Перейти на главную страницу
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВЗФЭИ
Филиал в г. Тула
«Социология»
на тему: Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
Выполнила:
Факультета: финансово - кредитного
Специальности: финансы и кредит
Группы: вечерней
№ личного дела: 06 ФФД 13037
Проверил: Бормотов И. В.
Тула 2009
Введение……………………………………………………………………………стр.3
Список используемой литературы………………...…………………………….стр.12
Классический тип научности в социологии, по мнению одного из крупнейших историков социологии Ю.Н. Давыдова, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.
Наиболее значительный представитель социологического позитивизма конца XIX– начала XX в. – французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 -1917). Он родился 15 апреля 1858г. в г. Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущий автор социологической теории религии готовился к религиозному поприщу своих предков, изучая древнееврейский язык, Ветхий завет и Талмуд. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. С юных лет и до конца своей жизни он оставался агностиком. Постоянно подчеркивая социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку в частности. «Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании» 1
Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.
1) социальные факты внешни для индивидов;
2) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны;
3) устанавливаемые между двумя и множеством социальных фактов отношения причинности помогают формировать постоянные законы функционирования общества.
При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял установить соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. В социальной реальности им выделены три уровня: уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население), уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила) и уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).
Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат – коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действия, ценностей и т.д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социального метода, по Дюркгейму.
Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые характеризуются двумя признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Впоследствии он дополнил это истолкование еще одним, определив социологию как «науку об институтах, их генезисе функционировании».
В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.
Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя:
6) эстетическую социологию.
Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавлива6ет наиболее общие законы; это философская сторона науки.
Эмиль Дюркгейм во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: 1) натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами.
Для понимания дюркгейского «социологизма» необходимо различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм».
Онтологическая сторона «социологизма», т.е. концепция социальной реальности, выражена в следующих социальных положениях.
По существу солидарность для него – синоним общественного состояния.
Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга – обоснования «солидаризующей» функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значение исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства – основная функция религиозных верований и действий.
Он, как и Конт, считал, что общество по своей природе основано на консенсусе. Конфликты не являются не движущей силой истинного развития, ни неизбежным признаком коллективной жизни, они – признак болезни или разлада в обществе. Дюркгейм отвергал идею К. Маркса о революции как способе разрешения социальных конфликтов.
Вслед за Контом он рассматривал общество как отношения согласия и солидарности. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы:
Доказывая нормальный характер солидарности в обществе и «аномальный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или врождения) «механической солидарности» в тоталитарных обществах.
Представляет интерес анализ Дюркгеймом проблемы коллективности. Коллективность трактуется им как «основной фактор социальности», естественное лоно жизнедеятельности людей 3. Он писал, что коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного существа», имеет общественную природу сущность. В силу самого факта коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентированные в своих действиях личности. При этом они поддерживаются определенной социальной (политической, правовой, моральной) дисциплины, что, по мнению Дюркгейма, является весьма существенным фактором общественной жизни. Дюркгейм допускает «построение социологии, которая видела бы в дисциплине существенное условие всякой общей жизни, основывая ее на разуме и истине». Сегодня, как и во все времена жизни Дюркгейма, это звучит весьма актуально.
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
Социологическая парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых. Иногда под парадигмой понимаются крупные теории, группы теорий или метатеории. Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности рассмотрения тех или иных сторон общества. Именно поэтому ни одна из парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой конкретный частичный вклад в его рассмотрение.
Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества можно разделить на 3 большие группы:
- структурные парадигмы - рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единого целого и на макроуровне (функционализм, конфликтные парадигмы);
- интерпретивные парадигмы - делают акцент на изучении и интерпретации
человеческого поведения на микроуровне (парадигма соц. действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология);
- интегральные и объединительные парадигмы - выражают взаимосвязь соц.
структур и деятельных соц. агентов (интергральная парадигма П.Сорокина, структурация А.Гидденса, структуралистский конструктивизм П.Бурдье, структурно-деятельностная социология П.Штомпки).
Эмиль Дюркгейм – один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмете преподавания. Влияние его идей присутствуют в самых различных отраслях социального знания, от общей социальной теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социальные теории ХХ в. так или иначе соотносились с теорией дюркгеймовских идей.
Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой.
Вслед за Контом, Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.
Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма ст
11 10 2014
1 стр.
Гофман А. Б. «Социологизм» как концепция: Эмиль Дюркгейм //Историко-философский сборник: Материалы теоретической конференции аспирантов философского факультета (март 1972 г.) /Отв
11 10 2014
1 стр.
Земле является одной из весьма существенных проблем современной науки. После того как в 1859 г. Дарвин предложил свою идею эволюционного развития, ученое сообщество в целом приняло
17 12 2014
1 стр.
Социальная структура общества. Теория классов и теория социальной стратификации (17,19, 20,)
11 10 2014
1 стр.
Эмиль Золя (Emile Zola) (2 апреля 1840 г. – 29 сентября 1902 г.) был влиятельным французским писателем. Он является самым важным примером литературной школы натурализма и главной ф
18 12 2014
1 стр.
Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Экономические категории и законы. Экономическая теория, прогнозы и политика. Экономические цели общества. Осно
15 09 2014
1 стр.
Противоречия социалистического общества как источник его развития: Сб науч тр. Свердловск: УрГУ, 1988. 111с
11 10 2014
1 стр.
Тренинг. Тема: Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально – гуманитарные науки. Образование, его значение для личности и общества
14 12 2014
1 стр.