Перейти на главную страницу
Настоящий Закон основывается на Конституции Кыргызской Республики и нормативных правовых актах Кыргызской Республики.
Действие положений настоящего Закона распространяется на все организации нефтегазовой отрасли республики независимо от форм их собственности, а также на всех граждан, физических и юридических лиц Кыргызской Республики.
Статья 1. Нефтегазовая отрасль
Нефтегазовая отрасль - составная часть промышленности, включающая комплекс организационных, технических и технологических процессов, связанных с поисками, разведкой, разработкой (добычей), хранением, переработкой, транспортировкой и продажей нефти, газа и продуктов их переработки.
Деятельность организаций нефтегазовой отрасли регулируется положениями настоящего Закона, Конституцией Кыргызской Республики и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Статья 2. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются создание нормативно-правовой базы, соответствующей международным стандартам, для обеспечения повышения экономической эффективности, надежности и безопасности функционирования и деятельности организаций в нефтегазовой отрасли, защита прав потребителей и производителей, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в нефтегазовую отрасль для интенсивного увеличения объемов их производства.
В настоящем Законе нижеперечисленные термины имеют следующие значения:
Сервитут может быть "согласительным" (свободным), разрешаемым по согласию сторон, либо принудительным (административным), решаемым при участии лицензиара или в судебном порядке;
Все геологические ресурсы нефти и природного газа, залегающие в недрах Кыргызской Республики, являются исключительной собственностью государства в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики "О недрах" и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Организации, являющиеся компетентными в деятельности нефтегазовой отрасли, могут иметь государственную, частную и смешанную формы собственности.
Правительство Кыргызской Республики:
- разрабатывает стратегию развития нефтегазовой отрасли и программу ее реализации;
- предоставляет имущественные права на осуществление деятельности в нефтегазовой отрасли согласно нормативным правовым актам Кыргызской Республики;
- осуществляет контроль за эксплуатацией и эффективностью использования ресурсов нефти и газа;
- создает благоприятные нормативные правовые и фискальные условия для привлечения инвестиций в нефтегазовую отрасль;
- разрабатывает и осуществляет программу охраны окружающей среды от отрицательного воздействия деятельности в нефтегазовой отрасли;
- устанавливает правила пользования недрами, их охраны, разработки нефтяных и газовых месторождений, транспортировки, эксплуатации и продажи;
- контролирует состояние балансов нефти и природного газа, организует государственный учет изученности недр;
- обеспечивает формирование стратегических запасов нефти, природного газа и учет их размещения на территории республики;
- разрабатывает и реализует инвестиционную политику в нефтегазовой отрасли;
- обеспечивает функционирование государственной системы лицензирования, контроля за соблюдением условий лицензирования деятельности в нефтегазовой отрасли;
- проводит общую ценовую политику в нефтегазовой отрасли в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;
- разрабатывает и осуществляет программу по демонополизации, разгосударствлению и приватизации в нефтегазовой отрасли;
- осуществляет надзор за обеспечением техники безопасности при производстве геологоразведочных работ.
Правительство Кыргызской Республики может делегировать отдельные полномочия другим государственным органам.
Правительство Кыргызской Республики вправе запретить экспорт нефти и газа, добытых на территории Кыргызской Республики, и продуктов их переработки на срок не более шести месяцев в течение календарного года с указанием причин.
(В редакции Закона КР от 29 мая 2012 года N 74)
Статья 7. Государственные органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности
Государственные органы, уполномоченные Правительством Кыргызской Республики на ведение лицензионной деятельности, осуществляют подготовительную работу по лицензированию.
В компетенцию Правительства Кыргызской Республики входит утверждение конкурсных комиссий по лицензированию прав пользования недрами.
Правительство Кыргызской Республики определяет государственные органы, которые в соответствии с законами Кыргызской Республики "О лицензировании" и "О недрах" уполномочены выдавать лицензии на право осуществления деятельности в нефтегазовой отрасли.
Правительство Кыргызской Республики обладает правами делегировать право лицензирования на остальные виды деятельности в нефтегазовой отрасли другим государственным органам.
(В редакции Закона КР от 11 октября 2012 года N 171)
Статья 8. Концессия на деятельность в нефтегазовой отрасли
Концессия на деятельность в нефтегазовой отрасли предоставляется на конкурсной основе в соответствии с законами Кыргызской Республики "О концессиях и концессионных предприятиях в Кыргызской Республике" и "О государственных закупках".
Плата за концессию устанавливается в зависимости от природной ценности месторождения на момент подписания концессионного договора.
(В редакции Закона КР от 18 мая 2012 года N 58)
Статья 9. Полномочия органов местных государственных администраций при осуществлении деятельности в нефтегазовой отрасли
Органы местных государственных администраций при осуществлении лицензиатами деятельности в нефтегазовой отрасли:
а) выдают земельные отводы под участки недр, представляемых для поиска, разведки, разработки (добычи) в нефтегазовой отрасли;
б) принимают участие в разработке и осуществлении территориальных программ развития и использования ресурсов углеводородного сырья совместно с местными кенешами;
в) принимают участие в экологической экспертизе проектов поисково-разведочных работ и разработки (добычи) нефти и газа совместно с территориальными экологическими службами уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды;
г) принимают участие в осуществлении контроля за использованием и охраной недр при поисково-разведочном изучении и разработке (добычи) нефти и газа совместно с территориальными службами уполномоченного государственного органа в области недропользования;
д) совместно с соответствующими территориальными государственными службами вводят ограничения на пользование участками недр в случаях, если это пользование создает угрозу жизни и здоровью людей, может нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.
(В редакции Закона КР от 18 мая 2012 года N 58)
Статья 10. Порядок проведения тендера (конкурса) на проекты осуществления деятельности в нефтегазовой отрасли
Тендеры (конкурсы) на проекты осуществления деятельности в нефтегазовой отрасли проводит тендерная комиссия, утверждаемая постановлением Правительства Кыргызской Республики. В средствах массовой информации сообщается о порядке и сроках проведения тендера (конкурса) согласно Закону Кыргызской Республики "О государственных закупках товаров, работ и услуг". В своей работе тендерная комиссия руководствуется положением о порядке проведения тендера (конкурса) в нефтегазовой отрасли на территории Кыргызской Республики, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики.
Порядок лицензирования деятельности в нефтегазовой отрасли осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О лицензировании".
Лицензии выдаются в соответствии с законами Кыргызской Республики "О лицензировании" и "О недрах" на виды деятельности в нефтегазовой отрасли. Организация, обладающая лицензией, имеет преимущественное право на соответствующий вид деятельности в нефтегазовой отрасли.
Владелец лицензии свою деятельность в нефтегазовой отрасли должен осуществлять таким образом, чтобы обеспечить оптимальное использование месторождений нефти и газа, предотвращать их утечку и другие потери при производстве и транспортировке. Сжигание газа может быть разрешено только в случае, если в плане разработки будет продемонстрировано, что альтернативные методы удаления отходов помешают коммерческому развитию месторождения.
Формы типовых лицензионных соглашений (контрактов), разрабатываемые лицензиаром, утверждаются Правительством Кыргызской Республики и являются документами строгой отчетности.
Лицензия и лицензионное соглашение (контракт) как неотъемлемое приложение к лицензии должны содержать следующие необходимые сведения о лицензиате:
а) компетентность в нефтегазовой отрасли;
б) финансовая состоятельность;
в) конкретная программа и целевое назначение работ в нефтегазовой отрасли;
г) применяемые методы и технологии;
д) гарантия охраны и восстановления природной среды;
е) форс-мажорные обстоятельства и другие сведения, определяемые положениями о лицензировании отдельных видов деятельности в нефтегазовой отрасли.
Статья 15. Порядок заключения и регистрации лицензионного соглашения (контракта) на деятельность в нефтегазовой отрасли
Лицензионное соглашение (контракт) на деятельность в нефтегазовой отрасли заключается между лицензиаром, уполномоченным Правительством Кыргызской Республики и лицензиатом, и регистрируется лицензиаром согласно Закону Кыргызской Республики "О лицензировании".
Сроки действия лицензионного соглашения (контракта) определяются технико-экономическими обоснованиями, техническими проектами, масштабами месторождения нефти и газа и устанавливаются лицензией.
К лицензионным соглашениям (контрактам) о деятельности в нефтегазовой отрасли применяются положения Гражданского кодекса Кыргызской Республики.
Статья 17. Совместное и (или) раздельное проведение деятельности в нефтегазовой отрасли
Форма проведения деятельности в нефтегазовой отрасли на месторождении, пересекающем территории двух или более владельцев лицензий, может быть раздельной и (или) совместной на основании договора между двумя или несколькими лицензиатами, согласованного с лицензиаром.
Если стороны не могут достичь согласия, то лицензиар предпринимает необходимые действия, в пределах его компетенции, для достижения приемлемого согласия между сторонами при заключении договора.
Владелец лицензии должен предоставлять открытый доступ третьей стороне для транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов при наличии излишков в трубопроводах и помещениях. Открытый доступ предоставляется при условии оплаты соответствующих транспортных тарифов и на основании контракта, заключенного между двумя сторонами. Если в течение 6 месяцев после поступления заявки на предоставление открытого доступа владелец лицензии и третья сторона не смогли достигнуть соглашения на коммерческой основе для таких сделок, лицензионный орган имеет право принять необходимые меры по обеспечению такого соглашения между сторонами в установленном законом порядке.
Если месторождение пересекает территорию двух или более владельцев лицензий, владельцы лицензий должны начать обсуждение совместной разработки месторождения. Владельцы лицензий должны определить наиболее оптимальный способ совместной разработки месторождения и заключить письменные соглашения о совместной разработке. Такие соглашения должны содержать совместный план разработок, который должен быть одобрен лицензиаром. В случае, если владельцы лицензий не смогут согласовать план между собой, лицензиар должен вмешаться в установленном законом порядке и требовать разработки плана независимым экспертом и выполнения его владельцами лицензий. Невыполнение указания лицензиара по данному вопросу ведет к лишению лицензии на месторождение и изъятию соответствующей территории из поля деятельности владельца лицензии.
Право на сооружение искусственных инженерных сооружений в нефтегазовой отрасли, являющихся неотъемлемой частью и необходимым для обеспечения успешной деятельности в нефтегазовой отрасли, предоставляется лицензиату на основании результатов тендера (конкурса) и в соответствии с лицензионным соглашением (контрактом).
Лицензиат может с согласия лицензиара передавать право на лицензию третьим лицам, располагающим техническими и финансовыми возможностями для дополнительного обеспечения финансирования проекта на контрактной территории.
Если лицензиат не выполняет свои обязательства перед третьим лицом, то лицензиар может лишить лицензиата права передачи лицензии третьему лицу.
Третье лицо как последующий лицензиат обязано в течение 30 дней представить лицензиару информацию, необходимую для перерегистрации лицензии на свое имя.
Третье лицо, на которое переоформляется лицензия, обязано принять на себя обязательства по сохранению условий, установленных в лицензионном соглашении с прежним лицензиатом, и возместить расходы, понесенные прежним владельцем, в размерах, подтвержденных лицензиаром и финансовыми структурами на основании соответствующих финансовых документов.
Статья 21. Приоритетное право на приобретение нефти, газа и продуктов их переработки в Кыргызской Республике
Приоритетное право на приобретение нефти, газа и продуктов их переработки предоставляется Кыргызской Республике в соответствии со статьей 21 Закона Кыргызской Республики "О недрах".
В случае продажи или экспорта нефти, газа и продуктов их переработки лицензиат обязан предварительно за месяц уведомить о такой операции уполномоченный Правительством Кыргызской Республики государственный орган и предоставить ему приоритетное право на покупку всего количества или части нефти, газа и продуктов их переработки, полученных в результате деятельности в нефтегазовой отрасли.
Статья 22. Реквизиция нефти, газа и продуктов их переработки в случае форс-мажорных обстоятельств и последующая их компенсация
В случае форс-мажорных обстоятельств Правительство Кыргызской Республики обладает правом реквизиции всего количества или части нефти, газа и продуктов их переработки, принадлежащих лицензиату, и гарантирует их компенсацию в натуральном или стоимостном выражении, определенном на момент реквизиции, в течение последующих 6 (шести) месяцев.
Государственный контроль за деятельностью в нефтегазовой отрасли на территории Кыргызской Республики осуществляется уполномоченным Правительством Кыргызской Республики государственным органом на основании Конституции Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики "О недрах", статьи 6 настоящего Закона, положений, утверждаемых Правительством Кыргызской Республики и других нормативных правовых актов. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль за деятельностью в нефтегазовой отрасли, несут ответственность за обеспечение конфиденциальности полученной информации.
С целью обеспечения обмена полной и надлежащей информацией между владельцем лицензии и уполномоченным Правительством Кыргызской Республики государственным органом (лицензиаром), владелец лицензии представляет план разработки месторождения на случай коммерческого открытия. Утверждение такого плана не должно сдерживаться без основания.
До даты закрытия месторождения владелец лицензии должен представить на рассмотрение лицензиару план ликвидации и реабилитации территории месторождения, который не должен сдерживаться без основания. Лицензиару должны представляться данные касательно деятельности по нефти и газу при условии обеспечения конфиденциальности, предусмотренной в лицензионном соглашении (контракте).
Статья 25. Возникновение сервитута в сопредельных горных отводах при деятельности в нефтегазовой отрасли
Право свободного или принудительного доступа к сопредельному горному отводу возникает в случаях:
- если существуют доказательства того, что работы в данном горном отводе могут нанести ущерб в сопредельном горном отводе;
- если работы по ликвидации аварий на контрактной территории (лицензионной площади) можно быстрее произвести с площади сопредельного горного отвода.
Во всех случаях затраты, связанные с проведением работ, указанных в абзацах втором и третьем настоящей статьи, возмещаются за счет стороны, получающей право доступа к сопредельным горным отводам.
Возникающие споры решаются в установленном законом порядке.
Право свободного или принудительного доступа к сопредельному земельному отводу возникает в случаях:
- обслуживания и ремонта авто- и железнодорожных магистралей, нефтегазопроводов, электролиний и других сооружений регионального и государственного значения, проложенных по площади земельного отвода;
- если для ликвидации аварийных ситуаций в земельном отводе быстрее открывается доступ со стороны сопредельного и (или) несопредельного земельного отвода;
- производства геофизических, топографических, маркшейдерских, археологических и других изыскательских работ государственного значения.
Статья 27. Отношения между лицензиатом и владельцами земельных прав при деятельности в нефтегазовой отрасли
Отношения между лицензиатом и владельцами земельных прав на пользование земельными участками, общераспространенными полезными ископаемыми, поверхностными водами, лесами и другими материальными ресурсами, необходимыми в деятельности нефтегазовой отрасли, определяются на основании договора, заключенного между сторонами.
В случаях, если владелец земельных прав намерен измерить свои ирригационные и другие системы в сельскохозяйственных целях, влияющих на деятельность в нефтегазовой отрасли, он обязан получить на это разрешение лицензиара.
Статья 28. Разрешение споров между лицензиаром и владельцами земельных прав при деятельности в нефтегазовой отрасли
Лицензиат, осуществляющий деятельность в нефтегазовой отрасли, и владельцы земельных прав, в пределах своей компетенции, при содействии лицензиара, осуществляют необходимые действия для достижения приемлемого согласия между сторонами при заключении договора. Если стороны не пришли к обоюдному согласию, окончательное решение по спорному вопросу принимается в судебном порядке.
Эксплуатация трубопроводного транспорта и всех инженерных сооружений, обеспечивающих его функционирование, осуществляется одним или несколькими лицензиатами на основании лицензии и лицензионного соглашения (контракта). Лицензиат может предоставлять право на эксплуатацию трубопроводного транспорта и всех инженерных сооружений другой стороне на основании договора, заключенного между сторонами. Если стороны не могут достичь согласия, то лицензиар предпринимает действия, в пределах его компетенции, для достижения приемлемого согласия между сторонами при заключении договора. Если стороны не пришли к обоюдному согласию, то окончательное решение по спорным вопросам принимается в судебном порядке.
В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О защите прав потребителей" лицензиат обеспечивает потребителей нефтью, газом и продуктами их переработки на основании договора между сторонами в соответствии с их интересами.
В случае возникновения конфликтных ситуаций лицензиар предпринимает действия, в пределах его компетенции, для достижения приемлемого согласия между сторонами при заключении договора. Если стороны не пришли к обоюдному согласию, то окончательное решение по спорным вопросам принимается в судебном порядке.
Статья 32. Право лицензиата на прекращение обеспечения потребителей нефтью, газом и продуктами их переработки
Лицензиат имеет право на прекращение поставки нефти, газа и продуктов их переработки в случае нарушения потребителями условий договора между сторонами. Лицензиат уведомляет потребителя о прекращении поставки за месяц с момента установления факта нарушения условий договора. Лицензиар на основании условий лицензионного соглашения (контракта) и договора между сторонами предпринимает необходимые действия, в пределах его компетенции, для разрешения конфликта между сторонами. Если поставщик и потребитель не пришли к обоюдному согласию, то возникшие между ними спорные вопросы разрешаются в судебном порядке.
В соответствии с законами и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики лицензиар, по согласованию с Правительством Кыргызской Республики, регулирует:
- экономически обоснованные и социально ориентированные цены на нефть, природный газ и продукты их переработки;
- политику демонополизации лицензиатов, осуществляющих продажу нефти, газа и продуктов их переработки, содействует развитию конкуренции, обеспечивая равные возможности и условия доступа всех конкурентов к деятельности в нефтегазовой отрасли.
Потребитель газа, в том числе бытовой потребитель, производит оплату по тарифам, действующим на период потребления, согласно показаниям индивидуального счетчика, один раз в календарный месяц, либо с использованием электронных счетчиков с картой предоплаты, либо путем внесения предварительной оплаты газа в соответствии с условиями контракта.
Для бытовых потребителей счетчики устанавливаются поставщиком газа на безвозмездной основе, кроме случаев поломки счетчика потребителем (за исключением заводского брака или некачественной установки).
(В редакции Закона КР от 13 февраля 2013 года N 15)
Статья 34. Налоги и платежи на деятельность в нефтегазовой отрасли
Налоги с организаций, осуществляющих деятельность в нефтегазовой отрасли, взимаются в государственный бюджет в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики.
Государственный контроль за защитой окружающей среды и безопасным ведением работ при деятельности в нефтегазовой отрасли осуществляется государственными органами, уполномоченными Правительством Кыргызской Республики, на основании соответствующих законов и нормативных правовых актов Кыргызской Республики и положений, утвержденных Правительством Кыргызской Республики.
Задачей государственного контроля за охраной окружающей среды и безопасным ведением работ в нефтегазовой отрасли является обеспечение соблюдения всеми лицензиатами законодательства Кыргызской Республики, стандартов (правил, норм) при изучении и использовании контрактной территории, предупреждение и устранение вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также выбросов гидрокарбонатов и газов в нижний горизонт почвы, водоемы, на земную поверхность и в атмосферу.
Возмещение убытков пострадавшей стороне и затрат на восстановление окружающей среды производится за счет виновной стороны в размерах, в соответствии с существующими тарифами на момент возмещения убытков и затрат, а в случаях несогласия сторон - в судебном порядке.
При ведении производственно-хозяйственной деятельности на контрактной территории лицензиат имеет право на использование не принадлежащей ему недвижимости независимо от форм собственности, в том числе и государственной, на основании договора, заключенного между сторонами при содействии лицензиара.
Межгосударственные отношения при деятельности в нефтегазовой отрасли, включая транзит, регулируются двусторонними или многосторонними соглашениями между хозяйствующими субъектами государств, участвующих в этой деятельности, и утверждаются межгосударственными соглашениями.
В случае несогласия сторон вопросы решаются в соответствии с нормативными правовыми актами, стандартами, правилами и условиями межгосударственных соглашений, оговоренных при заключении этих соглашений между сторонами.
Статья 38. Ответственность лицензиата за нарушение законодательства Кыргызской Республики при осуществлении деятельности в нефтегазовой отрасли
Лицензиат, осуществляющий деятельность в нефтегазовой отрасли, несет ответственность в соответствии с настоящим Законом, другими законами и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики:
- при проведении работ на контрактной территории методами и способами, создающими угрозу для безопасности работающих и населения, а также загрязнения окружающей среды;
- при самовольной застройке на площадях нефтяных и газовых месторождений;
- при нарушении права собственности на информацию о нефтяных и газовых месторождениях;
- при невыполнении требований о приведении ликвидируемых и консервируемых буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований о сохранении буровых скважин на время консервации организаций и других нарушениях;
- в случаях нарушения законодательства при осуществлении деятельности в нефтегазовой отрасли.
Статья 39. Порядок разрешения споров при осуществлении деятельности в нефтегазовой отрасли
Споры, возникшие между сторонами при осуществлении деятельности в нефтегазовой отрасли, разрешаются в порядке, установленном настоящим Законом, другими законами и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
В случаях, когда стороны не приходят к согласию, решение по спорному вопросу принимается в судебном порядке.
Статья 40. О введении в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в действие со дня опубликования.
2. Правительству Кыргызской Республики:
- внести предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, вытекающие из настоящего Закона;
- привести в соответствие с настоящим Законом собственные решения.
Президент Кыргызской Республики |
|
А.Акаев |
|
|
|
Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики |
|
18 мая 1998 года |
В редакции Законов кр от 9 марта 2004 года n 19, 18 мая 2012 года n 58, 29 мая 2012 года n 74, 11 октября 2012 года n 171, 13 февраля 2013 года n 15
06 10 2014
1 стр.
Закон Кыргызской Республики "О недрах" (далее настоящий Закон) регулирует отношения, возникающие при пользовании недрами у государства с физическими и юридическими лицами, а также
26 09 2014
3 стр.
Закон Кыргызской Республики "О недрах" (далее настоящий Закон) действует на всей территории Кыргызской Республики и регулирует отношения, возникающие при пользовании недрами у госу
26 09 2014
1 стр.
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организаци
15 10 2014
1 стр.
Настоящий Закон определяет правовые основы и гарантии деятельности Национальной академии наук Кыргызской Республики, основные принципы ее взаимодействия с органами государственной
09 09 2014
1 стр.
Республика Cудан – самое крупное по площади государство Африки. Территория – 2,5 млн кв км
11 10 2014
1 стр.
Закона Кыргызской Республики о внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики
25 12 2014
1 стр.
Обращение Участников Регионального семинара для правозащитников Центральной Азии от 05 ноября 2010 года (г. Алматы)
04 09 2014
1 стр.