Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Судьба народа русского... (по стихотворению Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда)

Вера Панаева рассказывала, что Н. А. Некрасов часто задумывался, глядя из окна их квартиры на соседний дом, где проживал какой-то крупный чиновник. И вот однажды он стал свидетелем эпизода, который и лег в основу стихотворения «Размышления у парадного подъезда».

В этом стихотворении предстает во всей своей трагичности судьба простого русского народа. Сам подъезд знатного человека представляется какой-то недостижимой высотой, к которой стремятся хотя бы подойти поближе простые люди. Несчастные крестьяне из дальних губерний не вызывают сочувствия у швейцара, непривыкшего, как и его хозяин, к виду «оборванной черни».

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах…

Им необходимо обратиться с просьбой о помощи, они надеются на чудо, что «владелец роскошных палат» обратит на них свое внимание. Но, увы, желаниям людей не суждено осуществиться. Швейцар даже побрезговал скудной «лептой» несчастных «пилигримов».

Кто-то крикнул швейцару: «Гони!

Наш не любит оборванной черни!»

И захлопнулась дверь.

У «владельца роскошных палат» нет ни малейшего желания обращать свой взор на простых людей. Он пребывает в блаженном безделье, его жизнь - сплошное удовольствие. С гневом пишет Некрасов об этих хозяевах жизни, чье существование полно лицемерия и ханжества.

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи

(Ждущей смерти твоей с нетерпением);

И сойдешь ты в могилу … герой,



Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Крестьяне, которые пытались обратиться к богачу с просьбой о помощи, олицетворяют собой униженную, бесправную Россию. Жизнь простых людей не идет ни в какое сравнение с жизнью высшего сословия, но, тем не менее, именно на плечах простых людей держится вся страна. Тяжелый, беспросветный труд бедноты является залогом спокойствия и благополучия богатых людей. Но богачи об этом просто не задумываются.

В определенном смысле рабская покорность простого народа кажется удивительной. Но поэт не ищет причины подобной покорности, он сострадает людям, к которым так несправедлива судьба. Во все времена простым людям приходится терпеть свою нелегкую долю. И все окружающие считают это нормой.

В стихотворении Некрасов выражает горестное сожаление о том, что на всей огромной территории России к простым людям относятся именно таким жестоким и бесчеловечным образом. Буквально в каждой строчке стихотворения ярко прослеживаются мысли автора относительно тяжести существования народа.

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Русский мужик в стихотворении называется «сеятелем и хранителем». Автор признает, что процветание России во многом зависит именно от народа. И тем более абсурдным выглядит отношение правящего класса, всячески подавляющего и унижающего народ. Стихотворение начинается с обычной картины, как от подъезда знатного человека прогоняют просителей, готовых смиренно кланяться ради возможности подать прошение. Потом обиженные просители предстают уже в ином ракурсе, они как бы олицетворяют весь народ России.

Автор сознательно сгущает краски, говоря, что повсюду стонет простой русский мужик. Жизнь его тяжела до невозможности. И удивительно, как еще не прекратилось существование всех бедняков.

Беспросветное существование народа показано короткими, но очень глубокими по своему смыслу строчками. Судьба народа трагична, тяжела. И автор, руководствуясь подобными мыслями, заканчивает стихотворение вопросом: «Есть ли надежда на изменение столь тяжелого положения?»

«Ты проснешься ль, исполненный сил?»

(Н. А. Некрасов)

Странно, но когда темы экзаменационных сочинений были написаны на доске, в цитате, давшей название этой, наиболее близкой мне теме, я обнаружила ошибку. Посмотрите внимательно на заголовок: частица «ль» поставлена после глагола. А в «Размышлениях у парадного подъезда» Н. А. Некрасов, обращаясь к народу, пишет так:

Ты проснешься, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил, -

Создал песню, подобную стону,

И духовно на веки почил?..

Совсем другая частица, совсем в другой строке. Что это - незнание текста методистами министерства образования, понадеявшимися на свою память и не сверившими цитаты, или пренебрежение к творчеству великого поэта? Хотелось бы верить, что первое. Ведь Некрасов достаточно много натерпелся при жизни и, право, не заслужил пренебрежения потомков.

В 1838 г. семнадцатилетний Некрасов приехал в Петербург с рукописью романа, с тетрадью стихов, но без копейки денег. Он нанялся писателем-чернорабочим, писателем-поденщиком, работал на износ, за десятерых. Постепенно в душе Некрасова поднимается ненависть к бесцельной и суетной литературной работе. Юноша Некрасов не удовлетворился своим дешевым успехом развлекателя публики и уже смутно ощущал в себе жажду отдать талант на служение какому-то великому делу.

Некрасов, прошедший через бытие горожанина-бедняка, понимает, что только усиление городского начала над поместным могло дать людей «пытливой мысли и труда», обличителей деспотического строя жизни. Пусть скупое, тусклое солнце светит в «невские струи», пусть город полон безобразных пороков, но есть и другое:

... В стенах твоих

И есть, и были в стары годы

Друзья народа и свободы,

А посреди могил немых

Найдутся громкие могилы.

Роскошь и блеск столицы помогают поэту лишний раз оттенить социальные противоречия жизни. Недаром одно из стихотворений так и называется: «Кому холодно, кому жарко».

Правда, в сатире «Кому холодно, кому жарко», изобразив жизнь столицы летом, когда «грязны улицы, лавки, мосты, каждый дом золотухой страдает; штукатурка валится и бьет тротуаром идущий народ», Некрасов переходит к картинному описанию зимнего вечера, когда «улицы, зданья, мосты при волшебном сиянии газа получают печать красоты». Все это там, где «гуляют довольные лица». Но есть и рабочие окраины:

Где, как черные змеи, летят

Клубы дыма из труб колоссальных,

Где сплошными огнями горят

Красных фабрик громадные стены,

Окаймляя столицу кругом.

Уже в первых своих стихотворениях, когда еще так свежи были для поэта впечатления тяжелых лет юности, Некрасов рисовал картины уличной жизни.

Поэт знал, что именно здесь, в стенах большого города, «цепи куют на несчастный народ», а потому временами обращал внимание читателей на свору хищников, создающих свое богатство на страданиях людей. Об этом он говорит отчасти в поэме «Недавнее время», а особенно - в поэме «Современники».

К концу 1850-х гг. Некрасов сам делается богатым человеком, ведущим самый шикарный образ жизни. Несмотря на это, он примыкает к идеям Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Именно в это время, осмыслив скорбные впечатления своего детства, он в поистине жгучих стихах называет Волгу «рекою рабства и тоски». Таким образом, противоречия жизни и поэзии Некрасова все более усугубляются и принимают совершенно отчетливые формы.

Когда Некрасов заболел, его поклонение бедному люду приняло еще более страстный характер. Он даже молился народу о своем исцелении:

Я взываю к русскому народу:



Коли можешь, выручай!

Как и Некрасов, уверенная в своем народе, я думаю, что не за горами время, когда он окончательно проснется, исполненный сил. И пусть наше поколение будет сеять только «разумное, доброе, вечное». Тогда потомки скажут нам спасибо.

Судьба народа русского (по стихотворению Н. А. Некрасова Размышления у парадного подъезда)
57.88kb.

09 09 2014
1 стр.


Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» Цели урока: а. Закрепить знания учащихся о жизни и творчестве

Н. А. Некрасова, ознакомить с содержанием стихотворения «Размыш ления у парадного подъезда» ипроанализировать его, обратить

61.71kb.

12 10 2014
1 стр.


Размышления у парадного подъезда
34.99kb.

11 10 2014
1 стр.


Урок 35 Н. А. Некрасов. Стихотворение «Размышление у парадного подъезда»

Формировать умение определять основную мысль произведения, его художественные особенности

68.8kb.

16 12 2014
1 стр.


Первая. Тюркизмы в языке и литературе русского народа в XI xvi вв

Вторая. Элементы тюркского происхождения в материальной культуре русского народа

211.78kb.

13 09 2014
1 стр.


Сочинения на свободную тему Трагическая судьба народа во второй мировой войне

Мои размышления были прерваны появлением молодоженов. Они несли к гранитному постаменту цветы, чтобы поклониться светлой памяти тех, кто сберег для них сегодняшний день и возможнос

45.14kb.

25 12 2014
1 стр.


Шахнов Сергей Соборность. Державность. Православие. Этногенез русского народа

Предлагаемая вниманию читателя работа представляет собой попытку применить аппарат этнологии, новой науки, основы которой разработаны гениальным ученым Л. В. Гумилевым, к исследова

7045.74kb.

06 10 2014
25 стр.


Внеклассное мероприятие Для 5-6классов «Сказания русского народа»

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга. На сегодняшнем мероприятии мы поговорим о некоторых старинных русских традициях и обычаях. И название у него такое необычн

65.12kb.

14 12 2014
1 стр.