Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Как написать спортивный репортаж?

Слайд 1 (тема урока)

Тема. Сочинение в жанре спортивного репортажа.

Цель: Научиться создавать спортивный репортаж; и в рамках темы «Деепричастие» совершенствовать речевую практику в описании действий человека.

Оборудование: статьи из газет со спортивными репортажами, толковые и орфографические словари на группу, раздаточный дидактический материал,

Эпиграф к уроку. 2 слайд.

Трое суток шагать, трое суток не спать

Ради нескольких строчек в газете…

Если снова начать, я бы выбрал опять

Бесконечные хлопоты эти.

Ход урока.

I этап.

- Как вы думаете, какой профессии посвящены строчки этой песни? (Профессии репортера)

- Что вы знаете о профессии репортера? … - Возможно, наш урок поможет вам расширить представления об этой профессии. А кто-то и захочет им стать.

-Вы уже заранее разбились на группы «по интересам» - по тем видам спорта, о которых будете писать свое сочинение – репортаж. Когда вы будете получать задание - выполняйте его вместе, группой. Но отвечает за всех только один репортер!

- Что же означает слово «репортаж»? Запишем определение в свой репортерский блокнот.



3 слайд.

В блокнот: Репортаж- сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в газетах, по радио, телевидению). Бывают репортажи газетные и репортажи-прямые трансляции с соревнований.

- Какими бывают репортажи по тематике? (Спортивные, с мест чрезвычайных происшествий, с мест культурных и политических событий.)



Чтобы журналист смог написать о спорте, он должен побывать на месте событий и только после этого написать статью в газету. Сегодня каждый из вас мысленно окажется на спортивном корте, футбольном поле, ледовом катке, в бассейне и результатом этого должна быть статья в газету -спортивный репортаж.

Легко ли быть спортивным репортером?

II этап.

А. 4 слайд – Перед вами портрет популярного спортивного обозревателя и комментатора XX века Николая Озерова. Он был первой ракеткой страны после ВОв, закончил театральный институт, играл в МХАТе, провел за свою жизнь 17 олимпиад и сотни спортивных репортажей.

- Послушайте его советы молодым репортерам и запишите 1 главный, на ваш взгляд, совет в свой репортерский блокнот.

(Книга «Развивайте дар слова», стр.39)

Спортивный комментатор не имеет права демонстрировать собственные симпатии и антипатии. Он должен помнить, что среди слушателей и читателей есть приверженцы и той, и другой команды, и тех, и других спортсменов. Даже если приходится рассказывать о международных соревнованиях, когда все переживают за свою национальную команду, за отечественных спортсменов, следует сохранять объективность в оценке выступлений. То, что в этом случае журналист явно желает успеха своим соотечественникам, вполне естественно.

Описывайте происходящее так, чтобы читатель увидел событие вашими глазами. Удачные сравнения вызовут у читателей нужные ассоциации. Для этого комментатору самому надо неравнодушно относиться к действию, умело добиваясь живости репортажа.

Опытный комментатор постоянно варьирует описание: то деталь крупным планом, то общий план игровой площадки. «…Нужно уметь отобрать самое главное из того, что происходит на твоих глазах».



«…Спортивный репортер должен прежде всего знать и любить спорт».

5 слайд. (после зачитанных учащимися записей)

Запись в блокнот (после редактирования и обсуждения того, что успели записать учащиеся):



Из высказываний спортивного обозревателя Николая Озерова:

«…нужно уметь отобрать самое главное из того, что происходит на твоих глазах»,

«…спортивный репортер должен прежде всего знать и любить спорт»,

«…вы должны так писать свои репортажи, чтобы каждый читатель «увидел» ваши соревнования».
- Итак, мы вооружились небольшими знаниями о репортаже, а теперь перейдем непосредственно к сбору материала для статьи.

Б. - К уроку вы готовили домашнее задание. 1)сообщения о различных видах спорта (история спорта, самые известные чемпионы), 2) найти в газете спортивный репортаж .

- Из того, что вы узнали интересного о вашем любимом виде спорта, назовите самый интересный факт.



6-7 слайды. Примерное содержание сообщений.

В. Работа над жанровыми признаками репортажа по газетному материалу.

- Прочитайте репортаж профессионального репортера на слайде или на распечатанных листках.



8 слайд. Спортивный репортаж:

Сызрань принимала «Юность России»

В первых числах ноября в ФОКе « Надежда» проходил зимний чемпионат российского комитета физкультурно-спортивного общества «Юность России» по боксу среди спортсменов в возрасте до восемнадцати лет. На соревнования приехали представители двенадцати регионов России. Главным судьёй соревнований был судья международной категории, заслуженный тренер России Анатолий Григорян.

Многие бои заканчивались досрочно из-за абсолютного превосходства одного из спортсменов. Каждый удар вызывал бурные аплодисменты зрителей. Боксеры показали хорошую техническую подготовку.

Среди сызранцев первое место в своих весовых категориях заняли Евгений Андреев и Павел Логвитенко. Оба наши спортсмены стали мастерами спорта и получили право на участие в чемпионате России, который состоится в декабре в Магнитогорске. Отличились и ещё пятеро юных боксеров Сызрани, ставших призерами чемпионата.

Сергей Колесов

- Какие признаки жанра репортажа вы можете указать? (Обсуждение от групп) .Запишем их в блокнот.



9 слайд.

Признаки репортажа:

- точное указание события, его места, времени;

- изложение хода игры, матча;

- впечатления автора, оценки;

- особенности стиля и языка (спортивная лексика, описание действий)

- По газетному материалу, найденному вами, разметьте фломастерами разных цветов все особенности жанра в репортажах профессионалов, зачитайте их.( Отдельно по признакам)

Г. Лингвистическая разминка: кто ответит быстро и правильно?

- Чем отличается судья от арбитра? ( Арбитр-судья в некоторых видах спортивных состязаний, н-р, в футболе. Судья – тот, кто судит в спортивных играх, состязаниях, н-р, в фигурном катании. ) В значении этих слов существенной разницы нет ?



10 слайд (толкование слов: судья и арбитр)

- Почему в однокоренных словах пишется то И, то Е : тренер – тренироваться – тренировка? Ответить на это вопрос вам помогут знания из раздела «Словообразование».



11 слайд. ( Трен..р, трен..роваться, трен..ровка)

Д. Физкультминутка – Сиганова Лиза.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш - метров через двести!

Раз! Раз-два, раз-два,

Раз-два, раз-два!

Хватит, хватит, прибежали,

Потянулись, подышали!

III этап. Школа юного репортера. Работа в секциях.

Задание 1. Работа с толковыми и орфографическими словарями.

- Составьте и запишите в тетрадь словарный диктант (20-25) из слов для вашего будущего репортажа. Вы можете использовать материалы домашнего задания (По темам, т.е. по видам спорта) . Зачитать по одному «диктанту» от группы.

В заключение работы учитель предлагает посмотреть на опорные слова на слайдах и добавить их в свой словарик.

Для репортажа с лыжных соревнований:

Крепления, лыжные ботинки, горнолыжный спорт, слалом, трасса, дистанция, трамплин, пробег дистанции, подъем на гору, лыжня, скольжение, скоростной бег, техничность, сломать лыжи, слаломист, горнолыжник, пройти два круга, спуск с высоты, скользко, скорость, спортсмен.

Для репортажа с футбольного и хоккейного матчей:

Капитан команды, вратарь, оборона, полузащитник, центральный нападающий, запасной игрок, пасовать, вводить мяч, заменять игрока, штрафной удар, находиться вне игры, хоккейный матч, касаться ворот, коснуться штанги, второй тайм, справедливый арбитр, строгий рефери, спортсмен.

Для репортажа с состязаний по спортивной гимнастике:

Гимнастика, гимнастические упражнения, тренер, тренировка ,вольные движения, мостик ,сальто, мах, соскок, соскочить, соскакивать, шпагат, прыжок, страховка, снаряд, перекладина, планка, конь, бревно, брусья, кольца, справедливый арбитр, строгий рефери, спортсмен, максимальное количество баллов.

Для репортажа с соревнований по водным видам спорта.

Плавание, заплыв, плавательный бассейн, пловец, пловчиха, взмах, стиль брасс, баттерфляй кроль, подводный спорт акваланг, аквалангист, ласты, маска, весло, гребец, байдарка, яхта, яхтсмен, парусник, рулевой, экипаж, мотор, моторка, спортсмен.

12 – 15 слайды (добавить в свой словарик недостающие слова).

Задания 2. Сбор материала для описания действий.- Используя домашнее задание и материал упражнений учебника № ,составьте словосочетания и предложения, описывающие действия, предающие напряженность момента, настроение спортсменов. Какие части речи будут «описывать» действия? (Глаголы, деепричастия, наречия)

16-17 слайды (добавить в свой словарик)

Для репортажа с лыжных соревнований:

Срываются, начинают обгонять, не отстают ни на шаг, пронесся ураганом, летит с трамплина, стремительно скользит.

Для репортажа с футбольного и хоккейного матчей:

Срываются, начинают обгонять, не отстают ни на шаг, пронесся ураганом, штурмуют ворота, отражает нападение.

Для репортажа с состязаний по спортивной гимнастике:

Опередил на два балла, пьедестал почета, стадион замер, выступил отлично, трибуны аплодируют.

Для репортажа с соревнований по водным видам спорта.

Срываются, начинают обгонять, не отстают ни на шаг, опередил на корпус яхты, боковой ветер, несся к успеху.

Задание 3. Тренировочные упражнения .

18 слайд (тренировочное упражнение)

Вставьте пропущенные буквы, продолжите каждый ряд 2-3 словами.



Заниматься (чем?) спортом, греблей, г..мнастикой,…

Уча…твовать (в чем?) в соревнованиях, первенстве города,…

Соревнования (какие?) по в..лейболу, б..скетболу, х..ккею,…

Трен..роваться (где?) на ст..дионе «Динамо», в спортзале, на ледовом поле,…

Добиваться победы (как?) настойч..во, упорно, …

Проигрывать (кому?) к..манде противника,…

Болеть за команду (как?) яростно ,пассивно,…

- Проверить, прочитать по слогам.

IV этап. А теперь попробуем сделать наброски репортажа (см. образец на слайде и на распечатанных листах).

  1. Вначале составим план репортажа .

19 слайд – образец репортажа, написанного школьниками.

Так держать!



Это соревнование по теннису проводится в городе Сызрани в спортивном комплексе «Надежда». Сегодня 30 ноября. Местное время 19 часов.

Играют две команды: команды лицея и гимназии. В каждой команде по 5 человек. Судит игру Петров И.Ф., чемпион нашего города по теннису. Группы поддержки яростно болеют за свои команды. Немного о правилах игры. Участники команд играют по 20 минут до 21 очка. Побеждает команда, в которой все игроки наберут максимальное количество очков.

Начало игры обещает быть интересным. В первой играют учащаяся лицея Антонова Алина и учащаяся гимназии Иванова Ира. С первой подачи инициативу захватила лицеистка. Её игра поражает быстротой реакции и точностью удара. Вся игра проходит в очень жестком и быстром темпе с явным перевесом в сторону Алины. Игра заканчивается победой учащейся лицея со счетом 2:5.

Следующие туры были с небольшим перевесом то в одну, то в другую стороны. В конечном итоге победила команда лицея. Спортивные соревнования по теннису, которые мы наблюдали сегодня, показало, что теннис развивается и живет в нашем городе. Это очень интересное спортивное соревнование надолго останется в памяти болельщиков. Хочется сказать нашим теннисистам: «Так держать!»

План репортажа

  1. Точное указание события, его места, времени.

2. Представление команд и участников соревнования. Представление судей.

3. Изложение хода игры, матча, описание действий.

4. Впечатления репортера от игры, оценки.

2. Попробуем озаглавить свой будущий репортаж. Каким должен быть заголовок? Проанализируйте заголовки газетных репортажей. В чем их особенность? (Это могут быть вопросительные или восклицательные предложения, в них звучат призывы, сообщаются результаты поединков. Одним словом, заголовок должен быть ярким и привлекать внимание читателей.)

3. Попробуем написать черновик репортажа, используя материал, записанный в репортерские блокноты. (10 минут на подготовку)


  1. Заслушивание устных репортажей.

  2. Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: написать спортивный репортаж. (Можно на оригинально оформленном листе)

Для репортажа с лыжных соревнований:

Крепления, лыжные ботинки, горнолыжный спорт, слалом, трасса, дистанция, трамплин, пробег дистанции, подъем на гору, лыжня, скольжение, скоростной бег, техничность, сломать лыжи, слаломист, горнолыжник, пройти два круга, спуск с высоты, скользко, скорость, спортсмен.

Для репортажа с футбольного и хоккейного матчей:

Капитан команды, вратарь, оборона, полузащитник, центральный нападающий, запасной игрок, пасовать, вводить мяч, заменять игрока, штрафной удар, находиться вне игры, хоккейный матч, касаться ворот, коснуться штанги, второй тайм, справедливый арбитр, строгий рефери, спортсмен.

Для репортажа с состязаний по спортивной гимнастике:

Гимнастика, гимнастические упражнения, тренер, тренировка ,вольные движения, мостик ,сальто, мах, соскок, соскочить, соскакивать, шпагат, прыжок, страховка, снаряд, перекладина, планка, конь, бревно, брусья, кольца, справедливый арбитр, строгий рефери, спортсмен, максимальное количество баллов.

Для репортажа с соревнований по водным видам спорта.

Плавание, заплыв, плавательный бассейн, пловец, пловчиха, взмах, стиль брасс, баттерфляй кроль, подводный спорт акваланг, аквалангист, ласты, маска, весло, гребец, байдарка, яхта, яхтсмен, парусник, рулевой, экипаж, мотор, моторка, спортсмен.

Вставьте пропущенные буквы, продолжите каждый ряд 2-3 словами.

Заниматься (чем?) спортом, греблей, г..мнастикой,…

Уча…твовать (в чем?) в соревнованиях, первенстве города,…

Соревнования (какие?) по в..лейболу, б..скетболу, х..ккею,…

Трен..роваться (где?) на ст..дионе «Динамо», в спортзале, на ледовом поле,…

Добиваться победы (как?) настойч..во, упорно, …

Проигрывать (кому?) к..манде противника,…

Болеть за команду (как?) яростно ,пассивно,…

Так держать!



Это соревнование по теннису проводится в городе Сызрани в спортивном комплексе «Надежда». Сегодня 30 ноября. Местное время 19 часов.

Играют две команды: команды лицея и гимназии. В каждой команде по 5 человек. Судит игру Петров И.Ф., чемпион нашего города по теннису. Группы поддержки яростно болеют за свои команды. Немного о правилах игры. Участники команд играют по 20 минут до 21 очка. Побеждает команда, в которой все игроки наберут максимальное количество очков.

Начало игры обещает быть интересным. В первой играют учащаяся лицея Антонова Алина и учащаяся гимназии Иванова Ира. С первой подачи инициативу захватила лицеистка. Её игра поражает быстротой реакции и точностью удар. Вся игра проходит в очень жестком и быстром темпе с явным перевесом в сторону Алины. Игра заканчивается победой учащейся лицея со счетом 2:5.

Следующие туры были с небольшим перевесом то в одну, то в другую стороны. В конечном итоге победила команда лицея. Спортивные соревнования по теннису, которые мы наблюдали сегодня, показало, что теннис развивается и живет в нашем городе. Это очень интересное спортивное соревнование надолго останется в памяти болельщиков. Хочется сказать нашим теннисистам: «Так держать!»

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Так держать!

Это соревнование по теннису проводится в городе Сызрани в спортивном комплексе «Надежда». Сегодня 30 ноября. Местное время 19 часов.

Играют две команды: команды лицея и гимназии. В каждой команде по 5 человек. Судит игру Петров И.Ф., чемпион нашего города по теннису. Группы поддержки яростно болеют за свои команды. Немного о правилах игры. Участники команд играют по 20 минут до 21 очка. Побеждает команда, в которой все игроки наберут максимальное количество очков.

Начало игры обещает быть интересным. В первой играют учащаяся лицея Антонова Алина и учащаяся гимназии Иванова Ира. С первой подачи инициативу захватила лицеистка. Её игра поражает быстротой реакции и точностью удар. Вся игра проходит в очень жестком и быстром темпе с явным перевесом в сторону Алины. Игра заканчивается победой учащейся лицея со счетом 2:5.

Следующие туры были с небольшим перевесом то в одну, то в другую стороны. В конечном итоге победила команда лицея. Спортивные соревнования по теннису, которые мы наблюдали сегодня, показало, что теннис развивается и живет в нашем городе. Это очень интересное спортивное соревнование надолго останется в памяти болельщиков. Хочется сказать нашим теннисистам: «Так держать!»

Что должно быть записано в репортерский блокнот.



Репортаж- сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в газетах, по радио, телевидению). Бывают репортажи газетные и репортажи-прямые трансляции с соревнований.

Из высказываний спортивного обозревателя Николая Озерова:

«…нужно уметь отобрать самое главное из того, что происходит на твоих глазах»,

«…спортивный репортер должен прежде всего знать и любить спорт»,

«…вы должны так писать свои репортажи, чтобы каждый читатель «увидел» ваши соревнования».

Признаки репортажа:

- точное указание события, его места, времени;

- изложение хода игры, матча;

- впечатления репортера от игры, оценки;

- особенности стиля и языка (спортивная лексика, описание действий)

Трен..р, трен..роваться, трен..ровка

Словарик для репортажа с футбольного и хоккейного матчей:

Капитан команды, вратарь, оборона, полузащитник, центральный нападающий, запасной игрок, пасовать, вводить мяч, заменять игрока, штрафной удар, находиться вне игры, хоккейный матч, касаться ворот, коснуться штанги, второй тайм, справедливый арбитр, строгий рефери, спортсмен.

Словосочетания для описания действий:

Срываются, начинают обгонять, не отстают ни на шаг, пронесся ураганом, штурмуют ворота, отражает нападение.

Заниматься (чем?) спортом, греблей, г..мнастикой,…

Уча…твовать (в чем?) в соревнованиях, первенстве города,…

Соревнования (какие?) по в..лейболу, б..скетболу, х..ккею,…

Трен..роваться (где?) на ст..дионе «Динамо», в спортзале, на ледовом поле,…

Добиваться победы (как?) настойч..во, упорно, …

Проигрывать (кому?) к..манде противника,…

Болеть за команду (как?) яростно ,пассивно,…

План репортажа

  1. Точное указание события, его места, времени.

2. Представление команд и участников соревнования. Представление судей.

3. Изложение хода игры, матча, описание действий.

4. Впечатления репортера от игры, оценки.

Сызрань принимала «Юность России»

В первых числах ноября в ФОКе « Надежда» проходил зимний чемпионат российского комитета физкультурно-спортивного общества «Юность России» по боксу среди спортсменов в возрасте до восемнадцати лет. На соревнования приехали представители двенадцати регионов России. Главным судьёй соревнований был судья международной категории, заслуженный тренер России Анатолий Григорян.

Многие бои заканчивались досрочно из-за абсолютного превосходства одного из спортсменов. Каждый удар вызывал бурные аплодисменты зрителей. Боксеры показали хорошую техническую подготовку.

Среди сызранцев первое место в своих весовых категориях заняли Евгений Андреев и Павел Логвитенко. Оба наши спортсмены стали мастерами спорта и получили право на участие в чемпионате России, который состоится в декабре в Магнитогорске. Отличились и ещё пятеро юных боксеров Сызрани, ставших призерами чемпионата.

Сергей Колесов

1

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сызрань принимала «Юность России»

В первых числах ноября в ФОКе « Надежда» проходил зимний чемпионат российского комитета физкультурно-спортивного общества «Юность России» по боксу среди спортсменов в возрасте до восемнадцати лет. На соревнования приехали представители двенадцати регионов России. Главным судьёй соревнований был судья международной категории, заслуженный тренер России Анатолий Григорян.

Многие бои заканчивались досрочно из-за абсолютного превосходства одного из спортсменов. Каждый удар вызывал бурные аплодисменты зрителей. Боксеры показали хорошую техническую подготовку.

Среди сызранцев первое место в своих весовых категориях заняли Евгений Андреев и Павел Логвитенко. Оба наши спортсмены стали мастерами спорта и получили право на участие в чемпионате России, который состоится в декабре в Магнитогорске. Отличились и ещё пятеро юных боксеров Сызрани, ставших призерами чемпионата.

Сергей Колесов

1

Сочинение в жанре спортивного репортажа

Цель: Научиться создавать спортивный репортаж; и в рамках темы «Деепричастие» совершенствовать речевую практику в описании действий человека

146.42kb.

06 10 2014
1 стр.


Подготовка к сочинению в жанре спортивного репортажа по картине С. А. Григорьева "Вратарь"
75.02kb.

06 10 2014
1 стр.


Урок по развитию речи Тема. Сочинения в жанре спортивного репортажа. Цель. Формирование умения создавать текст со значением описания действия

Задачи: учить описывать действия; научить школьников создавать спортивный репортаж; совершенствовать речевую практику в описании действий человека

102.39kb.

06 10 2014
1 стр.


Международные стандарты репортажа

Сми, а также на практике применять приемы подготовки и написания материалов в данном жанре

42.51kb.

13 10 2014
1 стр.


Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина»

Цели и задачи: углубление понятия о жанре портретного очерка; формирование умения использовать дополнительный материал при подготовке к домашнему сочинению; редактировать и создава

52.47kb.

16 12 2014
1 стр.


Сочинение по картине" сочинение "Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"

Свободная тема "Сочинение по картине" сочинение "Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка""

100.49kb.

30 09 2014
1 стр.


Руководство соревнованиями. Соревнования проводятся Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области и сооо «Федерация Спортивного Туризма Туристско-Спортивный Союз»

Целью соревнований является пропаганда здорового образа жизни, развитие и пропаганда спортивного туризма в Свердловской области как вида спорта, повышение спортивного мастерства уч

48.67kb.

25 09 2014
1 стр.


Школьного спортивного клуба

Общее руководство деятельностью спортивного клуба школы осуществляет учитель физкультуры

125.08kb.

14 12 2014
1 стр.