СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ БАНКА КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ЕГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Ворникова Наталья Ивановна аспирантка,
Международный Независимый Университет Молдовы
Банканың iшкi бақылауының жүйесi арқылысы бұл басқаруды бас мақсатқа жететiн банктердiң iшкi кризиске қарсы басқаруын маңызды бөлiк банктердiң тұрақты және тиiмдi жұмыс жасауы болып табылады.
Система внутреннего контроля банка является важной частью внутреннего антикризисного управления банками, посредством которой достигается главная цель этого управления – стабильное и эффективное функционирование банков.
The internal control system of the bank is an important part of the internal crisis management of banks, throughwhich the main objective is reached crisis management - a stable, risk-free and efficient functioning of banks.
Государственное регулирование банковской деятельности является необходимым условием гармоничного функционирования и развития финансовой системы государства, так как банковский сектор опосредует взаимные расчеты между всеми её элементами. Именно банковский сектор участвует в реализации денежно-кредитной политики государства, способствует увеличению доли безналичных расчётов в совокупном денежном обороте, способствует интеграции экономики Республики Молдова в международную финансовую систему, посредством осуществления международных расчётов и участия в международном перераспределении капитала.
Учитывая особую роль банковского сектора, как на макро, так и на микро уровне, государственный контроль за банковской деятельностью является первостепенной задачей, которая ставиться перед Национальным банком Молдовы с целью минимизации кризисов в данной сфере и во всей экономике в целом [1].
Данная задача решается посредством разработки и внедрения совокупности законодательных и нормативных актов, разработанных в соответствии с требованиями международных стандартов и подписанных соглашений, одной из сторон которых является Республика Молдова. Так, например, соблюдение Базельского соглашения молдавскими коммерческими банками является очередным шагом к стабильности банковской системы государства. Оно содержит рекомендации по совершенствованию техники оценки кредитных рисков и их управлению, а также рекомендации по развитию надзора над рисками, состоянием риск-менеджмента и рыночной дисциплины.
Государство в лице Национального банка Молдовы предпринимает меры по минимизации рисков посредством введения совокупности нормативов и показателей, предупреждая, таким образом, риски, которым подвергаются коммерческие банки и тем самым обеспечивая стабильность банковского сектора.
Однако наличие даже совершенной законодательной базы не является гарантией стабильности банковского сектора вследствие несоблюдения ими либо неполного выполнения соответствующих требований и рекомендаций, содержащихся в этих законодательных актах.
С целью решения данной проблемы был принят в 2010 году регламент о системах внутреннего контроля в банках, разработанный на основании международных стандартов семьи ISO 27000.
Система внутреннего контроля в банке обеспечивает контроль за соответствием деятельности банка и его внутренней регламентации, требованиям законодательства Республики Молдова, а также разработка мероприятий по минимизации рисков и проверке надежности и достоверности финансовой информации.
Деятельность руководства банка и всех его работников по внутреннему контролю является неотъемлемой частью основной деятельности банка, необходимой для его стабильной работы. Этот процесс требует тщательной профессиональной подготовки и высокой квалификации специалистов. Деятельность по предупреждению рисков является очень ответственной и требует большого количества времени и наличия у работников соответствующей навыков.
Вся ответственность за организацию, внедрение и управление системы внутреннего контроля возложена на руководство банка, которое согласно закону об акционерных обществах (все коммерческие банки в Республике Молдова являются акционерными обществами) представлено следующим образом [3]:
-
общее собрание акционеров;
-
совет банка;
-
правление банка;
-
ревизионная комиссия.
Общее собрание акционеров и совет банка призваны принимать и внедрять системы внутреннего контроля, постоянно вносить изменения и дополнения в соответствии с требованиями быстро меняющихся условий, в которых функционирует банк [5]. Следует отметить, что система внутреннего контроля – это не статичный элемент антикризисного управления, а действенный механизм, требующий постоянного совершенствования, для его соответствия потребностям новых реалий.
Правление банка и его функциональные подразделения (комитеты) являются исполнительными органами, и на них возлагается внедрение принятых систем внутреннего контроля. Для оптимизации процесса управления банковскими рисками в банках создаются специализированные комитеты, на специалистов которых возлагается вся ответственность за разработку внутренней регламентации банка на основании директив НБМ и реализацию программ антикризисного управления банком.
Внутренняя регламентация банка является составной частью системы внутреннего контроля банка, основной целью которой в банках является обеспечение эффективного управления банком, что достигается посредством минимизации финансовых рисков. Достижение этих целей возможно только при условии перманентного контроля за выполнением поставленных задач перед работниками банка всех иерархических уровней, разработанных в строгом соответствии с законодательными актами Республики Молдова, а также требований международных стандартов – база для разработки внутрибанковской регламентации. Внутренняя регламентация банка – неотъемлемая часть государственной регламентации деятельности коммерческих банков.
В зависимости от того, какова система управления персоналом в банке, будет зависеть, насколько результативно окажется внедрение системы внутреннего контроля.
Система внутреннего контроля включает в себя процедуры и внутренние регламенты, правила, кодексы и т.д. В частности, кодекс профессионального поведения работников банка и программа обучения работников являются основными нормативными актами банков, регламентирующие деятельность их работников. В этих документах, как минимум должен быть описан облик банковского работника и основные принципы профессионального поведения: законность, профессионализм, прозрачность, беспристрастность, ответственность, высокие моральные качества и т.д.
Основной проблемой на уровне внутренней регламентации является незавершенность процесса внутреннего банковского регламентирования, то есть процесс завершается на стадии разработки и принятия системы внутренней регламентации руководством банка, однако непосредственное внедрение разработанных регламентов не осуществляется, и чем ниже иерархический уровень руководства, тем в меньшей степени соблюдаются требования внутренней регламентации банка. Так, например, в небольших филиалах и представительствах некоторых банков соблюдаются не все требования, предъявляемые к системе охраны и безопасности банка, что может привести к риску хищений или мошеннических действий, как стороны работников банка, так и сторонних лиц.
Система внутреннего контроля согласно регламенту о требованиях к руководителям банка является процессом вовлечения не только руководства банка, но и его персонала в обеспечение эффективного управления банком, осуществление финансовой деятельности надежным и осмотрительным способом [4]. Этот процесс будет достаточно сложным и трудоемким. Однако, этого можно избежать посредством введения особых требований при найме на работу не только на руководящие должности банка, но и работников низшего иерархического звена.
К особым требованиям можно отнести:
-
наличие профессиональной подготовки, образования именно в банковской сфере, так как это будет гарантией наличия минимальных знаний в данной области и потребует меньших затрат времени, и расходов на подготовку кадров;
-
в предоставляемых рекомендационных письмах потенциальных работников обязательно должна быть указана высокая степень обучаемости кандидата, так как банковская сфера связана с постоянным использованием результатов НТП, что это гарантирует его конкурентоспособность;
-
особые психологические качества кандидата направленные на самосовершенствование и постоянный рост: карьерный, профессиональный, социальный, так как наличие амбиций одного работника может стать причиной самопроизвольного улучшения качества труда всего коллектива, в котором он работает.
Следующим элементом системы внутреннего контроля является ревизионная комиссия.
Согласно статье 20 закона о финансовых учреждениях ревизионная комиссия призвана контролировать исполнение регламентов и законов, регулирующих банковскую деятельность [2]. Ревизионная комиссия - главный орган антикризисного контроля деятельности банков, так как результаты контроля предоставляются совету банка либо собранию акционеров – органам, которые впоследствии могут на основании полученных данных скорректировать работу банка. Таким образом, от полноты и достоверности отчетов ревизионной комиссии будет зависеть насколько правильными и действенными будут директивы высшего руководства.
Однако, ревизионная комиссия контролирует деятельность банка только на макро уровне, а контроль на уровне отдельных филиалов и представительств является недостаточным, хоть и функционируют отделы внутреннего контроля, которые осуществляют контроль на уровне отдельных филиалов и представительств. Поэтому остается открытым вопрос контроля «на местах», где соблюдаются требования государственных законодательных актов, но недостаточное внимание уделяется внутренним регламентам, кодексам и т.д. Следовательно, помимо всех тех рассчитываемых и управляемых рисков, которым подвержены банки, при условии выполнения всех требований законодательных и нормативных актов, они сталкиваются дополнительно с рисками, связанные с несоблюдением отдельными подразделениями внутренней регламентации, подвергая, таким образом, банк дополнительным, неуправляемым рискам (например, риск имиджа).
Таким образом, система внутреннего контроля банка состоит из 3 основных элементов (см. Рис. 1):
-
органы, ответственные за разработку и внедрение внутренней регламентации (Собрание акционеров, Наблюдательный совет банка, Правление банка);
-
органы, ответственные за непосредственное внедрение внутренней регламентации (Правление банка, исполнительные комитеты банка);
-
органы, ответственные за контроль выполнения требований внутренней регламентации (ревизионная комиссия).







Совет акционеров
Исполнительные комитеты банка
Ревизионная комиссия

Наблюдатель-ный совет
Правление банка

Рис.1. Функциональная структура системы внутреннего контроля банка.
Следовательно, система внутреннего контроля сможет выполнять все поставленные перед ней задачи только при условии совместной, перманентной, скоординированной работой всех ее элементов.
Для более эффективного контроля необходимо осуществлять его не только по факту обнаружения кризисов вследствие невыполнения требований внутренней регламентации, а в момент непосредственно ежедневного осуществления работниками банка своих обязанностей в строгом соответствии с требованиями внутренней регламентации.
Система внутреннего контроля коммерческих банков сможет не только минимизировать риски, связанные с особенностями деятельности банков, последствиями мирового финансового кризиса, но и создать законодательную базу, которая поможет предупреждать потенциальные кризисы и усовершенствовать имеющуюся банковскую систему, что позволит отечественным коммерческим банкам предоставлять более качественные банковские и парабанковсие услуги, а следовательно, выведет молдавскую банковскую систему на новый уровень, сделав ее конкурентоспособной на мировом финансовом рынке.
Библиография:
-
Закон РМ о Национальном Банке Молдовы, № 548-XIII от 21.07.1995. В: Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 1995, № 8/56-77, с дополнениями и изменениями.
-
Закон РМ о финансовых учреждениях, № 550-XIII от 21.07.1995. В: Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2001, № 139/140, с дополнениями и изменениями.
-
Закон РМ об акционерных обществах, № 1134-XIII от 02.04.1997. В: Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 1997, № 38-39/332.
-
Регламент о требованиях к администраторам банка, № 53/09-01 от 26.03.1997. В: Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 1997, № 24/39, с дополнениями и изменениями.
-
Регламент о системах внутреннего контроля, № 96 от 30.04.2010. В: Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2010, № 98-99/368.
РЕЦЕНЗИЯ*
на статьи, присланные для публикации в журнале КИнЭУ «Наука»
Рукопись №______Рецензент Евсюкова Раиса Дмитриевна доктор конференциар
Автор: Ворникова Н. аспирантка, ULIM
Название Система внутреннего контроля банка как один из элементов его антикризисного управления.
1.Рекомендация рецензента
-
Может быть опубликована в представленном виде.
-
Может быть опубликована после незначительной доработки.
-
Может быть опубликована после значительной доработки.
-
Не может быть опубликована в представленном виде.
2. Название
-
Соответствует содержанию.
-
Следует изменить (см. замечания).
3. Резюме
-
Понятное и передает содержание статьи.
-
Не передает содержание статьи.
4. Профиль статьи
-
Соответствует научному направлению журнала.
-
Не соответствует научному направлению журнала.
5. Язык
-
Требуется грамматическая доработка.
6. Методы исследования
7. Полученные результаты
-
Новые или достаточно новые.
-
Повторены уже известные результаты.
-
Результат неполный.
8. Статистические данные
9. Материал изложен
-
Недостаточно данных.
-
Необходимо более полное изложение материала.