Перейти на главную страницу
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
для проведения практических занятий и самостоятельной работы
по дисциплине
«Основы строительных конструкций и материалов»
для подготовки бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика»
(профессионально-ориентированная программа «Оценка собственности»)
Казань 2008
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства, протокол №1 от 05.09.08.
Составитель: к.т.н. Медяник Ю.В.
Рецензенты: к.э.н., доцент Яруллина Г.Р.,
к.т.н., доцент Манапов А.З.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………. |
4 |
Тема 1. Конструктивные решения гражданских и промышленных зданий……………………………………………………………………………. |
5
|
Тема 2. Железобетонные, металлические и каменные конструкции……. |
10 |
Тема 3. Фундаменты и наружные стены зданий……………………………. |
14 |
Тема 4. Перекрытия и полы……………………………………………………. |
20 |
Тема 5. Сборные каркасы гражданских и промышленных зданий………. |
25 |
Тема 6. Крыши и кровли зданий ……………………………………………… |
29 |
Тема 7. Защитные, изоляционные и отделочные покрытия ………………. |
34 |
Тема 8. Инженерное оборудование зданий …………………………………. |
39 |
Тема 9. Долговечность зданий и оценка физического износа …………... |
44 |
Введение
По каждой теме практических занятий представлены цель изучения темы, вопросы для изучения, практические задания, вопросы и задания для самоконтроля, контрольные тесты для закрепления полученных знаний, а также список литературы.
Контрольные тесты со знаком ∆ содержат один правильный ответ на вопрос, со знаком ◘ – несколько правильных ответов.
По восьми темам практических занятий представлен иллюстративный материал в виде рисунков и схем, который служит не только в качестве исходных данных к задаче, но и позволит студентам лучше усвоить наиболее сложные вопросы по дисциплине.
Контроль за выполнением практических заданий по темам, предусмотренным календарно-тематическим планом, осуществляется в аудитории и включает проверку правильности ответов на вопросы по рисункам, результатов расчетов и построения логической цепочки.
Выполнение практических заданий позволит студентам закрепить и углубить теоретические знания, полученные при изучении лекционного материала, и развить навыки самостоятельной работы с нормативно-справочной литературой.
При разработке практических заданий по темам 1, 3, 4 и 6 частично использовались материалы, изложенные в учебном пособии «Гражданские здания» (автор Неелов В.А.).
Тема 1. Конструктивные решения гражданских и
промышленных зданий
Цель занятия: освоить основные строительные термины, изучить классификацию и требования к зданиям, конструктивные элементы и конструктивные системы зданий.
Основные понятия: строительство, здания, сооружения, новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт, текущий ремонт, модернизация, огнестойкость и долговечность зданий, класс капитальности зданий, несущие конструкции, ограждающие конструкции, несущий остов зданий, унификация, типизация, стандартизация.
Вопросы для обсуждения
1. Назовите основные воздействия окружающей среды на здание и его конструкции в соответствии с обозначениями на рисунке 1.
2. Какие из указанных воздействий являются силовыми, а какие – несиловыми?
Рис.1. Воздействия внешней среды на здание и его конструкции
Вставьте пропущенные слова в классификацию зданий на рисунке 2.
Рис.2. Классификация зданий
Подберите в таблице 1 правильный ответ к каждому определению.
Таблица 1
А. Способность здания сохранять требуемые эксплуатационные качества |
1. Класс |
Б. Возможность здания сохранять при пожаре функции несущих и ограждающих элементов |
2. Огнестойкость |
В. Совокупность требований, определяющих степень долговечности, огнестойкости и другие эксплуатационные качества здания |
3. Долговечность |
Подберите в таблице 2 правильный ответ к каждому определению.
Таблица 2
А. Комплекс строительных работ, связанных с изменением основных технико-экономических показателей объекта (количества и качества квартир, строительного объема и общей площади и др.) |
1.Капитальный ремонт |
Б. Комплекс строительных работ, при котором производится усиление или замена изношенных конструкций и инженерного оборудования более прочными, долговечными и экономичными |
2. Модернизация |
В. Комплекс строительных работ, проводимых с целью восстановления работоспособности конструкций здания и инженерного оборудования |
3. Текущий ремонт |
Г. Комплекс строительных работ, по приведению эксплуатационных показателей здания в соответствие с современными требованиями |
4. Реконструкция |
Дайте подробную характеристику зданию, приведенному на рисунке 3:
б) подземную часть.
б) внутренних продольных стен;
в) подвальных перекрытий;
г) междуэтажных перекрытий.
б) только функции ограждающих элементов;
в) одновременно функции несущих и ограждающих элементов.
Рис.3. Конструктивные элементы гражданского здания
1. Какой из перечисленных элементов здания выполняет только несущие функции?
◘ фундамент;
◘ перекрытие;
◘ колонна.
2. Этаж, пол которого заглублен более чем на ½ высоты помещения ниже уровня грунта, называется:
∆ мансардным;
∆ полуподвальным;
∆ подвальным.
3. Для бескаркасных гражданских зданий характерны следующие конструктивные схемы:
◘ с продольным расположением несущих стен;
◘ с продольным расположением ригелей;
◘ с опиранием плит перекрытий на продольные и поперечные стены.
4. Конструктивная система здания, в которой нагрузки от перекрытий и покрытия воспринимаются внутренним каркасом и наружными стенами:
∆ бескаркасная;
∆ каркасная;
∆ с неполным каркасом.
5. Какой из конструктивных элементов здания может выполнять одновременно несущие и ограждающие функции?
◘ перекрытие;
◘ ригель;
◘ внутренняя стена.
Литература
Вставьте пропущенные слова на рисунке 4.
Рис.4. Состав растворной и бетонной смеси
Назовите виды металлических изделий на рисунке 5.
Рис.5. Виды прокатной стали и профилированного настила
Инженер Петров взял в банке кредит на строительство двухэтажного коттеджа из кирпича. Ответьте на вопросы и обоснуйте свое решение:
Перечислите основные элементы кирпичной стены в соответствии с цифровым обозначением на рисунке 6.
Рис.6. Кирпичная стена с наружной теплоизоляцией и тонкослойной штукатуркой по утеплителю
1. Профилированные металлические листы могут применяться:
◘ для устройства кровли;
◘ в качестве стенового ограждения;
◘ для устройства перекрытий жилых зданий.
2. Для кладки внутренних перегородок жилого здания разрешается применять:
∆ только силикатный кирпич;
∆ только керамический кирпич;
∆ не имеет значения.
3. Перекрытия здания могут быть выполнены:
◘ из сборного железобетона;
◘ из монолитного железобетона;
◘ в сборно-монолитном исполнении.
4. К искусственным каменным материалам относятся:
∆ камни бетонные стеновые;
∆ бутовый камень;
∆ пиленые стеновые камни.
5. Какой из перечисленных компонентов является лишним при изготовлении строительного раствора?
∆ щебень;
∆ известь;
∆ химические добавки.
6. Чередование по высоте каменной кладки тычковых и ложковых рядов:
∆ трехрядная система перевязки швов;
∆ однорядная система перевязки швов;
∆ многорядная система перевязки швов.
7. Для возведения фундаментов зданий применяют:
◘ бутовый камень;
◘ силикатный кирпич;
◘ монолитный железобетон.
8. Гипсовые растворы разрешено применять:
∆ для каменной кладки внутренних стен
∆ для каменной кладки наружных стен
∆ для каменной кладки не применяют
Литература
Объясните деформации, происходящие в основании, и вставьте пропущенные слова в таблице 3.
Таблица 3
А. Осадка – это ……..…. |
1.Деформация грунта под нагрузкой, вызывающая его равномерное уплотнение |
Б. Просадка – это ………. |
2. Скольжение одного пласта грунта по другому |
В. Пучение – это ……….. |
3. Непостоянство объема грунта из-за сезонного промерзания и оттаивания |
Г. Оползень – это………... |
4. Деформация, вызывающая коренное изменение структуры грунтов |
Классифицируйте фундаменты на рисунке 7:
Рис.7. Конструктивные виды фундаментов
Объясните конструктивное решение столбчатого фундамента в соответствии с цифровым обозначением на рисунке 8.
Рис.8. Узел опирания несущей стены здания на столбчатый фундамент
Перечислите конструктивные элементы здания на безростверковом фундаменте в соответствии с их цифровым обозначением на рисунке 9.
Рис.9. Конструктивные элементы здания на безростверковом свайном фундаменте
Назовите архитектурно-конструктивные элементы стен здания в соответствии с цифровым обозначением на рисунке 10.
Рис. 10. Архитектурно-конструктивные элементы стен
1. Под какими элементами зданий располагают ленточные фундаменты?
◘ под наружными стенами;
◘ под внутренними стенами;
◘ под отдельными опорами.
2. Небольшие и равномерные деформации грунта, не приводящие к разрушению здания, называются:
∆ осадка;
∆ просадка;
∆ пучение.
3. Ростверк – это элемент:
∆ сплошного фундамента;
∆ ленточного фундамента;
∆ свайного фундамента.
4. Конструкции, которые перекрывают оконный проем, называются:
∆ рандбалки;
∆ перемычки;
∆ пилястры.
5. Сплошной фундамент рекомендуется применять:
∆ в целях экономии бетона;
∆ при значительных нагрузках на основание;
∆ при строительстве одноэтажных зданий в сельской местности.
6. Свайные фундаменты выполняются:
∆ из силикатного кирпича;
∆ из железобетона;
∆ из легкого бетона на пористых заполнителях.
7. Пилястра – это:
∆ элемент стены;
∆ элемент свайного фундамента;
∆ элемент перекрытия.
Литература
Вставьте пропущенные слова в таблице 4.
Таблица 4
А. Плита ……………… перекрытия опирается на капители колонн |
1. Ребристого |
Б. На потолке …………….. перекрытия имеются квадратные углубления |
2. Кессонного |
В. Для …………….. перекрытия характерны балки различного сечения |
3. Безбалочного |
Назовите виды монолитных железобетонных перекрытий, приведенных на рисунке 11, и перечислите их конструктивные элементы в соответствии с цифровым обозначением.
Рис.11. Монолитные железобетонные перекрытия
Назовите несущие элементы монолитных железобетонных перекрытий, приведенных в таблице 5.
Таблица 5
А. Ребристых |
1. Плита 2. Главные балки (прогоны) 3. Вспомогательные балки 4.Система пересекающихся балок одинакового сечения |
Б. Кессонных | |
В. Безбалочных |
Вставьте пропущенные слова в классификацию полов на рисунке 12.
Рис.12. Классификация полов гражданских зданий
Объясните конструкцию дощатых полов, уложенных на грунтовом основании (рис.13, а) и междуэтажном перекрытии (рис.13, б) в соответствии с цифровым обозначением.
Рис.13. Дощатые полы
Объясните конструкцию полов из поливинилхлоридных (ПВХ) плиток в соответствии с данными таблицы 6 и выполните поясняющие рисунки.
Таблица 6
А. «Теплые» полы |
1. Плита перекрытия 2. Клеящая мастика 3. Цементная стяжка 4. Теплоизоляционная прослойка 5. ПВХ плитки
|
Б. «Холодные» полы |
Проанализируйте данные, приведенные в таблице 7, и укажите вариант деревянных полов:
Технико-экономические показатели деревянных полов
Вариант |
Материал покрытия |
Стоимость, % |
Трудоемкость, чел.-дн. |
Срок службы, лет |
1 |
Доски шпунтованные |
100 |
0,29 |
40-50 |
2 |
Штучный паркет |
215 |
6,36 |
50 |
3 |
Паркетные доски |
150 |
0,21 |
40 |
4 |
Паркетные щиты |
145 |
0,28 |
40 |
1. Мозаичные полы устраивают:
∆ в цехах промышленных зданий;
∆ в игровых комнатах детских дошкольных учреждений;
∆ в вестибюлях общественных зданий.
2. Многопустотные плиты перекрытия применяются:
◘ в промышленных зданиях;
◘ в общественных зданиях;
◘ в жилых зданиях.
3. Чердачное перекрытие отличается от надподвального:
∆ наличием пароизоляции;
∆ отсутствием слоя теплоизоляции;
∆ наличием стяжки.
4. В жилых зданиях применяются перекрытия:
◘ многопустотные;
◘ сплошные плоские;
◘ ребристые.
5. Капитель – это конструктивный элемент перекрытия:
∆ балочного монолитного;
∆ балочного сборного;
∆ безбалочного сборного.
6. «Теплые» полы из поливинилхлоридных плиток отличаются от «холодных»:
∆ видом клеящей мастики;
∆ наличием теплоизоляционной прослойки;
∆ толщиной выравнивающей стяжки.
Литература
Методическая разработка предназначена для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы строительных конструкций и материалов» и включает
10 09 2014
3 стр.
«Социология труда» для проведения семинарских, практических, индивидуальных занятий и выполнения самостоятельной работы
14 12 2014
8 стр.
Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые работы
14 10 2014
6 стр.
Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования
27 09 2014
1 стр.
Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования
15 10 2014
1 стр.
Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования
01 10 2014
1 стр.
Приложение. Задания для практических занятий и самостоятельной работы
08 10 2014
10 стр.
Крупные заполнители природные, из отходов промышленности, искусственные для строительных материалов, изделий, конструкций и работ
10 10 2014
1 стр.