Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5 ... страница 7страница 8

Проанализируйте кейс и найдите возможные способы мотивирования работницы.


Кейс «Апатия»

В отделе маркетинга крупной фирмы введен курс «IT driving license» («Права управления компьютером») в связи с перехо­дом всей организации на единую систему статистической об­работки данных по программе SPSS.

Одна из сотрудниц не приходит на занятия, ссылаясь на усталость. Она остается в отделе и пьет чай с двумя бывшими сотрудниками, которые пришли поздравить отдел с наступаю­щим Новым годом.

Ответственный за прохождение сотрудниками курса ком­пьютерного обучения возвращается в комнату, где осталась со­трудница, и тихо напоминает ей о необходимости идти на заня­тия. Она отвечает: «Да я просто не в состоянии сейчас зани­маться компьютером. В конце года нет никаких сил».

Ответственный не является начальником этой сотрудницы.
Задание 4

Зарубежный и отечественный опыт показал, что менеджера стимулируют к хорошей работе следующие мотивы:

1. Престиж, удовольствие, удовлетворение.

2. Власть и влияние.

3. Присутствие элемента состязательности.

4. Возможность самореализации как личности.

5. Высокий жизненный уровень, обеспечиваемый оплатой труда.

6. Возможности для карьеры.

7. Самостоятельность.

8. Условия для реализации своих идей.

9. Интересная деятельность.

10. Продолжительный отпуск.

11. Короткий рабочий день.

12. Гибкий рабочий график.

13. Признание.

14. Здоровый рабочий климат.

15. Надежное рабочее место.

16. Хорошее обеспечение в старости.

17. Хороший стиль управления.

18. Хорошие санитарно-гигиенические условия труда.

19. Степень автоматизации труда.

20. Перспектива на получение жилья.

21. Сплоченный коллектив,

22. Спокойная работа с четко определенным кругом обязан­ностей.


Постановка задачи

1. Необходимо из 22 представленных мотивов выбрать 10, ко­торые являются наиболее важными для менеджера.

2. Проранжировать выбранные 10 мотивов — определить их приоритетность.
Задание 5

Задача «Мотивация деятельности»

Исходные данные и постановка задачи.

Необходимо из приведенных ниже 20 пунктов зачеркнуть неправильные пункты.

1. Мотивы определяют не только цель, но и путь ее достижения.

2. Определение средств достижения цели предшествует в процессе мотива­ции возникновению потребности.

3. Теории содержания мотивации объясняют, как человек делает свой выбор в той или иной ситуации

4. А. Маслоу считал, что человек рассматривает сразу несколько разных по­требностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии.

5. Потребность в соучастии требует создания для человека возможностей бо­лее широкого взаимодействия с другими.

6. Мотивация — это то, что инициирует активность, деятельность человека изнутри.

7. Иерархия потребностей в теории А. Маслоу относится в равной мере ко всем людям.

8. Мотиваторы модифицируют поведение человека.

9. Теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда относится к тео­риям процесса мотивации.

10. Все потребности человека находят осознанное устранение.

11. В теории К. Альдерфера (в отличие от теории А. Маслоу) удовлетворять потребности предполагается как снизу вверх, так и сверху вниз.

12. Через стимулы вызывается действие определенных мотивов.

13. Потребность в самовыражении, по А. Маслоу, означает уважение человека другими в организации.

14. Не все цели обладают мотивационной силой.

15. Мотивирование составляет основу управления организацией.

16. Потребность во власти, по теории Д. Мак-Клелланда, ассоциируется со стремлением человека к достижениям.

17. Обретение удовлетворенности и нарастание неудовлетворенности — два разных процесса, согласно воззрениям Ф. Герцберга.

18. Мотивирующие факторы у Ф. Герцберга составляют окружение работы.

19. Возможности использования заработной платы как стимулирующего сред­ства ограничены.

20. Теории содержания мотивации уделяют внимание анализу факторов, ле­жащих в основе мотивации.


Контрольные вопросы

  1. Какова роль потребности в структуре трудового поведения?

  2. Раскройте содержание понятия «интерес».

  3. Назовите основные виды и функции мотивов и стимулов в сфере труда.

  4. Что такое «мотивационное ядро»?

  5. Дайте характеристику понятия «диспозиция».


Задания для самостоятельной работы

  1. Проанализируйте роль заработной платы как стимула в советском обществе в 80-е, 90-е годы XX века.


  2. Опишите методологию стимулирования руководителя отдела ОТиЗ на основе показателей KPI (ключевые показатели эффективности).

  3. Разработайте структуру универсального мотивационного пакета. Результаты сформулируйте в эссе.


Рекомендуемая литература
  1. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2009. – С. 552-583.


  2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. – 5-е изд., доп. – М.: Норма, 2008. – С. 61-78.

  3. Егоршин А.Г. Основы управления: учебное пособие для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2007. – С.114-131, 175-195.

  4. Ромашов В.С, Социология труда: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2008. – С.115-126.

  5. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. – СПб.: Речь, 2007. – С. 100-138.




Тема 8. Трудовое поведение: виды и механизм регулирования (2 занятия)


Занятие 1

Вопросы для обсуждения

  1. Трудовое поведение: понятие и структура.

  2. Содержание профессионального поведения.

  3. Структура трудового поведения.

  4. Классификация трудового поведения.

  5. Механизм регулирования трудового поведения.

  6. Интеллектуализация труда.

  7. Оценка физических и умственных затрат работников.

  8. Социологическое исследование трудового поведения работников.


Контрольные вопросы

  1. Дайте характеристику понятия «трудовое поведение».

  2. В чем состоит отличие трудового от профессионального поведения?

  3. Раскройте структуру трудового поведения.

  4. По каким критериям можно дифференцировать трудовое поведение?

  5. Расскажите о разных формах трудового поведения.


Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте схему структуры социального механизма регулирования трудового поведения.

  2. Напишите эссе на тему: «Особенности трудового поведения в условиях финансово-экономического кризиса».

Занятие 2



Практические задания

Задание 1

Задача «Приоритет»

Исходные данные.

Они представлены перечнем задач, которые намечены руководителем к исполнению на ближайший период (табл. 6).

Постановка задачи.

Требуется определить приоритетность за­дач, порядок их выполнения и принять решение по делегирова­нию отдельных задач другим исполнителям.

Цель приобрести практические навыки определения приори­тетности задач, намеченных руководителем к исполнению, и при­нятия решений по делегированию полномочий.

Таблица 6

Перечень задач руководителя



п/п



Перечень задач, намеченных руководителем к исполнению


Критерий

Возможность делегирования

срочность

важность

1

Доработка докладной записки по результатам изучения рынка сбыта готовой продукции

да

да

нет

2

Участие в совещании по экспертной оценке нового проекта

да

да

нет

3

Консультация у юриста

да

нет

да

4

Посещение выставочного центра

нет

да

нет

5

Работа с текущей корреспонденцией

да

нет

да

6

Подготовка документов для сдачи в архив

нет

да

да

7

Передача документов в архив

нет

да

да

8

Проведение совещания по организации рекламной кампании

нет

нет

да

9

Подготовка к совещанию по вопросу укрепления трудовой дисциплины

нет

да

нет

10

Прием сотрудников по личным вопросам

да

да

нет

11

Изучение нормативных документов

нет

да

нет

12

Встреча с представителями фирмы Hewlett Packard

да

да

нет

13

Подготовка проекта приказа по премированию сотрудников

нет

да

нет

14

Собеседование с кандидатом на вакантное место ведущего экономиста

нет

нет

да

Методические указания

Принятие решения по приоритетам выполнения намеченных мероприятий обеспечивает:

1) работу только над действительно важными и необходимы­ми задачами;

2) решение задач в соответствии с их неотложностью;

3) достижение поставленных целей наилучшим образом в ус­ловиях сложившихся обстоятельств;

4) исключение задач, которые могут быть выполнены другими исполнителями.

Своевременно принять правильное решение относительно того, какой задаче отдать предпочтение, руководителю могут помочь предложенные американским генералом Дуайтом Эйзенхауэром правила, согласно которым приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность работы.


Задание 2

Исходные данные и постановка задачи.

По признаку отношения работников к нововведениям в работе предлагается следующая классификация:

1. Какие из перечисленных категорий персонала входят в группу «новаторы»:

• генераторы идей;

• антрепренеры;

• информационные привратники;

• деловые ангелы;

• вольные сотрудники;

• золотые воротнички;

• альтернативный персонал;

• лидеры;

• администраторы;

• плановики;

• предприниматели;

• энтузиасты;

• нейтралы;

• авантюристы;

• скептики;

• консерваторы;

• ретрограды;

• рационализаторы.

2. Какие из перечисленных категорий персонала входят в груп­пу «способствующие развитию новаторской деятельности»?

3. Какие из перечисленных категорий персонала входят в группу «архетипы руководителей в инновационном процессе»?

4. Какие из перечисленных категорий персонала характеризуют уровень восприимчивости нововведений?

5. К какой категории относится персонал, способный выдавать в сжатые сроки большое количество оригинальных предложений, изменять область деятельности и предмет исследования, стремиться к решению сложных проблем?

6. К какой категории относятся энергичные руководители в организации, поддерживающие и продвигающие новые идеи, об­ладающие интуицией, преданностью идее, инициативностью, спо­собностью идти на риск, ориентированные на внешние задачи?

7. К какой категории относятся специалисты, находящиеся в узловых точках коммуникационных сетей, аккумулирующие и переносящие специализированную информацию, контролирую­щие потоки научно-технических, коммерческих и других сообще­ний, накапливающие и распространяющие новейшие знания и передовой опыт, «подпитывающие» творческий поиск на разных этапах создания инновации?

8. Если специалисты играют ведущую роль в процессе разра­ботки и реализации инновационных проектов, являются автори­тетными личностями в организации, за которыми признается право принимать ответственные решения в значимых для органи­зации ситуациях, способные распознавать инновационный потен­циал каждого работника и могущие заинтересовать его в полном использовании этого потенциала», то к какой категории они от­носятся?

9. Если специалисты способны на стадии реализации нововве­дения организовать жесткий контроль над этим процессом, спо­собны оценивать не столько инновационный потенциал работни­ков, сколько эффективность работы организации, то к какой ка­тегории они относятся?

10. Если специалисты стремятся к достижению поставленных целей организации путем оптимизации ее будущей деятельности, концентрируя основные ресурсы на традиционных областях дея­тельности организации, то к какой категории они относятся?

11. Если специалисты ищут новые направления деятельности и возможности расширения номенклатуры продукции, изменяя динамику развития организации, то к какой категории они отно­сятся?

12. К какой категории относится управленческий персонал организации, который выступает в качестве инвестора рисковых инновационных проектов, что имеет ряд преимуществ для орга­низации, так как их кредит значительно дешевле банковского из-за отсутствия накладных расходов?

13. Ограниченный контингент новаторов, которые получают на определенный срок практически полную свободу действия. Их цель — сотрясать систему управления организацией, что приво­дит к появлению у прочих работников новых новаторских идей. К какой категории они относятся?

14. К какой категории относятся высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательским под­ходом к использованию своих профессиональных знаний, чаще всего работающие по найму в организациях или совмещающие ра­боту по найму с предпринимательской деятельностью путем состояния в организациях внутрифирменных рисковых предприятий?

15. Если специалисты являются внештатными сотрудниками и привлекаются в организацию в период повышенной нагрузки или при нехватке персонала и их умелое вовлечение в работу может позволить добиться значительного превосходства над конкурен­тами», то к какой категории они относятся?


Контрольные вопросы

  1. Что понимают под «интеллектуализацией труда»?

  2. Каковы особенности трудового поведения субъектов трудовой деятельности (по социально-профессиональным характеристикам)?

  3. По каким параметрам оцениваются физические и умственные затраты работников?

  4. Какие из физических или умственных затрат легче оценить, измерить и почему?


Задания для самостоятельной работы

1. Составьте перечень нормативных документов, регулирующих вопросы трудового поведения и дисциплины труда.

2. Выявите и обоснуйте наиболее эффективные меры, направленные на стимулирование безопасного трудового поведения и дисциплины труда на предприятии.
Рекомендуемая литература


  1. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2009. – С. 514-547.

  2. Ромашов О.В. Социология труда : учеб. пособие.- М.: Наука 2008. – С. 128-157.

  3. Соколова Г.Н. Социология труда: учебник. – М.: Высшая школа, 2008. – С. 178-193.

  4. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 3-е изд. дополненное и переработанное. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 244-252.

Тема 9. Творческий характер и культура труда (2 занятия)

Занятие 1

Вопросы для обсуждения


  1. Различные науки о природе творчества.

  2. Исторические аспекты понимания творчества.

  3. Двухэтапный процесс решения творческой задачи.

  4. Сущность творческого процесса. Основные стадии творческого процесса.

  5. Закономерности процесса творчества. Барьеры, тормозящие процесс творчества.

  6. Культура труда как система механизмов. Объективные и субъективные характеристики культуры труда.

  7. Профессиональная культура и творческая активность.

  8. Корпоративная культура трудового коллектива.


Контрольные вопросы

  1. Каковы особенности методологических подходов к анализу технического творчества в России в 30-40 гг. ХХ века?

  2. В чем проявилась специфика в изучении научно-технического творчества в 50-70 гг. ХХ века?

  3. Каково современное понимание сущности творческого процесса, согласно А. Матейко?

  4. Назовите автора, выявившего основные закономерности развития творческого процесса. Перечислите эти закономерности.

  5. Что понимают под творческой активностью?

  6. Перечислите условия, необходимее для творческой активности работника.


Задания для самостоятельной работы

1. На основании данных таблицы проведите ранжирование желаемого развития творческой активности специалистов. Сделайте выводы.

2. Проведите экспресс-диагностику культуры вашей группы

ИНСТРУКЦИЯ: прочитайте каждое утверждение. Если утверждение полностью совпадает с Вашим мнением, поставьте цифру 10 - это 10 баллов. Если оно категорически противоречит Вашим установкам - 0 баллов и т. д.



  1. Вновь нанятым работникам предоставляется возможность овладеть специальностью.

  2. Имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий работников.

  3. Наша деятельность четко и детально организована.

  4. Система заработной платы у нас не вызывает нареканий работников.

  5. Все желающие приобретают новые специальности.

  6. На предприятии налажена система коммуникаций.

  7. Принимаются своевременные эффективные решения.

  8. Рвение и инициатива поощряется.

  9. В подразделениях налажена разумная система выдвижения на новые должности.

  10. Культивируются разнообразные формы и методы коммуникаций (деловые контакты, собрания, информационные распечатки и т.д.).

  11. Работники участвуют в принятии решений.

  12. Мы поддерживаем хорошие взаимоотношения друг с другом.

  13. Рабочие места обустроены.

  14. Нет перебоев в получении внутрифирменной информации.

  15. Организована профессиональная (продуманная) оценка деятельности работников.

  16. Взаимоотношения работников с руководством достойны высокой оценки.

  17. Все, что нужно для работы, всегда под рукой.

  18. Поощряется двусторонняя коммуникация.

  19. Дисциплинарные меры применяются как исключение.

  20. Проявляется внимание к индивидуальным различиям работников.

  21. Работа сотрудникам нравится.

  22. На предприятии поощряется непосредственное обращение мастеров и бригадиров к руководству.

  23. Конфликтные ситуации разрешаются с учетом всех реальностей обстановки.

  24. Рвение к труду всячески поощряется.

  25. Трудовая нагрузка оптимальная.

  26. Практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления.

  27. В подразделениях господствует кооперация и взаимоуважение между работниками.

  28. Предприятие постоянно нацелено на нововведения.

  29. Работники испытывают гордость за свою организацию.

Ключ к опроснику. Подсчитайте общий балл. Для этого надо сложить показатели всех ответов. Далее посчитайте средний балл по секциям:

Работа - 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25.


Коммуникации - 2, 6, 10, 14, 18, 22.
Управление - 3, 7, 11, 15, 19, 23, 26, 28.
Мотивация и мораль - 4, 8, 12, 16, 20, 24, 27, 29.

Интерпретация. Индекс «Корпоративной культуры» определяется по общей сумме полученных баллов. Наибольшее количество баллов - 290, наименьшее - 0. Показатели свидетельствуют о следующем уровне «Корпоративной культуры». 261 - 290 - очень высокий, 175 - 260 – высокий, 115 - 174 – средний, ниже 115 - имеющий тенденцию к деградации. Показатели в баллах по секциям свидетельствуют о следующем состоянии в коллективе: 9-10 – великолепное, 6-8 – мажорное, 4-5 - уныние , 1-3 – упадочное.

Общий показатель свыше 175 баллов свидетельствует о положительной направленности организационной культуры; два других фактора можно оценить на основе показателей секциям. Сформулируйте выводы.

Занятие 2



Практические задания

Задание 1

На основании данных таблицы 7 проведите ранжирование желаемого развития творческой активности специалистов. Сделайте выводы.
Таблица 7

Оценка условий развития творческой активности



Условия


Оценка (%)

низкая

средняя

высокая

фак­тиче­ские

желае­мые

фак­тиче­ские

желае­мые

фак­тиче­ские

желаемые

Высокая техническая оснащенность труда

92,5

15,6

7,5

37,2

0,5

47,2

Полнота и оперативность научно-технической ин­формации

89,0

11,4

10,7

43,3

1,0

45,3

Оценка труда по конечному результату

63,9

11,4

31,5

42,8

4,6

41,3

Наличие участков, ориентированных на перспектив­ные разработки

88,3

17,5

11,2

43,0

0,5

39,5

Проявление инициативы и ее поддержка

52,2

13,4

42,8

51,2

5,0

35,3

Четкое определение функ­ций, прав и обязанностей

64,4

18,6

32,2

48,7

3,5

32,7

Разработка собственных идей

51,4

15,0

39,4

59,0

9,1

26,0

Участие во внедрении сво­их разработок

32,0

13,4

53,8

61,7

14,2

24,9

Гибкий рабочий график

87,9

39,7

10,1

40,7

2,0

19,6

Продолжение таблицы 7

Нормирование и учет труда

54,5

42,3

38,0

36,7

7,5

20,9

Развитие коллективного творчества

75,4

30,0

23,6

53,0

1,0

17,0

Использование творчества молодежи

69,4

23,6

27,6

60,8

3,0

15,6

Задание 2

Ниже приведено описание культуры компании Samsung Electronics гла­зами ее служащих. Проанализируйте отличия восточной культуры от западной и сведите их в таблицу. В чем сила восточных культур, чем можно объяснить успе­хи корейской компании, каковы особенности культуры труда сотрудников?

«На взгляд жителя Кореи, наверное, нет ничего необычного в том, что «руководство сказало - надо, персонал ответил - есть». Западному человеку, однако, здесь есть чему удивиться. Тем более, если он является не внешним, а внутренним наблюдателем. Крис­тиан Коллинз работает в Samsung уже два с половиной года. В Ко­рею он приехал из Вашингтона, где сначала занимался маркетин­гом и рекламой в телекоммуникационном гиганте Verizon, потом учился на МВА. И на его американский взгляд, в Samsung много необычного: «В компании очень интересная культура. В школе МВА нам много рассказывали о структуре управления "снизу вверх", когда идеи в очень открытой среде берутся отовсюду. Ини­циатива приветствуется и в Samsung. Но в то же время компанию ведут очень умные люди, которые создали ее "сверху вниз", и по­этому любое решение топ-менеджмента выполняется с потрясаю­щей скоростью. В западных компаниях мы тратим на это гораздо больше времени, расходуя его на согласование мнений большого числа людей. В Samsung же поддержка инициативы снизу сочета­ется с мгновенным выполнением решений руководства, и это, оче­видно, идет компании на пользу — сегодня она занимает первое место в мире по скорости создания новых продуктов. Я заметил, Корея вообще, a Samsung в частности, меняются необыкновенно быстро. Корея во время финансового кризиса 1997 г. была разви­вающейся страной и быстро вышла из него уже развитой страной. Такой переход смогла сделать еще только одна страна — Тай­вань».

Обычно крупные изменения в корпорациях происходят со сме­ной руководства, приходом новых людей извне. Однако перемены в Samsung осуществляли те же люди, которые и раньше ее возглавляли. Стаж работы в компании нынешнего топ-менеджмента телекоммуникационного подразделения составляет 25-30 лет. Старший вице-президент этого подразделения по продажам и маркетингу в странах Европы и СНГ Янг Хи Хан проработал в Samsung 28 лет. Он признается, что за это время несколько раз серьезно думал о том, чтобы перейти в другую фирму, но не нашел ком­пании лучшей, чем Samsung. Главной ценностью компании он считает людей: «У нас есть такое понятие, как "Samsung Man" -человек, который является носителем особого духа компании. Он глубоко традиционен, но в то же самое время внутренне раскре­пощен». В Samsung любят говорить, что зарплата у них — самая высокая в Корее. Однако г-н Хан считает, что не это главное: «Дух важнее зарплаты. Внутреннее стремление чего-то достигнуть на­много важнее, чем деньги сами по себе. Если оно есть, деньги рано или поздно придут. Но не наоборот — дух не появляется автоматически, если есть деньги». Конечно, трудно полностью выразить смысл таких тонких материй, как «дух» Вот как оценивает ситуацию К. Коллинз: «Работая здесь, ощущаешь вокруг невероятную приверженность своей работе и сильнейший драйв. И эта пассионарность очень вдохновляет». Очевидно, однако, что именно такие трудноопределимые понятия, как «дух», «пассионар­ность», «приверженность», составляет основу мировой корейской экспансии. К этому можно прибавить строгую дисциплину и, са­мое главное, самодисциплину, что выражается в самых мелких деталях — например, в лифтах офисных зданий и даже отелей корейцы не стоят кучкой, как европейцы, а словно выстраиваются в затылок друг другу, лицом к дверям; сотрудники компании, как правило, одеты в деловые костюмы; одно из немногих мест, где разрешается ношение футболок, свитеров и джинсов, — дизайн-центр Samsung. Западное влияние, конечно, проникает, но строго дозировано и под контролем. В компании образована Global Strategy Group, в которой работают около 40 иностранцев с образованием МВА, выполняющие функции внутреннего консалтинга. «Нечто подобное делают и другие корейские компании, — говорит К. Коллинз. — Вся наша работа — электронная почта, презентации и т. д. — ведется на английском языке. Samsung ощущает себя глобальной компанией. Это означает не только международную экспансию. Очень многое делается для того, чтобы штаб-квартира в Корее стала более интернациональной. Наша задача здесь (именно затем меня и взяли в компанию) — привнести новые идеи из других регионов и обогатить ими культуру Samsung. Каждый день я думаю над тем, как лучше объединить, "поженить" культуру управления Samsung и западную культуру управления».

Известно, что смешение разных стилей управления не всегда приводит к хорошему результату. «Нужно понимать, что Samsung основана на иерархической системе, и это одна из причин ее успе­ха, поскольку позволяет делать все очень быстро. Сейчас топ-ме­неджмент учится принимать идеи снизу. Совмещать одно с другим непросто, но Samsung это удается», — говорит К. Коллинз. Однако Янг Хи Хан уверен, что процесс управляем: «Наша компания — большой плавильный котел, в котором смешиваются различные культуры бизнеса. Я сам проработал в Европе 19 лет, в это время в европейских представительствах Samsung трудилось более 700 иностранцев — немцы, французы, представители других стран. И очень часто они были в большей степени "людьми Samsung", чем сами корейцы».

Впрочем, ведущее место в идеологии Samsung занимает патри­отизм. Об этом говорит Янг Хи Хан: «Человек Samsung очень пре­дан своей стране. Мы служим ей, приумножая ценности и платя налоги. И гордимся тем, что Samsungкорейская компания, чтс выпускники ведущих университетов хотят работать у нас. Истори­чески в Корее не было ни капиталов, ни особых природных бо­гатств, но у нас были особые люди. Когда я пришел в компанию, мы не имели практически ничего, — Samsung Electronics была не­большим зданием. А сегодня корейские компании в мире занима­ют ведущие позиции, и в этом есть большой вклад Samsung. Я не политик, я бизнесмен. Но через бизнес я хочу принести пользу сво­ей стране».

Большие и маленькие

Взаимодействие компаний-гигантов и малого бизнеса по-раз­ному складывается в каждом конкретном случае. В Юго-Восточной Азии крупные производители традиционно всегда сотрудничали с мелкими поставщиками. Однако в последнее время место послед­них все больше занимают китайские компании — так получается дешевле. Тем не менее, по словам старшего вице-президента по продажам и маркетингу в странах Европы и СНГ подразделения мобильных коммуникаций Samsung Electronics Янг Хи Хана, это не исключает работу с многочисленными мелкими поставщиками: «Китайские компании действительно могут выпускать недорогие продукты, однако помимо продуктов очень важны также идеи. Ежегодно мы производим 100 млн мобильных телефонов, из них 90% идет на экспорт. Поэтому мы должны работать с компаниями всего мира. Чтобы быть успешными в Америке, мы должны мыс­лить как американцы, чтобы быть успешными в России, мы долж­ны мыслить как русские, во Франции — как французы. Для того чтобы собрать телефон, нужно более 800 деталей, а также сложное программное обеспечение. Делать это все от начала и до конца в одной компании невозможно, поэтому без активного сотрудниче­ства с небольшими компаниями (причем не только из Кореи) ра­боту Samsung трудно себе представить. У нас очень хорошие связи с поставщиками комплектующих и разработчиками программного обеспечения — всего более чем с двумя тысячами компаний. Сей­час, например, мы воспитываем двух молодых специалистов, ко­торые скоро возглавят компанию по производству комплектующих. Это будет полностью независимая компания, но мы обучаем их за свой счет».

Задание 3

Используя опросник, определите желаемый для Вас тип корпоративной культуры. Для этого выберите для каждого ниже приведенного утверждения один из 4-х вариантов продолжения, которое с Вашей точки зрения является наиболее правильным (по принципу «это мне подходит»). В случае затруднения (например, подходит несколько вариантов ответа) выбирайте тот вариант, который бы Вы отметили в первую очередь.

1. Жизнь организации должна направляться
a) сильным руководством
b) постоянными согласованиями и обсуждениями всех членов организации
c) инициативой каждого отдельного сотрудника
d) коллективной работой на основе общей идеи

2. Настоящий руководитель (лидер) в первую очередь должен


a) обладать различными ресурсами (имидж, деньги, связи и т.д.) и пользоваться признанием у подчиненных
b) внушать безусловное доверие и восхищение, являться для остальных «папой»
c) быть «путеводной звездой», инициатором процесса творчества
d) обладать властью и соответствующим положением

3.Повседневная работа должна


a) быть понятной и осуществляться по привычному плану
b) постоянно совершенствоваться
c) зависеть от того, что скажет руководство
d) выполняться и изменяться каждым сотрудником по-своему, исходя из конечной цели

4. Желания и интересы отдельных сотрудников


a) должны согласовываться с интересами организации через договоренности
b) индивидуальны и должны учитываться организацией, если она хочет достичь своих целей
c) должны совпадать с интересами организации
d) должны быть подчинены интересам организации

5. Основная задача руководства


a) задать общую цель и разъяснить как ее достичь
b) четко структурировать бизнес-процессы, создавать инструкции, положения, нормативы и с их помощью работать с подчиненными
c) задавать общий контекст движения и взаимодействия команды, предоставлять сотрудникам возможности развития
d) дать сотрудникам возможность делать так, как они считают нужным и спрашивать только результат

6. Разногласия и конфликты между сотрудниками - это


a) угроза стабильности организации, мешают работе
b) тревожный факт, означающий расхождение с общими целями и задачами
c) продуктивное выражение индивидуальных мнений и различий во взглядах
d) необходимость для эффективного решения проблем

7. Общение между сотрудниками должно строиться на основе


a) деловых интересов
b) эмоциональной взаимоподдержки, «семейного» отношения друг к другу
c) открытости, всестороннего обсуждения рабочих вопросов
d) формальных правил, принятых в организации

8. Рабочая информация и данные


a) это совместное знание, которое не нужно выносить вовне
b) должны контролироваться и доступ к ним должен быть ограниченным
c) оцениваются и распределяются открыто
d) личное достояние каждого, поэтому должно использоваться для индивидуальных достижений

9. Решения в организации должны приниматься на основе


a) обсуждения за круглым столом переговоров, позволяющего увидеть проблему с разных сторон
b) принятых традиций, исходя из прошлого опыта компании
c) потенциальной выгоды (прибыли) и рисков
d) нормативных документов (инструкций, регламентов и т.д.) и стандартов качества

10. Предпочтительно делать что-либо


a) ориентируясь на выгоду для себя и организации
b) в соответствии с общими задачами и исходя из традиций организации
c) с оригинальностью и изобретательностью
d) придерживаясь норм и инструкций

11. Рабочая обстановка должна быть


a) соревновательна, конкурентна и ориентирована на получение конкретного результата
b) возбуждающа, изменчива и с творческими возможностями
c) стабильна, знакома и безопасна
d) гармонична, комфортабельна и нравиться людям

12. Основным принципом организации должно быть:


a) мы одна семья
b) выживает сильнейший
c) без порядка и сильная рать погибает
d) нет предела совершенству
Ключи к опроснику.

По нижеприведенной таблице необходимо определить преобладающий тип организационной культуры (к какому типу относится наибольшее число ответов) (таблица 8). Чистый тип организационной культуры встречается очень редко, обычно наблюдается сравнительно равное тяготение организационной культуры к двум типам.

Таблица 8

Ключ к опроснику





ООК

ПрОК

БОК

ПОК

1

D

C

A

B

2

B

A

D

C

3

A

D

C

B

4

C

B

D

A

5

A

D

B

С

6

B

C

A

D

7

B

A

D

C

8

A

D

B

C

9

B

C

D

A

10

B

A

D

C

11

D

A

C

B

12

A

B

C

D

ООК - органическая организационная культура

ПрОК - предпринимательская организационная культура

БОК - бюрократическая организационная культура

ПОК - партисипативная организационная культура
Задание 4

Задача «Повышение активности подчиненных».

Исходные данные

Важная задача менеджера — максимально задействовать твор­ческий потенциал коллектива. Для этого у менеджера имеется следующий диапазон действий:

1. Предлагать сотрудникам работу, способствующую их обще­нию.

2. Проводить с сотрудниками совещания, советоваться с ними по делам организации.

3. Сохранять неформальные группы в коллективе, не мешающие функционированию организации.

4. Создавать условия для социальной активности работника.

5. Предлагать сотрудникам более содержательную творческую работу.

6. Обеспечивать им обратную связь, в соответствии с достигну­тыми результатами.

7. Оценивать и поощрять все положительные достижения каж­дого сотрудника.

8. Привлекать подчиненных к формулировке целей организации и выработке решений.

9. Делегировать подчиненным часть своих прав и полномо­чий.

10. Обеспечивать карьерный рост инициативных подчиненных.

11. Организовывать постоянную подготовку и переподготовку сотрудников для повышения их компетентности.

12. Открывать для подчиненных возможности развития их потен­циала.

13. Поручать сотрудникам сложную и ответственную работу, ко­торая потребует от них полной самоотдачи.

14. Постоянно развивать у подчиненных творческое начало в ра­боте.


Постановка задачи

1. Какие действия менеджера по увеличению творческой от­дачи в работе подчиненных вы считаете главными и почему?

2. Какие еще меры, по вашему мнению, может принять менед­жер, чтобы добиться роста результативности и повышения актив­ности подчиненных?
Контрольные вопросы

Контрольные вопросы



  1. Каковы основные методологические подходы к анализу феномена «культуры труда»?

  2. В чем заключается принципиальная особенность философского подхода к анализу проблем культуры труда?

  3. В чем специфика конкретного социологического подхода к анализу проблем культуры труда?

  4. Что такое «системная модель культуры труда»?

  5. Раскройте взаимосвязь культуры общественного производства, культуры труда и профессиональной культуры? Охарактеризуйте понятие «корпоративная культура» и перечислите ее основные элементы.


Задания для самостоятельной работы

  1. Изучите научную дискуссию дефиниции культуры, дайте наиболее точное определение культуры.

  2. Проведите сравнительный анализ философского и конкретно-социологического подходов к исследованию проблем культуры труда. Результаты оформите в виде таблицы.

  3. Изучите содержание культуры труда, применив системный подход. Представьте содержание культуры в виде блок-схемы.

  4. Напишите эссе по одной из трех тем: «Влияние культуры труда на эффективность работника организации», «Особенности культуры труда российских топ-менеджеров», «Культура труда и имидж организации».


Рекомендуемая литература

  1. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2009. – С. 493-508.

  2. Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления. – М.: ЮНИТИ, 2007. – С. 1 - 113.

  3. Соколова Г.Н. Социология труда: учебник. – М.: Высшая школа, 2008. – С. 193-226.

  4. Элвессон М. Организационная культура.- Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2005.- С. 3 - 120.

Тема 10. Сплочённость трудового коллектива и удовлетворенность трудом (2 занятия)

Занятие 1

Вопросы для обсуждения


  1. Общая характеристика понятия «удовлетворенность трудом».

  2. Предмет удовлетворенности трудом.

  3. Измерение удовлетворенности трудом.

  4. Уровень притязаний работников к труду.

  5. Двойственный характер категории удовлетворенности трудом (по Р. Штольбергу).

  6. Механизм формирования удовлетворенности трудом.

  7. Внешние и внутренние факторы удовлетворенности трудом.


Контрольные вопросы

  1. Что такое «удовлетворенность трудом»?

  2. Перечислите основные значения удовлетворенности трудом.

  3. Назовите возможные индикаторы удовлетворенности и неудовлетворенности работника трудом на предприятии.

  4. Каковы основные методологические подходы к рассмотрению феномена «удовлетворенности трудом»?

  5. В чем выражается (по Р. Штольбергу) двойственная природа феномена удовлетворенности трудом?

  6. В чем состоит различие между «удовлетворенностью трудом» и «удовлетворением в труде»?

Задания для самостоятельной работы

  1. Покажите влияние удовлетворенности трудом на эффективность и качество труда работника. Приведите примеры.

  2. Выявите связь отдельных сторон удовлетворенности и неудовлетворенности трудом с трудовым поведением работника (коллектива). Приведите примеры.

  3. На основе использования методики «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» определить возможную степень удовлетворенности трудом путем опроса. Необходимо оценить свое отношение к различным факторам, влияющим на удовлетворенность трудом, по семибалльной шкале: «очень удовлетворен» (+3 балла); «в основном удовлетворен» (+2); «скорее удовлетворен» (+1); «и удовлетворен, и нет» (0); «скорее не удовлетворен» (-1); «в основном не удовлетворен» (-2); «совершенно неудовлетворен» (-3). Показателем общей удовлетворенности является сумма собранных баллов (с учетом их знака).

Оцениваемые факторы

1. Значимость профессии.

2. Престижность профессии.

3. Вид трудовой деятельности.

4. Организация труда.

5. Санитарно-гигиенические условия.

6. Размер заработной платы.

7. Возможность повышения квалификации.

8. Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников.

9. Взаимоотношения с коллегами.

10. Потребность в общении и коллективной деятельности.

11. Потребность в реализации индивидуальных особенностей.

12. Возможность творчества в процессе работы.

13. Удовлетворенность работой в целом.

Необходимо обработать результаты и сделать выводы.
Занятие 2

Вопросы для обсуждения


  1. Сплоченность трудового коллектива.

  2. Признаки сплоченности трудового коллектива.

  3. Факторы сплоченности трудового коллектива.

  4. Социально – психологические факторы сплоченности и их значение в деятельности трудового коллектива.

  5. Роль руководителя в процессе сплочения коллектива.


Контрольные вопросы

  1. Что такое сплоченность трудового коллектива?

  2. Перечислите признаки сплоченности трудового коллектива.

  3. Назовите факторы сплоченности (общие и специфические) трудового коллектива.

  4. Какова роль руководителя в процессе сплочения коллектива?

  5. Какие существуют барьеры, препятствующие сплоченности трудового коллектива?


Задания для самостоятельной работы

  1. Изучите факторы сплоченности трудового коллектива, сравните их, и сведите в таблицу.

  2. Перечислите методы, с помощью которых можно провести социологические исследования сплоченности трудового коллектива. составьте эспресс-интервью на эту тему.

  3. Используя типы обрядов предприятия, предложите обряды и систему культурных (корпоративных мероприятий), способствующих сплоченности работников (Таблица 9).

Таблица 9

Перечень обрядов



Тип обряда

Пример

Возможные последствия

Обряды продвижения

Торжественное вручение дипломов при завершении базового обучения, переподготовки и т.п.

Обеспечивают вхождение в новую роль, минимизируют различия в выполняемых ролях

Обряды ухода

Объявления по поводу увольнения или понижения в должности

Сокращают власть и статус, подтверждают необходимость требуемого поведения

Обряды обновления

Объявления на заседании о делегировании полномочий

Повышают эффективность социальных отношений, указывают на изменение стиля работы и руководства

Обряды разрешения конфликтов

Объявления на пресс-конференции о начале и завершении переговоров

Способствуют достижению компромисса, вводят конфликт в законные рамки, снижают напряженность в коллективе

Обряды посвящения

Знакомство с историей, выработанными в организации ценностями при приеме новых работников

Формируют чувство причастности к организации, приобщают к ее ценностям

Обряды проводов

Подарки, торжественные речи при уходе ветеранов организации на заслуженный отдых

Подтверждают высокую оценку верности организации, указывают на требуемое поведение

Обряды перехода

Представление вышестоящим руководителем переведенного на новую должность коллективу

Отмечают изменение статусной позиции, обосновывают новое назначение, способствуют согласованию целей и интересов различных уровней

"Исторические" обряды

Торжества, связанные с юбилейными датами, другими эпохальными событиями в деятельности организации

Обеспечивают преемственность организационной культуры, формируют чувство причастности к организации

Обряды единения

Ежегодные приемы с участием высших руководителей, основных держателей акций, совместные обеды (раз в мес/, в неделю)

Способствуют "смягчению" статусных различий, символизируют общность всех звеньев иерархии

"Имиджевые" обряды

Торжественные мероприятия с привлечением прессы, СМИ.

Способствуют созданию благоприятного образа организации в окружающей среде


Рекомендуемая литература

  1. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа. 2005. – С.201-231.

  2. Ромашов О.В. Социология труда : учеб. пособие.- М.: Наука 2008. – С. 164-170.

  3. Соколова Г.Н. Социология труда: учебник. – М.: Высшая школа, 2008. – С. 120-132.

  4. Социология труда: учебник. / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербина. М.: Изд-во МГУ, 2006. – С. 275-285.

  5. Энциклопедический социологический словарь. Общая редакция Г.В. Осипова. М.: Из-во ИСПИ РАН, 2005. – С. 758-759.

Тема 11. Социальная организация трудового коллектива (2 занятия)

Занятие 1

Вопросы для обсуждения


  1. Понятие «Социальная организация».

  2. Признаки социальных организаций.

  3. Принципы построения социальных организаций.

  4. Структура и функции социальной организации.

  5. Типология социальных организаций.

  6. Социальная организация трудового коллектива как предмет социологического исследования.

  7. Специфика социологических исследований проблем трудовой организации в условиях рынка.


Контрольные вопросы

  1. По каким критериям различаются трудовые организации?

  2. Дайте характеристику понятия «трудовая среда».

  3. Перечислите основные признаки социальной организации.

  4. Какие социальные процессы бывают в трудовой организации?

  5. В чем специфика исследования проблемы трудовой организации социологическими методами?


Задания для самостоятельной работы

  1. Изучите понятие «социальные процессы». Проведите анализ всех групп социальных процессов в организации. Результаты оформите в виде таблицы.

  2. Выявите основные этапы исследования актуальных проблем трудовой организации в условиях рынка. Сделайте свои прогнозы.

3. Ответьте на следующие вопросы:

а) какие особенности корпоративной культуры вашей организации, по вашему мнению, сразу бросаются в глаза постороннему человеку или новичку?

б) какие установки, ценности и нормы поведения характеризуют работу и отношение к делу персонала вашей организации? Перечислите нормы поведения способствующие (мешающие) эффективной работе организации.

в) как руководство организации закрепляет (поощряет) желательные установки, ценности и нормы поведения персонала (способствующие эффективной работе организации)?
Занятие 2

Вопросы для обсуждения


  1. Организационная структура трудового коллектива.

  2. Типология и критерии дифференциации и классификации трудовых коллективов.

  3. Первичный трудовой коллектив как категория социальной психологии.

  4. Структура и динамика взаимоотношений в трудовом коллективе.

  5. Формальная и неформальная структура коллектива.

  6. Типы и виды взаимоотношений: личностные, индивидуально-групповые межгрупповые.

  7. Социально-психологические аспекты "горизонтальных и вертикальных" трудовых взаимоотношений.

  8. Малые группы в коллективе как сфера выявления возможностей личности и как ближайшая социальная микросреда человека.

  9. Социологические исследования внутриколлективных отношений. Социометрия.

  10. Понятие “Соционика”, квадры эффективно работающих команд, проблема командообразования.


<предыдущая страница | следующая страница>


Методическая разработка по дисциплине «Социология труда» для проведения семинарских, практических, индивидуальных занятий и выполнения самостоятельной работы

«Социология труда» для проведения семинарских, практических, индивидуальных занятий и выполнения самостоятельной работы

1228.93kb.

14 12 2014
8 стр.


Методическая разработка для проведения практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине «Основы строительных конструкций и материалов»

Методическая разработка предназначена для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы строительных конструкций и материалов» и включает

423.52kb.

10 09 2014
3 стр.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями

Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые работы

1287.51kb.

14 10 2014
6 стр.


Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров по направлению «Социальная работа»

Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров по направлению «Социальная работа» очной и заоч

422.39kb.

18 12 2014
5 стр.


Планы семинарских занятий Для студентов, обучающихся по специальности

Восточно-европейская социология: Программа дисциплины и планы семинарских занятий для студентов отделений и факультетов социологии, обучающихся по специальности 02. 0300 – Социолог

238.59kb.

11 10 2014
1 стр.


Справка №4 об обеспечении образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий дисциплин кафедры

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

83.79kb.

27 09 2014
1 стр.


Справка №4 об обеспечении образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий дисциплин кафедры Социальные технологии и право

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

190.36kb.

15 10 2014
1 стр.


Справка №4 об обеспечении образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий дисциплин кафедры «Строительные, дорожные машины и технология машиностроения»

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

66.58kb.

01 10 2014
1 стр.