Студент российский, студент американский
(По статье Инги Масджюль, директора по персоналу московского офиса Уайт энд Кейс)
Отношение к жизни и учебе
Пожалуй, основное отличие американских студентов — более прагматичный подход к приобретаемым знаниям и изначальное отношение к ним как к основе будущей карьеры. В России же многие студенты при всей своей одаренности и глубине воспринимают студенчество как период беспечности, когда всё обратимо — можно проспать, прогулять, не выучить, списать… Кстати, в Штатах вовсе отсутствует феномен списывания, для их действительности это дико и непонятно.
Всему есть своё объяснение. Заметно отличаются российская и американская образовательная системы: первая система славится академизмом и хорошей фундаментальной базой, а вторая — более прикладная и нацеливает студентов на будущую профессию. Студенты в США поступают в университет гораздо позже — в возрасте 22 лет и старше. Соответственно, американские студенты более зрелые и серьезные. К тому же в большинстве своем они самостоятельно финансируют обучение и им, как правило, предстоит возвращение кредита после окончания учебы. Такое бремя ответственности сильно влияет на отношение к учебе и будущей работе.
Во всём есть и обратная сторона. Финансовая ответственность оказывает давление на американских студентов, делая их менее защищенными и в какой-то мере слишком нацеленными на конкретный сценарий профессионального развития, в то время как беззаботное самоощущение российских студентов придает им больше уверенности, позитивности, наделяет их большей открытостью и смелостью в освоении новых областей знаний. Отсутствие пресловутой «гонки» дает российским студентам больше возможностей для осмысления себя, своих личностных и профессиональных целей.
Социальная и личностная активность
Молодых американцев с самого раннего возраста вовлекают в различные благотворительные проекты, работу на добровольной основе, студенческие конкурсы. Это связано с особенностями американского общества, которое ожидает от своих сограждан проявления активной социальной позиции, а также с тем, что в большинстве компаний США уже разработана система объективных критериев, используемых при отборе выпускников, — студенты хорошо понимают, что работодатели ценят проявление личной и деловой инициативы за рамками университетской программы.
Любопытно, что также принимаются во внимание личностные достижения, не связанные напрямую с учебой, — например, наличие спортивных разрядов, всевозможных хобби.
Российским же студентам и в голову не придет перечислять свои спортивные заслуги в резюме, а американский работодатель рассматривает в подобных достижениях проявление одаренной и всесторонне развитой личности.
Практика вовлечения студентов на добровольной основе в те или иные проекты только приходит Россию.