Урок 2.
Сочинение на тему “Чанг”.
Обучение составлению характеристики героя.
Отбор и систематизация материала.
Замысел урока: построить обучение учащихся составлению характеристики героя на основе знаний о типах речи, речевой ситуации и сюжетно-композиционных элементах сочинения.
Ход урока.
1. Какова будет основная мысль нашего сочинения?
2. Какие сведения о Чанге нам понадобятся для сочинения-характерис-тики? (Предложения учащихся по мере поступления записываются учителем на доске
вне таблицы.)
3. Какой ведущий тип речи мы используем в сочинении на тему “Чанг”?
4. Какое место в сочинении займут повествование и рассуждение как типы речи?
5. Ознакомьтесь с композицией нашего сочинения
в общем виде
(см. 1-ую графу таблицы).
Начало сочинения должно быть кратким и определять предмет разговора. Какие сведения о собаке необходимо сообщить во вступлении?
6. Основная часть работы отражает развитие мысли пишущего сочинение. У каждого ученика свой путь осмысления художественного образа героя произведения, свой замысел речевого высказывания. Замыслом определяется место основного, самого важного высказывания. Эта главная мысль подчинена теме сочинения и выражает личностную позицию ученика.
-
Выразите основную мысль вашего сочинения.
-
Определите место этого высказывания как кульминации развития вашей мысли о Чанге в основной части сочинения.
7. В какой последовательности надо расположить соответствующие фрагменты текста сочинения? (Перенесение записей в таблицу в логике композиции. План сочинения. См. 2-ую колонку таблицы.)
8. Дайте характеристику Чангу устно - поэтапно, в соответствии с планом.
6. Запишите в тетрадь прозвучавший текст. Каждый пункт нами составленного плана соответствует микротеме абзаца (см. 2 и 3-ю колонки в таблице).
7. Выразите свое отношение к герою самостоятельно. Оформите запись в тетрадь в виде последнего абзаца текста сочинения. (См. 3-ю графу таблицы.) Это заключение.
8. Прочтите сочинение полностью.
Примечание. В очерке детали портрета собаки разбросаны по всему тексту, поэтому учащимся потребуется время и старание, чтобы воссоздать по отдельным штрихам целостный облик героя. Описание внешности Чанга в сочинении рекомендуется строить последовательно, от головы до хвоста, исключив глаза. Если эта важная деталь станет последним штрихом портрета, острее будет звучать фраза о слепоте героя.
Легко заметить, что изложение эпизодов “охота за уткой” и “опыт с хлебной корочкой” не соответствует их последовательности в очерке. В сочинении иная логика: неожиданное сообщение о слепоте Чанга, прямое доказательство слепоты, “преодоление” слепоты в охоте по запаху.
Сочинение построено динамично. Финал эмоционально-оценочен.
Сочинение на тему “Чанг”. Обучение составлению характеристики героя. Отбор и систематизация материала.
сюжетно-композиционные
элементы сочинения
|
необходимые
сведения о герое
(план сочинения)
|
Сочинение
|
I. Вступление.
|
Порода собаки, возраст.
|
Чанг - опытная охотничья собака породы спаниель. Эму уже пять лет.
|
II. Основная часть.
(Каким я вижу Чанга)
1. Как выглядит герой?
|
Описание внешности Чанга (портрет).
|
У Чанга “вислоухая голова... с белой пролысиной на лбу”. Уши лохматые, длинные. Когда Чанг отдыхает, он кладет морду на “мохнатые белые лапы в черных пестринках”. Хозяин любит свою собаку и часто гладит ее по “черному шелковистому жилету”. Спаниель в ответ одобрительно машет обрубком хвоста. Светло-карие глаза собаки - умные, внимательные.
|
2. Особенность героя..
|
Слепота - несчастье.
|
Но Чанг - слепой.
|
3. Доказательство слепоты.
|
Простой опыт с корочкой хлеба.
|
Когда хозяин бросил спаниелю хлеб, тот не двинулся, потому что не видел, как корочка летит. Он побежал только на звук упавшего хлеба. Хозяин не знает, как и когда ослеп Чанг. Он вел себя как зрячие собаки.
|
4. Доказательство преодоления исключительности.
|
Поведение Чанга на охоте.
|
Несмотря на свою беду, Чанг - молодчина. Хоть он сначала и сбился со следа убитой птицы, но быстро нашелся и поплыл на ее запах. Чанг хороший охотник! Он честно добывает свой трудный хлеб.
|
5. Доказательство: причина победы над слепотой.
|
Чанг и хозяин.
|
Хозяин любит и очень ценит свою собаку. Он за нее “двух зрячих не возьмет”. “Золотая собака”, - так говорит о друге охотник. Это настоящая дружба.
|
III. Заключение.
|
Мое отношение к Чангу.
|
Мне бы такую собаку!
|