Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 13страница 14

Соборное Уложение 1649 года




Выверено по изданию: М.Н.Тихомиров, П.П.Епифанов.

Соборное уложение 1649 года. М., Изд-во Моск. ун-та, 1961.





О богохулниках и о церковных мятежниках

О государьской чести, и как его государьское здоровье

оберегать

О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было

О подпищикех, и которые печати подделывают

О денежных мастерех, которые учнут делати воровские денги

О проезжих грамотах в и(ы)ные государьства

О службе всяких ратных людей московского государьства

О искуплении пленных

О мытах и о перевозех, и о мостах

О суде

Суд о крестьянex

О суде патриарших приказных, и дворовых всяких людей, и крестьян

О монастырском приказе

О крестном целовании

О вершеных делах

О поместных землях

О вотчинах

О печатных пошлинах

О посадских людех

Суд о холопех

О розбойных и о татиных делех

Указ за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание

О стрелцах

Указ о атаманех и о казакех

Указ о корчмах

Лиц, приложивших руку к подлинному уложению 1649 г.



СТР.

В лето 7156 го(да), 20 июля, в 16 день, государь царь и 67

великии князь Алексеи Михайлович, всея Русии самодержец, в

двадесятое лето возраста своего, в третьее лето Богом хранимыя

своея державы, советовал с отцем своим и богомольцом, святейшим

Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и

со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором, и

говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными

людьми, которые статьи написаны в правилех Святых Апостол, и

Святых Отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны те

статьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьи

выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих

князей росийских, и отца его государева, блаженныя памяти

великого государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея

Русии, указы и боярские приговоры на всякие государьственные и на

земские дела собрать, и те государьские указы и боярские

приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в

прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено,

и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по

тому же написати и изложити по его государеву указу общим

советом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, от

болшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех

всем ровна. И указал государь царь и великий князь Алексей

Михайлович всея Русии то все собрати, и в доклад написати бояром,

князю Никите Ивановичю Одоевскому, да князю Семену Васильевичю

Прозоровскому, да околничему князю Федору Федоровичю Волконскому,

да дьяком Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову.

А для того своего государева и земского великого

царьственного дела указал государь, по совету со отцем своим и

богомольцем, святейшим Иосифом патриархом Московским и всея

Русии, и бояре приговорили выбрать из столников, и из стряпчих, и 68

из дворян московских и из жилцов, из чину по два человека, также

всех городов, из дворян и из детей боярских взяти из больших

городов, опричь Новагорода по два человека, а из новгородцов с

пятины по человеку, а из менших городов по человеку, а из гостей

трех человек, а из гостиные и из суконные сотен по два человека,

а ис черных сотен и из слобод, и из городов с посадов по

человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево

царьственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми

утвердити и на мере поставить, чтобы те все великие дела, по

нынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью, впредь были

ни чем нерушимы.

И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича

всея Русии указу, бояре князь Никита Ивановичь Одоевской с

товарыщи, выписав ис правил Святых Апостол и Святых Отец, и из

градских законов греческих царей, и из старых судебников прежних

великих государей, и из указов блаженные памяти великаго

государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, и

из боярских приговоров, и которых статей в прежних судебниках, и

во указех прежних государей, и в боярских приговорех не написано,

и те статьи написав вновь к государю приносили.

И в нынешнем во 157-м году, октября с третьего числа,

государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русии

самодержец, со отцем своим и з богомольцем святейшим Иосифом,

патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со

архиепископы и с епископом, также и с своими государевыми бояры,

и с околничими, и з думными людьми того собрания слушал, и

выборным людем, которые к тому общему совету выбраны на Москве и

из городов чтено, чтобы то все Уложенье впредь было прочно и

неподвижно. И указал государь то все Уложенье написать на список

и закрепити тот список святейшему Иосифу, патриарху Московскому и

всея Русии, и митрополитом, и архиепископом, и епископу, и

архимаритом и игуменом, и всему освященному собору, и своим

государевым бояром, и околничим, и думным людем, и выборным

дворяном и детем боярским, и гостем, и торговым и посадъцким

людем Московского государьства и всех городов Росийского царства.

А закрепя Уложение руками, указал государь списати в книгу, и

закрепить тое книгу дьяком Гаврилу Левоньтьеву, да Федору

Грибоедову, а с тое книги для утверженья на Москве во все приказы 69

и в городы, напечатать многие книги, и всякия дела делать по тому

Уложению.

И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича

всея Русии указу, то Уложение на список написано. И святейший

Иосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, и

архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь

освященныи собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и

выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие

люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с того

Уложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книги

напечатана сия книга.

А как то Уложение по государеву, цареву и великого князя

Алексея Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, и в

то время в ответной полате, по государеву указу сидел боярин

князь Юрьи Алексеевичь Долгорукой, да с ним выборные люди.




ГЛАВА I 70

А В НЕЙ 9 СТАТЕЙ О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХ

1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской

человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса

Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и

Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его

угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет

сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити,

зжечь.


2. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время

святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургии

совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он

так учинит, казнити смертию безо всякия пощады.

3. А будет кто во время святыя Литургии и в и(ы)ное

церковное пение, вшед в церковь Божию, учнет говорити

непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и

епископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, и

тем в церкви Божественному пению учинит мятеж, а государю про то

ведомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту

его вину учинити торговая казнь.

4. А будет кто, пришед в церковь Божию, учнет бити кого ни

буди, и убьет кого досмерти и того убойца по сыску самого казнити

смертью же.

5. А будет ранит, а не досмерти убьет, и ему учинити

торговая казнь без пощады, и вкинути в тюрму на месяц, да на нем2

же взяти раненому за увечье бесчестье вдвое.

6. А будет такой бесчинник кого ни буди в церкви Божии

ударит, а не ранит, и его за такое бесчиние бити батоги, да на

нем же взяти тому, кого он ударит, бесчестие.

7. А будет кого обесчестит словом, а не ударит, и его за 71

бесчинъство посадити в тюрму на месяц. А кого он обесчестит, и

тому доправить на нем бесчестье, чтобы на то смотря в церкви

Божии никакова бесчинъства не было.

8. А в церкви во время церковнаго пения, государю царю и

великому князю Алексею Михайловичи всея Русии и великому

господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, и

митрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своих

делех не бити челом, чтобы от того в церкви Божии церковному

пению смятения не было, понеже церковь Божия устроена приходити

на молитву. И православным християном подобает в церкви Божии

стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити.

9. А будет кто, забыв страх Божии, и презрев царьское

повеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, в

церкви Божии во время церковнаго пения, о каких своих делех бити

челом, и того челобитчика за то вкинуть в тюрму, на сколько

государь укажет.


ГЛАВА II 72

О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ

а в ней 22 статьи

1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское

здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и

по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он

на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова

по сыску казнить смертию.

2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя

Московским государьством завладеть и государем быть и для того

своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского

величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами

ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым

недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или

какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому

извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по

тому же казнити смертию.

3. А будет кто царьского величества недругу город здаст

изменою, или кто царьского величества в городы примет из и(ы)ных

государьств зарубежных людей для измены же, а сыщется про то

допряма, и таких изменников казнити смертию же.

4. А будет кто умышлением и изменою город зазжжет, или

дворы, и в то время, или после того зажигальщик изыман будет, и

сыщется про то его воровство допряма, и его самого зжечь безо

всякого милосердия.

5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взяти на

государя.

6. А жены будет и дети таких изменников про ту их измену

ведали, и их по тому же казнити смертию.

7. А будет которая жена про измену мужа своего, или дети про 73

измену же отца своего не ведали, и сыщется про то допряма, что

они тоя измены не ведали, и их за то не казнити, и никакова

наказания им не чинити, а на прожиток из вотчин и ис поместей им,

что государь пожалует.

8. А будет после которого изменника останутся дети, а жили

те его дети до измены его от него в розделе, а не с ним вместе, и

про измену его те его дети не ведали, и животы у них и вотчины

были свои особные, и у тех его детей животов их и вотчин не

отъимати.

9. А будет кто изменит, а после его в Московском

государьстве останутся отец, или мати, или братья родные, или

неродные, или дядья, или иной кто его роду, а жил он с ними

вместе, и животы и вотчины у них были вопче, и про такова

изменника сыскивати всякими сыски накрепко, отец и мати и род его

про ту его измену ведали ли. Да будет сыщется допряма, что они

про измену того изменника ведали, и их казнити смертию же, и

вотчины и поместья их и животы взяти на государя.

10. А будет про них сыщетъся допряма, что они про измену

того изменника не ведали, и их смертию не казнити, и поместья и

вотчины и животов у них не отъимати.

11. А будет которой изменник быв в котором государьстве,

выедет в Московъское государство, и государь пожалует его, велит

ему вину его отдати, и ему поместья дослуживатися внов, а в

вотчинах его государь волен, а прежних его поместей ему не

отдавать.

12. А будет кто на кого учнет извещати великое государево

дело, а свидетелей на тот свой извет никого не поставит, и ни чим

не уличит, и сыскать про такое государево великое дело будет

нечим, и про такое великое дело указ учинить по разсмотрению, как

государь укажет.

13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или

какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или

крестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ни чем их

не уличат, и тому их извету не верить. И учиня им жестокое

наказание, бив кнутом не щадно, отдати тем, чьи они люди и

крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делех таким

изветчиком не верить.

14. А которые всяких чинов люди учнут за собою сказывать

государево дело или слово, а после того они же учнут говорить,

что за ними государева дела или слова нет, а сказывали они за 74

собою государево дело или слово, избывая от кого побои, или

пьяным обычаем, и их за то бить кнутом, и бив кнутом, отдать

тому, чей он человек.

15. А будет кто изменника догнав на дороге убьет, или поимав

приведет к государю, и того изменника казнить смертью, а тому,

кто его приведет или убьет, дати государево жалованье из его

животов, что государь укажет.

16. А кто на кого учнет извещати государево великое дело,

или измену, а того, на кого он то дело извещает в то время в

лицах не будет, и того, на кого тот извет будет сыскати и

поставить с и(ы)зветчиком с очей на очи, и против извету, про

государево дело и про измену сыскивати всякими сыски накрепко, и

по сыску указ учинить, как о том писано выше сего.

17. А будет кто на кого доводил государево великое дело, или

измену, а не довел, и сыщется про то допряма, что он такое дело

затеял на кого напрасно, и тому изветчику тоже учинити, чего бы

довелся тот, на кого он доводил.

18. А кто Московского государьства всяких чинов люди

сведают, или услышат на царьское величество в каких людех скоп и

заговор, или иной какой злой умысл и им про то извещати государю

царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, или его

государевым бояром и ближним людем, или в городех воеводам и

приказным людем.

19. А будет кто сведав, или услыша на царьское величество в

каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл, а государю

и его государевым бояром и ближним людем, и в городех воеводам и

приказным людем, про то не известит, а государю про то будет

ведомо, что он про такое дело ведал, а не известил, и сыщется про

то допряма, и его за то казнити смертию безо всякия пощады.

20. Такъже самовольством, скопом и заговором к царьскому

величеству, и на его государевых бояр и околничих и на думных и

на ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и на

приказных людей, и ни на кого никому не приходити, и никого не

грабити и не побивати.

21. А кто учнет к царьскому величеству, или на его

государевых бояр и околничих и думных и ближних людей, и в

городех и в полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого 75

ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити, или

побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнити

смертию безо всякия пощады.

22. А будет ис которого города, или ис полков воеводы и

приказные люди отпишут к государю на кого на служилых, или иных

чинов на каких людей, что они приходили к ним скопом и заговором,

и хотели их убити; а те люди, на кого они отпишут, учнут бити

челом государю на воевод и на приказных людей о сыску, что они

скопом и заговором к ним не прихаживали, а приходили к ним

немногие люди для челобитья, и по тому челобитью про них в

городех сыскивати всем городом, а в полкех всеми ратными людьми.

Да будет сыщется про них допряма, что они в городех и в полках к

воеводам приходили для челобитья, а не для воровства, и их по

сыску смертью не казнити. А воеводам и приказным людем, которые

на них отпишут к государю ложно, за то чинити жестокое наказание,

что государь укажет.


ГЛАВА III 76

О ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ, ЧТОБ НА ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ НИ ОТ КОГО НИКАКОВА

БЕСЧИНЬСТВА И БРАНИ НЕ БЫЛО

1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе

и в его государьских полатах, не опасаючи чести царского

величества, кого обесчестит словом, а тот, кого он обесчестит,

учнет на него государю бити челом о управе, и сыщется про то

допряма, что тот, на кого он бьет челом, его обесчестил, и по

сыску за честь государева двора того, кто на государеве дворе

кого обесчестит, посадити в тюрму на две недели, чтобы на то

смотря иным неповадно было впередь так делати. А кого он

обесчестит, и тому указати на нем бесчестье.

2. А будет кто в государеве дворе кого задерет, из дерзости

ударит рукою, и такова тут же изымати, и неотпускаючи его про тот

его бой сыскати, и сыскав допряма за честь государева двора

посадити его в тюрму на месец. А кого он ударит, и тому на нем

доправити бесчестье. А будет кого он ударит до крови, и на нем

тому, кого он окрававит, бесчестье доправити вдвое, да его же за

честь государева двора посадити в тюрму на шесть недель.

3. А будет кто при царьском величестве вымет на кого саблю,

или иное какое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя раны

тот, кого он ранит, умрет, или в те же поры он кого досмерти

убьет, и того убойца, за то убойство самого казнити смертию же. А

хотя будет тот кого тот убойца ранит, и не умрет, и того убойца

по тому же казнити смертию, да из животов его взяти убитого

кабалныя долги.

4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди

оружье, а не ранит, и не убиет, и того казнити, отсечь рука.

5. А будет кто в государеве дворе, и не при государе, на 77

кого оружие вымет, а не ранит, и того посадити на три месяцы в

тюрму. А будет ранит, и на нем раненому доправити бесчестие и

увечье против окладу вдвое, да его же дати на поруки в том, что

ему без указу ис того города, где он кого ранит, не съежжати до

тех мест, покаместа раненой обможется или умрет. А будет раненой

обможется, и тому, кто его ранит, отсечь рука. А будет тот

раненой от раны умрет, и того, кто его ранит, казнити смертию.

6. Такоже царьского величества во дворе на Москве, или где

изволит царьское величество во объезде быти, и ис пищалей и из

луков и из и(ы)ного ни ис какова оружья никому без государева

указу не стреляти, а с таким оружьем в государеве дворе не

ходити. А будет кто в государеве дворе на Москве, или в объезде

кого ранит, или кого убиет досмерти, и того казнити смертию же.

7. А будет кто на государеве дворе, на Москве, и в объезде,

учнет ходити с пищальми и с луками, хотя и не для стрелбы, и ис

того оружья никого не ранит и не убиет, и тем за ту вину учинити

наказание, бити батоги и вкинути на неделю в тюрму.

8. А кому лучится стояти в государевых в дворцовых селех,

и тем в государевых прудех и в озерах рыбы на себя не ловити.

А будет кто без государева повеления в дворцовых селех учнет

в государевых прудех и в озерах рыбу ловити, и на том взяти на

государя пеня, или ему наказание учинити, что государь укажет.

9. А будет кто царьского величества во дворе украдет что ни

буди впервые, и сыщется про то допряма, и того бити кнутом.

А будет того же татя с краденым в государеве дворе поймают

в другие, и того бити кнутом же, да вкинути на полгода в тюрму.

А будет тот же тать поиман будет с краденым в государеве дворе

в третьие, и ему за то отсечь рука, чтобы на то смотря иным

неповадно было воровати, в государеве дворе красти.




ГЛАВА IV 78

О ПОДПИЩИКЕХ, И КОТОРЫЕ ПЕЧАТИ ПОДДЕЛЫВАЮТ

1. Будет кто грамоту от государя напишет сам себе воровски

или в подлинной государеве грамоте и в и(ы)ных в каких приказных

писмах что переправит своим вымыслом, мимо государева указу и

боярскаго приговору, или думных и приказных людей и подъяческия

руки подпишет, или зделает у себя печать такову, какова

государева печать, и такова за такия вины по сыску казнити

смертию.


2. А будет кто воровством же учнет отъимати государевы

печати от государевых грамот, или от иных каких приказных писем,

и те государевы печати учнет к иным каким воровским писмам

прикладывати, или будет кто учнет какия писма воровством же

наряжати, и приказныя писма переправливати мимо государева указу,

и того казнити смертию же, а писмам его нарядным ни в чем не

верити.

3. А будет кто такия писма зделав умрет, а после его те



писма объявятся у племяни, или у прикащиков его, и то его племя и

прикащики учнут по тем писмам о каком деле государю бити челом, и

про них сыскати, каким обычаем те им писма досталися, и где их

взяли, и про то они ведали ли, что те писма нарядные. Да будет

про них в сыску скажут, или они и сами в том повинятся, что они

про то ведали, что те писма воровские, нарядные, а держали они их

у себя для своих пожитков и корысти, и тех людей по тому же

казнити смертию.

4. А будет про них в сыску скажут, что они те нарядные писма

держали у себя не ведая того, что они зделаны воровски, и их за

то смертию не казнити, только тем нарядным писмам ни в чем не

верити, и суда по них ни на кого не давати.




ГЛАВА V 79

О ДЕНЕЖНЫХ МАСТЕРЕХ, КОТОРЫЕ УЧНУТ ДЕЛАТИ ВОРОВСКИЕ ДЕНГИ

1. Которые денежные мастеры учнут делати медные или

оловяные, или укладные денги, или в денежное дело, в серебро

учнут прибавливати медь или олово или свинец, и тем государеве

казне учнут чинити убыль, и тех денежных мастеров за такое дело

казнити смертию, залити горло.

2. А будет золотых и серебреных дел мастеры возмут у кого

золотое и серебреное дело, и учнут в золото и в серебро мешати

медь же и олово и свинец, и их по сыску за то бити кнутом. А что

они кому учинят убытка тем, что в золото, или в серебро подмешают

меди, или олова, или свинцу, и то на них доправя отдати тому,

кому они такой убыток учинят.





следующая страница>


Соборное уложение 1649 года

А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет

541kb.

09 10 2014
3 стр.


Соборное Уложение 1649 года

О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было

4073.37kb.

04 09 2014
14 стр.


Соборное Уложение 1649 г. Глава X о суде стр

Суд государя царя и великого князя Алексея Михайловича 96 всея Русии, судити бояром и околничим и думным людем и дияком, и всяким приказным людем, и судьям, и всякая росправа делат

1200.48kb.

10 09 2014
7 стр.


Соборное послание святого Апостола Иакова

Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться

103.04kb.

09 10 2014
1 стр.


Первое соборное послание святого Апостола Петра Глава 1

Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным

105.43kb.

29 09 2014
1 стр.


Священник Олег Стеняев Беседы на Соборное послание святого апостола Иакова

Исследуя Писание (см.: Ин. 5, 39) и самые разнообразные явления современной жизни, отец Олег приходит к выводу, что «сейчас — время восстанавливаться, восстанавливаться духовно» и

1698.59kb.

08 10 2014
9 стр.


Т- 34 средний танк

Харькове — с 1940 года, в Нижнем Тагиле — с 1941 года; Сталинградском тракторном — с 1941 года; «Красное Сормово» -с 1941 года; «Уралмаше» — с 1942 года; №174 в Омске — с 1942 года

117.72kb.

12 10 2014
1 стр.


Закон кыргызской республики г. Бишкек, от 8 июня 1998 года n 77 о нефти и газе

В редакции Законов кр от 9 марта 2004 года n 19, 18 мая 2012 года n 58, 29 мая 2012 года n 74, 11 октября 2012 года n 171, 13 февраля 2013 года n 15

248.82kb.

06 10 2014
1 стр.