Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ивановский государственный энергетический университет
имени В.И. Ленина»
Кафедра отечественной истории и культуры
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Программа курса и планы семинарских занятий
Иваново 2008
Составители: д.и.н., проф. Котлова Т.Б.
к.и.н., доцент Королева Т.В.
Редактор: к.и.н., доцент кафедры общей
социологии и феминологии ИвГУ Гафизова Н.Б.
Представлены программа по курсу «Гендерная социология», составленная на основании Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации, планы по специальности 020300 – Социология и списки литературы к семинарским занятиям, вопросы к экзамену, а также список справочной литературы по курсу и темы творческих работ. Утверждено цикловой методической комиссией ФЭУ.
РЕЦЕНЗЕНТ
кафедра отечественной истории и культуры Ивановского государственного энергетического университета.
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Программа курса и планы семинарских занятий
Составители: КОТЛОВА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА
КОРОЛЕВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА
Редактор:
Компьютерный набор: Т.В. Королева
Лицензия ЛР № 020264 от 15.12.96
Подписано в печать Формат 60 х 84 1\16
Печать офсетная. Усл. печ. л. Тираж 50 экз. Заказ
Ивановский государственный энергетический университет
153003, г. Иваново, ул. Рабфаковская, 34.
Типография
ВВЕДЕНИЕ
Данное издание состоит из трех частей. Первая часть включает в себя программу курса.
Вторая часть содержит планы семинарских занятий, задания, выполнение которых поможет глубже разобраться в сути изучаемых проблем, а также освоить различные методы, применяемые в гендерных исследованиях. В список литературы к каждому семинару входят учебные пособия, монографии, исследования, журнальные публикации и источники по данной проблеме.
В третьей части представлен общий список литературы по курсу и вопросы к экзамену.
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Гендерные отношения в современном мире
Предмет гендерных исследований. Основные категории, понятия. Гендер как многообразие форм взаимоотношений мужчин и женщин в социально-экономической, политической, семейной сферах. Актуальность гендерных знаний для будущих социологов.
Тема 2.
Пол и гендер: философские, социологические, экономические научные теории в историческом измерении.
Понятие «мужественности» и «женственности» в традиционных философских, социологических и психологических теориях античности, средневековья, нового времени. Практика разделения труда в контексте разных культур. Марксистский взгляд на гендерную стратификацию общества.
Биодетерминизм. Психоанализ З. Фрейда: сексуальность, конструирование мужественности и женственности в ранней социализации.
Тема 3. Феминизм: теория и социальная практика.
Зарождение и развитие феминистских идей в XIX веке: от Олимпии де Гуж до Дж. Ст. Милля. Феминистское движение первой волны в странах Западной Европы и России: общее и особенное. Завоевание равных юридических прав с мужчинами. Причины прекращения движения.
Предпосылки возрождения феминизма как теории и движения. Принципиальное отличие феминизма второй волны.
Либеральный феминизм, его цели, задачи. Теория андрогинии С. Бэм. Причины провала тактики следования мужским ценностям и стандартам. Достижения и недостатки либерального феминизма.
Социалистический феминизм: цели, задачи. Основные темы исследования социалистических феминисток. Проблема соотношений понятий «партиархат» и «капитал». Достижения и недостатки социалистического феминизма.
Радикальный феминизм: основные идеи, особенности. Переход от анализа публичной сферы к изучению частной сферы жизни женщин. Обращение к женскому опыту. Формирование позиционного подхода.
Постмодернистский феминизм: основные понятия, представители, особенности. Переход от анализа женского опыта к деконструкции имеющегося знания о женщинах.
Тема 4.
От феминистской критики традиционных научных концепций к гендерным исследованиям
Феминистское исследование: отличительные черты, основные принципы. Основные задачи феминистской критики науки.
Становление женских исследований как научной дисциплины. Объект и предмет их исследования.
Причины возникновения гендерных исследований: смена феминистской методологии, специфика становления женских исследований в Европе, появление мужских, гей/лесбийских и квир исследований. Формирование гендерных исследований: их предмет, объект изучения, отличие от феминистских и женских исследований.
Тема 5. Современные теории гендера
Критика теории инструментальных и экспрессивных ролей Т. Парсонса.
Гендерная теория: новая научная парадигма второй половины ХХ в. Социально-конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана. Этнометодология Г. Гарфинкеля. Интеракционизм И. Гофмана.
Теория социального конструирования гендера (К. Уэст и Д. Зиммерман).
Объединительная парадигма. Теория гендерного порядка Р. Коннелла.
Тема 6. Количественные и качественные методы в социологии гендерных отношений
Особенности применения традиционных методов социологии в гендерных исследованиях. Интервью. Контент-анализ. Интерпретативные методы в качественных исследованиях: биографическое исследование, анализ дискурса, содержательный анализ. Анализ культурных репрезентаций: интерпретация изображений, анализ фото- и фильмоматериалов, психоаналитическая интерпретация текста, анализ языка тела.
Тема 7. Гендерная социализация в современном обществе
Гендерная идентичность. Связь гендерной идентичности с биологическим полом. Социализация и гендерные стереотипы в современном обществе.
Механизмы гендерной социализации. Семья как важнейший институт первичной гендерной социализации.
Гендерная социализация в дошкольном учреждении: усвоение традиционных социополовых ролей в игровом и познавательном поле. Технология «навязывания» поведенческих стереотипов по половому признаку (выбор игр, игрушек для мальчиков и девочек, содержание детских праздников и т.д.).
Школа и гендерная социализация. Гендерная социализация в процессе профессионального обучения студенчества. Гендерные различия при выборе профессии, построении жизненной стратегии юношей и девушек.
Роль средств массовой информации в процессе усвоения гендерных ролей и стереотипов. Явный и скрытый сексизм в СМИ.
Мифологизация образов мужчин и женщин в современном обществе
Тема 8. Маскулинность в культуре ХХ века. Мужчина в российском обществе и его проблемы.
Понятие маскулинности. Подходы к изучению маскулинности и мужские движения в западных странах. Мужские исследования.
Социально-экономические, политические и культурные факторы, повлиявшие на возникновение «кризиса маскулинности».
Стереотипы маскулинности в российской массовой культуре, СМИ, степень их соответствия реальным статусным характеристикам современных мужчин.
Основные сферы детерминации маскулинности в современном мире.
Тема 9. Гендерные отношения в частной жизни
Типы брачных отношений. Теории патриархата и матриархата. Гендерная асимметрия в распределении семейных обязанностей
Трансформация института семьи в ХХ столетии. Семья как объект политики советского государства. Контракт работающей матери. Феномен «двойной нагрузки».
Распределение ролей в современной российской семье. Репродуктивные права. Планирование семьи.
Проблема домашнего насилия. Виды насилия, его причины, возможности преодоления: российский и зарубежный опыт.
Тема 10. Гендерный подход в государственной политике
Государственная политика в отношении женщин. Особенности, отличительные черты и цели патриархатного, патерналистского и эгалитарного типов государственных политик в Европе и России (СССР). Политика равных прав и равных возможностей (на примере Канады и Скандинавских стран),
Политика гендерного равенства: сущность и основные характеристики, методология гендерного анализа.
Правовые основы гендерной государственной политики. Дореволюционное и советское законодательство в решении «женского вопроса». Права женщин в современной России. Международные акты и договоры о правах женщин и их классификация.
Тема 11. Гендерные аспекты политических процессов
Представительство женщин в высших структурах власти разных стран мира. Гендерная теория власти Избирательные системы. Проблема введения гендерных квот.
Гендерные аспекты электорального поведения.
Гендерные различия в мотивации электорального поведения. Парламентские и президентские выборы в России: гендерный анализ.
Тема 12. Гендерный подход к анализу труда и занятости
Гендерная дискриминация в сфере занятости.
Оплачиваемый и неоплачиваемый труд женщин как экономическая проблема.
Гендерная асимметрия и пути ее преодоления в сфере занятости в период экономических трансформаций 90-х годов ХХ века и в современной России.
ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
«Гендерная социология»
Тема 1. Что такое гендер?
Интерактивное занятие предполагает выяснение уровня гендерных знаний студентов. Состоит из двух блоков заданий:
1. Презентация личного гендерного образа: написание и обсуждение эссе на тему: «Быть женщиной это …..», «Быть мужчиной это….»
2. Создание с помощью студентов стереотипных образов современных мужчины и женщины; Заполнение и обсуждение таблицы на тему: «Идеальный мужчина / идеальная женщина – это …»
Тема 2. Пол и гендер в истории философских, социологических, экономических научных теорий.
План
-
Представления о феминности и маскулинности в эпоху античности и средневековья
-
Пол и гендер в философской мысли нового времени
-
Биодетерминистская концепция З. Фрейда.
-
Марксистская концепция взаимодействия полов.
Задания:
1) Для уяснения сути биодетерминистского подхода написание эссе (рассуждения) по поводу высказывания З. Фрейда «Анатомия эта судьба…»
2) Прочитайте и проанализируйте отрывки из работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Напишите эссе на тему: «В чем отличие марксистской концепции от традиционных теорий пола.
Литература:
-
Бок. Г. История, история женщин, история полов. // THESIS. Женщина. Мужчина. Семья. М., 1994. № 6. С.170-200.
-
Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001.
-
Брандт Г.А. Природа женщины. Екатеринбург, 2000.
-
Де Бовуар, Симона. Второй пол. Т. 1. Факты и мифы. М-СПб., 1994.
-
Женщина в античном мире. М., 1995
-
Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. М., 2002.
-
Рябова Т.Б. Женщины в истории западноевропейского средневековья. Иваново 1999.
-
Социология гендерных отношений. М., 2004.
-
Теория и методология гендерных исследований. М., 2001.
-
Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. М., 1996.
-
Эрих-Хэфели В. К вопросу о становлении концепции женственности в буржуазном обществе XVIII века: психоисторическая значимость героини Ж.-Ж. Руссо Софи // Пол, гендер, культура. Немецкие и русские исследования. М.: 1999. C. 55-109.
Источники:
-
Аристотель. О возникновении животных. М.-Л. 1940.
-
Библия. Любое издание.
-
Бове В. трактат «О наставлении детей знатных граждан». // Антология педагогической мысли христианского средневековья. Т.2. М., 1994. С.132-134.
-
Инститорис Г. Шпренгер Я. Молот ведьм // Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. М., 2002. С. 199-206.
-
Платон Государство // Собр. соч. Т. 3. М., 1994.
-
Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. Т. 1. М., 1961.
-
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Марк. К. Энгельс Ф. Собр. соч. Т.21.
Тема 3. Феминизм: теория и социальная практика.
План
-
Причины и условия зарождение феминистского женского движения.
-
Отличительные черты первой волны либерального феминизма: итоги борьбы за равные гражданские и политические права для женщин.
-
Социалистический феминизм: специфика объяснения истоков подавления женщин и методов борьбы.
-
Феминизм второй волны: стратегия и тактика разных ветвей движения.
-
Женское движение в России в конце XIX – начале ХХ вв.
-
«Возвращение» феминизма в Россию в конце ХХ века: парадокс или закономерность?
Задания:
-
Выделите условия и причины зарождение феминистских идей.
-
Охарактеризуйте основные положение либерального феминизма.
-
Каким образом либеральная феминистская доктрина повлияла на политическое развитие западных стран в XIX – начале ХХ вв.?
-
В чем проявляется ограниченность и причины неудач либеральной феминистской концепции?
-
В чем проявляется специфика марксистского подхода к объяснению путей ликвидации неравенства полов?
-
Что объединяет и различает концепции марксистского и социалистического феминизмов?
-
Как повлиял марксистский феминизм на судьбу российских женщин в ХХ веке?
-
Сформулируйте основные положения программы освобождения женщин, предложенной А. Коллонтай.
-
Как повлияла работа «Второй пол» Симоны де Бовуар на развитие феминизма?
-
Назовите основные идеи радикального феминизма.
-
Какие темы рассматриваются в психоаналитическом феминизме?
-
В чем суть новой концепции различий, сформулированной постмодернистским феминизмом?
-
Почему постмодернистский феминизм называется также постфеминизмом?
-
Назовите основные направления в развитии феминистской идеологии в конце XX – начале XXI вв.?
Литература:
-
Антология гендерной теории. Минск, 2001.
-
Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001.
-
Введение в гендерные исследования. Часть 1, Часть 2. / под. Ред. Жеребкиной И. Харьков, СПб., 2001.
-
Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М., 2004.
-
Гендерные аспекты политической социологии. М., 2004.
-
Королева Т.В. Женское либеральное движение и государственная политика в области женского образования во Франции в XIX – начале XX века. Иваново 2007.
-
Королева Т.В. Суфражистское движение во Франции в конце XIX – начале XX вв. // Женщина в российском обществе. 2007. № 4
-
Мельникова Т.А. Женское движение в России в политических процессах современного общества. М., 1999.
-
Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы. М., 2000.
-
Попкова Л.Н., Антонова Ю.А. Элизабет Кейди Стэнтон: дискуссии о женской эмансипации // Женщина в российском обществе. 2002. №1.
-
Пушкарева Н.Л. Женский вопрос в теории марксизма (Почему брак марксизма с феминизмом оказался несчастливым?) // Женщина в российском обществе. 2002 №1.
-
Социология гендерных отношений. М., 2004.
-
Теория и методология гендерных исследований. М., 2001.
-
Трофимова Е.И. О концептуальных понятиях и терминах в гендерных исследованиях и феминистской теории // Женщина в российском обществе. 2000. №4.
-
Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860 – 1917 гг.). Иваново, 1996.
-
Хасбулатова О.А. Российская государственная политика в ХХ столетии: гендерный анализ / Женщина в российском обществе. 2000. №3.
-
Хасбулатова О.А., Гафизова Н.Б. Женское движение в России в конце XIX – начале ХХ века. Иваново, 2003.
-
Шнырова О.В. Милитантский период в суфражистском движении Великобритании начала ХХ в. // Женщина в российском обществе. 2000. №4.
Источники:
-
Гиллиган К. Место женщины в жизненном цикле мужчины // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е.Здравомысловой и А.Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2000. С.166-187.
-
Гилмор Д. Загадка мужественности // Введение в гендерные исследования. Ч.II: Хрестоматия. Под ред.С..В.Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С.880-904
-
Де Бовуар, Симона. Второй пол. М-СПб., 1994.
-
Иригарэ Л. Пол, который не единичен // Введение в гендерные исследования. Ч.II: Хрестоматия. Под ред.С..В.Жеребкина. Харьков Ж ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С.127-135.
-
Миллет К. Теория сексуальной политики // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия. Тверь 1999. С.120-133.
-
Феминизм: проза, мемуары, письма. М., 1992.
-
Фридан, Бетти. Загадка женственности. Пер. с англ. М., "Прогресс", 1994.
-
Хукс Б. Черные женщины: формирование феминистской теории // Введение в гендерные исследования. Ч.II: Хрестоматия. Под ред.С..В.Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С.929-945.
-
Эллиот П. Менделл Н. Теория Феминизма // Хрестоматия по курсу основы гендерных исследований. / Под ред. О.А. Ворониной, Н.С. Григорьевой, Л.Г. Луняковой. М., 2001. С 47-66.
Тема 4. Влияние феминистской теории на науку
и исследовательские практики
План
1. Феминистские, женские, гендерные исследования: основные этапы становления, специфика академических программ.
2. Феминистская критика традиционного обществознания, адроцентризм в науке.
3. Феминистская эпистемология.
Задания:
Заполнение таблицы «Феминистские, женские, мужские и
гендерные исследования: общее и особенное»
Отличия
|
Феминистские исследования
|
Женские
исследования
|
Гендерные
Исследования
|
|
Время возникновения
|
|
|
|
|
Причины возникновения
|
|
|
|
|
Пол исследователей
|
|
|
|
|
Основные задачи
|
|
|
|
|
Предмет исследования
|
|
|
|
|
Основные
методы исследования
|
|
|
|
|
Основные термины и
Понятия
|
|
|
|
|
Основные темы исследований, дискуссий
|
|
|
|
|
Литература:
-
Аусландер Л. Женские + феминистские + мужские + лесбийские-гей + квир исследования = гендерные исследования? // Гендерные исследования № 5 (2/2000): ХЦГИ. С.43-72.
-
Введение в гендерные исследования. Часть 1, Часть 2. / под. Ред. Жеребкиной И. Харьков, СПб., 2001.
-
Введения в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. С. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
-
Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М., 2004.
-
Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001 С 225-234.
-
Социология гендерных отношений. М., 2004.
-
Теория и методология гендерных исследований. М., 2001.
-
Томпсон Дж.Л., Пристли Дж. Социология. Львов, М., 1998.
-
Трофимова Е.И. О концептуальных понятиях и терминах в гендерных исследованиях и феминистской теории // Женщина в российском обществе. 2000. №4.
-
Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол, гендер, культура. Немецкие и русские исследования. М., 1999.С 23-55.
-
Чикалова И.Р. Женская и гендерная история на постсоветском пространстве // Женщины в истории: возможность быть увиденными / Сб. науч. ст. Минск, 2001. С. 5-18.
-
Ярская-Смирнова Е.Р. Возникновение и развитие женских и гендерных исследований // Одежда для Адама и Евы: очерки гендерных исследований. М., 2001. С.7-38.
Тема 5. Основные направления гендерной теории
План
-
Дифференциация понятий пол и гендер
-
Теория социального конструирования гендера
-
Объединительная парадигма. Р. Коннелла.
-
Гендер как стратификационная категория.
Задания:
1) Прочитайте и проанализируйте статью Уэст К. и Зиммерман Д. «Создание гендера».
2) Напишите эссе на тему «Как я понимаю утверждение Симоны де Бовуар «Женщиной не рождаются, ею становятся?».
3) На основе подхода Р. Коннелла проанализируйте «гендерный режим» ИГЭУ
Литература.
-
Айвазова С.Г. Контракт «работающей матери»: советский вариант // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. М., 2001.
-
Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2000. № 4.
-
Здравомыслова Е., Темкина А Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия. Тверь. 1999 с 66-82.
-
Здравомыслова Е., Темкина А. Исследование женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С.177-184.
-
Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория // Женщина. Гендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999.
-
Здравомыслова Е., Темкина А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социс. 2000. № 11. С.15-23.
-
Здравомыслова Е., Темкина А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // СОЦИС. 2000. № 11.
-
Калабихина И. Методология гендерного анализа // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия. Тверь. 1999 с23-31.
-
Пол, гендер, культура. Пер. с нем. Под ред. Э.Шоре и К.Хайдер. М., РГГУ, 1999, с. 27-28.
-
Словарь гендерных терминов./ Под ред. А.Денисовой. М., 2002.
-
Темкина А.А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России // СОЦИС. 2002. № 11.
-
Трофимова Е.И. О концептуальных понятиях и терминах в гендерных исследованиях и феминистской теории // Женщина в российском обществе. 2000. №4.
Источники:
-
Коннелл Р. Современные подходы // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е.Здравомысловой и А.Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2000. С.251-279.
-
Лорбер Дж., Фаррелл С. Принципы гендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е.Здравомысловой и А.Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2000. С. 187-192.
-
Скотт Д. Гендер: полезная категория исторического анализа // Гендерные исследования. № 5. 2000. С.142-171.
-
Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия по курсу основы гендерных исследований. / Под ред. О.А. Ворониной, Н.С. Григорьевой, Л.Г. Луняковой. М., 2001. С.80-88.
Тема 6. Количественные и качественные методы в социологии гендерных отношений
План
1. Применение качественных методов социологии в гендерных исследованиях:
а) интервью;
б) биографические исследования;
в) анализ дискурса;
г) содержательный анализ
2. Особенности применения количественных методов в гендерных исследованиях.
3. Анализ культурных репрезентаций, как эффективный метод гендерных исследований.
Задания:
1) Гендерные роли в представлениях трех поколений. Используя метод биографического интервью, проанализируйте воспоминания Ваших родственников (бабушки, дедушки, отца и матери) о том, чем во времена их молодости отличались представления о гендерных ролях мужчин и женщин. Сравните и сделайте выводы.
2) С помощью анкетирования выявите целевые установки для получения образования юноши и девушки, матери и дочери, отца и сына.
3) Проанализируйте культурные репрезентации мужчин и женщин в современной литературе, в глянцевых журналах, в рекламе (по выбору студентов).
4) Напишите гендерную автобиографию.
Литература:
-
Ажгихина Н. Парадоксы свободы: гендерные стереотипы и гендерная цензура в современных СМИ. // Гласность и журналистика. 1985-2005. М., 2006. С. 184-206.
-
Альчук А. Женщина и визуальные знаки. М., 2000.
-
Мещеркина Е. Ю. Качественные методы в гендерной социологии // Гендерный калейдоскоп / Под общ. Ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2001. С. 169-187.
-
Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб., 2003.
-
Грошев И. В. Гендерная невербальная коммуникация в рекламе // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 71-78.
-
Иванова Н. К. Женщины в журналистике и эфире (Обзор зарубежных исследований о роли женщин в СМИ) // Женщина в российском обществе. 2000. № 4. С. 54-60.
-
Монастырский В. А. Эволюция образа женщины в американском кино (Путь к партнерству и лидерству) // Женщина в российском обществе. 1998. № 2. С. 52-65.
Пироженко О. История в картинках: Гендерные репрезентации в советской анимации // Гендерные исследования. № 12.
Чернова Ж. В. Социальное конструирование гендерных отношений в СМИ // Социология гендерных отношений: Учебное пособие / Под ред. З. Х. Саралиевой. М.: 2003. С. 237-257.
-
Татарковская И. «Сильная женщина плачет у окна»: гендерные репрезентации в советской и постсоветской массовой культуре // Аспекты социальной теории и современного общества / Под ред. С.Е. Кухтерина. М., 2000. С. 155-176.
-
Ушакин С. Видимость мужественности. // Гендерное просвещение: вопросы и тексты для дискуссий. / Под ред. О.М. Здравомысловой М., 2005.
Тема 7. Гендерная социализация
План
-
Гендерная социализация: понятия, агенты, институты
-
Основные этапы гендерной социализации
-
Методики изучения гендерных стереотипов и механизмов их усвоения.
Задания:
1)
Проанализируйте материалы рекламы, прессы с точки зрения гендерной социализации (студенты выбирают материалы самостоятельно или используют предложенные преподавателем).
2) Проанализируйте издания последних лет и ответьте на вопрос: содержатся ли гендерные стереотипы в учебной и досуговой литературе для начального, среднего и старшего школьного возраста.
3) Проанализируйте «гендерный контракт» своей семьи. Проведите экспресс-опрос. Дайте сравнительный анализ места семьи в определении жизненных стратегиях юношей и девушек.
Литература:
-
Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования. - Харьков, 2000. - № 5. - С.261-273
-
Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: прайм-Еврознак: Нева; М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001.
-
Гафизова Н. Б., Королева Т. В. Гендерные стереотипы в современной провинциальной семье (На примере Ивановской области) // Женщина в российском обществе. 2001. №3-4. С. 50-53.
-
Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС. С. 157-160.
-
Грошев И. В. Гендерная невербальная коммуникация в рекламе // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 71-78.
-
Здравомыслова Е., Герасимова Е., Троян Н. Гендерные стереотипы в дошкольной детской литературе // Преображение. 1998. № 6.
-
Здравомыслова О. М. Российская семья в 90-е годы: жизненные стратегии мужчин и женщин // Гендерный калейдоскоп / под общ. ред. М.М. Малышевой. М.: Academia, 2001. С. 473-488.
-
Казанова Н. В. Гендер в игровой деятельности (К постановке проблемы) // Женщина в российском обществе. 2001. № 1-2. С. 37-39.
-
Клецина И. С. Гендерная социализация. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. С. 19 – 33.
-
Котлова Т. Б., Смирнова А. В. Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы // Женщина в российском обществе. 2001. № 3-4. С. 53-61.
-
Попова Л. В. Гендерная социализация в детстве // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика / под ред. Л. В. Штылевой. Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001. С. 40-47.
-
Пушкарева Н. Л. Сексизм в литературе для детей и пути его преодоления // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика / под ред. Л. В. Штылевой. Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001. С. 49-65.
-
Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. Т.V. Вып.1-2 (15-16). 2003. С. 120-139
-
Смирнова А.В. Гендерная экспертиза учебников для общеобразовательной школы. Иваново. 2003
Шилова Т.А. Гендерные стереотипы в ресурсах сети Интернет // Женщина в российском обществе. 2004. №1-2. С.34-43.
Тема 8. Роль мужчины в современном обществе
План
-
Причины возникновения «кризиса маскулинности» и мужских движений.
-
«Хрупкая маскулинность». Может ли мужчина быть слабым?
-
Мужчина в гармонии с собой. Возможно ли это?
Задания:
1) Какие факторы влияют на формирование идеала мужественности? Соответствует ли идеал маскулинности современному состоянию общества?
2) На основе анализа видео- или печатной продукции нарисуйте образ идеального мужчины в условиях постиндустриального общества.
3) Напишите эссе на тему: «Проблемы современного мужчины».
Литература
-
Кон И.С. История и теория «Мужских исследований» // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. М., 2001. С.
-
Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введения в гендерные исследования..: Учебное пособие / Под ред И. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; Ч.1. С. 562-606.
-
Кон И.С. Российский мужчина и его проблемы // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. М., 2001. С. 229-243.
-
Конструирование маскулинности на Западе и в России. / Отв. ред. О.В. Шнырова. Иваново: ИЦГИ. 2006.
-
Маскулинность: все мужики сволочи? // Гендер для «чайников». М., 2006. С. 107-127.
-
Малышева М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе. М., 2001.
-
Мещеркина Е. Институциализированный сексизм и стереотипы маскулинности // Гендерные аспекты социальной трансфомации. М., 1996.
-
Мирзоян Э. Мужчина в мужском мире // Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства. Иваново 2002.
-
О муже(N)ственности. / Сборник статей / Сост. С. Ушакин. М. 2002.
-
Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. М., 2002.
-
Синельников А.С. Паника. Террор. Кризис. Анатомия маскулинности. // Гендерные исследования. Харьков. 1997.
-
Рябова Т.Б. Маскулинность в российском политическом дискурсе: история и современность // Женщина в российском обществе. 2000. № 4.
Тема 9. Роли мужчин и женщин в семейных отношениях
План
-
Эволюция семейных отношений в исторической ретроспективе
-
Разделение труда и гендерные роли в современной семье.
-
Проблема домашнего насилия.
Задания:
1. Проанализируйте разделение труда в вашей семье по следующему плану:
1) Опишите членов семьи (гендерные роли, этничность, класс, возраст образование).
2) Какой процент времени каждый член семьи тратит на оплачиваемую работу?
3) Каков денежный вклад от оплачиваемой работы в доходы семьи?
4) Кто оплачивает счета? Кто решает в семье на что тратить деньги?
5) Кто делает большую часть следующей работы (если вместе, то сколько по времени тратит каждый в неделю):
– уход за детьми (кормление, купание, одевание, проводы в детский сад/ школы, проверка уроков, игры, укладывание спать)
– готовка, покупка еды, мытье посуды;
-
стирка и глаженье одежды и белья;
-
уборка постели;
-
уборка в доме;
-
мытье кухни, ванной, туалета;
-
вынос мусора
-
уход за домашними животными;
6) Кем распределяются домашние обязанности? Какие аргументы есть по поводу того, кто, что делает в доме?
7) Каково экономическое значение домашней работы?
8) Какие гендерные роли играют мужчины и женщины в вашей семье? Каков гендерный контракт вашей семьи?
2.Прочитайте и проанализируйте статью статьи М. Кауфмана «Семь «П» мужского насилия».
Литература
-
Алешина Ю. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4.
-
Бергстен Б. Бек-Виклунд М. Современные отцы – между традициями и отношениями // Гендерное просвещение: вопросы и тексты для дискуссий. / Под ред. О.М. Здравомысловой. М., 2005. С. 193- 214.
-
Давыдова Н.М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания // Общественные науки и современность. 2000. № 4.
-
Домашнее насилие в отношении женщин: масштабы, характер, представления общества. / Ред. И.Д. Горшкова. М., 2003.
-
Здравомыслова О. М. Российская семья в 90-е годы: жизненные стратегии мужчин и женщин // Гендерный калейдоскоп / под общ. ред. М.М. Малышевой. М.: Academia, 2001. С. 473-488.
-
Кауфмана М. Семь «П» мужского насилия // «Женские миры 99»: Всемирный женский междисциплинарный конгресс в Тромсо и гендерные исследования в России. Иваново: ИЦГИ, 1999. С. 117-125
-
Мужское в традиционном и современном обществе. М., 2003.
-
Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. М., 1989.
-
Перед лицом насилия // Из аналитического доклада Российского независимого института социальных и национальных проблем РАН // Гендерное просвещение: вопросы и тексты для дискуссий. / Под ред. О.М. Здравомысловой. М., 2005. С. 187-192.
-
Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. М., 2002.
-
Современная женщина, семья, демография. / Под ред. О. Здравомысловой. М., 2007.
-
Синельников А.С. Поощрение и наказание: мужчины и патриархальная власть // Преображение. 1997. № 5.
-
Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи // Хрестоматия к курсу «Основы гендерных знаний». М., 2000.
Тема 10. Политика гендерного равенства
План
-
Права женщин как составная часть современной концепции прав человека
-
История принятия и содержательный анализ основных международных документов по проблемам гендерного равенства
-
.Реализация политики государственного феминизма в Скандинавии: итоги и перспективы.
-
Паритетная демократия: содержание концепции, перспективы распространения.
-
Гендерный мейнстриминг как инструмент достижения равенства возможностей женщин и мужчин
-
Перспективы достижения гендерного равенства в постсоветской России.
Задания:
Проанализируйте правовые основы гендерной государственной политики на основе:
1) Конституции РФ 1993 г.
2) Трудового кодекса РФ
3) Норм международного права в отношении женщин.
Литература:
-
Айвазова С. Гендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001.
-
Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М., 2004.
-
Всемирная конференция по правам человека. Венская декларация и Программа действий. Июнь 1993 года. Нью-Йорк, 1995.
-
Гендерные аспекты политической социологии. М., 2004.
-
Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л. Н. Завадская. М., 2001.
-
Гендерная реконструкция политических систем / Ред. Н.М. Степанова, М.М. Кириченко, Е.В. Кочкина. СПб.: Алетея, 2003.
-
Доклад четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 4–5 сентября 1995 года). М., 1996.
-
Интеграция женщин в процесс общественного развития. М., 1994.
-
Корбут Л. В., Поленина С. В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1997.
-
Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы. М., 2000.
-
Пекинская декларация (принята на 16-м пленарном заседании четвертой Всемирной конференции по положению женщин 15 сентября 1995 года) // Женщина в российском обществе. 1996, № 2.
-
Поленина С. Гендерная проблематика в праве: права женщин // Введение в гендерные исследования. Харьков, 2001. Ч.1. С. 606-634.
-
Поленина С. В. Женщина и государство: правовой аспект // Женщина и свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен. Материалы международной конференции 1993 г. М., Наука, 1994. С. 16-26.
-
Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека. Международный аспект // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под общей редакцией М. М. Малышевой. М., 2001.
-
Рябова Т.Б. Гендерный дискурс как оружие политической борьбы // Женщина в российском обществе. 2003. №1-2.
-
Шведова Н.А. Гендерная стратегия как фактор успешного развития // Женщина в российском обществе. 2003. №1-2.
-
Шведова Н.А. Конференция обязательств (О IV Всемирной конференции по проблемам женщин) // США: Экономика, политика, идеология. 1996. № 5.
-
Экономика и социальная политика: гендерное измерение . Курс лекций. М., 2002.
-
Ярская-Смирнова Е., Рыгина Л. Социальная политика в гендерном аспекте // Женщина в российском обществе. 2003. №1-2.
Источники:
-
Всемирная конференция по правам человека. Венская декларация и Программа действий. Июнь 1993 года. Нью-Йорк, 1995.
-
Доклад четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 4–5 сентября 1995 года). М., 1996.
-
Интеграция женщин в процесс общественного развития. М., 1994.
-
Корбут Л. В., Поленина С. В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1997.
-
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. М., 1980.
-
Международные и российские документы по вопросам гендерного равенства // Хрестоматия по курсу основы гендерных исследований. / Под ред. О.А. Ворониной, Н.С. Григорьевой, Л.Г. Луняковой. М., 2001. С. 309-396.
-
Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. Сб. документов. М., 1997.
Тема 11. Гендерные аспекты политического поведения
План
-
Гендерные различия в мотивации электорального поведения. Гендерная специфика политической компетентности.
-
Партийные предвыборные документы. Документы российских президентских кампаний: гендерный аспект
-
Парламентские и президентские выборы в России: гендерный анализ.
-
Представленность женщин в органах власти в России и на Западе: сходство и различие.
Задания:
Покажите на примере анализа любой избирательной кампании 90-х – 2000-х гг., как проявляются наиболее принципиальные гендерные различия в политическом поведении мужчин и женщин.
Литература
-
Айвазова С., Кертман Г. Женщины на рандеву с российской демократией. М., 2001.
-
Айвазова С. Гендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001.
-
Айвазова С., Кертман Г. Мужчины и женщины на выборах. Гендерный анализ избирательных кампаний 1999 и 2000 гг. в России. М., 2000.
-
Айвазова С. Российские выборы: гендерное прочтение. М., 2008.
-
Варданян Р.А. Демография, общественное мнение и различия в электоральном поведении женщин и мужчин // Гендерная реконструкция политических систем / Ред. Н.М. Степанова, М.М. Кириченко, Е.В. Кочкина. СПб.: Алетея, 2003.
-
Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: Сб. статей / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб., 1996. Вып. 4.
-
Кочкина Е.В. К вопросу о российском законодательстве, выборах и политических партиях // Гендерная реконструкция политических систем / Ред. Н.М. Степанова, М.М. Кириченко, Е.В. Кочкина. СПб.: Алетея, 2003.
-
Кочкина Е.В. Представительство женщин в структурах власти россии, 1917-2002 гг. // Гендерная реконструкция политических систем / Ред. Н.М. Степанова, М.М. Кириченко, Е.В. Кочкина. СПб.: Алетея, 2003.
-
Кочкина Е. В. Представленность женщин в российских органах власти // Общественные науки и современность. 1998. № 5.
-
Музер Р.Дж. Влияние избирательных систем на представительство женщин в посткоммунистических государствах //Гендерная реконструкция политических систем / Ред. Н.М. Степанова, М.М. Кириченко, Е.В. Кочкина. СПб.: Алетея, 2003.
-
Осадчая Г. И. Политическое поведение женщин // Социологические исследования. 1991. № 12.
-
Рябова Т.Б. Гендерный дискурс как оружие политической борьбы // Женщина в российском обществе. 2003.№ 1-2, с. 14-23.
-
Темкина А. А. Теоретические подходы к проблеме политического участия: гендерное измерение // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. СПб., 1996.
-
Хасбулатова О.А. Гендерные стереотипы в политической культуре: Специфика российского опыта // Женщина в Российском обществе. 2001. № 3-4.
-
Шведова Н. А. Гендерный подход как фактор политической культуры. Размещено на: https://www.owl.ru/library/048t.htm.
Источники
Женский вопрос в социальных программах партий и движений // Хрестоматия по курсу основы гендерных исследований. / Под ред. О.А. Ворониной, Н.С. Григорьевой, Л.Г. Луняковой. М., 2001. С. 179-192.
Тема 12. Гендерный подход к анализу труда и занятости
План
-
Гендерная структура занятости и ее развитие
-
Понятие и виды гендерной дискриминация в сфере занятости.
-
Проблема преодоления гендерной асимметрии в сфере занятости в современной России.
Задания:
Проанализируйте рекомендованные источники с точки зрения их влияния на гендерное равенство в сфере занятости.
Литература
-
Введение в гендерные исследования / Под ред. И.В. Костиковой. М., «Аспект-пресс» 2005.
-
Баскакова М.Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. М., 1998.
-
Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. М., 2002.
-
Гендерная экспертиза российского законодательства. М., 2001.
-
Калабихина И. Е. Социальный пол и проблемы населения. М., 1995.
-
Калабихина И.Е. Экономическое и демографическое поведение. М., 1998.
-
Калабихина И.Е. Факторы домохозяйства и модели занятости // Домохозяйство, семья и семейная политика. / Ред. В.В. Елизаров. М., 1997.
-
Мезенцева Е. Гендерная экономика: теоретические подходы // Вопросы экономики. 2000. № 3.
-
Феминизация бедности в России. Всемирный банк. М., 2000.
-
Экономика и социальная политика: гендерное измерение. Курс лекций / Под ред М. Малышевой. М., 2002.
Источники:
-
Кодекс законов о труде РФ.
-
Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ»
-
Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ, при выполнении которых запрещается применение труда женщин».
СПИСОК ОБЩЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ
-
Введение в гендерные исследования / Под ред. И.В. Костиковой. М., «Аспект-пресс» 2005.
-
Введения в гендерные исследования..: Учебное пособие / Под ред И. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001.
-
Гендер для «чайников». М., 2006.
-
Гендерное просвещение: вопросы и тексты для дискуссий. / Под ред. О.М. Здравомысловой. М., 2005.
-
Гендерные аспекты политической социологии. / Под ред. С.Г. Айвазовой, О.А. Хасбулатовой. М., 2004.
-
Хрестоматия по курсу основы гендерных исследований. / Под ред. О.А. Ворониной, Н.С. Григорьевой, Л.Г. Луняковой. М., 2001.
-
Словарь гендерных терминов./ Под ред. А. Денисовой. М., 2002.
-
Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты. / Под ред. Е.Ф. Ярской-Смирновой. М., 2004.
-
Социология гендерных отношений. / Под ред З.М. Саралиевой. М., 2004.
-
Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. / Под ред. О.А. Ворониной. М., МЦГИ. 2001.
-
Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2000.
В О П Р О С Ы
к экзамену по курсу
«Гендерная социология»
-
Понятийный аппарат гендерной социологии (гендер, гендерная асимметрия, патриархат, матриархат, андрогиния, феминизм, маскулинность и др.)
-
Понятие «мужественности» и «женственности» в традиционных философских концепциях античности и средневековья.
-
Биодетерминизм. Психоанализ З. Фрейда.
-
Определение места и положения женщины в обществе в эпоху Просвещения. Ж. Ж. Руссо.
-
Отличительные черты либерального феминизма первой волны в Англии, Франции и Германии и России
-
Идеология и особенности социалистическогофеминизма первой волны.
-
Либеральный феминизм второй волны.
-
Социалистический феминизм второй волны.
-
Радикальный феминизм второй волны.
-
Постмодернистский феминизм.
-
Генезис женских и гендерных исследований: специфика подходов, направления исследований.
-
Полоролевой подход в социологии.
-
Теория социального конструирования гендера как отрицание биодетерминизма.
-
Теоретические основы гендерных исследований: социально-конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана; этнометодология Г. Гарфинкеля; интеракционизм И. Гофмана,
-
Гендер как социальный конструкт (К. Уэст и Д. Зиммерман).
-
Объединительная парадигма. Теория гендерного порядка Р. Коннелла.
-
Гендерные аспекты политических процессов.
-
Гендерный подход в государственной политики. Политика гендерного равенства: сущность и основные характеристики.
-
Правовые основы гендерной государственной политики.
-
Гендерные стереотипы: типология. Институты трансляции гендерных стереотипов.
-
Проблематизация маскулинности в гендерных исследованиях. Мужчина в современном российском обществе и его проблемы.
-
Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. Политика гендерного равенства: сущность и основные характеристики.
-
Трансформация семьи в ХХ веке: изменения внутрисемейного гендерного контракта.
-
Проблема домашнего насилия как предмет изучения гендерной социологии