СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1.Произведите синтаксический разбор данных предложений и укажите виды придаточных предложений. Составьте их схемы.
I. 1) Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце. (Ч.)
2) Около заднего воза, где был Егорушка, шёл старик с седой бородой. (Ч.)
3) Напишите, когда вы приедете. (Ч.)
4) Кто посеял, тот и пожал. (Даль.)
5) Куда пошла река, там и русло будет. (Поcл.)
6) Земля и море погрузились в глубокий мрак, так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего человека. (Арc.)
7) Когда занялась заря, стало видно, что погода будет хорошая. (Арc.)
II. 1) Морозный воздух так обжигал, что трудно было дышать. (Н. Ник.)
2) Валя проснулась оттого, что в столовой мать и отец тихо позвякивали чайной посудой. (Ф.)
3) Быстро, чтобы орлы не проведали об укрытом олене, я поспешил к Лувену. (Пришв.) 4) Гавриле всё-таки было приятно слышать человеческий голос, хотя это и говорил Челкаш. (М. Г.)
5) Всё было бы спасено, если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут. (Л.)
2.
Перепишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Укажите виды придаточных.
1) Если бы вы знали как я жалел что застал вместо вас одну записку вашу на моём столе.
2) Когда в окнах заполыхал багровый закатный свет музыка оборвалась. (Пауст.)
3) Коль нет цветов среди зимы то и грустить о них не надо. (Ес.)
4) Временами дорога прорывалась через такую гущу лещины что надо было сидеть согнувшись чтобы ветками не исхлестало лицо. (Пауст.)
5) Всё что нынче держим мы в руках мне с каждым днём становится дороже. (Исак.)
6) Цепи яблонь протянулись там где были пустыри. (Л.-К.)
7) Водой холодной обтирайся если хочешь быть здоров! (Л.-К.)
8) Всю ночь поют в пшенице перепёлки о том что будет урожайный год. (Исак.)
9) Мы не хотим чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела. (Безым.)