте мы увидели и короткие следы штампа в 2 см.. На других фрагментах керамики мы обнаружили короткие и длинные следы штампов, а некоторые следы были образованы многократным нажатием, представляющих орнамент линий на сосуде.

Таким образом, можно предположить что Изделия № 1 и № 2 являются гребенчатыми штампами, а Изделие № 3 можно отнести к орнаментёру.

Датировать находки возможно эпохой неолита или более поздними эпохами, более точно дата будет определена после изучения керамики на данном памятнике.
Заключение.

В своей работе мне удалось рассказать об интересных находках эпохи каменного века - гребенчатых штампах. Древний человек, не имея современных возможностей по украшению посуды, нашёл простой и эффективный способ орнаментации посуды. Учёные до сих пор спорят о назначении символики древней посуды, выясняя, что означали линии и ряды из гребёнок и ямок. Но в любом случае неолитическая посуда является первой посудой изготовленной человеком и дошедшей до нас в первозданном виде. И мне приятно, что я приоткрыла ещё одну тайну древности.


Использованная литература и источники

1.https://lib.spnet.ru/koi.pl/HISTORY/MATYUSHIN/archeodict.txt Г.Н.Матюшин. Археологический словарь, Москва: "Просвещение" 1996

2. https://do.gendocs.ru/docs/index-36951.html?page=11 Е.В. Никонова.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ОРНАМЕНТА НА КЕРАМИЧЕСКИЕ СОСУДЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПАМЯТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗАУРАЛЬЯ)



Приложение, рисунок-1. Находки со стоянки в устье реки Шола.



Приложение. Фото-1. Находки со стоянки в устье реки Шола.


1

2

3


Фото-2. След Изделия №1.

Фото-3. След Изделия №2.



Фото-4. След Изделия №3.


Фото-5. Керамика со стоянки в устье реки Шола.


А


Штампы для орнаментации сосудов

Свою работу я разделила на две главы. В первой главе я попытаюсь рассказать об истории изготовления керамики и орнаментации сосудов. Во второй главе я попытаюсь рассказать о новых

106.86kb.

17 12 2014
1 стр.


Как улучшить память?

Поэтому кровоснабжение мозга, особенно в пожилом возрасте, надо обязательно улучшать. Применяя программу Холестерин для очищения сосудов при атеросклеротическом поражении сосудов м

736.55kb.

24 09 2014
3 стр.


Тема : Травма сосудов

Актуальность темы. История вопроса. Частота травм сосудов вообще и по локализациям

84.59kb.

14 10 2014
1 стр.


Материалы, применяемые для изготовления и ремонта газогенераторных установок

Для корпусов, днищ, плоских фланцев сосудов, не имеющих внутренней жароупорной футеровки

376.26kb.

08 10 2014
1 стр.


«Утверждено» Генеральный директор

Закуп товара: штампы, печати, факсимиле. Сумма, выделенная для закупки: 107 142, 80 (сто семь тысяч сто сорок два) тенге 80 тиын, без учета ндс

14.02kb.

14 12 2014
1 стр.


Исмагилов А. Х., Ванесян А. С

Существует ли идеальный сосуд-реципиент для реконструкции молочных желез? Сравнительный анализ торакодорсальных, внутренних грудных и нижних эпигастральных сосудов

24.36kb.

07 10 2014
1 стр.


Литературно-театральные штампы и их национальные варианты

Студентка Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

36.2kb.

25 09 2014
1 стр.


Использование спектрального анализа при изучении украшений конского снаряжения из средневековых памятников алтая

Король Г. Г., Конькова Л. В., 2002. с. 41. В качестве отдельного вопроса рассмотрено явление так называемого степного орнаментализма, основанного «…на господстве растительной орнам

95.92kb.

17 12 2014
1 стр.