Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема урока «Строение сердца»

Цель: создать условия для осмысления школьниками информации об особенностях строения сердца человека.

Задачи:

- помочь учащимся в раскрытии значения терминов «эндокард», «венечные сосуды», «полулунные клапаны», «створчатые клапаны»;

- создать условия для развития у школьников умений находить и обозначать отделы сердца на рисунках, устанавливать взаимосвязи между строением сердца и выполняемой функцией,

- способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в группе совместно приходить к общему решению;

- создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками.

Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные технологии обучения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал (задания из рубрики «Верите ли вы, что…», задания для работы в группах), учебник: Биология. Человек: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений..

Ход урока:



  1. Определение темы урока, вызов:


c:\users\prototype\desktop\100msdcf\dsc02512.jpg

Учитель: На протяжении нескольких уроков вы изучаете кровеносную систему. Вы уже узнали о существовании двух кругов кровообращения, познакомились с особенностями строения кровеносных сосудов.

А сегодня на уроке речь пойдёт об органе, который, по сути, является сложноустроенной мышцей. Но так считали не всегда.

Так в Древнем Китае полагали, что этот орган участвует в пищеварении; в Египте были убеждены, в том, что он причастен к образованию мочи. А знаменитый английский врач Уильям Гарвей вот как писал об этом органе: « Оно – источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма» (слайд 1).

О каком органе сегодня на уроке пойдёт речь?

Ученики: О сердце.

Учитель:На уроках биологии в прошлом году вы уже немало узнали об особенностях строения и функциях сердца многих животных. А сегодня мы постараемся углубить ваши представления.

Но прежде я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Знаете ли вы, что…?» Ваша задача – ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «-».

Вам могут показаться незнакомыми некоторые биологические термины, постарайтесь предположить, каково их значение, и выполнить задание. Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь.

Задания рубрики «Верите ли вы, что…»

1. …сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево?

2. …в стенке сердца выделяют те же слои, что и в стенке артерии?

3. … эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца?

4. … питание сердечной мышцы осуществляется благодаря наличию венечных (коронарных) сосудов?

5. … сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой?

6. … на границе между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны?

7. … створчатые клапаны препятствуют обратному движению крови из желудочков в предсердия?

Школьники выполняют работу, советуясь со своим соседом по парте, совместно приходят к определённым заключениям. Прежде чем приступить к проверке выполнения задания учитель выбирает «экспертов» - учащихся, задача которых сравнить их предположения с мнением других ребят и выявить противоречия.

Учитель: Итак, в ходе обсуждения появились разногласия, сегодня я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока разрешить все противоречия.

Как вы думаете, знакомство со значением каких биологических терминов поможет нам достичь цели?

Неизвестные термины: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны. Целесообразно термины в виде вставок поместить на доске и вернуться к ним в конце урока.

Учитель: Предложите формулировку темы сегодняшнего урока.

После того, как учащиеся предлагают свои формулировки, учитель обобщает их и определяет тему: «Строение сердца» (слайд 3).


  1. Осмысление:


c:\users\prototype\desktop\100msdcf\dsc02515.jpg
Учитель: Прежде чем говорить о строении сердца, вспомните, где располагается этот орган?

Дети припоминают всё, что знают, делятся мнениями с одноклассниками.

Учитель: А сейчас обратите внимание на рисунок, появившийся на экране (слайд 4). Дополните свои представление о расположении сердца.

Организуется беседа по вопросам:

1. В какой полости тела расположено сердце?

(Сердце располагается в грудной полости сразу позади грудины).

2. Верно ли утверждение, что сердце располагается слева? Почему?

(Сердце расположено близ средней линии тела: между правым и левым лёгкими).

3. Почему биение сердца принять прослушивать слева?

(Широкое основание сердца направлено вверх и назад, а суженная верхушка – вперёд и влево, именно благодаря такому расположению сердца оно лучше прослушивается слева).

4. Что вам известно о размерах сердца взрослого человека?

(Сердце взрослого человека соизмеримо с его кулаком. Достаточно сжать кисть в кулак, чтобы определить размер своего сердца).

Учитель: Сердце – небольшой орган, расположенный в грудной полости. Очень часто в источниках информации можно найти сведения о том, что сердце – полый мускульный мешок. Как вы думаете, с чем связано такое определение? Правомерно ли оно? Посоветуйтесь с соседом по парте и найдите ответы на поставленные вопросы.

Учащиеся советуются друг с другом, делятся своими предположениями с одноклассниками.

Учитель: Чтобы убедиться в ваших предположениях, я предлагаю подробнее изучить особенности строения стенки сердца. Причём сделать это можно двумя способами: 1 – с помощью рисунка, появившегося на экране (слайд 5); 2 – с помощью текста учебника: параграф 22, страница 110 (I и II абзац). Ваша задача составить рассказ об особенностях строения стенки сердца, воспользовавшись одним из источников информации.

После выполнения задания целесообразно выслушать сначала учащихся, обратившихся к рисунку, а затем дополнить их рассказы с помощью ответов учеников, работавших с текстом учебника.

Учитель: Почему же сердце называют мускульным мешком?

Ответы школьников необходимо проиллюстрировать с помощью рисунка с изображением строения сердца (слайд 6).

Учитель: Общеизвестно, что сердце – орган, обладающий колоссальной работоспособностью, работающий в течение всей жизни. Но ведь для работы любого органа необходимо, чтобы к нему доставлялись питательные вещества и кислород, без которых жизнедеятельность любой клетки, ткани, органа будет немыслима.

Как на ваш взгляд осуществляется доставка этих веществ к сердечной мышце?

Рассмотрите рисунок, появившийся на экране (слайд 7), найдите ответ на поставленный вопрос.

Возможный ответ учащегося: снаружи сердце оплетено густой сетью кровеносных сосудов, они называются коронарными или венечными. По ним к сердцу доставляется кровь богатая кислородом и питательными веществами, а из сердца выводятся продукты жизнедеятельности.

Учитель: Сердечная мышца получает достаточное количество необходимых для работы веществ. А в чём заключается работа сердца?

Ученик: Работа сердца заключается в обеспечении постоянного однонаправленного тока крови в организме.

Учитель: Как вы думаете, какие особенности строения сердца обеспечивают однонаправленный ток крови? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, я предлагаю изучить некоторые особенности строения сердца. Для работы вам необходимо объединиться в группы по четыре человека.

Работа осуществляется по инструктивным карточкам (Приложение 2), которые имеются на столах у каждой группы, после чего организуется проверка правильности выполнения школьниками задания.

Учитель: Чтобы лучше запомнить информацию о клапанном аппарате сердца, я предлагаю вам заполнить таблицу «Клапанный аппарат сердца» (слайд 8,9).

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, после чего проводится беседа по вопросам:

1. Почему створчатые клапаны не могут вывернуться в сторону предсердий?

2. Какие изменения могут произойти в организме при нарушении работы клапанного аппарата сердца?

III. Рефлексия

Учитель: Сегодня на уроке вы изучили особенности строения сердца. Остаётся только ответить на вопросы, поставленные нами в начале урока

Организуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны - после чего отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?»)

Домашнее задание: составить кроссворд на тему «Строение сердца», или подготовить сообщение на тему «Современные методы исследования сердца». И спользовать параграф учебника




«Строение сердца»

Цель: создать условия для осмысления школьниками информации об особенностях строения сердца человека

60.45kb.

15 10 2014
1 стр.


1. Продемонстрируйте методы исследования, необходимые для диагностики синдрома долевого уплотнения легкого

Границы относительной тупости сердца: определение правой, левой и верхней границы, поперечника сердца, ширины сосудистого пучка, конфигурации сердца. Признаки дилатации полостей се

95.65kb.

24 09 2014
1 стр.


Строение эукариотической клетки

Цитология – наука о клетке (изучает строение, функции, размножение, эволюцию Кл)

15.34kb.

16 12 2014
1 стр.


Возможные ошибки при проведении анализа вариабельности ритма сердца

В статье обсуждаются факторы, влияющие на значения показателей вариабельности ритма сердца. Их учет позволит предотвратить ошибки при анализе вариабельности ритма сердца

90.95kb.

01 10 2014
1 стр.


А. И. Гончаренко Пространство сердца как основа сверхсознания

Случай в эксперименте раскрыл неизвестные ранее явления в работе сердца, которые привели к неизбежности ее переосмысления

165.5kb.

12 10 2014
1 стр.


Урок «Строение эукариотической клетки. Клеточная мембрана»

Предлагает вспомнить и нарисовать схематическое строение животной и растительной клеток, подписать названия основных структурных элементов

34.68kb.

26 09 2014
1 стр.


Рельеф и геологическое строение

Территория Якутии принадлежит преимущественно к двум крупнейшим тектоническим структурам — Сибирской платформе и Верхояно-Чукотской области мезозойской складчатости. Строение релье

519.3kb.

15 12 2014
2 стр.


Регуляция деятельности сердца

Приспособление деятельности сердца к изменяющимся потребностям организма при помощи ряда регуляторных механизмов

33.77kb.

09 10 2014
1 стр.