Аннотация статей по вопросу: «Тьюторская деятельность как средство сопровождения индивидуальной траектории развития студентов»
(в рубрику «Образование» нового сайта Университета)
Тьюторская деятельность – это система мер образовательного, воспитательного и развивающего характера, предпринимаемая тьютором и ее субъектами (преподавателем, студентом-тьютором) и служащая средством сопровождения индивидуальной траектории развития студентов в вузе.
Под индивидуальной траекторией студента понимается конкретное направление, в котором происходит развитие личности с присущими ей своеобразными, неповторимыми чертами в процессе образования. В качестве средств, обеспечивающих формирование данной траектории, выступает тьюторское сопровождение, педагогическая и психологическая помощь тьютора студентам в их самореализации.
Теоретико-методологическими источниками разработки модели тьюторской деятельности как средства сопровождения индивидуальной траектории развития студентов в вузе служат личностно-ориентированный и аксиологический подходы, открытость образования.
В контексте личностно-ориентированного подхода выделяют принципы субъектности, культуросообразности, субъект-субъектного взаимодействия, свободы выбора, смены ролей в образовательном процессе, саморазвития.
Аксиологический подход подразумевает следующие принципы: восприятия знания как ценности, принцип формирования ценности саморазвития и профессионального самоопределения как составляющей процесса саморазвития на этапе получения профессионального образования, формирование ценностей личностного и профессионального роста, творческой индивидуальности, познания.
Открытость современного образования предполагает реализацию таких демократических принципов, как доступность знания, свобода перемещения, возможность самообразования, умений и навыков в информационном обществе, непрерывности образования, индивидуальности обучения, фундаментальности образовательных программ.
Содержание деятельности тьютора - целеполагание, планирование, взаимодействие со студентами, преподавателями, позволяющие создавать условия для саморазвития студентов, анализ, оценка результатов деятельности.
В арсенале деятельности тьютора приоритетное место занимает диалогический метод ведения лекций, работа в проектных группах, фасилитации, анализ познавательных интересов, моделирования, прогнозирования, системного анализа, проектирования, исследования и кейс-метод.
Таким образом, особое внимание в данной модели уделяется таким технологиям, как портфолио, проектирование индивидуального образовательного маршрута, проектной деятельности, и студенческого тьюторства. На основе этой теоретической модели тьюторской деятельности можно разработать вариативную программу, отражающую специфику нашего ВУЗа с присущими нам целями и задачами.
Рекомендуемая литература по проблеме:
1. С.М. Бочкарев Модель тьюторской деятельности как средство сопровождения индивидуальной траектории развития студентов //Высшее образование сегодня, № 2, 2011
2. Инновации в образовании
, 2010-2011гг.
Зав. кафедрой иностранных языков Джантасова Д.Д.