1. Закон Кыргызской Республики "О недрах" (далее - настоящий Закон) регулирует отношения, возникающие при пользовании недрами у государства с физическими и юридическими лицами, а также с другими государствами.
2. Законодательство Кыргызской Республики в сфере пользования недрами основывается на положениях Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
3. Настоящий Закон определяет порядок государственного правового регулирования, компетенцию органов государственной власти, органов местных государственных администраций и местного самоуправления, права и обязанности физических и юридических лиц, а также ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики в сфере недропользования.
1. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами и не урегулированные настоящим Законом, регулируются соответствующим законодательством Кыргызской Республики.
2. Право пользования недрами, предоставляемое в соответствии с настоящим Законом, не подлежит регулированию законодательством Кыргызской Республики о лицензировании.
3. Особенности отношений недропользования на условиях соглашений о разделе продукции и концессионных договоров устанавливаются соответствующими законами Кыргызской Республики.
Недра являются исключительной собственностью Кыргызской Республики, используются как основа жизни и деятельности народа Кыргызстана и находятся под особой охраной государства.
1. Правительство Кыргызской Республики:
1) распоряжается и управляет Государственным фондом недр;
2) обеспечивает реализацию и совершенствование государственной политики и законодательства в сфере недропользования;
3) определяет участки недр и месторождения, предназначенные для удовлетворения государственных нужд в стратегических видах минерального сырья;
4) устанавливает ограничения и запреты на пользование недрами в целях обеспечения национальной безопасности, безопасности населения и охраны окружающей среды;
5) утверждает перечень участков недр, месторождений, имеющих стратегическое значение;
6) утверждает перечень объектов общегосударственного значения, подлежащих выставлению на конкурс;
7) утверждает положение о Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Кыргызской Республики;
8) утверждает технические регламенты в сфере недропользования;
9) утверждает положение о первооткрывателях месторождений Кыргызской Республики;
10) утверждает состав Комиссии по проведению конкурсов на предоставление права недропользования и положение о ней;
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики в сфере недропользования.
2. Реализация полномочий Правительства Кыргызской Республики в сфере недропользования осуществляется уполномоченными государственными органами.
Уполномоченный государственный орган по разработке государственной политики по недропользованию:
1) разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Кыргызской Республики государственную политику в области недропользования;
2) разрабатывает нормативные правовые акты в сфере недропользования;
3) разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики предложения по совершенствованию налогового законодательства в области недропользования;
4) разрабатывает совместно с уполномоченными государственными органами инвестиционную политику в недропользовании в целях привлечения инвестиций для геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых;
5) осуществляет внесудебное разрешение споров по вопросам, относящимся к его компетенции;
6) участвует в конкурсной и аукционной комиссии;
7) получает от уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию информацию в целях разработки государственной политики по недропользованию;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики.
Уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию:
1) реализует государственную политику в области недропользования;
2) организует систему предоставления прав пользования недрами и земельными участками Государственного резерва земель месторождений полезных ископаемых;
3) привлекает инвестиции для геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых;
4) регулирует геологическое изучение недр;
5) ведет Государственный баланс запасов полезных ископаемых Кыргызской Республики;
6) ведет Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Кыргызской Республики;
7) организует работу по управлению Государственным геологическим информационным фондом;
8) организует работу Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Кыргызской Республики;
9) осуществляет надзор за охраной недр в границах геологического, горного и земельного отводов;
10) осуществляет государственную регистрацию прав пользования недрами в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
11) выдает, приостанавливает и прекращает право пользования недрами и пользование землями Государственного резерва земель месторождений полезных ископаемых;
12) проводит экспертизу горных и геологических проектов;
13) представляет Правительство Кыргызской Республики в судебных спорах по вопросам недропользования;
14) разрабатывает технические регламенты, правила в сфере недропользования;
15) осуществляет контроль за использованием и охраной недр при геологическом изучении и промышленном освоении недр;
16) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики.
Уполномоченный государственный орган по экологической и технической безопасности:
1) осуществляет государственный надзор за обеспечением экологической и промышленной безопасности в границах геологического, горного и земельного отводов;
2) осуществляет государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и промышленной безопасности при геологическом изучении и промышленном освоении недр;
3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики.
Статья 9. Полномочия органов местных государственных администраций и местного самоуправления
Органы местных государственных администраций и местного самоуправления:
1) предоставляют земельный отвод и право временного пользования земельными участками на сроки, которые определены лицензией, в случаях, установленных настоящим Законом и Земельным кодексом Кыргызской Республики;
2) обеспечивают беспрепятственный доступ лицензиатов к лицензионной площади;
3) пресекают самовольную добычу полезных ископаемых;
4) контролируют ликвидацию и консервацию горного и иного имущества, использованного при разработке месторождений или геологическом изучении недр, а также рекультивацию земельных участков и лицензионных объектов;
5) участвуют в работе комиссий по проведению конкурсов и аукционов на лицензионные объекты, расположенные в границах административно-территориальной единицы;
6) организовывают общественную экологическую экспертизу проектов недропользования;
7) проводят работу среди местного населения с целью пресечения незаконного вмешательства в деятельность недропользователей;
8) осуществляют иные полномочия в сфере недропользования в соответствии с настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики.
Деятельность индивидуальных старателей регистрируют и регулируют местные государственные администрации.
Статья 10. Государственный фонд недр
1. Все недра в Кыргызской Республике составляют Государственный фонд недр.
2. Государственный фонд недр включает в себя:
1) участки недр, предоставленные в пользование в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики о недрах (распределенный фонд недр);
2) участки недр, не предоставленные в пользование в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики о недрах (нераспределенный фонд недр).
Статья 11. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Кыргызской Республики
1. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Кыргызской Республики (далее - Кадастр) ведется в целях государственного учета месторождений и проявлений полезных ископаемых и является основой формирования Государственного фонда недр.
2. Кадастр содержит сведения по каждому месторождению и проявлению, характеризующие количество и качество основных и сопутствующих полезных ископаемых, горно-технические, гидрогеологические, экологические, геолого-экономические и другие условия разработки месторождения. Сведения о запасах и ресурсах являются основанием для исчисления бонуса.
3. Кадастр составляется и ведется уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользованию на основании геологических информационных ресурсов.
1. Государственный баланс запасов полезных ископаемых Кыргызской Республики содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности полезных ископаемых по месторождениям, размещении и степени промышленного освоения, добыче и обеспеченности разведанными запасами полезных ископаемых действующих предприятий.
2. Списание с учета балансовых запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, потерянных в процессе добычи либо не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах или разработке месторождения полезных ископаемых, производится уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользованию с последующим внесением изменений и дополнений в Государственный баланс запасов полезных ископаемых Кыргызской Республики.
Статья 13. Государственная апробация и регистрация запасов и ресурсов полезных ископаемых
1. Запасы и прогнозные ресурсы полезных ископаемых, находящиеся в месторождениях полезных ископаемых, подлежат учету Государственным балансам запасов полезных ископаемых Кыргызской Республики на основании апробации Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Кыргызской Республики.
2. Государственная апробация запасов полезных ископаемых осуществляется Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Кыргызской Республики (далее - ГКЗ), образуемой Правительством Кыргызской Республики из числа высококвалифицированных экспертов, осуществляющей свою деятельность в соответствии с положением о Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Кыргызской Республики, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики.
3. Порядок учета запасов полезных ископаемых устанавливается уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользованию.
1. Земельные участки, в границах которых находятся месторождения полезных ископаемых, учтенные Государственным балансом запасов полезных ископаемых Кыргызской Республики, составляют Государственный резерв земель месторождений полезных ископаемых.
2. Если на земельном участке, находящемся в собственности или в пользовании, будут найдены запасы полезных ископаемых и они учтены Государственным балансом запасов полезных ископаемых Кыргызской Республики, то Правительство Кыргызской Республики по представлению уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию принимает решение о переводе данных земель в категорию земель Государственного резерва земель месторождений полезных ископаемых в соответствии с земельным законодательством Кыргызской Республики.
3. Предоставление земельных участков, включенных в Государственный резерв земель месторождений полезных ископаемых, осуществляется уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользованию в порядке, установленном настоящим Законом и Земельным кодексом Кыргызской Республики.
1. Перечень месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения утверждается Правительством Кыргызской Республики по представлению уполномоченного государственного органа по реализаций государственной политики по недропользованию и публикуется в средствах массовой информации.
2. Право пользования недрами в отношении месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения предоставляется исключительно по итогам проведения конкурсов.
Статья 16. Геологическая информация о недрах
1. Геологическая информация о недрах является собственностью Кыргызской Республики.
2. Геологическая информация о недрах может предоставляться уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользованию пользователю недр на время пользования недрами, по истечении которого подлежит возврату.
3. Геологическая информация о недрах, полученная при финансировании предпринимателями, предприятиями и организациями, в том числе совместными и иностранными, является их собственностью на период, определенный лицензионным приложением, по истечении которого информация о недрах безвозмездно переходит в собственность государства.
4. Все лица, у которых может находиться государственная геологическая информация о недрах, ранее полученная от государства, а также полученная с нарушениями законодательства, независимо от того, являются ли они пользователями недр или нет, обязаны по первому требованию уполномоченного органа по реализации государственной политики по недропользованию передать такую информацию в собственность государства.
5. В случае непередачи или уклонения от передачи геологической информации о недрах в собственность государства или предоставления недостоверной информации о недрах лица, виновные в этом, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
1. Государственный геологический информационный фонд включает в себя геологическую информацию о недрах, а также архивы, коллекции образцов каменного и кернового материала, палеонтологических остатков, шлифов, аншлифов, музейные коллекции, библиотеку специальной литературы на бумажных и электронных носителях.
2. Государственный геологический информационный фонд комплектуется на основе системы обязательного экземпляра геологической информации путем безвозмездной ее передачи всеми недропользователями в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользованию.
3. Уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию обязан создавать и поддерживать электронные и бумажные дубликаты геологических информационных ресурсов в полном объеме и обеспечивать их сохранность в условиях, исключающих утрату или несанкционированный доступ. Должностные лица уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию несут ответственность за сохранность геологических информационных ресурсов.
4. Недропользователи обязаны ежегодно представлять в Государственный геологический информационный фонд геологические отчеты по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользованию.
5. Геологическая информация о недрах не подлежит приватизации. Ликвидация промежуточных (ежегодных) геологических отчетов допускается при наличии окончательного отчета, содержащего исчерпывающую информацию об исследованиях на лицензионном объекте.
6. Условия использования третьими лицами геологической информации, являющейся собственностью недропользователя и предоставленной им в Государственный геологический информационный фонд, согласовываются уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользованию. Если особые условия использования геологической информации третьими лицами не согласованы, то третьи лица имеют право доступа к геологической информации на общих основаниях.
7. Уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию обязан обеспечить конфиденциальность представляемой пользователем недр геологической информации, являющейся собственностью недропользователя. В течение периода конфиденциальности геологическая информация, представляемая недропользователем в Государственный геологический информационный фонд, может быть использована уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользованию исключительно для:
1) целей ведения Кадастра и Государственного баланса запасов полезных ископаемых Кыргызской Республики;
2) формирования геологических информационных ресурсов о строении и развитии недр, закономерностях их размещения и других данных, формирование которых необходимо в целях организации государственного геологического изучения недр.
8. Геологические информационные ресурсы, созданные уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользованию с использованием геологической информации, принадлежащей недропользователю, являются государственной собственностью.
Статья 18. Порядок предоставления геологических информационных ресурсов
1. Геологические информационные ресурсы являются доступными и платными.
2. Устанавливаются три уровня доступа к геологическим информационным ресурсам:
1) ознакомительный, без выноса носителей информации за пределы помещений Государственного геологического информационного фонда;
2) пользовательский, допускающий электронное или бумажное копирование геологических информационных ресурсов;
3) пакетный, предусматривающий выкуп пакета геологической информации получателем права пользования недрами.
3. Размер платы за доступ к геологическим информационным ресурсам, а также порядок ее внесения и расходования определяется Правительством Кыргызской Республики.
4. Студенты и аспиранты высших и средних специальных учебных заведений имеют право пользования геологическими информационными ресурсами Государственного геологического информационного фонда в рамках ознакомительного уровня доступа и освобождаются от оплаты за пользование геологическими информационными ресурсами в пределах, установленных Правительством Кыргызской Республики.
5. Плата за доступ к геологическим информационным ресурсам направляется на развитие Государственного геологического информационного фонда.
6. Работа с оригиналами геологических информационных ресурсов допускается в помещениях Государственного геологического информационного фонда. Вынос за пределы помещений Государственного геологического информационного фонда оригиналов геологических информационных ресурсов запрещается.
7. Доступ к геологическим информационным ресурсам, составляющим государственную тайну, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.
8. После получения права пользования недрами недропользователь обязан выкупить пакет геологической информации без права передачи третьим лицам.
9. В пакет геологической информации включаются геологические информационные ресурсы, созданные на основе геологической информации. Цена пакета геологической информации устанавливается Правительством Кыргызской Республики.
26 09 2014
3 стр.
26 09 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
02 09 2014
1 стр.
06 10 2014
11 стр.
06 10 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
23 09 2014
11 стр.