Перейти на главную страницу
Прежде всего в «социологизме» как определенной теоретической концепции необходимо выделить два аспекта. Первый из них состоит в утверждении, что социальная реальность представляет собой реальность особого рода, не сводящуюся к другим видам реальности. Речь идет, в первую очередь, о подчеркивании авто-
Однако эта сторона «социологизма» не сводится к признанию специфичности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности над индивидуальной в детерминации человеческого поведения. В указанных дихотомических парах те стороны, которые воплощали социальную реальность, являются доминирующими: «коллективные представления» господствуют над индивидуальным, «коллективное сознание» господствует над индивидуальным сознанием, «священное» над светским и т.д. Социальные факты как предмет социологии обладают, согласно Дюркгейму, двумя основными признаками: независимостью от индивидуального сознания и принудительной силой по отношению к индивиду3. Общество, с его точки зрения, - это «реальность, которая столь же мало дело на-
Основной принцип методологии Дюркгейма выражен в его известной формуле: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи (des choses)»5. Исследованию должны подвергаться в первую очередь
Но специфика второго, методологического аспекта «социологизма» кроется, главным образом, не здесь.
Поскольку общество трактуется как особая реальность, несводимая к другим видам реальности, постольку наука об обществе социология, рассматривается как специфическая дисциплина, отличающаяся от других дисциплин, как по предмету, так и по методу.
Из признания специфичности социальной реальности в «социологизме» вытекает и методологический принцип объяснения социального через социальное. Однако «социологизм» у Дюркгейма выходит за рамки этого требования: поскольку общество оказывается доминирующей реальностью, постольку «социологизм» претендует не только на объяснение социального социальным, но, неопределенно расширяя рамки первого социального, берется объяснить и несоциальные феномены социальными причинами как основными. Социология выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода «наука наук», призванная обновить философию и «социологизировать» теорию познания, логику, этику и т.д., а также некоторые нефилософские науки, такие, как история, этнография, экономика и т.д. Таким образом, признание социологии специфической наукой дополняется в «социологизме» своеобразным социологическим
Отсюда двойственное отношение к философии в «социологизме». С одной стороны, Дюркгейм отмечает в качестве одного из отличительных признаков своего социологического метода независимость от всякой философии6; с другой он, по собственному признанию, всегда оставался философом7, с одной стороны, проблема соотношения материального я духовного в общественной жизни объявляется несуществующей вследствие ее «метафизичности», с другой общество идеалистически толкуется как «прежде всего ансамбль идей, верований, чувств всякого рода»8. Дюркгейм отвергает часто адресовавшиеся ему «упреки» в материализме и всячески подчеркивает спиритуализм своей теории. Исторический материализм он понимает упрощенно и, как замечает И.C. Кон, «фактически спорит не с ним, а с вульгарным материализмом»9.
Однако, несмотря на резко отрицательное отношение к биологическому редукционизму в социологии, Дюркгейм с трудом избавлялся от его влияния, поскольку сам в значительной степени разделял методологические предрассудки своего времени. Это сказалось даже в самом объяснении социальных фактов, которые он претендовал выводить из них самих. В своем первом крупном произведении «О разделении общественного труда» (1893) он апеллирует к биологическим законам не только для проведения аналогий между ними и законами социальными, но и для прямого выведения вторых из первых. Он рассматривает разделение труда как всеобщее свойство «организо-
В этом отношении, однако, влияние на него биологизма было незначительным и сказалось лить на первом этапе его деятельности, Существеннее то, что биология того времени продолжала оставаться в его глазах моделью для социальной науки. Это проявилось в двух важных моментах. Во-первых, под влиянием организма Дюркгейм рассматривает социальный объект как интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей, хотя и с акцентом на специфичности социального организма. Соединив органицистский взгляд на общество как на интегрированное целое с идеей специфичности социальной реальности, Дюркгейм формулирует один из первых вариантов структурного функционализма в социологии. Во-вторых, он нередко обращается к «элементарным» формам для объяснения развитых, что несомненно было навеяно биологическими ассоциациями. Следуя Спенсеру, Дюркгейм утверждает, что «общества суть не что иное, как различные комбинации одного и того же первичного общества»12. Эволюционизм спенсеровского толка в типология обществ имел серьезные методологические последствия для французского «социологизма», определив, в частности, его этнологическую ориентацию. Несмотря на указанные моменты, антибиологическая направленность дюркгеймовской концепции не была чисто терминологической, поскольку постулат специфичности социальной реальности и несводимости ее к биологической реальности постоянно оставался в силе.
Парадокс антипсихологизма у Дюркгейма состоял в том, что, выступая против психологического редукционизма в социологии (который логически приводил к упразднению ее в качестве самостоятельной науки) и стремясь отделить социологию от психологии, он следовал примеру последней. Можно думать, что существенное влияние в данном отношении на него оказал Вильгельм Вундт, соз-
Несмотря на антипсихологическую направленность теории Дюркгейма, психологизм не был им полностью преодолен, поскольку он продолжал пользоваться психологическим понятийным аппаратом дан обозначения феноменов социальной реальности. Дюркгейм нередко просто переносил понятия индивидуальной психологии в социологию, приписывая им лишь такие атрибуты, как «социальный» и «коллективный», например: «коллективные представления», «коллективное внимание», «коллективные чувства» и т.д. Естественно, что социологический подход не может полностью абстрагироваться от психологических моментов, поскольку социальная и психическая реальности теснейшим образом связаны между собой. Но Дюркгейм не смог выработать специфический категориальный аппарат социологии, нередко заимствуя его у психологии. Критика психологизма у Дюркгейма осуществлялась, по сути дела, с позиций социального психологизма. Как справедливо отмечая советский психолог С.Л. Рубинштейн, «социологизация» психологии перекрывалась в «социологизме» психологизацией социологии, что прямо вело к
Тем не менее утверждение о независимости социальной реальности от индивидуальной и строгое элиминирование индивидуально-психологического объяснения в его исследованиях представляли достаточно определенную и даже экстремистски выраженную позицию, в особенности, на начальном этапе его творчества. Под влиянием резкой критики со стороны представителей других направлений во французской буржуазной социологии и трудностей методологического характера Дюркгейм впоследствии смягчил ригоризм своих первоначальных антипсихологических формулировок, обращая больше внимания на механизмы интериоризации социального. Многие интерпретаторы Дюркгейма характеризуют эволюцию его воззрений как направленную в сторону все большего спиритуализма16. На наш взгляд, рассматривать эволюцию его мысли в плоскости «спиритуализации» неправомерно. Даже в самых ранних его произведениях спиритуализма не меньше, чем в последующих. «Судебные, правительственные, научные, промышленные, словом, все специальные функции суть факты психического порядка...»17, писал он, например, в 1893 году. На самом деле, эволюция воззрений Дюркгейма состоит в частичном осознании недостаточности механистического детерминизма лапласовского толка в подходе к пробле-
Несмотря на некоторую эволюцию, «социологизм» у Дюркгейма всегда представлял собой определенную и радикально выраженную концепцию, и базовые ее постулаты в целом никогда не подвергались им ревизии. Отметим еще два момента в дюркгеймовском «социологизме». Во-первых, общество рассматривается не как динамическая система практически действующих групп и индивидов, а как находящиеся в статике формы общения. Из двух частей контовской доктрины: статики и динамики Дюркгейм концентрирует внимание лишь на первой. Именно проблемы .динамики социальной системы в большей степени разрабатывались психологическим направлением в лице Тарда. Правильно подчеркивая фактор общения в детерминации
Во-вторых, следуя Конту, Дюркгейм трактует общество» главным образом, как ассоциацию, игнорируя, либо рассматривая патологию, социальные конфликты и классовые антагонизмы. Классы как определенные социальные группы и субъекты социального поведения, по сути дела, вообще не присутствуют в его концепции. Все сферы социальной жизни, согласно ей, предназначены для одной цели создания и поддержания социальной сплоченности. Недаром в современной буржуазной социологии исследование согласия рассматривается как традиция Дюркгейма20.
Правда, он констатирует состояние дезинтеграции, свойственное современному капиталистическому обществу, в понятиях «эгоизма» и «аномии». Первое понятие выражает слабое влияние социальных норм на индивида, крайнее развитие индивидуализма, второе резкую смену нормативных систем, своего рода ценностно нормативный вакуум, при котором старая система устарела, а новая еще не установилась. Последнее понятие имеет большую эвристическую ценность и широко используется в современной социологии21. Дюркгейм, между тем, ограничивается рассмотрением соци-
220
альной дезинтеграции на ценностно-нормативном уровне, не связывая последний с уровнем социальной структуры. Установление этой связи неизбежно привело бы его к исследованию классовой структуры и классовой борьбы.
В его концепции, однако, эта связь отсутствует, что проистекает из его общей консервативной ориентации. Из двух лозунгов контовской доктрины: «Порядок и прогресс!» Дюркгейм оставляет лишь порядок. «Дюркгейм стремится доказать, что большинство социальных норм выражает чувства всего общества. Он никогда всерьез не задумывался над мыслью, что эти нормы могут выражать чувства только одного социального слоя внутри общества»22, - пишет американский социолог Л. Козер, анализируя влияние дюркгеймовского консерватизма на его концепцию. «Его цель, констатирует Ги Эмар, это поддержка существующего социального типа23.
В оценке значения «социологизма» для развития социологического знания необходимо различать его конкретно-научное и философское содержание. В философском плане «социологизм» Дюркгейма носит эклектический характер. Он действительно содержит в себе некоторые материалистические моменты, несмотря на то, что сам Дюркгейм открещивался от «упреков» в материализме. Признание общества объективной реальностью по отношению к составляющим его индивидам и познающим его субъектам, рассмо-
221
трение индивидуального сознания как продукта социальной среды, акцент на социальной природе морали, религии, категорий познания эти стороны дюркгеймовской теории содержат материалистические черты; здесь несомненно сказалось влияние исторического материализма. Субъективное стремление Дюркгейма отмежеваться от материализма и подчеркивание им спиритуализма своей концепции в значительной степени были связаны с идеологическим климатом буржуазного общества, с филистерским пониманием материализма как учения, принижающего человеческую сущность, а идеализма как учения, возвышающего ее. Положительной стороной концепции Дюркгейма является распространение принципов рационализма, детерминизма и законосообразности на познание социальных явлений.
Но в целом «социологизм» далек от материалистического понимания история, что видно уже из предшествующего изложения. Как отмечалось, Дюркгейм дает в общем идеалистическую интерпретацию социальной реальности. В противовес историческому материализму «социологизм» подчеркнуто абстрагируется от анализа роли способа производства, классов и классовой борьбы в жизни общества. Дюркгейм метафизически противопоставляет социальное и индивидуальное в человеке. К. Маркс специально указывал на ошибочность такого противопоставления: «Особенно следует избегать того, чтобы... противопоставлять «общество», как абстракцию, индивиду», писал он24.
Правда, крайности «социального реализма» у Дюркгейма отчасти объясняются его полемикой с индивидуалистическими концепциями в социологии, а также тем известным в истории науки фактом, что каждый стиль мышления при своем возникновении претендует на универсальность25. Последнее относится и к «социологическому экспансионизму» Дюркгейма. Но объяснить заблуждение не значит не признать его заблуждением. Как правильно отмечает С. Люкс, «Дюркгейм ошибался, думая, что его атака на методологический индивидуализм и защита социологического объяснения требует от него резкой формы социального реализма...»26. Положение о том, что общество не сводится к совокупности составляющих его индивидов, но объективно по отношению к ним и к познающим его субъектам, является одним из фундаментальных положений марксистской социологии. Но в отличие от «социологизма», марксистская социология рассматривает общество не как особое существо, находящееся вне индивидов, а как систему отношений между ними. Этот принцип ясно сформулировал К. Маркс: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу»27.
Базовые постулаты «социологизма», сформулированные Дюркгеймом, послужили отправным пунктом как дал его собственных исследований, так и для исследований его учеников и последователей. «Социологизм» явился тем теоретическим стержнем, вокруг которого образовалась Французская социологическая школа, занимавшая доминирующее положение во французской буржуазной социология периода Третьей республики28. Необходимо, однако, учиты-
Вследствие относительной самостоятельности различных уровней социологического знания частные исследования дюркгеймианцев зачастую не содержали в себе специфических черт «социологизма» как философской концепции. Особенности трактовки тех или иных проблем, естественно, определялись не только основными методологическими посылками, но и спецификой проблематики, и «внесоциологистскими» влияниями внутри данной проблематики. Необходимо учитывать также различную степень ортодоксальности различных приверженцев дюркгеймовского «социологизма» и те трансформации, которым он впоследствии подвергался. Несмотря на указанные моменты, на относительную автономию частных исследований от основных постулатов «социологизма» и иногда встречающиеся расхождения с ними, дюркгеймианцы упорно подчеркивали свою приверженность доктрине учителя. Это позволяет сделать вывод, что «социологизм» не только реально, но и символически объединял дюркгеймианцев в школу.
Гофман А. Б. «Социологизм» как концепция: Эмиль Дюркгейм //Историко-философский сборник: Материалы теоретической конференции аспирантов философского факультета (март 1972 г.) /Отв
11 10 2014
1 стр.
Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма ст
11 10 2014
1 стр.
Эмиль Золя (Emile Zola) (2 апреля 1840 г. – 29 сентября 1902 г.) был влиятельным французским писателем. Он является самым важным примером литературной школы натурализма и главной ф
18 12 2014
1 стр.
Верхарн эмиль [Emile Verhaeren, 1855 1916] бельгийский поэт. В. писал на французском яз и поэтому был теснейшим
18 12 2014
1 стр.
Поль-Эмиль Виктор мастерски рисует портреты животных, рассказывает об особенностях их поведения, показывает решающую роль ездовых собак в покорении обоих полюсов Земли
11 09 2014
29 стр.
Но и католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком: Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль р
18 12 2014
1 стр.
Современная концепция музыкального обучения и воспитания рассматривает музыку как источник и способ развития ребёнка, как метод освоения содержания других предметов, как
25 09 2014
1 стр.
Начался полет в идеальный мир; наконец-то можно было оторваться от земли и реять в высоте, — это было как бы победой поэзии над научным духом
14 12 2014
3 стр.