Урок «Строение эукариотической клетки. Клеточная мембрана».
тип учебного занятия: изучение нового материала и первичное закрепление
дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления знаний о строении
эукариотической клетки, наружной плазматической мембраны
обучающие задачи: расширить кругозор знаний учащихся о типах строения клеток;
показать различия в строении растительной и животной клетки;
сформировать и закрепить знания о плазмолемме, ее строении и функциях
развивающие задачи: продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений ( выделять
главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи),
формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной
проблемы
воспитывающая задача: формировать познавательный интерес к предмету, развивать
коммуникативность учащихся через совместную работу
методы: словесно-наглядный, проблемный, частично поисковый
оборудование: таблицы «Строение животной и растительной клетки»; раздаточный материал к
уроку- таблица « Механизм поступления веществ в клетку»; компьютер,
мультимедийный проектор
ход урока:
-
Актуализация знаний
Деятельность учителя
1.Предлагает вспомнить и нарисовать схематическое строение животной и растительной клеток, подписать названия основных структурных элементов.
2. Проводит фронтальную беседу по вопросам:
- Клетки каких организмов вы вспомнили?
- Какие структурные элементы вы указали для растительной клетки?
- Какие элементы вы назвали для животной клетки?
- В чем заключается их сходство и в чем-различие? С чем связано возникновение названных вами различий?
3. Совместно с учениками формулирует цели урока: -расширить знания об основных частях
клетки ;
познакомиться со строением и
функциями плазматической мембраны
|
Деятельность учеников
1.Выполняют задания по вариантам в течение 3-4 минут.
2. Отвечают на вопросы, высказывают предположения, которые обобщаются.
|
-
Первичное усвоение материала
Деятельность учителя
1 Демонстрирует слайд «Строение мембраны», задает вопросы для обсуждения:
- Вспомните свойства липидов
- Вспомните функции белков
- Как вы думаете, чем объясняется их участие в образовании плазматической мембраны?
2 Представьте, что веществам надо проникнуть в клетку. Для этого необходимо преодолеть плазматическую мембрану. Какие известные способы проникновения веществ вы можете вспомнить?
3 Посмотрите анимационные фрагменты «Фагоцитоз» и «Пиноцитоз»
Объясните происходящие процессы
Дайте определения этих явлений
Сравните свой ответ с определениями, приведенными в учебнике
|
Деятельность учеников
1 Устанавливают связи строения плазмолеммы и выполняемых ею функций
2 Отвечая на вопрос, ученики должны вспомнить явления фагоцитоза и пиноцитоза, простую диффузию.
После обсуждения текста слайдов вклеивают в тетрадь карточку о способах поступления веществ в клетку.
3 Пытаются объяснить происходящие явления, дают определения этим явлениям, работают с текстом учебника. Записывают в тетрадь сведения со слайда.
|
-
Осознание и осмысление учебной информации.
Работа со слайдом «Выводы». Выполнение заданий по формированию предметной компетенции.
Прием «Тонкие и толстые вопросы».
«тонкие»
|
«толстые»
|
- Кто…?
- Что…?
- Когда…?
- Может…?
- Будет…?
- Мог ли…?
- Согласны ли вы…?
- Верно ли…?
|
- Объясните почему…?
- В чем различие…?
- Что если…?
- Предположите что будет, если…?
- Почему вы думаете…?
- Дайте три объяснения почему…?
|
-
Первичное закрепление учебного материала
Тест.
Выберите правильный ответ.
-
Какие из перечисленных веществ в состав мембран не входят:
а) белки; б) липиды; в) углеводы; г) нуклеиновые кислоты
2. Какую функцию выполняют белки, входящие в состав клеточных мембран:
а) строительную б) защитную; в) ферментативную; г) все указанные функции
3. Какую функцию выполняют углеводы, входящие в состав клеточных мембран:
а) транспорт веществ; б) узнавание типов клеток; в) катализ реакций; г) образование
двойного слоя мембраны
4 Какой из компонентов мембраны обуславливает свойства текучести и подвижности:
а) углеводы; б) липиды; в) белки; г) нуклеиновые кислоты
5 Каково строение липидного слоя в мембране:
а)мономолекулярный, бимолекулярный
б) непрерывный, прерван белковыми парами
-
Информация о домашнем задании
§ 14 ( с. 55-57), записи
-
Рефлексия ( подведение итогов урока)
Вопросы слайда.
Синквейн «Клеточная мембрана».
-
Существительное ( 1 слово)
-
Прилагательное ( 2 слова)
-
Глагол ( 3 слова)
-
Фраза ( 4 слова, выражающие ваше отношение к теме)
-
1 слово ( характеризует суть темы)