Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Куликова Татьяна Станиславовна МБОУ СОШ №149

Урок – сказка «Горные породы, слагающие земную кору».

Цели урока: сформировать представления о строении земной коры, научить описывать горные породы, воспитание дружбы и взаимопомощи при групповой работе; воспитывать чувство прекрасного и любовь к народной культуре.

Оборудование: коллекция « горные породы», компьютер, экран, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сообщение темы урока (Слайд 1)

  1. Вступительное слово учителя:
    Сегодня мы будем работать группами, в каждой группе выберите командира-воеводу, он будет руководить работой. Мы должны сегодня выяснить, из чего состоит литосфера - научиться описывать горные породы. Мы так же узнаём, как образовались различные горные породы.

Ребята, вы любите сказки?

  1. Объяснение нового материала:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон (слайд 2). Правил он своим государством долго и справедливо. Много деревьев посадил, землю родную от врагов защищал, много книг прочитал и вырастил сына — удалого доброго молодца Ивана-царёвича (слайд 3). Тяжело царю Додону править царством государством, состарился, он. Да и боязно научиться передавать трон молодому неопытному сыну. И решил царь испытать Ивана-царевича (слайд 4 ). Призвал он к себе сына и говорит: «Отправляйся, Иван-царевич, в дальние края, Мир повидать да себя показать; уму набраться, доблести. И отыщи ты мне Ключ Земли. А вернешься с победою, будешь

- 1 -


царством-государством управлять». 'Поклонился Иван-царевич отцу и отправился в дальний путь ( слайд 5). Идет он по полям

и лесам, поднимается на высокие горы, переплывает бурные реки. Долг ли, коротко ли, дошел Иван-царевич до заморского царства-государства

(слайд 6). Видит он город большой и красивый, а над воротами надпись «Литосфера». Прочитал Иван-царевич мудрёное название и призадумался. Ребята! Кто поможет Ивану-царевичу объяснить это название? (Ученики отвечают)

Стал Иван-царевич про Ключ Земли спрашивать, ему и отвечают: «Есть в нашей стране Ключ Земли, но найти его не просто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его Прекрасная царевна Подземного царства» - «А как мне туда добраться?» — спрашивает Иван-царевич. «Нужно вырыть глубокий колодец», — отвечают ему люди.

Взял наш герой инструменты, вышел за городские стены и начал рыть колодец. Сначала царевичу рыть землю было легко.

Что такое горные породы? (Ученики отвечают)

Породы попадались мягкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная, торф.

А сейчас найдите в коллекции эти горные породы и опишите их по плану, результаты занесите в таблицу (план и таблица в тетради – приложение 1).



Характеристика торфа (Ученики отвечают). Как образовался торф?

Как образовался известняк ракушечник? (помощь учителя)

Горные породы образуются из остатков растений и животных на дне озер, морей, океанов в течение миллионов лет. А растения и животные – это живые организмы.

Поэтому эти горные породы называют органическими (слайд 7).

К ним относятся и горючие горные породы - нефть, природный газ.

Характеристика глины. Как образовалась глина, песок? (ответы учащихся, помощь учителя)

- 2 -


Горные породы, которые образовались при разрушении белее твердых горных пород под воздействием ветра, воды, солнца, растений, называются обломочными горными породами (слайд 7).

Характеристика поваренной соли (помощь учителя).

Другие горные породы образуются из растворенных в воде веществ, их называют химические (слайд 7).

Поваренная соль, калийная соль, гипс это осадки на дне водоемов.

Вода, проникающая в горные породы – известняки, превращается в минеральную, с большим содержанием различных веществ, особенно кальция.

Медленно капающая минеральная вода образует очень красивые натечные формы сталактиты и сталагмиты в пещерах, из содержащих в воде веществ (демонстрация натечных форм) (слайд 8-10).

Обломочные и химические – это неорганические горные породы. Почему (ответ с помощью учителя)?



Вывод: Органические, обломочные и химические горные породы объединяют в одну группу – осадочные горные породы (слайд 11) .

Горные породы, которые образуются при скоплении остатков растений и животных, при разрушении более твердых горных пород, из химических растворов называют осадочные (запись в тетрадь).

Осадочные породы залегают обычно слоями и в них можно найти отпечатки растений и животных (демонстрация отпечатков, окаменелостей)

Глубже роет колодец Иван-царевич, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки — бурый, магнитный, руды разных металлов.

Найдите в коллекции магнитный железняк и опишите его, результаты в таблицу. (Ребята в группах работают, описывают горные породы.)



Характеристика железняка (ответ учащихся).

Вывод: эта горная порода образовалась из раскаленной магмы, которая находиться в глубинах нашей планеты.

  1. Когда магма остывает на больших глубинах медленно, то образуются

- 3 -

крупнокристаллические горные породы – гранит (демонстрация).



  1. Но бывает, так что магма, внедрившись в земную кору не может прорвать ее, находясь в земной коре, она остывает быстрее – сотни и тысячи лет. За это время идет образование разнообразных рудных горных пород – так образовался магнитный железняк. Почему его так назвали? (учащиеся проверяют на компасе)

  2. Когда магма прорвет земную кору в том или ином месте. Мы, говорим, что происходит извержение вулкана. При извержении вулкана не происходит образования рудных месторождений, так как магма остывает быстро на поверхности Земли.

Когда из магмы выделяет много газов, она вспенивается и остывает, образует пемзу (легкая, много пустот, не тонет в воде – демонстрация), если выливается раскаленная магма – лава спокойно, то образуются очень прочные горные породы – вулканическое стекло (демонстрация).

Вывод: Все эти горные породы образовались из застывшей магмы, поэтому называют магматическими (слайд 12).

Горные породы, образовались из расплавленной магмы, называют магматические (запись в тетрадь).

Сказка продолжается. Глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело ему рыть, твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути: мрамор, кварцит. Да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.

Ребята! Что случилось? Почему трудно дышать нашему герою? (Ученики отвечают, что ядро Земли раскалено, и чем ближе к ядру, тем выше температура)

Характеристика мрамора (рассказ учителя, как образовался мрамор).

Вывод: Эти горные породы образовались на большой глубине под действием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Их называют метаморфическими (слайд12).

Горные породы, претерпевшие изменения на глубине, называют метаморфические (запись в тетрадь).

- 4 -


Скоро дело делается, да сказка наша еще не закончилась. Увлекся работой

Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. И

очутился он в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными каменьями. Светло кругом, как днем, на потолке радуга всеми цветами играет. А в центре зала на троне сидит Прекрасная царевна Подземного царства

(слайд 13). Поклонился ей Иван-царевич и молвил.- «Здравствуй, красная девица, заморская царица, не вели казнить, вели слово молвить! » — «Здравствуй, добрый молодец! С чем к нам пожаловал?» — «Люди говорят, что скрываешь ты Ключ Земли, а мне он очень нужен, обещал я батюшке добыть его! » - «Ну что ж, отгадаешь три мои загадки, отдам тебе заветный ключ!» — «Загадывай, ~ сказал Иван-царевич, — попробую отгадать!» (Ребята помогают отгадывать загадки.)



  1. Что сперва в воде родится.

А потом воды боится? (соль)

  1. Черен, как ворон

А греет, как Солнце (уголь).

  1. Белый, как сахар, но не сладкий,

Пока руки им не испачкаешь,

Ума- разума, не наберешься (мел).


Замечательно! Вы очень помогли Ивану-царевичу. Отгадал он все загадки. Прекрасная царевна ему и говорит: «Ну что ж, гость дорогой, набрался ли ты ума-разума, много ли нового узнал в моей стране?» — «Да, много интересного узнал я в стране Литосфера, в твоем подземном царстве». — «Вот тебе Ключ Земли, — отвечает царевна. — Запомни, юноша, только знания, как ключ, открывают любые замки и двери!» (слайд 14) .

Поклонился Иван-царевич в пояс, поблагодарил царевну Подземного царства за науку и отправился в обратный путь (слайд 15).

А чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно

- 5 –
4. Закрепление.

1) Повторение понятий ( осадочные, магматические, метаморфические).

2) Как называются горные породы, которые использует человек?

3) Отгадайте горные породы и определите, их происхождения.


  • Без нее не побежит,
    Ни такси, ни мотоцикл.
    Не поднимется ракета.
    Отгадайте, что же это? (Нефть).

  • Если встретишь на дороге,
    То увязнут сильно ноги,
    А сделать миску или вазу –
    Она понадобится сразу. (Глина)

  • Росли на болоте растения
    Стали топливом и удобрением. (Торф)

  • Он очень прочен и упруг,
    Строителям – надежный друг:
    Дома, ступени, постаменты
    Красивы станут и заметны. (Гранит)

  • Она варились долго
    В доменной печи,
    На славу получились
    Ножницы, ключи… (Руда).

4) Задание (слайд 16)

Сказка продолжается.

Вернулся Иван-царевич домой, в родной город, и рассказал отцу все о своем путешествии ( слайд 17). Похвалил его царь Додон за упорство и усердие. Поскакали по всему государству глашатаи и возвестили народу царскую волю: «Отныне царем в государстве объявляется Иван-царевич».

- 6 -


Передал ему отец власть и трон. И правил он долго и справедливо. Прославился своим умом и смекалкой.

А нам с вами прислал наш герой грамоту (домашнее задание)



( см.приложение 2 )
5. Подведение итогов работы, выставление оценок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Название

горной породы



Цвет

Структура:

зернистая (видны зерна минералов в породе)

Плотная (зерна минералов неразличимы)

Землистая (зерна неразличимы, порода оставляет след в руках)



Твердость:

Твердая


Средней твердости

Мягкая


Хрупкая

















Г Р А М О Т А

Друзья мои!!!

Спасибо Вам за помощь в поисках

Ключа Земли! Желаю успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались Вам неизвестны. Дома потрудитесь прочитать

§ 17 и заполнить таблицу №3.

Желаю Вам здоровья и упорства.



Царь Иван.
Приложение 2

Сказка «Горные породы, слагающие земную кору»

Цели урока: сформировать представления о строении земной коры, научить описывать горные породы, воспитание дружбы и взаимопомощи при групповой работе; воспитывать чувство прекрасн

85.35kb.

11 10 2014
1 стр.


Вопросы для подготовки к зачёту по предмету "Почвоведение с основами геологии"

Классификация 24. Что представляет собой интрузивные и эффузивные горные породы 25. Дайте характеристику кислым горным породам, назовите их 26. Характеристика средних горных пород,

28.22kb.

18 12 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины общая стратиграфия Специальность: 130101 «прикладная геология»

Стратиграфических кодексах и методах разработки шкал измерения геологического времени на основе изучения пространственно-временных взаимоотношений комплексов горных пород (геологич

124.51kb.

11 10 2014
1 стр.


Горные породы и минералы

Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи происхождения горных пород и минералов по их свойствам

70.14kb.

06 10 2014
1 стр.


Динамо-эффект планеты Земля и образование нефти

Пластинами земного конденсатора служат горные породы (пласты), а прокладкой

50.14kb.

27 09 2014
1 стр.


Самоуправления №6(2) 2012 Аметист

Здравствуйте, дорогие читатели! Наша редколлегия поздравляет вас с Новым годом и дарит новые рубрики: «Новости биологии», «Минералы и горные породы», а также «Путешествуем по Украи

193.65kb.

13 10 2014
1 стр.


Происхождение материков и океанов

Происхождение земной коры: основные теории – нептунизм ( все горные породы произошли из вод первичного Мирового океана), плутонизм (при остывании Земли уменьшается ее объем, земная

21.9kb.

10 09 2014
1 стр.


Породы овец из Чехии породы мясные Суфолк
29.9kb.

14 12 2014
1 стр.