Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Юные краеведы Терменгской школы выступили перед Главами сельских поселений Верховажского муниципального района

на тему:
«СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ТЕРМЕНЬГСКИХ ДЕРЕВЕНЬ»
(Сценарий выступления)

Под звуки русской народной музыки входят девушки в русских сарафанах, одна из них держит в руках свечу.


В зале декорации интерьера крестьянской избы.

Девушек встречает хозяин дома.
Девушка:

Соловьи в садах отголосили,


Дни мелькнут, да и в отлёт пора.

Улетайте, в мире есть Россия,

У неё слова из серебра.

Вот она идёт в венке лиловом,

Неподкупна, пламенна, чиста.

И перед каким-то вечным Словом

Тихо раскрываются уста…
Девушка ставит свечу к иконостасу

Выходят ведущие.
Ведущая:

Россия - прекрасная, древняя, великая, святая Русь. Земля наших предков, наша Родина. Сегодня мы прикоснёмся к истории Терменьги – маленькой частички великой России.


(И, как символ единения с Вечностью, знак Памяти ушедшим поколениям, в нашем зале горит свеча.)
Ведущий:

Мир вам, сёла, просыпающиеся на рассвете…
(1 Слайд)

Ведущая:

Заря играет в окнах домов, на кружеве наличников, на волнистых карнизах крылец, на воротах.

Первым встречает рассвет деревянный конёк над крышей. Окунувшись в голубеющий простор, он стремится вперёд.

Ведущий:

Заглянем в деревенскую избу, где сегодня праздник – там родилась новая живая душа, крестьянский сын, будущий кормилец семьи, вечный труженик и непременно хлебопашец.

(Рождение мальчика считается счастьем и Божиим благословением.)

Ведущая:

В избу, где появился младенец, то и дело заходят гости.

Самая красивая деревенская девушка торжественно заносила в дом, где появлялся новорожденный, сноп-дожинок – знамение будущих его крестьянских занятий. Украшенный лентами и цветами сноп ставили под образа.

(Под звуки народной музыки выходит девушка неся в руках сноп-дожинок, ставит его под образа и кланяясь, обращается к хозяевам со словами:



- «С животом да с сыном!»
Чтец: Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки.

Что вашу прелесть заменит?

О, Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

тебя благословляя?
(2 Слайд)
Ведущая:

Терменьга – маленький, тихий и бесконечно прекрасный уголок Русского Севера. Древние деревеньки лежат на холмистых берегах речки Терменьги, впадающей в Вагу. На холмах открываются чудные деревенские просторы. Удивительно гармонично сочетался мир природы и мир, созданный человеком: прекрасные леса, поля, холмы, быстрые речушки, многочисленные родники и белокаменные храмы, деревенские часовни и белоствольные берёзки возле них.



Ведущий:

История Терменьги уходит в далёкое прошлое. Уже по материалам переписи 1678 г., проведённой во времена царствования Феодора Алексеевича, известно, что по берегам Терменьги было расположено более десятка деревень. Основное занятие наших предков – землепашество. Крестьяне держали коров да овец, сеяли хлеб, выращивали лён. Даже названия некоторых наших деревень связаны с крестьянским трудом и бытом: Каличье Веретье, Коровина Гора, Мармачевское Печище. Крестьяне занимались разными ремёслами, чтобы иметь всё своё. Особенно было распространено производство дёгтя, смолы, кирпича.


(3 Слайд)
Ведущий:

«Преданья старины глубокой» -

так мы называли рассказ, повествующий о событиях, пришедших из глубины веков.



Ведущая:

История моей малой Родины, Терменьги, тесно переплетается с историей огромной страны и своими корнями уходит в далекое прошлое, в дохристианские времена.

В древности, Терменьга входила в состав огромной территории, Пермии, населённой финно-угорскими племенами «чудь».

Названия речек Терменьга, Кокшеньга, Чожменьга, Ивеньга, явно имеют финно-угорское происхождение.

«…земля от Бела озера до Печоры – древнее отечество чудских народов – называлось Заволочьем и составляло нынешние губернии: Архангельскую, Вологодскую…» - писал в 1851 году в своей работе

«Описание Верховажских церквей…» отец Александр Шайтанов – протоиерей Верховажского Успенского собора.


Чтец:

Послушайте рассказ о древнейшем народе, населявшем наши северные двинские земли.


Сказительница:

Удивительна история нашего древнего края, она уходит в далёкие-далёкие времена, когда ещё не было Руси, а наши предки не знали истинного Бога, и молились не ему, а разным идолам. И язык у них был свой, и обычаи, и обряды.


1 девушка:

Прежде на Двине, на Пинеге, на Мезени, на Вазе древний народ жил.

Народ смугл, и глазки не такие как у нас. Мы – новгородцы, у нас волосы как лён белый, тонкий, как сноп жёлтый.

2 девушка:

Мы ещё в Новгороде живучи, парусов не шили, карбасов не смолили, а народ тот древний уж знал, что Русь в их земли придёт. Ведь в лесах двинских русская берёзка появилась, как свечка, тонкая да белая.



Сказительница:

Вот идём мы по Пинеге в карбасах, подошли под берег, где теперь Карпова гора. Дожжинушка ударил, и тут мы спрятались под берег. А девки их, они любопытные. Им охота посмотреть, что за Русь? Похожа ли Русь на людей?



3 девушка:

Они залезли на рябины и высматривают нас. За дождём они не увидели, что мы под берегом спрятались. Дождь перестал, девки подумали, что Русь мимо пробежала.

«Ах, мы дуры, прозевали!»

Ведущий:

Итак, наши далёкие предки были язычниками


(4 Слайд)
Ведущая:

Наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов в своей работе «Древняя российская история…», в главе «О чуди», писал:… Народ почитал идола Иомалу, что на… финском и на других чудских диалектах Бога значит».

Ведущий:

О языческой вере рассказывают древние капища – места, где «приносили жертву» своим богам наши предки.

Краеведам нашей школы удалось обнаружить камень, на котором нанесены таинственные знаки, напоминающие древние языческие символы.

(См. К)


Находка была обнаружена близ терменьгской деревни Каличье, древнее название которой Каличье Веретье.

(Известно, что веретье – это один из типов древнейших поселений.)


(5 Слайд)
Ведущая:

«Откуда пошла земля Русская…» -

так называется следующая страница нашего исторического экскурса.
Ведущий:

«Важеская страна» была богатым, цветущим краем и привлекала сюда купцов из многих стран мира.

На древней карте видно, как густо заселена была эта территория.
(6 Слайд)
Но «прежде нормандцев» приплывали к нам на своих быстрых карбасах по северным рекам купцы новгородские.
Ведущая:

Славянское переселение носило мирный характер. Земли хватало всем.

Вероятно, и у нас в Терменьге мирно соседствовали чудские и славянские племена. Вблизи местечка «чурша» протекает речка Межница, которая является символической границей, делящей Терменьгу на нижний и верхний край, так называемую «зырь». Возможно, Межница разделяла древнейшие поселения чуди и славян.


(7 Слайд)
«Народ чудской съединился с новгородцами. А будучи в связи с народом деятельным и сам начал изменяться и, так сказать, освежаться, как стоячее болото освежается речною струёю. А, будучи в связи с народом просвещённым и сам постепенно начал просвещаться…» - писал о. А. Шайтанов.

Ведущий:

Ещё с 9 в. новгородские князья установили на важских землях погосты – центры сбора дани и обложили ею славян и чудь заволочскую.



Ведущая:

Был такой погост и у нас в Терменьге, в её центральной деревне Куколовская. В древности эта деревня называлась Оксёновкая.



Ведущий:

А сейчас, вновь послушайте инсценировку по рассказу Бориса Шергина

«Соломонида Золотоволосая».
Скзаительница:

--- Наша река выпадала в Северную Двину. Тут леса дремучие, реки быстрые, обрывистые горы-берега. Наши мужья, сыновья уходили на промыслы. Мы, женщины, девицы, сидели в своих деревнях, как приколочены. Я от юности до старости не бывала и в уездном городе.


1 девушка:

--- Держали мы коров да овец, хлеб сеяли. Когда мужа взяли на войну, я одна выпахала сохой поле, посеяла шесть пудов жита- ячменя. Сочти каков участок!


2 девушка: Одевались мы пряжей: пряли лён, пряли овечью шерсть. Пряжу красили сами. Краску варили из осиновой и ольховой коры. Изо дня в день сидели за пряжей, за тканьём. Я, бывало, за один день вытку 24 аршина полотна.

3 девушка: Да и отходы не выбрасывали. Из очёсков льна и конопли грубую холстину ткали, веретье называется.
Ведущая:

В древнем названии одной из наших деревень есть слово Веретье? По переписи 1678г. в дер. Каличье Веретье отмечено 2 жилых двора, да один пустой. Всего 3 двора и в ней жило 6чел. мужского пола и 4 женщины, да трое мужчин из этой деревни были взяты в год переписи во солдаты.

Звучит музыка колокольного звона
Ведущий: «Святыни Терменьгской земли» - так называется наш следующий рассказ
(8 Слайд)

Ведущая:

Славянский народ принёс на наши земли просвещение и истинную Веру, и постепенно язычество уходило в прошлое.

С приходом Православия жизнь терменьгских деревень наполнилась новым содержанием.

С великой любовью к Господу, всем миром строили термежане чудные часовни и храмы, потому что не было для русских людей ценностей выше Совести, Добра, Любви и Веры.

У истоков реки Терменьги, близ Верхнетерменьгского озера, ещё в 16 веке был основан православный монастырь. К сожалению, он не сохранился, но местность в народе до сих пор называют «монастырь», а немногочисленных жителей Верхней Терменьги – «монастырчане».
(9 Слайд)
Вокруг этого места леса и болота, приносящие щедрые урожаи грибов и ягод. Насобиравшись вдоволь клюквы, выйдешь из болота близ красивейшего озера и, поднявшись на святое место, чувствуешь благодать.

На несколько километров вниз по течению реки Терменьги появляются наши деревеньки. Как чистые лучики Веры и Красоты сияли в них часовни.


(10 Слайд)
Вот как описывается часовня Духова дня в истории деревни Коровино, написанной Платовой Л. А.:

(11 Слайд)



Скзаительница:

«…В деревне была очень красивая часовня, внутри было очень светло и весело. А на колокольне было огромное колоколо. Малышне было интересно звонить в определённое время. А звонили в Пасху и всю пасхальную неделю. Рано утром забирались на колокольню и звонили наперебой. Часовня была красиво обшита тёсом, покрашена в белый и голубой цвет, а входная дверь и дверь на колокольню были покрашены в светло-зелёный цвет. Кресты и оградка были выкованы своими деревенскими умельцами – кузнецами Полежаевыми…»

Ведущий:

На слайде вы видите, как изобразил на своей картине коровинскую часовню народный художник России Владимир Николаевич Корбаков.



Ведущая:

В годы войны колокола звонницы были сброшены и отправлены на переплавку, а вот крест с колокольни коровинчане сберегли. Его обнаружили под опушкой дома Бределева Арсения Николаевича, зажиточного деревенского крестьянина, раскулаченного в советские годы. Жители деревни сохранили ещё один крест, который первоначально возвышался над часовней. Бережно хранятся и некоторые иконы. Значит, теплится огонёк Веры и Надежды в сердцах людей.

(12 Слайд)
Ведущий:

Часовни были построены в восьми терменьгских деревнях. Семь из них были деревянными. А в деревне Филинская (Костино) была построена каменная красавица – часовня святых мучеников Флора и Лавра. На часовне не сохранились кресты, нет внутреннего убранства, но она и сейчас прекрасна. Эта часовня была построена в 18 веке из кирпича, который изготовляли жители деревни. Оказывается, в деревне Костино было организовано кустарное производство высококачественного кирпича, который с успехом использовался в строительном деле.


(13 Слайд)
Ведущая:

Наши далёкие предки, занимаясь кустарным производством, изготовляли всё необходимое для жизни. В Терменьге занимались даже производством железа. По рассказам старожилов на «чурше» близ деревни Молёво был построен кустарный железоделательный завод. Железную руду добывали в лесах и болотах, залежи которой примечали по ржавой воде и красноватому илу на поверхности болот. Термежане приняли участие в строительстве Вологодской Софии, святыни, построенной во времена царствования Иоанна Грозного. Чугунные плиты пола этого древнего храма были выплавлены на Терменьгском железоделательном заводе.


Ведущий:

Наше историческое путешествие мы продолжаем по древней Старине.
(14 Слайд)
Ведущая:

Очень древняя история у нашей центральной деревни. У деревни тройное название. Когда –то в ней был погост и её первоначальное название – Оксёновская. Официально деревня называется Куколовская, а в простонародье Старина. В 17 веке эта деревенька была одной из самых маленьких в Терменьгской десятине, но священники проживали в ней почти с самого основания. В переписи 1678 года в деревне Оксёновкая указан двор Верховажского Погоста попа Максима Иванова.

Ведущий:

Старина была центром духовности.

В ней были построены две церкви: деревянная – летняя, к сожалению сгоревшая в советские времена, и каменная – зимняя, сегодня обезглавленная. Но представление о том, какая она была красавица, вы можете составить по рисунку.

(15 Слайд)


Ведущая:

Деревянная церковь, с престолом во славу Воскресения Христова, была построена в 1791году. Каменная церковь, с престолом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построена в 1861году.

Из воспоминаний старожилов, которым посчастливилось бывать на службе в этой церкви, известно, что она была прекрасна. По воскресеньям приходили в Старинскую церковь крестьяне из терменьгских деревень. Здесь люди крестились и венчались, приходили на исповедь и ко причастию. Войдя в церковь, люди испытывали возвышенные чувства. Служба была праздником. На службу надевали самые лучшие наряды.

Ведущий:

Последним священником в Старинской церкви был Александр Филаретович Хрусталёв. А до него служил в нашей церкви его отец Филарет Александрович.

В семье священников Хрусталёвых было огромное хозяйство. Обходясь без прислуги, они держали лошадей, коров, разводили пчёл.

Дом Хрусталёвых сохранился и поныне. В нём находится сельская администрация и медпункт.

(16 Слайд)
Ведущая:

Сохранилось и здание земской школы, построенной на средства и по настоянию прихожан в 1871 году. Старожилы рассказывали, что первоначально занятия проходили в церковной сторожке.

(17 Слайд)

В земской школе грамоте обучались крестьянские дети. Её первыми учителями были Оборина Клавдия Александровна и Мишуринский Василий Михайлович.

В школе дети изучали грамматику, чистописание, арифметику, но самым основным предметом был Закон Божий, который преподавал детям сельский священник.

Ведущий:

Крестьянские дети очень любили своего батюшку. Послушайте рассказ, написанный на основе детских воспоминаний Платовой Лидии Александровны.


Сказительница:

«Наш батюшка был очень добрым. Каждая встреча с ним была радостной. Был он черноволосым, невысокого роста, очень красивым. Мне казалось, что он был вовсе без бороды, хотя борода у него была.

Помнится, как на Светлой седмице батюшка всегда приходил в гости к деду. Я выбегала из горницы ему на встречу, и он ласково называл меня «пуговка» и всегда дарил Пасхальное яичко.

Как только успевал наш батюшка не только службу служить, но и вести огромное хозяйство. Ведь у них были коровы, лошади, и даже пчёл разводили, хотя прислуги в доме не было.

В летнюю пору, иногда уже в июле поспевала черника. В это время в деревне ещё сенокос. Мы, крестьянские ребятишки, чтобы успеть до «греби», ранним утром бегали за Гусево за черникой. И почти каждое утро к нам на встречу шёл батюшка с небольшой корзинкой - кореннухой в руках. Корзинка всегда была наполнена черникой – ягодка к ягодке, без единой соринки».
Ведущая:

Церковные здания люди строили на века. Они и представить не могли, что всю эту красоту когда–то попытаются разрушить.

Но в 30 – е годы начались страшные гонения на церковь, на священников. Последняя служба в Терменьгской церкви проходила в 1936 году. До сих пор люди с болью и ужасом вспоминают, как в 30 – е годы разрушали церковь, сбрасывали колокола. Звон сброшенных колоколов острой болью звучал в сердце термежан.

Простые люди спасали, как могли, своего любимого батюшку. Но не сберегли. В феврале 37 –го года Александр Филаретович был схвачен и арестован, а затем расстрелян. Загублены жизни ещё двоих термежан – церковного псаломщика Харьюзова Александра Алексеевича и бывшей послушницы монастыря Заплатиной Александры Арсентьевны.

Сколько горя пережил народ. Как разрушали в нём веру, как оскверняли святыни. Некоторые из них чудом сохранились, и сохранилась в них Божья Благодать.

Послушайте стихотворение, автор которого матушка Ариадна.


Сказительница:

Деревенька умирает, много ей уже годов,

Дождик стёкла умывает позаброшенных домов.

Крест уж к людям наклонился,

в скорби гневно говорит:

«Мир греховностью упился,

долго ль так он простоит?»

Но пока молитвы звуки в доме хоть в одном слышны,

Деревеньки милой руки силой Божьею полны!
Ведущая:

Эти строки матушка посвятила деревне Коровино. В нем не только боль за судьбу русской деревни, но и великая вера в её возрождение.



Ведущий:

А сейчас, уважаемые гости и жители Терменьги, в заключение нашего выступления, позвольте сделать небольшое отступление, оно связано с миром музыки…

Сегодня мы говорим об истории нашего края, нашей малой Родины – Терменьги.

А как же храним мы эту историческую память, память о наших близких и родных людях. (Конечно, в воспоминаниях, письмах, фотографиях, и ещё, наверное, в магнитофонных записях и видеозаписях.)

Вот и мы вам сейчас хотим предложить послушать фрагмент уникальнейшей на наш взгляд записи.

Жил в Терменьге, на хуторе Средний, замечательный человек, музыкант- самоучка Платов Иван Фёдорович. Он замечательно играл на баяне, на гармошке и, даже, сочинял музыкальные произведения.


Послушайте запись вальса в его исполнении.


(звучит музыка)
Ведущий:
Изучая историю России, историю своей малой Родины, постепенно начинаешь ощущать незримую связь времён, поколений. Становится понятным, что без связи с прошлым не будет и будущего.

Во многовековой истории края были и страшные, кровавые страницы, в безбожные времена разрушали прекрасные творения, в созидание которых люди вкладывали всю свою душу. Гибли тысячи невинных людей. В человеческих сердцах разрушали веру, стремление к вечным ценностям.

Но мы, живущие ныне на земле, не хотим предавать идеалы многих поколений, живших до нас.

Мы верим в то, что и для будущих поколений Совесть, Любовь, Добро, красота и Вера будут главными человеческими ценностями.
Звучит песня «Русь называют святою»

На слайде появляются слова: «Спасибо за внимание. До новых встреч!»

«страницы истории терменьгских деревень»

Юные краеведы Терменгской школы выступили перед Главами сельских поселений Верховажского муниципального района

136.59kb.

16 12 2014
1 стр.


Магомед алхасов ранние страницы истории села мюрего. Попытка расшифровки надписи на «эркъай ц1елда»

Ранние страницы истории села мюрего. Попытка расшифровки надписи на «эркъай ц1елда»

677.55kb.

04 09 2014
4 стр.


Вепсская ойконимия

Ярославичи, зато для названий отдельных мелких деревень это норма. К примеру, в селе Шимозеро, представляющем собой гнездо многочисленных мелких деревень, деревня Pust по-русски на

245.46kb.

12 10 2014
1 стр.


«Страницы истории детского движения мбоу сош №2»

Иванами, не помнящими своего родства. История детского движения нашей школы – пионерского движения-одна из страничек истории нашей «малой родины»

118.98kb.

25 12 2014
1 стр.


«День забытых деревень»

Те, кто нашли в себе силы, не испугавшись трудностей, уехали в город. За счет этого население городов растет, а деревни и поселки вымирают. Постепенно исчезая из памяти людей, поэт

8.98kb.

02 10 2014
1 стр.


«Минской области 75 лет: страницы истории и современности»

Минщину по праву называют сердцем Беларуси. История Минской области – это неотъемлемая часть истории нашей страны, нашего государства и белорусского народа. Путь становления Минско

424.25kb.

11 10 2014
1 стр.


Родословная семьи Лазаревых. Страницы истории.

Наша семья в годы Великой Отечественной войны. Дедушка Лазарев Алексей Фёдорович

91.02kb.

10 09 2014
1 стр.


I. Беатрис Вебб: страницы биографии 36 80 §

Из истории суфражизма 139 — 153 § Формирование взглядов Беатрис на проблему роли

204.7kb.

12 10 2014
1 стр.