Школа- это свобода
Сочинение-размышление по итогам участия в Фестивале Сотрудничества
Новой Гуманитарной Школы, г. Москва и Гимназии №5, г. Чебоксары
В жизни каждого человека непременно есть место
школе. И у каждого она своя- школа... Проходит ли человек через одну школу, или через несколько, оставляет ли школа след в жизни человека- все это частные случаи, можно сказать, уникальности. Я могу говорить только о своих школах. Их стало 4.
Сельская школа, в которой я училась, рядом с лесом, где в 1 четверти мы всегда помогали колхозу собирать картофель, свеклу; где я сдавала выпускные экзамены не в форме ЕГЭ, где я определилась с профессией - это школа моего счастливого детства.
Школа №37 г. Чебоксары - где я начала свою педагогическую деятельность, где открыла свое призвание и доросла до профессионального отбора в следующую школу – это школа №2 в моей жизни, своего рода школа роста.
Гимназия №5- главная школа, школа сама по себе - непрерывное образовательное событие, школа неограниченных возможностей и для учеников, и для учителей. Гимназия №5 не только позволяет оказаться в «зоне комфорта», но и позволяет выйти из «зоны комфорта»*. Без этого нет прорыва - профессионального или личностного.
Фестиваль Сотрудничества Новой Гуманитарной Школы и Гимназии № 5- это своего рода прорыв двух команд - команды учеников и учителей НГШ и команды учеников и учителей Гимназии №5. Участники Фестиваля оказались в состоянии выхода из «зоны комфорта» благодаря «зеркалу»- НГШ - отражение Гимназии, Гимназия- отражение НГШ. Команды изучали себя через друг друга. К примеру, ученики и учителя Гимназии имели возможность учиться и вести уроки в НГШ, а ученики и учителя НГШ оказались в Гимназии №5, где тоже учились и проводили уроки. Таким образом, каждая команда искала свои слабые места, находила их и приходила к множеству вариантов решения проблемы.
И НГШ, и Гимназия №5- школы обратной связи, индивидуализации и предельной индивидуализации (в случае НГШ), где во главу угла ставится проблема трансформации педагогической теории в конкретные педагогические действия. Принципы, лежащие в основе концепций двух казалось бы крайне непохожих школ (общеобразовательной, массовой школы Гимназии №5 и частной, индивидуализированной НГШ) оказались на удивление созвучными: свобода, творчество, развитие личности, мышление, вообщем- «Не "подготовка к жизни", а жизнь». Сама атмосфера доброжелательности, понимания, желания больше отдавать, чем брать; желание найти точки соприкосновения, точки роста было двусторонним.
НГШ- школа мышления. Уроки «Мышление», «Декламация», «Антиманипуляция»- это реализация приоритета понимания над знанием и узнаванием. «Знание без понимания знанием не считается. Если ты можешь ответить на вопрос: «Что?» - то ты должен ответить и на вопросы: «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Понимание предполагает преодоление не-понимания (как правило, осознанного) и получение нового знания, тогда как узнавание ("использование знаний") во всякой новой ситуации видит лишь старое, уже имеющееся знание**.
Игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра» - хорошо забытое старое для нас, но так мощно и красиво работающее в НГШ. Наши КВН отличаются: в Гимназии клуб веселых и находчивых, а в НГШ – клуб веселых и находчивых. Потому, что писать один текст, читать в слух другой, и при этом выполнять задание на координацию движений - это находчивость и умение, а не просто везение и отличное чувство юмора. Нелегко было нашему капитану КВН Максиму, но опыт, который он приобрел, безусловно, бесценен.
Раскрыть друг другу веер образовательных и воспитательных практик - значит, доверять друг другу. Серия конкурсов, соревнований, дискуссий, взаимопосещений уроков обогатили обе стороны.
Всегда здорово, когда человек называет вещи своими именами, и когда действует, отчетливо понимает, что он делает. Так, после серии семинаров по проблемно-диалогическому обучению, мы начали назвать своими именами педагогические действия, совершаемые интуитивно или не совсем осмысленно. Постановка проблемной ситуации, выход из нее, «яркое пятно», продуктивные задания, рефлексия- и в структуре урока совсем не остается места для репродуктивных действий и неосмысленных шагов.
Сейчас нам, побывавши на уроках мышления, не нужно объяснять значимость Дельта-тестирования, и три пояса мышления мы накладываем на специфику своих предметов органично и без насилия над своими педагогическими привычками. Конечно, нам есть над чем работать.
Что представляет собой кураторский час, РНО (работа над ошибками), физика для гуманитариев и зачет у Богина*- все испытали на себе гимназисты. Было не совсем просто наблюдать за их «разрывами идентичности», так как они случались буквально на каждом шагу и сопровождались немедленным желанием начать действовать. «Начнем играть в Брейн-ринг!», «Даешь уроки мышления! Уроки декламации! Уроки антиманипуляции!»- в такие лозунги выливались желания. Но желания нуждаются в большей степени в реализации, а не декламации. И сделать следующий шаг должны не только учителя Гимназии, но, прежде всего, сами гимназисты, имевшие возможность научиться организовывать интеллектуальные игры, конкурсы, события.
По результатам Фестиваля в наших ближайших общих планах - Рождественский Бал, Летний стратегический лагерь, Робинзонада. Это снова взаимообучение и социальная практика. НГШвцы в ситуации предельной индивидуализации, на мой взгляд, испытывают нехватку в общении в широком, большом круге. Учитывая то, что НГШовцы так же выходят в социум, не всегда идеально организованный, а иногда даже вовсе неорганизованный, становится очевидным необходимость большего общения. Возможно, дистанционное взаимообучение- ключик к решению некоторых наших общих задач. Одна из наших договоренностей - проведение видеоуроков географии. Технические возможности НГШ и Гимназии №5 не ограничивают нас, а только способствуют развитию. Система Net- школа стала для нас уже привычным инструментом продвижения вперед. Разница пока лишь в том, что в НГШ 10-балльная система оценки, и не запущен тестовый комплекс Синтез, а в Гимназии №5- 5-бальная система, и Синтез работает в полную силу. Но за этим дело, конечно же, не стоит.
Обмен учениками, учителями между разными школами - уникальная форма повышения квалификации. Не день и не два пройдет, чтобы осмыслить до конца итоги Фестиваля, но для меня очевидно, что прорыв произошел. Та школа, которая позволяет совершить прорыв- это и есть школа свободы*****.
Кажется, мы развиваемся на огромной скорости, и стоит остановиться для того, чтобы поделиться со всеми своими открытиями, своими «разрывами идентичности», чтобы команда оставалась единой целой, взаимопонимающей, взаимодополняющей и идущей к одной цели****.
Желаю всем свободы мыслей и действий, свободы духа и тела.
* Зона комфорта в психологии – состояние удовлетворенности существующим положением, которое человек не стремится изменить, поскольку доволен теми результатами, которые сейчас получает; место или время, в котором человек чувствует себя уютно, не испытывает беспокойства или страха. Любе продвижение вперед подразумевает выход из зоны комфорта и поэтому наталкивается на внутреннее сопротивление.
Д.Роберт, Р.Желька, Книга быстрых решений/ Перев. с англ. – М.:ООО Издательство «София», 2008.- 224с.
** Принципы, лежащие в основе концепции НГШ, https://www.school-1.ru
*** Богин Василий Георгиевич, директор НГШ, больше педагог, чем менеджер, О. Решняк, https://www.ug.ru/old/01.41/t6.htm
**** Секрет успеха - в постоянстве цели. Бенджамен Дизраэли
***** Слово «школа» первоначально возникло в Древней Греции, но его значение было совсем другим — «досуг, отдых». Однако этот досуг не был праздным — он подразумевал философские беседы в свободное от работы время. Постепенно у философов появились постоянные ученики, и это понятие стало обозначать учебный процесс. А когда возникла необходимость в специальных помещениях для обучения детей, их в дань этой традиции тоже назвали школами. https://muzey-factov.ru/tag/words