Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 6страница 7

« Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова…, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка».



К.Д.Ушинский

Г. Смоленск 2010



Цель программы

стимулирование всестороннего развития ребёнка, имеющего недоразвитие речи; коррекция аномального развития речи и связанных с нею психических процессов, восполнение пробелов в развитии у детей, оставшихся без попечения родителей.



Задачи программы

  • помочь детям и их приёмным родителям в активизации мыслительной деятельности, формировании логического мышления, памяти, внимания, пространственных и временных представлений, совершенствовании мелкой и общей моторики; улучшение коммуникативных навыков по средствам игр-драматизаций.

Воспитание и обучение детей осуществляется в ходе игровой и трудовой деятельности, на разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с окружающим миром, а также в повседневной жизни.

Задачи коррекции речевого развития осуществляются совместными усилиями логопеда, воспитателей и патронатных родителей.

Развитие речи детей ведётся в сответствии с их возрастными данными и состоянием психического здоровья.

Для детей раннего возраста (с 3 лет)наиболее целесообразно проводить игровые индивидуальные занятия в течение 10-15 минут ежедневно в дообеденное время. Все занятия включают в себя несколько игр-упражнений.

Для развития коммуникативной функции речи детей целесообразно включать игры-упражнения, направленные на формирование зрительного или слухового сосредоточения к речи взрослого и развитие целенаправленных действий, развитие моторики (через действие с предметами), на развитие активной речи в сочетании с формированием внимания, терпения, мелкой или общей моторики.

Наибольшие сложности у детей вызывает формирование пространственных представлений.

Программа включает в себя следующие направления

дополнительного развития детей:



  • 1. Развитие и уточнение пространственно- временных

представлений.

  • 2. Развитие логического мышления;




  • 3. Закрепление графического облика букв;



  • 4.Пальчиковую игротеку;



  • 5.Игровые драматизации.

Занятия целесообразно проводить 4-5 раз в неделю, придерживаясь тематического принципа. Занятия по каждой теме рассчитаны на 1-2 недели.

При изучении одной темы используются различные виды деятельности ребёнка:



  • ознакомление с предметом (или группой предметов).

  • Выполнение с ним определённых действий.

  • Игры с предметами по выбранному сюжету.

  • Игры дидактические и со строительным материалом, лепка.

Последовательность развития речи на занятии:

  1. ознакомление с новыми словами;

  2. уточнение лексических значений новых слов и их закрепление;

  3. активизация усвоенных слов в свободной речи.

Фронтальное занятие:








Развитие речи при ознакомлении с предметами окружающего мира









Сообщение новых знаний о предмете, ознакомление с новыми словами


Описание занятия:




ТЕМА




Знакомство с предметом: название, форма, цвет, вкус

Большой-маленький (уменьшительно-ласкательные слова)

Один - много

Пространственные отношения

Слова синонимы, антонимы

Речевые игры на внимание

Речевые игры на внимание



Рассматривание,

опробывание






  1. РАЗДЕЛ

Значительную сложность в развитие детей с речевыми проблемами представляет недостаточная сформированность пространственно-временных представлений. Дети с трудом ориентируются в схеме собственного тела, правого и левого направлений в пространстве, пространственных взаимоотношений объектов, схеме тела, стоящего напротив, последовательности предметного ряда, графическом изображении направлений.

Всё это создаёт дополнительные трудности в освоении материала при обучении и развитии, что отражается на слабом освоении устной и письменной речи (особенно актуально для детей, оставшихся без попечения родителей). Процессы речемышления приобретают значительную инертность, дети чувствуют собственную несостоятельность на фоне домашних детей, что порождает их установку на неуспех в процессе обучения и воспитания, отсутствие веры в себя и свои силы не только в учёбе, но и в процессе общения со сверстниками.

Цели: Учить детей определять схемы собственного тела;

Правого и левого направлений в пространстве;

Пространственных взаимоотношений объектов;

Схемы тела стоящего напротив;

Последовательности предметного ряда;

Последовательности числового ряда;

Графического изображения направлений.

В раздел программы включены: задания-игры, способствующие освоению пространственных понятий, закрепляющие коммуникативные навыки воспитанников. ( Приложение 1).

Продолжением работы по развитию пространственных представлений является ориентирование в пространстве с помощью слов- предлогов, отражающих предложно-падежные конструкции пространственного значения.

Цели: Научить понимать значение предлогов и употреблять их в речи. Закрепить падежные формы существительных и прилагательных.

В подраздел входят упражнения и задания, помогающие детям почувствовать через себя пространство, освоить его, улучшить коммуникативные навыки со своими товарищами, активизировать речемыслительные процессы, координацию движений, уточнить значение предметов.

Ещё одним камнем преткновения в освоении учебных навыков являются временные представления. Достаточно часто дети с трудом определяют части суток, режимные моменты в жизни людей, дни недели, времена года, месяцы, составляющие их, последовательность годовых циклов.

Цели: уточнить понятия детей об основных единицах времени периодах человеческого возраста;

Учить наблюдению и определению временной последовательности каких-либо действий и событий;

Расширить и активизировать лексический запас.


НОЧЬ



ВЕЧЕР

СОН



сутки



УЖИН

УТРО



ДЕНЬ



ЗАВТРАК



обед

В подразделе приведены игры и задания, способствующие в игровой форме усвоить понятия о временах суток, днях в неделе ( вчера, завтра, позавчера, послезавтра) – не только по названиям, но и по месту расположения, их очерёдности. Также включены задания, закрепляющие понятия – месяцы и времена года.

Ещё одним важным компонентом речевого и личностного развития ребёнка является формирование понятий о семье, роли каждого из её членов, кто кому кем приходится, кто старше – младше, и т.д.

Цели: уточнение понятий о семье и её членах;



Установление родственных связей, их взаимоотношений;

Обращение к понятию, как основополагающему началу

каждого, источнику опыта прошлых поколений.

2 РАЗДЕЛ


Важным моментом развития логического мышления, внимания, пространственной ориентации является использованием раздела «Реши задачку», где в доступной форме дети учатся получать не только математические знания, но и умения мыслить самостоятельно, понимать взаимосвязи в предлагаемых заданиях.

Цели: развивать концетрацию внимания; умение слушать и слышать, память и логическое мышление;



Учить доводить начатое до конца;

Вырабатывать навыки использования аналогий. (Приложение 2)


Муха летит выше, чем оса.

Пчела летит выше, чем муха.



Кто летит ниже всех?

3 РАЗДЕЛ

Немалые трудности в освоении графического образа буквы встречают дети с речевыми проблемами не только на первых порах изучения алфавита, но и в дальнейшем в процессе освоения письменной речи. Облик буквы усваивается достаточно длительное время, нередко сохраняется неуверенность в правильности написания её элементов. Для улучшения процесса усвоения буквенных образов приходится использовать различные приёмы закрепления (пространственного расположения ) элементов, составляющих графему.

Цели: развивать зрительное восприятие и память, внимание;



Учить детей использовать различные анализаторы для

создания ассациотивной цепи:

фонема – артикулема – буква;

продолжать формировать звуковой анализ, речемыс-

лительную активность.
ПРИЁМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ ОБРАЗА БУКВЫ.

  • Поэлементный анализ графического облика буквы (из каких частей состоит буква – из палочек или из кружочков?)

  • Сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?)

  • Сравнение новой буквы с уже изученными (Какую букву напоминает новая?)

  • Поиски буквы в кассах букв. (Найди домик, в котором живёт буква).

  • Конструирование буквы: выкладывание её из счётных палочек, кубиков, крупы, семечек, лепка из пластилина, вырывание из бумаги. (Сделай букву).

  • Печатание буквы в тетрадях, блокнотах с нелинованной бумагой. (Напечатай букву).

  • Распознавание буквы в предложениях, текстах (Подсчитай сколько раз новая буква встречается в строке).

Использование «Азбуки в картинках» в качестве своеобразного справочника, который помогает ребёнку соотнести букву со звуком, вспомнить звуковые эквиваленты букв. (Приложение 3)

РАЗДЕЛ 4


Речевое развитие ребёнка напрямую связано с его двигательной активностью. С овладением двигательными умениями и навыками связана координация движений.

Наиболее тесной связь является между речью и тонкими движениями пальцев, что нередко выражается в замене слов жестами при общении друг с другом. Сначала у детей развивается тонкая моторика пальцев рук, затем происходит становление артикуляции слогов ( что лишний раз подтверждает роль руки, как ещё одной речевой зоны мозга).

Цели: развивать внимание и память;

Совершенствовать общую и мелкую моторику;

Способствовать развитию фантазии детей и твор-

ческой свободы;

Учить взаимопониманию и коммуникабельности, вере

в собственные силы. (Приложение 4)

РАЗДЕЛ 5


Любой ребёнок развивается в игре. Наиболее привычными являются для детей игры без использования диалогической речи. Но жизнь предлагает немало ситуаций, когда использование навыков ведения диалога становится необходимым. Наиболее сложным в коммуникативном отношении для детей с речевыми проблемами становится построение общения с постороними людьми с помощью фраз и предложений. Ребенку часто не хватает не только словарного запаса, но и мотивации к общению, уверенности в своих силах.

Выработке умений речевого общения способствуют игры с использованием маленьких авторских текстов, включающих в себя диалоги в предлагаемых обстоятельствах. Имея опору на данный материал, дети легче входят в речевое общение, пробуя свои силы от лица предложенного героя.

Цели: Учить детей умению слушать и слышать;

Находиться в предложенных предлагаемых

обстоятельствах;

развивать творческие способности;

активизировать общение, снять напряжение в

игровых ситуациях. (Приложение 5)

Приложение 1.1



Цели: Учить детей определять схемы собственного тела; правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов; схемы тела стоящего напротив; последовательности предметного ряда; последовательности числового ряда; графического изображения направлений.

  1. Прослушать стихотворение В.Берестова:

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал. И полы подметал.

«Победа!» - раздался ликующий крик:

где право, где лево – узнал ученик.



2.Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.

  • Поднять свою «главную» руку, назвать ее.

  • Поднять другую руку, назвать ее.




  1. Закрепить различение и название рук с помощью схемы :

  • подойти, приложить кисть, определить руку:



следующая страница>


Стимулирование всестороннего развития ребёнка, имеющего недоразвитие речи; коррекция аномального развития речи и связанных с нею психических процессов, восполнение пробелов в развитии у детей, оставшихся без попечения родителей

«Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова…, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику

995.97kb.

16 12 2014
7 стр.


Интеллектуальная игра «Умники и Умницы» 5 – 7 классы

Окоу для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнелюбажская школа интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

65.46kb.

15 10 2014
1 стр.


Сведения о руководителях организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Наименование организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

449.6kb.

14 12 2014
3 стр.


Закон Брянской области от 30 декабря 2005 г. N 116-з "О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан"

Настоящий Закон определяет порядок и условия передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан на территории Брянской области

71.28kb.

25 09 2014
1 стр.


Нижегородская региональная общественная организация «Ассоциация приемных родителей»

Разъяснение и продвижение семейных форм устройства российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан России

63.8kb.

09 09 2014
1 стр.


Наименование организации

Количество обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (чел.)

1035.75kb.

13 09 2014
8 стр.


М. М. Пришвин «Ребята и утята» Цель: познакомить детей с творчеством М. М. Пришвина

«Ивановская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

34.67kb.

14 12 2014
1 стр.


Психология аномального развития ребенка

Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под редакцией В. В. Лебединского и Ы. К. Бардышевской. Т. I. М: ЧеРо: Высш шк.: Изд-во мгу, 2002. — 744 с

10374.31kb.

01 09 2014
55 стр.