Перейти на главную страницу
АВТОРЫ:
Директор государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр психического здоровья», доктор медицинских наук, профессор С.А. Игумнов;
Доцент кафедры психиатрии и наркологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Э.Е. Шустер;
Доцент кафедры психиатрии и наркологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук доцент Э.П. Станько
Заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент О.А. Скугаревский;
Заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент М.А. Ассанович
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Центральным научно-методическим советом учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 6 от 24.06.2009 г.)
1. Общепрофессиональная подгтовка ………………………………………......7
2. Профессиональная подготовка…………………….……………….……..…..8
Квалификационные требования к врачу-психиатру……………………………16
Список рекомендуемой литературы…………………………………..……....…18
Вопросы к квалификационному экзамену……………………….……………...20
Программа подготовки в клинической ординатуре по психиатрии разработана в соответствии с Инструкцией о порядке организации и прохождения подготовки в клинической ординатуре, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.01.2009 г. № 2 и планом подготовки в клинической ординатуре по специальности психиатрия, утвержденным Министром здравоохранения Республики Беларусь от 6 июля 2009 года.
Психиатрия является одной из базовых медицинских дисциплин, и подготовка врачей-психиатров высокой квалификации в современных условиях приобретает высокую актуальность.
Цель клинической ординатуры по специальности «Психиатрия» состоит в подготовке врача-психиатра с современными глубокими медицинскими знаниями в области психического здоровья, на современном уровне владеющего диагностикой, терапией и реабилитацией психических и поведенческих расстройств, а также профессиональной необходимостью углубления врачом психиатром базовых и получения специальных психиатрических знаний и навыков.
Задачи:
Приобретение теоретических основ специальности носит преимущественно самостоятельный характер на основе рекомендуемой литературы.
Важным звеном в подготовке ординатора по психиатрии является знакомство с работой диспансерных кабинетов, ВКК и МРЭК.
Практическая работа
Задачи подготовки врача в клинической ординатуре решаются посредством практической работы в психиатрическом стационаре, на приеме в поликлинике вместе с участковым врачом, в отделении интенсивной терапии, на комиссиях ВТЭК и присутствие при судебно-психиатрических, военных и трудовых экспертизах в соответствии с разделами плана и программы, квалификационными требованиями.
Профессиональная подготовка по частным разделам психиатрии подразумевает работу клинического ординатора во всех подразделениях психиатрической клиники, поликлинического отделения и дневного стационара, имеющихся на базах лечебных учреждений.
Углубление знаний даст усвоение программ по смежным дисциплинам: неврологии, медицинской психологии, фармакологии.
Наименование раздела |
Распределение времени | |||||
Всего |
в том числе по годам | |||||
1 год |
2 год | |||||
не-дель |
часов |
не-дель |
часов |
не-дель |
часов | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Общепрофессиональная подготовка |
3 |
108 |
2 |
72 |
1 |
36 |
1.1. Основы управления здравоохранением в Республике Беларусь |
1
|
36
|
1
|
36
|
-
|
-
|
1.2. Медицинская информатика и компьютерные технологии |
1
|
36
|
1
|
36
|
-
|
-
|
1.3. Клиническая фармакология |
1
|
36
|
-
|
-
|
1
|
36
|
2.Профессиональная подготовка |
93 |
3348 |
46 |
1656 |
47 |
1692 |
2.1. Общая часть |
11 |
396 |
5 |
180 |
6 |
216 |
2.1.1. Вопросы социальной психиатрии |
2
|
72
|
1
|
36
|
1
|
36
|
2.1.2. Структура и организация психиатрической службы |
5
|
180
|
3
|
108
|
2
|
72
|
2.1.3. Методы исследования, применяемые в психиатрии |
4
|
144
|
1
|
36
|
3
|
108
|
2.2. Клиническая часть |
78 |
2808 |
39 |
1404 |
39 |
1404 |
2.2.1. Феноменология психических и поведенческих расстройств |
3
|
108
|
2
|
72
|
1
|
36
|
2.2.2. Психопатология |
5 |
180 |
3 |
108 |
2 |
72 |
2.2.3. Частная психиатрия |
70 |
2520 |
34 |
1224 |
36 |
1296 |
2.2.3.1. Шизофрения и шизотипические расстройства |
10
|
360
|
4
|
144
|
6
|
216
|
2.2.3.2. Аффективные расстройства настроения |
8
|
288
|
4
|
144
|
4
|
144
|
2.2.3.3. Органические, включая симптоматические, психические и поведенческие расстройства |
10
|
360
|
5
|
180
|
5
|
180
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2.2.3.4. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства |
8
|
288
|
4
|
144
|
4
|
144
|
2.2.3.5. Расстройства личности |
10
|
360
|
5
|
180
|
5
|
180
|
2.2.3.6. Эпилепсия |
8 |
288 |
4 |
144 |
4 |
144 |
2.2.3.7. Умственная отсталость |
6
|
216
|
3
|
108
|
3
|
108
|
2.2.3.8. Психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ |
5
|
180
|
3
|
108
|
2
|
72
|
2.2.3.9. Интегративная терапия и реабилитация психических расстройств |
5
|
180
|
2
|
72
|
3
|
108
|
2.3. Смежные дисциплины |
4 |
144 |
2 |
72 |
2 |
72 |
2.3.1. Неврология |
2 |
72 |
1 |
36 |
1 |
36 |
2.3.2. Психотерапия и медицинская психология |
2
|
72
|
1
|
36
|
1
|
36
|
Всего: |
96 |
3456 |
48 |
1728 |
48 |
1728 |
Основные направления реформы здравоохранения в условиях перехода страны к рыночной экономике. Основы менеджмента в здравоохранении. Принципы, функции и элементы управления. Менеджмент. Методы управления. Организационныые стуктуры управления в здравоохранении. Введение в экономику здравоохранения. Экономические категории и сущность терминов, используемых в анализе системы здравоохранения. Эффективность здравоохранения, критерии, экономические и социальные аспекты. Анализ эффективности медико-социальных программ и мероприятий. Маркетинг в здравоохранении. Спрос на услуги здравоохранения и закономерности его роста. Предложения медицинских услуг в разных системах организации здравоохранения.
Понятие об информационных технологиях, как инструменте для решения различных задач медицины и здравоохранения. Программное обеспечение информационных технологий в медицине и здравоохранении. Прикладные программы общего назначения. Базы и банки данных и знаний. Системы управления базами данных. Организационное обеспечение информационных технологий в медицине и здравоохранении. Операционные системы. Знакомство с файлами и каталогами. Сервисные программы. Тестовые и графические редакторы. Электронные таблицы. Базы и банки данных.
Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных препаратов, применяющихся в психиатрии и наркологии. Нейротрансмиссия. Молекулярные механизмы психотропного действия лекарств.
Предмет, цели и задачи социальной психиатрии. Роль социальных факторов в этиопатогенезе психических заболеваний, их влияние на психическое здоровье. Возможности социальных воздействий в терапии, реабилитации и и профилактике психической патологии. Значение влияния социально исторических периодов в развитии общества на взгляды и терапевтические подходы к больным с психическими расстройствами.
Определение «Психиатрии» как области знаний и врачебной практики.
Предмет и задачи психиатрии. Организация психиатрической помощи. Основные принципы. Эпидемиология, принципы систематики, причинная обусловленность, течение и исходы психических расстройств. Вопросы этиологии и патогенеза психических расстройств.
Структура современной психиатрии как раздела биологии и медицины. Взаимосвязь клинической психиатрии с различными направлениями медицинской психологии, нейробиологическими науками, философией и правом. Взаимосвязь психиатрии с близкими и смежными ей дисциплинами: медицинской психологией, нейроанатомией, нейропсихологией и психофизиологией, молекулярной биологией.
Разделы психиатрии: перинатальная, детская и подростковая психиатрия,
геронтологическая психиатрия, психосоматическое направление, психотерапия, психофармакология. Вопросы военной, трудовой и судебной экспертиз.
Судебная психиатрия: критерии вменяемости и невменяемости, дееспособности и недееспособности. Учреждения судебно-психиатрической экспертизы. Порядок направления на судебно-психиатрическую экспертизу и ее производство. Принудительное лечение. Критерии дееспособности и недееспособности. Порядок наложения опеки.
Временная и стойкая нетрудоспособность психических больных.
Учреждения МРЭК. Временная и стойкая нетрудоспособность. Клинические критерии определения групп инвалидности. Порядок направления на МРЭК.Использование остаточной трудоспособности.
Основные теоретические направления в психиатрии: нозологическое, феноменологическое (синдромологическое), электическое («прагматическое», «атеоретическое»), психоаналитическое, антипсихиатрическое. Биопсихосоциальный подход.
Структура психиатрической и наркологической службы. Стационарная и внебольничная помощь, неотложная помощь и телефон доверия. Учреждения реабилитации и социального обеспечения.
Психогигиена и психопрофилактика. Вопросы психопрофилактики детского и подросткового возраста и психических расстройств в позднем возрасте.
Роль медико-генетических, семейных, психологических консультаций и кабинетов социальной помощи в системе профилактики психических заболеваний.
Классификация и принципы систематики психических и поведенческих расстройств. Современная классификация психических и поведенческих расстройств МКБ-10; категориальность, научный характер и атеоретичность, описательный и конвенциальный характер МКБ-10.
Правовые акты Республики Беларусь по оказанию психиатрической помощи. «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и его разделы.
Права психически больных. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении в части, касающейся оказания психиатрической помощи. Нормативные документы Министерства обороны и Министерства здравоохранения Республики Беларусь о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в вооруженных силах РБ, об утверждении требований к состоянию здоровья граждан, связанных с военной службой.
Субъективный и объективный анамнез. Клинический метод. Катамнестическое исследование. Клинико-генетические и молекулярно-генетические методы исследования в психиатрии.
Просветительская работа врача.
Параклинические методы: психологический, инструментальные и аппаратные методы обследования: электроэнцефалография, полимнография, эхоэнцефалография, реоэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография (ЯМР).
Представления о «болезни» и «расстройстве» в психиатрии.
Симптомы и синдромы психических и поведенческих расстройств.
Патология ощущений и восприятий. Их встречаемость при соматических и психических заболеваниях. Частота их появления у больных нейроинфекциями. Особенности их проявлений в детском возрасте. Расстройства мышления по темпу, по целенаправленности,по продуктивности.
Виды бреда: чувственный и интерпретативный по содержанию. Синдромы: паранойяльный, параноидный, парафренный. Синдром Кандинского-Клерамбо. Особенности бреда при различных заболеваниях.
Сверхценные идеи. Навязчивые идеи. Навязчивые страхи (фобии). Их дифференциальная диагностика и динамика развития. Особенности у детей при различных заболеваниях.
Расстройства памяти. Гипермнезия, гипомнезия, амнезия. Корсаковский синдром. Особенности расстройств памяти при различных заболеваниях. Расстройства внимания.
Расстройства интеллекта. Врожденная и рано приобретенная умственная отсталость, приобретенное слабоумие (деменция). Определение степени умственной отсталости. Виды деменции и ее особенности при разных заболеваниях.
Расстройства эмоций. Депрессивный и маниакальный синдромы. Состояния раздражительной слабости, эмоциональной лабильности, апатии, слабодушия, тревога и страхи, эйфория, неадекватность, амбвивалентность. Расстройства инстинктов и влечений, двигательно-волевые нарушения. Нарушения волевых функций: гипербулия, абулия, парабулии. Особенности при различных заболеваниях.
Кататонический синдром и его разновидности.
Нарушения сознания. Критерии определения нарушенного сознания. Синдром оглушенного сознания, его этапы.
Качественные расстройства сознания: делирий, онейроид, аменция. Сумеречное нарушение сознания: транс, фуга, сомнамбулизм, сумеречные нарушения сознания. Особенности у детей и при различных психических заболеваниях.
2.2.3.1. Шизофрения и шизотипические расстройства
Эпидемиология, факторы риска, этиопатогенез, психологические и нейроонтогенетические концепции шизофрении. Распространенность шизофрении. Зависимость распространенности от пола, возраста, социального статуса, миграционных процессов.
Биологические теории шизофрении. Генетические, нейроонтогенетические, биохимические теории. Психосоциальные теории. Системная теория семьи, теория межличностных отношений, психодинамическая теория. Общая симптоматология шизофрении. Формы шизофрении. Параноидная шизофрения. Гебефренная шизофрения. Кататоническая шизофрения. Недифференцированная шизофрения. Постшизофреническая депрессия. Резидуальная шизофрения. Простая шизофрения. Типы течения.
Особенности шизофрении у детей и подростков.
Методы лечения и социально-трудовой реабилитации. Биологические методы лечения шизофрении. Методы преодоления терапевтической резистентности. Терапия средой, занятостью, психотерапия. Шизотипические и бредовые расстройства. Шизотипическое расстройство. Хронические бредовые расстройства. Острые и транзисторные психотические расстройства с (без) симптомами шизофрении.
Маниакальный эпизод. Биполярное аффективное расстройство. Распространенность. Социальная адаптация. Депрессивный эпизод. Легкий депрессивный эпизод. Умеренный депрессивный эпизод. Тяжелый депрессивный эпизод. Реккурентное депрессивное расстройство. Биологические и психосоциальные теории. Распространенность, влияние на социальную адаптацию и экономические потери. Депрессии при органических, включая симптоматические, психических расстройствах. Депрессии позднего возраста.
Хронические расстройства настроения. Циклотимия. Дистимия. Суицидальное поведение. Определение степени риска насилия, направленного на себя. Предупредительные и лечебные мероприятия, направленные на снижение суицидального риска. Лечение аффективных расстройств настроения. Преодоление резистентности при аффективных расстройствах. Систематика и механизмы действия антидепрессантов.
2.2.3.3. Органические, включая симптоматические, психические и поведенческие расстройства
Неспецифический эндокринный психосиндром по М.Bleuer(1954). Психические расстройства при заболеваниях гипофиза щитовидной железы и сахарном диабете. Роль предрасположенности к экзогенным психическим реакциям под влиянием ранее воздействующих причин. Концепция “почвы” по С.Г.Жислину (1956). Возрастная и половая “предпочтительность” экзогенных синдромов. Зависимость характера психопатологической симптоматики от тяжести, типа и темпа соматического заболевания. Варианты Психоорганический синдром и его квалификация в МКБ-10. Органический психосиндром в МКБ-10 (острый, подострый, хронический). Деменция. Эпидемиологическая структура деменций и связь с популяционными процессами. Деменция при болезни Альцгеймера. Сосудистая деменция. Деменция при черепно-мозговой травме, первично-атрофических, сосудистых, эндокринных, инфекционных, системных заболеваниях. Псевдодеменция. Дифференциальная диагностика. Делирий (органический), легкое когнитивное расстройство, органическое тревожное расстройство, бредовое (шизофреноподобное) расстройство, органическое аффективное расстройство.. Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения или дисфункции головного мозга. Расстройство личности при черепно-мозговой травме, первичноатрофических, сосудистых, эндокринных, системных заболеваниях. Постэнцефалитический синдром. Постконтузионный синдром.
Расстройства личности. Фобические и тревожные расстройства. Феномены опережающей тревоги и избегающего поведения. Вторичные вегетативные болевые симптомы тревоги. Социальные фобии. Специфические фобии. Обессивно-компульсивное расстройство. Реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации. Остроя и пролонгированные реакции на стресс. Синдром патологического отрицания болезни. Диссоциативные расстройства. Диссоциативная анестезия и утрата чувственного восприятия. Диссоциативное расстройство движений и моторики. Соматоформные расстройства. Соматизированное расстройство. Ипохондрическое расстройство. Устойчивое соматоформное болевое расстройство.
Параноидное расстройство личности. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими параноидным расстройством личности. Шизоидное расстройство личности. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими шизоидным расстройством личности. Диссоциальное расстройство личности.
Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими диссоциальным расстройством личности. Эмоционально неустойчивое расстройство личности.
Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими эмоционально неустойчивым расстройством личности. Истерическое расстройство личности.
Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими истерическим расстройством личности. Ананкастное расстройство личности. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими ананкастным растройством личности.
2.2.3.6. Эпилепсия
Локализованная (фокальная) идиопатическая эпилепсия и эпилептические синдромы с судорожными припадками с фокальным началом.
Локализованная (фокальная) (парциальная) симптоматическая эпилепсия и эпилептические синдромы с комплексными парциальными судорожными припадками. Комплексные парциальные припадки, переходящие во вторично генерализованные припадки. Генерализованная идиопатическая эпилепсия и эпилептические синдромы. Миоклоническая эпилепсия раннего детского возраста и неонатальные судороги (семейные). Детские эпилептические абсансы (пикнолепсия).
Эпилептический статус. Мероприятия при нем.
Характерологические изменения личности при эпилепсии. Деменция в связи с эпилепсией. Стандарты излечимости и стандарты лечения эпилепсии, современные антиконвульсанты.
2.2.3.7. Умственная отсталость
Умственная отсталость в связи с наследственными факторами (истинная микроцефалия, энзимопатические формы с нарушением белкового, углеводного, липидного и других видов обмена – фенилкетонурия, галактоземия синдром Марфана и др.), обусловленные хромосомными аберациями (болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера и др.), вызванные мутагенным поражением генеративных клеток родителей (ионизирующая радиация, химические агенты и др.). Лечение и профилактика, реабилитация и социальная адаптация. Умственная отсталость в связи с внутриутробным поражением зародыша и плода (эмбрио- и фенопатии), вирусной инфекцией, врожденным сифилисом, токсоплазмозом и другими инфекциями. Лечение и профилактика, реабилитация и социальная адаптация. Умственная отсталость в связи с вредными факторами перинатального периода и первых 3-х лет жизни: конфликтом по резус-фактору, асфиксией и родовой травмой, тяжелыми инфекциями и черепно-мозговой травмой в раннем детстве. Лечение и профилактика, реабилитация и социальная адаптация.
Определение «психоактивного вещества». Подразделение психоактивных веществ по степени аддиктивности, способу производства, доступности и юридическим последствиям потребления. Клинические особенности состояния острой интоксикации психоактивными веществами. Стадии интоксикации. Клиника и экспертиза алкогольного опьянения. Методы детоксификации. Клиника и экспертиза опьянения опиатами. Правила освидетельствования. Клиника и экспертиза опьянения снотворными и седативными средствами. Клиника и экспертиза опьянения стимуляторами. Клиника и экспертиза опьянения каннабиоидами. Синдром зависимости от алкоголя. Скрининг, диагностика, лечение. Синдром зависимости от алкалоидов опия. Синдром зависимости от психоактивных веществ.
Принципы дезинтоксикации при интоксикации психоактивными веществами. Потребление психоактивных веществ с вредными последствиями. Синдром зависимости от каннабиоидов. Синдром зависимости от никотина. Синдром отмены в результате потребления психоактивных веществ (алкоголя, алкалоидов опия, снотворных и седативных средств, стимуляторов, каннабиоидов). Принципы терапии синдрома отмены. Психотические расстройства в результате потребления психоактивных веществ. Амнестический синдром в результате потребления психоактивных веществ. Хронические психозы и состояние деменции в результате потребления психоактивных веществ.
2.2.3.9. Интегративная терапия и реабилитация психических расстройств
Психофармакалогия. Антипсихотики. Анксиолитики. Антидепрессанты. Ноотропы и препараты с ноотропным компонентом действия.
Тимостабилизаторы. Антиконвульсанты. Блокаторы ацетилхолинэтеразы. Антагонисты опиатных рецепторов. Электросудорожная терапия. Лечение депривацией сна и длительным сном. Механотерапия и терапия занятостью. Психохирургия. Гормонотерапия. Диетическая терапия. Фототерапия, физиотерапия и экологическая терапия. Детоксикация. Психотерапия.
Медицинская реабилитация. Медицинская реабилитация при шизофрении, эпилепсии, деменции, олигофрении. Медицинская реабилитация при работе с умирающими и их близкими. Работа с детьми, пережившими утрату. Психологическая реабилитация в ситуации посттравматического стресса. Тренинг коммуникативных, культурных и социальных навыков.
2.3. Смежные дисциплины
2.3.1. Неврология
Патогенез и клиника компрессионно-ишемических (туннельных) невропатий. Алкогольная, диабетическая и другие дисмета-болические полиневропатии. Клиника, диагностика, лечение.
Сосудистые заболевания головного мозга. Нарушение мозгового кровообрашения. Классификация цереброваскулярных заболеваний по МКБ-10. Частота, структура, распространенность. Этиология, факторы риска. Преходящие нарушения мозгового кровообращения (транзисторная ишемическая атака, гипертонический церебральный криз). Основные патогенические варианты инфаркта мозга, клиника, диагностика, лечение. Внутримозговые кровоизлияния. Этиология, клиника, диагностика.
Черепно-мозговая травма. Классификация. Патогенез повреждений мозга. Клиника, диагностика и лечение сотрясения головного мозга, ушибов мозга.
Опухоли головного мозга. Общемозговые и очаговые симптомы опухолей головного мозга. Диагностика, КТ и МРТ-картина опухолей головного мозга. Диагностика метастатических поражений позвоночника и спинного мозга. Хирургическая тактика. Симптоматическое лечение.
Рассеянный склероз и другие демиелинизирующие заболевания нервной системы. Эпидемиология. Классификация.
Заболевания экстрапирамидной системы. Болезнь Паркинсона. Этиология, патогенез. Клинические проявления, лечение. Синдромы паркинсонизма, этиология, классификация. Эссенциальный тремор, малая хорея, клиника, лечение.
Мигрень. Патогенез. Классификация. Клинические варианты, диагностика. Дифференциальный диагноз мигрени и других цефалгий. Дифференциальный диагноз синкопальных состояний. Принципы лечения и профилактики.
Токсические поражения нервной системы. Алкогольные поражения нервной системы. Классификация. Клиника, диагностика и лечение. Полиневропатии при интоксикациях:свинцовая, мышьяковая полиневропатия. Полиневропатия при отравлении фосфорорганическими соединениями. Медикаментозные поражения нервной системы. Клиника, диагностика, лечение.
2.3.2. Психотерапия и медицинская психология
Психотерапия как раздел медицинских знаний. История психотерапевтической практики. Биопсихосоциальный контекст и психотерапия. Психотерапия и доказательная медицина. Психотерапия и современная клиническая практика. Балинтовские группы. Основные теоретические предпосылки психотерапевтических методов лечения. Основные направления психотерапевтического воздействия, его формы и методы. Индивидуальные и групповые формы работы. Показания и противопоказания. Особенности психотерапевтической помощи детям и подросткам. Директивные и недирективные методы психотерапии (основные положения, особенности клинического применения). Гипносуггестия. Самовнушение (прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка). Эриксоновский гипноз. Психоанализ. Гештальт-терапия. Экзистенциальная психотерапия. Психотерапия, ориентированная на тело. Когнитивно-бехевиоральная терапия. Рационально-эмотивная психотерапия. Нейролингвистическое программирование. Арт-терапия. Трансактный анализ. Семейная психотерапия.
Медицинская психология. Психометрическая и экспериментально-психологическая диагностика. Диагностика умственной работоспособности (счет по Крепелину, тест Шульте, корректурная проба), диагностика нарушений памяти (запоминание 10 слов, пиктограмма по А.Р. Лурия), нарушений мышления (классификация предметов, понимание переносного смысла пословиц и метафор, сравнение понятий), нарушений интеллекта и уровня развития (шкала умственного развития Бине-Симона, шкала умственного развития Станфорда-Бине, прогрессивные матрицы Равена, шкала интеллекта у взрослых Векслера), диагностика расстройств личности и социального поведения (патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко, тематический апперцептивный тест Роршаха, опросник Шмишека).
Вопросы к квалификационному экзамену
26 09 2014
1 стр.
Рнпц неврологии и нейрохирургии, доктор медицинских наук, профессор Г. К. Недзьведь
10 10 2014
3 стр.
06 10 2014
3 стр.
Экзаменационные вопросы по специализированному квалификационному экзамену для специалистов финансового рынка по деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов
23 09 2014
1 стр.
Экзаменационный билет по курсу включает три вопроса – 2 теоретических и 1 практический. Список теоретических вопросов предлагается студентам заранее
08 10 2014
1 стр.
Российской Федерации, планы по специальности 020300 – Социология и списки литературы к семинарским занятиям, вопросы к экзамену
28 09 2014
1 стр.
Списки учебной литературы, рекомендуемой обучающимся в качестве основной и дополнительной по темам лекций
15 09 2014
1 стр.
Происхождение обыкновенных дробей. Египетские дроби, шестидесятиричные вавилонские дроби. Понятие дроби в хyiii- начале XIX века
09 10 2014
1 стр.