Перейти на главную страницу
Приемные требования (ПСПО) по специальности 073002 «Теория музыки» СОЛЬФЕДЖИО Письменный экзамен: • Одноголосный диктант: 10-12 тактов на 4/4 (3/4. 6/8) включает альтерации любых степеней, отклонения в тональности (как в родственные, так и в далекие), ритмические фигуры различной сложности (в том числе: пунктирный ритм, триоли, синкопы и др.) Время написания 25 мин.. (10-12 проигрываний. Пример: Шостакович прелюдии ор. 34 ![]() ![]() ![]() * Интервальная последовательность 10-12 интервалов (диатонические, характерные, тритоны, возможны альтерированные интервалы). 3 проигрывания |
Устный экзамен • Определить на слух: интервалы от (4-5); аккорды от (4-5) в тесном, смешанном и широком расположениях, в том числе трезвучия: мажорное, минорное, уменьшенное с обращениями и увеличенное трезвучие с обращениями. Д7 с обращениями. VII7 два варианта ум. и малый: II7 два варианта малый минорный и мал. с ум5: уменьшенный септаккорд с разрешением и энгармонической заменой: большой маж. ceптаккорд в основном виде. Аккордовая последовательность 10 аккордов в тесном четырехголосном изложении. • Спеть: любую гамму в пределах квинтового круга (в том числе: 3 вида мажора и 3 вида минора); интервалы (1-3) (диатонические, характерные, тритоны) от звука и в тональности с разрешением; аккорды (1-3) (трезвучия: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное с обращениями; септаккорды: Д7 - с обращениями, VII7 - с обращениями, 117; с обращениями от звука и в тональности с разрешением; спеть с листа одноголосный фрагмент (примерная трудность: Ладухин. Сольфеджио. №№ 85-112; Островский. Шохин. Сольфеджио. №№ 137- 152).
Определение тональностей первой степени родства к заданной тональности и найти общеродственную для отдаленных тональностей. (A - g) Устный экзамен: 1. Знание тональностей квинтового круга Определить и разрешить (устно и на рояле): интервалы (2-3) диатонические и характерные, Ум.7 (с энгармонической заменой) в тональности и от звука аккорды (2-3) маж.35, мин.35, ум.35, ув.35 с обр., D7 с обр., Ммин.7, М.7 с ум.5, Бмаж.7, ум7 с энгармонической заменой) в тональности и от звука.
|
2. Определить в читаемом с листа примере отклонения, модуляции (примерная трудность: Л. Островский. Соловьев. Шохин «Сольфеджио»). МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Экзаменационные требования по музыкальной литературе устанавливаются в объеме программы ДМШ по предмету для специальностей с семилетним сроком обучения. В экзаменационные билеты включены вопросы: 1. Жизнь и творчество композитора. 2. Разбор музыкального произведения. 3. Определение на слух не менее 10 фрагментов из пройденных сочинений. Абитуриент должен продемонстрировать понимание общественной роли и значения музыкального искусства, уметь связать образное содержание музыкального произведения с выразительными средствами музыки. При этом характеристика творчества композитора или отдельного произведения должна опираться на собственные активные представления о музыке Желательно иметь общее представление о музыкальной жизни г. Москвы в настоящее время.
• Глинка Опера «Иван Сусанин»: 1д. Интродукция. Каватина и рондо Антониды. Выход Сусанина. Трио «Не томи родимый»; 2д. Полонез и мазурка (основные темы); 3 д. Песня Вани, приход поляков, романс Антониды; 4д. Хор поляков «Устали мы». Ария Сусанина, Хор «Славься». • Бородин - Опера «Князь Игорь»: Пролог» Хор «Солнцу красному слава». 1д.: 1к. Песня Галицкого, Хор девушек. 1д.: 2к. Хор девушек «Мы к тебе княгиня», Хор бояр «Мужайся княгиня», сцена пожара. 2д. Хор «На безвольи». Ария Игоря, Ария Кончака. Половецкие пляски (основные темы). 4д.: Плач Ярославны. • Мусоргский - Опера «Борис Годунов»: Вступление, Пролог. Хор «На кого ты нас покидаешь». «Колокольный звон». Хор «Уж как на небе». «Монолог Бориса». 1д.: песня Варлаама «Как во городе было во Казани». 2д.: Монолог Бориса «Достиг я высшей власти»; 4д.: Песня Юродивою. Хор «Кормилец, батюшка»; Хор «Расходилась, разгулялась».
|
• Римский-Корсаков - Опера «Снегурочка»; Вступление, Пролог: лейтмотив Лешего, Хор птиц, Ария и Ариетта Снегурочки, Проводы Масленицы первый эпизод «Раным-рано куры запели». 1д.: Ариетта Снегурочки. 2д.: Каватина Берендея. Зд.: Хор «Ай, во поле липенька», третья песня Леля. 4д: Сцена таяния Снегурочки. Симфоническая сюита «Шехерезада».
Для выявления общего кругозора абитуриента, его интересов, знаний в смежных с музыкальной областях искусства проводится КОЛЛОКВИУМ по следующим темам:
Коллоквиум проводится в день проведения экзамена по музыкальной литературе. «ФОРТЕПИАНО» Программные требования: 1. Этюд на любой вид техники; 2. Полифония; 3.Сонатное аллегро. (1 ч. сонаты или концерта); 4. Пьеса; 5.Чтение нот с листа.
|
Приемные требования (ПСПО) по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов) 01 – «Фортепиано» Требования по СПЕЦИАЛЬНОСТИ Поступающий должен исполнить программу из следующих разделов:
Уровень сложности представленной программы должен соответствовать репертуарным требованиям 8 класса ДМШ. Исполнение каждого произведения программы должно соответствовать художественному замыслу автора. В исполнении должно быть отражено понимание различных музыкально-художественных стилей. Абитуриент должен продемонстрировать соответствующий профессиональный технический уровень, артистизм. Комиссия имеет право прослушать программу не полностью.
Поступающий должен ответить на вопросы, связанные с музыкой композиторов, произведения которых включены в программу, а также по исполняемой программе. Проверка общекультурного кругозора. Требования по музыкально-теоретическим предметам.
1. По музыкальной грамоте абитуриент должен знать: • квинтовый круг тональностей (до 7 знаков), параллельные, одноименные и энгармонически равные тональности)
|
2. Уметь построить от заданного звука:
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА (письменно)
СОЛЬФЕДЖИО (письменно)
Пример - Мажор: II II VII VII I VI V IV III м.3 б.6 ум.7 ум.5 6.3 ув.4 м.7 ув.4 м.6
Минор Т53 D64 ув.53 Т6 S53 S6 D7 VI53 Ш6гак. D2 T6 |
СОЛЬФЕДЖИО (устно) 1. Определить на слух:
2. Спеть:
Примеры – ![]() e-moll : I VII VI V V IV III III II I м.З б.З ув.4 м.7 б.З ув.4 ув.5 6.6 м.2 м.З
B-dur: IV IV IV III III IV II VII IV III VIb V Б.7 б.6 ув.4 м.7 м.6 б.З ум.5 ум.7 6.2 м.З ув.5 6.6
|
|
Приемные требования (ПСПО) по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов) 02 – «Оркестровые струнные инструменты» Специальный инструмент: С к р и п к а - одна трехоктавная гамма, 8 видов арпеджио; двойными нотами: терциями, секстами, октавами; - один этюд; - крупная форма: концерт (1-я или 2-я и 3-я ч.ч.) или произведение, равное по значению; - две пьесы (одна из них - подвижного характера).
- гамма, арпеджио, гамма в двойных нотах; - два этюда на различные виды техники; - крупная форма; - пьеса.
- гамма, арпеджио, гамма в двойных нотах; - два разнохарактерных этюда; - крупная форма – концерт (1-я или 2-я и 3-я ч.ч) или классическая соната (полный цикл); - пьеса;
- одна гамма; - один этюд; - две разнохарактерные пьесы или несложное сочинение крупной формы. А р ф а - гамма, арпеджио, септаккорды; - один этюд; - крупная форма; - пьеса.
|
Коллоквиум: Коллоквиум выявляет уровень образовательной подготовки абитуриента, заинтересованности в избранной специальности. Тематика собеседования: - вопросы, связанные с произведением, исполненным на экзамене по специальности (композитор, образное содержание, жанр, исполнительские задачи); - круг интересов (другие виды искусства, литература, спорт и др.)
- трезвучия - мажорные и минорные и их обращении: увеличенные и уменьшенные без обращений. - септаккорды - малый мажорный (Д7 и его обращения); малый с ум. квинтой, уменьшенный и малый минорный (в основном виде). Уметь определять предложенные аккорды и разрешать их. 7. Строить в заданной тональности аккорды: Т53, D53,S53 с обращениями; вводные септаккорды; септаккорд второй ступени (в основном виде),ум.35 и ув.35, уметь разрешать
|
Письменный экзамен: I. СОЛЬФЕДЖИО
II. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА 1. Определить данные интервалы; тональности, в которых они встречаются, и разрешить (с возможной энгармонической заменой). 2. Построить от заданного звука интервалы и аккорды (некоторые с разрешением). 3. В тональности (мажорной и минорной) выписать тритоны, характерные интервалы и аккорды с разрешением. 4. Сгруппировать данную мелодию. 5. Определить родственные тональности к данной; найти общую родственную тональность между двумя данными (например, g-moll - A-dur). 6. Написать хроматическую гамму.
e-moll : I VII VI V V IV III III II I м.3 б.3 ув.4 м.7 б.3 ув.4 ув.5 б.6 м.2 м.З F-dur: Тб S53 II7 II7Г D43 T53 S6 ув.53 D7 T3 S46 T53 ![]() |
B-dur: IV IV IV III III IV II VII IV III VI,, V . Б.7 б.6 ув.4 м.7 м.6 б.3 ум.5 ум.7 б.2 м.3 ув.5 б.6 e-moll: T6 S53 II7 T6 VII7 ум. D56 T S6 ув.34 D2 Т6 |
Приемные требования (ПСПО) по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов) 03 – «Оркестровые духовые и ударные инструменты» Специальность: - исполнение мажорных и минорных гамм до 4-х знаков в прямом движении; трезвучий, доминантсептаккордов в мажоре, уменьшённых септаккордов в миноре, в прямом движении и в обращении, стаккато и легато, четвертями для медных инструментов, восьмыми для деревянных и ударных инструментов в темпе = 120; - 5-ти этюдов (один из них наизусть); - 2-х разнохарактерных пьес или концерта (I или II –III ч.ч.) с аккомпанементом фортепиано (наизусть); - чтение с листа.
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по своей специальности. В коллоквиуме затрагиваются вопросы, касающиеся: - исполненных на экзамене произведений; - смежных видов искусства; - текущей политики; ТРЕБОВАНИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ПРЕДМЕТАМ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА (устно)
|
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА (письменно)
(2-3 интервала, 2-3 аккорда).
СОЛЬФЕДЖИО (письменно)
- Проигрывается 3 раза. Напр. Мажор: 5ч Б2 ув.4 м6 Б6 Ч8 I V IV III II I
Минор I6 S53 D43 T S64 T Мажор Т6 S53 VII7 D65 T53 Sгарм.6 D7 – Диктуется 3-4 раза.
1. Определить на слух: a. 2 вида мажора и 3 минора. b. интервалы и аккорды (см. "Требования по музыкальной грамоте") 2. Спеть: a. Интервалы и аккорды в тональности и от звуков с разрешением. Обратить внимание на интонирование простых интервалов, тритонов, характерных интервалов, мажорных и минорных трезвучий с обращениями. D7 с обращениями, VII7 ( М. и ум.) b. с листа, одноголосный номер уметь объяснить появление случайных знаков альтерации. Напр., П.Драгомиров №№ 148, 149.
|
Приемные требования (ПСПО) по специальности 073401 «Вокальное искусство» Предшествующий уровень образования абитуриента –Детская музыкальная школа, Школа искусств или среднее (полное) общее образование при наличии знаний и умений в объеме музыкальной школы. Абитуриент должен обладать необходимыми для профессиональной работы данными:
Вступительный экзамен по специальности состоит из следующих разделов:
Исполнение программы I тур - II тур - сольное пение. Поступающий представляет список подготовленных произведений и исполняет их по выбору экзаменационной комиссии. Программа II тура не должна дублировать программу I тура. Репертуарный список включает:4-5 произведений, среди которых могут быть русские народные песни, песни и романсы русских композиторов, старинные классические арии и ариетты, произведения зарубежных композиторов; итальянские и неаполитанские песни. Абитуриент должен иметь при себе ноты исполняемых произведений. Для показа вступительных программ предоставляется концертмейстер.
|
Экзамен по сольфеджио:
Экзамен по Музыкальной грамоте:
Уметь построить и разрешить все пройденные интервалы и аккорды. |
Приемные требования (ПСПО) по специальности 073403 «Сольное и хоровое народное пение» по видам 01 - «Сольное народное пение»
1 должен cпеть две контрастных по характеру и разнообразных по жанру народных песен, одна из которых исполняется без сопровождения. Исполнение должно быть музыкальным и эмоциональным, раскрывать артистические данные певца, может сопровождаться игрой на традиционных народных инструментах (трещотки, ложки, свистульки, и т.д. и характерными народными хореографическими движениями (дробями, проходками, подтанцовками). На коллоквиуме поступающий: 1. читает приготовленную им русскую народную сказку или стихотворение, прибаутку или небылицу 2. обнаруживает знания по общим вопросам культуры и искусства 3. разбирается в народно-певческом исполнительстве (знание лучших народных хоров и ансамблей, известных исполнителей народных песен). Экзамен по элементарной теории музыки и сольфеджио проводится в объеме знаний, полученных в музыкальной школе (5 или 7 лет), школе искусств, фольклорной студии. Определяется наличие слуховых навыков, музыкальной памяти, чувства ритма. На экзамене поступающий должен:
|
|
Приемные требования (ПСПО) по специальности 073502 «Хоровое дирижирование» Требования по специальности
Вопросы коллоквиума
Требовании по музыкально-теоретическим предметам МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА (письменно и устно) I. Знать квинтовый круг тональностей до 7 знаков; параллельные, одноименные, их буквенные обозначения, энгармонизм тональностей; 2 вида мажора и 3 вида минора. |
2.Правописание хроматических гамм мажора и минора. Понятие отклонения и модуляции. Родство тональностей. 3.Период, структура периода. Каденции. 4.Уметь построить и разрешить в тональности натурального и гармонического мажора и минора: тритоны, характерные интервалы, простые интервалы; трезвучия Т, S и D с обращениями; II7, VII7 (М. и ум), ув.35, ум.35, ум.6, Д7 с обращениями. 5.Строить от звуков вышеперечисленные интервалы и аккорды с разрешением и определением тональностей. СОЛЬФЕДЖИО Письменный экзамен • Диктант (одноголосный 8-10 тактов) в форме периода, с хроматизмами, отклонениями в тональности первой степени родства. Ритмические сложности: триоли, синкопы, как внутритактовые, так и междутактовые, пунктирный ритм. Тональности 2-4 знака. 10 проигрываний. 25 мин. ![]() ![]() ![]() |
Записать интервальную последовательность (10-12 интервалов). Пример: C-moll I VII I IV III II I I VII 6.2 ум.4 м.З ув.4 6.6 ч.4 м.7 м.6 ум.7 ч.5 • Аккордовую последовательность (10-12 аккордов).
• Чтение с листа одноголосных примеров Пример: Ладухин «Сольфеджио» №№ 88, 117, 132. П.Драгомиров «Сольфеджио» №№ 235 - 242. И.Русяева «Чтение с листа» 5-8кл. раздел «Неаполитанская гармония».
«ФОРТЕПИАНО» Программные требования: 1. Этюд на любой вид техники; 2. Полифония; 3. Сонатное аллегро. (1 ч. сонаты или концерта); 4. Пьеса; 5.Чтение нот с листа. |
|
Одноголосный диктант: 10-12 тактов на 4/4 (3 6/8) включает альтерации любых степеней, отклонения в тональности (как в родственные, так и в далекие), ритмические фигуры различной сл
18 12 2014
1 стр.
Один из главных вопросов преподавания сольфеджио в XXI веке стоит следующим образом: как, не упрощая существо предмета, сделать сольфеджио привлекательным и личностно востребованны
10 10 2014
1 стр.
Продолжительность курса составляет 84 аудиторных учебных часа (14 недель), в том числе: 46 часов лекционных занятий, 32 часов семинарских занятий, 2 часа на контрольную работу и 4
01 10 2014
1 стр.
Цель предмета сольфеджио в подготовительном классе в игровой форме осваивать азы теории музыки, способствовать творческому саморазвитию каждого учащегося
11 10 2014
1 стр.
Уровень требований должен соответствовать программе по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств с 7-ми – 8-ми летним сроком обучения
10 10 2014
1 стр.
Никакие исключения не могут быть сделаны. Условием допуска к экзамену является сданный экзамен bh/vt согласно национальным правилам страны. Ipo-vo разделен на три раздела
12 09 2014
1 стр.
По математике главное достигнуть минимального порога, а если оценка за экзамен будет ниже годовой, то при выставлении итоговой оценки учитывается только годовая. Если ваша оценка з
17 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.