ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра труда и управления персоналом
Методическая разработка
по дисциплине
«Социология труда»
для проведения семинарских, практических, индивидуальных занятий и
выполнения самостоятельной работы
студентами, обучающимися
по специальности 080104.65 «Экономика труда»
Казань 2010
Составитель: канд. социол. наук, доцент Шигапова Д.К.
Рецензенты: д-р экон. наук, доцент Вишнякова О.Н.,
канд. экон. наук, доцент Ахметова И.А.
Обсуждена на заседании кафедры труда и управления персоналом 15.04.09, протокол № 9.
Контроль качества:
методист: доцент Белоглазова Л.П.
ст. методист: доцент Калинина Т.Н.
начальник
отд. УККО: доцент Андреева Р.Н.
Введение
В условиях реорганизации общества, его интеграции в рыночные отношения, возникла необходимость решения комплекса проблем, существующих на стыке социальной и экономической сфер общественной жизни, связанных как с изменениями социально-экономических отношений и поведения социальных групп в сфере труда, так и с социальными последствиями экономических преобразований.
Дисциплиной, которая органически соединяет экономическое и социальное в реальной рыночной действительности, является социология труда. Результаты исследований, проводимых этой наукой, способствуют не только улучшению положения человека в конкретном трудовом процессе, эффективной организации труда, но и ускорению социально-экономического развития общества в целом.
Данная методическая разработка способствует системному изучению дисциплины «Социология труда» студентами, обучающимися по специальности «Экономика труда». Она состоит из двух частей. Первая часть «Семинарские, практические занятия и задания для выполнения самостоятельной работы» включает: вопросы для обсуждения, практические задания, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы студентов, а также список рекомендуемой литературы.
Семинарские занятия проводятся в форме опроса студентов, при этом поощряется использование дополнительной практической, теоретической и нормативно-методической информации.
На практических занятиях проводится анализ конкретных ситуаций (кейсов), работа со статистическим материалом, решаются задачи по ряду изучаемых тем.
Контрольные вопросы и задания предназначены для проверки качества усвоения пройденного материала. Задания для самостоятельной работы студент выполняет самостоятельно во внеаудиторное время.
Контроль выполнения самостоятельной работы студентами осуществляется преподавателем методом случайной выборки на семинарских, практических и индивидуальных занятиях.
Вторая часть методической разработки содержит задания для выполнения студентами индивидуальной работы. В процессе выполнения задания студент закрепляет теоретические знания, полученные на лекционных, семинарских и практических занятиях по дисциплине «Социология труда», а также развивает аналитические и практические навыки по дисциплине.
Индивидуальная работа включает 3 задания, которые выполняются студентами индивидуально. Каждое задание защищается преподавателю на индивидуальном занятии.
В качестве критериев оценки индивидуальной работы служат: полнота выполнения задания, верность итоговых и промежуточных результатов, корректность и обоснованность выводов, свободное владение методикой решения задания и теоретическим материалом по теме индивидуальной работы.
Использование этой комплексной учебно-методической разработки позволяет студентам усвоить теоретические знания, приобрести практические навыки и необходимые компетенции экономиста по труду.
Часть I. Семинарские, практические занятия и задания для выполнения самостоятельной работы
Тема 1. Социология труда как специальная социологическая теория (1занятие)
Вопросы для обсуждения
-
Социология труда как отрасль социологического знания.
-
Объект и предмет социологии труда.
-
Категориальный аппарат социологии труда. Методологический статус социологии труда.
-
Социология труда как элемент общей системы знаний о труде.
-
Структура социологии труда как науки.
-
Типы и направления исследований в социологии труда.
Контрольные вопросы
-
Раскройте сущность, функции и социальные аспекты труда.
-
Дайте характеристику социально-трудовых отношений в сфере труда.
-
Перечислите основные цели, которые можно достичь с помощью дисциплины «Социология труда».
-
Под воздействием каких факторов развивалась социологическая концепция труда?
-
Какова система социологических категорий, позволяющих адекватно отразить социальную направленность трудовых процессов?
Задания для самостоятельной работы
-
Составьте глоссарий по дисциплине «Социология труда», включающий основные понятия.
-
Составьте сравнительную таблицу основных этапов развития социологии труда.
-
Представьте блок-схему связи науки социологии труда с другими науками.
Рекомендуемая литература
-
Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов.- М.: Норма, 2006. – С. 19-30.
-
Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа. 2005. – С.15-27.
-
Ромашов О.В. Социология труда : учеб. пособие.- М.: Наука 2008. – С. 9-20.
-
Соколова Г.Н. Социология труда: учебник. – М.: Высшая школа, 2008. – С. 59-71.
Тема 2. Формирование и развитие отечественной и зарубежной социологии труда (2 занятия)
Занятие 1
Вопросы для обсуждения
-
Периодизация истории развития социологии труда.
-
Характеристика классического и современного этапов социологии труда.
-
Методология анализа проблем индустриальной социологии труда.
-
Характеристика современных школ социологии труда.
-
Доктрина «Человеческих отношений».
-
Эмпирическая школа управления трудом.
-
Школа социальных систем и социальная инженерия.
Контрольные вопросы
-
Какова периодизация истории развития социологии труда?
-
Перечислите основные концепции индустриальной социологии.
-
Назовите представителей классической школы научного менеджмента.
-
Охарактеризуйте современный этап развития социологии труда.
Задания для самостоятельной работы
-
Составьте таблицу основных направлений развития социологии труда за рубежом.
-
Дайте сравнительный анализ НОТ по Ф. Тейлору и А. Гастеву.
-
Дайте сравнительный анализ школы «социальных систем» и «социальной инженерии».
Занятие 2
Вопросы для обсуждения
-
Первоначальный период становления и развития школы социологии труда в России.
-
Вклад В.В. Берви-Флеровского в развитии отечественной социологии труда.
-
Деятельность К.А. Пажитного в исследованиях трудовых отношений.
-
Второй период становления и развития социологии труда в России (1917-1930 гг.).
-
А.К. Гастев и научная организация труда.
-
Третий период развития отечественной социологии труда (1960-1990 гг.).
-
Современный этап развития социологии труда в России.
Контрольные вопросы
-
Каковы основные черты первоначального периода становления отечественной социологии труда?
-
Охарактеризуйте деятельность В.В. Берви-Флеровского в раскрытии положения рабочего класса и крестьянства в России.
-
Обоснуйте, в силу каких причин советская социология труда была упразднена в середине 30-х годов XX века.
-
Каковы причины возрождения советской социологии труда в 60-е годы XX века?
Задания для самостоятельной работы
-
Составьте сравнительную таблицу (поэтапно) позитивных и негативных тенденций в становлении и развитии социологии труда в России.
-
Перечислите методы социологического исследования, примененные В.В. Берви-Флеровским при изучении положения рабочего класса и крестьянства в России.
Рекомендуемая литература
-
Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа. 2005. – С. 29-58.
-
Ромашов О.В. Социология труда : учеб. пособие.- М.: Наука 2008. – С. 21-52.
-
Соколова Г.Н. Социология труда: учебник. – М.: Высшая школа, 2008. – С. 12-58.
Тема 3. Отношение к труду как эволюционирующая характеристика трудовой деятельности (1 занятие)
Вопросы для обсуждения
-
Отношение к труду как характеристика типа трудовой деятельности.
-
Объективные и субъективные факторы отношения к труду.
-
Характеристика этапов исследования феномена отношения к труду в российской социологии.
-
Роль исследований А.К. Гастева и Н.А.Витке на первом этапе исследования феномена отношения к труду.
-
Концепции А.Г. Здравомыслова, В.П.Рожина, В.А. Ядова на втором этапе исследований отношения к труду.
-
Третий этап исследований и теория трех стадий становления отношения к труду В.Г. Подмаркова.
-
Исследование проблемы отношения к труду на 4 и 5 этапе эволюции.
Контрольные вопросы
-
Что понимается под «отношением к труду»?
-
Как формировались методологические принципы исследования отношения к труду в советской социологии?
-
Что было характерно для первого и второго этапов развития исследований отношения к труду?
-
Как можно охарактеризовать современный этап в развитии исследования отношения к труду?
Задания для самостоятельной работы
-
Изучите основные направления научной дискуссии по категории «отношение к труду».
-
Дайте сравнительный анализ исследований отношения к труду в российской и зарубежной социологии труда.
-
Составьте экспресс-интервью работника предприятия в целях изучения его отношения к труду (5-7 вопросов).
Рекомендуемая литература
-
Ромашов В.С. Социология труда: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2008. – С.157-168.
-
Соколова Г.Н. Социология труда: учебник. – М.: Высшая школа, 2008. – С. 103-120.
-
Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 3-е изд. дополненное и переработанное. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 15-45.
следующая страница>