« Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова…, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка».
Г. Смоленск 2010
Воспитание и обучение детей осуществляется в ходе игровой и трудовой деятельности, на разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с окружающим миром, а также в повседневной жизни.
Задачи коррекции речевого развития осуществляются совместными усилиями логопеда, воспитателей и патронатных родителей.
Развитие речи детей ведётся в сответствии с их возрастными данными и состоянием психического здоровья.
Для детей раннего возраста (с 3 лет)наиболее целесообразно проводить игровые индивидуальные занятия в течение 10-15 минут ежедневно в дообеденное время. Все занятия включают в себя несколько игр-упражнений.
Для развития коммуникативной функции речи детей целесообразно включать игры-упражнения, направленные на формирование зрительного или слухового сосредоточения к речи взрослого и развитие целенаправленных действий, развитие моторики (через действие с предметами), на развитие активной речи в сочетании с формированием внимания, терпения, мелкой или общей моторики.
Наибольшие сложности у детей вызывает формирование пространственных представлений.
Занятия целесообразно проводить 4-5 раз в неделю, придерживаясь тематического принципа. Занятия по каждой теме рассчитаны на 1-2 недели.
Описание занятия:
ТЕМА
Знакомство с предметом: название, форма, цвет, вкус
Большой-маленький (уменьшительно-ласкательные слова)
Один - много
Пространственные отношения
Слова синонимы, антонимы
Речевые игры на внимание
Речевые игры на внимание
Рассматривание,
опробывание
-
РАЗДЕЛ
Значительную сложность в развитие детей с речевыми проблемами представляет недостаточная сформированность пространственно-временных представлений. Дети с трудом ориентируются в схеме собственного тела, правого и левого направлений в пространстве, пространственных взаимоотношений объектов, схеме тела, стоящего напротив, последовательности предметного ряда, графическом изображении направлений.
Всё это создаёт дополнительные трудности в освоении материала при обучении и развитии, что отражается на слабом освоении устной и письменной речи (особенно актуально для детей, оставшихся без попечения родителей). Процессы речемышления приобретают значительную инертность, дети чувствуют собственную несостоятельность на фоне домашних детей, что порождает их установку на неуспех в процессе обучения и воспитания, отсутствие веры в себя и свои силы не только в учёбе, но и в процессе общения со сверстниками.
Цели: Учить детей определять схемы собственного тела;
Правого и левого направлений в пространстве;
Пространственных взаимоотношений объектов;
Схемы тела стоящего напротив;
Последовательности предметного ряда;
Последовательности числового ряда;
Графического изображения направлений.
В раздел программы включены: задания-игры, способствующие освоению пространственных понятий, закрепляющие коммуникативные навыки воспитанников. ( Приложение 1).
Продолжением работы по развитию пространственных представлений является ориентирование в пространстве с помощью слов- предлогов, отражающих предложно-падежные конструкции пространственного значения.
Цели: Научить понимать значение предлогов и употреблять их в речи. Закрепить падежные формы существительных и прилагательных.
В подраздел входят упражнения и задания, помогающие детям почувствовать через себя пространство, освоить его, улучшить коммуникативные навыки со своими товарищами, активизировать речемыслительные процессы, координацию движений, уточнить значение предметов.
Ещё одним камнем преткновения в освоении учебных навыков являются временные представления. Достаточно часто дети с трудом определяют части суток, режимные моменты в жизни людей, дни недели, времена года, месяцы, составляющие их, последовательность годовых циклов.
Цели: уточнить понятия детей об основных единицах времени периодах человеческого возраста;
Учить наблюдению и определению временной последовательности каких-либо действий и событий;
Расширить и активизировать лексический запас.
НОЧЬ
ВЕЧЕР
СОН
сутки
УЖИН
УТРО
ДЕНЬ
ЗАВТРАК
обед
В подразделе приведены игры и задания, способствующие в игровой форме усвоить понятия о временах суток, днях в неделе ( вчера, завтра, позавчера, послезавтра) – не только по названиям, но и по месту расположения, их очерёдности. Также включены задания, закрепляющие понятия – месяцы и времена года.
Ещё одним важным компонентом речевого и личностного развития ребёнка является формирование понятий о семье, роли каждого из её членов, кто кому кем приходится, кто старше – младше, и т.д.
Цели: уточнение понятий о семье и её членах;
Установление родственных связей, их взаимоотношений;
Обращение к понятию, как основополагающему началу
каждого, источнику опыта прошлых поколений.
2 РАЗДЕЛ
Важным моментом развития логического мышления, внимания, пространственной ориентации является использованием раздела «Реши задачку», где в доступной форме дети учатся получать не только математические знания, но и умения мыслить самостоятельно, понимать взаимосвязи в предлагаемых заданиях.
Цели: развивать концетрацию внимания; умение слушать и слышать, память и логическое мышление;
Учить доводить начатое до конца;
Вырабатывать навыки использования аналогий. (Приложение 2)
Муха летит выше, чем оса.
Пчела летит выше, чем муха.
Кто летит ниже всех?
3 РАЗДЕЛ
Немалые трудности в освоении графического образа буквы встречают дети с речевыми проблемами не только на первых порах изучения алфавита, но и в дальнейшем в процессе освоения письменной речи. Облик буквы усваивается достаточно длительное время, нередко сохраняется неуверенность в правильности написания её элементов. Для улучшения процесса усвоения буквенных образов приходится использовать различные приёмы закрепления (пространственного расположения ) элементов, составляющих графему.
Цели: развивать зрительное восприятие и память, внимание;
Учить детей использовать различные анализаторы для
создания ассациотивной цепи:
фонема – артикулема – буква;
продолжать формировать звуковой анализ, речемыс-
лительную активность.
ПРИЁМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ ОБРАЗА БУКВЫ.
-
Поэлементный анализ графического облика буквы (из каких частей состоит буква – из палочек или из кружочков?)
-
Сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?)
-
Сравнение новой буквы с уже изученными (Какую букву напоминает новая?)
-
Поиски буквы в кассах букв. (Найди домик, в котором живёт буква).
-
Конструирование буквы: выкладывание её из счётных палочек, кубиков, крупы, семечек, лепка из пластилина, вырывание из бумаги. (Сделай букву).
-
Печатание буквы в тетрадях, блокнотах с нелинованной бумагой. (Напечатай букву).
-
Распознавание буквы в предложениях, текстах (Подсчитай сколько раз новая буква встречается в строке).
Использование «Азбуки в картинках» в качестве своеобразного справочника, который помогает ребёнку соотнести букву со звуком, вспомнить звуковые эквиваленты букв. (Приложение 3)
РАЗДЕЛ 4
Речевое развитие ребёнка напрямую связано с его двигательной активностью. С овладением двигательными умениями и навыками связана координация движений.
Наиболее тесной связь является между речью и тонкими движениями пальцев, что нередко выражается в замене слов жестами при общении друг с другом. Сначала у детей развивается тонкая моторика пальцев рук, затем происходит становление артикуляции слогов ( что лишний раз подтверждает роль руки, как ещё одной речевой зоны мозга).
Цели: развивать внимание и память;
Совершенствовать общую и мелкую моторику;
Способствовать развитию фантазии детей и твор-
ческой свободы;
Учить взаимопониманию и коммуникабельности, вере
в собственные силы. (Приложение 4)
РАЗДЕЛ 5
Любой ребёнок развивается в игре. Наиболее привычными являются для детей игры без использования диалогической речи. Но жизнь предлагает немало ситуаций, когда использование навыков ведения диалога становится необходимым. Наиболее сложным в коммуникативном отношении для детей с речевыми проблемами становится построение общения с постороними людьми с помощью фраз и предложений. Ребенку часто не хватает не только словарного запаса, но и мотивации к общению, уверенности в своих силах.
Выработке умений речевого общения способствуют игры с использованием маленьких авторских текстов, включающих в себя диалоги в предлагаемых обстоятельствах. Имея опору на данный материал, дети легче входят в речевое общение, пробуя свои силы от лица предложенного героя.
Цели: Учить детей умению слушать и слышать;
Находиться в предложенных предлагаемых
обстоятельствах;
развивать творческие способности;
активизировать общение, снять напряжение в
игровых ситуациях. (Приложение 5)
Приложение 1.1
Цели: Учить детей определять схемы собственного тела; правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов; схемы тела стоящего напротив; последовательности предметного ряда; последовательности числового ряда; графического изображения направлений.
-
Прослушать стихотворение В.Берестова:
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал. И полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик:
где право, где лево – узнал ученик.
2.Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.
-
Поднять свою «главную» руку, назвать ее.
-
Поднять другую руку, назвать ее.
-
Закрепить различение и название рук с помощью схемы :
-
подойти, приложить кисть, определить руку: