Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8

Веснин. В.Р. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2009. – С. 198-215.


  • Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа. 2005. – С.151-162.

  • Егоршин А.Г. Основы управления: учебное пособие для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2007. – С.75-80.

  • Ромашов В.С, Социология труда: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2008. – С.170-178.


    Тема 14. Социальные конфликты в сфере труда


    Вопросы для обсуждения

    1. Понятие социальный конфликт.

    2. Основные признаки конфликтов в сфере трудовой деятельности.

    3. Факторы возникновения конфликтных ситуаций.

    4. Трудовой конфликт как социально-психологический процесс: стадии, фазы, механизмы протекания.

    5. Методы регулирования конфликтных ситуаций в трудовых коллективах.

    6. Процедуры решения коллективных групповых споров в странах с развитой рыночной экономикой.

    7. Социальная напряженность как ранняя стадия массового трудового конфликта и методы ее оценки.

    8. Социологическая характеристика феномена производственной забастовки.


    Контрольные вопросы

    1. Что понимают под «трудовым коллективом»?

    2. Перечислите факторы возникновения конфликтных ситуаций.

    3. Назовите типы трудовых конфликтов.

    4. Каковы основные причины трудовых конфликтов?

    5. Что такое социальная напряженность?

    6. Раскройте содержание понятия «производственная забастовка».


    Задания для самостоятельной работы

    1. Перечислите нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые конфликты в организации.

    2. Составьте таблицу последствий трудового конфликта (негативных и позитивных).

    3. Охарактризуйте конкретные модели разрешения трудового конфликта. Ответ оформить в письменном виде.


    Рекомендуемая литература

    1. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2009. – С. 612-631.

    2. Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – С.197-208.

    3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд. – М.: Центр, 2009. С. 183-199.

    4. Ромашов В.С. Социология труда: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2008. – С.139-149.

    5. Фролова С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений, 2-е изд. – М.: Логос, 2006. – С.323-344.


    Тема 15. Социальное развитие и социальная защита


    Вопросы для обсуждения

    1. Понятие социальной защиты в сфере труда.

    2. Система социальной защиты (функциональная, институциональная).

    3. Основные направления социальной защиты в сфере труда.

    4. Социальные институты в системе социальной защиты.

    5. Механизм социальной защиты работника.

    6. Социальные гарантии как основа социальной защиты. Соц. пакет.

    7. Программа социального развития организации.

    8. План социального развития и его этапы.

    9. Современные тенденции социального развития.


    Контрольные вопросы

    1. Расскажите об истории формирования социальной защиты.

    2. Перечислите основные социальные институты, осуществляющие защитные функции.

    3. Раскройте роль профсоюзной организации по защите прав и интересов работников.

    4. В чем предназначение социальных гарантий?


    Задания для самостоятельной работы

    1. Приведите положение из законодательства о социальных гарантиях трудоспособному населению. Оформите в табличном варианте.

    2. Проанализируйте программу социального развития организации любого конкретного предприятия. Данные брать либо с базы производственной практики, либо с интернет-сайтов компаний.

    3. Разработайте план социального развития организации, находящейся на территории Республики Татарстан.


    Рекомендуемая литература

    1. Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации: учебник, М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 131-205.

    2. Благосостояние и социальная защита населения: теоретические аспекты / М.П. Сергеев, О.А. Игнатьева, Д.К. Шигапова.- Казань : РИЦ «Школа», 2009. - С. 62-90.

    3. Остапенко Ю.М. Экономика труда: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2003. – С.153-156.

    4. Управление социальными программами компании. – М.: «Тетрасистемс», 2007, С. 21-90.

    5. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 3-е изд. дополненное и переработанное. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 211-215.

    Тема 16. Развитие самоуправления и производственной демократии на предприятии



    Вопросы для обсуждения

    1. Содержание понятия «самоуправление».

    2. Модели самоуправления на производстве.

    3. Принципы и основные элементы самоуправления.

    4. Основные концепции, формы реализации самоуправления.

    5. Проблемы самоуправления на предприятиях в современных условиях.

    6. Развитие производственной демократии на предприятии. Факторы, препятствующие демократии.

    7. Проблемы демократизации трудовой жизни на предприятии.


    Контрольные вопросы

    1. Что понимают под самоуправлением?

    2. Каковы основные принципы самоуправления?

    3. Перечислите концепции самоуправления.

    4. Что такое формы реализации самоуправления?

    5. Раскройте содержание понятия «производственная демократия».

    6. На каждом ли предприятии нужна демократия?


    Задания для самостоятельной работы

    1. Опишите модели самоуправления на производстве. Сделайте сравнительный анализ. Результаты оформить в виде таблиц.

    2. Обоснуйте необходимость участия работников (по категориям) в принятии решений по деятельности предприятия и управленческих решений.


    Рекомендуемая литература

    1. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа. 2005. – С.236-247.

    2. Социология труда: учебник. / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербина. М.: Изд-во МГУ, 2006. – С. 285-290.

    3. Экономика труда / Под ред. Винокурова М.А., Горешова Н.А. – СПб.: Питер, 2004. – С. 82-83.

    Часть II. Задания для выполнения индивидуальной работы

    Индивидуальная работа 1

    Тема 4: «Социальная роль труда в современном обществе»

    Тема 5: «Организация прикладных социологических исследований в области труда»

    Тема 6: «Использование специализированных методик в социологических исследованиях проблем труда»

    1. Разработать программу социологического исследования в соответствии с темой дипломной работы. В программу должны быть включены все необходимые теоретические и методические процедуры :

    - определена цель исследования ;

    - выдвинуты задачи (3-5);

    - определен объект исследования;

    - выделен предмет исследования;

    - предложены гипотезы (основные и вспомогательные);

    - дана теоретическая интерпретация основных понятий и категорий темы исследования;

    - обоснована выборочная совокупность.

    2. Выбрать инструментарий исследования. Разработать анкету или вопросник, в которых должны содержаться разнообразные виды вопросов:

    - открытие и закрытие;

    - вопросы-фильтры;

    - вопросы-меню и др.

    При необходимости использования качественного исследования, составить сценарий фокус-групп.

    Распечатать анкету (вопросник), оформить инструментарий в печатном виде.


    1. Провести пилотажное (пробное) исследование. Обработать и проанализировать результаты исследования, включая:

    - обработку анкет (результатов интервью или фокус-групп), группировку и кодирование открытых вопросов (либо с помощью стандартной компьютерной программы, либо вручную, в зависимости от метода исследования).

    - анализ и обобщение результатов опроса, подсчет числа ответов, группировку респондентов по признакам, комбинированную группировку.

    - графическое оформление результатов исследования, подсчета ответов (в виде таблиц, графиков, рисунков, диаграмм и т.д.).

    4. Составить итоговый отсчет (краткий) по результатам исследования, в котором должны содержаться основные выводы, полученные в результате анализа фактических данных, ответы на рабочие гипотезы и общие рекомендации по теме исследования.



    Индивидуальная работа 2

    Тема 8: «Трудовое поведение: виды и механизм регулирования»

    Тема 10: «Сплоченность трудового коллектива и удовлетворенность трудом»

    Тема 12: «Социальная мобильность в трудовом коллективе»

    1. Охарактеризуйте основные направления деятельности любой организации (общий портрет организации), используя материалы интернет-сайтов.

    2. Опишите трудовой коллектив организации как объект социологии труда, включая:

    а) формальную и неформальную структуру трудового коллектива;

    б) типы и виды взаимоотношений, их динамику;

    в) характеристику горизонтальных и вертикальных трудовых взаимоотношений.


    1. Проведите факторный анализ трудового коллектива.

    Среди факторов следует выделять:

    а) факторы, способствующие улучшению отношения к труду изменениям (сплоченность, удовлетворенность трудом, благоприятный социально-психологический климат, культура труда, корпоративная культура, дисциплина труда, самоуправление и др.)

    б) факторы, препятствующие улучшению отношения к труду (социально-трудовые конфликты, социальная напряженность, разобщенность трудового коллектива, авторитарное управление, отсутствие культуры труда и др.).
    Индивидуальная работа 3

    Тема 7: «Ценностные ориентации, мотивация и стимулирование»

    Тема 9: «Творческий характер и культура труда»

    Тема 14: «Социальные конфликты в сфере труда»

    1. Проведите диагностику культуры труда и корпоративной культуры через определение ее типа. Постройте графический профиль (по методике ОCAI).

    Методика диагностики корпоративной культуры OCAI. Опросник предназначен для оценки 6 ключевых измерений корпоративной культуры. Каждый из 6 вопросов, включенных в инструмент оценки, предполагает 4 альтернативных варианта ответа. Распределите баллы 100-балльной оценки между этими четырьмя альтернативами в том весовом соотношении, которое в наибольшей степени соответствует исследуемой организации. Убедитесь в том, что при ответе на каждый вопрос сумма проставленных баллов равна 100. В первом варианте оценивается организация по принципу «как есть». Затем определяется предпочтительное видение организации (Таблица 15).

    Таблица 15



    Характеристика типов культуры организации

    1. Важнейшая характеристика

     как есть

    как будет

    A

    Организация уникальна по своим особенностям. Она подобна большой семье. Люди близки друг другу




     

    B

    Организация очень динамична и проникнута предпринимательством. Люди готовы жертвовать собой и идти на риск




     

    C

    Организация ориентирована на результат. Главная забота - добиться выполнения задания. Люди ориентированы на соперничество и достижение поставленной цели




     

    D

    Организация жестко структурирована и строго контролируется. Действия людей, как правило, определяются формальными процедурами




     

     

     Всего

    100

    100

    2. Общий стиль лидерства в данной организации

     




    A

    представляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить




     

    B

    служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску




     

    C

    служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результаты




     

    D

    являет собой пример координации, четкой организации или плавного ведения дел в русле рентабельности.




     




     Всего

    100

    100 

    3. Стиль менеджмента в организации характеризуется

     




     A

    поощрением бригадной работы, единодушием и участием в принятии решений




     

     B

    поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы и самобытности




     

     C

    высокой требовательностью, жестким стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений




     

     D

    гарантией занятости, требованием подчинения, предсказуемостью и стабильностью в отношениях




     

     

     Всего

    100

    100 

    Продолжение таблицы 15

    4. Организацию связывают воедино

     




     A

    преданность делу и взаимное доверие




     

     B

    приверженность новаторству и совершенство; акцентируется необходимость быть на передовых рубежах




     

     C

    акцент на достижении цели и выполнении задачи; общепринятые темы - агрессивность и победа




     

     D

    формальные правила и официальная политика; важно поддержание плавного хода деятельности организации




     

     

    Всего

    100

    100

    5. Организация заостряет внимание

     




     A

    на гуманном развитии; настойчиво поддерживаются высокое доверие, открытость и соучастие




     

     B

    обретении новых ресурсов и решении новых проблем; ценятся апробация нового и изыскание возможностей




     

     C

    конкурентных действиях и достижениях; доминирует целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке




     

     D

    неизменности и стабильности; важнее всего рентабельность, контроль и плавность всех операций




     

     

     Всего

    100

    100 

    6. Успех организации определяет

     




     A

    развитие человеческих ресурсов, бригадной работы, увлеченность наемных работников делом и заботой о людях




     

     B

    обладание уникальной или новейшей продукцией; это производственный лидер и новатор 




     

     C

    победа на рынке и опережение конкурентов; ключ успеха - конкурентное лидерство на рынке




     

     D

    рентабельность; успех определяют надежная поставка, гладкие планы-графики и низкие производственные затраты




     

     

     Всего

    100

    100

    Обработка результатов опросника. Сначала складывается сумма баллов всех ответов А в колонке «как есть» и делится на 6. Аналогично определяется средняя арифметическая по альтернативам B, C, D. На основании полученных данных строится профиль корпоративной культуры в двух вариантах: «как есть» и «будет». На рис.4 приведен пример профилей корпоративной культуры промышленного предприятия.



    Рис.4. Пример профилей корпоративной культуры промышленного предприятия


    Изучите данную методику и примените ее в индивидуальной работе. По результатам анализа разработайте рекомендации по совершенствованию культуры корпорации.

    2. Проанализируйте программу социального развития организации, включая мотивационный пакет.



  • Методическая разработка по дисциплине «Социология труда» для проведения семинарских, практических, индивидуальных занятий и выполнения самостоятельной работы

    «Социология труда» для проведения семинарских, практических, индивидуальных занятий и выполнения самостоятельной работы

    1228.93kb.

    14 12 2014
    8 стр.


    Методическая разработка для проведения практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине «Основы строительных конструкций и материалов»

    Методическая разработка предназначена для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы строительных конструкций и материалов» и включает

    423.52kb.

    10 09 2014
    3 стр.


    Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями

    Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые работы

    1287.51kb.

    14 10 2014
    6 стр.


    Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров по направлению «Социальная работа»

    Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров по направлению «Социальная работа» очной и заоч

    422.39kb.

    18 12 2014
    5 стр.


    Планы семинарских занятий Для студентов, обучающихся по специальности

    Восточно-европейская социология: Программа дисциплины и планы семинарских занятий для студентов отделений и факультетов социологии, обучающихся по специальности 02. 0300 – Социолог

    238.59kb.

    11 10 2014
    1 стр.


    Справка №4 об обеспечении образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий дисциплин кафедры

    Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

    83.79kb.

    27 09 2014
    1 стр.


    Справка №4 об обеспечении образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий дисциплин кафедры Социальные технологии и право

    Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

    190.36kb.

    15 10 2014
    1 стр.


    Справка №4 об обеспечении образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий дисциплин кафедры «Строительные, дорожные машины и технология машиностроения»

    Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

    66.58kb.

    01 10 2014
    1 стр.