Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


АВТОРЫ:


Заведующая кафедрой психиатрии и наркологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор Е.Г. Королева;

Директор государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр психического здоровья», доктор медицинских наук, профессор С.А. Игумнов;

Доцент кафедры психиатрии и наркологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Э.Е. Шустер;

Доцент кафедры психиатрии и наркологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук доцент Э.П. Станько


Рецензенты:

Заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент О.А. Скугаревский;

Заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент М.А. Ассанович
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Центральным научно-методическим советом учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 6 от 24.06.2009 г.)



ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка……………………………………..…..….…....4

Примерный план подготовки…………………………………….....…6

Содержание программы:…………………………………………..…......7

1. Общепрофессиональная подгтовка ………………………………………......7

2. Профессиональная подготовка…………………….……………….……..…..8

Квалификационные требования к врачу-психиатру……………………………16



Информационная часть……………………………………………..…..18

Список рекомендуемой литературы…………………………………..……....…18

Вопросы к квалификационному экзамену……………………….……………...20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа подготовки в клинической ординатуре по психиатрии разработана в соответствии с Инструкцией о порядке организации и прохождения подготовки в клинической ординатуре, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.01.2009 г. № 2 и планом подготовки в клинической ординатуре по специальности психиатрия, утвержденным Министром здравоохранения Республики Беларусь от 6 июля 2009 года.

Психиатрия является одной из базовых медицинских дисциплин, и подготовка врачей-психиатров высокой квалификации в современных условиях приобретает высокую актуальность.

Цель клинической ординатуры по специальности «Психиатрия» состоит в подготовке врача-психиатра с современными глубокими медицинскими знаниями в области психического здоровья, на современном уровне владеющего диагностикой, терапией и реабилитацией психических и поведенческих расстройств, а также профессиональной необходимостью углубления врачом психиатром базовых и получения специальных психиатрических знаний и навыков.

Задачи:


  • углубление знаний об основных психопатологических синдромах правовых и этических аспектах терапии пациентов с психическими расстройствами и психологическими проблемами;

  • усовершенствование знаний о современных диагностических критериях психических и поведенческих расстройств;

  • освоение новых современных методов обследования;

  • тренировку базовых коммуникативных навыков при психических поведенческих расстройствах у взрослых и детей;

  • освоение алгоритмов оказания психиатрической помощи ипсихологическая поддержка в клинически сложных ситуациях;

  • освоение алгоритмов профессионального поведения при неотложных состояниях, обусловленных психическими расстройствами;

  • составление реабилитационных программ при психических заболеваниях.

Теоретическая подготовка. Основана на изучении психиатрии клиническим ординаторам на основе ранее полученных знаний и имеющегося у них опыта работы. Основа преподавания базируется на клинико-описательском методе. Теоретическая подготовка клинических ординаторов предусматривает обязательное участие в заседаниях научного общества психиатров, больничных и отделенческих клинико-анатомических конференциях и лечебно-контрольных комиссиях, самостоятельную работу с научной литературой.
Формой текущего контроля знаний является собеседование. Итогом текущей аттестации является отметка в индивидуальном плане «зачтено» или «не зачтено». По окончании подготовки в клинической ординатуре клинические ординаторы проходят итоговую аттестацию в форме квалификационного экзамена.

Приобретение теоретических основ специальности носит преимущественно самостоятельный характер на основе рекомендуемой литературы.

Важным звеном в подготовке ординатора по психиатрии является знакомство с работой диспансерных кабинетов, ВКК и МРЭК.

Практическая работа

Задачи подготовки врача в клинической ординатуре решаются посредством практической работы в психиатрическом стационаре, на приеме в поликлинике вместе с участковым врачом, в отделении интенсивной терапии, на комиссиях ВТЭК и присутствие при судебно-психиатрических, военных и трудовых экспертизах в соответствии с разделами плана и программы, квалификационными требованиями.

Профессиональная подготовка по частным разделам психиатрии подразумевает работу клинического ординатора во всех подразделениях психиатрической клиники, поликлинического отделения и дневного стационара, имеющихся на базах лечебных учреждений.

Углубление знаний даст усвоение программ по смежным дисциплинам: неврологии, медицинской психологии, фармакологии.



ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН подготовки





Наименование раздела



Распределение времени

Всего

в том числе по годам

1 год

2 год

не-дель

часов

не-дель

часов

не-дель

часов

1

2

3

4

5

6

7

1.Общепрофессиональная подготовка


3


108


2


72


1


36

1.1. Основы управления здравоохранением в Республике Беларусь

1


36


1


36


-


-


1.2. Медицинская информатика и компьютерные технологии

1


36


1


36


-


-


1.3. Клиническая фармакология

1

36

-

-

1

36


2.Профессиональная подготовка


93


3348


46


1656


47


1692

2.1. Общая часть

11

396

5

180

6

216

2.1.1. Вопросы социальной психиатрии

2

72

1

36

1

36


2.1.2. Структура и организация психиатрической службы

5


180


3


108


2


72


2.1.3. Методы исследования, применяемые в психиатрии

4

144

1

36

3

108


2.2. Клиническая часть

78

2808

39

1404

39

1404

2.2.1. Феноменология психических и поведенческих расстройств

3


108


2


72


1


36


2.2.2. Психопатология

5

180

3

108

2

72

2.2.3. Частная психиатрия

70

2520

34

1224

36

1296

2.2.3.1. Шизофрения и шизотипические расстройства

10


360


4


144


6


216


2.2.3.2. Аффективные расстройства настроения

8

288

4

144

4

144


2.2.3.3. Органические, включая симптоматические, психические и поведенческие расстройства

10

360

5

180

5

180





1

2

3

4

5

6

7

2.2.3.4. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

8

288

4

144

4

144


2.2.3.5. Расстройства личности

10

360

5

180

5

180


2.2.3.6. Эпилепсия

8

288

4

144

4

144

2.2.3.7. Умственная отсталость

6

216

3

108

3

108


2.2.3.8. Психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ

5

180

3

108

2

72


2.2.3.9. Интегративная терапия и реабилитация психических расстройств

5


180


2


72


3


108


2.3. Смежные дисциплины

4

144

2

72

2

72

2.3.1. Неврология

2

72

1

36

1

36

2.3.2. Психотерапия и медицинская психология

2

72

1

36

1

36



Всего:


96


3456


48


1728


48


1728



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



1.Общепрофессиональная подготовка

1.1. Основы управления здравоохранением в Республике Беларусь

Основные направления реформы здравоохранения в условиях перехода страны к рыночной экономике. Основы менеджмента в здравоохранении. Принципы, функции и элементы управления. Менеджмент. Методы управления. Организационныые стуктуры управления в здравоохранении. Введение в экономику здравоохранения. Экономические категории и сущность терминов, используемых в анализе системы здравоохранения. Эффективность здравоохранения, критерии, экономические и социальные аспекты. Анализ эффективности медико-социальных программ и мероприятий. Маркетинг в здравоохранении. Спрос на услуги здравоохранения и закономерности его роста. Предложения медицинских услуг в разных системах организации здравоохранения.



1.2. Медицинская информатика и компьютерные технологии

Понятие об информационных технологиях, как инструменте для решения различных задач медицины и здравоохранения. Программное обеспечение информационных технологий в медицине и здравоохранении. Прикладные программы общего назначения. Базы и банки данных и знаний. Системы управления базами данных. Организационное обеспечение информационных технологий в медицине и здравоохранении. Операционные системы. Знакомство с файлами и каталогами. Сервисные программы. Тестовые и графические редакторы. Электронные таблицы. Базы и банки данных.



1.3. Клиническая фармакология

Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных препаратов, применяющихся в психиатрии и наркологии. Нейротрансмиссия. Молекулярные механизмы психотропного действия лекарств.



2. Профессиональная подготовка

2.1.Общая часть

2.1.1. Вопросы социальной психиатрии

Предмет, цели и задачи социальной психиатрии. Роль социальных факторов в этиопатогенезе психических заболеваний, их влияние на психическое здоровье. Возможности социальных воздействий в терапии, реабилитации и и профилактике психической патологии. Значение влияния социально исторических периодов в развитии общества на взгляды и терапевтические подходы к больным с психическими расстройствами.



2.1.2. Структура и организация психиатрической службы

Определение «Психиатрии» как области знаний и врачебной практики.

Предмет и задачи психиатрии. Организация психиатрической помощи. Основные принципы. Эпидемиология, принципы систематики, причинная обусловленность, течение и исходы психических расстройств. Вопросы этиологии и патогенеза психических расстройств.

Структура современной психиатрии как раздела биологии и медицины. Взаимосвязь клинической психиатрии с различными направлениями медицинской психологии, нейробиологическими науками, философией и правом. Взаимосвязь психиатрии с близкими и смежными ей дисциплинами: медицинской психологией, нейроанатомией, нейропсихологией и психофизиологией, молекулярной биологией.

Разделы психиатрии: перинатальная, детская и подростковая психиатрия,

геронтологическая психиатрия, психосоматическое направление, психотерапия, психофармакология. Вопросы военной, трудовой и судебной экспертиз.

Судебная психиатрия: критерии вменяемости и невменяемости, дееспособности и недееспособности. Учреждения судебно-психиатрической экспертизы. Порядок направления на судебно-психиатрическую экспертизу и ее производство. Принудительное лечение. Критерии дееспособности и недееспособности. Порядок наложения опеки.

Временная и стойкая нетрудоспособность психических больных.

Учреждения МРЭК. Временная и стойкая нетрудоспособность. Клинические критерии определения групп инвалидности. Порядок направления на МРЭК.Использование остаточной трудоспособности.

Основные теоретические направления в психиатрии: нозологическое, феноменологическое (синдромологическое), электическое («прагматическое», «атеоретическое»), психоаналитическое, антипсихиатрическое. Биопсихосоциальный подход.

Структура психиатрической и наркологической службы. Стационарная и внебольничная помощь, неотложная помощь и телефон доверия. Учреждения реабилитации и социального обеспечения.

Психогигиена и психопрофилактика. Вопросы психопрофилактики детского и подросткового возраста и психических расстройств в позднем возрасте.

Роль медико-генетических, семейных, психологических консультаций и кабинетов социальной помощи в системе профилактики психических заболеваний.

Классификация и принципы систематики психических и поведенческих расстройств. Современная классификация психических и поведенческих расстройств МКБ-10; категориальность, научный характер и атеоретичность, описательный и конвенциальный характер МКБ-10.

Правовые акты Республики Беларусь по оказанию психиатрической помощи. «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и его разделы.

Права психически больных. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении в части, касающейся оказания психиатрической помощи. Нормативные документы Министерства обороны и Министерства здравоохранения Республики Беларусь о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в вооруженных силах РБ, об утверждении требований к состоянию здоровья граждан, связанных с военной службой.



2.1.3. Методы исследования, применяемые в психиатрии

Субъективный и объективный анамнез. Клинический метод. Катамнестическое исследование. Клинико-генетические и молекулярно-генетические методы исследования в психиатрии.

Просветительская работа врача.

Параклинические методы: психологический, инструментальные и аппаратные методы обследования: электроэнцефалография, полимнография, эхоэнцефалография, реоэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография (ЯМР).



2.2. Клиническая часть

2.2.1. Феноменология психических и поведенческих расстройств

2.2.2. Психопатология

Представления о «болезни» и «расстройстве» в психиатрии.

Симптомы и синдромы психических и поведенческих расстройств.

Патология ощущений и восприятий. Их встречаемость при соматических и психических заболеваниях. Частота их появления у больных нейроинфекциями. Особенности их проявлений в детском возрасте. Расстройства мышления по темпу, по целенаправленности,по продуктивности.

Виды бреда: чувственный и интерпретативный по содержанию. Синдромы: паранойяльный, параноидный, парафренный. Синдром Кандинского-Клерамбо. Особенности бреда при различных заболеваниях.

Сверхценные идеи. Навязчивые идеи. Навязчивые страхи (фобии). Их дифференциальная диагностика и динамика развития. Особенности у детей при различных заболеваниях.

Расстройства памяти. Гипермнезия, гипомнезия, амнезия. Корсаковский синдром. Особенности расстройств памяти при различных заболеваниях. Расстройства внимания.

Расстройства интеллекта. Врожденная и рано приобретенная умственная отсталость, приобретенное слабоумие (деменция). Определение степени умственной отсталости. Виды деменции и ее особенности при разных заболеваниях.

Расстройства эмоций. Депрессивный и маниакальный синдромы. Состояния раздражительной слабости, эмоциональной лабильности, апатии, слабодушия, тревога и страхи, эйфория, неадекватность, амбвивалентность. Расстройства инстинктов и влечений, двигательно-волевые нарушения. Нарушения волевых функций: гипербулия, абулия, парабулии. Особенности при различных заболеваниях.

Кататонический синдром и его разновидности.

Нарушения сознания. Критерии определения нарушенного сознания. Синдром оглушенного сознания, его этапы.

Качественные расстройства сознания: делирий, онейроид, аменция. Сумеречное нарушение сознания: транс, фуга, сомнамбулизм, сумеречные нарушения сознания. Особенности у детей и при различных психических заболеваниях.



2.2.3. Частная психиатрия

2.2.3.1. Шизофрения и шизотипические расстройства

Эпидемиология, факторы риска, этиопатогенез, психологические и нейроонтогенетические концепции шизофрении. Распространенность шизофрении. Зависимость распространенности от пола, возраста, социального статуса, миграционных процессов.

Биологические теории шизофрении. Генетические, нейроонтогенетические, биохимические теории. Психосоциальные теории. Системная теория семьи, теория межличностных отношений, психодинамическая теория. Общая симптоматология шизофрении. Формы шизофрении. Параноидная шизофрения. Гебефренная шизофрения. Кататоническая шизофрения. Недифференцированная шизофрения. Постшизофреническая депрессия. Резидуальная шизофрения. Простая шизофрения. Типы течения.

Особенности шизофрении у детей и подростков.

Методы лечения и социально-трудовой реабилитации. Биологические методы лечения шизофрении. Методы преодоления терапевтической резистентности. Терапия средой, занятостью, психотерапия. Шизотипические и бредовые расстройства. Шизотипическое расстройство. Хронические бредовые расстройства. Острые и транзисторные психотические расстройства с (без) симптомами шизофрении.



2.2.3.2. Аффективные расстройства настроения

Маниакальный эпизод. Биполярное аффективное расстройство. Распространенность. Социальная адаптация. Депрессивный эпизод. Легкий депрессивный эпизод. Умеренный депрессивный эпизод. Тяжелый депрессивный эпизод. Реккурентное депрессивное расстройство. Биологические и психосоциальные теории. Распространенность, влияние на социальную адаптацию и экономические потери. Депрессии при органических, включая симптоматические, психических расстройствах. Депрессии позднего возраста.

Хронические расстройства настроения. Циклотимия. Дистимия. Суицидальное поведение. Определение степени риска насилия, направленного на себя. Предупредительные и лечебные мероприятия, направленные на снижение суицидального риска. Лечение аффективных расстройств настроения. Преодоление резистентности при аффективных расстройствах. Систематика и механизмы действия антидепрессантов.

2.2.3.3. Органические, включая симптоматические, психические и поведенческие расстройства

Неспецифический эндокринный психосиндром по М.Bleuer(1954). Психические расстройства при заболеваниях гипофиза щитовидной железы и сахарном диабете. Роль предрасположенности к экзогенным психическим реакциям под влиянием ранее воздействующих причин. Концепция “почвы” по С.Г.Жислину (1956). Возрастная и половая “предпочтительность” экзогенных синдромов. Зависимость характера психопатологической симптоматики от тяжести, типа и темпа соматического заболевания. Варианты Психоорганический синдром и его квалификация в МКБ-10. Органический психосиндром в МКБ-10 (острый, подострый, хронический). Деменция. Эпидемиологическая структура деменций и связь с популяционными процессами. Деменция при болезни Альцгеймера. Сосудистая деменция. Деменция при черепно-мозговой травме, первично-атрофических, сосудистых, эндокринных, инфекционных, системных заболеваниях. Псевдодеменция. Дифференциальная диагностика. Делирий (органический), легкое когнитивное расстройство, органическое тревожное расстройство, бредовое (шизофреноподобное) расстройство, органическое аффективное расстройство.. Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения или дисфункции головного мозга. Расстройство личности при черепно-мозговой травме, первичноатрофических, сосудистых, эндокринных, системных заболеваниях. Постэнцефалитический синдром. Постконтузионный синдром.



2.2.3.4. Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства

Расстройства личности. Фобические и тревожные расстройства. Феномены опережающей тревоги и избегающего поведения. Вторичные вегетативные болевые симптомы тревоги. Социальные фобии. Специфические фобии. Обессивно-компульсивное расстройство. Реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации. Остроя и пролонгированные реакции на стресс. Синдром патологического отрицания болезни. Диссоциативные расстройства. Диссоциативная анестезия и утрата чувственного восприятия. Диссоциативное расстройство движений и моторики. Соматоформные расстройства. Соматизированное расстройство. Ипохондрическое расстройство. Устойчивое соматоформное болевое расстройство.



2.2.3.5. Расстройства личности

Параноидное расстройство личности. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими параноидным расстройством личности. Шизоидное расстройство личности. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими шизоидным расстройством личности. Диссоциальное расстройство личности.

Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими диссоциальным расстройством личности. Эмоционально неустойчивое расстройство личности.

Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими эмоционально неустойчивым расстройством личности. Истерическое расстройство личности.

Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими истерическим расстройством личности. Ананкастное расстройство личности. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими ананкастным растройством личности.

2.2.3.6. Эпилепсия

Локализованная (фокальная) идиопатическая эпилепсия и эпилептические синдромы с судорожными припадками с фокальным началом.

Локализованная (фокальная) (парциальная) симптоматическая эпилепсия и эпилептические синдромы с комплексными парциальными судорожными припадками. Комплексные парциальные припадки, переходящие во вторично генерализованные припадки. Генерализованная идиопатическая эпилепсия и эпилептические синдромы. Миоклоническая эпилепсия раннего детского возраста и неонатальные судороги (семейные). Детские эпилептические абсансы (пикнолепсия).

Эпилептический статус. Мероприятия при нем.

Характерологические изменения личности при эпилепсии. Деменция в связи с эпилепсией. Стандарты излечимости и стандарты лечения эпилепсии, современные антиконвульсанты.

2.2.3.7. Умственная отсталость

Умственная отсталость в связи с наследственными факторами (истинная микроцефалия, энзимопатические формы с нарушением белкового, углеводного, липидного и других видов обмена – фенилкетонурия, галактоземия синдром Марфана и др.), обусловленные хромосомными аберациями (болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера и др.), вызванные мутагенным поражением генеративных клеток родителей (ионизирующая радиация, химические агенты и др.). Лечение и профилактика, реабилитация и социальная адаптация. Умственная отсталость в связи с внутриутробным поражением зародыша и плода (эмбрио- и фенопатии), вирусной инфекцией, врожденным сифилисом, токсоплазмозом и другими инфекциями. Лечение и профилактика, реабилитация и социальная адаптация. Умственная отсталость в связи с вредными факторами перинатального периода и первых 3-х лет жизни: конфликтом по резус-фактору, асфиксией и родовой травмой, тяжелыми инфекциями и черепно-мозговой травмой в раннем детстве. Лечение и профилактика, реабилитация и социальная адаптация.



2.2.3.8. Психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ

Определение «психоактивного вещества». Подразделение психоактивных веществ по степени аддиктивности, способу производства, доступности и юридическим последствиям потребления. Клинические особенности состояния острой интоксикации психоактивными веществами. Стадии интоксикации. Клиника и экспертиза алкогольного опьянения. Методы детоксификации. Клиника и экспертиза опьянения опиатами. Правила освидетельствования. Клиника и экспертиза опьянения снотворными и седативными средствами. Клиника и экспертиза опьянения стимуляторами. Клиника и экспертиза опьянения каннабиоидами. Синдром зависимости от алкоголя. Скрининг, диагностика, лечение. Синдром зависимости от алкалоидов опия. Синдром зависимости от психоактивных веществ.

Принципы дезинтоксикации при интоксикации психоактивными веществами. Потребление психоактивных веществ с вредными последствиями. Синдром зависимости от каннабиоидов. Синдром зависимости от никотина. Синдром отмены в результате потребления психоактивных веществ (алкоголя, алкалоидов опия, снотворных и седативных средств, стимуляторов, каннабиоидов). Принципы терапии синдрома отмены. Психотические расстройства в результате потребления психоактивных веществ. Амнестический синдром в результате потребления психоактивных веществ. Хронические психозы и состояние деменции в результате потребления психоактивных веществ.

2.2.3.9. Интегративная терапия и реабилитация психических расстройств

Психофармакалогия. Антипсихотики. Анксиолитики. Антидепрессанты. Ноотропы и препараты с ноотропным компонентом действия.

Тимостабилизаторы. Антиконвульсанты. Блокаторы ацетилхолинэтеразы. Антагонисты опиатных рецепторов. Электросудорожная терапия. Лечение депривацией сна и длительным сном. Механотерапия и терапия занятостью. Психохирургия. Гормонотерапия. Диетическая терапия. Фототерапия, физиотерапия и экологическая терапия. Детоксикация. Психотерапия.

Медицинская реабилитация. Медицинская реабилитация при шизофрении, эпилепсии, деменции, олигофрении. Медицинская реабилитация при работе с умирающими и их близкими. Работа с детьми, пережившими утрату. Психологическая реабилитация в ситуации посттравматического стресса. Тренинг коммуникативных, культурных и социальных навыков.

2.3. Смежные дисциплины

2.3.1. Неврология

Патогенез и клиника компрессионно-ишемических (туннельных) невропатий. Алкогольная, диабетическая и другие дисмета-болические полиневропатии. Клиника, диагностика, лечение.

Сосудистые заболевания головного мозга. Нарушение мозгового кровообрашения. Классификация цереброваскулярных заболеваний по МКБ-10. Частота, структура, распространенность. Этиология, факторы риска. Преходящие нарушения мозгового кровообращения (транзисторная ишемическая атака, гипертонический церебральный криз). Основные патогенические варианты инфаркта мозга, клиника, диагностика, лечение. Внутримозговые кровоизлияния. Этиология, клиника, диагностика.

Черепно-мозговая травма. Классификация. Патогенез повреждений мозга. Клиника, диагностика и лечение сотрясения головного мозга, ушибов мозга.

Опухоли головного мозга. Общемозговые и очаговые симптомы опухолей головного мозга. Диагностика, КТ и МРТ-картина опухолей головного мозга. Диагностика метастатических поражений позвоночника и спинного мозга. Хирургическая тактика. Симптоматическое лечение.

Рассеянный склероз и другие демиелинизирующие заболевания нервной системы. Эпидемиология. Классификация.

Заболевания экстрапирамидной системы. Болезнь Паркинсона. Этиология, патогенез. Клинические проявления, лечение. Синдромы паркинсонизма, этиология, классификация. Эссенциальный тремор, малая хорея, клиника, лечение.

Мигрень. Патогенез. Классификация. Клинические варианты, диагностика. Дифференциальный диагноз мигрени и других цефалгий. Дифференциальный диагноз синкопальных состояний. Принципы лечения и профилактики.

Токсические поражения нервной системы. Алкогольные поражения нервной системы. Классификация. Клиника, диагностика и лечение. Полиневропатии при интоксикациях:свинцовая, мышьяковая полиневропатия. Полиневропатия при отравлении фосфорорганическими соединениями. Медикаментозные поражения нервной системы. Клиника, диагностика, лечение.

2.3.2. Психотерапия и медицинская психология

Психотерапия как раздел медицинских знаний. История психотерапевтической практики. Биопсихосоциальный контекст и психотерапия. Психотерапия и доказательная медицина. Психотерапия и современная клиническая практика. Балинтовские группы. Основные теоретические предпосылки психотерапевтических методов лечения. Основные направления психотерапевтического воздействия, его формы и методы. Индивидуальные и групповые формы работы. Показания и противопоказания. Особенности психотерапевтической помощи детям и подросткам. Директивные и недирективные методы психотерапии (основные положения, особенности клинического применения). Гипносуггестия. Самовнушение (прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка). Эриксоновский гипноз. Психоанализ. Гештальт-терапия. Экзистенциальная психотерапия. Психотерапия, ориентированная на тело. Когнитивно-бехевиоральная терапия. Рационально-эмотивная психотерапия. Нейролингвистическое программирование. Арт-терапия. Трансактный анализ. Семейная психотерапия.

Медицинская психология. Психометрическая и экспериментально-психологическая диагностика. Диагностика умственной работоспособности (счет по Крепелину, тест Шульте, корректурная проба), диагностика нарушений памяти (запоминание 10 слов, пиктограмма по А.Р. Лурия), нарушений мышления (классификация предметов, понимание переносного смысла пословиц и метафор, сравнение понятий), нарушений интеллекта и уровня развития (шкала умственного развития Бине-Симона, шкала умственного развития Станфорда-Бине, прогрессивные матрицы Равена, шкала интеллекта у взрослых Векслера), диагностика расстройств личности и социального поведения (патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко, тематический апперцептивный тест Роршаха, опросник Шмишека).



Квалификационные требования к врачу-психиатру

Должен знать:

  1. Основные положения «Закона о психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании».

  2. Основные психопатологические синдромы с учетом сравнительно-возрастных особенностей и механизмы, лежащие в их основе у психически и соматически больных.

  3. Клинические критерии основных психических и поведенческих расстройств.

  4. Правила оказания психиатрической помощи.

  5. Вопросы организации психиатрической помощи.

  6. Правила неотложной госпитализации лиц, представляющих социальную опасность.

  7. Медицинские и юридические критерии формулы невминяемости.

  8. Правила первичного психиатрического освидетельствования.

  9. Права и льготы психически больных.

  10. Сущность психогигиены, первичной, вторичной и третичной психопрофилактики.

  11. Этапы реабилитации психически больных.

  12. Основы психотерапевтической коррекции психических нарушений.

  13. Основные положения классификации психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра (МКБ-10).

  14. Принципы терапии и характер терапевтических стратегий при психических и поведенческих расстройствах.

Должен уметь:

  1. Выявлять основные синдромальные признаки и нозологические формы заболевания, выставлять предположительный и окончательный диагноз.

  2. Распознавать первые проявления психического заболевания.

  3. Проводить дифференциальную диагностику психической нормы и патологии.

  4. Назначить лечение психических расстройств на догоспитальном этапе.

  5. Проводить гибкое адекватное лечение психических и поведенческих расстройств на всех этапах заболевания с учетом биологической реактивности пациентов и характера резистентности к проводимому лечению.

  6. Оказать помощь и купировать неотложные состояния (эпилептический статус, психомоторное возбуждение, острое психотическое состояние, суицидальное поведение) и осуществить организацию надзора, удержания и транпортировку возбужденного больного.

  7. Дать рекомендации родственникам психически больного о тактике их поведения.

  8. Оценить степень социальной опасности психически больных и степень риска суицидального поведения и определить тактику при них.

  1. .Разработать психопрофилактические мероприятия с учетом первичной, вторичной и третичной психопрофилактики.

  2. .Грамотно составлять направления и вести на высоком профессиональном уровне всю предусмотренную приказами, инструкциями МЗ РБ медицинскую документацию.

  3. . Активно использовать различные адекватные психотерапевтические подходы при ведении психически больного.

  4. . Определить показания и организовать консультации в зависимости от характера патологии, использовать данные, полученные от консультантов для дифференциальной диагностики и постановки диагноза.

  5. . Использовать методы психологического обследования психически больных.

  6. . Анализировать ЭЭГ и вызванной биоэлектрической активности при различных психических заболеваниях.

  7. Грамотно и адекватно назначать и проводить биологическую терапию (фармакотерапию и ЭЭГ);

  8. .Определить признаки алкогольного опьянения и купировать острое алкогольное опьянение.

Клинический ординатор должен приобрети навыки:

  1. Техники опроса и коммуникации с психически больными и родственниками больного.

  2. Паралингвистического анализа речи пациентов. По акценту, диалекту, тембру и темпу речи уметь определить психопатологические аспекты мышления пациента.

  3. Психопатологического и патопсихологического анализа творчества больных.

  4. Работы с категориальным аппаратом МКБ-10. При этом использовать предусмотренную классификацией рубрификацию синдромов и симптомов, а также соблюдать предусмотренную классификацией кодировку.

  5. Работы над иррациональными когнициями депрессивных пациентов.

  6. Организации мероприятий по предупреждению рецидивов и осложнений данного заболевания (применение поддерживающей терапии, проведение комплекса санитарно-гигиенических мероприятий).

  7. Применения реабилитационных мероприятий в условиях стационара, диспансера, ЛТМ.

  8. Использование различных фармакологических групп медикаментозных средств с позиций симптомов-мишеней.

  9. Экспертизы временной и стойкой, частичной и полной утраты трудоспособности, определение профессиональных ограничений.


Информационная часть

Список рекомендуемой литературы

Основная:

  1. Бройтингам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. В.Бройтинга., П.Кристиан, М.Рад.- ГЭОТАР, М., 1999.

  2. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. П.Б.Ганнушкин - М., 1933. - 143 с.

  3. Евсегнеев Р. А. Психиатрия для всех. Р.А.Евсегнеев.- М., 2006.– 478 с.

  4. Кирпиченко А.А. Психиатрия. А.А.Кирпиченко.- Мн.,1989.

  5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. В.В.Ковалев.- М., 1985.

  6. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. В.В.Ковалев.- М., 1985.

  7. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия. М.В. Коркина,, Н.Д. Лакосина., А.Е. Личко.- М.: Медицина, 1995. - 608 с.

  8. Королева Е.Г. Медицинская психология. Е.Г.Королева.- Г., 2004.- 242 с.

  9. Королева Е. Г. Психосоматика. Е.Г.Королева.- М., 2007.- 212 с.

  10. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. А.Е. Личко. -Л., 1985.

  11. Ляпидевский С.С., Азбукина В.Д. Лекции по психопатологии детского возраста. С.С. Ляпидевский, В.Д. Азбукина.- М., 1969.

  12. Обухов С.Г. Психиатрия. С.Г.Обухов.- М.:Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2007.- 346 с.

  13. Справочник по психиатрии / Под редакцией А.В. Снежковского.- М., 1973.

  14. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Г.Е.Сухарева: В 3 т.- М., 1955, 1959, 1965.

  15. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Г.Е.Сухарева.- М., 1974.

  16. Телле Р. Психиатрия. Р.Телле.- Минск, Вышейшая школа, 1999.- 496 с.

  17. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. Г.К.Ушаков.- М., 1973.

Дополнительная:

  1. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. Ю.А. Александровский, О.С. Лобастов, Л.И. Спивак, Б.П. Щукин. - М., 1991.

  2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. Ю.А. Александровский. - М.: Медицина, 1997.

  3. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. - М.: Изд-во Института психотерапии, 1999.

  4. Блейлер Э. Руководство по психиатрии. Э. Блейлер. - М.: Издательство Российской психиатрической ассоциации, 1993.

  5. Вегетативные расстройства (клиника, диагностика, лечение) под редакцией А.М. Вейна.-М.-Мед. информац. Агенство.-1998.

  6. Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии. В.Я. Гиндикин. - М: КРОН-ПРЕСС, 1997.-576 с.

  7. Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. В.Я. Гиндикин, В.А. Гурьева. - М.: Издательство «ТРИАДА-Х».- 1999.

  8. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Б.Д. Карвасарский. - М.,1982.- 342 с.

  9. Клиническая психиатрия. / Под ред. Г. Грулле, Р. Юнга, В. Майер-Гросса, М. Мюллера. - М.: Медицина, 1967.

  10. Клиническая психиатрия: пер. с анг. доп.// главный редактор Т.Б. Дмитриева.- М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА. 1998.

  11. Клиническая психиатрия (из синопсиса по психиатрии) В 2 томах. / Под редакцией Г.И. Каплан, Б. Дж. Сэдок. - М.: Медицина, 1994. - Т.1.

  12. Руководство по психиатрии /под ред. А.В. Снежневского. М., 1983.

  13. Селецкий А.И. Психопатология детского возраста: Учебное пособие для дефектологического факультета. А.И. Селецкий. Киев, 1987.

  14. Справочник детского психиатра и невропатолога / под ред. Л.А. Булаховой. Киев, 1985.

  15. Каган В.Е. Аутизм у детей. В.Е. Каган. Л. ,1981.

  16. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. В.Д. Тополянский, М.В. Струковская. - М., Медицина, 1986.

Вопросы к квалификационному экзамену



  1. История развития психиатрии (основные этапы становления организации психиатрической помощи).

  2. Основные положения учения Бонгеффера. Экзогенный тип реакций. Заболевания, при которых он встречается.

  3. Корсаковский (амнестический) синдром и его диагностическое значение.

  4. Психопатологические синдромы преимущественно детского возраста. Синдром невропатии, синдром раннего детского аутизма.

  5. Психопатологические синдромы преимущественно детского возраста. Гипердинамический синдром, синдром страхов.

  6. Психопатологические синдромы преимущественно детского возраста. Синдром уходов и бродяжничества, синдром патологического фантазирования.

  7. Психопатологические синдромы преимущественно подросткового возраста.

  8. Вопросы этиологии и патогенеза эпилепсии.

  9. Этиология психических болезней (понятие экзогенного, эндогенного и психогенного психического расстройства).

  10. Патогенетические аспекты психических расстройств (понятие преморбида).

  11. Классификация психических и поведенческих расстройств МКБ-10 (принципы, основные диагностические рубрики).

  12. Понятие психического онтогенеза. Этапы психического развития индивида. Уровни нервно-психического реагирования.

  13. Общие симптомы расстройств, вследствие применения психоактивных веществ.

  14. Структура абстинентного синдрома.

  15. Общие симптомы шизофрении и бредовых расстройств. Отличие от сверхценных и навязчивых идей.

  16. Иллюзии и галлюцинации, заболевания при которых они встречаются. Патофизиологические основы и клинические признаки галлюцинаций.

  17. Особенности псевдогаллюцинаций, основные их разновидности.

  18. Типы течения и исхода при шизофрении.

  19. Синдром Кандинского-Клерамбо:структура, диагностическое и прогностическое значение.

  20. Биполярное аффективное расстройство, этиопатогенез, течение, исходы.

  21. Общие симптомы шизофрении: продуктивная и негативная симптоматика.

  22. Простая и гебефреническая формы шизофрении. Лечебная тактика при них.

  23. Параноидная и кататоническая формы шизофрении. Лечебная тактика при них.

  24. Шизоаффективное расстройство.

  25. Индуцированное бредовое расстройство, отличия от шизофрении.

  26. Общие симптомы хронических бредовых расстройств и лечебные подходы.

  27. Общие симптомы острых и транзиторных психотических расстройств и лечебные подходы.

  28. Общие симптомы маниакального эпизода, разновидности клинических проявлений. Терапевтические подходы.

  29. Общие симптомы депрессивного расстройства настроения. Основные варианты клинического течения. Терапевтические подходы.

  30. Разновидности хронических аффективных расстройств настроения. Характер течения. Терапевтические подходы.

  31. Этиология и патогенез невротических расстройств.

  32. Тревожные расстройства, их клинические разновидности. Терапия.

  33. Обсессивно-компульсивное расстройство, клинические проявления. Лечение.

  34. Постстрессовые расстройства и расстройства адаптации, их различия. Терапевтические подходы.

  35. Разновидности диссоциативных расстройств. Лечение.

  36. Неврастения. Ипохондрическое расстройство. Терапевтические подходы при них.

  37. Общие характеристики параноидного и шизоидного расстройств личности.

  38. Общие характеристики диссоциального, эмоционально-неустойчивого, истерического расстройств личности.

  39. Общие характеристики ананкастного, тревожного, зависимого расстройств личности.

  40. Общие симптомы органических психических расстройств. Органический психосиндром. Эндокринный психосиндром.

  41. Деменция при болезни Альцгеймера. Лечение.

  42. Сосудистая деменция, клинические разновидности. Терапевтические подходы.

  43. Деменция при болезни Пика. Лечение.

  44. Эпилептические пароксизмальные состояния и их эквиваленты.

  45. Стойкие эпилептические изменения характера и интеллекта.

  46. Эпилептический статус (патогенез, клиника, неотложные мероприятия при эпилептическом статусе). Лечение эпилепсии.

  47. Психические расстройства при внутримозговых инфекциях (первичные энцефалиты).

  48. Психические расстройства при острых инфекционных заболеваниях (внемозговых инфекциях), патогенез, клиника, динамика, исходы.

  49. Психические расстройства при СПИДе (психогенная реакция на болезнь, деменция).

  50. Психические расстройства при опухолях мозга.

  51. Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга.

  52. Классификация черепно-мозговых травм, патогенез психических нарушений на разных этапах травматической болезни.

  53. Психические нарушения в острый и подострый период черепно-мозговой травмы.

  54. Отдаленные последствия черепно-мозговой травмы (клиника, патогенез, лечение).

  55. Расстройства зрелой личности (психопатии) этиология и патогенез, клиника.

  56. Олигофрения (врожденная умственная отсталость). Дифференцированные формы олигофрении.

  57. Шизотипическое расстройство. Основные отличия от шизофрении.

  58. Особенности психотических проявлений при аффективных расстройствах (маниакальном и депрессивном).

  59. Соматоформные расстройства. Основные клинические проявления.

  60. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами. Перечислить основные разновидности.

  61. Электросудорожная терапия (показания, противопоказания, методика проведения, осложнения).

  62. Терапия солями лития (показания, противопоказания, методика проведения, осложнения).

  63. Психофармакотерапия – классификация психофармакологических препаратов.

  64. Нейролептики (препараты, показания, противопоказания, методика проведения лечения, осложнения). Нейролептики нового поколения, их преимущества.

  65. Антидепрессанты и психостимуляторы (препараты, показания, противопоказания, методика проведения лечения, осложнения). Антидепрессанты нового поколения.

  66. Транквилизаторы (препараты, показания, противопоказания, методика проведения лечения, осложнения).

  67. Ноотропы (препараты, показания, противопоказания, методика проведения лечения, осложнения).

  68. Виды психотерапии (суггестивная, рациональная, аутогенная тренировка), показания, методика проведения.

  69. Реабилитационная тактика при лечении различных психических заболеваний.

  70. Общие терапевтические подходы к лечению психоорганических расстройств.

  71. Принципы и методы лечения алкогольной и наркотической зависимости.

  72. Купирование алкогольного делирия.

  73. Тактика и методики лечения шизофрении.

  74. Лечение аффективных расстройств.

  75. Комплексная терапия невротических расстройств.

  76. Виды тестирования при психических заболеваниях.

  77. Виды параклинических видов обследования в психиатрии.

  78. Виды тестов при исследовании интеллекта.

  79. Виды тестов при исследовании эмоций.

  80. Электроэнцефалографическое и томографическое исследование в психиатрии.

  81. Современная структура организации психиатрической помощи в РБ.

  82. Основные положения закона РБ о психиатрической помощи населению.

  83. Положение о проведении психиатрического освидетельствования.

  84. Положение о госпитализации в психиатрический стационар, в том числе неотложной госпитализации.

  85. Положение о сохранении врачебной тайны в психиатрии.

  86. Военно-психиатрическая экспертиза.

  87. Судебно-психиатрическая экспертиза (цель и задачи).

  88. Виды судебно-психиатрической экспертизы. Права и обязанности эксперта.

  89. Понятие невменяемости (медицинские и юридические критерии).

  90. Принудительное лечение (виды принудительного лечения, критерии определения вида принудительного лечения).

  91. Понятие недееспособности (медицинский и юридический критерии, ситуации назначения экспертизы недееспособности).

  92. Экспертиза свидетелей и потерпевших.

  93. Трудовая экспертиза при психических заболеваниях.




Список рекомендуемой литературы Вопросы к квалификационному экзамену
371.37kb.

26 09 2014
1 стр.


Список рекомендуемой литературы вопросы к квалификационному экзамену

Рнпц неврологии и нейрохирургии, доктор медицинских наук, профессор Г. К. Недзьведь

487.87kb.

10 10 2014
3 стр.


Экзаменационные вопросы по базовому квалификационному экзамену для специалистов финансового рынка
672.6kb.

06 10 2014
3 стр.


Экзамен шестой серии

Экзаменационные вопросы по специализированному квалификационному экзамену для специалистов финансового рынка по деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов

283.77kb.

23 09 2014
1 стр.


Вопросы к экзамену по курсу ря и кр для студентов 030602 7061гр

Экзаменационный билет по курсу включает три вопроса – 2 теоретических и 1 практический. Список теоретических вопросов предлагается студентам заранее

14.36kb.

08 10 2014
1 стр.


Гендерная социология программа курса и планы семинарских занятий Иваново 2008

Рос­сийской Федерации, планы по специальности 020300 – Социология и списки литературы к семинарским занятиям, вопросы к экзамену

332.51kb.

28 09 2014
1 стр.


2 Курс лекций: Тема лекции; План лекции; Текст лекции

Списки учебной литературы, рекомендуемой обучающимся в качестве основной и дополнительной по темам лекций

46.96kb.

15 09 2014
1 стр.


Методические рекомендации с указанием рекомендуемой литературы для студентов V курса (2004 2005 уч год) І семинарское занятие

Происхождение обыкновенных дробей. Египетские дроби, шес­тидесятиричные вавилонские дроби. Понятие дроби в хyiii- начале XIX века

119.31kb.

09 10 2014
1 стр.