Тема 4. Социальная роль труда в современном обществе (1 занятие)
Практические задания
Задание 1
Исходные данные
В 2007 г. трудовые ресурсы страны составляли 86 млн. человек, в том числе в трудоспособном возрасте -81,3 млн. человек, работающие лица старших возрастов и подростков - 4,7 млн. Из них занятые в народном хозяйстве (без занятых в личном подсобном хозяйстве) составили 69,5 млн. человек; учащиеся - 5,6 млн.; военнослужащие - 2,4 млн.; незанятые трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте - 8,5 млн.; в том числе вынуждено незанятые (ищущие работу) -3,3 млн. человек.
Определить:
а) уровень занятости трудовых ресурсов в народном хозяйстве;
б) занятость населения различными видами общественно полезной деятельности;
в) эффективность распределения трудовых ресурсов по видам занятости.
Задание 2
Исходные данные
Численность занятых в составе экономически активного населения -85 млн. человек; численность безработных - 15 млн. человек. Месяц спустя из 85 млн. человек, имевших работу, были уволены и ищут работу 0,5 млн.; 1 млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы.
Определить:
а) начальный уровень безработицы;
б) численность занятых;
в) количество безработных;
г) уровень безработицы месяц спустя.
Задание 3
Исходные данные
Фактический валовой национальный продукт (ВНП) составляет 750 млрд. рублей, естественный уровень безработицы - 5%, фактический уровень безработицы - 9%.
Определить:
а) какой объем продукции в стоимостном выражении недопроизведен в стране (коэффициент Оукена 2,5%)?
Задание 4
Исходные данные
В таблице 1 представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода.
Таблица 1
Трудовые ресурсы
|
Первый год (в тыс. чел.)
|
Пятый год
(в тыс. чел.)
|
Экономически активное население
|
84 889
|
95 453
|
Из них занятые
|
80 796
|
87 524
|
Естественный уровень безработицы составил на пятом году рассматриваемого периода 7% экономически активного населения.
Определить:
а) численность безработных;
б) фактический уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода;
в) Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?
г) Можно ли утверждать, что на пятом году рассматриваемого периода существовала полная занятость?
Задание 5
Исходные данные
Численность экономически активного населения района составляет 1 млн. человек, официальный уровень безработицы – 3,5 %.
Определить:
а) численность безработных, зарегистрированных в текущем году в районной службе занятости.
Задание 6
1. Какими показателями измеряются возможности участия населения в трудовой деятельности?
а) численность населения;
б) самодеятельное население;
в) занятое население;
г) экономически активное население.
2. В России в 1994 г. занятое население составляло 68,5 млн. человек, а экономически активное — 73,96 млн. человек. Какова была численность безработных и какова была их доля в экономически активном населении?
3. Каков по меркам стран Запада так называемый естественный уровень безработицы, %?
а) 4,3;
б) 6,2;
в) 7.
4. Ниже приведены условные данные динамики безработицы и индекса цен (табл. 2):
Таблица 2
Динамика безработицы и индекс цен
|
1-й год
|
2-й год
|
3-й год
|
4-й год
|
5-й год
|
Норма безработицы, %
|
7,0
|
6,0
|
5,0
|
4,5
|
3,0
|
Индекс цен
|
1,10
|
1,15
|
1,20
|
1,40
|
1,5
|
Начертите график, характеризующий кривую Филлипса.
5. Какие из названных направлений характеризуют деятельность бирж труда?
а) регистрация безработных;
б) регистрация вакантных мест;
в) создание рабочих мест посредством расширения инвестиций;
г) трудоустройство ищущих работу;
д) профессиональная ориентация работников;
е) выплата пособий по безработице.
6. Ниже приведены данные о среднемесячной заработной плате промышленно-производственного персонала в промышленности России (табл. 3).
Таблица 3
Среднемесячная заработная плата
Год
|
1970
|
1980
|
1990
|
1991
|
1992
|
Среднемесячная заработная плата, руб.
|
136
|
191
|
311
|
606
|
7064
|
Определите индекс прироста номинальной заработной платы за каждый из приведенных периодов (или нет).
7. Каковы источники внутреннего найма рабочей силы?
а) подготовка кадров, организуемая фирмой;
б) прием работников из числа родственников и знакомых сотрудников фирмы;
в) прием работников через биржу труда.
8. Каковы источники внешнего найма рабочей силы?
а) наем специалистов из числа выпускников учебных заведений;
б) прием: работников через биржу труда;
в) подготовка кадров, организуемая фирмой;
г) прием лиц, непосредственно обращающихся на фирму за работой;
д) обращение в государственные агентства по содействию найму;
е) обращение в частные агентства по содействию найму;
ж) наем кадров с помощью рекламы в средствах массовой информации.
9. Кто из следующих людей является безработным?
а) студент, который хотел бы работать, но еще не начинал поиска работы;
б) студент, который условился приступить к работе через 6 недель и, естественно, прекратил поиски работы;
в) пенсионер, который каждую неделю просматривает объявления в газетах на случай подходящей работы;
г) человек, который ищет работу в течение 6 месяцев, а затем прекращает поиски, решив дождаться улучшения экономической конъюнктуры;
д) человек, временно уволенный с работы и ожидающий возвращения на ту же работу и поэтому не начинающий поисков другой работы;
е) человек, который потерял работу 3 месяца назад и до сих пор продолжает поиски новой.
10. Нулевой процент безработицы нереалистичен и, возможно, нежелателен в экономической политике, за исключением следующих причин:
а) требуется время, чтобы подобрать рабочие места и работников;
б) негуманно заставлять работать более старших;
в) закон о минимальном уровне заработной платы ограничивает возможности занятости;
г) некоторые безработные не хотят работать на тех работах, которые они считают неприемлемыми для них.
Контрольные вопросы
-
Какова роль труда в становлении и развитии общества?
-
Дайте характеристику основным видам труда в общественном производстве.
-
Дайте определение характеру и содержанию труда как парных категорий.
-
В чем суть закона соответствия содержания характера труда и его функционирования в рамках общественно-экономических формаций?
-
Какие закономерности Н.Д. Кондратьев эмпирически обнаруживает в контексте своей теории «больших циклов конъюнктуры»?
-
С помощью каких методов проводятся социологические исследования проблем занятости и безработицы?
Задания для самостоятельной работы
-
Представьте в виде блок-схемы основные виды труда.
-
Составьте таблицу (поэтапно) периодизации «больших циклов конъюнктуры», проведите их сравнительный анализ.
-
Напишите эссе на тему: «Труд в моей жизни».
Рекомендуемая литература
-
Бабосов Е.М. Практикум по социологии: учеб. Пособие для студентов вузов. – Мн.: «Тетрасистемс», 2006. – С.59-169, 203-225.
-
Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов.- М.: Норма, 2006. – С. 357-365.
-
Остапенко Ю.М. Экономика труда: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2003. – С.24-26, 45-49, 68-71.
-
Ромашов В.С, Социология труда: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2008. – С.75-84, 92-93.
Тема 5. Организация прикладных социологических исследований в области труда (1 занятие)
Практическое задание
Деловая игра «Анкетный социологический опрос».
Описание деловой игры и постановка задачи.
Умение проводить социологические исследования — необходимое условие успешной деятельности специалистов по труду. Целями предлагаемой игры являются закрепление знаний по социологии труда, освоение и развитие практических навыков по подготовке методической программы и инструментария социологического опроса, проведению полевого этапа исследования, анализу результатов исследования и разработке рекомендаций и решений.
Группа подразделяется на две подгруппы, которые будут работать параллельно и разрабатывать одну общую тему. По ходу игры на определенных ее этапах предполагается проводить совместные обсуждения принимаемых решений, оценивать их обоснованность и качество работы исследовательских подгрупп.
По своему содержанию и порядку проведения игра складывается из двух этапов. На первом этапе формируются две подгруппы, определяется тема исследования, разрабатываются методическая программа и инструментарий исследования — анкета. Время перерывов используется для размножения анкеты, раздачи ее респондентам и сбора заполненных анкет.
На начальном этапе игры раскрываются ее цели и задачи, порядок проведения, характеризует содержание основных этапов, формулирует желаемые конечные результаты.
В рамках первого этапа игры можно выделить три стадии: формирование творческих коллективов; выбор темы исследования, обсуждение и разработка методической программы; разработка инструментария исследования — анкеты.
Для формирования творческих коллективов прежде всего необходимо выявить неформальных лидеров, которые могли бы возглавить их работу. С этой целью проводится социологический опрос: участникам раздаются карточки опроса — чистые листки бумаги и предлагается внести в каждую карточку фамилии трех-четырех лиц, которые, по их мнению, могли бы стать лидерами в исследовательских группах. При этом можно использовать рейтинговую оценку: кандидатуру, внесенную в список под первым номером, оценивать при подсчете полученных голосов в 4 балла, вторую — в 3 балла и т.д. Результаты опроса определяются счетной комиссией, избираемой открытым голосованием.
После того как исследовательские группы сформированы, выбирается тема исследования. Предпочтение следует отдать проблемам, непосредственно затрагивающим интересы участников игры, по которым они могут вес in дискуссию заинтересованно, со знанием дела. Можно выделить, например, такие проблемы: «Пути повышения качества подготовки специалистов по труду», «Развитие студенческого самоуправления», «Повышение ответственности студентов и преподавателей за качество обучения» и т.д.
После того как тема исследования сформулирована и перед тем как участники игры приступят к разработке методической программы, преподаватель напоминает, что в процессе разработки программы исследования им потребуется четко определить объект и предмет исследования, установить рациональные методы исследования и сбора информации, сформулировать рабочие гипотезы, определить объем работы и сроки ее выполнения, составить календарный план работы.
Наибольшую сложность и в то же время наибольший интерес представляет разработка рабочих гипотез, которые будут определять весь ход исследования, структуру и содержание инструментария опроса — анкеты. Обычно для всестороннего исследования проблемы требуется сформулировать шесть-восемь гипотез, которые увязываются в определенной логической последовательности и находят свое отражение в вопросах анкеты. В качестве примера можно привести рабочие гипотезы, выработанные студентами Государственного университета управления при выполнении научной работы (в рамках проведения анкетного опроса по теме «Пути повышения качества обучения студентов в высшей школе»). Всего было сформулировано девять гипотез. Перечислим некоторые из них.
Первая гипотеза: основные недостатки в системе подготовки специалистов в высшей школе закладывались самой системой централизованного планирования. Обусловливаемые ею планы набора и выпуска специалистов, оценка деятельности вузов по средней успеваемости, по удельному весу отсева приводили, с одной стороны, к снижению требовательности профессорско-преподавательского состава к качеству подготовки специалистов, с другой — порождали иждивенчество и безответственность за результаты учебы среди студентов. В условиях рынка труда и конкуренции необходима коренная реформа высшего образования.
Вторая гипотеза звучала так: начать реформу необходимо со средней школы. Уже на школьной скамье следует воспитывать чувство ответственности за результаты учебы. Школьники должны зарабатывать свое право на получение высшего образования. Для этого нужно поднять авторитет школы и предоставить ей право выдавать по результатам профориентации и профотбора рекомендательные письма, являющиеся достаточным основанием для зачисления в вузы одаренных школьников без вступительных экзаменов. Целесообразно установить школам квоты на выдачу подобных рекомендаций в зависимости от уровня организации учебного процесса.
Девятая гипотеза формулировалась следующим образом: целесообразно расширить возможности для поощрения студентов, показывающих высокие результаты в учебе, предоставлять им путевки в дома отдыха, направлять в туристические поездки и т.д., а наиболее способных направлять на стажировку за рубеж, в престижные отечественные организации.
После разработки методических программ в группах следует вынести их на совместное обсуждение и установить единую для обеих групп программу. Преподаватель должен сопоставить качество работы обеих групп, дать соответствующую оценку, отметить лучшие решения, поддерживая и укрепляя атмосферу творческой состязательности.
Перед тем как приступить к третьей стадии игры преподаватель, во-первых, напоминает студентам о правилах составления анкеты, согласно которым каждая из рабочих гипотез должна найти отражение в соответствующих вопросах анкеты, раскрывающих содержание гипотез; во-вторых, обращает внимание на целесообразность использования различных вопросов, как по содержанию (о фактах сознания и поведения, о личности), так и по форме (открытые, закрытые, прямые, косвенные) и функциям (основные, вспомогательные); в-третьих, напоминает о правилах кодирования вопросов анкеты.
Контрольные вопросы
-
Каково значение фундаментальных и прикладных исследований в изучении проблем труда?
-
Раскройте методологию прикладного социологического исследования.
-
Перечислите основные виды социологических исследований.
-
Охарактеризуйте методические процедуры программы социологического исследования.
-
Перечислите основные требования к оформлению отчета социологического исследования.
-
Назовите виды шкал при группировке социологических исследований.
-
Каковы формы визуального отображения полученных результатов исследования в области труда?
Задания для самостоятельной работы
-
Подготовьте эссе на тему: «Мониторинг в исследовании трудовых проблем».
-
Изучите все известные виды графического отображения результатов социологического исследования. Представьте их на бумажном носителе (желательно в цвете).
Рекомендуемая литература
-
Бабосов Е.М. Практикум по социологии: учеб. Пособие для студентов вузов. – Мн.: «Тетрасистемс», 2006. – С.203-225, 59-169.
-
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд. – М.: Центр, 2009. – С. 202-207.
-
Социология. Основы общей теории: учебное пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. – М.: Аспект Пресс, 2006. – С. 353-368.
-
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2008. – С. 69-104, 122-130.
Тема 6. Использование специализированных методик в социологических исследованиях проблем труда (1 занятие)
Вопросы для обсуждения
-
Особенности методологии качественного исследования проблем труда.
-
Исследование отдельной трудовой общности.
-
Использование метода кейс-стади в исследовании трудового пути отдельного работника.
-
Основные требования к проведению качественных исследований проблем труда.
-
Понятие фокус - группы.
-
Методика проведения и сценарии обсуждения фокус - групп.
Контрольные вопросы
-
Назовите преимущества и недостатки качественных социологических исследований
-
Перечислите основные методы исследования трудовой общности.
-
Охарактеризуйте основные требования к проведению фокус-групп.
-
Раскройте технологию сценария обсуждения фокус - групп.
Задания для самостоятельной работы
-
Дайте сравнительную характеристику методологии качественных и количественных социологических исследований, результаты анализа представьте в виде таблицы.
-
Выберите тему и разработайте проект сценария обсуждения фокус-группы.
Рекомендуемая литература
-
Социология. Основы общей теории: учебное пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабица и др. – М.: Аспект Пресс, 2006. – С. 415-424.
-
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2008. – С. 387-408.
-
Качественные социологические исследования. – М.: Проспект, 2009, С. 24-68.
Тема 7. Ценностные ориентации, мотивация и стимулирование (2 занятия)
Занятие 1
Вопросы для обсуждения
-
Ценностные ориентации в теории трудовой деятельности.
-
Содержание категории “Ценностная ориентация личности”.
-
Структура и уровни ценностных ориентаций личности.
-
Классификация ценностных ориентаций личности.
-
Роль интеллектуализации труда в формировании ценностных ориентаций специалистов.
-
Семифакторная модель сложности и умственной напряженности работника.
-
Диалектика мотивов и стимулов поведения работников.
-
Мотивационный механизм регулирования экономического поведения работника.