Перейти на главную страницу
Французский культуролог Абрахам Моль (1920-1992) рассматривал особенности функционирования СМК в опоре на кибернетический подход (Моль А. Социодинамика культуры. М. 1973).
Моль исходил из того, что в современной ему "мозаичной1' культуре знания людей о мире формируются не столько благодаря системе образования, сколько за счет деятельности средств массовой коммуникации. Для сообщений, распространяемых по каналам СМК, характерна следующая черта — их "движение" происходит в т.н. замкнутых "циклах культуры". Последним свойственно наличие многообразных обратных связей и "контуров", связывающих различные элементы и подсистемы культуры. В рамках культурного цикла выделяются моменты производства и потребления, Цикл культуры охватывает всю социальную пирамиду в целом, и обусловлен наличием микро- и макро- типов общественной среды. Основные элементы социокультурного цикла представлены на Схеме 2.1.
С
хсма 2.1.
МАКРОСРЕДА
Приложения
Работники средств массовой коммуникации представляют собой посредников между творцами и массами, между микро- и макро- средой. Эта социальная группа ориентирована в своей деятельности не на продуцирование идей как таковых, а на создание форм их выражения. Материалы культуры распространяются в обществе посредством широкого спектра каналов. Совокуп-ность каналов включена в сеть экономических отношений. Таким образом, общество прямо или косвенно оказывает обратное воздействие на массовую коммуникацию.
Несмотря на то, что различные виды сообщений имеют свои каналы выражения и обратной связи, всегда существует единая в своей логике схема "замкнутого контура связи" между производителем и потребителем. Именно этот циклический аспект является фактором "культурного" упорядочения в глобальном масштабе.
Согласно Молю, имеется несколько основных способов воздействия на аудиторию, обуславливающих функционирование радио и телевидения как средств распространения идей, фактов, произведений. Среди этих способов, называемых автором "доктринами", выделяются демагогическая, догматическая, культу-ралистская и динамическая.
Направленность демагогической доктрины основана на свойственном для человека общества потребления стремлении наименьшей затраты усилий (погружение индивида в поле рекламы). Догматическая доктрина предполагает формирование зависимости людей от неизменных, "изначально" заданных ценностей. В отличие от первой, догматическая доктрина направлена на регуляцию поведения людей в области политики и идеологии.
В рамках культуралистской доктрины происходит приобщение людей к системе гуманитарных знаний. Автор положительно выделяет эту сторону деятельности СМК в силу ее ориентированности на непрерывное образование людей, их приобщение к прогрессивным образцам глобальной культуры. Развитием этого является динамическая доктрина, призванная обеспечивать людей материалами по выработке отношения к будущему развитию общества.
Принятый в исследовании ракурс анализа позволяет Молювыйти на изучение проблемы возможностей влияния на характеристики культурных циклов, используемых в деятельности СМКдоктрин и, тем самым, на культуру в целом. В заключение своей работы он писал: "Применение кибернетического подхода к исследованию социального организма предполагает- наличие "блока управления" в любой системе с обратной связью, функционирование которой мы не хотим оставить на волю случая"17.
17 Моль А. Социодинамика культуры. М. 1973. С.371.
Медиа как средство поддержания системной стабильности
Показательной в этом плане является попытка известного американского специалиста Мелвина Дс Флюэра применить системный подход к СМК. Предложенная концептуальная схема разрабатывалась для конкретных условий и традиций деятельности медиа, сложившихся в США в середине 60-х годов XX века1К.
Де Флюэром были исследованы отношения между содержанием продукции масс медиа и вкусами аудитории. При этом СМК рассматривались им как некоторые автономные (социальные) системы, состоящие из совокупности подсистем. В то нее время необходимо учитывать, что СМК "вписаны'' в некоторую внешнюю систему, представляющую собой совокупность социальных, культурных и экономических условий.
С
хема 2.2.
Естественно, что как и любая другая схема, предложенная модель предполагает определенные упрощения. В частности, содержание массовой коммуникации рассматривается прежде всего как развлекательное. Именно этот блок материалов составлял в рассматриваемый период большую часть материалов американских медиа, с одной стороны, и собирал наибольшую аудиторию — с другой.
Помимо перечисленных взаимосвязанных компонентов, выделяется также подсистема контроля, включающая в себя: совокупность законодательных органов различного уровня; агентства по контролю за соблюдением нормативных актов; самодеятельные ассоциации, способствующие контролю.
Внутренним стержнем или базовым условием, обеспечивающим функционирование системы массовой коммуникации в целом, является, по Де Флгоэру, финансовый. Большинство из компонентов системы представляют собой профессиональные ролевые структуры, мотивация персонала которых достигается посредством денег. Причем все они в той или иной степени зависят от аудитории, как центрального компонента системы.
Решающим, сточки зрения функционирования СМК, является обеспечение аудитории "развлекательным" содержанием. Развлекательное содержание выделяется именно потому, что оно способно привлекать самые широкие слои "платежеспособной" части аудитории. Потребление развлекательного содержания неразрывно связано с потреблением рекламы тех или иных продуктов и услуг. Таким образом, СМК очевидно способствуют тому, чтобы представители аудитории активно выполняли роль потребителей рекламируемых продуктов и, тем самым, способствовали поддержанию всей системы в равновесном состоянии.
Существуют определенные требования, предъявляемые в этой связи к материалам СМК. Материалы массовой коммуникации должны привлекать внимание аудитории, способствовать
19. Подсистемы СМК, по мнению автора, в чисто теоретическом плане являются ролевыми системами и, таким образом, подсистемами.
убеждению в необходимости приобретения различных товаров. Вместе с тем, эти материалы должны находится в рамках сложившихся моральных норм и стандартов. Это позволит избежать нежелательных санкций в отношении производителей материалов со стороны регулирующих компонентов системы.
Говоря о конкретном содержании, которое привлекало бы наибольшее число зрителей, Де Флюэр указывает, что на практике таковыми являются материалы, ориентированные на массовые, зачастую не взыскательные вкусы. Речь идет о фильмах, телевизионных постановках, материалах газет и журналов, в которых акцент делается на упрощенном юморе, банальной мелодраме, а зачастую, и на физическом насилии, жестокости, сексе, и т.п. Широкое распространение подобных материалов определяется, по мнению автора, тем, что они привлекали внимание наиболее многочисленного сегмента аудитории в американском обществе 60-х годов. В то же время, именно эта часть аудитории уже в силу своей многочисленности обладала значимостью на рынке товаров и услуг.
Таким образом, массовое содержание является ключевым элементом медиа системы. Трансляция материалов, адекватных вкусам наиболее многочисленной части аудитории, являющейся одновременно наибольшим сегментом рынка, позволяет обеспечивать финансовую стабильность системы в целом.
СМК в концепции
самореферентных социальных систем
Далее речь пойдет о работе известного немецкого социолога-теоретика Никласа Лумана (1927-1998) «Реальность масс медиа»-0. Работа выполнена в рамках общей теории социальных систем Лумана и является одним из интересных современных исследований МК, выполненных в традициях системно-функционального подхода21.
Перед рассмотрением авторского видения роли медиа, полезно учесть некоторые общие теоретические позиции Лумана. В значительной мере он опираются на биологические построения чилийских нейрофизиологов X. Матураны и Ф. Варелы22. Предметом их исследования было то, каким является механизм рождения наших представлений о мире.
По мнению авторов, указывая на что-либо, мы задаем критерий различения. Причем этот критерий и задает свойства объекта как некоторого единства. Когда же мы говорим об общности, то неявно подразумеваем операцию различения, которая и делает эту общность возможной.
Матурана и Варела относят все живые существа к аутопоэз-ньтм единствам, т.е. самовоспроизводящимся организациям". (Термин аутопойесис означает самолроизводство, самотворение.) Идея аутопоэза делает акцент на том, что живые существа представляют собой автономные единства, которые связаны в сеть непрерывных взаимодействий. В соответствии с этой концепцией в организме нет ничего, что не относилось бы к самому организму, и в этом качестве не было бы произведено им самим. То есть бытие и сотворение аутопоэзного единства нерасторжимы, и в этом состоит присущий только им способ организации.
Важным моментом концепции является интерпретация Ма-тураной и Варелой взаимодействия организма со средой. Авторами вводится понятие "структурного сопряжения". С его помощью поясняют, что взаимодействия между аутопоэзным единством и окружающей средой состоят из взаимных возмущений. В этих взаимодействиях структура окружающей среды "запускает" структурные изменения в аутопоэзных единствах и наоборот. Таким образом, структурное сопряжение предполагает взаимный структурный "дрейф" системы и среды. Это, в свою очередь, предопределяет соразмерные изменения организма и среды, т.е. онтогенез.
Матурана У., Варела Ф. Древо познания. М. 2001. Авторы проводят следующее различие между понятиями "организации" и "структуры". Организация означает те отношения, которые должны существовать между компонентами системы для того, чтобы ее можно было отнести к определенному классу. Структура — это те компоненты и отношения, которые действительно составляют конкретное единство и делают его организацию реальной.
тей или подсистем. Одной из необходимых составляющих поддержания стабильного функционирования системы является под- . держание более или менее адекватной картины жизни общества, социального окружения людей. Это достигается, в немалой сте- . пени, посредством деятельности СМ.К.
Механизм реализации "социального сцепления" представляет собой взаимодействие двух основных составляющих. Первой из них являются общественные потребности — группы, коллектива, личности. Второй — "отклик" на соответствующие требования, удовлетворение потребностей прямо или опосредованно средствами массовой коммуникации.
В имеющихся на сегодня классификациях выделяются две взаимосвязанные плоскости изучения функций СМК. Во-первых, это конкретный вид деятельности СМК; во-вторых, полезность, ценность, которую имеет эта деятельность с точки зрения пользователей, потребителей.
Кроме того, обычно анализ проводится на двух уровнях — уровне социума и уровне индивида. Ниже приведены классифи- . кации, в которых, по нашему мнению, наиболее полно учтены идеи, высказанные ранее15.
Основные функции массовой коммуникации в обществе L Информационная функция:
информирование о событиях и условиях жизни в обществе и
мире;
• информационное обеспечение инновационных процессов;
интерпретация происходящего;
• поддержка существующих норм и властных отношений;
социализация;
координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия; Ш. Функция обеспечение преемственности:
• выражение образцов доминирующей культуры, "узнавание"
субкультур, новых культурных направлений;
15 Подробнее см. напр.: Массовая коммуникация в условиях научно-технической революции. Под ред. Фирсова Б.М. Ленинград: Наука. 1981; Berger A. A. Media Analysis Techniques. London: Sage. 1991. Mcquail, D. Mass Communication Theory. An Introduction. London: Sage. 1987.
В сложных организмах нервная система организована как сеть активных компонент. Сопряжения компонент происходят при сохранении каждой своей адаптации и организации. Взаимодействующими организмами со сложной нервной системой порождается область сложных структурных сопряжений. Это позволяет, по мнению Матураны и Варелы, рассматривать социальную динамику человека как биологический феномен. Человеческие сообщества как социальные системы предполагают максимальную автономию компонентов. При этом согласованность во взаимодействиях и структурная пластичность членов системы обусловлена непрерывным социальным обучением.
Поскольку любой социальный организм, являясь членом некоторого социального единства, включен в постоянные структурные сопряжения, то поведение правомерно рассматривать как взаимную координацию между компонентами. В этой связи авторы вводят понятие "коммуникации", как координированного поведения, которое члены социального единства "запускают" друг у друга. Другими словами, феномен коммуникации зависит не оттого, что передается, а оттого, что происходит с тем, кто принимает передаваемое.
Применительно к анализу поведения Варела и Матурана используют понятие "наблюдателя". Поведение, согласно авторам, можно рассматривать как производимое наблюдателем описание изменений состояния системы относительно окружающей среды.
Специфика социальных систем проявляется, среди прочего, и в том, что язык позволяет тем, кто им оперирует, описывать самих себя через лингвистические различения. Вместе с языком возникает и наблюдатель как некоторая "оязыченная" сущность.
Смысл возникает при этом как отношение лингвистических различий. Через смысл обеспечивается системная адаптация.
Одним из основных понятий теории социальных систем Лу-мана является понятие "комплексности". Для каждой социальной системы окружающая среда является сложнее самой системы. Поэтому, формирование системы предполагает снижение (редукцию) комплексности через проведение границы с окружающим миром посредством актов различения между собой и другим. Замена первоначальной сложности другой, более упрощенной определяется как редукция сложности. Т.е. система должна постоянно выбирать из множества операций и постоянно воспроизводить самою себя. Это свойство систем определяется как самореферентность — способность реагировать на окружающий мир посредством реакции на самих себя.
С точки зрения Лумана, феномен СМК представляет собой один из результатов процесса функциональной дифференциации современного общества. Это определяется тем обстоятельством, что современное общество имеет некоторые стабилизирующие функциональные механизмы, действующие на регулярной основе. Масс медиа как раз и является одним из таковых.
Понятие «масс медиа» включает в себя институты общества, которые используют технологии «копирования» (размножения) для распространения материалов (текстов) коммуникации. Здесь технология распространения играет примерно ту же роль, что и деньги в экономике.
Описывая масс медиа как социальную систему, Луман выделяет два аспекта медиа реальности. Во-первых, это «реальная реальность» масс медиа — широкий комплекс действий, вне которых современная массовая коммуникация не возможна. Например, тиражирование, распространение, чтение, просмотр и т.д. Но сюда не включается собственно «железо» или материальная часть медиа. Другими словами, «реальная реальность» масс медиа — это собственно коммуникации, которые осуществляются внутри них и через них.
Во-вторых, реальностью медиа является то, что представляется посредством СМК. С точки зрения автора, масс медиа является не последовательностью операций, а последовательностью наблюдений (или наблюдающих операции). Луман указывает в этой связи, что масс медиа производит "трансцендентную иллюзию".
Опираясь на понятие коммуникации в аутопоэзных системах, автором выделяется два уровня наблюдений, которые осу-
Luhmann, N. The Reality of Mass Media. Polity Press. P.7. 2000.
ществляют СМК. Наблюдение первого уровня предполагает работу с фактами. Наблюдение второго уровня предполагает «наблюдение за наблюдателем».
Медиа регулярно сообщают о чем-либо или о себе самих. Таким образом, мы имеем дело с системой, которая ответственна за "различение" между само-референционностью (self-reference) и референционностью на других (other-reference — ино-референционностью). То, что приходиться наблюдать СМК, есть "удвоение" реальности. Другими словами, система масс медиа как раз обеспечивает картину «вторичной реальности». В этом качестве масс медиа разделяют, дифференцируют, обеспечивают отнесение к себе самой или к другим. В конечном итоге, масс медиа конструирует реальность, отличную от реальности своей собственной.
В этой связи еще раз напомним исходную посылку концепции. Масс медиа как системы наблюдения вынуждены различать между отнесением к себе и отнесением к другим. Фактически, медиа вынуждены конструировать реальность, отличную от своей собственной.
Операциональный конструктивизм, разделяемый Луманом, не отрицает наличие реальности. Вместе с тем, в концепции предполагается, что реальность является не объектом как таковым, а неким "горизонтом" в феноменологическом смысле. Другими словами, реальность является недостижимой. Отсюда, согласно Луману, нет другой возможности кроме как конструировать реальность и наблюдать за наблюдателями, за тем, как создается реальность.
По мнению Лумана, функции масс медиа состоят в "направлении" самонаблюдения социальных систем. Автор обращается в этой связи к понятию функции "памяти" системы — обеспечивающей основание реальности (оценок, интерпретации) для всей последующей коммуникации. Здесь память социальной системы определяется как возможность опираться на характеристики реальности как некоторой данности, которая не требуют нового обоснования в ходе последующей коммуникации.
Другими словами, масс медиа формируют некоторую "исходную карту", фундамент интерпретации реальности для осу-
ществления последующих актов коммуникации — выражения индивидуальных мнений, оценок перспектив будущего и т.п. При этом последующие акты коммуникации вновь "обогащаются" посредством масс медиа.
Характерно, что формирование неопределенности и различения, являющихся атрибутами наблюдения, не предполагает использование каких-либо заранее заданных категорий «единства мира». Стимулы к дальнейшей коммуникации вырабатываются внутри системы как таковой и не могут быть объя.снены исходя, например, из антропологических оснований стремления к знанию и т.п.
К функциям масс медиа следует отнести формирование и поддержание в обществе свойств "раздражимости'1 и "возбудимости". По мнению автора, функции масс медиа состоят не только в обеспечении роста знаний, социализации или образовании индивидов в соответствии со сложившимися нормами. Описание мира и общества представляет собой циклический процесс. Этот процесс предполагает формирование и интерпретацию состояния «возбуждения» посредством информации привязанной к какому-то конкретному моменту.
Надо учитывать, что "возбудимость", как одна из наиболее общих структурных характеристик аутопойетических систем ,. формируется не только в системах масс медиа, но и системах , семьи, образования и других. Возбуждение как свойство систем, важнейшим атрибутом которых является память, оказывается включенным в операции систем и, таким образом, обеспечивает познание и сохранение баланса. Это — не что иное, как способность "генерирования" реальности. Растущая дифференциация функций систем обуславливает то, что именно масс медиа формируют такое специфическое состояние "тревожности" (наподобие мозга в организме), которое предотвращает возможности слишком жесткой их связи со сложившимися структурами.
По существу, масс медиа обеспечивает потребителей таким видением настоящего, которое принимается всем обществом и оказывается знакомым для всех людей. Именно эти "параметры" могут быть взяты в качестве точки отсчета при обсуждении актуальных вопросов прошлого состояния системы или при выборе перспективных решений. Это, среди прочего, составляет основу реализации своих специфических связей и отношений другими системами.
В целом масс медиа являются средством обеспечения преемственности через приложение новой коммуникации к результатом коммуникации уже состоявшейся. Фактически масс медиа в современном обществе производит некие «скрепы» — стабильные когнитивные, нормативные и оценочные координаты, необходимые для осуществления новых операций. Система масс медиа оперирует как некоторая последовательность — коммуникация будет продолжена: вышедшая в эфир программа предполагает следующую. Оперирование масс медиа никогда не бывает разовым.
Актуальность коммуникации также является неотъемлемым атрибутом масс медиа. Последнее как раз и позволяет масс медиа обеспечить структурное «удвоение» реальности за счет проникновения в другие социальные домены. Масс медиа затрагивает такие темы, которые позволяют охватывать самые разные части общества. Успех медиа в обществе обеспечивается в значительной мере за счет того, что поднятые темы принимаются — независимо от позитивного или негативного отклика на предлагаемую информацию.
Одним из важных моментов в концептуальных построениях автора является идея публики (общественности), которую он противопоставляет существующим представлениям об общественном мнении. Исходя из общих системных представлений Луман настаивает на том, что публика как раз и является своеобразной «окружающей средой», необходимой для функционировании масс медиа.
Типология содержания масс медиа
В связи с особенностями функционирования медиа Луман вычленяетлриосновных типа программного содержания масс медиа: новости и интервью; реклама и развлекательные передачи.
В связи с содержанием новостей автор говорит о том, что здесь медиа распространяют "невежество" в форме фактов, которые очень быстро будут заменены на другие (причем никто этого не заметит). Информирование создает особую «реальность» или картину реальности. Аналогом этого может служить
карта, которая не может отражать реальную ситуацию с абсолютной точностью, В этом, по мнению, автора и заключается, среди прочего, феномен «удвоения» реальности, которому способствуют медиа.
Выделяется несколько способов привлечения внимания, которые используются при подаче новостей. Луман называет их «аттракторами»:
"'Сюрприз", ;'удивление", предполагающих, что событие («история») должно быть новым.
Информация о конфликтах является предпочтительной. Цифровая информация как эффективное средство привлечения внимания. Ценность местной информации.
Особое внимание привлекают случаи нарушения норм. • Информация о нарушении норм, сопровождающаяся моральными оценками.
Подача информации о нарушении норм в увязке с актором, известной личностью.
Требование актуальности, которое реализуется с помощью показа конкретного случая, события.
Распространение мнений (собственно медиа мнения) происходит через подачу новостей.
Все перечисленные выше «селекторы» представляют собой некоторые организации, формирующие свои собственные процедуры.
Рекламное содержание в СМК выполняет, прежде всего, функцию стабилизации отношений "чрезмерности и разнообразия" в повседневной жизни. Автор поясняет, что в условиях современного рынка и индустрии покупка является скорее актом «отчаяния», нежели рационально осознанным поступком. -Здесь необходимо мотивационное подкрепление в плане того, что покупаемое есть отнюдь не то же самое, а новое. Реклама как раз способствует разрешению противоречия между высочайшей «стандартизацией» и «дифференциацией» нашего времени.
Другой задачей медиа является развлечение. Наиболее показательной формой развлекательного содержания является игра. Здесь также происходит удвоение реальности. Реальность представляется игрой, которая отделена от первичной реальности. Важно в игре и то, что зритель видит ее начало и конец — этим вторая реальность коренным образом отличается от реальности жизни.
Характерно и то, что формируемые объекты этой игровой реальности оказываются знакомыми зрителю. Это способствует легкости стирания границ, перехода из реальности реальной во вторую, удвоенную реальность. Для этого зрителю необходима информация, посредством которой он будет обладать способностью различения.
Три основные формы содержания СМК создают условия для продолжения коммуникации. То есть медиа формируют некоторую «базовую» реальность, на которую ориентируются индивиды при формировании своих предпочтений и ожиданий.
Французский культуролог Абрахам Моль (1920-1992) рассматривал особенности функционирования смк в опоре на кибернетический подход
14 10 2014
1 стр.
Руководство по качеству; документированные процедуры системы менеджмента качества (смк), относящиеся к данному подразделению; инструкции вуза в области охраны труда (ОТ) и пожарной
06 10 2014
1 стр.
Под редакцией Президента Федерации ушу России зтр, смк г. Н. Музрукова составители: смк ил. Креймер (IV дуань ушу), срка. В. Рыжов
14 12 2014
1 стр.
Омс, первым этапом которой явилось введение электронных документов в десяти регионах страны, в том числе в Свердловской области. Из десяти медицинских страховщиков, работающих на т
28 09 2014
1 стр.
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: механика и термодинамика сплошных сред, теория упругости, теория пластичности, теория вязкоупругости, теория ползучести,
09 10 2014
1 стр.
11 10 2014
12 стр.
12 10 2014
9 стр.
14 12 2014
9 стр.